- Гигапиксельная панорама Марса с марсохода Curiosity
- Виртуальный тур по Марсу
- Марсианская панорама – круговая виртуальная экскурсия на планету
- Что такое панорама?
- Панорама с Марса
- Отправляемся в виртуальный тур по Марсу вместе с NASA
- «Исследуем Марс» вместе с NASA
- В NASA разработали программу для виртуальной прогулки по Марсу
- Дубликаты не найдены
- NASA отправит двойника New Horizons за тысячу астрономических единиц от Солнца
- Второй и третий успешный полет вертолета на Марсе | Mastcam-Z
- Уникальная фотография от астронавта миссии Crew-2 Тома Песке
- NASA впервые опубликовало цветное фото Марса
- Третий полёт Ingenuity успешен!
- Вертолет Ingenuity заснял Марс в цвете!
- Марсианскому вертолету присудили официальные позывные
- Прибытие Crew Dragon на МКС — фото японского астронавта Соичи Ногучи
- Crew Dragon прибыл на МКС — впервые два пилотируемых корабля SpaceX были пристыкованы к станции
- Фотографии с запуска пилотируемой миссии SpaceX Crew-2 (ч.2)
- Илон Маск на конференции по случаю запуска миссии Crew-2 поделился оценкой разработки Starship, пределов многоразовости и прочего
- Фотографии с запуска 3 пилотируемой миссии SpaceX, в рамках которой на МКС были отправлены четверо членов экипажа
- Успешный запуск пилотируемого многоразового корабля Crew Dragon на МКС и посадка ракетной ступени на платформу
- Марсианский винт. Станет ли полет вертолета Ingenuity началом новой эры в авиации
- Второй успешный полёт марсианского вертолетика Ingenuity
- Больше подробностей о Moxie и первом добытом кислороде
- Марсоход NASA смог получить кислород из атмосферы Марса
- Flightradar24 на Марсе
- Опубликовано полное видео первого полета вертолета Ingenuity на Марсе
- Еженедельный дайджест новостей науки: Химера человека и обезьяны. Увеличение мозга. Земля – пылесос. Таймлапс Земли
Гигапиксельная панорама Марса с марсохода Curiosity
Ничто так не будоражит ум, как путешествие к другим планетам . Не зря ведь фантастика была и остается одним из самых популярных и читаемых жанров в художественной литературе.
Сегодня у Вас есть просто уникальнейшая возможность отправиться на Марс и увидеть его бескрайние просторы своими собственными глазами! Благодаря технологии панорамной съемки Вы сможете осмотреться по кругу, приблизить либо отдалить картинку.
Примечательно, что для получения фотографий Curiosity работал в течение 13 марсианских дней. Средние солнечные сутки на этой планете лишь слегка больше, чем земные и составляют 1д 0ч 40м. Однако данный факт никак не повлиял на качество панорамы, которая выглядит так, как будто она была создана в течение часа максимум.
Панорама Марса Андрея Бодрова сейчас является «самым масштабным снимком поверхности планеты за всю историю изучения планет». Она имеет очень высокое разрешение: 90х45 тыс. пикселей!
Итак, отправиться в путешествие на Марс, а именно в центр кратера Гейл, Вы можете прямо сейчас!
Для переключения в полноэкранный режим нажмите кнопку «Toggle Fullsceen»:
Надеюсь, вы получили истинное удовольствие, а множество других виртуальных экскурсий доступно в Каталоге сервисов. А если вам интересна тема Космоса, то вас точно не оставит равнодушным онлайн экскурсия по МКС!
Источник
Виртуальный тур по Марсу
Новый проект получил название “Достигнуть Марса” (Access Mars). На основе фотографий, сделанных Curiosity за 5 лет, был воссоздан рельеф Красной планеты. Эти кадры были сделаны шестью камерами. Две из них – цветные, а остальные – черно-белые.
Для того, чтобы начать покорять Красную планету, достаточно посетить сайт проекта.
Во время исследования Марса Curiosity нередко использовал именно черно-белые камеры, поэтому тем, кто отправится в виртуальный тур по Красной планете, не стоит пугаться монохромного пейзажа. Все дело в том, что некоторые участки поверхности Марса просто не были отсняты в цвете.
Тур по Марсу доступен для VR-гарнитуры и онлайн.
Google продолжает знакомить землян с Космосом. Недавно в сервисе Street View появились другие планеты.
Приблизиться к космосу: двухдневный маршрут по Калуге и Боровску
Ваше имя на Марсе? Легко!
Сколько проживут земные микробы на Марсе?
Стоунхендж и каменные лабиринты России и Скандинавии
5 захватывающих туров по России от Камчатки до Кавказа
Источник
Марсианская панорама – круговая виртуальная экскурсия на планету
Что мы знаем о Марсе? Для многих из людей это просто 4 планета Солнечной системы, размер которой составляет десятую часть размера Земли, это главная планета, на которую ученые возлагают большие надежды в поисках жизни. Но никогда не поздно обновить знания, особенно теперь, когда благодаря Curiosity и Opportunity широкой аудитории стала доступна панорама Марса.
Что такое панорама?
Панорама – это вид на местность, открывающийся с определенной точки, чаще всего с возвышенности. Благодаря имеющимся у человечества технологиям, сегодня стало возможно получать снимки с обзором в 360 градусов с Марса. Марсоходами Curiosity и Opportunity, длительное время колесят по Красной планете, ими было сделано порядка 224 000 кадров, которые в NASA соединяли в целостную панораму.
Просматривая изображения с поверхности Марса, создается ощущение виртуальной экскурсии, проводимой марсоходами. Сами фотографии делаются специальным аппаратом – Panorama Camera. Период фотографии одной местности длится в среднем от одной недели до месяца. Панорамная камера применяет три фильтра (на 753, 535 и 432 нанометра – оптические длины волн от красного до синего) и смешивает три изображения для формирования этого представления. Метод цветовой комбинации позволяет зрителю разглядеть более мелкие детали и усиливает цветовые различия.
Панорама с Марса
На сегодняшний день имеется множество панорам Марса. Сам марсианский ландшафт представляет большой интерес для ученых в плане изучения местности. Благодаря панорамным изображениям, сделанным марсоходом Curiosity в кратере Гейла, исследователям NASA удалось обнаружить очертания озера на Красной Планете, размеры которого составляли 50Х5 километров. Это послужило отправным пунктом дальнейших изысканий на предмет жизни на Марсе. Анализ остаточных пород позволил установить, что на дне озера была глина, формирующаяся исключительно в водной среде.
Также интерактивная мозаика позволяет увидеть панораму горы Шарп, известной также как «гора Эолида». Упомянутая возвышенность находится внутри кратера Гейла. Предполагается, что осадочные породы начали накапливаться в этой части кратера около 2,5 миллиарда лет назад. Предположительно данные отложения в свое время полностью заполняли кратер.
Гора Шарп
На данный момент марсоход Curiosity исследует подножие горы и намерен подниматься выше и выше, отвечая на вопросы ученых о химическом составе породы и его изменениях.
Не менее интересное видео было сделано на Panorama Camera с марсохода Opportunity. Продвигаясь к впадине, ровер параллельно изучал мелкие остаточные породы. 11 сентября 2007 года на Землю были отправлены снимки «Залива Утки», а спустя два дня камере запечатлеть мыс Верде – скала на окраине кратера.
Мыс Верде — скала на краю кратера Виктория
В 2008 году Opportunity удалился от залива, оставив на память человечеству завораживающие снимки ландшафтов.
После этого марсоход направился к кратеру Индевор – одной из древнейших котловин Красной Планеты. В 2011 году у ровера получилось достигнуть пункта назначения, а прислать снимки на Землю удалось лишь в апреле 2014 года.
Первое что попало в поле зрения ученых – торчащая гипсовая жила. После этого Opportunity начал исследование местности. Анализ осадочных пород выявил наличие кальция, серы и воды. По мнению ученых, гипсовая жила образовалась из сочащейся из скалы воды, богатой минералами. Панорама Индевора доступна в высоком разрешении и будет интересна тем, кто увлекается тематикой Марса.
Окраины кратера Индевор
К новым снимкам Марса относится панорама хребта имени Веры Рубин. Он находится на нижнем хребте горы Шарп. Ценным для изучения это место является потому, что здесь сосредоточено большое количество оксида железа, который образуется в сырой среде.
Сам хребет имеет впечатляющие размеры: высота многоэтажного здания и протяженность более 6,5 километров. На переднем плане панорамного изображения видна так называемая формация Мюррея, представляющая осадочный окаменевший слой на дне древнего озера. В правой части панорамы, на незначительном расстоянии от Curiosity виден слой глины. За этим слоем имеются холмы темно – алого цвета, являющиеся сульфатами.
Круговая панорама из фото Марса: марсианская ночь 360 градусов
3D Панорама горы Шарп на Марса сделанная марсоходом Curiosity
Панорама Марса – абсолютно уникальное явление. Еще пятнадцать лет назад невозможно было представить, что каждый заинтересованный, сидя на диване, сможет окунуться в мир Красной Планеты: восхититься ее видами, найти на поверхности очертания озера или гор. Созданные NASA снимки позволяют простым людям в режиме онлайн быть причастными к историческим открытиям, способным изменить наше мнение о жизни на Марсе.
Источник
Отправляемся в виртуальный тур по Марсу вместе с NASA
На прошлой неделе NASA на официальной странице в Facebook ровера «Кьюриосити» опубликовало изображение в формате 360°, позволяющее исследовать Марс с помощью смартфонов пользователей. Это была отличная идея, предлагающая оценить то, как в скором будущем мы сможем исследовать другие планеты задолго до того, как будущее поколение получит шанс сделать это лично. К сожалению, марсоход не оборудован камерой, позволяющей снимать панорамное видео, не говоря уже о трехмерной виртуальной реальности. Поэтому сферическое изображение стало результатом склеивания десятков высококачественных фотографий, однако итоговый результат оказался не самым лучшим и Марс выглядел практически неузнаваемым.
К счастью, на официальном YouTube-канале Лаборатории реактивного движения появилось видео в формате «360 градусов», и выглядит оно гораздо лучше. «Исследовать Марс» можно прямо в браузере, но для эффекта полного присутствия рекомендуется открыть ролик в приложении YouTube.
Полученные с помощью камеры марсохода «Кьюриосити» изображения были сняты 18 декабря 2015 года. Ниже показан путь ровера «Кьюриосити», который совершил посадку на поверхность Марса 6 августа 2012 года. С тех пор был совершен ряд открытий, включая обнаружение органических соединений, кратковременную вспышку концентрации метана в 10 раз, результаты минерального состава марсианского грунта, а также сделаны потрясающие изображения Марса.
«Исследуем Марс» вместе с NASA
Источник
В NASA разработали программу для виртуальной прогулки по Марсу
NASA разработали программное обеспечение смешанной реальности под названием OnSight, позволяющее визуализировать прогулку человека по Марсу.OnSight использует снимки марсохода Curiosity для создания 3D-модели ландшафта, которая позволяет исследователям бродить по холмам и долинам Марса.В отличие от геологов на Земле, ученые не могут лично исследовать поверхность Красной планеты, а двухмерные снимки не дают понять всю специфику инопланетного пространства.
«Иллюзия, что ты стоишь на Марсе, на самом деле дает совершенно другое ощущение этой планеты, чем полученное благодаря фотографиям», — отметил Паркер Аберкромби, лидер команды OnSight. По его словам, это поможет понять, насколько опасным и сложным будет ландшафт Марса для передвижений человека.Разработка уже получила награду НАСА как лучшее программное обеспечение года.
Дубликаты не найдены
Короче, колонизация марса отменяется, все будут в виртуальной реальности.
Будет одна большая матрица.
NASA отправит двойника New Horizons за тысячу астрономических единиц от Солнца
Астрономы представили план научных исследований нового исследовательского аппарата Interstellar Probe, который должен за 50 лет достичь отметки в тысячу астрономических единиц от Солнца. Дизайн нового зонда схож с аппаратом New Horizons, исследовавшим Плутон, а его запуск намечен на 2030-е годы, сообщается на сайте Европейского Союза Геонаук.
Граница гелиосферы, где солнечный ветер встречается с потоками плазмы, газа и пыли из Местного межзвездного облака, находится на расстояниях от 90 до 120 астрономических единиц от Солнца (для сравнения Плутон расположен на расстоянии 39,5 астрономических единиц от Солнца) и представляет собой крайне интересную для астрофизиков область, в которой идет множество физических процессов, ответственных не только за форму и динамику нашей гелиосферы, но и астросфер у других звезд. На сегодняшний день ее пересекли четыре аппарата и лишь два из них («Вояджер-1» и «Вояджер-2») смогли получить ценные научные данные, исследуя окружающую среду. Еще один аппарат — New Horizons — пересечет границу гелиосферы в будущем, однако к тому времени он уже прекратит свою работу.
Группа астрономов во главе с Еленой Проворниковой (Elena Provornikova) из Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса рассказала на Генеральной ассамблее EGU21 о задачах будущего исследовательского космического аппарата Interstellar Probe, разработка которого была начата в 2017 году в рамках программы NASA по гелиофизике. Ожидается, что зонд будет способен достичь отметки в тысячу астрономических единиц от Солнца.
Научная программа миссии достаточно обширна — зонд должен помочь ученым понять каковы размеры, форма и структура гелиосферы, существует ли головная ударная волна и каковы свойства водородной стены. Кроме того, исследователей интересуют влияние со стороны Солнца на параметры локальной межзвездной среды и наоборот, процессы ускорения и захвата частиц на границе гелиосферы, объекты пояса Койпера, а также свойства межзвездного нейтрального газа и пыли, проникающих в гелиосферу, и их отличия от вещества Солнечной системы.
Масса аппарата составит 850-950 килограмм, из которых около 90 килограмм придется на научную аппаратуру: анализаторы плазмы, заряженных и нейтральных частиц, датчики пыли и космических лучей, магнитометр, а также камеры. На борту будут установлены два радиоизотопных источника электроэнергии нового поколения. Для обмена данными с Землей будет использоваться пятиметровая антенна, работающая в X-диапазоне, которая должна обеспечить передачу данных со скоростью 500 бит в секунду с расстояния 1000 астрономических единиц.
Проворникова отметила, что в некотором смысле дизайн нового зонда аналогичен аппарату New Horizons, который был построен в Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса. Interstellar Probe, несмотря на возможную схожесть, не связан с проектом TAU (Thousand Astronomical Unit), разрабатывавшемся в конце прошлого века, а представляет собой прагматичный подход к разработке аппаратов для дальнего космоса, который предполагает использование доступных на сегодняшний день технологий и ракет-носителей. В настоящее время ведется завершение анализа концепции миссии и готовится отчет для NASA, которое и должно определить дату начала создания как научных приборов, так и самого зонда.
Ожидается, что запуск зонда в космос будет произведен в 2030-х годах при помощи ракеты-носителя SLS Block 2. После этого зонд совершит гравитационный маневр у Юпитера, что позволит развить скорость 7-8 астрономических единиц в год и достигнуть границы гелиосферы через 15 лет после старта. Расчетная продолжительность работы Interstellar Probe должна составить не менее пятидесяти лет.
Второй и третий успешный полет вертолета на Марсе | Mastcam-Z
Вертолет НАСА Ingenuity успешно завершил свой второй полет на Марс 22 апреля. Полет продолжался 51,9 секунды и удалось подняться в высоту 5 метров.
В воскресенье, 25 апреля 2021 года, вертолет совершил свой третий полет на Марсе, и он был быстрее и дальше, чем в любых испытаниях, которые он проходили на Земле. Высота такая же , как и во втором полете. Однако на этот раз он отдалился от места взлета на 50 метров, что составляет чуть больше половины длины футбольного поля, достигнув максимальной скорости 2 метра в секунду.
Все видеофрагменты были получены при помощи
основной научной камеры марсохода Perseverance: Mastcam-Z
Уникальная фотография от астронавта миссии Crew-2 Тома Песке
— Мне очень повезло, что выходя из своего скафандра и глядя в окно, я случайно заметил нашу 2-ю ступень Falcon 9! Она летела вместе с нами по параллельной траектории, но ниже. два крошечных объекта в 200-х км над Землей! Через время наши пути разошлись. Спасибо ей за полёт!
После отделения на высоте около 80 км, первая ступень начинает свой путь назад, а вторая — продолжает основную миссию. Вторая ступень имеет один двигатель Merlin. Оптимизированный для работы в вакууме, он обеспечивает до 934 кН тяги и отрабатывает около 6 минут полёта, после чего полезная нагрузка — в данном случае корабль — отделяется и выводится на нужную орбиту. Через некоторое время вторая ступень входит в атмосферу планеты и полностью сгорает.
NASA впервые опубликовало цветное фото Марса
Снимок сделан во время полета беспилотника 22 апреля 2021 года.
Американское управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) опубликовало первую цветную фотографию Марса, сделанную вертолетом Ingenuity.
На фото можно рассмотреть поверхность планеты и следы, оставленные марсоходом Perseverance.
«Это первое цветное изображение поверхности Марса с высоты птичьего полета», – говорится в сообщении NASA.
Вертолет доставили на Марс прикрепленным к днищу марсохода Perseverance нейлоновыми тросами. Марсоход приземлился примерно в одной миле от высоких скал кратера Езеро, в котором, по мнению НАСА, когда-то существовала жизнь, 18 февраля 2021 года.
Главными задачами Ingenuity являются демонстрация технологий и проведение первых полетов на Марсе. В NASA уже работают над следующим поколением марсианских вертолетов.
Третий полёт Ingenuity успешен!
Вертолет пролетел 50 метров на высоте 5 метров и вернулся на исходную точку
Видео и фото с полетов вертолета в ролике NASA
В своём Твиттере NASA JPL сообщило, что вертолёт продолжает устанавливать новые рекорды, летая быстрее и дальше. Ingenuity демонстрирует критические возможности, которые в будущем могут быть использованы для покорения Марса и за его пределами.
Пока что не были получены фотографии с самого вертолёта, но вот марсоход Perseverance уже прислал снимок летающего красавца
Рекомендую посмотреть видео о вертолете
Вертолет Ingenuity заснял Марс в цвете!
Спустя несколько дней после полёта вертолёта NASA получило цветное изображение Красной планеты.
Как сказано на официальном сайте NASA, во время второго полёта Ingenuity самостоятельно поднялся на высоту 5 метров, отлетел в сторону на 2 метра на восток и вернулся обратно. Общее время полёта – 51,9 секунды. Вертолёт также сделал три оборота, суммарно около 276 градусов.
Третий полёт Ingenuity состоится уже в это воскресенье, 25 апреля, примерно в 17:16 МСК. NASA нацелено на ту же высоту, но с увеличением максимальной скорости с 0,5 м/c до 2 м/c. Вертолёт отлетит на 50 метров на север и вернётся на «Поле Братьев Райт». Общее время полёта составит около 80 секунд, а расстояние – 100 метров.
Многие ответы на вопросы в этом видео:
Марсианскому вертолету присудили официальные позывные
Марсианский летун Ingenuity больше не просто самый дорогой вертолет для хобби в мире. Международная организация гражданской авиации (ICAO) присудила официальный код полета и позывные коды для винтокрылого робота, который в настоящее время трудится в кратере Джезеро на Красной планете.
Ingenuity обошлась NASA в 85 миллионов долларов и вошла в историю, когда взлетела со дна кратера Джезеро 19 апреля. Но до сих пор этот робот все еще выглядел как студенческий проект аэрокосмической инженерии, так как не имел официальных позывных.
Однако ICAO сообщила NASA и ФАУ США, что присудила официальные обозначения Ingenuity и полю Братьев Райт, откуда тот работает. Первый полет получил трехбуквенное обозначение IGY и позывной INGENUITY. Кроме того, поле братьев Райт обозначено как JZRO в честь кратера Джезеро.
Помимо признания инноваций и невероятных достижений полета в атмосфере другой планеты, от позывного на Марсе нет особого смысла — по крайней мере, пока. Если бы на Красной планете был какой-либо другой самолет, то обозначения использовались бы марсианской авиадиспетчерской службой (если бы та существовала) и показывали бы, что Ingenuity работает с правительственным агентством или участвует в международной операции. Кроме того, JZRO — это теперь аэродром, который будет использоваться для приложений планирования полетов
Прибытие Crew Dragon на МКС — фото японского астронавта Соичи Ногучи
Crew Dragon прибыл на МКС — впервые два пилотируемых корабля SpaceX были пристыкованы к станции
Пилотируемый корабль Crew Dragon Endeavour прибыл на МКС с четырьмя членами экипажа: астронавтами NASA Шейном Кимбро и Меган Макартур, астронавтом ESA Тома Песке и астронавтом JAXA Акихико Хошиде. Экипаж миссии Crew-2 на полгода присоединяется к 65-й экспедиции на МКС.
Корабль пристыковался к порту IDA-2 модуля Harmony. А корабль миссии Crew-1, который готовится к возвращению на Землю, находится на порте IDA-3.
Фотографии с запуска пилотируемой миссии SpaceX Crew-2 (ч.2)
Следите за актуальными новостями в сообществе SpaceX!
Илон Маск на конференции по случаю запуска миссии Crew-2 поделился оценкой разработки Starship, пределов многоразовости и прочего
Илон Маск о своих эмоциях во время пилотируемых запусков:
— «Я полагаю, что это становится немного проще, поскольку компания запускает все больше миссий, но это по-прежнему невероятно напряжно, и я обычно не могу уснуть в ночь перед запуском.»
|
— «Трудно поверить в то, чем мы здесь занимаемся. Честно говоря, это похоже на сон.»
|
— «Предстоящая миссия Inspiration4 должна действительно подарить ощущение пребывания в космосе экипажу благодаря стеклянному куполу, который SpaceX добавили на Crew Dragon вместо стыковочного адаптера.»
Стив Стич из NASA отмечает, что SpaceX внесли технические улучшения перед запуском Crew-2, «добавив способность справляться с береговыми ветрами», которые уже приводили к переносам миссий Demo-2 и Crew-1.
Илон Маск о победе в конкурсе на создание лунного посадочного модуля для высадки американских астронавтов в 2024г:
— «Для нас большая честь быть выбранными NASA для возвращения людей на Луну.»
|
— «Прошло уже почти полвека с тех пор, как люди в последний раз были на Луне. Это слишком долго. Нам нужно вернуться туда и иметь постоянную базу на Луне. крупная, постоянно обитаемая база на Луне. А потом разместить город на Марсе, чтобы стать поистине космической цивилизацией, многопланетным видом.»
|
— «Я думаю, что высадка в 2024 достижима. Мы определенно построим много ракет и, вероятно, разобьем большую их часть. Но я думаю, что это произойдет в 2024 году. Это кажется вероятным. Мы будем стремиться к более ранним срокам. Это действительно выполнимо.»
Илон Маск о возможностях многоразовости Falcon 9 и Starship:
— «Не похоже, что есть некий очевидный предел надежности ракеты Falcon 9. Планируем повторно использовать ускорители вплоть до какого-то сбоя в миссиях Starlink, которые станут испытательным стендом для тестирования пределов повторного использования Falcon 9.»
|
— «Только недавно я почувствовал, что полное и быстрое повторное использование может быть достигнуто. Я долго не был уверен, но теперь уверен.»
Инфографика, где синим указано число дней между повторным использованием ракетной ступени, а зеленым количество повторных запусков:
Следите за актуальными новостями в сообществе SpaceX!
Фотографии с запуска 3 пилотируемой миссии SpaceX, в рамках которой на МКС были отправлены четверо членов экипажа
Успешный запуск пилотируемого многоразового корабля Crew Dragon на МКС и посадка ракетной ступени на платформу
Впервые в истории космонавтики компания SpaceX запустила пилотируемую миссию на орбиту на ранее использованном жидкотопливном ракетном ускорителе, кроме того, впервые частный оператор запусков отправляет повторно в орбитальный полёт космический пилотируемый корабль.
SpaceX запустила на орбиту уже три экипажа менее чем за 11 месяцев. В ближайшие шесть месяцев должны последовать еще две миссии. Замечательные темпы для нового космического корабля.
Поистине космические виды демонстрировала сегодня камера, установленная на первой ступени:
После совершив штатную и обыденную посадку:
Марсианский винт. Станет ли полет вертолета Ingenuity началом новой эры в авиации
Внимание. Статья вышла ДО полета вертолета.
11 апреля вертолет Ingenuity впервые попробует подняться над поверхностью Марса, и эти летные испытания вызывают жгучий интерес. Дело не только в том, что дело Игоря Сикорского продолжится уже на другой планете, а исторический полет явно приурочен к 60-летию полета Гагарина. Возможно, с Ingenuity начинается другая, еще более продвинутая ветвь винтокрылого полета.
Атмосфера Марса, хоть и весьма разрежена, вполне позволяет аэродинамический полет. Но вертолетам летать в атмосфере со столь невысокой плотностью еще не доводилось — даже на Земле. На поверхности Марса плотность атмосферы составляет всего 20 граммов в кубометре, что в 61 раз меньше плотности земной атмосферы (1,225 килограмма в кубометре). «Марсианскую» плотность земная атмосфера имеет на высоте 29,4 километра (согласно МСА, Международной стандартной атмосфере).
ingenuity в полете в представлении художника
Ничего сверхъестественного в аэродинамическом полете на Марсе нет.
Аэродинамическая сила зависит от формы обтекаемого тела, его положения и скоростного напора потока — произведения плотности воздуха на квадрат скорости полета, деленного пополам: q =½ρV2. Плотность воздуха (ρ) входит в это уравнение простым сомножителем, тогда как скорость (V) — квадратом. Соответственно, для компенсации того, что плотность марсианской атмосферы по сравнению с земной ниже в 61 раз, нужно увеличить скорость обтекания в корень квадратный из 61 = 7,8 раз. Тогда величина марсианской аэродинамической силы будет равна земной. Заставить лопасти крутиться в 7,8 раз быстрее — не такая уж сложная техническая проблема. Тем более что они не будут испытывать земного сопротивления воздуха.
Скорость движения концов лопастей Ingenuity составляет порядка 150 метров в секунду. Скорость звука в марсианской атмосфере — 244 метра в секунду, поэтому значение числа Маха для лопастей получится 0,62 М. Хотя такая скорость звука приводится для среднегодовой температуры в −63 °C. Экваториальные зоны Марса прогреваются до +35°C (зафиксирована марсоходом «Spirit»). Это несколько снижает плотность атмосферы и потому повышает требования к оборотам винта — они должны с запасом перекрывать возможные спады плотности на взлетной площадке. Но и в теплое время скорость концов лопастей не превысит 0,7 М.
Звук такого винта напоминает гудение жука.
Частота взмахов крыльев комара около 600 раз в секунду, что и дает тон комариного писка в 600 герц. Частота жужжания комнатных мух и медоносных пчел лежит в диапазоне 200-300 герц, шмели гудят с частотой 120-180 герц. Заявленные обороты винта Ingenuity — 2400 в минуту, или 40 в секунду; значит, концы лопастей будут проходить одну и ту же точку окружности 80 раз в секунду. Вероятно, рабочие обороты будут несколько выше и частота прохода лопастей будет достигать 90 герц. Примерно на этой частоте жужжат в полете некоторые жуки — например, священный скарабей (Scarabaeus sacer).
Чисто марсианские вопросы
Марс — довольно пыльная планета. Плотность пылевых облаков в некоторые периоды может в два-три раза превосходить плотность собственно газовой атмосферы. Как это может повлиять на обтекание лопастей и аэродинамические силы? Будет ли пыль сливаться с потоком воздуха, обтекающим вращающиеся лопасти или частично отделяться от него?
Вариант 1. Пыль с газом ведут себя как единая среда — вязкость и число Рейнольдса для этого размера частиц позволят пыли слиться с атмосферой. Неспроста пыль в этой атмосфере висит месяцами, находясь с ней в равновесии. Тогда при обдуве таким потоком, уплотненным тонкой минеральной компонентой, аэродинамические силы возрастут в разы, с ними и подъемная сила. Со значительным улучшением полетных условий по энергетике полета. Видимость же и навигация составят первые километры, что позволит короткие локальные полеты на сотни метров.
Вариант 2. Пыль сепарируется от газа под действием ударов лопастей (скорость которых делает их сходными с лопатками компрессоров в авиадвигателях). Проявятся центробежные эффекты циклона. Тогда обтекание будет другим. Пыль и в этом случае может добавить подъемной силы — частично за счет отброса вниз от удара лопастью, как реактивная составляющая. Этот вариант менее вероятен, однако его стоит оценить. А еще лучше измерить на месте.
Атмосфера Марса. Съемка аппарата «Викинг», 1976 год
Поэтому крайне любопытно, какая телеметрия будет доступна по итогам полетов: по процессам на борту и параметрам работы винта, по фактической динамике полета. Что будет измеряться в полетах и передаваться на Землю?
Например, можно оценивать взаимодействие лопастей с атмосферой по изменению фактических оборотов винта при расчетном токе в двигателе. Или росту расхода энергии при заданных оборотах. Анализ этих данных помог бы исследовать динамику реальной марсианской атмосферы в отношении винта.
Конечно, испытания на местности покажут и температурные особенности полетов. Интересно, как будет меняться плотность марсианского воздуха в зависимости от погоды и времени суток. Иногда рано утром на поверхности Марса наблюдается разность температуры в 20 градусов на первом вертикальным метре. Стартуя в одном воздухе, через метр подъема Ingenuity окажется в другом воздухе. Это придется учитывать в технологии взлета.
Кроме того, иногда пыль на Марсе поднимается с завихрениями во время утреннего прогрева воздуха. Будет ли возникать запыление солнечных батарей Ingenuity от потока с винта при взлете и посадке? Многие вопросы, сейчас чисто умозрительные, не получат ответа, а обрастут новыми нюансами после летных испытаний на настоящем Марсе.
На Земле дозвуковое обтекание в разреженном воздухе первой реализовала высотная реактивная авиация — это сделал разведывательный U-2 Lockheed с рабочим потолком 21,34 километра. На этом самолете пилот Джерри Хойт (Jerry Hoyt) достиг рекордной высоты в 22 475 метра. Советский высотный перехватчик дрейфующих аэростатов М-17 Мясищев, самолет начала 1980-х, и его более поздняя модификация М55 «Геофизика» поднимались на 21,55 километр
Cтратосферный планер Airbus Perlan II
Очень интересен стратосферный планер Airbus Perlan II. Он построен для наблюдений за северным полярным вихрем и самых редких на Земле стратосферных перламутровых облаков, образуемых гравитационными волнами (важно: из гидродинамики, а не астрофизики!) при обтекании ветром горных массивов в полярной зоне. 9 сентября 2018 этот аппарат установил рекорд высоты для планера, поднявшись на 23,2 километра и стал самым высотным в мире пилотируемым дозвуковым летательным аппаратом. Его потенциал еще выше, потому что конструкторы определили его практический потолок в 27 километров.
Еще выше на дозвуке поднимались непилотируемые аппараты. Один из них, Helios, разработанный для NASA компанией AeroVironment, особенно интересен. Это летающее крыло, покрытое солнечными электрическими элементами, поднималось в воздух благодаря 14 винтам с электродвигателями на передней кромке крыла. 13 августа 2001 года его модификация, Helios HP01, взлетел на высоту 29 524 метров — этот рекорд высоты горизонтального полета для крылатых аппаратов без реактивного двигателя держится по сей день. Нам этот рекорд интересен тем, что Helios HP01 достиг «марсианской» атмосферы. Точнее, смог лететь при плотности воздуха, соответствующей атмосфере Марса.
Экспериментальный аппарат NASA Helios HP01
Неизвестно, освоит ли дозвуковая техника более высокие эшелоны. На высоте 50 километров в дозвуковом режиме провалятся даже самые легкие углеродные конструкции. Дозвуковая аэродинамика навсегда покидает здесь арену аэронавтики. Держать аппарат на таких высотах и выше, в ионосфере, смогут лишь другие концепции полета.
Земные вертолеты никогда не достигали разреженных высот стратосферы.
Хотя у этого тезиса есть одно возможное исключение: мировой рекорд высоты для вертолетов.
Его установил французский пилот Жан Буле (Jean Boulet) 21 июня 1972 года. Вертолет SA.315B Lama французской фирмы Aérospatiale был разработан по заказу военно-воздушных сил Индии как вертолет общего назначения для работы в высокогорной зоне Гималаев. С вертолета сняли для облегчения конструкции все, что смогли, вплоть до второго кресла, аккумулятора и стартера, отсоединив их сразу после запуска двигателя. Заменили топливный бак на уменьшенный, добавили кислородное оборудование для пилота.
Жан Буле. На заднем плане вертолет Aerospatiale SA 315B Lama
Буле набирал высоту с большой скоростью, порядка километра в минуту, и смог выбраться на высоту 12 442 метров, где разреженность атмосферы привела к помпажу двигателя и его остановке. Не имея возможности запуска двигателя без снятого стартера и аккумулятора, Буле сумел спуститься вниз на авторотационных оборотах несущего винта и благополучно приземлиться, установив сразу и рекорд самого долгого снижения на авторотации (так называется снижение без двигателя с раскруткой несущего винта набегающим снизу потоком). Оба рекорда остаются действующими и сегодня. Вполне вероятно, что этот полет стал стратосферным полетом вертолета, смотря по тому, на какой высоте располагалась тогда тропопауза, и на какой высоте начиналась стратосфера.
Как опереться на разреженный воздух
Но вернемся на Марс. Такие атмосферные условия есть на всех планетах с более плотной атмосферой — на Венере и Земле — просто на больших высотах. И освоение сверхвысотного диапазона могло бы оказаться весьма полезным.
Среда, о которой мы говорим, настолько разрежена, что обычное обтекание не порождает достаточных аэродинамических сил, чтобы держать вес аппарата. Эту проблему решает сверхзвуковое движение. Сверхзвуковой самолет, летящий на большой высоте в разреженной стратосфере Земли, где плотность воздуха в двадцать раз ниже, чем над поверхностью, за счет скорости уплотняет обтекающий его воздух. Это и дает самолету достаточную подъемную силу.
Плотным воздух становится непосредственно на обтекаемых поверхностях, охватывая их многократно сжатым тонким движущимся слоем. Это происходит благодаря ударному газодинамическому сжатию, создаваемому сверхзвуковыми скачками уплотнения. Они возникают в набегающем сверхзвуковом потоке на передних частях и кромках летящей конструкции. Уплотненный воздух протекает по поверхности аппарата сжатым — он не успевает расшириться из-за быстроты происходящего. Остается подставить потоку под небольшим углом низ корпуса или нижнюю поверхность крыла, получив на них сжатый поток. И собрать этой поверхностью давление, объединенное в подъемную силу. Так может создавать сверхзвуковую подъемную силу и лопасть вертолета.
Разреженная атмосфера Марса подходит для сверхзвукового винта. С выходом лопастей на сверхзвуковое движение возникнет добавочное газодинамическое сопротивление. Можно оценить высоту на Марсе, на которой сила сопротивления при скорости краев лопастей М=1,5 равна рабочему сопротивлению вращения винта на поверхности Марса — это где-то 20-30 километров над поверхностью. На этой высоте Марс можно было бы снимать, картографировать, вести поисковые операции с разрешением намного большим, чем с орбитальных 250 километров. Здесь подъемную силу создать можно уже только за счет сверхзвукового уплотнения.
Сверхзвуковой несущий винт
Каков в общих чертах может быть сверхзвуковой несущий винт? Сверхзвук на лопасти всегда будет начинаться на некотором расстоянии от оси винта, и занимать наружную часть, двигающуюся с большими скоростями, центральная часть винта будет оставаться дозвуковой. Какую часть лопасти займет сверхзвуковое обтекание? Можно как-нибудь назвать этот показатель — например, сверхзвуковым процентом винта. Он покажет, насколько или в какой степени винт становится сверхзвуковым при данных оборотах и размерах.
Сверхзвуковой винт использовали на экспериментальном винтовом истребителе XF-84H Thunderscreech компании «Republic Aviation Corporation» в 50-х годах прошлого века. Он выполнил одиннадцать полетов, создавая тягу сверхзвуковым винтом на носу. Скорость концов его лопастей достигала 400 метров в секунду: у земли это М = 1,18, а на максимальной высоте это значение достигало М = 1,36. Со сверхзвуковой скоростью двигались наружные 60-70 сантиметров лопастей винта. То есть половина лопасти была сверхзвуковой.
Из-за вращающейся системы скачков уплотнения на лопастях шум сверхзвукового винта был беспрецедентно сильным.
Во время наземных пробежек работу двигателя было слышно за 25 миль (46 километров). Самолет явно оправдывал свое громкое название «Грозовой крик». Персонал, находящийся недалеко от самолета с работающим двигателем, несмотря на защитные наушники, испытывал из-за шума сильную тошноту и головные боли — а у одного из обслуживающих инженеров даже случился припадок. Командир «Дугласа» C-47, который оказался рядом с XF-84H во время испытательных пробежек, через полчаса потерял дееспособность. Пилот самого XF-84H Хэнк Байрд (Hank Beaird) с большим трудом выдерживал пребывание в кабине из-за акустической нагрузки. Грохот сверхзвукового винта до такой степени нарушал работу диспетчерской вышки авиабазы Эдвардс, что персонал вышки вынужден был общаться с пилотом XF-84H с помощью световых сигналов.
Republic XF-84H Thunderscreech, Национальный музей ВВС США. Сверхзвуковой винт XF-84H диаметром 3,66 метра с широкими стальными лопастями, похожими на лопатки вентилятора в турбовентиляторном реактивном двигателе. Более чем на полметра его концы лопастей были сверхзвуковыми
В марсианской атмосфере сверхзвуковой винт вряд ли будет создавать такое оглушающее действие, зато проявит свои преимущества. При этом он легко технологически достижим сегодня. Вопрос только о том, возможно ли сделать его достаточно большим и прочным.
Применение сверхзвуковых несущих винтов очень пригодилось бы на Земле.
Они могут работать в верхней стратосфере на высотах 50-55 километров, а возможно, выше, в нижней ионосфере. С решением задачи электрического питания двигателя винта получатся хорошие псевдоспутники ретрансляционного или следящего назначения — аппараты, длительно пребывающие на больших атмосферных высотах, и выполняющие задачи низкоорбитальных спутников. При этом у псевдоспутников есть преимущества — они не заходят за горизонт, не требуют глобальной всепланетной спутниковой системы, и могут быть сосредоточены в нужном районе Земли, не делая бесполезных баллистических облетов остального земного шара. Такие средства смогут осваивать новый высотный эшелон — не 20+ километров, как у высотных самолетов и планеров, не 30+, как у стратостатов, а 50-60 километров.
Из основных проблем сверхзвукового винта, требующих решения, можно отметить две. Первая — это прочность лопастей. Главная нагрузка будет на разрыв, в силу огромного центробежного ускорения на лопастях, особенно на концах. И вторая — устойчивость длинной лопасти в перпендикулярном сверхзвуковом потоке. Как распределятся нагрузки на сверхзвуковой лопасти? Отчего может разрушиться такая лопасть? От превышения прочности на разрыв, потери устойчивости, или из-за других причин?
Кроме того, обычный у вертолетов механизм качания лопасти не сможет работать с такой частотой. Но возможно, он не понадобится. В течение одного оборота лопасть вертолетного винта изменяет свой угол атаки. Когда она движется в направлении полета вертолета, против набегающего потока, обгоняя кабину, скорость обдува возрастает, и лопасть уменьшает свой угол атаки. Оказавшись на другой стороне вертолета, лопасть движется назад в сторону хвоста попутно потоку, и скорость ее обтекания потоком уменьшается. Поэтому здесь принудительно увеличивается угол атаки лопасти.
Эти циклические изменения угла атаки лопасти выполняет механизм качания. Так достигается равенство подъемной силы лопастей справа и слева от летящего вперед вертолета, избавляя его от опрокидывания. Но при небольшой продольной скорости аппарата и огромной сверхзвуковой скорости обтекания разница обтекания будет незначительной. Это позволит отказаться от изменения угла атаки лопасти за один оборот и от механизма качания лопастей.
Но пока сверхзвуковой винт для глубоко разреженных атмосфер остается делом будущего. Сегодняшний день — это Ingenuity, готовящийся к своим первым полетам на Марсе. Пожелаем ему успешного взлета и мягкой посадки, и выполнения всей запланированной программы полетов.
Второй успешный полёт марсианского вертолетика Ingenuity
NASA получило данные и первое фото с марсианского вертолёта, который успешно выполнил свой второй полёт.
Сегодня в 12:30 МСК Ingenuity совершил взлёт на высоту пять метров, отлетел в сторону на два метра, после чего вернулся в точку взлёта. В 16:21 была получена телеметрия, а чуть позже – чёрно-белая фотография.
NASA, отвечая на вопрос о цветных фотографиях, написало в своём Твиттере: «Мы надеемся скачать их в следующие солы. Несмотря на то, что такие фотографии были частью плана прошедшего полёта, приоритетом для нас является непосредственно получение данных (и вот это чёрно-белое изображение). Мы поделимся ими [фотографиями] сразу же, как только они у нас появятся!» –
Больше подробностей о Moxie и первом добытом кислороде
Итак, новое достижение человечества получено — Mars Oxygen In-situ Resource Utilization Experiment (MOXIE) смог добыть кислород из атмосферы Марса.
Испытания прошли 20 апреля, в 60-й марсианский день с момента приземления миссии 18 февраля.
Атмосфера Марса на 96% состоит из углекислого газа. MOXIE отделяет атомы кислорода от молекул углекислого газа, которые состоят из одного атома углерода и двух атомов кислорода. В атмосферу Марса выбрасывается остаточный продукт — окись углерода.
Процесс преобразования требует высоких температур. Прибору нужно достичь температуры примерно 800 градусов по Цельсию. Для этого блок MOXIE изготовлен из термостойких материалов. К ним относятся детали из никелевого сплава, напечатанные на 3D-принтере, которые нагревают и охлаждают проходящие через него газы, а также легкий аэрогель, который помогает удерживать тепло. Тонкое золотое покрытие на внешней стороне MOXIE отражает инфракрасное тепло, не позволяя ему излучаться наружу и потенциально повредить другие части Perseverance.
После двухчасового прогрева MOXIE начал производить кислород со скоростью 6 граммов в час. Значение было уменьшено в два раза во время цикла (обозначено как «текущие развертки»), чтобы оценить состояние прибора. После часа работы общее количество произведенного кислорода составило около 5,4 грамма, чего достаточно, чтобы космонавт оставался здоровым в течение примерно 10 минут нормальной активности. Источник: обсерватория Хейстэк Массачусетского технологического института.
В первом эксперименте производство кислорода MOXIE было довольно скромным — около 5 граммов, что эквивалентно примерно 10 минутам пригодного для дыхания астронавта кислорода. MOXIE, имея мощность в 300 Ватт, предназначен для выработки до 10 граммов кислорода в час.
Эта демонстрация технологии была разработана чтобы убедиться, что прибор переживет запуск с Земли, почти семимесячное путешествие в глубокий космос и приземление с Perseverance 18 февраля. Ожидается, что MOXIE извлечет кислород еще как минимум девять раз в течение Марсианского года (почти два года на Земле).
Эти процессы производства кислорода будут состоять из трех этапов. На первом этапе будет проверяться функции прибора, на втором этапе прибор будет работать в различных атмосферных условиях, например, в разное время суток и сезоны. На третьем этапе, сказал Хехт, «мы будем расширять границы» — опробование новых режимов работы или ввод «новых приёмов, например, эксперимент, в котором мы сравниваем работу при трех или более различных температурах».
Таким образом, первое испытание демонстрационного модуля можно считать успешным. А это значит, что для будущих миссий и особенно этапа колонизации, блок масштабируют для производства более высоких объемов кислорода. Который можно пустить не только на поддержание жизнеобеспечения колонистов, но и использовать как компонент ракетного топлива. А это уже позволит существенно сократить количество грузов, доставляемых с Земли.
Марсоход NASA смог получить кислород из атмосферы Марса
Марсоход Perseverance, запущенный американским космическим агентством NASA на Марс в июле прошлого года, впервые смог выделить из марсианской атмосферы кислород, сообщает пресс-служба NASA.
В сообщении отмечается, что шестиколесный робот смог преобразовать в кислород часть «тонкой, богатой диоксидом углерода атмосферы». Испытание марсоход провел 20 апреля, это был 60-й день его пребывания на красной планете.
© Иллюстрация с сайта NASA/JPL-Caltech
NASA подчеркивает, что в будущем это может способствовать обеспечению астронавтов пригодным для дыхания воздухом, хотя атмосфера Марса состоит из углекислого газа на 96%. Кроме того, это позволит производить на планете топливо. Таким образом, работа марсохода приближает высадку человека на Марс.
Flightradar24 на Марсе
Опубликовано полное видео первого полета вертолета Ingenuity на Марсе
NASA опубликовало полное видео первого полета вертолета Ingenuity в кратере Йезеро на Марсе. Видео записывалось с помощью камеры MastCam-Z, расположенной на ровере Perseverance, который наблюдал за испытательным полетом вертолета с расстояния 65 метров. Весь полет длился чуть менее 40 секунд.
Винты вертолета раскрутились до 2400 оборотов в минуту, после чего Ingenuity перешел во взлетный режим. Он взмыл на высоту трех метров, повисел и плавно опустился в зону посадки. Весь полет проходил в автономном режиме по загруженной предварительно программе. После анализа данных этого полета Ingenuity будет совершать более сложные вылеты. Его миссия рассчитана на 30 дней.
Еженедельный дайджест новостей науки: Химера человека и обезьяны. Увеличение мозга. Земля – пылесос. Таймлапс Земли
Каждую неделю мы отбираем самые интересные, на наш взгляд, новости из мира науки за прошедшую неделю.
И в этом выпуске: Как ученые собрали химерный организм обезьяны и человека; Что нужно сделать, чтобы увеличить размер своего мозга; Мощность Земли как космического пылесоса; Что означает «первозданность» кометы Борисова; И несколько слов о новых проектах НАСА и Гугл.
00:00 Лучшие новости науки на QWERTY
00:46 Подсчитано, сколько межпланетной пыли падает на Землю
02:29 Комета Борисова оказалась «девственной»
04:44 Полет Ingenuity отложен
05:29 Созданы химерные эмбрионы обезьяны и человека
08:50 Муравьи смогли увеличить размер своего мозга (после уменьшения)
11:11 Интересные проекты недели
12:18 Лучшая новость предыдущего выпуска
(все ссылки на пруфы и исследования под роликом на ютубе. Короткая текстовая версия ниже)
Сколько межпланетной пыли падает на Землю
Между Землей и Марсом есть пылевое кольцо, которое ответственно за очень красивый визуальный эффект на рассветном или закатном небе — зодиакальный свет. Притяжение Земли не пускает пыль из этого пончика к Солнцу, втягивая ее в себя. Как оказалось, ученые уже давно пытались понять, а сколько же в целом межпланетной пыли оседает на Земле? Ведь некоторые кусочки комет и астероидов, пересекающие траекторию Земли, не успевают сгореть полностью в атмосфере и падают на землю микрочастицами пыли. Чтобы подсчитать количество этого материала, воспользовались методом, похожим на метод определения количества осадков. Только собирали межпланетную пыль на станции Конкордия в глубине Антарктики, и не в ведро, а в специальные емкости. В этой локации почти нет осадков, а пыль с пыльных материков не доносится ветром. За 6 экспедиций ученые набрали достаточно материала — а это были межпланетные частицы размерами от десяти до нескольких сотен микрометров, — чтобы подсчитать, что в год в среднем на каждый квадратный метр поверхности Земли падает 8,6 микрограммов межпланетной пыли, что дает суммарно 5200 тонн в год. Примерно 20% этой массы приходится на астероидные частицы, а другие 80% на кометные. А вот больших метеоритов на Землю ежегодно выпадает всего лишь тонн 10. Чувствуете разницу? Вот так Земля понемногу тяжелеет за счет межпланетной пыли, и сколько-то ее есть и в твоих залежах под диваном.
Комета Борисова оказалась «девственной»
Первая межзвездная комета, посетившая нашу звездную систему — комета 2I/Borisov. Телескоп VLT и комплекс радиотелескопов ALMA в Чили обнаружили крайне интересное её свойство при исследовании свойства солнечного света, поляризованного кометной пылью. Поляриметрические свойства кометы Борисова не похожи на свойства всех других известных нам комет, кроме одной. Это комета Хэйла-Боппа. Про нее можно сказать, что она встречалась с Солнцем лишь единожды — в конце 90х. Т.е. солнечный свет, ветер и вообще Солнце никак на нее не влияли почти всю ее историю. А значит, что ее состав и химия не менялись с момента ее зарождения из газо-пылевого облака, из которого образовалась и она, и Солнечная система где-то 4,5 млрд лет назад. Характеристики кометы Борисова говорят, что ее звездные излучения затрагивали чуть ли не меньше, чем комету Хэйла-Боппа, т.е., вероятно, что никогда. До встречи с Солнцем, разумеется. А значит, у нас есть шанс изучить гостью из другого мира в том состоянии, в котором она находилась в момент зарождения. Конечно же, сделав скидку на то, что она, опять-таки, повстречалась уже с нашим Светилом.
Полет космического вертолета Ingenuity опять отложен
Во время проверки высокоскоростного вращения лопастей марсианского вертолета, что-то пошло не так. Аналитики проанализировали ситуацию, поняли, что надо исправить, и инженеры НАСА писали новый код, который иначе будет работать с полетными контроллерами, переход к полету будет более плавным. Ну и конечно этот код еще его нужно было проверить на имитационных земных моделях. По состоянию на 17 апреля инженеры таки справились с проблемой, и марсианский вертолет тестово раскрутил лопасти на высоких оборотах. Первый полет теперь запланирован на 19 апреля, следите за новостями.
Созданы химерные эмбрионы обезьяны и человека
Химера — это когда в одном организме содержатся клетки или органы другого биологического вида. Основные сложности с химерными организмами — неприживающиеся и отмирающие человеческие клетки в животном эмбрионе. Можно, конечно, отключить у эмбриона ген, отвечающий за клеточное самоубийство, апоптоз, но это чревато развитием рака в дальнейшем. В новом эксперименте ученые доработали эмбриональные человеческие клетки, путем репрограммирования их откатили не просто до зародышевого состояния, что есть обычная практика, а еще немного назад. Т.е. из них можно было бы получить и эмбриональные клетки, и клетки плаценты, например, т.е. и зародышевые и внезародышевые клетки. И это сработало. Во всех 130 шестидневных эмбрионах макак-крабоедов, в которые ввели усовершенствованные эмбриональные человеческие клетки, они прижились. При доращивании вне матки к 15 дню выжило 50%, а к 19му дню — целых 10% эмбрионов, на этой стадии клетки эмбрионов уже разделялись на несколько слоев и сформировали план тела. Доля человеческих клеток в них составляла 7%. И это самый большой результат из подобных экспериментов.
После 19 дня эмбрионы уничтожили по этическим соображениям, а точнее разобрали для анализа. Этические споры уже разгораются, без этого никуда — вдруг человеческие нейроны осознают себя в обезьяньем теле.
По результатам анализа обезьяньи клетки развивались так, как им положено, экспрессировали нужные гены и собирались сформировать разные органы и ткани. А вот человеческие были в целом менее дифференцированы, развивались не так, как в человеческом зародыше и больше склонялись к рецепторным клеткам. Получается, что человеческая часть эмбриона вырабатывала инструменты для общения с обезьяньей частью. И какое-то общение все же происходило. Точнее сказать сложно. За 19-то дней. Но вообще, когда ученые смогут ответить на десятки вопросов, типа — как помочь клеткам выживать лучше, как заставить клетки разных видов лучше дружить, как заставить человеческие клетки формировать нужные ткани — они смогут выращивать органы на заказ в теле животного. В любом случае это первый задокументированный эксперимент с клетками человека и обезьяны с очень высоким результатом выживаемости и процента «химерности».
Муравьи смогли увеличить размер своего мозга (после уменьшения)
Представители индийских прыгающих муравьев — умеют изменять размер своего мозга. В обе стороны, но с некоторыми ограничениями. Во-первых, этот процесс запускается после того, как монархия пала. Ну то есть королева, матка погибает. Так как она единственная, кто может размножаться, без ее яичников колония обречена. Поэтому рабочие сословия — рабочие особи, солдаты, няньки, представленные исключительно бесплодными самками, выдвигают своих представителей на замену матки. Несколько рабочих особей — их называют гамэргатами — начинают перестройку своего организма. Это может выглядеть внешне не очень ярко, но внутри у них меняется почти все — яичники становятся огромными (смотри на видео). Ядовитые железы съеживаются, а мозг так вообще на 20% сжимается. Ведь он потребляет слишком много ресурсов, а их теперь нужно пускать только на деторождение. Да и пользоваться им, сидя в темной камере в окружении нянек, особо не приходится.
А вот если в экспериментальных условиях не дать гамэргатам размножаться, то они вынуждены делать откат системы до прежнего состояния. Этот откат за 6-8 недель подразумевает, помимо прочего, вновь обретенную стерильность и возвращение размеров мозга к прежним, дореволюционным. Все же им опять придется пользоваться. Это называется обратной пластичностью размеров мозга.
Интересные проекты недели
Коротко перечислим и несколько проектов от НАСА и Гугл: Симуляция танца двух черных дыр с аккреционными дисками, представленной НАСА и выполненной при помощи суперкомпьютера. Не будем подробно разбирать все эффекты, которые можно наблюдать в серии видео — это и гравитационное линзирование, и релятивистская аберрация, и допплеровское усиление, — посмотрите и прочитайте сами, ссылка на страницу проекта в описании. Но выглядит это крайне достоверно. Еще один залипательный сервис представил Гугл — таймлапс 37 лет истории изменений Земли в рамках проекта Google Earth. 24 миллиона спутниковых фотографий сложили вместе в интерактивный интерфейс, готовый рассказать истории создания новых объектов и разрушения природных красот, таяния ледников и изменения ландшафтов. Можно покрутить Землю в 4D интерактивно, а можно зайти на страницу с подборкой видео, если браузер откажется тянуть интерактив.
Источник