Экскурсия-путешествие в зону пустыни
Елена Ратегова
Экскурсия-путешествие в зону пустыни
Цель. Формирование у детей познавательного интереса к природной зоне – пустыня.
Развивающие: развивать представления о пустыне, умение сравнивать, логически мыслить, объяснять некоторые особенности природно- климатической зоны пустыня, в ходе экспериментальной деятельности, развивать любознательность и внимание.
Обучающие: познакомить детей с некоторыми природными явлениями пустыни, с растительным и животным миром пустыни, обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к природным зонам России.
Материал и оборудование. Макет пустыни, изображения представителей животного и растительного мира пустыни. Песочные макеты, трубочки, маленькие игрушки – животных, насекомых пустыни.
Содержание организованной деятельности.
-Двери музея сегодня открыты,
Природные зоны вы посетите,
Приглашаем всех гостей
В наш мини-музей.
Посетители садятся на стулья.
— Как вы уже знаете, на территории нашей страны несколько природных зон.
Назовите их. (Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей).
Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан,
Тут без дождика тоска
Всюду горы из песка.
Как называется эта зона? (Пустыня)
-Правильно. Сегодня мы совершим экскурсию – путешествие в зону пустынь.
-Днем безоблачное небо и жаркое палящее солнце, песок раскаляется так, что можно обжечь ноги, на раскаленных камнях можно поджарить яичницу. Здесь дует обжигающей ветер – суховей. Он переносит песок с одного места на другое, так образуются песчаные холмы – они называются барханы. (Показ изображения бархана). В пустыне часто бывают песчаные бури, дожди бывают очень редко.
-Растительность в пустыне очень бедная, здесь нет высокой сочной травы, как в зоне лесов. В пустыне растениям приходится приспосабливаться к жаре и засухе. Отгадайте загадку.
Стран тропических жилец,
(Показ изображения кактуса)
-Кактус удивительное растение пустыни. У нас в музее комнатный маленький кактус. В пустыне кактусы высокие. Посмотрите на кактус и скажите, чем отличается кактус от других растений. (Посетители говорят, что у кактуса есть иголки.) У кактуса есть иголки-колючки. Колючки – это листья кактуса, в них сохраняется влага. Корни у кактуса проникают глубоко в песок, на глубину десять метров, потому что там на глубине есть вода. Так они приспосабливаются к жаркому климату пустыни.Отгадайте еще одну загадку:
Раз в пустыне нет травы,
Значит, нет прополки.
Кустик есть, но без листвы,
На ветвях иголки.
Он растет неприхотливо
без ухода и полива.
(Показ изображения верблюжьей колючки).
Верблюжья колючка является кормом для некоторых животных пустыни и корни у верблюжьей колючки тоже длинные, они проникают глубоко в песок, чтобы добыть воду.
Кроме растительности в пустыне есть животные, птицы, насекомые, пауки, змеи, ящерицы, черепахи. Они тоже приспособились к жаркому климату пустыни. Некоторые животные, насекомые и пауки прячутся днем от жары в песчаных норках, а с наступлением вечера выползают из норок и у них начинается полноценная жизнь. Отгадайте загадки.
-Колючка вкуснее, чем множество блюд,
Ее обожает двухгорбый. (верблюд)
(Показ изображения верблюда и музейного экспоната верблюда)
— Верблюд- это корабль пустыни.
Я ползу неторопливо
В толстом панцире с отливом.
Мне среди пустынь бугристых
Не за чем спешить.
Двести лет и даже триста, я могу прожить.
(Показ изображения черепахи)
-Еще одна загадка:
У меня сухая шкурка,
Греет жаркий лучик,
Я в песках шныряю юрко
Извиваюсь, но не змейка.
(Показ изображения ящерицы и музейного экспоната ящерицы)
Суслик, убей скорей,
Ведь опасность рядом.
Нападет на зверей
Кто-то с сильным дом.
Посреди песков шипит
И добычу просит.
(Показ изображения змеи и музейного экспоната змеи)
— Животный мир пустыни тоже не богат. Крупные животные – это верблюд, сайгак. Очень много грызунов, песчанок, тушканчиков.
(Показ изображений песчанок и тушканчиков).
— Птицы пустыни – это дрофа, стрепет и жаворонок.
(Показ изображений птиц).
— В пустыне очень много пауков. Среди них есть ядовитые. Это скорпионы, тарантулы. (Показ изображений скорпиона, тарантула). В нашем музее есть коллекция насекомых. Давайте подойдем поближе и заодно проведем физ. минутку.
По пустыне мы гуляли
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели.
И лучи нас всех согрели.
-Предлагаю рассмотреть коллекцию пауков и насекомых. Чем отличаются насекомые от пауков? У насекомых шесть лапок, а у паков восемь. (Посетители рассматривают коллекцию пауков)
-А сейчас пройдите к песочным макетам и нарисуйте паука. (Посетители рисуют).
— Посмотрите какого цвета песок? Какой песок на ощупь? Возьмите в руки лупы и рассмотрите песок. Из чего он состоит? (Посетители отвечают: из песчинок). Песчинки твердые или мягкие?
-А сейчас с помощью трубочек, мы увидим, как получаются барханы. Барханы –это песчаные холмы. Ветер переносит песчинки с одного места на другое, так и получаются барханы. Возьмите трубочки и подуйте в них на песок.
— Предлагаю поиграть в игру «Найди обитателей пустыни». Пройдите к следующим песочным макетам. Как вы уже знаете, в пустыне очень жарко –многие насекомые и животные прячутся в норках днем, а когда наступает вечер они выползают. Давайте поищем кто же спрятался в песке Посетители ищут в песке животных пустыни).
— Эти игрушки вы можете взять на память о нашей экскурсии.
— В какой природной зоне вы сегодня побывали? Что нового вы узнали?
— Музей открыл нам много новых знаний,
Мы от души музей благодарим
И говорим, пустыне: До свиданья!
Еще не раз музей мы посетим.
«Путешествие по истории родного края». Экскурсия в краеведческий музей Путешествие по истории родного края. Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи в высшей степени целесообразно. Музей для.
Экскурсия в библиотеку Форма организации: экскурсия. Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная. Цель: познакомить детей.
Дидактические игры «Животные Севера», «Животные Африки», «Обитатели пустыни» Российская Федерация Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением.
Конспект занятия-прогулки в парковую зону Тема: Первоцветы весной. Интеграция образовательных областей: Познание, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,.
Путешествие по детскому саду… (Экскурсия) Цели деятельности педагога: формирование знаний детей о своем детском саде, умение ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения;.
Виртуальная экскурсия Дошкольный возраст – это период интенсивного развития ребенка. От природы ребёнку дано много. Речь – это чудесный дар природы, который не.
Экскурсия «Путешествие по сказкам» В ноябре дети нашей подготовительной группы № 6, ходили на экскурсию в библиотеку – филиал № 5. В библиотеке ребят ждал тёплый приём. Сотрудники.
Экскурсия в библиотеку! Каждый из нас знает, что книга – один из главных источников знаний, а развивать интерес к чтению у детей необходимо начинать уже в дошкольном.
Экскурсия в прачечную «Все профессии важны, все профессии нужны», именно с профессиями знакомились воспитанники подготовительной группы «Звездочки» детского сада.
Экскурсия в школу Задачи : Познакомить детей со школой, классом, школьным гербом, с профессией учителя. Цель: Привить любовь к школе, уважение к труду учителя.
Источник
Виртуальное путешествие по пустыне Сахара. Фото
Песок в лучах солнца.
Сахара — крупнейшая на Земле пустыня, расположена в Северной Африке. Прогуляемся по пескам времени, передает Хроника.инфо со ссылкой на Фотоискусство.
Пустыня Сахара вытянута примерно на 4 800 км с запада на восток и от 800 до 1200 км с севера на юг; имеет площадь около 8,6 млн кв. км. Это около 30 % площади Африки, немногим больше площади Бразилии. Фотография из космоса.
Фотографии Ильи Степанова
В сумерках пустыня тоже прекрасна, но вся ее суть проявляется конечно же днем, когда от обилия волн, больших и маленьких начинает рябить в глазах!
Такие тени только на рассвете и закате, днем они короче — солнце в зените:
Невидимый скульптор — ветер неустанно ведет реставрационные работы по совершенствованию поверхности песка. Все должно быть идеально правильной формы.
Название Сахара в переводе с арабского означает «пустыня».
С запада Сахара омывается Атлантическим океаном, с севера ограничена Атласскими горами и Средиземным морем, а с востока — Красным морем.
Сахара частично захватывает территорию более десяти государств. Обширные пространства Сахары не заселены, оседлый образ жизни ограничен районами оазисов.
Несколько рек, зарождаясь за границами Сахары, пополняют поверхностные и подземные воды пустыни.
Река Нил является единственной рекой с постоянным транзитивным водотоком. Её основные притоки — Голубой и Белый Нил — сливаются на юго-востоке Сахары и по восточной окраине пустыни река несёт свои воды к Средиземному морю.
Песчаные дюны Сахары хранят значительные запасы дождевой воды, которая просачивается и выходит источниками на пустынных склонах. Также, под песками Сахары располагаются крупные бассейны подземных вод, включая артезианские.
С климатической точки зрения Сахара превратилась в пустыню примерно 5 млн лет назад.
Среднемесячная зимняя температура северной части пустыни составляет 13 по Цельсию, средняя месячная температура воздуха в июле достигает 37,2 градуса (Адрар), а среднесуточные температуры могут достигать 40 градусов и более.
Максимальная зафиксированная температура — 57,8 градуса (Эль-Азизия, Ливия); поверхность земли может прогреваться до 70—80 градусов по Цельсию.
Сахарская растительность скудна, состоит из небольших сообществ трав, кустарников и деревьев, произрастающих в оазисах. Вообще, флора Сахары особенно хорошо приспособлена к нерегулярности осадков.
Из-за жары, большинство животных в пустыне Сахара ведут ночной образ жизни. Но жизнь здесь есть: общее число животных видов составляет около 4 тысяч.
Это не компьютерная графика, это просто песок! Кто не верит — съездите в Сахару, проверьте)
Несмотря на то, что территория Сахары сравнима с территорией США, плотность населения (включая долину Нила) оценивается всего 0,4 человека на кв. км (всего 2,5 млн человек).
Огромные пространства не заселены, разрозненные поселения формируются лишь у надёжных источников воды и островков растительности, способных кормить скот.
В доисторические времена Сахара была населена гораздо плотнее. Каменные артефакты, окаменелости и наскальная живопись, которые широко распространены в регионах, ныне слишком сухих для поддержания жизни, свидетельствуют о присутствии как человека, так и диких животных, включая антилоп, буйволов, жирафов, слонов, носорогов.
Костяные гарпуны, места концентрации ракушек и останки рыб, крокодилов и гиппопотамов говорят о существовании доисторических поселений на берегах древних озёр.
После появления домашнего скота на территории Сахары почти 7 тыс. лет назад в некоторых группах кочевое скотоводство стало доминировать над охотой и рыбалкой.
В Средние века по территории Сахары проходили караванные пути, соединявшие государственные образования побережья Атлантического океана и торговые города Северной Африки.
Товары перевозились с помощью караванов верблюдов-дромадеров. Средний размер каравана был порядка 1000 верблюдов, а иногда достигал и 12 тысяч. Также читайте статью «20 интересных фактов о верблюдах».
Согласно результатам последних исследований, 6 тысяч лет назад в Сахаре росли деревья и было много озёр.
Читайте также статью «Путешествие по пустыне Сахара».
Источник