- История государства и права зарубежных стран/Византия
- Содержание
- Периодизация истории Византии [ править ]
- Позднеантичное рабовладельческое государство [ править ]
- Государственный строй [ править ]
- Общественный строй [ править ]
- Административно-территориальное деление [ править ]
- Феодальное государство [ править ]
- Государственный строй [ править ]
- Общественный строй [ править ]
- Кризис феодального государства [ править ]
- Источники права Византии [ править ]
- Глава 12. Византия
- Читайте также
- Глава 4 Византия македонской эпохи
- Глава 4 Экспансия на восток: Прибалтика, Русь, Византия
- Глава IX Мусульманство и Византия
- Глава XXII РУСЬ И ВИЗАНТИЯ В КОНЦЕ X В. [163]
- Глава II Византия вновь под ударом
- Глава IX. Последние дни Византия
- Глава 12. Византия
- Глава восьмая Венеция и Византия в их взаимоотношениях в XII в.
- Глава IX Мусульманство и Византия
- Глава вторая. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ХРИСТИАНСТВО. РИМ И ВИЗАНТИЯ
- Глава IV ПОЗДНЯЯ ВИЗАНТИЯ (XIII—СЕРЕДИНА XV в.)
- Глава VII. ВИЗАНТИЯ.
История государства и права зарубежных стран/Византия
Византия — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие раздела Римской империи на западную и восточную части после смерти императора Феодосия I. Чуть больше, чем через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Византию единственной исторической, культурной и цивилизационной частью, оставшейся от Древнего Рима и просуществовавшей на протяжении почти десяти столетий истории Поздней Античности и Средневековья.
Содержание
Периодизация истории Византии [ править ]
- IV — VII вв. — Позднеантичное рабовладельческое государство
- VII — XII вв. — Феодальное государство
- XIII — XV вв. — Кризис феодального государства
Позднеантичное рабовладельческое государство [ править ]
Государственный строй [ править ]
Императору принадлежала вся светская власть, а также полномочия назначать высших церковных сановников и созывать церковные соборы. Государственный совет (консисторий) выполнял функции совещательного и судебного органа. Сенат (синклит) занимался формальным избранием императора, внешней политикой и законопроектами, обладал полномочиями высшего уголовного суда. Префект претория Востока управлял Восточной префектурой. Управляющий дворца отвечал за охрану императора, канцелярию, почту и иностранные дела. Квестор Священного дворца руководил Консисторием и отвечал за юстицию.
Общественный строй [ править ]
Существовало частное, императорское и церковное землевладение. Имели место быть общинные отношения (митрокомия). Также присутствовали частные и императорские ремесленные мастерские, в которых использовался труд рабов. Население делилось на крупных землевладельцев (латифундиев), сенаторов (членов сената, сановников высших рангов, представителей высшего духовенства), куриалов и декурионов (землевладельцев, состоявших в городских советах (куриях), которые получали положение по наследству и отвечали за сбор налогов), купеческие и ростовщические корпорации (часто откупщики для сбора налогов) и ипподромные партии (димы — болельщики, осуществлявшие квартальное самоуправление).
Административно-территориальное деление [ править ]
Империя делилась на Восточную (Малая Азия, Египет и Фракия) и Иллирийскую (Балканский полуостров) префектуры. Префектуры делились на диоцезы во главе с викариями и провинции во главе с президами и ректорами. Города управлялись городскими сенатами, а в общинах имелось самоуправление.
Феодальное государство [ править ]
Государственный строй [ править ]
Монарх (базилевс-автократор) получил неограниченные полномочия, его должность передавалась по наследству. При монархе продолжал свою работу сенат (синклит). Константинопольский патриарх избирался специально созванным собором из выбранных монархом кандидатов и венчал императора на царство. Появились высшие министры (логофеты), крупные ведомства разделились на отделы с самостоятельным управлением (секреты). Эпарх (префект) Константинополя отвечал за охрану порядка и снабжение продовольствием, имел судебные полномочия.
Общественный строй [ править ]
К 7 веку началось массовое расселение различных народов, включая славян, по территории Византии, в связи с чем произошло усиление общинных порядков. Колонисты из прибывших народов образовали сословие стратиотов (воинов, служивших за землю). Территории их расселения делились на фемы во главе со стратигами. С 10 века был введён запрет на отчуждение их земель. Зажиточные стратиоты служили всадниками, остальные — пехотинцами и моряками.
Этот период также связан с возникновением пронии (служебного держания с правом управления зависимым населением). Данный институт получил своё развитие, в связи с чем крупные прониары получали освобождение от части государственных повинностей (экскуссию), судебные полномочия и право иметь вооружённых свиты.
Сократилось количество рабов в сельском хозяйстве, часть общинников превратилась в зависимых (париков). Остальное население делилось на свободных общинников (георгов), бедняков (апоров), батраков (мистиев) и крупных землевладельцев (динатов).
Кризис феодального государства [ править ]
Византия оказалась в постоянных войнах с печенегами, турками и норманнами. В 1204 году 4 Крестовый поход завершился взятием Константинополя и основанием Латинской империи на месте Византии. После этого греки создали Никейскую и Трапезундскую империи и Эпирское царство. В 1261 году никейский император Михаил VIII Палеолог занял Константинополь и возродил Византийскую империю. Однако, в 1453 году Константинополь был взят турецким султаном Мехмедом II, и Византия окончательно перестала существовать.
Источники права Византии [ править ]
В 438 году был издан Кодекс императора Феодосия, представлявший собой собрание конституций римских императоров и отменявший действие всех конституций, которые не вошли в кодекс. В 726 году императорами Львом и Константином была написана Эклога, общий свод законов. Морской и военный законы регулировали правила морской торговли, пользования флотом и военной службы. Земледельческий закон регулировал вопросы общинного землепользования и решения конфликтов между земледельцами. Моисеев закон содержал в себе выдержки из Пятикнижия, относящиеся к религиозным предписаниям и нормам социального поведения. Номоканоны представляли смешанные с императорским законодательством собой сборники канонов церковного права.
В 9 веке шла разработка главного свода законов. В 878 году был написан Прохирон, содержащий в себе извлечения из Кодекса, Дигеста и Новелл Юстиниана. В 886 году были написаны Эпанагога, представлявшая собой основы права и правосудия и учение об императорской власти и управлении, и Исагога, представлявшая собой учение о высших должностных лицах и отраслях права. В 889 году главный свод законов был завершён в виде Василики, систематизировавшей всё императорское законодательство и ставшей главным источником права Византии.
Источник
Глава 12. Византия
Глава 12. Византия
§ 1. Государство
В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную. На востоке возникло самостоятельное государство Византия. В 330 г. император Константин провозгласил столицей Римского государства город Византии на берегах Босфора, который долгое время называли Новым Римом, а затем Константинополем.
В IV–VII вв. в состав Византии входила вся восточная часть Римской империи: Балканский полуостров с центром в Греции, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Крит, Кипр и т. д. Образовавшиеся в Западной Европе варварские королевства (вплоть до возникновения империи Карла Великого) признавали верховную власть византийского императора.
Византия не подверглась, как Западная Римская империя, разрушению со стороны варваров; она долго сохраняла свою сильную государственность. Многие черты поздней Римской империи присутствовали в государственной системе Византии. Государственное управление было централизованным и сосредоточивалось в императорском дворце в Константинополе. Сохранялась римская система налогообложения. Армия также строилась по римскому образцу.
Император (василевс) руководил внешней политикой, командовал армией, был высшим судьей, его власть считалась божественной. Фактически она ограничивалась такими органами, как сенат и государственный совет (консисторий). Власть василевса не стала наследственной, борьба за нее часто вела к мятежам и войнам.
Христианское вероучение обосновывало божественный характер и происхождение императорской монархической власти. Византийский император представлялся как глава всего христианского мира. В то же время церковь в значительной степени зависела от государства, от государственных императорских пожалований.
В противовес теории восточной деспотии византийская политическая мысль, следуя античной традиции, выработала идею гражданского общества как политического сообщества сограждан и идею непосредственного «народоправства», т. е. участия граждан во всех сферах общественной жизни.
Греческая идея таксиса (идеального общественного порядка) была воспринята в Византии в качестве идеи государства как иерархически построенного объединения всех его членов, каждый из которых в соответствии со своим положением имеет определенные права и обязанности. Христианизация императорской власти в Византии выработала представление о государстве как наиболее приближенном к небесному идеалу образце. Жесткий иерархический порядок, во главе которого стоит император, земной отец своих подданных, предусматривает соответствующее место каждому согласно его положению и заслугам. Обожествлялась не столько личность императора, сколько его место и положение в государственной иерархии.
В VII–VIII вв. менялась система управления провинциями Византийской империи. Разделение функций между гражданскими и военными властями уступило место новому порядку. Во главе провинции был поставлен стратиг, глава военного отряда (фемы), который обеспечивал безопасность данной территории и сбор налогов. Налоговые и судебные органы были подчинены стратигу, и постепенно из военачальника он стал верховным правителем провинции, подчинявшимся только императору. Термин «фема» стал аналогом понятия «провинция».
Для усиления контроля над ведомствами в начале VIII в. Была введена должность сакеллария — чиновника с широкими контрольными полномочиями.
В ходе сложной борьбы в VIII в. императорам удалось подчинить своей власти церковную иерархию. Важной их задачей было удержание в повиновении провинций-фем.
С развитием феодальных отношений в XI–XII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается податный гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам» («сильным»), передавали их в собственность господам, оставаясь держателями (париками) этих земель.
В X–XI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Вместе с тем крестьянская община в порядке круговой поруки была обязана выкупать брошенные крестьянами участки. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. Между государством и феодалами шла борьба за рабочие крестьянские руки.
С середины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия жаловалась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В XII в. в пожалование (пронии) стали раздаваться земли, населенные свободными крестьянами. Прония, возникшая как условное землевладение, к концу XII в. начинает превращаться в наследственную собственность.
При Льве VI (конец IX — начало X в.) была сформирована система чинов и титулов, что усиливало императорскую власть и упорядочивало структуру государственной бюрократии. Однако этим не удалось преодолеть засилья временщиков и коррупции в среде византийского чиновничества.
В 1204 г. Константинополь захватили крестоносцы. Земли империи были разделены между западноевропейскими рыцарями и венецианцами, на ее территории возник ряд «латинских» государств и владений. В Малой Азии и на Балканах образовались греческие государства, объявившие себя наследниками Византии.
Захваченные «латинянами» земли империи раздавались рыцарям или сдавались им в аренду. На зависимых крестьян налагались повинности и разного рода сборы. Многие земли передавались прибывающим с Запада колонистам.
Греческие налоговые чиновники (потарии), предводители местных военных дружин вливались в аппарат управления, созданный завоевателями. В целом административная система управления основывалась на западноевропейских институтах, приспособленных к византийским условиям.
При этом сохранялись византийский придворный церемониал, обряд коронования василевса патриархом. Однако прежде неограниченная власть византийского императора резко сокращалась: при вступлении на престол латинский император давал обязательства соблюдать соглашения со своими вассалами и сохранять их привилегии. Новая монархия приобрела черты западноевропейской монархии периода феодальной раздробленности.
Одновременно с образованием Латинской Романии на востоке и западе Византийской империи возникли независимые греческие государства — Никейская и Трапезундская империи и Эпирское царство.
§ 2. Право
ВВизантии значительно дольше и более глубоко, чем на Западе, сказывалось влияние римской юридической традиции. В отличие от большинства государств средневековой Европы здесь сохранялось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю территорию империи законодательство.
Осуществленная императором Юстинианом в VI в., и кодификация римского права (corpus juris civilis) заложила основу для длительного развития византийского права и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем. Корпус состоял из четырех частей: кодекса, содержавшего основные установления действующего римского права, дигест — обширного собрания правовых положений и казусов, заимствованных у римских юристов, институций — краткого руководства по вопросам правоприменения и юридической техники и новелл — новых правовых актов, изданных Юстинианом. Дальнейшая разработка системы византийского права осуществлялась на основе этой фундаментальной кодификации.
Еще до законов Юстиниана, в 438 г. вышел первый официальный свод — Кодекс Феодосия, который включал нормы, изданные византийскими императорами начиная с Константина. В 726 г. был издан краткий свод законов на греческом языке Эклога, в 872 г. — Прохирон. Несколько позднее вышли многотомные Василики. Многочисленные императорские новеллы (отдельные нормативные акты) издавались в течение всего периода существования Византийской империи. Наряду с официальными правовыми актами издавалось большое число частных компиляций законов, указателей и справочников по юридическим вопросам. Источники античного римского права в значительном количестве содержались в дигестах (втором томе Свода Юстиниана). Огромное число юридических казусов, включенных в этот том, предназначалось для обучения правоведов. При составлении нормативных сводов (из норм римского права) допускалась редакционная обработка: объединение сходных «конституций», вставки, сокращения, перераспределение правового материала.
Развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала. Во многих сводах (дигестах и Кодексе Юстиниана, Кодексе Феодосия) распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим.
В многочисленных неофициальных сочинениях публиковались перечни и типовые формы договоров, исков, исковых сроков и т. п. Частные (неофициальные) юридические сборники часто объединяли по систематическому принципу разнородные законодательные своды и отдельные правовые акты, например Эклогу с Прохироном, Прохирон и Земледельческий закон и т. п. При этом все акты снабжались подробными комментариями (схолиями). В 691–692 гг. Вселенский Трульский собор ввел в действие официальный корпус источников канонического права, который считался исчерпывающим; дальнейшее расширение его запрещалось.
В 726 г. издается самый крупный (после кодекса Юстиниана) официальный законодательный свод — Эклога. Предполагалось создать сокращенную выборку законов из институций, дигест, кодекса и новелл — «конституций» Юстиниана с внесенными в них исправлениями «в духе большего человеколюбия».
В наибольшей степени изменилось процессуальное право: провозглашался принцип равенства всех граждан перед судом, освобождались от судебных пошлин лица, участвующие в судебных тяжбах, и т. д. Весь свод делился на 18 титулов, охватывающих различные вопросы брачного и семейного, наследственного права, опеки и попечительства. Регламентировались договоры дарения, купли-продажи, займа, найма. В Эклоге давался перечень наказаний, налагаемых за совершенные преступления, регламентировалось правовое положение рабов, свидетелей, участвующих в процессе, и должностных лиц (их имущественные отношения).
В перечень преступлений, содержащийся в Эклоге, входили: нарушения святости алтаря и церковного убежища, вероотступничество, клятвопреступление, разграбление могил, подделка денег, хищения, прелюбодеяние и т. д. Предусматривались следующие наказания: битье плетьми и палками, урезание носа и языка, ослепление, отсечение конечностей, выжигание волос и пр. В ряде случаев Эклога допускала замену денежных штрафов, даже установленных Кодексом Юстиниана, телесными наказаниями, широко используя принцип талиона. Смертная казнь устанавливалась за наиболее тяжкие преступления: кровосмешение, умышленный пожог, отравление, колдовство, убийство, гомосексуализм, разбой и т. д.
В сфере гражданского и семейного права Эклога развивала некоторые основные тенденции, заложенные еще законодательством Юстиниана. Такая форма, как обручение, стало в Эклоге юридическим соглашением, являвшимся подготовительным этапом к заключению брака. Расторжение этого договора без уважительных причин влекло уплату неустойки. Брак, по Эклоге, представляет собой союз мужа и жены, пользующихся равными имущественными правами. Браки между близкими родственниками запрещались. Сокращалось также число законных поводов к разводу.
В Эклоге уточнялись формы заключаемых договоров (дарения, завещания), юридический порядок привлечения наследников по закону, вопросы опеки и попечительства и др.
В середине VIII в. появилось приложение к Эклоге, которое включало некоторые вопросы, не нашедшие отражения в основной Эклоге: например, преступления против личности и против веры. По сравнению с трактовкой этих преступлений, содержащейся в дигестах и Кодексе Юстиниана, авторы приложения усилили ответственность за преступления против веры, направляя основные репрессии против еретиков (манихеев и монтанистов).
В приложение к Эклоге были включены также четыре самостоятельных закона — Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев.
Земледельческий закон представлял собой свод норм, регламентирующих жизнь сельской общины. Он являлся частной (но признанной государством) компиляцией, сочетающей обычные нормы «варварского» права с действующими нормами римско-византийского права, заимствованного из законодательства Юстиниана. Морской закон был частной компиляцией норм обычного морского права, а Военный — сводом уголовно-правовых норм, относящихся к правонарушениям, совершенным военнослужащими. Моисеев закон включал в себя морально-религиозные предписания и нормы, заимствованные из Ветхого Завета. Составители рассматривали эти нормы как юридические, применяемые на практике.
Эклога, приложение к Эклоге, Земледельческий, Морской, Военный и Моисеев законы образовывали единый корпус светского права Византии, нормы которого действовали в течение VIII–IX вв., вплоть до появления обновленного законодательства императоров македонской династии.
Юристами эпохи императоров македонской династии (начало которой восходит к 867 г.) была разработана широкая программа «очищения древних законов», заключавшаяся в пересмотре и классификации всего писаного правового наследия (прежде всего corpus juris civilis Юстиниана) с точки зрения его применения в новых условиях, в отмене устаревших актов и устранении имевшихся противоречий, а также замене латинской юридической терминологии греческой. Результатом этой реформы стал новый юридический свод — Василики, состоящий из восьми томов в 60 книгах.
За основу свода был взят юстинианов corpus juris civilis в его греческой интерпретации. Структурно свод включал: общие теоретические принципы права, каноническое право, государственное право, организацию суда, процессуальное право, исковое право, частное право (в основу положена Эклога), военное право, сервитута, уголовное (соответствующее Эклоге).
В 872 г. появился еще один юридический памятник — Прохирон, имевший целью изложить законы в виде, доступном для понимания людей, «значительно» упрощающий юридический язык и почти свободный от прежде сильного церковного влияния.
В 40 титулах Прохирона содержались нормы, регламентирующие брачные отношения (в частности, порядок распоряжения приданым), нормы наследственного и обязательственного права, уголовно-правовые.
В дополнение к Василикам император Лев VI в 908 г. издал сборник новелл, которые регулировали широкий круг отношений в области церковного, семейного, наследственного, обязательственного, уголовного и процессуального права.
Законотворческая деятельность императоров македонской династии завершает период наиболее творческого развития византийского права. В дальнейшем это развитие заключалось в простом приспособлении права к повседневным нуждам, вновь усилились элементы христианизации.
В этот период наиболее заметным явлением в области судебных реформ стало введение императором Андроником II в 1296 г. института «вселенских судей», избираемых из архиереев и членов синклита (церковных иерархов), которым предоставлялось право выносить решения «по любым делам и обо всех лицах без исключения», невзирая на их положение и статус. Были провозглашены основополагающие принципы суда — равенство всех перед законом, компетентность судей. Судьи избирались императором, им торжественно (в процессе богослужения в храме св. Софии) передавались Евангелие и меч, они же наделялись поместьями. Судьи давали клятву в том, что они будут судить неподкупно и нелицеприятно. Институт «вселенских судей» учреждался совместно церковной и императорской властями в соответствии с теорией «симфонии», т. е. сочетания власти церковной и светской в одном органе. Институт «вселенских судей» просуществовал недолго.
Чужеземные завоевания и распад Византийской империи прервали правовую традицию, которую, восприняв от Рима, долго сохраняла Византийская монархия.
Читайте также
Глава 4 Византия македонской эпохи
Глава 4 Византия македонской эпохи С середины IX века Византия превращается в одно из крупнейших и могущественных государств Европы. Подъем происходил в условиях сохранявшегося господства крестьянской земельной собственности и относительно медленного роста
Глава 4 Экспансия на восток: Прибалтика, Русь, Византия
Глава 4 Экспансия на восток: Прибалтика, Русь, Византия Установившееся довольно рано, но прочно, главенство конунгской династии Центральной Швеции, хотя и не отражено в достаточной мере в письменных источниках, судя по всему, было решающим фактором в истории Скандинавии в
Глава IX Мусульманство и Византия
Глава IX Мусульманство и Византия В высшей степени важно выяснить начало сношений и враждебных столкновений между арабами и христианской империей. Еще в 629 г. будто бы Магомет обращался с посланием к царю, предлагая ему подчиниться новому вероучению. Если это предание и
Глава XXII РУСЬ И ВИЗАНТИЯ В КОНЦЕ X В. [163]
Глава XXII РУСЬ И ВИЗАНТИЯ В КОНЦЕ X В. [163] /К концу X в. языческая Россия порывалась к Византии всеми необузданными влечениями своей беспокойной природы. Столица империи не раз дрожала перед русскими полками. Составилось убеждение, перешедшее в мистическую литературу, что
Глава II Византия вновь под ударом
Глава II Византия вновь под ударом Вторжение турок из Центральной Азии коренным образом изменило положение дел в Передней Азии. В течение X в. турки, первоначально верившие в шаманов, под влиянием миссионеров обратились в упрощенный ислам суннитского толка и в XI в.
Глава IX. Последние дни Византия
Глава IX. Последние дни Византия В то время как христиан все больше охватывала безнадежность, в турецком лагере тоже росли пессимистические настроения и общая усталость. Осада продолжалась уже семь недель, а громадная турецкая армия, несмотря на свою замечательную
Глава 12. Византия
Глава 12. Византия § 1. ГосударствоВ 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную. На востоке возникло самостоятельное государство Византия. В 330 г. император Константин провозгласил столицей Римского государства город Византии на берегах Босфора, который
Глава восьмая Венеция и Византия в их взаимоотношениях в XII в.
Глава восьмая Венеция и Византия в их взаимоотношениях в XII в. «Венецианская политика логически была направлена к поддержанию Римской империи Востока. Но это должно было иметь место до тех пор, пока эта империя была связана непосредственно или через какое-либо посредство
Глава IX Мусульманство и Византия
Глава IX Мусульманство и Византия В высшей степени важно выяснить начало сношений и враждебных столкновений между арабами и христианской империей. Еще в 629 г. будто бы Магомет обращался с посланием к царю, предлагая ему подчиниться новому вероучению. Если это предание и
Глава вторая. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ХРИСТИАНСТВО. РИМ И ВИЗАНТИЯ
Глава вторая. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ХРИСТИАНСТВО. РИМ И
Глава IV ПОЗДНЯЯ ВИЗАНТИЯ (XIII—СЕРЕДИНА XV в.)
Глава IV ПОЗДНЯЯ ВИЗАНТИЯ (XIII—СЕРЕДИНА XV в.) Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи. Постепенно в хаосе феодальных княжеств выделились три центра греческой государственности: Никейская империя в северо-западном углу Малой
Глава VII. ВИЗАНТИЯ.
Глава VII. ВИЗАНТИЯ. Мы прервали описание156 Восточной римской империи в то время, когда она при Юстиниане еще раз переживала большой подъем и с помощью навербованных войск наемных варваров разрушила государство вандалов и остготов, вновь присоединив к себе Африку, Италию
Источник