- Документы
- Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 апреля 2021 года Отправить по электронной почте
- Документы
- Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 июня 2020 года Отправить по электронной почте
- Внешний госдолг России
- Как появился внешний долг России
- Структура внешнего долга РФ
- Размер и динамика госдолга России на сегодняшний день
- Прогноз на будущее
Документы
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 апреля 2021 года Отправить по электронной почте
Дата публикации: 15.04.2021
Дата изменения: 15.04.2021
Прикрепленный файл: xlsx, 13.25 кБ
Категория долга | эквивалент млн. долларов США** | эквивалент млн. евро*** |
---|---|---|
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 56 104.6 | 47 785.2 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами — не членами Парижского клуба | 349.5 | 297.7 |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами | 512.4 | 436.5 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 37 792.7 | 32 188.6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году | 2 000.0 | 1 703.4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2023 году | 3 000.0 | 2 555.1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2025 году | 2 054.7 | 1 750.0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2026 году | 3 000.0 | 2 555.1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2027 году | 880.6 | 750.0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2027 году | 2 404.6 | 2 048.0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499.9 | 2 129.2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2029 году | 3 000.0 | 2 555.1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 1 985.4 | 1 691.0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2032 году | 1 467.6 | 1 250.0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2035 году | 4 000.0 | 3 406.9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году | 3 000.0 | 2 555.1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2043 году | 1 500.0 | 1 277.6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2047 году | 7 000.0 | 5 962.0 |
Задолженность по ОВГВЗ | 2.7 | 2.3 |
Прочая задолженность | 21.2 | 18.1 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 17 426.0 | 14 842.0 |
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются обязательства в иностранной валюте
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в долларах США исходя из соотношения евро/доллар по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
*** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
Источник
Документы
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 июня 2020 года Отправить по электронной почте
Дата публикации: 18.06.2020
Дата изменения: 18.06.2020
Прикрепленный файл: xlsx, 13.19 кБ
Категория долга | эквивалент млн. долларов США** | эквивалент млн. евро*** |
---|---|---|
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 50 964.6 | 45 905.8 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами — не членами Парижского клуба | 419.5 | 377.8 |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами | 480.9 | 433.2 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 36 783.0 | 33 131.9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 832.7 | 750.0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году | 2 000.0 | 1 801.5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2023 году | 3 000.0 | 2 702.2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2025 году | 1 942.9 | 1 750.0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2026 году | 3 000.0 | 2 702.2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2027 году | 2 404.6 | 2 165.9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499.9 | 2 251.7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2029 году | 3 000.0 | 2 702.2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 2 603.0 | 2 344.7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2035 году | 4 000.0 | 3 603.0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году | 3 000.0 | 2 702.2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2043 году | 1 500.0 | 1 351.1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2047 году | 7 000.0 | 6 305.2 |
Задолженность по ОВГВЗ | 2.7 | 2.4 |
Прочая задолженность | 20.8 | 18.7 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 13 257.8 | 11 941.8 |
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются обязательства в иностранной валюте
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в долларах США исходя из соотношения евро/доллар по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
*** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
Источник
Внешний госдолг России
Внешний долг РФ – это размер общей задолженности государства и его резидентов (предприятий, организаций, банков, прочих субъектов хозяйствования) перед зарубежными кредиторами-нерезидентами. Он складывается из:
- кредитов (займов) в инвалюте, предоставленных России либо ее резидентам со стороны других стран, межгосударственных объединений, зарубежных субъектов хозяйствования, финансовых и прочих фондов, международных организаций;
- займов, полученных в результате продажи на международных финансовых рынках ценных бумаг Российской Федерации.
Внешние источники финансирования в разные годы использовались для реструктуризации имеющихся задолженностей, покрытия бюджетного дефицита, решения неотложных проблем (социальных, экологических и пр.), проведения экономических реформ, а также с иными целями.
Как появился внешний долг России
Наличие внешнего долга не является свидетельством экономических проблем в стране. В настоящее время в мире нет ни одного государства без госдолга: например, у США он варьируется в районе 22 трлн. долларов, а у России на 1.01.2020 г. – примерно 481,5 млрд. долларов США.
Для образования внешнего долга государству достаточно заключить внешнеторговую сделку и получить товар без предоплаты. Сразу после этого появится задолженность, которая исчезнет только после полного расчета с поставщиком.
В новейшей истории России ее внешний долг возник в 1991 году после распада Советского Союза. Российская Федерация согласилась взять на себя все финансовые обязательства бывших союзных республик в обмен на имевшиеся у них доли в зарубежных активах СССР.
По долгам бывшего СССР Российская Федерация окончательно рассчиталась в 2017 году, потратив на это в общей сложности 26 лет.
Структура внешнего долга РФ
Размер внешней задолженности формируется из целого ряда компонентов, доля которых в общей сумме финансовых обязательств может корректироваться как в краткосрочном, так и в долгосрочном обозрении. Основными из этих компонентов являются:
- Обязательства по оплате импортных сделок.
- Проценты по зарубежным кредитам и ценным бумагам.
- Суммы, необходимые для выкупа (погашения) ценных бумаг с истекшими сроками действия.
- Гарантии по кредитам и ссудам, выданным зарубежными финансово-кредитными учреждениями представителям национального корпоративного сектора.
- Задолженность промышленных предприятий, учреждений, организаций, иных субъектов хозяйствования перед зарубежными партнерами и финансовыми институтами.
- Международные обязательства Центробанка.
Итоговая сумма преимущественно складывается из обязательств центральных органов государственного управления, а также представителей корпоративного и банковского сектора.
Размер и динамика госдолга России на сегодняшний день
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2020 гг.)* млн. долл. США:
Дата | Всего | в т.ч. по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
---|---|---|
2020 год | ||
01.01.2020 | 54 848,3 | 13 252,8 |
01.02.2020 | 54 731,8 | 13 188,1 |
01.03.2020 | 54 616,7 | 13 076,6 |
01.04.2020 | 54 068,4 | 12 874,1 |
01.05.2020 | 50 590,3 | 12 925,3 |
01.06.2020 | 50 963,8 | 13 257,8 |
01.07.2020 | 51 026,3 | 13 336,3 |
2019 год | ||
01.01.2019 | 49 156,5 | 11 567,4 |
01.02.2019 | 47 683,7 | 11 597,5 |
01.03.2019 | 47 557,7 | 11 493,9 |
01.04.2019 | 51 067,2 | 11 539,2 |
01.05.2019 | 51 145,8 | 11 587,5 |
01.06.2019 | 51 261,4 | 11 732,3 |
01.07.2019 | 53 954,6 | 11 915,4 |
01.08.2019 | 53 828,0 | 11 851,2 |
01.09.2019 | 53 888,4 | 11 934,6 |
01.10.2019 | 53 625,5 | 12 053,6 |
01.11.2019 | 53 935,7 | 12 331,2 |
01.12.2019 | 54 164,4 | 12 583,2 |
2018 год | ||
01.01.2018 | 49 827,3 | 10 357,2 |
01.02.2018 | 50 519,5 | 11 023,5 |
01.03.2018 | 50 571,8 | 11 089,3 |
01.04.2018 | 51 393,2 | 10 936,5 |
01.05.2018 | 51 359,7 | 10 934,6 |
01.06.2018 | 51 114,7 | 10 759,3 |
01.07.2018 | 50 960,2 | 10 653,6 |
01.08.2018 | 47 331,5 | 10 492,7 |
01.09.2018 | 47 133,9 | 10 301,1 |
01.10.2018 | 47 084,2 | 10 528,2 |
01.11.2018 | 47 195,0 | 10 673,4 |
01.12.2018 | 47 148,1 | 10 651,0 |
2017 год | ||
01.01.2017 | 51 211,8 | 11 730,5 |
01.02.2017 | 51 217,2 | 11 726,3 |
01.03.2017 | 51 190,4 | 11 720,6 |
01.04.2017 | 50 558,6 | 11 720,6 |
01.05.2017 | 48 556,4 | 11 720,6 |
01.06.2017 | 48 552,6 | 11 720,4 |
01.07.2017 | 51 471,4 | 11 680,4 |
01.08.2017 | 51 286,0 | 11 673,4 |
01.09.2017 | 51 094,2 | 11 667,8 |
01.10.2017 | 51 230,0 | 11 667,8 |
01.11.2017 | 51 202,3 | 11 667,8 |
01.12.2017 | 51 172,4 | 11 667,8 |
2016 год | ||
01.01.2016 | 50 002,3 | 11 875,9 |
01.02.2016 | 49 995,5 | 11 875,9 |
01.03.2016 | 49 987,4 | 11 870,1 |
01.04.2016 | 49 363,2 | 11 870,1 |
01.05.2016 | 49 253,4 | 11 870,1 |
01.06.2016 | 50 946,5 | 11 868,5 |
01.07.2016 | 50 882,5 | 11 868,5 |
01.08.2016 | 50 871,5 | 11 861,6 |
01.09.2016 | 50 864,6 | 11 855,9 |
01.10.2016 | 51 475,7 | 11 855,9 |
01.11.2016 | 51 442,1 | 11 855,9 |
01.12.2016 | 51 271,3 | 11 733,3 |
2015 год | ||
01.01.2015 | 54 355,4 | 12 083,2 |
01.02.2015 | 54 305,5 | 12 070,3 |
01.03.2015 | 54 268,0 | 12 064,3 |
01.04.2015 | 53 481,4 | 12 064,2 |
01.05.2015 | 51 480,4 | 12 064,3 |
01.06.2015 | 51 453,7 | 12 062,8 |
01.07.2015 | 51 324,3 | 11 989,1 |
01.08.2015 | 51 289,8 | 11 983,7 |
01.09.2015 | 51 300,0 | 11 977,8 |
01.10.2015 | 50 226,4 | 11 977,8 |
01.11.2015 | 50 189,3 | 11 977,8 |
01.12.2015 | 50 128,6 | 11 976,3 |
2014 год | ||
01.01.2014 | 55 794,2 | 11 399,1 |
01.02.2014 | 55 750,9 | 11 399,0 |
01.03.2014 | 55 666,9 | 11 322,6 |
01.04.2014 | 54 881,5 | 11 322,6 |
01.05.2014 | 54 875,4 | 11 315,5 |
01.06.2014 | 54 810,3 | 11 313,9 |
01.07.2014 | 54 672,5 | 11 313,9 |
01.08.2014 | 54 604,6 | 11 310,4 |
01.09.2014 | 54 553,5 | 11 304,2 |
01.10.2014 | 53 746,4 | 11 304,0 |
01.11.2014 | 53 704,6 | 11 285,7 |
01.12.2014 | 53 972,2 | 11 604,1 |
2013 год | ||
01.01.2013 | 50 769,2 | 11 389,8 |
01.02.2013 | 50 644,6 | 11 308,8 |
01.03.2013 | 50 616,5 | 11 301,7 |
01.04.2013 | 49 803,9 | 11 301,1 |
01.05.2013 | 49 837,4 | 11 384,1 |
01.06.2013 | 49 645,5 | 11 269,5 |
01.07.2013 | 49 568,1 | 11 266,5 |
01.08.2013 | 49 550,6 | 11 270,5 |
01.09.2013 | 49 539,4 | 11 264,2 |
01.10.2013 | 55 778,8 | 11 264,7 |
01.11.2013 | 55 890,7 | 11 395,0 |
01.12.2013 | 55 834,6 | 11 394,9 |
2012 год | ||
01.01.2012 | 35 801,4 | 1 008,9 |
01.02.2012 | 35 776,5 | 1 004,7 |
01.03.2012 | 35 728,9 | 998,5 |
01.04.2012 | 34 819,9 | 1 017,0 |
01.05.2012 | 41 734,7 | 1 016,9 |
01.06.2012 | 41 639,3 | 1 015,8 |
01.07.2012 | 41 540,1 | 1 012,6 |
01.08.2012 | 41 323,2 | 980,5 |
01.09.2012 | 41 317,5 | 974,2 |
01.10.2012 | 40 544,8 | 970,7 |
01.11.2012 | 40 916,6 | 1 400,7 |
01.12.2012 | 40 872,9 | 1 400,7 |
2011 год | ||
01.01.2011 | 39 956,9 | 913,3 |
01.02.2011 | 39 798,6 | 824,2 |
01.03.2011 | 39 771,2 | 817,6 |
01.04.2011 | 38 836,9 | 816,1 |
01.05.2011 | 38 832,8 | 817,9 |
01.06.2011 | 37 010,0 | 816,5 |
01.07.2011 | 36 845,2 | 813,5 |
01.08.2011 | 36 777,8 | 795,8 |
01.09.2011 | 36 880,6 | 969,4 |
01.10.2011 | 36 002,0 | 966,0 |
01.11.2011 | 35 964,4 | 966,8 |
01.12.2011 | 35 838,1 | 965,6 |
* включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией
После распада СССР внешние обязательства России стали быстро увеличиваться. Это было обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, что вынудило власти привлечь 8 кредитов Международного валютного фонда на общую сумму 22 млрд. долларов США.
Быстрое увеличение внешнего долга продолжалось еще несколько лет, и после финансового кризиса 1998 года Россия оказалась должна внешним кредиторам более 188 млрд. долларов.
Затем Российская Федерация начала постепенно погашать задолженность. После 2000 года Россия больше не привлекала кредиты от Международного валютного фонда, а к 2005 году полностью рассчиталась с этим финансовым институтом.
Еще спустя год РФ погасила долги перед Парижским клубом кредиторов, которому выплачивала деньги в том числе и для погашения обязательств, доставшихся в наследство от СССР.
На тот момент оставшаяся у России сумма внешних финансовых задолженностей составляла 53 млрд. долларов. Именно столько долгов она получила в 1991 году как правопреемница Советского Союза.
В дальнейшем страна успешно справлялась с обслуживанием внешнего долга, его динамика находилась в пределах общепринятых норм и не оказывала негативного влияния на экономику государства.
Максимального значения внешний долг России достиг в 2014 году, когда общая сумма международных обязательств страны превысила отметку в 700 млрд. долларов США.
После этого задолженность Российской Федерации перед зарубежными кредиторами стала снижаться. Этому во многом способствовал тот факт, что, ввиду наложенных на Россию санкций, возможность кредитования резидентов страны, Центробанка и правительства на международных финансовых рынках была резко ограничена.
Прогноз на будущее
По мнению многих экспертов и аналитиков, внешний долг России в обозримой перспективе будет снижаться. Это обусловлено следующими факторами:
- ограниченный доступ к кредитным ресурсам за рубежом ввиду действующих санкций;
- способность страны изыскивать внутренние резервы (включая золотовалютные запасы) для покрытия текущих финансовых потребностей.
Многие экономисты полагают, что в настоящее время Россия может примерно на 50% увеличить размер внешнего долга без угрозы для своей экономической безопасности и финансовой стабильности.
Источник