Внеклассное мероприятие «Виртуальная экскурсия по родному городу»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа№2 им. Н.Я. Василенко г. Лабинска Лабинского района Краснодарского края. Сценарий внеклассного мероприятия «Виртуальная экскурсия по родному городу» «О старом по-новому» Автор: Дрокина Екатерина Валерьевна, учитель начальных классов г. Лабинск 2018г. Технологическая карта занятия «Виртуальная экскурсия по родному городу: «О старом по новому»» Дрокина Екатерина Валерьевна, учитель начальных классов Познакомить с достопримечательностями родного города, архитектурными памятниками . Расширить знания детей о городе Лабинске; систематизировать знания о купцах и о выдающихся людях нашего города Вызвать интерес к своему городу, чувство гордости и восхищения его красотой Воспитывать любовь к малой Родине дать представление о культурно-исторических памятниках, связанных с историей Лабинска; расширять словарный запас обучающихся; формировать навык работы с текстовым и электронным материалов формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; активно использовать речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; развивать готовность слушать собеседника; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. формировать уважительное отношение к иному мнению; воспитать силу воли, выдержку; развивать умение работать в коллективе; формировать чувство ответственности и уважения друг к другу; развивать самостоятельность, личную ответственность за свои поступки; развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Методы и формы обучения Формы: групповая, фронтальная. Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный Основные понятия и термины Экскурсия, экскурсовод, достопримечательность. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, ИКТ, здоровьесберегающие, Компьютер, проектор, презентация, стикеры, маркеры. I. Организационный момент II. Актуализация знаний. V . Продолжение работы по теме. I. Организационный момент — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня отправимся в виртуальное путешествие по нашему родному городу Лабинску. И посмотрим с другой стороны на все те места, которые мы видим каждый день. Узнаем много нового и интересного о истории нашего города. Нашу экскурсию мы назовем « О старом по новому». Приветствуют учителя, настраиваются на урок II Актуализация знаний — Поднимите руку, кто был на экскурсии какой-либо? — Из чего состоит любая экскурсия? — Правильно! Путешествие осуществляется на автобусе, рассказ ведет экскурсовод. И важно знать куда мы едем. — Вот для это нам и нужен план. — Посмотрите на экран, там карта нашего города, на ней обозначены места наших остановок. — И прежде чем мы начнем наше путешествие давайте вспомним все что мы знаем о истории нашего города. Наш город Лабинск – это город Краснодарского края, он был основан во время Кавказской войны. В 1841 году по указу императора Николая I была образована станица Лабинская. В то время местность в основном населяли линейные казаки. Позже сюда стали перебираться крестьяне, состоявшие в казачьем сословии. Во время революции 1917 года население станицы разделилось на две враждующие между собой части. Так длилось в течение трёх лет, пока город не вошёл в состав Советского союза. Станица была некоторое время оккупирована немецко – фашистскими захватчиками, который присвоили ей название Лабинск. А в 1947 году уже советские власти переименовали её в Лабинск, и она получила статус города. Отвечают на вопросы, слушают учителя. — Вот такая интересная история нашего города. — Итак с чего начинается путешествие по городу? — Правильно с въезда в город. — Ребята, а кто-нибудь видел, что у нас стоит на въезде со стороны города Курганинск? — Да ребята, и первая наша остановка стела «город курорт – Лабинск». — Нас встречают казак с казачкой с хлебом солью, то есть как мы встречаем радушно всех гостей города. — А кто знает почему нашему городу присвоено звание город курорт? — Да наш город один из самых красивых и уютных города Краснодарского края. Он славится минеральными источниками, оказывающими лечебное действие. На базе этих источников открыт был санаторий «Лаба» — один из самых красивейших здравниц долины Большой Лабы. Санаторий Лаба работает круглый год и располагает мощной лечебно- диагностической и бальнеологической базой. На территории построен аквапарк с природной минеральной водой, также имеется зоопарк, где живут медведи, лисицы, пони, верблюды, пони, яки, страусы, тигры. — Наверно многие из вас были в открытых бассейнах санатория. Отдых это хорошо но нам ребята надо двигаться дальше. — Все вы ребята были на площади победы. — Этот комплекс был открыт в 1968 году в память о погибших местных жителях, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Мемориал является памятником истории. Он представляет собой высокий гранитный обелиск с золотой звездой на нём. У подножия памятника зажжён вечный огонь и располагается братская могила. В 2001 году мемориальный комплекс «Площадь победы» был дополнен аллеей Героев. Она представляет собой гранитные стены красного и серого цветов, на которых золотом выгравированы имена сорока четырёх Героев Советского Союза, России и Социалистического труда, а также полных кавалеров орденов трудовой и боевой славы. — А что еще стоит на площади Победы? — Правильно, танк. Этот танк называют «Лабинский колхозник». Первоначально памятник танку ИС – 3 находился на территории консервного завода города Лабинска. Он был установлен в 1985 году в память о танковой колонне, носившей название «Лабинский колхозник». Эта колонна боролась с немецко – фашистскими захватчиками в Моравии в конце Второй Мировой войны. Монумент пробыл на территории завода в течение 24 лет, после чего, в июле 2009 года, был перемещён на мемориальный комплекс «Площадь Победы». Сейчас танк стоит на гранитном постаменте и в нём увековечена память о местных жителях, которые внесли огромный вклад в формирование «Лабинского колхозника», а именно, собрали большую сумму денег на его строительство. — Еще один монумент которому мы должны уделить внимание — это памятник «Первопоселенцам». Он воздвигнут на главной площади города напротив здания администрации. Композиция представлена скреплёнными между собой сваями из гранита, а венчает монумент фигура Ангела – хранителя, покровительствующего жителям Лабинска. Колоны, являющиеся основой памятника, олицетворяют три столетия, сыгравшие знаменательную роль в развитии города. Одна колонна – XIX век – время основания станицы, вторая – XX век – как эпоха стремительного развития района, и третья – XXI – символизирует взгляд в будущее. Эти сваи объединены тремя кольцами, как знак единения веков и связи поколений. — А вот это ребята Музей истории и краеведения им. Моисеенко. Мы с вами уже посещали его. Эта галерея открылась в 1991 году в здании, являющемся памятником архитектуры XIX века. Это здание принадлежало местному финансисту Сушкову. В музее собрана огромная коллекция из горных и предгорных пород. Кроме того, здесь представлены орудия, принадлежащие к каменному и бронзовому веку, предметы античного и средневекового периодов. Кроме того, есть залы, посвящённые животным Кавказа, истории развития города и культуры казачества. Экспозиции по Второй Мировой и Гражданской войне состоят из документов и оружия тех времён. В музее проводятся занятия по истории Кубани для школьников. Отвечают на вопросы, слушают учителя. Раз, два — дружно встали, (Шагаем на месте.) V . Продолжение работы по теме. — А нам пора двигаться дальше. Это Собор Успения Пресвятой Богородицы. Возведение этого храма началось в 1887 на средства, выделенные одним из местных казаков. Строительство длилось примерно 4 года и в 1891 году здесь состоялось первое богослужение. Архитектурное убранство и внутренние интерьеры церкви были очень роскошны и изобиловали иконами художественной росписи. В конце XIX века при храме была открыта церковно – приходская школа, где отдельно обучались мальчики и девочки. В конце 20-х годов прошлого столетия было запрещено проведение каких – либо церковных обрядов, а к концу 30-х годов из храма изъяли всю церковную утварь и иконы. В последующем в здании храма хранилось зерно. Спустя некоторое время помещение было отремонтировано и отдано под клуб. Верующим собор был возвращён в 1991 году. — А кто знает, что это за место? — Это Памятник казакам установлен в 1912 году в честь павших в сражениях во время Кавказской и Русско-турецких войн. Первоначально установлен на центральной площади при атамане А.С. Алименьеве. В 1991 году к 150-летию города Лабинска памятник был восстановлен в городском парке. На этом месте до 1930 года находился Николаевский храм. Он был построен в 1855 году. Храм был деревянным, стоял на каменном фундаменте и имел 3 престола: два придела были посвящены Константину Царю и Екатерине Великомученице. В 1930-е годы Николаевский храм был закрыт и впоследствии уничтожен. Воссоздание Николаевского прихода в станице Лабинской произошло в конце 1944 года. В 1980 году на улице Турчанинова, 271 началось строительство третьего Николаевского храма. 5 октября 1983 года состоялось его освящение. Храм был построен усердием протоиерея Михаила Донца, назначенного в Николаевский приход в 1961 году, 25 лет от роду, прослужившего в нём до своей смерти в 1996 году и похороненного в пределах церковной ограды. Внутреннюю роспись храма осуществил художник А. И. Карецкий, приглашённый женой настоятеля с Украины, из Почаева. — Ребята мы все с вами были в здании центра детского творчества и досуга. А вы знаете что это здание является архитектурным памятником нашего района. Эта достопримечательность Лабинска была построена в начале XIX века. До 1947 года здесь располагалось Высшее начальное училище, а в 1947 году здесь разместили Дом пионеров и школьников. В начале 90-х годов прошлого столетия здание переименовали в Центр детского творчества и досуга. Сейчас здесь работают различные кружки для детей и подростков, ведётся просветительская и воспитательная деятельность, направленная на всестороннее развитие подрастающего поколения. Совсем недавно центру было присвоено имя героя Великой Отечественной войны, который был командиром юных лабинских мстителей – Дмитрия Алексеевича Шервашидзе. «Выставочный зал» по праву может считаться культурно-эстетическим центром города Лабинска. Он работает с 4 октября 2008 года. Строгий классический образ, престижное местоположение, большое и комфортное пространство зала создают благоприятные условия для проведения выставок, для реализации интересных и оригинальных художественных проектов, для воплощения разнообразных творческих идей. Зритель знакомится здесь с богатой художественной жизнью Кубани. Выставки проходят как групповые, так и персональные. Посещают выставочный зал не только жители нашего района, но и гости. Посетителей радуют пейзажи местной природы, натюрморты с плодами и цветами родной Лабинской земли. Особое восхищение вызывают работы мастеров декоративно-прикладного искусства:,роспись по дереву, керамика, вышивка, корнепластика, мозаика. — Также центральную часть нашего города украшают множество зданий, которые являются памятниками истории и архитектуры. Это здание Лабинского торгового дома , в котором в начале прошлого века находился Волго-Камский банк, здание стоматологической поликлиники , где в те же времена располагалась гостиница, здание Профессионального училища №43 , в котором в 1907 году обучались ученики мужской Сергиевской гимназии. В здании типографии в начале XX века работал торговый дом Зингера, а центральная районная библиотека расположилась сегодня в доме купца Сушкова начала XX века В окрестностях Лабинска сохранились археологические памятники различных эпох — от каменного века до средневековья. Здесь находятся курганы III-II вв. до н.э., а в селе Горном были обнаружены руины древнего городища Куньша — самого большого по площади города на Северном Кавказе. Еще рядом с этим селом находится уникальные памятники природы — озера Круглое и Черное. Отвечают на вопросы, слушают учителя. Лабинск — это живописный уголок с великолепной кавказской природой, популярная бальнеологическая курортная зона, а также место культурного отдыха. В Лабинске развит активный туризм. Рядом с городом между полей находится хребет «Венцы». Это излюбленное место парапланеристов. По реке Лабе сплавляются туристы со всей России. Еще здесь организуются походы на плато Лаго-Наки и в Аширскую пещеру. Можно также записаться на экскурсии по окрестностям Лабинска, посетить живописные водопады, ущелья, озера. Наш район уникален и очень интересен. Ребята, давайте в заключении посмотрим с вами видео-ролик о нашем городе и всё таки ещё раз убедимся ,что наш город самый лучший и красивый! (смотрят ролик) Слушают учителя, просматривают видеоролик Ребята на доске у нас нарисована лесенка успеха. А на партах у вас лежат стикеры. Кто понял тему и ему было интересно на уроке, рисуют веселый смайлик и крепит его на самую высокую лесенку. Кто что-то недопонял клеят стикер на среднюю лесенку. А кому ещё надо поработать клеят на последнюю лесенку. Выходят по очереди начиная с 1 парты. -Ребята, вы большие молодцы. Спасибо вам за урок. Мне было очень приятно с вами поработать. Берут стикер, рисуют смайлик и крепят на доску. Источник Внеклассное мероприятие достопримечательности городаАвтор: Тациенко Венера Изгаровна Организация: МБОУ «СОШ № 35» Населенный пункт: Кемеровская область — Кузбасс, г. Осинники ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать и систематизировать знания у обучающихся 5 класса о родном городе Осинники.
Фотографии на стенде на тему: Достопримечательности города!» Мультимедийный комплекс и цифровой образовательный ресурс — презентация «Мой любимый город — Осинники» ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и поприветствуем наших гостей! Начинаем наше занятие. Посмотрите на доску. Слайд 1 Какие предметы изображены на слайде? (Дети говорят). Найдите взаимосвязь между предметами. Топор нужен для того, чтобы рубить колья для палатки, далее рубим дрова при помощи топора, в котелке готовим пищу на костре из консервов, в рюкзаке лежит компас, чтобы определить направления движения. Вы отправляетесь по заданному маршруту на привале, достаете пенку и если остановились на ночлег, то пенку стелим в палатку и ложитесь спать в спальный мешок. Что объединяет все эти предметы? Куда мы возьмем все эти предметы? Думаю вы уже догадались, что эти предметы нужны в походе . И тема нашего кроссенса «Поход» Кроссенс представляет собой поле из 8 частей, в которых размещаются изображения. Они расставлены в нём таким образом, что каждое имеет связь с предыдущим и последующим, а центральный квадрат может быть связан по смыслу со всеми изображениями кроссенса. В центре отражается главная мысль, идея или тема всего кроссенса. Задача разгадывающего «кроссенс» найти ассоциативную связь между соседними картинками. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. С кроссенсом интересно работать, но его иногда сложно составить. А может вам знакомо это слово? (Ответы детей) Кроссворд — это пересечение слов, а кроссенс — это пересечение смыслов. Посмотрите у вас на столе приготовлены фотографии. Глядя на них, определите тему нашего занятия. Дети высказывают свои варианты Все верно, тема нашего занятия: «Достопримечательности родного города» Давайте я расскажу вам как будет строиться наше занятие. Вы разобьетесь на три группы и будете готовить свой собственный кроссенс. Тематика у всех одна общая «Достопримечательности родного города», но для своего кроссенса сформулируйте тему самостоятельно и напишите ее в центре ватмана, далее по аналогии наклейте материалы в определенной последовательности. Учитель: Ваша задача определить, что связывают эти фотографии. Может это память о чем-то, культурные традиции, допускаю, что может остаться лишние фотографии при составлении кроссенса. После выполнения задания каждая группа представляет свой кроссенс, дает обоснование своему выбору. Прошу приступить к выполнению заданий. Группам дается время на подготовку своего кросенса и его презентации для аудитории (10 мин.). Время истекло. Думаю, что вы готовы представить свои работы 1 ГРУППА ПРЕДСТАВЛЯЕТ «СВЯТЫЕ МЕСТА ГОРОДА ОСИННИКИ» Примерные вопросы учителя по данной теме. Учитель: Почему выбрали данную тему? Дети (примерный ответ): На фото изображены храмы церкви, мечеть, часовня. Учитель: Что вы не взяли в данный в кроссенс? Дети: Фотографии ДК «Шахтера», автовокзала, трамвайного управления. Учитель: Какая у вас возникла логическая цепочка кроссенса? Дети (примерный ответ): Мы распределили фотографии по годам построения данных объектов и рассмотрели, что на них изображено. Учитель: Хотите послушать историю построения и описание одного из самых красивых Храмов города? Свято — Троицкий храм был возведен в 2008 году по инициативе главы города и на средства предпринимателя А. Шишкина, уроженца г. Осинники. 2 августа 2000 года был освящен закладной камень и площадка под строительство храма. Строительство началось в июле 2003 года по проекту заслуженного архитектора России, профессора Журавкова Ю.М. Это большой кирпичный храм, построенный с использованием форм древнерусского зодчества. Храм вмещает около тысячи прихожан, он стал самым высоким строением в городе. Его высота составляет 41 метр. Храм Святой Троицы имеет площадь – 1.8 га., которая складывается из площадей нижнего и верхнего храма. Его венчают 5 глав – 4 малых и 1 большая, изготовленных из нитрид-титана. Кровля на храме и на алтаре – медная. Над входами – 3 главки. Полы в храме из саянского гранита, лестницы, галереи и входы сделаны из мрамора привезенного из Казахстана и России. Иконостас изготовлен по индивидуальному проекту, размером 15 х 12,5 м (вместе с крестом) и покрыт сусальным золотом. В храме размещена стационарная купель, облицованная белым мрамором. Территория храма огорожена кирпичным забором с коваными решетками, изготовленными новокузнецкими мастерами. Мастера из Ярославля, Владимира, Суздаля и Москвы украсили в «васнецовском» (академическом) стиле своды, стены и колонны Верхнего храма, взяв за основу роспись храма Христа Спасителя в Москве. Спасибо ребята за презентацию было очень интересно Продолжает следующая группа 2 ГРУППА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТЕМУ: ПОМНИМ ГЕРОЕВ Примерные вопросы учителя по данной теме. Учитель: Почему выбрали данную тему? Дети (примерные ответы): Так как объекты которые представлены имеют отношения к Великой Отечественной Войне и находятся в нашем городе: самолет ЛА-5, Мемориальная доска Ефимову П. И по адресу ул.Ефимова, 1, Аллея Славы, Мемориал воинам – землякам павшим в 1941 – 1945 г., Обелиск «Шахтерам, павшим за Родину 1941 – 1945 г.г.» в районе Стройгородок, Обелиск памяти воинам – выпускникам, учителям школы № 3 г.Осинники, павшим в 1941 – 1945г.г Мемориальная доска «Здесь в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 находился госпиталь № 1032». Парк военной техники под открытым небом в городском парке. Учитель: В городе чтят память о воинах погибших на войне. Главной улицей микрорайона является ул. Ефимова, которая названа в честь нашего земляка П.И.Ефимова, который в годы Великой Отечественной войны был летчиком — истребителем и лично сбил не один десяток фашистских самолетов. В честь нашего славного земляка 8 мая 2005 года к празднованию 60-летия Победы был открыт мемориальный комплекс – памяти П.И Ефимова, который состоит из макета самолета ЛА – 5 в натуральную величину. В основании заложена плита, под которой хранится капсула с землей с могилы П.И Ефимова, привезенной учениками школы № 3 из г. Москва. Рядом с капсулой находится послание осинниковцам от ветеранов города. Послание по замыслу достанут через 38 лет к 100-летию празднования Дня Победы. Учитель: Есть вопросы к этой группе? Тогда послушаем презентацию группы номер 3. Может у вас есть идеи, какой кроссенс могли выбрать ваши одноклассники для своего проекта? 3 ГРУППА: НАША ТЕМА «ЛЮБИМЫЕ МЕСТА ОТДЫХА ГОРОЖАН ГОРОДА ОСИННИКИ» Скульптура «Вишневое детство», парк с динозаврами, фонтан на главной площади города, городской пляж реки Кондомы, Скульптура Бусинка у стоматологической поликлиники, детский городок у ТЦ ЦУМ , скульптура Петра и Февроньи, фото Осинниковского горнотехнического колледжа, Осинниковский городской краеведческий музей. Дети рассказывают о местах отдыха г. Осинники, о красивых и интересных местах. Учитель: Давайте узнаем историю ваших излюбленных из мест посещений. Краеведческий музей был открыт в 1970 году. Это, пожалуй, самая главная достопримечательность в городе. Здесь выставлены десятки экспозиций на различную тематику. Под одной крышей собраны коллекции минералов, насекомых, чучела птиц, коллекция монет и палеонтологические находки. Здесь также можно посмотреть на большое собрание предметов старины, принадлежавших шорскому народу, жившему на этой земле еще в 19 веке. Воспользовавшись услугами экскурсовода можно узнать много интересных сведений и любопытных фактов из истории города. В городском парке, гостей ждет приятная прогулка по многочисленным дорожкам среди деревьев (представлены даже редкие виды) и кустарников, красиво и интересно оформленных клумб, газонов, множества скульптур и фонтанов. Также под открытым небом расположилась небольшая выставка военной техники и шахтового оборудования. Учитель: Ребята вы много рассказали о городе Осинники и его достопримечательностях. Наша экскурсия подходит к концу. Сколько достопримечательных мест можно посетить в нашем родном городе Осинники! ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ: Учитель: Ребята давайте подумаем, что можно сделать по вашим собранным материалам — фотографиям города ? Ребята предлагают создать фото альбом с описаниями достопримечательностей города и передать его в музей школы им. В.Д. Ялевского, для того чтобы дети младших классах изучали свой город. Учитель: Предлагаю вам ответить на вопросы. Учитель раздает карточки для обратной связи с учениками, где им предлагается ответить на вопросы по результатам внеклассного занятия: — Я считаю, что наиболее удачным на занятии было….. — Я сегодня на занятии открыл для себя………. — Мне понравилось работать в группе, потому что…. — На занятии меня порадовало………. Спасибо. Наше занятие закончено. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Цыряпкин А.С. История города Осинники:. — М.: Изд-во » Притомское» г.Кемерово, 1995. — 92 с. 2.Осинники. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.osinniki.org/ , свободный – (29.11.2020). 3. Официальный сайт МБУК «Осинниковский городской краеведческий музей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://osinniki-muzei.kmr.muzkult.ru/, свободный – (29.11.2020). 4. Официальный сайт МКУ «Архивное управление Осинниковского городского округа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://arhivosnk.ru/, с вободный – (29.11.2020). 5. Официальный сайт МБДОУ «Дом детского творчества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ddt-osinniki.su/, с вободный – (29.11.2020). 6. Соборы.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sobory.ru/article/?object=23887, с вободный – (29.11.2020). 7. Лебедев И.Г. Хронология летописи города — М: Изд-во «Кемеровское книжное издательство», г.Кемерово, 1979. — 26 с. Презентация к уроку «Достопримечательности родного города» Краткая справка о городе Осинники Город Осинники находится в на юге Кемеровской области. Возник он на месте шорского поселения «Тагдагал» и после назывался рабочим шахтерским поселком Осиновка. Статус города присвоили в 1938 году. В настоящее время – это многонациональный город. Его население на сегодня чуть больше 44 тыс. человек. Осинники является одним из главных центров добычи угля в Кузбассе, особой марки «Ж». Данный уголь отправляется на экспорт во многие зарубежные страны. На сегодняшний день город славиться своими вишневыми садами. Источник |