- Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю» методическая разработка (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Внеурочное мероприятие «Путешествие по родному краю»
- 3) Кто из русских царей очень любил Вологду и даже хотел сделать ее столицей Руси? Почему это событие не осуществилось?
Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю»
методическая разработка (1 класс) по теме
Интегрированное мероприятие по окружающему миру с элементами краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_rodnomu_krayu.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Сокольниковская СОШ
Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к малой Родине.
- формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине;
- создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;
- развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас, повышать культуру
книги о Тамбовской области, «Легенды и предания Тамбовского края», магнитофон, аудиозаписи произведения «Голоса леса», компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме мероприятия.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
(Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
– В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
«Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.»
3. Постановка цели.
— Сегодня мы начнем разговор о нашей Родине, о нашей малой Родине – Тамбовщине. Мы еще раз убедимся в истинной красоте русской природы. Будем учиться любить и беречь свою малую Родину.
4. Дом, в котором мы живём.
Учитель читает стихотворение:
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь? Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
(Учитель спрашивает по очереди у детей номер их дома, название улицы, села, в котором они живут)
– Дом, в котором мы живем, – это наша малая Родина – село Лёвино Моршанского района Тамбовской области.
Село Левино образовалось в 19 веке, сейчас в нём проживает примерно 530 человек. Достопримечательностью села является деревянная мельница, а также дендрологический парк (раньше там выращивались экзотические растения).
Наш районный центр – город Моршанск. Моршанск находится на севере Тамбовской области. Он расположен по обоим берегам реки Цны при пересечении ее железной дорогой. Время возникновения населенного пункта на месте города точно не установлено. Село Морша существовало еще в XVI в. В 1779 г. по указу Екатерины II Морша — центр хлебной торговли на Цне — преобразована в город Моршанск, ставший уездным.
В настоящее время Моршанск — третий по хозяйственному значению и
населению город области, центр крупного сельскохозяйственного района. В нем около50 тысяч жителей.
Живя в Тамбовской области, мы не услышим шума морского прибоя, так как она удалена от морей. Самое ближнее море – Черное, но до него около 900 км, до Балтийского – 1000 км. Не сможем увидеть и горные вершины – область лежит между Среднерусской (на западе) и Приволжской (на востоке) возвышенностями, на Восточно-Европейской равнине – одной из самых больших низменных равнин земного шара.
Тамбовская область располагается посередине умеренного пояса, в центре Русской равнины, занимая большую часть Окско-Донской низменности и западные отроги Приволжской возвышенности, и входит в зону Центрально-Черноземного района.
Средняя высота Окско-Донской равнины составляет 139 м над уровнем моря. Ряд особенностей природы и ландшафтов Тамбовской области обусловлены срединностью ее географического положения. От Тамбова по одной тысяче километров до любой из границ Русской равнины. Область относится к зоне недостаточного увлажнения.
На территории нашей области находятся: холмистые равнины речные долины, овраги и балки.
Балки широко распространены по всей территории области, особенно в верховьях рек. Это длинные и широкие понижения с заросшими травой склонами. Балка – это последняя стадия развития оврагов. В балках берут начало почти все реки нашей области.
– Назовите реки Тамбовской области. (Цна, Ворона, Воронеж, Иловай, Глазок, Матыра, Ира, Ирка и другие.)
Всего по территории края протекают 1400 рек и речек. Все они относятся к бассейнам рек Волги и Дона. Подавляющее большинство рек имеет длину менее 25 км, и только семь из них свыше 100 км. Наиболее длинными являются реки Цна и Ворона.
В области имеются 2940 озер. В основном они лежат в поймах рек. Самое крупное из озер Рамза находится в пойме реки Вороны.
На территории Тамбовского района есть озеро-загадка. Оно находится в 15 км от Тамбова, в пойме реки Цны. Это озеро Чистое. Его уровень испытывает значительные колебания. Отмечены случаи полного исчезновения воды в озере. Озеро появилось в 1913-1914 гг. В 1939 году, по сведениям старожилов, вода в озере исчезла, а через год котловина снова наполнилась водой. Вначале 60-х годов снова резко упал уровень воды, а в 1980 году уровень воды резко повысился. Связывают это явление с засухами, но загадка озера Чистого окончательно не решена…
Река Ворона отличается от других рек Тамбовщины тем, что течет среди леса.
Ворона – один из заповедных уголков Тамбовского края. Это неповторимые пойменные озера Рамза и Ильмень, бобровые угодья с плотинами и норами. Общая длина реки составляет 454 км, 216 из них проходят по Тамбовской области.
В 1994 году на реке Вороне создан первый в области государственный заповедник, площадью 10320 тыс. га. Флора заповедника в настоящий момент изучена еще недостаточно. Здесь растут степные и луговые растения, дубравы, сосновые боры. Различные группы животных изучены в разной степени. Всего в Воронинском заповеднике отмечено 20 видов разнокрылых стрекоз, 85 видов клопов, около 140 видов жуков, 50 видов дневных бабочек, 4 вида сетчатокрылых.
В настоящий момент отмечено обитание 29 видов рыб, 7 видов амфибий, 6 видов рептилий, 126 видов птиц, 26 видов млекопитающих.
Кроме естественных поверхностных водных объектов на территории области имеются пруды и водохранилища в количестве 901 шт. Из них 764 пруда, 137 водохранилищ, в том числе 21 – рыбоводное. К наиболее крупным водохранилищам относятся: Шушпанское, Тамбовское, Челнавское, Кершинское, Ярославское.
В области известно несколько скважин, дающих лечебную минеральную воду: Никольское, Инжавино, Моршанск. Минеральные воды этих скважин являются уникальными, они содержат активные вещества и применяются при лечении многих заболеваний.
Леса Тамбовской области относятся к числу важнейших экологических систем. По состоянию на 01.01.2008 года общая площадь лесов области составила 402600 га. – десятая часть всей площади области. Леса Тамбовской области представлены 3 видами: хвойными, лиственными и смешанными.
Основным типом лиственных лесов в настоящее время являются дубравы. Постоянными спутниками дуба черешчатого являются липа мелколистная, береза повислая, осина, клен татарский, остролистный и полевой, ольха черная, вяз обыкновенный, ясень, ива, лещина.
Основным типом лиственных лесов в настоящее время являются дубравы. Постоянными спутниками дуба черешчатого являются липа мелколистная, береза повислая, осина, клен татарский, остролистный и полевой, ольха черная, вяз обыкновенный, ясень, ива, лещина.
– Роль лесов в природе очень велика. Они смягчают засушливый климат, закрепляют склоны оврагов и балок, улучшают водный режим рек, делают их более полноводными. В наши дни лесами покрыто до 30% всей поверхности суши. А какую пользу приносит лес человеку?
Лес – это наш зеленый друг. Он помогает получить высокий урожай хлеба. Лес – это бумага, книжки с картинками, тетради для учеников, это двери в новых домах, паркет и мебель в наших квартирах. Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пишу, жилище, одежду.
Основным, но не единственным продуктом леса является древесина. Из древесины сосны производят различные строительные материалы: доски, брус, дверные блоки, оконные рамы, недорогой паркет, плинтусы. Древесина березы идет на изготовление фанеры и низкосортных досок. Осина – это, в первую очередь, спички. Древесина липы издревле использовалась для изготовления деревянной посуды (ложек, мисок) и детских игрушек.
Леса дают не только древесину. Здесь производится заготовка лекарственного сырья. Лекарственные травы – земляника, зверобой, крапива, ландыш, подорожник, мать-и-мачеха.
Леса обеспечивают человека разнообразными продуктами питания. Это орехи, лесные ягоды, грибы. С давних пор грибы входят в ассортимент национальной кухни.
Грибы – это вкусный и полезный пищевой продукт. Их солят, маринуют, жарят, сушат, а в последнее время, с появлением морозильных камер, грибы начали хранить в свежезаморожен ном виде.
Из травянистых растений для этих лесов характерны гусиный лук желтый, купена душистая, ландыш майский, пролеска сибирская, мятлик дубравный, копытень европейский, чистяк весенний, медуница неясная, колокольчик широколистный, ломонос прямой, рябчик русский, бубенчик лилиелистный и др.
Основным видом, образующим хвойные леса, является сосна обыкновенная. В большинстве своем сосновые леса являются культурами разного возраста. В хвойных лесах из травянистых растений встречаются папоротник орляк обыкновенный, грушанка круглолистная, кислица обыкновенная, василек Маршалла, ландыш майский, земляника лесная, хвощ полевой и др.
На территории области встречаются более 320 видов лекарственных растений, из них большая часть, 84%, произрастает в диком состоянии. Широко распространены душица обыкновенная, крапива двудомная, ландыш майский, полынь горькая, чистотел большой, щавель конский, мята полевая, подорожник большой и многие другие. Многие лекарственные растения в современных условиях стали редкими (кровохлебка лекарственная, девясил высокий, василек синий и др.), что привело к снижению их значения в заготовках, а сбор некоторых (адонис весенний, алтей лекарственный, вахта трехлистная и др.) полностью запрещен, в связи с внесением их в Красную книгу Тамбовской области.
Значительная группа растений флоры Тамбовской области относится к группе медоносных, кормовых и декоративных видов растений.
– Лес – это не только источник разнообразных лесных ресурсов. Для русского человека это традиционное место отдыха. Но не все знают о правилах поведения в природе. Назовите их.
Правила поведения в природе
Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
На лоне природы веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми.
Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.
Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов.
Животный мир Тамбовской области представлен 73 видами млекопитающих (лось, кабан, косуля, волк, белка, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, куница, лисица, хорь, бобр речной, барсук и другие) и 292 видами птиц (глухарь, рябчик, тетерев, куропатка). Первые два вида птиц занесены в «Красную книгу» Тамбовской области, для них границы области являются южной границей их ареала.
Представителей млекопитающих, обитающих в лесу и представляющих интерес как объект охоты, можно разделить на две категории: пушные звери и копытные. К первым относятся заяц-беляк, лисица, куница и бобр.
Копытные представлены пятью видами – кабан, косуля европейская, лось, олень благородный и пятнистый. С 2001 года в области не проводится добыча лося. Связано это с резким падением численности особей данного вида. Основная причина – бесконтрольный отстрел с применением нарезного оружия. Пик численности лося пришёлся на 50-е годы 20-го столетия.
Реформы последних лет не способствовали созданию благоприятных условий для проведения охранных и воспроизводственных мероприятий в охотничьих угодьях области. Это отрицательно сказалось на численности охотничьих животных, и в первую очередь копытных, которые наиболее подвержены прессу со стороны нарушителей правил охоты и наиболее отзывчивы на биотехнические мероприятия.
В степной зоне, которая занимает более 80% территории области обитает перепел, куропатка, болотно-луговая дичь и фазан.
(Сообщения о животных.)
В многочисленных водоемах области обитает ондатра, выхухоль. Выхухоль занесена в Красную книгу России и Красную книгу Тамбовской области. Причина – нарушение мест обитания и вытеснение ондатрой.
Мероприятия по охране природы:
не допускать самовольную вырубку леса;
контролировать лов рыбы, спортивную и промысловую охоту;
бороться с лесными пожарами;
для сохранения редких видов растений и животных создавать охраняемые территории;
вносить редкие виды в Красную книгу;
разводить животных, восстанавливать погибшие леса.
– С чем познакомились сегодня на уроке? О чем узнали?
– Замечательный писатель Константин Паустовский сказал: “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. А Родина – это и есть природа, которую мы должны охранять и беречь.
V. Домашнее задание
– Приготовить сообщение о животном (растении) Тамбовской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска.
В данном мероприятии описывается история возникновения (создания) села Солёное Займище Черноярского раойна Астраханской области.
Разработка мероприятияПрезентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaeva/file/4205224/Данное мероприятие составлено мной и было проведено с учениками 3 В класса МАОУ СОШ№2 п.Серышево в .
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 63» Кучковская Светлана Михайловна.
Урок-экскурсия по краеведению«Уголки родного края»(для 3-классников).
Цели. Познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;воспитывать чувство гордости за родной край;развивать жел.
Источник
Внеурочное мероприятие «Путешествие по родному краю»
Тема внеурочного мероприятия:
«Путешествие по родному краю»
Новикова Галина Владимировна
учитель истории, обществознания
В современном обществе одной из важных задач является духовно — нравственное воспитание подрастающего поколения.
Еще около 500 лет назад до нашей эры, один китайский ученый сказал мудрые слова, являющиеся важными и в наши дни. «Если вы думаете на год вперёд — сейте зёрна, если вы думаете на 10 лет вперёд — сажайте деревья, если вы думаете на 100 лет вперёд — воспитывайте человека».
Внеурочное мероприятие по теме: «Путешествие по родному краю» является актуальным, так как способствует формированию гражданской идентичности обучающихся; развитию духовно — нравственных качеств личности: патриотизма, любви к своей малой Родине, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Форма проведения внеурочного мероприятия: заочное путешествие по родному краю.
Цель: формирование и углубление знаний учащихся о Вологодской области
Образовательные: систематизировать и обобщить знания по истории родного края;
Развивающие: умение соотносить исторические события с исторической личностью;
аргументировать собственную точку зрения, представлять и оценивать результаты своей работы;
способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому, любви к своему родному краю.
Описание интеллектуальной игры:
Учащиеся класса поделены на 3 команды, оценивать результаты игры будет жюри. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Организационный момент : Учитель и ученики приветствуют друг друга.
Учитель : Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Я рада видеть вас. Всем участникам команд желаю показать хорошие знания, быть сплоченными, проявить командный дух. Оценивать интеллектуальную игру будет почетное жюри (объявляется состав жюри).
Учитель: ребята, вы любите путешествовать. Сегодня у нас такая возможность есть. А в какое замечательное место мы отправимся, вы узнаете, прослушав внимательно небольшое стихотворение.
В ологодчина наша —
Край лесов и озёр,
Крики чаек над пашней,
Русский вольный простор.
Ты природой красива,
У великой России
Современность и древность
Здесь, бок о бок, живут.
Ценишь веру и верность,
Любишь песню и труд.
Учитель: ребята, вы догадались, в какой удивительный, северный край, мы с вами отправимся?
Ответы учащихся : Вологодский край.
Определение темы мероприятия. Постановка задач.
Учитель: Сформулируйте тему нашего путешествия.
Учащиеся называют примерные темы: « Край, в котором мы живем», «Наша Родина – Вологодчина», «Милый сердцу край родной» и другие.
Учитель: объявляет тему внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю»
Учитель: Вологодский край, небольшой регион великой и прекрасной страны — России. Испокон веков здесь жили и живут добродушные, мужественные, талантливые люди. Всей стране известны писатели, поэты, полководцы, художники, ученые, спортсмены, родившиеся на Вологодской земле.
Вологодчина – древняя земля Русского Севера, край чистых озер, вековых монастырей. Один из немногих уголков России, где сохранились и развиваются традиции уникальных древних искусств.
Учитель: ребята, о чем бы вы хотели узнать, совершая путешествие по Вологодской земле? (ответы учащихся)
Ответы на свои вопросы вы сможете получить в процессе интеллектуально — познавательной игры.
Учитель: чтобы отправиться в путь нам нужно открыть дверь с секретным кодом. Для этого необходимо правильно дать ответ на вопросы:
1) Назовите дату образования Вологодской области (23 сентября 1937 года)
2) Какую дату в 2020 году отметили все жители нашего региона.
(83 — летие со дня основания Вологодской области)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием. Начнем путешествие по Вологодской земле.
1 станция «Знатоки Вологодского края»
(учащиеся отвечают на поставленные вопросы, за каждый правильный ответ команды получает по 1 баллу)
1) На какой равнине расположен наш край (на Восточно-Европейской равнине)
2) Постановлением ЦИК СССР от 23 сентября 1937 года, одна из областей государства была разделена на Вологодскую и Архангельскую. Укажите название области (Северная область)
3) Главным административным городом нашей области является Вологда. Объясните названия города.
Версии, объясняющие название города:
Название города произошло от слова « волок», так как новгородцы двигали свои ладьи в бассейн Сухоны и Северной Двины именно по волокам.
На языке одного из финно-угорских племен слово « Вологда» означает светлая, чистая.
Волок — дорога от деревни к деревне через лес.
Слово « Волоква» на языке коми означает – «лесная река».
4) С вепского — название этого города переводится как «племя на рыбьей горе». Со славянского — «племя на высоком месте». О каком городе идет речь? (о Череповце)
5) Назовите самую большую и самую длинную реку Вологодской области (Сухона)
6)Укажите количество районов, включенных в состав Вологодской области в настоящее время (26 муниципальных районов)
7) С какими областями граничит Вологодская область. Выберите из предложенного списка два неправильных варианта ответа. (Архангельская, Смоленская, Ярославская, Новгородская, Московская, Ленинградская, Кировская)
Ответ: Смоленская, Московская области
8) Назовите рукотворное озеро края (Рыбинское водохранилище)
9) Какое озеро области имеет форму блюдца (Белое)
10) Назовите самый холодный район Вологодской области (Никольский район)
2 станция «Перепутанный архив»
Учитель : ребята, к нам обратились работники архива, с просьбой помощь устранить исторические неточности в названии городов. Вам необходимо выяснить, из ниже приведенного описания, о каких современных городах Вологодской области идет речь.
За каждый правильный ответ команды получает по 1 баллу.
1) Город, расположенный на северо-западе области. Это край озер и лесов. На его территории находится одна из самых высоких гор области – гора Андома (Вытегра)
2) Крупный промышленный центр области. «Стальное сердце» Вологодчины (Череповец)
3) Согласно легенде: «Заложен град месяца апреля в 28, на память апостолов Ассона и Сосипатра» .
О каком современном городе идет речь? (о Вологде)
4) Город русских мореходов, другое название города «соль земли – Русской» (Тотьма)
5) Город, где процветал уникальный промысел обработки серебра — чернь, ныне здесь располагается вотчина деда Мороза (Великий Устюг)
6) Какой город Вологодской области «умеет летать» (Сокол)
3. Станция «Знай и сохраняй памятники истории и природы»
Учащимся необходимо соотнести название памятника с его изображением. За каждый правильный ответ команды получают по 2 балла.
Памятники природы Вологодской области
Опоки Скопа, символ Дарвинского
Гора Андома Водопад Васькин ключ
Памятники культуры истории Вологодской области
Кирилло-Белозерский монастырь Спасо – Прилуцкий монастырь (Вологда)
Воскресенский собор (Череповец) Ферапонтов монастырь
4 станция «Отважные землепроходцы и мореплаватели Вологодского края»
Учитель: с конца XVI века, после знаменитого похода Ермака, началось завоевание и освоение необъятной и сказочно богатой Сибири. Многие смельчаки двигались по незнакомым местам, неведомым рекам и непроходимым лесам, переносили невероятные лишения, добирались до самых глухих уголков Сибири. Среди «землепроходцев» было немало наших земляков, уроженцев Устюга, Тотьмы и других мест Севера.
Сейчас вам предстоит определить, из исторического документа, имена наших земляков, которые разведали многие сибирские земли, нанесли на географические карты реки и горы, заложили села и даже города.
За каждый правильный ответ команды получают 2 балла.
Если команды затрудняются с ответом, можно воспользоваться подсказкой, заработав по 1 баллу, за каждый правильный ответа (на карточке будут перечислены фамилии землепроходцев, необходимо правильно подобрать текст документа, в котором говориться о данном человеке).
1) У стюжанин, ушедший искать счастье в Сибирь. Первым из европейских мореплавателей, в 1648 году, во время морского похода с Колымы на Анадырь, открыл пролив, отделяющий Азию от Америки и соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны. Его именем, назван мыс в восточной оконечности Азии. (Семен Дежнев)
2) Тотьмич, завершивший обследование западного побережья Северной Америки, и в 1812 году, построивший вблизи современного Сан-Франциско (США), русское селение и крепость Росс (Иван Александрович Кусков)
3) Будущий землепроходец, родился в деревне Дмитриево Вологодской губернии. Исследовал Восточную Сибирь. В 1649-1653 годах совершил ряд походов в Приамурье, составил «Чертеж реке Амуру». Его именем, назван крупнейший город нашей страны (Ерофей Павлович Хабаров)
4) Устюжанин, предоставивший первые сведения о Камчатке и Курильских островах. Великий русский поэт А. С. Пушкин назвал его «Камчатским Ермаком», а русский географ Степан Крашенинников — «обретателем Камчатки» (Владимир Васильевич Атласов)
Учитель: Ребята, вы хорошо потрудились, давайте немного отдохнем, совершим привал. Ребята, а вы знаете, что такое бренд?
Ответ учащихся: бренды – это такие продукты, изделия, которые известны далеко за пределами Вологодской области и России.
Учитель: Сейчас я буду называть символы и бренды разных областей России. Если пример будет соотноситься с символом или брендом Вологодского края – дружно похлопайте, не будет соотноситься — потихоньку потопайте.
1) Третьяковская галерея (-)
2) Крестьянское масло (+)
5) Самовар, пряник (-)
6) Вотчина деда Мороза (+)
Учитель: Ребята, вы молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь – снова в путь.
5. Станция «Секретный сундучок»
Учитель: ребята, в нашем сундучке находятся вещи, изготовленные на предприятиях Вологодской области. Я прочту несколько загадок, а вам нужно догадаться, о каком предмете идет речь, на каком предприятии — производится. За полный ответ команда, поднявшая первой сигнальную карточку, получает по 2 балла.
1. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом.
Письмом, обоями, листовкой, альбомом, книгой, упаковкой.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!
Ответ: бумага, ее выпускает Сокольский целлюлозно- бумажный комбинат
2. Это тесный — тесный дом: сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками, тоненькими …
Ответ: спички, производят на Череповецкой спичечной фабрике «ФЭСКО»
3. Гравий, песок, вода и цемент.
Что за раствор? Назовите скорей!
Ответ: бетон, производят на Вологодском бетонном заводе.
4. Не влетят в наш домик мошки.
И тепло нам и светло.
Очень прочное в окошке
Ответ: стекло, производит: ООО «Чагодощенский стеклозавод» (поселок Чагода), АО «Покровский стеклозавод» (поселок Сазоново).
6 станция «Интересные факты»
(1 балл команды получают за правильно названное имя, плюс 2 балла за обоснование ответа). Право ответа получает команда, поднявшая первой сигнальную карточку. Если ответ неправильный, отвечают другие команды.
1) Этот царь несколько раз бывал в нашем крае. Обследовав Кубенское озеро, царь пренебрежительно высказался: «Мелка лужица»!
Назовите имя царя. Зачем он ездил на Кубенское озеро.
Ответ: Петр I , он присматривал место для плавания кораблей потешного флота, но Кубенское озеро ему показалось мелководным.
2) Вологодское масло исторически носило разные названия. Объясните, с чем это было связано и вычеркните из общего списка одно лишнее название вологодского масла: Ленинское, Сталинское, Петербургское, Вологодское, Парижское.
Кто из наших земляков был создателем вологодского масла?
Ответ: Ленинское. В 1870 году Николай Верещагин посетил Всемирную выставку в Париже. Там он обратил внимание на ароматное масло, которое изготавливалось в провинции Нормандия. Верещагин решил производить подобное масло в нашей стране. Масло Верещагин назвал «Парижским». А на экспорт оно шло из Санкт-Петербурга, поэтому за границей его называли «Петербургским». В 1939 году, масло стало именоваться Вологодским.
3) Кто из русских царей очень любил Вологду и даже хотел сделать ее столицей Руси? Почему это событие не осуществилось?
Ответ: Иван Грозный хотел превратить Вологду в столицу, но согласно легенде, этому событию помешал кирпич, упавший с потолка недостроенного Софийского собора, который чуть-чуть не убил царя. Царь решил, что это знак свыше и изменил свое решение.
4) Ради осуществления этой мечты он оставил службу. Не получая ни помощи, ни средств от государства, он не сдавался и продолжал свои исследования в области воздухоплавания, а в конце жизни написал о себе: «Я желал быть полезным своему Отечеству. » О ком идет речь? Какой вклад наш земляк внес в науку?
Ответ: Александр Федорович Можайский. В 1878 году он создал конструкцию самолета. Основываясь на опытах Можайского, русские инженеры-конструкторы в 1913 году создали тяжелый самолет «Русский витязь».
5) «Там в эту ночь у городской заставы
Московских ждал ключей Наполеон,
Привычный к лести, ненасытный к славе,
Ждал до зари, но не дождался он».
Укажите автора данной картины. Кем он являлся? О каком историческом событии идет речь?
Ответ: Василий Верещагин, художник-баталист. Об Отечественной войне 1812 года.
7 станция «Эрудиты» (блиц — вопрос)
Команды отвечает на этот вопрос по желанию. Если команда отвечает правильно, то получает 2 балла. Если команда дает неправильный ответ — теряет 2 балла.
Вопрос: старинные названия улиц, в том числе города Вологды, могут много рассказать нам. Улицу Ехаловы Кузнецы (ныне Авксентьевская) в Вологде основали кузнецы; улицу Большие Кожевники (ныне Горького) – кожевники; на Сенной площади (площадь Революции) – крестьяне торговали сеном.
А что нам подскажет Калашная (ныне Гоголя). Почему такое название получила?
Ответ: Название Калашная, восходит к «калашникам» — «пекарям»
8 конкурс: «Праздничная телеграмма»
Командам было дано домашнее задание: составить телеграмму и поздравить всех присутствующих с 83- летием образования Вологодской области.
Выступления команд оценивается в 3 балла (учитывается выразительность, четкость изложения мыслей)
Учитель: молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми испытаниями. Показали хорошие знания. Я надеюсь, что наше путешествие было для вас интересным и познавательным.
Рефлексия ( учащиеся прикрепляют листочки разных цветов к дереву знаний)
Зеленый цвет – я узнал много нового, мне было интересно.
Желтый цвет – мероприятие полезное, но мне на нем было неинтересно.
Красный цвет – ничего нового я не узнал, было скучно.
Подведение итогов интеллектуально — познавательной игры.
Жюри объявляет результаты, награждает команды.
Учитель: наше мероприятие я хочу закончить небольшим стихотворением вологодской поэтессы Ольги Фокиной:
Шорох ветра, рокот грома.
Всполох молнии во мгле…
Счастлив тот, кто счастлив дома,
На своей родной земле.
Учитель: Ребята, любите и берегите свой родной край. Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего.
Источник