Виртуальные экскурсии
методическая разработка (4 класс) по теме
Теоретический аспект формы занятия экскурсия (виртуальная)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnye_ekskursii.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Незамаева Елена Александровна
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 418 Кронштадтского района Санкт – Петербурга
Виртуальные экскурсии как форма организации педагогического процесса с детьми младшего школьного возраста
«Человеку никак нельзя без Родины,
Как нельзя жить без сердца».
С самого раннего детства дети проявляют интерес к месту своего жительства, но сведения, получаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и хаотичны. Поэтому приоритетным направлением работы в моем классе является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению школьников с родным городом.
Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей считается краеведческий принцип, который позволяет выделить главную цель – это воспитание гражданина, любящего и знающего свой город.
Темы и задачи по ознакомлению детей с историей и культурой родного города должны быть довольно широкими, подача материала максимально доступна и процесс ознакомления должен быть разнообразен и регулярен. Для развития и закрепления знаний ребенка о родном городе я использую целый комплекс мер. Результатом такой целенаправленной работы является воспитание любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, логического мышления, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей. Также стараюсь подвести детей к пониманию того, что каждый человек, не зависимо от возраста является частью своего рода, народа; у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он и его родственники. И жить нужно так, чтобы было хорошо всем: и людям, и животным, и растениям, потому, что все взаимосвязано.
Даю детям представление о родном городе, побуждаю в них любовь к городу, в котором они живут, помогаю осознать значение своего родного города. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
— формировать ценностное отношение к истории и архитектуре города, позволяющего относится бережно, терпеливо, трепетно, осмысленно к городу в котором мы живем.
— обобщить, уточнить и расширить знания детей о Кронштадте и его достопримечательностях.
— стимулировать стремление как можно лучше знать свой город.
— способствовать развитию личностных качеств детей средствами краеведения.
Главной формой работы по ознакомлению с родным городом являются познавательные занятия. Важно, чтобы занятия способствовали активизации мыслительной деятельности детей. С этой целью я использую приемы сравнения, вопросы поискового характера, побуждаю детей искать способы решения проблемных ситуаций, а также индивидуальные задания. Учу детей анализировать, делать выводы, обобщать. Важным приемом подачи информации исторического характера является познавательные рассказы. Так-как младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: иллюстрациями, схемами, фотографиями, слайдами. Активизировать внимание помогают вопросы, задаваемые в процессе рассказа, также эти вопросы побуждают детей к логическому мышлению (Как вы думаете, почему именно на этом месте Петр 1 решил построить город? Почему наш город так назван? И т. Д.)
Совместный поиск с помощью наблюдений, опытов, чтения книг подведёт к правильному ответу. Пусть ребёнок переживет состояние первооткрывателя, а я только поддерживаю в нем уверенность в том, что сам непременно найдет правильный ответ, додумается, решит трудную для себя задачу.
Также я использую различные виды игр для ознакомления с городом в том числе авторские дидактические игры:
— Угадай по силуэту
— Узнай и расскажи
— Что лишнее и почему
— Путешествие по Кронштадту
— Мнемокарты о Кронштадте
Для эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьями. В своей работе я опираюсь на родителей, как на равноправных участников формирования личности ребенка.
Работа по реализации программы нравственно-патриотического воспитания ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки ребят – это живые участники истории родного города. Дети совместно с родителями обсуждают семейные традиции, национальные, профессиональные корни своего рода. Рассказы старших членов семьи помогают детям лучше осознать исторические факты и события. Родитель также участвуют в создании развивающей среды (создание мини-музея в классе, макетов).
Большую роль играют занятия-экскурсии по ознакомлению с родным городом. Педагогическая практика подтверждает, что экскурсионная форма работы с детьми обладает большой учебно-воспитательной эффективностью. Без экскурсий обучение неизбежно приобретет словесно-книжный характер. Огромное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. С помощью экскурсий раскрываются следующие принципы:
— принцип историзма (события описываются в хронологическом порядке от прошлого к настоящему. Я подбираю материал о городе Кронштадте, включающий как сведения об историческом прошлом так и современном культурном облике родного города)
— принцип гуманизации (здесь важно умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, понимать его чувства и эмоции, в ребенке видеть полноправного партнера, ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, Отечеству)
— принцип дифференциации (создать условия для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о своем городе с учетом возраста, накопленного им опыта)
— принцип интегративности (заключается в сотрудничестве с семьей, музеями города и т. П.)
— принцип развивающего обучения
При планировании системы экскурсий я учитываю следующее:
— экскурсия должна дать первоначальное, яркое, целостное восприятие предметов и явлений, побуждать к развитию у детей любознательности, познавательных интересов
— для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении провожу повторные экскурсии. Они раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, которые он наблюдал на предыдущей экскурсии. Когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги, тогда целесообразно намечать повторные экскурсии.
— на каждой экскурсии я решаю образовательные и воспитательные задачи в единстве, поэтому планирую объем знаний и умений, продумываю, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.
В процессе экскурсии поддерживаю мыслительную активность детей. С этой целью использую приемы, стимулирующее познавательный поиск: детям предлагаю задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным, вспомнить соответствующие стихотворения, половицу, загадку, народную примету. В конце экскурсии подводим итог: что узнали, увидели. Предлагаю детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.
После экскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний:
— обращаемся к художественным произведениям (книга, репродукция, предметы декоративно-прикладного искусства, песни, музыка) с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предполагаемого с тем, что непосредственно воспринимали
— оформляем альбомы на различные темы: «Детям о Кронштадте», «Мы в городе славном живем», «Мосты Кронштадта», «Кронштадт вчера, сегодня, завтра», «Кронштадт в разное время года», «Памятники», «Достопримечательности города» и т. Д.
— использую авторские игры (см. выше)
— изготавливаем макеты для мини-музея
— выполняем мозаичные аппликации
— проводим обобщающие беседы
Помимо традиционных экскурсий существуют виртуальные экскурсии. Использование компьютерных технологий является очень эффективным, поскольку дети, в силу своего возраста не всегда имеют возможность посещать экскурсии, выставки, музеи, путешествовать по городу. Я разрабатываю видео материалы, компьютерные презентации. Целью создания таких разработок стало обобщение знаний и дальнейшее стимулирование интереса детей к совместной познавательной деятельности в области краеведения, в процессе реализации нравственно-патриотического воспитания.
Источник
Виртуальная экскурсия (внеурочное мероприятие) «Чтобы помнили. » с презентацией.
методическая разработка на тему
Целью представленной работы является знакомство с местами посёлка Металлострой, хранящими память о Великой Отечественной войне.
- Познакомить учащихся с местами посёлка, хранящими память о Великой Отечественной войне:
Садоводческое некоммерческое товарищество «Нева»,
Сквер Памяти поколений,
Мемориальная доска на улице Богайчука,
Металлостроевское воинское кладбище,
Дубовая аллея имени ветерана ВОв Карева»,
Книга «По крупицам о войне».
- Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Развивать интерес к истории родного края, истории страны.
- Воспитывать чувство гордости за наш великий народ и благодарности людям, защитившим наше мирное будущее.
В работе использованы материалы школьного музея «История посёлка Металлострой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_pomnili.doc | 87 КБ |
prezentatsiya_metallostroy_-_kopiya.ppt | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 451
Колпинского района Санкт-Петербурга
Виртуальная экскурсия (внеурочное мероприятие)
Номинация: «Памяти павших»
Скопина Елена Валерьевна учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Поиск новых форм организации внеурочных мероприятий весьма актуален, т.к. школа должна идти в ногу со временем и активно использовать высокие технологии в информационном пространстве, уметь пользоваться тем, что предлагает нам развитие массовых коммуникаций. Все это, призванное на благо культуры, искусства, эстетики и духовного развития, значительно облегчает диалог между объектом культурной, исторической ценности и конечным его потребителем – зрителем. Мы живем в эпоху Интернет. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и жизни учреждений культуры в частности.
«Виртуальные экскурсии» отличаются от традиционных виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы и т.д.) и предполагают сбор необходимых фактов и создание условий для самостоятельного наблюдения. При помощи воздействия на органы чувств посредством звука, текста и графической информации (фотографии, планы, карты и др.) имитируются фактически существующие объекты. Виртуальные экскурсии создают полную иллюзию присутствия, и позволяют совершать увлекательные маршруты. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
Виртуальную экскурсию можно создать в виде презентации, сайта, фильма или компьютерной программы. Наиболее простым способ является создание презентации и фильма.
Применение такой формы организации работы, как виртуальная экскурсия, для нашей школы актуально, т.к. созданы все условия для организации и проведения работы в данном направлении.
«Всякое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла». Эти слова М.В. Ломоносова актуальны и сегодня. Ещё в 17 веке в России главным в воспитании стало в формировании человека – патриота, отличающегося высокой нравственностью, служением Отечеству.
Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству. Это чувство должно стать и всегда оставаться той нравственной ценностью, которая будет являться источником нравственности подрастающего поколения и каждого из нас.
На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения о Великой Отечественной Войне. Важность изучения того, как память людей выражает себя сегодня в знаниях, суждениях и представлениях. Важно не забывать, что память это то, что человек может пронести через годы, а в данном случае это историческая память о великом и в то же время трагическом для всего человечества событии.
Целью представленной работы является знакомство с местами посёлка Металлострой, хранящими память о Великой Отечественной войне.
- Познакомить учащихся с местами посёлка, хранящими память о Великой Отечественной войне:
Садоводческое некоммерческое товарищество «Нева»,
Сквер Памяти поколений,
Мемориальная доска на улице Богайчука,
Металлостроевское воинское кладбище,
Дубовая аллея имени ветерана ВОв Карева»,
Книга «По крупицам о войне».
- Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Развивать интерес к истории родного края, истории страны.
- Воспитывать чувство гордости за наш великий народ и благодарности людям, защитившим наше мирное будущее.
В работе использованы материалы школьного музея «История посёлка Металлострой».
Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещавших о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк… Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…
Для нас Великая Отечественная война – история. Далёкая и не очень…
Эта война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас.
Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг помнить об этом всегда.
Во имя жизни на земле!
Предлагаю вам совершить экскурсию по местам посёлка Металлострой, хранящим память о Великой Отечественной войне.
Отправляемся на нашу виртуальную экскурсию и первая остановка — Садоводческое некоммерческое товарищество «Нева».
Садоводческое некоммерческое товарищество «Нева» в настоящее время занимает площадь 9,4 гектара. (Слайд 2)
Жители нашего поселка вместе с ленинградцами перенесли все ужасы блокады. Весной 1942 года на заводе организовали подсобное хозяйство, которое спасло от голода переживших блокаду металлостроевцев. На пустыре посадили тоненькие веточки смородины, раскопали грядки под овощи. А засаженное капустой поле от подсобного хозяйства до карьеров (теперешние Озерки) кормило не только Металлострой, но и завод «Большевик».
После войны деревья и кусты уже хорошо плодоносили, и когда подсобное хозяйство ликвидировали, сад разделили на участки между работниками завода. И сад, и поле, в память о том, какую роль они сыграли во время войны, дали название двум улицам в Металлострое: Садовая и Полевая (Слайд 3).
Следующая остановка на нашем маршруте на улице Полевая, дом 5. Около автомастерской «Ритм» мы видим речной якорь. Речной якорь – знак, установленный по инициативе работников автомастерской «Ритм». (Слайд 4) Они сами привезли его с реки, оборудовали площадку, выполнили табличку: «В память балтийским матросам-пехотинцам. Сентябрь 1941 год». Таким образом, наши современники почтили память о своих земляках-героях.
Во второй половине сентября 1941 года развернулись бои на берегах Невы в районе Невской Дубровки. В результате многодневных тяжёлых боёв наши войска захватили плацдарм на левом берегу Невы. Первым высадился на берег 1-й батальон 4-й бригады морской пехоты.
Вам всем, наверно, хорошо знакомо название – улица Богайчука, но не многие из вас знают, именем кого она названа. Следующая наша остановка на этой улице.
В 1973 году новой улице в Металлострое присвоили имя Богайчука. (Слайд 5)
Перед самой войной генерал – майор Павел Петрович Богайчук командовал 125 – й стрелковой дивизией (Слайд 6) . В июне 1940 года между Советским Союзом и Литвой был заключён договор о дружбе и взаимопомощи. По условиям этого договора 125 – я стрелковая дивизия в составе других частей Красной Армии была введена на территорию Литвы в окрестность города Тауран, который находился в 30 километрах от границы.
22 июня 1941 года в 4 часа началась война. Воины дивизии героически обороняли литовскую землю. Войска под командованием Богайчука несколько дней удерживали позиции, 17 суток длился бой за город. Уже в первый месяц за героизм, проявленный в бою, дивизия была представлена к награждению орденом Красного Знамени. Но бойцы и командиры не успели получить свои награды – в районе Чудского озера дивизия была окружена, и штаб был вынужден уничтожить документы.
Фашисты радовались, сообщая по радио и в листовках о том, что 125-я дивизия уничтожена. А в это время части дивизии с боями выходили из окружения. В течение 15 суток через леса и болота Эстонии пробирался Богайчук с группой бойцов в расположение своих частей. Выйдя из окружения, дивизия вновь вступила в оборонительные бои под Нарвой, за рекой Лугой, затем в Ораниенбаумском направлении. В конце сентября дивизия заняла оборону под городом Колпино. Гитлеровцы готовили мощное наступление, планируя взять Ленинград штурмом.
21 декабря в 18-00 во время массированного артобстрела вражеский снаряд попал в блиндаж. Вместе с другими офицерами штаба погиб командир дивизии Павел Петрович Богайчук. Его могила находится на Металлостроевском воинском кладбище.
Когда улица получила своё имя, ветераны Астахова Мария Алексеевна и Карев Михаил Семёнович выступили с инициативой установить на доме №2 мемориальную доску. (Слайд 7) В самом начале 90-х годов вандалы сломали доску, сдав, очевидно, крепёж на металлолом. И вновь за дело взялись ветераны. К 50-летию Победы установили новую доску, к которой ежегодно возлагаются цветы.
На углу улиц Богайчука и Полевая наша следующая остановка. Здесь расположен сквер Памяти поколений.
Место, на котором расположен сквер Памяти поколений и памятный знак выбрано не случайно. (Слайд 8) Летом 1941 года здесь расположили зенитную батарею, защищавшую небо над Ленинградом. В сентябре артиллеристы провели ожесточённый бой сразу с 30 фашистскими самолётами.
Сквер был заложен к 35-летию Победы в 1980 году, а в 1985 на нём был установлен памятный знак. Автор проекта Вячеслав Куракин. Знак представляет собой куб, грани которого символически отражают значимые моменты советской истории. ( Слайд 9,10,11,12)
В день закладки сквера сюда была привезена священная земля с огненных рубежей обороны города Ленинграда: с Невского пяточка, Пулковских высот, с Ижорских рубежей, с мест боев 125 стрелковой дивизии. Сквер «Память поколений » стал традиционным местом проведения праздника Победы. Вместе с письмом ветеранов войны к потомкам в 2045 год в основание замурованы книга «Шаги великой Победы» и фотографии школьников, принявших эстафету Памяти.
Наша экскурсия продолжается, и мы видим перед собой Металлостроевское воинское кладбище (Слайд 13)
Захоронение относится к 1941-1944 годам. Всего 182 человека. Мемориал установлен в 1974 году. Архитектор Голынкин, скульптор Стамов.
Общая площадь мемориала 6 соток. По периметру высажены берёзы. Композиционным центром мемориала является высокая, с вогнутой передней гранью, стела. (Слайд 14) На опоясывающем выступе цифры «1941-1945». Слева – фигура коленопреклонённого воина (Слайд 15). На лицевой грани подиума высечены слова ВЕЧНАЯ СЛАВА ПОГИБШИМ. Слева от скульптуры на наклонной бетонной плите – имена захоронённых. ( Слайд 16)
Внутри квадратной площадки ещё восемь отдельных памятных знаков, в том числе четыре именных захоронения. ( Слайд 17)
Мы видим могилу Лемберг Ревекки Яковлевны (1912 – 1944). Ревека Яковлевна родилась на Украине, получила медицинское образование, в годы войны — капитан медицинской службы. Умерла от ран, полученных в ходе боёв, защищая наш город.
А вот могила генерал-майора Павла Петровича Богайчука. (Слайд 18)
Ежегодно 27 января и 9 мая сюда приходят металлостроевцы. Звучат стихи, гремит салют, возлагаются цветы. (Слайд 19) и хотя с каждым годом редеют ряды участников войны, митинги всё так же многолюдны . И это значит, что уважение к героическому прошлому нашего народа остаётся неизменным, как и вечная память павшим героям.
Следующая наша остановка в тени прекрасной дубовой аллеи, расположенной между Петрозаводским шоссе и зданием 39 отделения полиции
Живой памятник Великой Отечественной войны – дубовая аллея связан с именем нашего земляка Михаила Семёновича Карева. ( Слайд 20) Сибиряк. В 1940 году призван в Красную Армию. Началась война. Воевал сначала шофёром, потом танкистом. Участвовал в боях под Москвой, Калугой, Курском. Дважды был тяжело ранен. С 1953 года жил в Металлострое, вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. М.С.Карев был организатором посадки дубовой аллеи ветеранов на улице Центральной. Саженцы дубков привозились из Сибири небольшими партиями. Михаил Семенович сажал деревья, ухаживал за ними. Саженцы были высажены в честь 40-летия Победы в 1985 году.
В 2000 году аллее было официально присвоено название «Дубовая аллея имени ветерана Великой Отечественной войны Карева». (Слайд 21)
Следующая остановка – знакомство с книгой «По крупицам о войне». (Слайд 22)
Книга «По крупицам о войне» издана Муниципальным советом ВМО СПб п. Металлострой весной 2010 года, к юбилейной дате – 65-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне.
В предисловии сказано: «По крупицам о войне» — это сборник воспоминаний жителей посёлка Металлострой (Колпинский район Санкт-Петербурга) о том, как воевали на всех фронтах, как защищали, как выживали в блокаде и в плену, как в тылу (не только в городах, но и в деревнях) ковали победу, как после войны восстанавливали разрушенный Металлострой.
Идея книги родилась у бывшей малолетней узницы фашистских концлагерей Марии Алексеевны Астаховой. Книга иллюстрирована фотографиями довоенных, военных и послевоенных лет. Дополняют её отрывки из газетных публикаций.
Воспоминания последних свидетелей войны – бесценны. И авторы надеются, что родившиеся после войны читатели любых возрастов, через столь простые факты, лучше осознают роль народа в истории и что далёкая родня со своим опытом выживания в труднейших условиях станет им ближе и понятнее».
Книга непростая. В ней – немало пронзительных, правдивых историй, написанных простым языком. Это – часть нашей истории, её самые трудные, самые тяжёлые страницы. Но знать о них мы должны. Знать и помнить.
Давайте посмотрим на карту нашего посёлка и вспомним о тех местах, которые бережно хранят память о Великой Отечественной войне, о тех людях, которые подарили нам мирное небо над головой (Слайд 23). (Учащиеся называют памятные места и рассказывают, что им запомнилось из материала экскурсии)
Сравнительно скромные памятники Великой Отечественной войны в нашем посёлке — это огромная благодарная память современных металлостроевцев всем участникам войны.
Неумолимы годы, не замедлить их бег. (Слайд 24) И только память народная – от поколения к поколению – не подвластна времени. Мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто не дожил до сегодняшнего дня, кто отдал свою жизнь во имя будущих поколений, во имя нас с вами! Давайте почтим их память минутой молчания…
Дорогие друзья, вот и подошла к концу наша экскурсия по местам посёлка Металлострой, хранящим память о Великой Отечественной войне. Но мы с вами должны запомнить, что наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого тех, кто защищал страну и сохранил мир на нашей земле. Именно поэтому долг россиян и всего народа суметь пронести память о великих подвигах наших дедов, отцов, сыновей.
«Важно сохранять память о тяжелых временах, об этих героических временах». В.В.Путин (Слайд 25).
«Наша задача всех поколений российских граждан, задача Российского государства сохранить память о Великой Отечественной Войне». Д.А.Медведев.
Источник