Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это отрасль хозяйственной деятельности, которая осуществляется в производственной, научно — технической сфере, экспорте, импорте товара и выходе предприятий на международный рынок сбыта.
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
внешнеторговая деятельность предприятия, организации;
международная кооперация производства.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составляющей частью экономической политики государства.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов с целью формирования благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках.
Эти меры направлены на совершенствование механизма экспортных операций по реализации товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, готовой продукции на международных рынках, а также на поддержку положительного сальдо внешнеторгового баланса и обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе.
Цели государственного регулирования ВЭД
При осуществлении внешнеэкономической деятельности на уровне государства, основной целью является межгосударственные отношения, поддержка правовых, торговых и политических институтов, которые увеличивают эффективность сотрудничества. Эффективная внешнеэкономическая деятельность государства приводит к увеличению роста национального дохода, усовершенствованию научно- технического прогресса, роста производства и повышения капиталовложений.
Цели государственного регулирования ВЭД заключаются в:
формировании благоприятного правового климата для осуществления в рамках действующего законодательства и международных договоренностей, деятельности национальных хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;
создании условий экономического стимулирования внешнеторговых операций, с целью поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным направлениям;
обеспечении условий эффективной внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта;
координации участия страны в условиях глобализации мирового хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выходе ее на новые рынки, в первую очередь с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциала страны;
совершенствовании структуры внешнеэкономической деятельности путем повышения удельного веса в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе), машинотехнической продукции, разрабатываемой на базе новейших достижений науки и техники, и патентов, лицензий при последовательном курсе на снижение поставок необработанного сырья, природных ископаемых и вынужденного импорта отходов от переработки поставленного ранее радиоактивного сырья:
регулировании торговых отношений между странами и на региональном уровнях;
содействии отечественным экспортерам за рубежом, оказание им различного рода информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами, контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;
регулировании платежного баланса страны в части операций, относимых к внешнеэкономической деятельности, и своевременном погашении внешней задолженности при осуществлении контроля за сохранением независимого от иностранных кредиторов, развития экономики;
обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе участия государства в мировом хозяйстве.
Внешнеторговая деятельность предприятия
Предприятие является самостоятельным субъектом, который занимается производством и реализацией своей продукции и оказанием услуг.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это сфера деятельности, которая направлена на расширение внешних границ для реализации своего товара.
Осуществление внешнеэкономической деятельности предприятия основано на подписании контрактов с иностранными контрагентами.
Развитие внешнеэкономической деятельности позволяет предприятию расширить рынок сбыта, свободу действий в принятии решений для осуществления производственных задач.
Мероприятия предприятий по осуществлению внешнеэкономической деятельности
Внешнеторговая деятельность предприятия осуществляется в виде обмена товаров или услуг за получение соответствующего вознаграждения.
К комплексу услуг по осуществлению внешнеэкономической деятельности, можно отнести следующие мероприятия:
изучение внутреннего рынка, того государства куда планируют ввезти товар;
изучение конъюнктуры рынка;
проведение рекламных мероприятий по продвижению своего товара;
рассмотрение дополнительных коммерческих предложений с целью расширения рынку сбыта;
проведение переговоров с иностранными контрагентами;
заключение новых контрактов на поставку товаров или оказание услуг.
Виды внешнеторговых операций
В международной практике выделяют следующие виды внешнеторговых операций, а именно:
Экспорт – это режим, при котором товары вывозятся за таможенную территорию своего государства.
Импорт – это режим, при котором товар ввозится в нашу страну.
Реэкспорт – продажа товара с вывозом его за территорию страны ранее импортированного, но который не был дополнительно переработан или реализован.
Реимпорт – покупка товара с ввозом его из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося дополнительной переработке или реализации.
Международная кооперация производства
Международная кооперация производства – это совместная производственно-экономическая, научно-техническая деятельность, направленная на разделение основных обязанностей по сбытовой деятельности.
Основные преимущества МКП:
увеличение объемов взаимных поставок комплектующих материалов между субъектами внешнеэкономической деятельности, что приводит к увеличению объема реализованных товаров;
экономия валютных средств предприятия;
увеличение технического оснащения производственных процессов.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Источник
Реферат: Внешнеэкономическая деятельность 4
Название: Внешнеэкономическая деятельность 4 Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат Добавлен 18:38:28 09 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 239 Комментариев: 16 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
1. Понятие ВЭД и ее отличие от других…………………………………….2
2. Основные элементы ВЭД экспортно-
ориентированных предприятий. 3
3. Субъекты внешнеэкономической деятельности. ………………………4
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это категория рыночных отношений, которая реализуется на уровне хозяйственных субъектов (организаций, объединений), которая предполагает полную самостоятельность и независимость в рамках такой деятельности, независимость от каких-либо вышестоящих организаций и структур (финансовая, материальная – с точки зрения обеспечения экспортного производства). Кроме того, ВЭД предполагает самостоятельность в выборе экспортной стратегии своего производства; в выборе номенклатуры экспортного товара, предполагаемого к производству, его ассортиментной структуры; в определении объемов производства экспортного товара, исходя из своих возможностей; в определении стоимости и цены будущего экспортного товара; в выборе рынков его реализации; в выборе иностранного партнера как импортера (покупателя) экспортной продукции; при выборе способа реализации на внешнем рынке; при выборе типа внешнеторговой сделки с иностранным партнером; в выборе способа транспортировки, формы продаже; возможности предоставления дополнительных услуг, сопровождающих сделку и т.д.
Отсюда вытекает, что ВЭД имеет, прежде всего, производственную основу (ни в коем случае не торговля . ) Þ ВЭД может оценивать как 100%-но экспортно-ориентированная на внешний рынок, а может составлять только часть производственно-хозяйственной деятельности предприятия. ВЭД осуществляется только на уровне предприятий; является базой для возможности осуществления импортных закупок. ВЭД имеет ряд принципиально отличительных функций:
1) производственно-хозяйственные (формируется экспортная стратегия) [частично внутренняя, частично внешняя];
2) организационно-экономические (связаны с проработкой возможности выхода на внешние рынки) [наиболее сложный и профессиональный блок];
3) оперативно-коммерческие (подготовка внешнеторговых сделок и их реализация).
Наличие конкурентоспособных параметров у экспортной продукции, которая отвечает требования международной конкуренции.
В рамках этой категории существует много других близких понятий (например , внешнеэкономические связи [ВЭС] ¹ ВЭД хотя в литературе часто сводятся к одному и тому же ® неправильно, т.к. ВЭС – форма международных отношений, осуществляемая на уровне государства Þ способ реализации другой. ВЭД реализуется через внешнеторговые сделки (ВТС); ВЭС реализуется !!исключительно!! на основе межгосударственных торгово-экономических соглашений [производителя как такового не присутствует]). Для реализации ВЭС правительства прибегают к услугам экспортно-ориентированных предприятий, причем система взаимодействия базируется на основе Госзаказа .
В рамках Госзаказа Правительство с учетом поставок доводит до предприятий:
— необходимый объем экспортной продукции;
— товарную номенклатуру ВЭД;
— ассортимент товарной номенклатуры;
Госзаказ ® материальные + финансовые (включая валютные ресурсы)
После выполнения Госзаказа, реализация ВЭД осуществляется через государственных посредников на внешний рынок. В РФ государственные посредники – это внешнеэкономические организации (В/О) [Пометка: ВЭО – внешнеэкономические объединения], которые находятся в составе Министерства экономического развития и торговли (МЭРиТ). Всего 25 посредников.
Еще одно отличие – внешнеторговой деятельности (ВТД) от внешнеэкономической деятельности (ВЭД). ВТД отличается тем, что она не подразумевает производство как ВЭД, а предполагает лишь обмен на внешних рынках продукции, услуг, работ, производимых в системе международного разделения труда на территории разных стран национальными производителями (фирмами, компаниями и т.д.). Таким образом, ВТД – это лишь внешнеторговые операции в рамках экспорта или импорта. ВЭД – это только экспорт. Значит, доля ВТД в системе международной торговли реализуется через посреднические структуры, в том числе и от лица экспортеров и производителей экспортно-ориентированных предприятий.
ВЭД следует отличать от внешней торговли (ВТ), мировой торговли (МТ), международной торговли (МТ), т.к. эти категории обозначают статистические значения объемов продаж и закупок на мировых и международных рынках. ВТ относится/используется для обозначения внешнеторговых отношений двустороннего характера (государств или внешнеторговых отношений страны с группой стран). В состав показателя/понятия ВТ включается вся совокупность ВЭД предприятий, ВЭС государства, объемы ВТД по линии импортных закупок.
Международная торговля – это совокупность статистических показателей, объемов продаж на отдельных, региональных, международных рынках, а также с учетом совокупности этих рынков, однако международная торговля не охватывает весь объем мировой торговли, и только мировая торговля предполагает абсолютную совокупность всех объемов продаж, которые осуществляются на международных рынках (мировой рынок).
Основными элементами ВЭД являются составляющие в группе функций ВЭД, включая:
— элементы организационно-экономических функций;
— конъюнктуру внешних рынков;
— торговые объемы (на мировом рынке);
Кроме того, элементами ВЭД являются:
— выбор базисных условий поставки в рамках конкретной внешнеторговой сделки на основе международной системы ИНКОТЕРМС-2000
— выбор типа внешнеторговой сделки с иностранным партнером;
— форма внешнеторговых расчетов между контрагентами;
— обеспечение системы валютного страхования и защитных оговорок в составе контракта и ряд других специфических элементов.
Необходимо обратить внимание на то, что ВЭД реализуется через внешнеторговые операции (такие, как экспортная и реэкспортная), каждая из которых подразумевает несколько типов внешнеторговых сделок. Выбор типа сделки обуславливается, прежде всего, предметом экспорта, кроме того, международными торговыми обычаями. Тип сделки избирается в зависимости от того, сопровождается ли продажа продукции дополнительными формами и видами услуг.
В системе ВЭД международной торговли есть 4 вида основных внешнеторговых операций: экспортная, реэкспортная [реэкспорт – это экспорт товаров из одной страны в другую, с последующей перепродажей в какую-то третью страну. Реэкспорт нельзя путать с транзитом товара через определенные страны], импортная, реимпортная [реимпорт – это продажа товара из страны А в страну В с последующей его перепродажей в страну А] ¬ у каждого вида происходит использование до 20 дополнительных/вспомогательных коммерческих операций. В составе внешнеторговых операций находится большое количество внешнеторговых сделок (до 25), основная сделка – купля-продажа.
С конца 90-х гг. была введена новая система мониторинга за этой группой предпринимательства, которая должна была определить истинную картину с ее численностью. Это было вызвано тем, что в период кон. 90-х гг. насчитывалось от 60 до 360 участников. Это объяснялось тем, что большинство участников ВЭД фиксировались только в рамках процедур таможенного оформления (с целью совершенствования одноразовых операций, значительная часть которых носила чисто доходный характер).
Еще одна причина введения этой системы: исключительное большинство субъектов ВЭД фактические не занимается ВЭД или носит эпизодический характер. Аналитические оценки дают более точный результат — примерно 10% всех участников работает на внешнем рынке.
Функции по осуществлению мониторинга, сопровождаемого регистрацией реальных участников ВЭД, были переданы Государственному таможенному комитету и таможенным органам, которые занимаются процедурами таможенного оформления (чтобы в перспективе создать систему «зеленых коридоров», для добросовестности участников ВЭД, позволяет упростить для них таможенную процедуру и, наоборот, ужесточить контроль за компаниями-однодневками, которые пытаются уклониться от системы валютного контроля).
Несмотря на то, что прошло 3 года, реальная оценка численности участников ВЭД до сих пор не названа (» 56. 000). Состав субъектов ВЭД неоднороден – это подтверждается разными параметрами (с точки зрения функциональной деятельности – не все участники используют весь комплекс функций; субъекты ВЭД имеют разную организационную форму своих структур и различную правовую основу их создания/организации).
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются субъекты хозяйственных правоотношений. Согласно ст. 25 Закона о предприятии все субъекты хозяйственных правоотношений имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» конкретизирует и развивает положение названной ст. 25. Согласно ст. 1 Указа разрешается «всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности без специальной регистрации».
Право на осуществление внешнеэкономической деятельности не является абсолютным, поскольку, как устанавливается в ст. 25 Закона о предприятии, она ведется в соответствии с российским законодательством.
Внешнеэкономическую деятельность могут осуществлять как физические лица, имеющие статус предпринимателя, так и юридические лица, зарегистрированные для ведения предпринимательской деятельности. Среди юридических лиц можно назвать предприятия, принадлежащие российским гражданам и юридическим лицам, предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, совместные предприятия, государственные предприятия, предприятия, созданные органами местного самоуправления.
Наряду с общим положением, согласно которому все хозяйствующие субъекты обладают правом на ведение внешнеэкономической деятельности, установлен и особый порядок осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено тем значением, которое государство придает отдельным видам внешнеэкономической деятельности. Так, в целях защиты национальных интересов установлен специальный порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров.
Для получения права экспорта таких товаров введен специальный порядок регистрации предприятий и организаций. Этот порядок определен «Положением о порядке регистрации (перерегистрации) предприятий и организаций, имеющих право экспорта стратегически важных сырьевых товаров», утвержденным МВЭС от 2 декабря 1993 г. и ГКАП от 11 ноября 1993 г. № ЮХ/5091. Положение принято во исполнение Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров».
Хозяйствующие субъекты для осуществления экспорта стратегически важных сырьевых товаров приобретают специальный правовой статус. Положение устанавливает разрешительный порядок экспорта таких товаров. Предприятия и организации должны представить в Управление уполномоченного МВЭС России соответствующего региона следующие документы финансовый отчет предпрития за предыдущий год, справку из обслуживающего банка о наличии рублевого и валютного счетов с рекомендательным письмом, подгверждающим платежеспособность предприятия, а также справку заявителя о наличии у него или фирм с его участием счетов в иностранных банках и другие документы. В регистрации или перерегистрации может быть отказано, если предприятие допустило хотя бы одно из нарушений, перечисленных в п.7 указанного Положения, например:
· нарушение российского законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность;
· нарушение законодательства зарубежных стран, повлекшее за собой экономический или политический ущерб для России;
· невыполнение обязательств по поставкам на экспорт стратегически важных сырьевых товаров;
· экспорт из Российской Федерации товаров по заниженным (демпинговым) ценам;
· ограничительная деловая практика (сговор по ценам, раздел рынка и т.д.) и недобросовестная конкуренция;
· невыполнение обязательств по поставкам для государственных нужд (при наличии соответствующих договоров).
Решение о предоставлении, продлении, приостановлении или лишении полностью или частично права предприятий и организаций на экспорт стратегически важных сырьевых товаров принимается коллегией МВЭС на основании заключения Регистрационной комиссии МВЭС России, состоящей из представителей заинтересованных министерств и ведомств.
Если предприятие зарегистрировано в качестве экспортера стратегически важных сырьевых товаров, то оно получает Свидетельство о регистрации сроком на один год и вносится в Реестр предприятий, осуществляющих экспорт стратегически важных сырьевых товаров, который ведет МВЭС. При получении свидетельства о регистрации предприятие подписывает «Обязательство экспортера стратегически важных сырьевых товаров». Этот документ обязывает экспортера, в частности, представлять в МВЭС информацию о получении валютной выручки от экспорта таких товаров.
Правовое положение этих хозяйствующих субъектов характеризуется также тем, что для них установлена обязанность оказывать посреднические услуги по экспорту стратегически важных сырьевых товаров. Нарушение данного требования влечет отказ в перерегистрации.
Таковы основные черты правового статуса субъекта, осуществляющего экспорт стратегически важных сырьевых товаров.
Следует отметить, что в изъятие из общего правила некоторые субъекты предпринимательской деятельности могут осуществлять экспорт стратегически важных сырьевых товаров без специальной регистрации в качестве экспортера таких товаров. Так, экспорт стратегически важных сырьевых товаров (кроме сырой нефти и продуктов ее переработки), произведенных на территории Калининградской области, что должно быть подтверждено выдаваемым Калининградской торгово-промышленной палатой сертификатом, предприятия могут осуществлять без специальной регистрации.
Субъекты внешнеэкономической деятельности могут непосредственно выходить на зарубежные рынки, оказывать услуги за рубежом, импортировать продукцию (товары), а также могут вести внешнеэкономическую деятельность через посредников. Причем одно и то же предприятие может как самостоятельно выходить на внешние рынки, так и через посредников. Например, при экспорте продукции (товаров), среди которых имеются стратегически важные сырьевые товары, экспорт этих товаров, если предприятие не имеет правового статуса экспортера стратегически важных сырьевых ресурсов, осуществляется через посредников, имеющих такой статус (зарегистрированных должным образом). Причем для посредников в данном случае установлена обязанность заключать договоры на оказание посреднических услуг.
Через посредников осуществляется также экспорт вооружения и военной техники. Функции посредника в этой области осуществляет государственная компания «Росвооружение», созданная на базе структур МВЭС. «Росвооружение» на основе договоров комиссии с предприятиями-производителями заключает внешнеторговые экспортные контракты. Следует отметить, что, кроме экспорта и импорта всех видов вооружений и военной техники, «Росвооружение» может осуществлять инвестирование капитала за рубежом, создавая, в частности, ремонтные базы, лизинговые, транспортные и иные фирмы.
Правовой статус государственной компании «Росвооружение» имеет некоторые особенности по сравнению с правовым статусом других субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих ее в качестве посредников. «Росвооружение» не только ведет предпринимательскую деятельность как посредник во внешнеэкономических отношениях, но и защищает интересы государства при определении контрактных цен на экспортную продукцию, а также представляет Правительству отчет о валютно-финансовых операциях.
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью в тех сферах внешнеэкономической деятельности, где не требуется специальной регистрации. Такие посредники могут непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором комиссии, действовать от своего имени и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие свою деятельность через посредников. являются субъектами внешнеэкономической деятельности.
Для того, чтобы привести в соответствие функциональную деятельность субъектов ВЭД, всю их совокупность можно классифицировать в составе нескольких групп:
1. Производители экспортной продукции (играют основополагающую роль для России), которые весь технологический процесс от производства до реализации выполняют самостоятельно. Они являются собственниками своей продукции. К их числу относятся:
o производственные предприятия;
o промышленные объединения;
o научно-промышленные производства ведущих отраслевых министерств и ведомств, промышленная номенклатура которых зафиксирована во внешнеторговом обороте страны.
Учитывая, что РФ имеет сырьевую направленность в экспортных поставках, т.е. представитель на сырьевых экспортных рынках, это выражается в том, что 85% экспорта составляет сырье экспортного происхождения, из них: 90% — нефть, газ, нефтепродукты и переработки; 10% — другие (лесоматериалы, с/х сырье). 15% в общем объеме экспорта распределяется между экспортом готовой продукции, доля которого последние 10 лет не превышает 8% (из них 60% составляет военно-техническая продукция и вооружение, остальное – гражданская продукция [двойного назначения]). Большая часть экспортеров-производителей находится в составе нефтегазовой, лесоперерабатывающей и военной промышленности (ВПК – 85% всех хозяйствующих субъектов РФ).
Помимо этих отраслей экспортно-ориентированные предприятия находятся в химической промышленности, металлургии, станкостроительной промышленности, аграрно-промышленном комплексе, текстильной промышленности, пищевой промышленности [очень незначительная часть], в рыболовно-хозяйственном комплексе. По объемам производства: авиапромышленность США – выпускают 300 самолетов ежегодно; в России – 3 самолета за 2 года, экспорт идет по линии военно-промышленных контрактов (Китай и Индия — за счет предоплаты с их стороны производится комплектация военных самолетов).
К этой же группе участников ВЭД можно отнести совместные предприятия с их основными партнерами, которые также весь технологический цикл в рамках ВЭЛ проводят без посредников. Их число в РФ катастрофически снизилось, доля экспорта совместных предприятий в экспорте России составляет не более 2%.
Малочисленный участник ВЭД – производственные кооперации. Их географическая особенность: активно создаются и функционируют в районах прибрежной и приграничной торговли России с другими странами (Дальний Восток, Северо-Европейские границы). Еще 1 их особенность: они работают исключительно на базе регионального сырья и с учетом спроса своих иностранных покупателей-соседей.
К этой же группе участников ВЭД относятся консорциумы. Они занимают очень маленькую долю, их численность непостоянна в связи с их функциональной особенностью и принципом формирования, поскольку они представляют собой крупные объединения разного рода структур/хозяйственных субъектов (не только производителей, но и банковских структур, транспортных организаций, научно-исследовательских организаций, проектных организаций, геолого-разведовательских и др.). Целью их создания и их функциональной деятельности является реализация крупномасштабных внешнеэкономических проектов за рубежом, в рамках строительства «под ключ» (такого рода проекты/контракты предполагают строительство крупномасштабных сооружений на территории других стран [производственно-промышленных] с последующим комплектованием их технологическим оборудованием, обучением национальный специалистов работе с этим оборудованием, участием в выпуске продукции с точки зрения гарантийно-сервисных услуг, ремонтных работ, с поставкой новых деталей). Ни одно промышленное предприятие не может собственными силами реализовывать такие проекты. В состав консорциумов обязательно входят внешнеторговые посреднические структуры. С помощью такого объединения усилий получается реализовать весь проект.
2. Экспортеры-производители, которые работают на внешнем рынке с привлечением внешнеторговых посредников. Это предприятия и промышленные организации отдельных министерств и ведомств – агропромышленный комплекс, станкостроительная промышленность [поставка готовой продукции]. Посредниками в их деятельности выступают близкие им структуры (отраслевые внешнеэкономические объединения, которые создаются в рамках определенных отраслей, где сосредоточено больше всего экспортно-ориентированных предприятий). Посредниками таких экспортно-ориентированных предприятий выступают внешнеэкономические организации (Минэкономразвития).
В эту же группу входят и такие экспортеры-производители, которые реализуют свою продукцию через специально созданные структуры (смешанные общества), образованными ими самими же на территории стран-импортеров. Они создаются не только отечественными экспортно-ориентированными предприятиями, но и с участием той страны, где находится рынок сбыта.
3. Чисто внешняя посредническая деятельность. Ее принципиальное отличие от других групп: эти организации, как участники ВЭД не являются владельцами экспортной продукции, а имеют лишь право на ее реализацию в рамках тех полномочий).
В эту же группу экспортеров-производителей можно включить объединения производителей и экспортеров, которые также являются владельцами экспортной продукции и выступают ее экспортерами на внешнем рынке. К этому составу участников ВЭД следует отнести консорциумы, холдинги, промышленные концерны, финансово-промышленные группы, ассоциации производителей-экспортеров и их союзов. Число этих объединений экспортеров-производителей гораздо меньше, чем предыдущая группа. В большей степени они имеют место в авиационной промышленности, в металлургии и станкостроительной промышленности. Холдинги компаний: «Газпром», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Русский алюминий», концерн «Норильский никель». В авиационной промышленности: авиационный концерн «Сухой» и «Миг».
Большую группу участников ВЭД составляют посредники (посреднические организации и агенты). Их принято разделять на несколько представительств:
Более 50% товарооборота на мировом рынке осуществляется на независимых и от производителей, и от потребителей посреднических компаниях. Кроме того, на внешних рынках функционирует огромное число торгово-сбытовых фирм, которые занимаются перепродажей с целью получения прибыли.
Посредники международной торговли представляют собой профессиональную группу участников ВЭД, которая производит услуги как для продавцов, так и для покупателей, на взаимовыгодных условиях. Особенно развита посредническая деятельность в системе продажи торгово-технической продукции, оборудования, запчастей, товаров массового потребления, а также продуктов питания. Спектр услуг этих посреднических фирм достаточно широк:
— по подбору заграничного контрагента;
— по подготовке, оформлению и заключению внешнеторговых сделки;
— услуги по предоставлению гарантии оплаты покупателям;
— услуги, связанные с транспортно-экспедиторскими операциями;
— услуги, связанные с таможенными формальностями.
Специальные торговые посредники берут на себя (освобождают производителя) многие заботы, связанные с реализацией продукции:
— доставка в страну-импортера;
— выполняют сортировку, упаковку и подбор товарного ассортимента экспортной продукции в соответствии с требованиями национального рынка страны-импортера.
Они обладают приемами маркетинга, что позволяет более точно определять конъюнктурные параметры внешних рынков и другие элементы (объем спроса, конкурентные факторы). Это дает возможность экспортерам-производителям экономить значительные финансовые средства по сравнению с тем, если бы им пришлось создавать материально-техническую базу (складские помещения, демонстрационные залы), создавать собственные рынки.
Российская внешнеторговая посредническая практика значительно сужена и значительно отличается от сложившейся международной практики. Поэтому в отечественной практике к основным посредническим организациям можно отнести отраслевые внешнеэкономические объединения (ВЭО), региональные ВЭО, внешнеэкономические организации (В/О) Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРиТ РФ), внешнеэкономические акционерные общества (ВАО) и смешанные общества (СО).
Все они имеют существенные/принципиальные отличия:
1. Отраслевые ВЭО функционируют в рамках конкретных видов отраслей и занимаются сходными по многим показателям товарными операциями (обслуживание производителей экспортной продукции своих отраслей);
2. Региональные ВЭО обслуживают интересы экспортеров-производителей в рамках своего региона деятельности. Работают на договорной основе с участниками ВЭД, получая комиссионное вознаграждение от внешнеторгового контракта/сделки;
3. В/О МЭРиТ РФ (специальные внешнеэкономические организации) — они обслуживают государственный уровень по линии ВЭС (исполнения внешнеэкономических соглашений); занимаются импортными операциями [«критический импорт»] на основе специальных правительственных решений. Производят закупки за счет государственных валютных резервов, в которых нуждается государство в определенные периоды. Они также осуществляют внешнеторговую деятельность в интересах государства по линии ВЭД. Ведут работу, связанную с международной стандартизацией и критерием конкурентоспособности на международном рынке. В настоящее время насчитывается 22 организации в рамках МЭРиТ: