- Внешнеторговая политика
- Содержание
- Разновидности внешнеторговой политики
- Мировая торговля и ее экономическая основа. Внешнеторговая политика страны.
- Внешнеторговая политика стран это мировая экономика
- Понятие и цели внешнеторговой политики
- Готовые работы на аналогичную тему
- Виды внешнеторговой политики
- Протекционизм во внешней торговой политике
- Таможенные тарифы
Внешнеторговая политика
Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.
Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.
Содержание
Разновидности внешнеторговой политики
Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
Протекционизм (фр. protectionisme , от лат. protectio защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм связан с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «…вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)» [1] .
Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т. д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления капитала и зарождения капиталистических отношений теоретиками и практиками протекционизма стали меркантилисты, которые требовали у государственной власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком протекционизма (Континентальная блокада 1806—14 гг.) наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Великобританией. Для эпохи домонополистического капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Великобритании, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли» Фритредерство. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных прибылей внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.
Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, раздел и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного протекционизма является аграрный протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий.
Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» протекционизма, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейское экономическое сообщество. Особенность современного протекционизма — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.
Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.
Основные направления протекционизма:
- Селективный протекционизм — защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;
- Отраслевой протекционизм — защита отрасли производства;
- Коллективный протекционизм — взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;
- Скрытый протекционизм — нетаможенные методы протекционизма.
Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Источник
Мировая торговля и ее экономическая основа. Внешнеторговая политика страны.
Мировое хозяйство — глобальная экономика, связывающая национальные хозяйства в единую систему международным разделением труда.
К формам международных экономических отношений относятся:
• вывоз капитала и международный кредит;
• международные валютные отношения;
• международная миграция рабочей силы: международный обмен в области науки и техники.
Международная торговля — форма международных экономических отношений, осуществляемая посредством экспорта товаров и услуг.
Причинами, вызывающими международную торговлю, являются:
• неравномерность распределения и обеспеченности экономическими ресурсами различных стран;
■ наличие разного уровня эффективности различных технологий в разных странах. Международная торговля имеет большое значение, а именно:
• преодолевает ограниченность национальной ресурсной базы;
• расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым;
• обеспечивает получение дополнительно го дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;
• расширяет масштабы производства за счет привлечения.иностранных ресурсов.
Мировая торговля формируется на базе внешней торговли, осуществляемой разными странами. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов. В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты, так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.
Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.
Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика протекционизма осуществляется посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта.
Основные направления протекционизма:
· селективный протекционизм — защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;
· отраслевой протекционизм — защита отрасли производства;
· коллективный протекционизм — взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;
· скрытый протекционизм — нетаможенные методы протекционизма.
Политика протекционизма осуществляется тарифными и нетарифными методами. Тарифный метод основан на использовании таможенных пошлин (взимаемый государственными таможенными органами при ввозе товара на территорию данной страны или вывозе товара с этой территории обязательный взнос, являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза). Нетарифные методы представляют собой административное регулирование внешней торговли путем:
• квотирования экспорта-импорта – установления в количественном или стоимостном выражении предельного объема (квот) на ввоз или вывоз товаров;
• введения государственной монополии на торговлю определенными товарами;
• лицензирования – требования получения от государственных органов разрешения на импорт или экспорт товаров в установленном количестве за определенный промежуток времени;
• добровольного ограничения экспорта – принятие экспортером обязательства ограничить или не расширять объем экспорта;
• введения технических и санитарных стандартов;
• налогообложения импортной продукции.
• выдачи субсидий – денежных выплат, направленных на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии часто принимают форму кредитов, выдаваемых государственными банками под процент ниже рыночного.
Свобода торговли (фритредерство)— внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства
Таблица отражает недостатки и достоинства проведения свободной внешней торговли.
Демпинг — ценовая дискриминация на мировом рынке, при которой экспортирующая фирма продает свой продукт на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на отечественном.
Источник
Внешнеторговая политика стран это мировая экономика
Внешнеторговая политика – это целенаправленное государственное воздействие на торговые отношения с другими странами.
Понятие и цели внешнеторговой политики
Международная торговля является мощным фактором развития экономики страны. При помощи нормативно-правовых актов государство осуществляет регулирование торговых отношений с другими странами, чтобы достичь экономической или геополитической выгоды.
Внешнеторговая политика имеет огромное значение для развития страны. Она состоит из комплекса мероприятий, которые направлены на улучшение позиций государства на международной арене, обеспечение независимой и стабильно развивающейся экономики, развитие бизнеса.
Основными целями внешнеторговой политики являются:
Готовые работы на аналогичную тему
- Развитие экономики государства;
- Укрепление национальной валюты;
- Обеспечение государства необходимыми ресурсами;
- Наращивание превосходства по отношению к другим странам;
- Достижение равновесия в платежном балансе;
- Обеспечение политической и экономической независимости.
Перечисленные цели реализуются с помощью различных инструментов, которые условно разделяются на тарифные и нетарифные.
Виды внешнеторговой политики
Внешнеторговая политика может быть следующих видов:
- Меркантилизм, при котором стимулируется экспорт, тем самым повышается объем валютной выручки страны. При этом ухудшается уровень жизни в стране, ограничиваются импортные операции, слабо развивается отечественная экономика;
- Протекционизм, при котором происходит поощрение экономического развития в государстве, защищаются отечественные компании от зарубежных конкурентов. Целью проведения такой политики является защита слабых, только развивающихся, а также стратегических отраслей, укрепление экономики;
- Свободная торговля. При данном виде внешнеторговой политики государственное вмешательство во внешнюю торговлю является минимальным, рынок самостоятельно контролирует торговые процессы. При использовании такой политики становится возможным получение максимальной выгоды от внешнеторговых отношений.
На сегодняшний день меркантилизм практически не используется, более распространены свободная торговля и протекционизм.
К преимуществам свободной торговли относятся эффективное использование и перераспределение мировых ресурсов. Свободный обмен продукцией между странами дает максимальное удовлетворение внутреннего спроса, а повышение конкуренции оказывает влияние на цены, снижая их. Так как отсутствуют ограничения и наблюдается большое количество игроков на рынке практически отсутствуют монополии, поэтому экономика развивается быстро.
К недостаткам свободной торговли можно отнести высокие риски политической и экономической безопасности. Это связано с тем, что развивающиеся и слабые отрасли могут стать неконкурентоспособными, а при низком развитии отечественной экономики, национальный доход будет вытекать за пределы государства.
Протекционизм во внешней торговой политике
Развитие международных отношений в экономике связано с оптимальной внешнеторговой политикой в каждой стране. Внешняя торговля по-прежнему является определяющей формой взаимосвязей в мире, поэтому от степени эффективности внешнеторговой политики зависит место государства в мировой экономике.
Протекционизм – это основное направление внешнеторговой политики.
Традиционный протекционизм является теорией и практикой регулирования внешних торговых связей, которые направлены на защиту субъектов национальной экономики от иностранных конкурентов.
Развитие и применение протекционизма связано с периодом появления международных отношений в сфере торговли. Особенно влияние протекционизма наблюдалось в 20-м веке между двумя войнами. Такая практика сохраняется и в 21 веке в качестве специфической меры защиты субъектов экономики государства.
Внешнее проявление протекционизма – это положительное сальдо в торговом балансе, т.е. ситуация, когда экспорт превышает импорт.
В развивающейся экономике страны протекционистские меры служат защитой только возникающих и формирующихся под влиянием НТП отраслей от конкуренции со стороны иностранных фирм, уже занявших прочное положение на рынке.
Помимо этого, протекционистские меры отличаются ярко выраженным социальным характером при формировании или структурной реорганизации промышленности в стране, когда государство защищает те категории граждан, которым необходима переквалификация.
При серьезных обострениях отношений между странами и усилении напряженности в мире, протекционистские меры позволяют сохранить национальную безопасность государства, а именно, на его территории производится вся необходимая жизненно важная продукция.
В зависимости от специфики применения, протекционизм может быть:
- Отраслевым, который направлен на защиту появляющихся и развивающихся промышленных отраслей;
- Скрытым. Чтобы осуществить такой вид протекционизма применяются механизмы внутренней политики в экономике;
- Селективным, который применяется к мегасубъектам. Разновидность селективного протекционизма – это эмбраго;
- Интеграционным. Такой вид протекционизма проводится странами, которые входят в интеграционное объединение, в отношении других мегасубъектов.
К основным и наиболее распространенным протекционистским мерам относятся тарифные и нетарифные барьеры.
Таможенные тарифы
Под таможенным тарифом понимается перечень товаров, которые подлежат обложению пошлиной.
Пошлины делятся на:
- Фискальные, применяемые к товарам, не производимым на территории данной страны. Ставки по фискальным пошлинам невелики. Их основной целью является наполнение государственного бюджета налоговыми поступлениями;
- Протекционистские, предназначенные для защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов;
- Балансированные, которые применяются с целью предотвращения нежелательного экспорта.
Пошлины в тарифе могут устанавливаться по одному из следующих методов:
- Адвалорный тариф – это пошлина, вычисляемая в процентах к таможенной цене продукции;
- Специфический тариф – это ставка таможенной пошлины, которая взимается с единицы массы, длины, объема и т.д.;
- Комбинированный тариф – это одновременно устанавливаемые и адвалорные, и специфические ставки.
Источник