Внешнеторговый режим страны это

З.1. Особенности внешнеторгового режима зарубежных стран

Мерами, определяющими внешнеторговый режим в любой стране, в настоящее время являются:

Тарифные меры, представляющие собой импортный та­моженный тариф. Различаются ставки: автономные (мак­симальные), конвенциональные, преференциальные.

Паратарифные меры, включающие различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы.

Меры контроля за ценами (антидемпинговые и компенса­ционные меры, скользящие импортные сборы).

Финансовые меры (особые правила совершения валютных операций).

Количественный контроль (количественные ограничения (квоты) на ввоз и вывоз товаров).

Монополия государства на внешнюю торговлю определен­ными товарами.

Технические барьеры (контроль за импортом на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности и качества).

Системы и инструменты внешнеторгового регулирования развитых стран принципиально не отличаются. Сопоставление развитых и развивающихся стран показывает, что различия меж­ду ними в этой области носят, как правило, количественный характер. Чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число инструментов регулирования применяется и тем выше интенсивность их использования. Если, например, средний уровень импортных пошлин в развитых странах — 5— 6 %, то в Аргентине — 30 %, в Бразилии — 25 %, в Колум­бии — 22%. Развивающиеся государства применяют гораздо больше административных запретов и ограничений. В Индии, например, действует государственная монополия на экспорт и импорт некоторых важнейших видов продукции, в Аргентину запрещается ввозить ряд видов промышленных товаров. Помимо импортных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформле­ние взимаются иные паратарифные платежи, такие, как сбор в фонд развития экспорта, налог на импорт и даже налог с по­шлины (в Перу).

Внешнеторговый режим стран ЕС. В странах ЕС действует еди­ный таможенный тариф. Автономные ставки составляют от 4 % до 25 %, хотя по автотранспорту они достигают 29 %, сахару — 80 %, табачным изделиям — 180 %. Средний уровень конвен­циональных ставок для продуктов питания и сельскохозяйствен­ной продукции составляет 12,4 %, для остальных товаров — 6,4 %. Наиболее распространенной в ЕС схемой предоставле­ния таможенных преференций является схема общей системы преференций (ОСП), предназначенная для развивающихся стран. Большинство промышленных изделий и полуфабрика­тов в режиме ОСП не облагаются пошлинами, а на аграрные продукты и продукты питания пошлины снижены на величину от 20 % до 60 %. Происхождение товаров, подпадающих под данную схему, должно соответствовать правилам, определен­ным соглашением об ОСП, и подтверждаться сертификатом происхождения по форме «А». Схема ОСП ЕС распространена на Россию с 1 января 1993 г. Средний уровень ставок импорт­ных таможенных пошлин на российские товары снизился с 1 % до 0,3 %. Ряд товаров освобожден от пошлин полностью или в пределах тарифных квот.

В отдельных странах ЕС применяются следующие дополнитель­ные импортные сборы:

— в Дании — сбор на охрану окружающей среды (со стоимос­ти посуды, вилок, ложек одноразового использования — по ставке 50 %, с химикатов, используемых для изготов­ления торговой упаковки для жидкостей, — 20 %, с озо-норазрушающих веществ — по специфическим ставкам). Облагаются также товары, выделяющие углекислый газ (включая ряд видов топлива). Исследовательским сбором облагаются маргарин и его витаминные модификации. При импорте автомобилей и прогулочных судов уплачивается регистрационный сбор; во Франции — парафискальные налоги с ряда ввозимых товаров по следующим ставкам от таможенной стоимос­ти: на кожи, шкуры, кожаные изделия — 0,18 %; одежду — 0,11 %; текстиль — 0,14 %. По специфическим ставкам уп­лачивается специальный налог на овощи и жир морских животных. По ставке 1,3 % взимается налог на импортируе­мую лесную продукцию, а также налог на зерновые и изде­лия из них;

в Австрии весь импорт облагается сбором на развитие тор­говли по ставке 0,3 % стоимости CIF, а также статисти­ческим сбором на 1 т веса брутто;

в Швеции налогом на защиту растений облагаются луко­вицы, живые растения, срезанные цветы. Взимается так­же налог на контейнеры, содержащие напитки. Импорт рекламных материалов облагается налогом на рекламу и информацию по ставке 11%;

в Финляндии установлен сбор на борьбу с мусором, ко­торый взимается по специфическим ставкам с ввозимых пива и безалкогольных напитков в бутылках и банках. Сбор на борьбу с нефтяными загрязнениями взимается также с сырой нефти и нефтепродуктов, которые импортиру­ются в Финляндию или транспортируются через ее тер­риторию.

Важнейшими из внутренних налогов и сборов, которыми об­лагаются импортируемые в страны ЕС товары, являются налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы:

в Бельгии действуют три ставки НДС: на табачные изде­лия, органические удобрения, фитофармакологические продукты, маргарин — 12 %, на большинство продуктов питания, газеты, журналы, книги — 6 %, на все осталь­ные товары — 19,5 %. Акцизами облагаются нефтяные мас­ла, моторный спирт, природный газ, алкоголь, пиво, вино, ликеры, сахар, кондитерские изделия, содержащие сахар напитки, табачные изделия, кофе;

в Дании действует единая ставка НДС, равная 25 % для всех товаров (кроме самолетов, некоторых судов, газет и журналов). Акцизами облагаются пиво, вино, лике­ры, минеральная вода, безалкогольные напитки, та­бачные изделия, спички, минеральные масла, моторный спирт, парфюмерия, косметика, мороженое и ряд других товаров;

во Франции основная ставка НДС составляет 18,6 %, для лекарств — 2,1 %, продуктов питания (кроме алкогольных напитков), медицинского оборудования для инвалидов, вспомогательной продукции для сельского хозяйства, кор­мов для животных — 5,5 %, предметов роскоши — 22 %. Акцизами облагаются нефтепродукты, минеральные воды, безалкогольные напитки, пиво, алкогольные напитки, табачные изделия, спички, зажигалки;

в Германии НДС (именуемый там налогом с оборота) взи­мается по ставке 15 %, для многих аграрных продуктов — 7 %. Акциз на спирт взимается как эквивалент сборов по спиртовой монополии, которыми облагается отечествен­ная продукция;

в Греции ставка НДС — 18 %, на некоторые товары пер­вой необходимости — 8 %, на книги и газеты — 4 %, на предметы роскоши — 36 %. Акцизами по ставкам от 10 % до 70 % облагаются алкогольные напитки, драгоценные камни, автотранспорт, табачные изделия. Алкогольные напитки облагаются также сбором принудительного зай­ма, сбором в специальный фонд контроля и наблюдения, гербовым сбором;

в Великобритании ставка НДС — 17,5 %, однако на ряд товаров — семена, книги, журналы, лекарства, медицин­ские и хирургические принадлежности, детская одежда и обувь, защитная обувь — установлены нулевые ставки. Акцизами облагаются алкогольные напитки, табачные из­делия, нефтепродукты, автотранспортные средства, спички и зажигалки.

Чтобы обеспечить повышение цен на импортную продукцию до требуемого уровня, страны ЕС применяют скользящие сборы. Живые животные, мясо, молочные продукты, зерновые, неко­торые овощи и фрукты и продукты из них, масличные семена облагаются импортными сборами. Товары, к которым применя­ются эти сборы, в таможенном тарифе ЕС помечены значком AGR. В зависимости от продукта сбор взимается вместо пошли­ны или вместе с ней. Ставки сборов устанавливаются регламен­тами Сообщества.

Лицензии на ввоз товаров выдаются на национальном уровне, но действительны для всех стран ЕС.

Монополистические меры: импорт спичек является государ­ственной монополией во Франции (импорт из-за пределов ЕС) и в Греции (импорт из-за пределов ОЭСР).

Технические меры: ввоз в ЕС некоторых категорий товаров допускается лишь после прохождения ими определенных ви­дов технического контроля и получения соответствующих сви­детельств безопасности и качества, например, мясопродукты должны иметь официальную «отметку о здоровье» (Health Mark).

Таможенное оформление. Товар, ввозимый из страны ЕС, дол­жен быть декларирован путем заполнения стандартного образца ГТД (аналогичная декларация применяется и в России). Лицен­зия, выданная компетентными органами одной из стран ЕС, действительна на всей территории Союза. Чтобы российский товар мог воспользоваться таможенными льготами, при его оформлении необходимо предъявить сертификат происхожде­ния по форме «А». Сертификаты выдаются уполномоченными Министерства экономического развития и торговли РФ в регио­нах на основании заявления экспортера, экспортного контрак­та и акта экспертизы.

Соединенные Штаты Америки. С октября 1993 г. США распро­странили действие режима ОСП на Россию. В соответствии с этим решением тарифные льготы предоставляются при ввозе в Соединенные Штаты Америки российских товаров, относящихся к 4284 товарным позициям. Сюда входят в основном изделия обрабатывающей промышленности, некоторые продукты сель­ского хозяйства и рыбной промышленности. Преференции не распространяются на текстильные изделия и предметы одежды, подпадающие под действие Международного соглашения по тек­стилю, а также на часы, электронику, черные металлы, обувь и различные изделия из кожи, полуфабрикаты и готовые изделия из стекла.

Паратарифные меры. Кроме таможенной пошлины при ввозе товара в США нужно заплатить:

— сбор за таможенное оформление по ставке 0,17% тамо­женной стоимости товара, но не менее 21 доллара США и не более 400 долларов США;

портовый сбор (с товаров, разгрузка которых осуществля­ется в порту) — 0,125 % фактурной стоимости товара;

при ввозе автотранспортных средств для перевозки неко­торых товаров — дополнительную пошлину по ставке 25 % таможенной стоимости;

при ввозе чая — сбор за исследование;

при ввозе некоторых растений — сбор за разрешение в размере 70 долларов США.

Кроме того, импортируемые товары облагаются следующи­ми косвенными налогами: нефть и некоторые химические про­дукты — налогом резервного фонда (superfund tax) по ставке для нефти 9,7 центов с барреля; вино, пиво, алкогольные напитки, табачные изделия и парфюмерия — федеральным акцизным налогом по специфической ставке.

В США взимается акцизный налог с некоторых товаров, цены которых превышают следующий уровень: автомобили — 30 тыс. долларов США, спортивные и прогулочные лодки — 100 тыс. дол­ларов США, самолеты (кроме используемых в производственных целях) — 250 тыс. долларов США, изделия из драгоценных камней и часы — 10 тыс. долларов США, изделия, целиком или частично изготовленные из натурального меха, — 10 тыс. долларов США.

Источник

Внешнеторговая политика: режимы, направления, цели, инструменты

Внешнеэкономическая политика предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими внешнеэкономической политики являются: внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, внешнеэкономическая политика предполагает решение важных задач по географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.

Внешнеэкономическая деятельность определяется, регулируется, именно с помощью внешнеэкономической политики.

Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговля

Свободная торговля (либерализация) — это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок

Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Протекционизм _ экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для Протекционизм характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь Протекционизм с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «. вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)»

Протекционизм и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху Современный Протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного Протекционизм является аграрный Протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий.

Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» Протекционизм, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейское экономическое сообщество. Особенность современного Протекционизм — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.

Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот Протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.

Сторонники утверждают, что все усилия во внешней торговле должны быть направлены на:

а) защиту новых, только что появившихся отраслей национальной экономики, не способных пока выдержать международную конкуренцию;

б) защиту отраслей, имеющих важное значение для обеспечения национальной безопасности;

в) увеличение внутренней занятости ресурсов, в том числе сохранение рабочих мест. Есть и ещё аргументы. Однако необходимо учесть, что ряд отраслей экономики нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности.

Таким образом, внешнеэкономическая политика России строится главным образом на следующих принципах: преобразующая (а не только сугубо регулирующая) деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, в соответствии с которой выстраивается внешнеэкономическая политика страны, включая её таможенный инструментарий и режим для иностранных инвестиций; изменение внешнеэкономической деятельности российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к внешнеэкономической деятельности как постоянной и ограниченной части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков: чёткое разделение функций осуществления внешнеэкономической политики между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и её субъектами. Внешнеэкономическая политика — составная часть внешней политики Российской Федерации. Наиболее отчётливо это взаимосвязь проявляется в сфере экономической дипломатии, которая призвана, прежде всего, служить процессу торговли, и поэтому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке должно стать одной из центральных задач российской внешнеэкономической политики.

Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений развития внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики других стран. Именно с помощью внешнеэкономической политики регулируется внешнеэкономическая деятельность, отличительным признаком которой служит международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Источник

Читайте также:  Объединяет правовые системы всех стран континентальной европы
Оцените статью