Внешние финансовые активы страны

Финансовые активы России, Украины и других стран

Уникальный материал о финансовых активах стран мира опубликовало страховое агентство Allianz за 2016 год. Мы рассмотрим, как менялось финансовое богатство России и Украины, включая среднестатистических его граждан, и как повлияли на это известные украинские события, а также санкции стран Запада к России за включение в состав РФ Крыма и роль в конфликте на Донбассе.

Формулировки финансовых активов здесь не приводятся, о них можно почитать на других ресурсах, рискнем лишь отметить, что это денежные средства, богатство (включая и драгоценные металлы) которые может получить и истратить тот или иной субъект товарно — денежных отношений, последствий права в результате реализации другой стороны обязательств по отношению к нему.

Финансовые активы России составили за 2016 год 815 миллиардов евро, десять лет ранее (2006) они составляли 156 млрд, за 2000 г.- 29 млрд. А вот чистые финансовые активы РФ соответственно были: 602 млрд, 118 и то же 29 млрд. EUR. Общие финансовые активы России на душу населения за 2000 составляли только 200 евро, за 2006- 1090, за 2010- 2550 и за 2016 год- 5660 EUR. Что касается обязательств на душу населения россиян, то здесь имела место скачкообразные не линейные тенденции. Они не менялись с 2000 по 2001 год (по 10 евро), за 2002 год составили 20 евро, и нелинейно увеличивались по 2008 год до 560 евро, затем произошел откат до 500 (2009 г.), после чего обязательства росли вплоть по 2014 год, и они остались неизменными в течение трех лет (по 2016), достигнув значений 1480 евро.

Читайте также:  Страны сотрудничающие с ираном

Соответственно это нашло отражение в чистых финансовых активах населения России следующим образом: 2000 г -200 евро, 2006-820, 2010-1970, 2011- 2310. 2012- 2460, 2013- 2700, 2014- 3220, 2015- 3860, 2016- 4180 евро.

У жителей России в течение этих 17 лет менялась структура активов. Удельный вес денег на депозитах в 200 году достиг 37%, а вот уже в 2015 году- 61% (уменьшившись в 2016году до 60 процентов).

Ровно наоборот с 2000 по 2017 год падала роль финансовых активов россиян в ценных бумагах: удельный вес в 2000 году -59 процентов, а в 2016 году- 30%, правда в 2010-2011 годах их доля в была всего лишь 28 процентов, приподнявшись на один пункт в 2012 -2013 годах. С 3 до 7 процентов изменились за 17 лет пенсионная составляющая в финансовых активах россиян, однако доля в шесть процентов была уже в 2003 году и с тех пор почти не менялась..

Совсем другой порядок цифр и масштабы с финансовыми активами в Украине. Общие финансовые активы Украины в 2000 году были всего лишь 1 млрд. евро, и за 2016 год они достигли 36 млрд.евро- ровно столько же, сколько они составляли за 2013 год. Следует сказать, что наиболее бурно росли активы украинцев с 2006 по 2013 г. с 6 до 36 млрд. евро. Украинские пассивы менялись от нуля, до максимума в 2008 г. – 10 млрд. евро., за 2016 достигли значения 6 млрд. Чистые финансовые активы Украины за 2016 составили 30 млрд. евро, достигнув максимальных значений в 2013 году- 29 млрд, а на душу населения- 680 евро (2016 г.).

Обязательства на душу населения, приводятся с 2000 по 2003 год, как нулевые, затем они достигли максимума в 2010 году до 2100 и упали в 2016 году до 130 евро.

Читайте также:  Внешняя торговля россии с странами партнерами

Бурные события в Украине после 2013 года и по настоящее время не могли не отразиться на структуре сбережений доходов. Удельный вес депозитов в структуре обязательств в Украине достиг 75%, но высоким он был всегда: 2000-2004 г.- 68%, 2007-2008 г. – 84%, максимальный- 2013 год- 91 процентов.

Все показатели финансовых активов за 2016 год некоторых стран, включая Россию и Украину, приведены в таблице. Следует отметить, что такие страны, входившие ранее в состав СССР, как Азербайджан, Беларусь, Таджикистан, Киргистан, Туркменистан,Узбекистан — не охвачены исследованием по вполне прогнозируемым причинам.

В таблице нужно обратить на любопытные метаморфозы Чехии, по сравнению, например, с Польшей. А исходя из доли накоплений, американцы, похоже, живут сегодняшним днем, а вот в Казахстане…. ( Далее, перейти на следующую страницу, нумерация — ниже )

Источник

Государственные внешние финансовые активы

Государственные внешние финансовые активы, состоящие на учете в ВЭБ.РФ – это обязательства иностранных заемщиков по кредитам, предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией. Подавляющая часть этих требований по своей природе относится к экспортным кредитам и связана с поставками российских (и советских) промышленных товаров и услуг за рубеж.

В качестве агента Правительства Российской Федерации по управлению государственными внешними финансовыми активами Внешэкономбанк обеспечивает:

  • учет государственных кредитов, предоставленных бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным заемщикам;
  • проведение банковских операций по использованию, обслуживанию, погашению, выверке и переоформлению обязательств по государственным кредитам, предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным заемщикам;
  • подготовку заключений по проектам межправительственных документов по вопросам предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным заемщикам или урегулирования задолженности по государственным кредитам, предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным заемщикам;
  • подготовку межбанковских документов о техническом порядке учета и расчетов в рамках межправительственных соглашений по вопросам предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным заемщикам или урегулирования задолженности по государственным кредитам, предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным заемщикам;
  • обеспечение расчетов в рамках межправительственных соглашений об использовании средств, поступающих в погашение задолженности зарубежных стран, на реализацию проектов в области развития;
  • проработку соглашений о финансировании поставок российской продукции на экспорт в счет предоставленных Российской Федерацией государственных кредитов иностранным заемщикам;
  • подготовку предложений и участие в согласовании возможных условий и схем предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным заемщикам, а также приемлемых условий реструктуризации кредитов, предоставленных бывшим СССР и Российской Федерацией;
  • учетно-расчетную и информационно-аналитическую поддержку Минфина России в работе с Парижским клубом кредиторов, а также участие своих специалистов в составе российской делегации на заседаниях Парижского клуба и проводимых в его рамках многосторонних переговорах по урегулированию задолженности стран-должников;
  • организацию и проведение на конкурсной основе торгов (тендеров) по реализации средств в клиринговых и расчетных валютах, поступающих в погашение долговых обязательств Индии и Вьетнама перед Российской Федерацией.

По участию в тендерах
+7 (495) 604-65-12
+7 (495) 782-94-93
+7 (495) 604-64-15

По вопросам, связанным с поставками российских товаров/услуг в счет государственных экспортных кредитов
+7 (495) 604-64-89
+7 (495) 782-94-71

Источник

Методологический комментарий к международной инвестиционной позиции Российской Федерации

Концептуальной и методологической основой является шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции Международного валютного фонда (РПБ6).

Общие понятия статистики международной инвестиционной позиции

Международная инвестиционная позиция (МИП) представляет собой статистический отчет, отражающий на определенный момент времени стоимость финансовых требований резидентов к нерезидентам, а также золота в слитках, служащего резервным активом, и обязательств резидентов перед нерезидентами.

В МИП отражаются остатки активов и обязательств на отчетную дату, а также изменения за период, которые произошли в результате операций, стоимостных изменений (переоценки) и прочих изменений.

Изменения в результате операций показывают чистые изменения иностранных активов/обязательств, которые произошли в результате финансовых операций между резидентами и нерезидентами с этими активами/обязательствами. Эти операции отражаются в финансовом счете платежного баланса.

Изменения в результате переоценки и прочие изменения отражают изменения, не связанные с финансовыми операциями между резидентами и нерезидентами. В составе изменений в результате переоценки учитываются чистые изменения в объеме активов/обязательств в результате изменения валютных курсов и уровня цен на финансовые инструменты. В прочие изменения включаются все остальные изменения в объеме активов/обязательств. К ним относятся: изменения в результате списания активов или обязательств; переклассификация (перераспределение) между институциональными секторами или функциональными категориями; изменения, вызванные сменой резидентной принадлежности институциональной единицы.

Разница между внешними финансовыми активами и обязательствами представляет собой чистую инвестиционную позицию, которая может быть положительной — страна является чистым кредитором по отношению к остальному миру — или отрицательной — страна является чистым заемщиком.

Структура и характеристика международной инвестиционной позиции Российской Федерации

Данные МИП Российской Федерации распространяются (публикуются) в нескольких презентациях, имеющих различные группировки данных и степень их детализации.

Основные агрегаты. Презентация представляет собой набор главных компонентов международной инвестиционной позиции.

Стандартные компоненты. Перечень компонентов для данной презентации определен Международным Валютным Фондом (МВФ) и является стандартным для всех стран при передаче данных в МВФ в соответствии со Специальным стандартом распространения данных (ССРД). Он является наиболее подробным и включает собственно стандартные компоненты и дополнительные статьи. Стандартные компоненты представляют собой неотъемлемые компоненты системы, учитываемые при расчете результирующих показателей.

Дополнительные статьи — компоненты, которые составляются в зависимости от конкретных экономических условий. В презентации стандартных компонентов дополнительные статьи выделяются курсивом.

Финансовые активы и обязательства в стандартном представлении МИП классифицируются следующим образом:

— по функциональным категориям — прямые инвестиции, портфельные инвестиции, производные финансовые инструменты, прочие инвестиции, международные резервы (резервные активы);

— по финансовым инструментам — инструменты участия в капитале и паи инвестиционных фондов, долговые ценные бумаги, опционы, контракты форвардного типа, прочие финансовые активы и обязательства;

— по институциональным секторам и подсекторам — центральный банк; банки; органы государственного управления; прочие секторы, в состав которых включаются другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

— по срокам погашения (в случае долговых инструментов): долгосрочные (с первоначальным сроком погашения свыше одного года) и краткосрочные (с первоначальным сроком погашения один год и менее или выплачиваемые по требованию).

Дополнительно разрабатываются основные агрегаты МИП в распределении на позиции в национальной валюте и в иностранной валюте, а также валютная структура внешних долговых требований и внешних долговых обязательств, которая включает классификацию по секторам, срокам и видам валют (российский рубль, доллар США и евро). Кроме того, разрабатывается МИП в разрезе финансовых инструментов и институциональных секторов с выделением сектора нефинансовых организаций.

Функциональные категории и финансовые инструменты

Иностранные инвестиции классифицируются в МИП на активы и обязательства, распределяемые в соответствии с экономической моделью поведения инвесторов по функциональным категориям (на прямые, портфельные и прочие инвестиции, производные финансовые инструменты, резервные активы), которые, в свою очередь, детализируются по видам финансовых инструментов, охватывающих полный перечень финансовых взаимоотношений с нерезидентами.

Прямые инвестиции

Прямые инвестиции — это категория иностранных инвестиций, которые осуществляются институциональной единицей-резидентом одной страны с целью осуществления контроля или приобретения устойчивого влияния на управление предприятием, расположенным в другой стране.

Непосредственные отношения прямого инвестирования возникают, когда прямой инвестор напрямую владеет инструментами участия в капитале, обеспечивающих ему 10 и более процентов голосов в управлении предприятием прямого инвестирования.

Прямые инвестиции учитываются в форме участия в капитале (котируемые и некотируемые акции, доли, паи, недвижимость), реинвестирования доходов и долговых инструментов (ценные бумаги, ссуды и займы), исключая операции с долговыми инструментами между финансовыми посредниками, связанными отношениями прямого инвестирования.

К прямым инвестициям относятся операции по приобретению предприятием прямого инвестирования долевых и долговых инструментов своего прямого инвестора (обратное инвестирование) и операции между сестринскими предприятиями. К сестринским относятся те предприятия, которые находятся под контролем или влиянием одного и того же непосредственного или косвенного инвестора, но не имеют никакого контроля или влияния друг на друга.

Портфельные инвестиции

Портфельные инвестиции — категория иностранных инвестиций в обращающиеся долговые ценные бумаги и ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале, кроме тех, которые включены в прямые инвестиции и резервные активы.

Производные финансовые инструменты

Производные финансовые инструменты — финансовые инструменты, которые привязаны к другим специфическим инструментам, показателям или биржевым товарам и с помощью которых на финансовых рынках могут перепродаваться финансовые риски независимо от базового инструмента. Выделяются две категории производных финансовых инструментов: опционы и контракты форвардного типа.

Прочие инвестиции

Прочие инвестиции представляют собой остаточную категорию финансовых инструментов, которые не включены в категории прямых и портфельных инвестиций, производных финансовых инструментов и резервных активов. В их составе выделяются: прочее участие в капитале, наличная валюта и депозиты, ссуды и займы, страховые и пенсионные программы, программы стандартных гарантий, торговые кредиты и авансы, специальные права заимствования (СДР) в части обязательств, прочая дебиторская/кредиторская задолженность (включая задолженность по объявленным, но не выплаченным дивидендам по акциям российских предприятий, принадлежащим иностранным портфельным инвесторам).

Резервные активы

Резервные активы представляют собой высоколиквидные иностранные активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации и контролируются ими в целях удовлетворения потребностей в финансировании платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на валютный курс и в других соответствующих целях. Резервные активы включают: монетарное золото, СДР, резервную позицию в МВФ и прочие резервные активы (наличная валюта и депозиты, ценные бумаги, прочие требования).

Институциональные секторы

Институциональные секторы и подсекторы в международной инвестиционной позиции соотносятся с сектором (подсектором) резидентов, а не с сектором контрагентов, то есть в случае активов это сектор (подсектор) российского инвестора или кредитора и в случае обязательств — сектор (подсектор) российского эмитента или заемщика.

Центральный банк представлен Центральным банком Российской Федерации.

Банки — кредитные организации (кроме небанковских кредитных организаций) и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» без учета его деятельности в качестве агента Правительства Российской Федерации.

Органы государственного управления — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные органы управления.

Прочие секторы — аналитическая группировка, включающая другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ):

— другие финансовые организации — небанковские кредитные организации и иные организации, для которых основной вид деятельности — предоставление финансовых услуг;

— нефинансовые организации — предприятия, основной деятельностью которых является производство товаров или нефинансовых услуг. К нефинансовым организациям относятся юридические лица, а также квазикорпорации — организации, действующие без образования юридического лица (отделения и представительства организаций-нерезидентов, условные единицы-резиденты, владеющие недвижимостью);

— домашние хозяйства — институциональные единицы, состоящие из одного физического лица или группы физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;

— некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ) — институциональные единицы, являющиеся нерыночными производителями, созданные для оказания социальных услуг домашним хозяйствам. К ним относятся благотворительные общества, профсоюзы, профессиональные и научные общества, религиозные учреждения и т.п.

Источник

Оцените статью