Внешние отношения стран северной европы
© Коллектив авторов, 2001
© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001
© Серия «Учебник для вузов» и серийное оформление.
ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001
© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001
«Малые страны» Западной Европы и страны Северной Европы в 1945–2000 гг.
§ 1. «Малые страны» Западной Европы в 1945–2000 гг. (Австрия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Люксембург)
Послевоенное развитие «малых стран» Европы складывалось по-разному в силу их разной судьбы в годы войны. Австрия была первой страной, подвергшейся гитлеровской агрессии, и пропаганда о принадлежности австрийцев к расе господ не могла не отложить отпечаток на сознание народа. Кроме того, на ситуацию в стране оказывало огромное влияние присутствие четырех держав-победительниц. Швейцария, остававшаяся всю войну формально нейтральной, не только не была свидетелем военных потрясений и не понесла материального ущерба, а, наоборот, пожинала преимущества своего особого положения. А вот положение Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, прошедших через длительную оккупацию фашистской Германией, сложилось схожее. В течение 10 послевоенных лет на положение в Австрии, на политику ее правительства и позиции политических партий, на настроения населения оказывала влияние четырехсторонняя оккупация страны.
Сразу после освобождения Восточной Австрии в апреле 1945 г. войсками СССР началось восстановление австрийской государственности. Христианско-социальная партия появилась на политической арене под новым названием: Австрийская народная партия (АНП). Она отказалась от преемственности с ХСП, связанной с австрофашистским режимом, но сохранила ориентацию на идеи солидаризма, патриотизм и христианские ценности. Социал-демократическая партии была воссоздана также под новым названием: Социалистическая партия Австрии (СПА) и стала ведущей силой послевоенной Австрии. Эти партии начали создавать органы местной власти, правительства земель (Нижней Австрии, Бургенланда и Штирии) и Временное правительство, возглавляемое канцлером К. Реннером (СПА) и политическим советом.
27 апреля Временное правительство приняло декларацию о независимости Австрии, в которой говорилось, что аншлюс, навязанный в 1938 г. австрийскому народу, объявляется недействительным и все обязательства, возложенные на австрийцев по отношению к Германии, аннулируются. Кроме того, был принят ряд законов демократического характера и касающихся вопроса денацификации. Эти действия Временного правительства встречали поддержку со стороны советского руководства.
Правительства западных держав – США, Англии и Франции – всячески игнорировали Временное правительство, опасаясь (и не без основания) консолидации демократических сил и чрезмерного влияния Советского Союза. Не без помощи западных оккупационных властей на конференции представителей земель было принято решение о проведении парламентских выборов в ноябре 1945 г. В результате выборов глава Временного правительства К. Реннер был избран президентом Республики и образовалось коалиционное правительство АНП и СПА. Формирование политики этого правительства в большой мере формировалось в органах Союзнической комиссии по Австрии – Союзническом совете и Исполнительном комитете.
Если в 1946 г. Союзнический совет принимал согласованные решения в духе политики антигитлеровской коалиции, как, к примеру, решение о денацификации государственного аппарата Австрии, о расформировании военных и полувоенных австрийских и немецких организаций в стране и пр., то с началом «холодной войны» западные оккупационные державы все больше переходили к саботажу и срыву соглашений. Допускались нарушения контрольного соглашения в вопросах денацификации и демократизации Австрии, фактически не была проведена демилитаризация военной промышленности страны. Особенно остро встал вопрос о «перемещенных лицах», т. е. иностранцах, оставшихся после войны в западных странах, среди которых было немало активных нацистов. Таким лицам, в нарушение контрольного соглашения, австрийское правительство под защитой западных оккупационных держав предоставило гражданство. С одной стороны, западные державы саботировали реституцию имущества, награбленного гитлеровцами и подлежащего возврату СССР и другим странам, с другой – они содействовали возвращению германским монополиям их имущества в Австрии.
Таким образом, Союзническая комиссия превратилась в формальный орган, а линия западных держав во многом ориентировала политику австрийского правительства.
Вследствие того, что Австрия мало пострадала во время войны, экономика ее была восстановлена довольно быстрыми темпами. Кроме того, этому способствовал план Маршалла. Политика лидирующей партии СПА была направлена на создание системы «социального партнерства» на производстве, особой модели государственного регулирования, развитой системы социального обеспечения, что оказалось весьма эффективным для стабилизации экономического положения уже к середине 50-х гг.
Важное место в политической жизни Австрии занимала проблема заключения державами антигитлеровской коалиции Государственного договора с Австрией. На протяжении нескольких лет оставался нерешенным ряд вопросов: о «перемещенных лицах», предупреждении милитаризации и долгах Австрии. Предложения о решениях этих и других вопросов поступали попеременно от западных держав, Советского правительства и политических сил Австрии, однако в силу известных причин они попеременно отклонялись. В конечном итоге на совещании министров иностранных дел в 1954 г. в Берлине представитель Австрии заявил, что «Австрия не имеет никаких намерений присоединиться к каким-либо военным союзам». Для СССР вопрос о невключении Австрии в НАТО или какие-либо другие военные блоки был принципиальным. Советское правительство пошло на двусторонние переговоры с Австрией, которые состоялись в Москве в апреле 1955 г., а 15 мая 1955 г. во дворце Бельведер в Вене представители СССР, США, Англии, Франции и Австрии подписали Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии.
В сентябре 1955 г. оккупационные войска вышли из страны. 26 октября Национальный совет Австрии принял федеральный конституционный закон о постоянном нейтралитете страны, что обязывало Австрию не вступать ни в какие военные союзы, не допускать на своей территории иностранных военных баз. 6 декабря четыре великие державы заявили о признании австрийского нейтралитета. 14 декабря Австрия была принята в члены ООН.
Из периода Второй мировой войны швейцарская экономика вышла с совершенно нетронутым производственным аппаратом. Хотя в годы войны предприятия легкой промышленности и туристический бизнес переживали не лучшие времена, все предприятия, связанные с выполнением заказов для воюющих стран, а именно: металлообрабатывающая, машиностроительная, химическая отрасли – работали на полную мощность. Кроме того, за счет ослабления конкурентов увеличился экспорт Швейцарии.
Особенности конституционного устройства Швейцарии заключаются в выделении большой роли местным органам самоуправления (кантонам). Каждый кантон пользуется широкими правами: имеет свое правительство и парламент. Поэтому основной чертой политической жизни страны является децентрализация. Парламент состоит из двух палат: верхней – Совета кантонов и нижней – Национального совета.
У власти в течение всего послевоенного периода стояла коалиция четырех партий: Радикально-демократической, Консервативно-католической, Партии крестьян, ремесленников и бюргеров и Социал-демократической партии. Все эти партии имели примерно одинаковое число мест в Национальном совете и были представлены почти одинаково в правительстве – Федеральном совете, что предопределило отсутствие серьезной оппозиции в стране.
Источник
Внешняя политика стран Северной Европы на современном этапе
Политический и экономический обзор
Пять североевропейских стран ─ Данию, Финляндию, Исландию, Норвегию и Швецию ─ связывают между собой глубокие исторические, лингвистические и культурные взаимоотношения, а кроме того, множество политических и экономических сходств. Эти страны представляют собой стабильные демократические сообщества с парламентской системой правления и, как правило, рассматриваются в качестве открытых, эгалитарных обществ. Более того, в них установилась процветающая рыночная экономика с относительно высоким уровнем жизни.
С общей численностью населения почти 27 миллионов человек (см. Схему 1) страны Северной Европы образуют 12-ю по величине экономику в мире. В них действуют широкомасштабные системы социального обеспечения и относительно высокие налоговые ставки, при этом они признаны передовыми, поддерживающими предпринимательство странами. Как правило, страны Северного союза занимают приоритетное место по индексу глобальной конкурентоспособности. Внешняя торговля играет ключевую роль в их экономике. Вместе с тем, они обладают значительными природными ресурсами. В частности, Норвегия пользуется благами огромных залежей нефти и природного газа в Северном море.
Вопреки многим преимуществам, страны Северной Европы сталкиваются с некоторыми трудностями. Члены Северного союза экономически пострадали в результате мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. и последовавшего за ним финансового и банковского кризисов в Европе. На большей части Скандинавии экономический рост восстановился (на 2-3% в 2017), но безработица по-прежнему относительно высока в некоторых ее странах (около 6% в Швеции и 8% в Финляндии). Несмотря на устойчивую экономику Исландии, многие граждане до сих пор обременены задолженностью, по причине краха трех главных банков страны в 2008 году. Старение населения и уровень рождаемости ниже уровня воспроизводства также вызывают вопрос о долгосрочной устойчивости систем социального обеспечения в странах Северной Европы.
Поток только что прибывших в Европу беженцев и мигрантов повлиял на Данию, Финляндию, Норвегию и Швецию. Стремительное увеличение количества мигрантов во всех четырех странах, пиком которого стал кризис 2015 года, привело к появлению напряженности в образовательной, жилищной и социальной системах. Власти Северных стран приняли более строгие политические меры в отношении беженцев и сократили некоторые социальные преимущества. Новоприбывшие беженцы и мигранты вызывают беспокойство у некоторых слоев общества в Северной Европе из-за возможных проблем идентичности, интеграции и безопасности.
Экономические трудности и вопросы миграции привели к увеличению оппозиционных, популистских партий в Северных странах. Значительная часть из них является правыми или ультраправыми и придерживается антимиграционных взглядов, хотя при этом в Исландии на политическую арену вышла партия левого толка. За последние годы популистские партии присоединились к коалиционному правительству Норвегии и Финляндии. Партия популистов является второй по значимости партией в Парламенте Дании (в котором правительство меньшинства пользуется ее политической поддержкой); другая партия в 2018 году выиграла больше мест в парламенте в ходе выборов в Швеции и остается третьей по значимости партией в парламенте. Данные партии оказали давление на правящие партии, перевернув некоторые традиционные объединения и усилив напряженность внутри коалиционных государств.
Внешняя политика и политика безопасности
Все пять стран Северной Европы в целом разделяют общие международные взгляды, уделяя приоритетное внимание сотрудничеству, как внутри этих стран, так и с международным сообществом. Скандинавы вместе работают над проблемами регионального значения в межпарламентском Северном Совете и в межправительственном Совете министров Северных стран. Они содействуют оборонному сотрудничеству посредством NORDEFCO (Североевропейское оборонное сотрудничество), форума, на котором собираются военные должностные лица Северных стран. Начиная с 1950-х, Северный паспортный союз предоставил гражданам скандинавских стран право свободного передвижения и проживания в любой стране Северного союза.
Скандинавы являются ярыми сторонниками ООН и многосторонних решений глобальных проблем. Эти страны часто принимают участие в миссиях по поддержанию мира, являются основными поставщиками помощи в целях развития и гуманитарной помощи, а также сторонниками ООН по решению проблемы изменения климата. В центре внимания внешней политики Северных стран находится Арктический регион (иначе именуемый Крайним Севером). Все скандинавские страны входят в Арктический совет, состоящий из восьми стран (вместе с Россией, Канадой и США). Финляндия в настоящее время председательствует на двухлетней основе в Арктическом Совете.
Среди Северных стран существуют некоторые различия во внешней политике. Как видно из Схемы 1, членство стран Северного союза в НАТО и Европейском союзе (ЕС) неодинаково по причине исторических и географический различий, а также отличных друг от друга внешней политики и экономических преференций. Несмотря на то, что Швеция и Финляндия являются тесными партнерами НАТО, они сохраняют статус неприсоединившихся стран. Финляндия уделяет особое внимание своим отношениям с Россией, с которой она разделяет 1450-километровую границу. Финляндия ─ единственная страна Скандинавии, в которой используется евро ─ официальная валюта ЕС. Исландия и Норвегия остаются за пределами ЕС, но принимают участие в системе единого рынка и входят в Шенгенскую зону свободного перемещения.
Безопасность Северных стран и Россия
Россия вновь вызывает главное беспокойство в вопросе безопасности для Северных стран в свете конфликтной ситуации на Украине и возросшей российской военной активности рядом с границами Скандинавии. В ответ на эти действия, страны Северного союза направили силы на развитие оборонного сотрудничества и взаимодействия с НАТО для сдерживания России. В апреле 2015 года пять Северных стран обнародовали новое соглашение по расширению информационного обмена и сотрудничества для противодействия кибератакам, рассмотрению совместного проекта закупок и улучшению региональной безопасности. Норвегия и Дания вносят свой вклад в Расширенное передовое присутствие НАТО (РПП) по поддержке союзников, наиболее уязвимых для России; каждая предоставляет по 200 солдат для батальонов РПП в Литве или Эстонии. Швеция и Финляндия также сблизились с НАТО; оба государства заключили соглашение о поддержке принимающих стран для содействия потенциальному размещению НАТО на территории Швеции и Финляндии для оказания военной помощи и проведения боевых подготовок.
Действия России стали причиной распространившихся слухов о возможном вступлении Швеции и Финляндии в НАТО. Несмотря на то, что беспокойства относительно России вызвали глубокую поддержку общественности относительно вступления в НАТО как в Швеции, так и в Финляндии, роль оппозиции в каждой из этих стран остается довольно значимой. Большая часть аналитиков считает, что ни одна из этих стран не присоединится к НАТО в ближайшем будущем. Власти Северных стран продолжают выступать в поддержку санкций США и ЕС против России в ответ на кризисную ситуацию на Украине, вопреки некоторым экономическим издержкам (в частности для экспортеров северной молочной и рыбной продукции, пострадавших от российских ответных санкций). В то же время, многие должностные лица стран Северной Европы предостерегают против полной изоляции от России.
Правительства стран Северной Европы были обеспокоены действиями террористической группировки «Исламское государство»[1] (также известной как ИГИЛ) и ее способностью вербовать граждан и жителей Европы. Несколько сотен граждан Северных стран принимали участие в военных действиях и/или проходили боевую подготовку с Исламским государством в Сирии и Ираке. Гражданину Швеции, который предположительно участвовал в военных операциях в Сирии, было предъявлено обвинение в участии в парижской атаке в ноябре 2015 года и в бомбардировке Брюсселя в 2016 году. В апреле 2017 года в Стокгольме житель Узбекистана, которому было отказано в политическом убежище, будучи сторонником Исламского государства, сбил насмерть пять человек. В августе 2017 года беженец из Марокко, исходя из террористических побуждений, убил двух человек в городе Турку в Финляндии.
Все пять стран Северной Европы поддерживают возглавляемую США коалицию по борьбе с Исламским государством, предоставляя военную и/или гуманитарную помощь. Норвегия, Финляндия, Швеция и Дания оказывают содействие в военной подготовке войскам, направленным в Ирак. С 2014 по 2016 гг. Дания предоставила истребительную авиацию для коалиционных операций, направленных против ИГ. Власти Северных стран также стремятся ужесточить антитеррористические законы, запретить передвижения по стране в террористических целях и противодействовать радикализации.
Отношения с Соединенными Штатами
США и страны Северной Европы в значительной мере поддерживают двусторонние отношения. Приблизительно 11 миллионов американцев заявляют о своем скандинавском происхождении. Соединенные Штаты Америки, как известно, по достоинству оценивают сотрудничество с Северными странами по многим вопросам глобального и регионального значения, от кибербезопасности до ситуации в Арктике. США выступает как главный не европейский торговый партнер для стран Северной Европы. Как видно из Таблицы 1, норвежско-американские инвестиционные связи оцениваются в миллиарды долларов, и филиалы Скандинавских международных предприятий, в целом, нанимают приблизительно 279.400 работников в США.
Норвежско-американское военное сотрудничество также признано успешным. Начиная с 1951 года, Соединенные Штаты снабжали Исландию необходимым для обороны вооружением по просьбе НАТО. В Норвегии размещена военная техника США по программе Заблаговременного наращивания морской пехоты (the Marine Corps’ Prepositioning Program), и с начала 2017 года страна приняла около 300 единиц морского флота США для зимней военной подготовки. Датская территория Гренландии стала местом размещения американской радиолокационной системы раннего оповещения. В 2016 году США подписали двусторонний договор о военном сотрудничестве со Швецией и Финляндией, ориентированный на усиление информационного обмена, совместных военных подготовок, и, кроме того, развитие общих исследований и сотрудничества. В 2018 году Соединенные Штаты подписали трехстороннее соглашение с Финляндией и Швецией о дальнейшем стимулировании военного сотрудничества между тремя странами. Американские оборонно-промышленные отношения со странами Северного союза также имеют большое значение. Пожалуй, наиболее примечательным, является намерение Норвегии и Дании приобрести американские истребители-бомбардировщики F-35 Joint Strike Fighter в качестве истребителей следующего поколения.
В то же самое время между Северными странами и США существует некая напряженность. Как и в остальной части Европы, представители Скандинавии выражают сомнения по поводу степени поддержки НАТО, ЕС и свободной торговли Администрацией Дональда Трампа. Большинство лидеров стран Северной Европы обеспокоены тарифами США на стальную и алюминиевую продукцию и возможные будущие автомобильные тарифы. Политики Северных стран существенно противостоят решениям президента Дональда Трампа по отказу от участия в многостороннем ядерном соглашении 2015 года с Ираном и климатическом договоре с Парижем, равно как и решению США признать Иерусалим столицей Израиля. Тем не менее, лидеры Северных стран, похоже, готовы сотрудничать с Администрацией Дональда Трампа на общих интересах и над решением глобальных проблем. Аналитики главным образом ожидают, что Северные страны будут стремиться сохранить хорошие отношения с Соединенными Штатами.
[1] Террористическая организация, запрещенная в России
Источник: Конгресс США
Перевод с английского: Ирина Гуменюк (РГГУ)
Норвегия
В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия — страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень — на зиму, а зима — на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии — от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» ( Prekestolen ) — горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия — вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы — столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии — с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.
Источник