Внешние внутренние угрозы экономической безопасности страны

newinspire

Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности

Экономическая безопасность представляет совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих динамичному эффективному росту экономики государства, его способности удовлетворять потребности общества и государства, а также обеспечивать его конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь.

Непосредственную опасность экономическим интересам формируют экономические угрозы, которые нарушают нормальный ход общественного воспроизводства.

В самом общем виде угрозы экономической безопасности можно классифицировать по следующим агрегированным группам:

эндогенные (внутренние), источник которых лежит внутри национальной экономики и самого государства;

экзогенные (внешние) – их источник находится за пределами национальной экономики, во внешнем мире.

Эндогенные и экзогенные угрозы экономической безопасности достаточнотесно взаимосвязаны и переплетены.

Первичными, исходными, основополагающими угрозами выступают эндогенные, так как угрозы внешнего характера во многом являются следствием внутренних проблем и противоречий. Так, экономический кризис в стране, спад производства, инфляция и большой внешний долг, обычно обусловливают экономические потери страны и её предприятий на мировом рынке.

К внутренним угрозам экономической безопасности можно отнести значимое сокращение внутреннего валового продукта, падение инвестиционной и инновационной активности, ухудшение научно-технического потенциала, стагнация в аграрном секторе, сепаратистские течения в отдельных внутренних регионах, экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация, криминализация общественных и экономических отношений и т. п.

Внешние угрозы экономической безопасности могут обуславливаться ослаблением роли государства в мировом экономическом пространстве. Они проявляются в таких негативных моментах, как превращение страны в поставщика сырья и энергоресурсов и одновременно импортера высокотехнологичных наукоемких товаров и продуктов питания, наличие массового производства неконкурентоспособных товаров, слабый банковский и инвестиционный сектор, низкая защищенность таможенных границ и неэффективность валютного контроля.

Установление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности РФ.

Источник

Угрозы экономиченской безопасности

Угрозы экономической безопасности— это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущем­ляющие экономические интересы личности, общества и государства.

Внешние угрозы экономической безопасностиобусловлены противоборством экономических и политических интересов, взаимодействующих на мировой арене торговых партнеров, а также обострением общемировых экологических проблем.

Внутренние угрозы экономической безопасности связаны с состоянием собственной экономики, динамикой политических процессов, уровнем социальной напряженности, а также наличием либо отсутствием природных ресурсов и т. д.

Необходимо отметить, чтовнешние угрозы могут ослаблять или усиливать действие внутренних вызовов и наоборот.

Кроме деления угроз на внешние и внутренние их также классифицируют на реальные – уже свершившиеся изменения, и потенциальные – могут произойти по какой-либо причине. К ним принято относить глобальные и общенациональные, прямые, первичные угрозы реального характера.

Таблица. Общая классификация угроз экономической безопасности

Угрозы экономической безопасности
Внутренние Внешние
1. Продолжающийся спад производства 1. Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия
2. Низкая инвестиционная активность и переток капитала в посредническо-финансовую деятельность 2. Преобладание сырьевой направленности экспорта
3. Низкая конкурентоспособность продукции 3. Дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам
4. Катастрофическое ухудшение состояния инновационного потенциала 4. Высокий уровень внешнего долга
5. Свертывание научной сферы 5. Агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта
6. Структурная деформированность экономики 6. Скупка за бесценок российской собственности
7. Рост безработицы 7. Вложения средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов
8. Усиление имущественного расслоения населения
9. Слабое использование разведанных недр
10. Криминализация экономики
11. Региональный сепаратизм
12. Слабость нормативно-правовой базы
13. Локальная концентрация бедных слоев населения
14. Увеличение материало- и энергоемкости продукции
15. Рост взаимной задолженности экономических субъектов
16. Просчеты политики реформирования

Структурная деформация экономики.Суть унас­ледованной от бывшего СССР структурной деформации заключается в гипертрофированном развитии отраслей ВПК, ТЭК и тяжелой про­мышленности, с одной стороны, и чрезвычайно слабом развитии от­раслей и сфер производства, работающих непосредственно на челове­ка, удовлетворение его потребностей и нужд, с другой. Имеется в виду отставание легкой и пищевой промышленности, индустрии услуг и быта и др.

Меры: направление прямых инвестиций в сельское хозяйство, поддержка легкой и пищевой промышленности с помощью льготного налогообложения, усиление специализации на предприятиях тяжелой промышленности и т.д.

Снижение инвестиционной и инновационной активности. Выхода из инвестиционного и инновационного кризиса, обеспече­ние экономической безопасности можно дос­тичь с помощью активизации инвестиционной деятельности по об­новлению основного капитала; создания холдинговых компаний в виде строительно-финансовых корпораций, формирования финансо­во-промышленных групп по замкнутым воспроизводственным и тех­нологическим структурам; осуществления мер по стимулированию частных инвестиций; разработки системы мер по привлечению в страну иностранных инвестиций; создания условий для трансформа­ции накоплений и сбережений населения в инвестиции.

Снижение топливно-сырьевого потенциала.В последние годы все более четко проявляется тенденция к наращиванию поставок из Рос­сии на мировые рынки сырья и невозобновляемых энергоресурсов. В целом на топ­ливо и сырье, и продукты их переработки приходится ныне около 80% экспорта. Фактические данные говорят об исчерпаемости сырьевой базы в относительно короткие сроки. По ориентировочным подсчетам экономистов, разведанных запасов некоторых видов полезных иско­паемых хватит: нефти на 39 лет, газа — на 77 лет, угля — на 60 — 180 лет, железной руды — на 42 года, меди — на 40 лет, никеля — на 28 лет, свинца — на 15 лет, ко­бальта — на 42 г., титана — на 22 г., сурьмы — на 14 лет. Ставить же за­дачу немедленного и масштабного сокращения вывоза сырья и топли­ва, как это иногда предлагают, Россия не может. Речь идет лишь о рациональном экспорте сырьевой базы.

Зависимость от импорта продовольствия. Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта к внутрен­нему потреблению колеблется в пределах 20—25%. Превы­шение этой черты мо­жет привести к диктату цен, а также к разрушению отечественного производства, захвату российского внутреннего рынка. Если говорить о России, то в 90-е гг. импортная зависимость по продовольствию достига­ла 60%. Особенно высокий удельный вес импорта наблюдался в ле­карственных препаратах (55—60%), телевизорах, обуви и др.

Утечка из страны валютных ресурсов.Одним из проявлений уг­розы безопасности российской экономики является утечка россий­ского капитала за границу, вывоз за пределы страны валютных ре­сурсов. К числу наиболее существенных побудительных мотивов, вызы­вающих «бегство» капитала, относятся высокий уровень инфляции; незащищенность собственности; недостаточная законодательная база для предпринимательства; чрезмерно высокие налоги, в том числе и на финансовые операции; финансовые ограничения; угроза девальва­ции; невыполнение правительством своих финансовых обязательств; стремление к диверсификации портфеля активов с целью снижения рисков и получения устойчивой прибыли; долларизация экономики (по данным Центрального банка России, на руках у населения нахо­дится 30 млрд. долл.). Меры: борьба со всеми этими негативами.

Имущественное расслоение населения. В России сложилось ненормальное положение, когда при наличии 3—5% очень богатых людей — удачливых предпринимателей, обогатив­шихся, как правило, за счет удачного бизнеса с государственным иму­ществом, на аномалии российской экономики, значительная часть на­селения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Мировым опы­том доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспе­ченных и 10% наименее обеспеченных групп превышает соотношение 1:10 (в наиболее развитых европейских странах оно колеблется в от­ношении 1:6—8), то общество вступает в зону социальной нестабиль­ности. В России, по официальной статистике, это соотношение со­ставляет 1:12—14. По отдельным городам и регионам оно еще выше. Меры: прежде всего, необходимо ликвидировать базу воспроизводства бедности: преодолеть кризисное состояние экономики. Важно повы­сить роль налоговой системы в уменьшении разрыва в доходах, уве­личив прогрессию налоговых ставок на сверхдоходы. Необходи­мо также усилить и ужесточить контроль за правильностью деклари­рования собственности и доходов наиболее богатой части населения и учитывать эти данные при налогообложении.

Проблемы внешнего долга. В мировой прак­тике критерием уровня внешнего долга считается сумма в иностран­ной валюте, направляемая на обслуживание внешнего долга (теку­щие выплаты долга, процентов по нему, неустойки и т. д.). Безопас­ным уровнем внешнего долга принято считать такую его величину, на обслуживание которой направляется не более 25% общих валют­ных поступлений страны. Заметим, что в отдельные годы Россия вынуждена была направлять на эти цели чуть ли не 100% валютных поступлений. Если же говорить об абсолютной величине внешнего долга Рос­сии, то на начало 2001 г. он составлял более 148 млрд. долл. На сегодняшний день внешних долгов у России практически нет.

Криминализация экономики. По имеющимся данным, в начале 21 века в сфере экономики было выявлено более 300 тыс. преступлений (10% от общего числа всех совершенных преступле­ний). Наибольшей криминализации подвержена кредитно-финансовая сфера. Наиболее широкое распространение получили такие противо­правные действия как хищение бюджетных средств, уклонение от налогообложения, отмывание денег, мошенничество, подделка денеж­ных знаков и др.

Меры: устранить в действующем законодательстве так называемые «правовые дыры».

Наряду с внутренними экономическими угрозами, представляю­щими, как отмечалось, наибольшую опасность для российской эконо­мики и демократических преобразований в стране, существуют также иугрозы внешние,которые нельзя не учитывать. К их числу можно отнести:

— возможную технологическую блокаду, опасность которой воз­растает из-за отставания России в научно-технической сфере;

— негативное влияние мировых финансовых, в том числе фондо­вых и валютных, рынков на еще не окрепший финансовый рынок России;

— возможная потеря рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубе­жье и некоторые другие.

Преодоление этих внешних угроз связано с экономическим раз­витием страны, решением внутриэкономических проблем.

Таковы основные угрозы экономической безопасности России на современном историческом этапе ее развития

Источник

Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности и национальным интересам

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида.

Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы как внутренние и внешние.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности и национально-государственным интересам РФ, можно отнести:

— преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потерю традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

— зависимость России от импорта продовольственных товаров, многих видов продукции, в том числе стратегического назначения;

— увеличивающуюся внешнюю задолженность;

— недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;

— недостаточность современной финансовой, организационной и информационной поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта;

— неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.

Резкое падение цен на экспортные товары или, наоборот, повышение цен на импортируемые товары в условиях высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики, так же как опасно введение эмбарго на торговлю со странами или группой стран, выступающими важными рынками сбыта или поставщиками продукции для России. Недопустима зависимость от поставок отдельных видов продукции или финансовая зависимость от иностранных государств, что позволяет кредиторам оказывать на Россию политическое давление.

Переход к открытой экономике предполагает отказ от крайнего протекционизма.

Механизм привлечения иностранных инвестиций призван способствовать реальному поступлению финансовых и материальных ресурсов в российскую экономику, а не создавать условия для скупки иностранцами за бесценок нашего национального богатства. Необходимо регулировать этот процесс так, чтобы иностранные компании, вкладывая минимальные средства, не могли устанавливать контроль над целыми отраслями российского производства.

_ Состояние национальной валюты во всем мире считают индикатором экономического положения страны. Утечка финансовых средств из страны в огромных масштабах (“бегство капитала”) — одна из самых серьезных угроз национальной экономической безопасности. Легальной формой утечки средств является, например, перевод огромных сумм коммерческими банками на счета в зарубежных банках. К нелегальным каналам относят занижение цен при экспорте и завышение цен при импорте (разница между фиктивной и настоящей ценой переводится иностранными партнерами на счета российских бизнесменов в западных банках), перевод авансом средств под импорт, за которым никакого импорта не следует, и т. д.

По данным ООН, каждый год в мире “отмывается” 300 млрд долл., полученных от нелегальной торговли наркотиками, оружием, от подпольного игорного бизнеса, проституции и т. д.

Одной из наиболее сложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы не только экономическому, но и политическому положению страны, является проблема внешнего долга. Высокий уровень внешней задолженности ставит под сомнение возможность государства проводить самостоятельную внешнюю политику в национальных интересах, поскольку страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущих кредиторов.

Для покрытия внешнего долга надо использовать задолженность зарубежных государств России, которая существенно превышает внешнюю задолженность самой России. Что касается новых кредитов и займов, то их можно привлекать только для финансирования производственных проектов, гарантирующих оплату кредитов в оговоренные сроки.

Безопасность внутриэкономической сферы зависит от природных, технико-технологических, инфраструктурных, социальных и других факторов макро- и микроэкономического развития, от внутреннего иммунитета и внешней защищенности от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности и национальным интересам общества, относятся:

— унаследованная от прошлого структурная деформиро- ванность экономики;

— низкая конкурентоспособность национального хозяйства, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;

— высокий уровень монополизации экономики;

— высокий уровень инфляции;

— недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

— слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

— ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций в отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате “утечки мозгов” за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

— вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

— тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

— низкая инвестиционная активность;

— предпочтение текущих расходов капитальным;

— потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, снижения качества и уровня образования;

— несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынке России, слабая правовая дисциплина;

— низкая финансовая и договорная дисциплина агентов рынка;

— криминализация и коррупция в области управления экономикой;

— массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов;

— незаконный перевод финансовых средств за границу.

Внутренние факторы подразделяются на:

1) связанные с закономерностями циклического развития экономической системы;

2) не связанные с циклическими закономерностями.

Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определённых условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне. Действие второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных разрушительных тенденций в:

— использовании производственного, инновационного и научно-технического потенциалов страны;

— экономических отношениях хозяйствования и управления;

— состоянии окружающей среды;

— системе федеративных отношений и региональной экономики.

Продолжающееся уже несколько лет в России рыночное реформирование привело к резкому сокращению производства в одних жизненно важных отраслях и однобокому росту других, особенно добывающих. Уже сами по себе масштабы деформации представляют серьезную угрозу. Но более существенно то, что сокращение объемов производства важнейших отраслей, развитых ранее в России, ведет к неизбежному вытеснению отечественных производителей не только с мирового рынка, но и с внутреннего. Развитие процессов в данном направлении может приобрести необратимый характер, когда даже при мощной финансовой поддержке уже нельзя будет восстановить производство вследствие отсутствия рынка сбыта.

Серьезную и весьма реальную угрозу экономической безопасности страны представляют: свертывание фундаментальных исследований, распад научно-исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, резкое сокращение заказов на высокотехнологичную и вполне конкурентоспособную продукцию, “утечка мозгов” из России. К сожалению, не привлекает к себе достаточного внимания уход высококвалифицированных специалистов и рабочих из сферы их профессиональной деятельности в оказавшиеся более престижными и высокооплачиваемыми секторы экономики.

Существенно меняется структура промышленного производства, в котором все больше начинают преобладать сырьевые отрасли — топливная промышленность и металлургия — при сокращении удельного веса финишных отраслей — машиностроения, химической, а также легкой и пищевой промышленности.

Поспешность в разрушении сложившихся структур и хозяйственных связей, обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, отказ от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям и практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания — все это подрывает базу для самообеспечения страны продовольствием.

Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство продовольствия неэффективным, ведут к увеличению доли ручного труда. Объем и удельный вес торговой части продовольственных ресурсов неуклонно снижаются, усиливается натурализация производства.

Все это создает угрозу потери производственной независимости страны, которая станет свершившимся фактом, если опасность не будет своевременно осознана, не будет организована гибкая и эффективная система защиты отечественных производителей и их интересов.

К числу внутренних угроз социальной стабильности общества относится рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер. Растущая безработица, накладываясь на специфическую российскую ментальность населения, резко усиливает дискомфорт в социальной сфере, служит питательной средой для роста преступности. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза безопасности.

В условиях экономического кризиса и искусственного сдерживания деловой активности российское руководство использует внешние заимствования для “латания дыр” в финансовой системе. Иностранные займы могут стать важным рычагом подъема экономики, ее технического перевооружения, повышения конкурентоспособности производимой продукции. Весь вопрос — в целевом использовании займов и в масштабах государственного долга. О неэффективности внешних заимствований в настоящее время наглядно свидетельствует спад производства, ухудшение его структуры, снижение инвестиционной активности. Резко повышается тяжесть бремени, связанная с внешним долгом и расходов по его обслуживанию.

В последние годы резко ухудшилась криминогенная ситуация в экономической сфере. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни — отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю, услуги, внешнеэкономические отношения.

Источник

Читайте также:  Финансовые рынки стран сингапур
Оцените статью