Внешняя политика изучаемой страны

Для чего стране внешняя политика? И как она должна осуществляться?

В широких кругах бытует значительное недопонимание/ путаница на тему внешней политики: что такое внешняя политика? Зачем она нужна? Какие средства допустимы во внешней политике, а какие нет? Предлагаем вашему вниманию позицию BFP на тему внешней политики.

Что такое внешняя политика?

Внешняя политика – это инструмент для представления и защиты национальных интересов страны на международной арене.

Что такое национальные интересы?

Единственный источник власти в стране (по крайней мере, в нормальной стране) – это ее народ. Государство должно действовать, прежде всего, в интересах граждан страны, т.е. максимизировать уровень их жизни, защищать их, способствовать их развитию, помогать им быть счастливыми. Можно сказать, что граждане – это акционеры страны, а государство в лице избранных органов власти – это менеджмент страны, у которого есть фидуциарная ответственность перед акционерами (гражданами).

Только граждане (т.е. лица, обладающие гражданством страны) должны являться первоочередными бенефициарами деятельности государства. А вот лица, проживающие в стране временно, а также иностранные граждане, близкие по исторически-культурному наследию, не должны являться первоочередными бенефициарами. Гражданство – это большая привилегия и ценность, и, разумеется, для государства именно обладатели гражданства должны быть самыми основными бенефициарами.

При этом важно, что ключевой параметр – это именно гражданство. Так, в России есть главная титульная нация – русские. Однако граждане России – это не только русские, но и татары, евреи, выходцы из республик Северного Кавказа. С другой стороны, в других странах (например, в/ на Украине) тоже есть русские. Российское государство должно думать в первую очередь о гражданах России (в т.ч. нерусского происхождения) и только потом о русских с гражданством других стран (до тех пор, пока они не стали российскими гражданами).

Читайте также:  Какова хозяйственная специализация новых индустриальных стран нис

Как можно защищать национальные интересы?

По-разному в зависимости от обстоятельств. Политика, которая помогает продвигать интересы граждан страны, является правильной (с ограничениями, см. далее). Политика, которая не создает ценности для граждан, является неправильной.

У каждой страны свой путь и свои возможности.

Ряду стран необходимо быть независимыми и сильными на внешнеполитической арене для того, чтобы их гражданам жилось хорошо. Классический пример – Китай. Слабый Китай во второй половине 19 века и первой половине 20 века подвергался агрессии со стороны колониальных держав (в т.ч. со стороны Российской империи). С приходом к власти коммунистической партии в Китае удалось навести порядок и отстаивать свои интересы, в т.ч. перед иностранными державами. Сильный Китай способствовал кардинальному повышению благополучия своих граждан.

Напротив, ряд других стран не имеет ресурсов для ведения самостоятельной внешней политики. Им гораздо разумнее находиться в орбите внешней политики более сильного союзника. Классический пример – Швеция и Дания. Эти страны де-факто не ведут самостоятельной внешней политики и практически во всем следуют за США. США за это обеспечивает (пока что) их безопасность, а также позволяет участвовать на выгодных условиях в глобальной экономике, тем самым обеспечивая высокий уровень для их граждан.

Внешняя политика должна способствовать высокому уровню жизни граждан, а также сохранения государства и наций, населяющих это государство. Если для этого стране нужно быть сильной и самостоятельной, то следует тратить огромные средства на оборону, на дипломатов и т.п. Если можно достигнуть высокого качества жизни и сохраниться как нация под зонтиком более мощного суверена, то в таком случае это тоже правильно решение. Здесь нет универсального ответа, у каждой страны свой путь.

Важно не ударяться в крайности. Независимая политика исключительно из-за чувства национальной гордости – это абсурд. Не следует быть великой державой, если можно обеспечить более высокое качество жизни без этого. Швеция была ведущей европейской державой вплоть до 18 века, но вряд ли шведы сильно жалеют о том, что они больше не проводят самостоятельную внешнюю политику (им и без этого хорошо). Напротив, не следует думать, что активная внешняя политика – это всегда неправильно. Не всегда можно просто «перестать заниматься внешней политикой и начать заниматься внутренними проблемами». Один из примеров – оголтелая сдача всех внешнеполитических позиций Россией в 1990х годах. Можно по-разному оценивать текущую внешнюю политику России, но однозначно сдача практически всех национальных интересов в 90е было перегибом. В целом, важно подходить к этому вопросу с прагматизмом. Каждой стране нужна только та внешняя политика, которая позволяет ее гражданам жить лучше.

Есть ли моральные ограничения во внешней политике?

Однозначно есть. Нацисты могли думать, что своими преступлениями приносят пользу немецкому народу, но их действия нельзя оправдать никоим образом. С точки зрения аморальности их действия многократно превзошли любые границы.

Однако бывают истории гораздо более пограничные. В мире около 200 государств, и следует понимать, что на уровне государств не существует никакой системы права. Какой-либо порядок возможно установить внутри отдельных государств: все мы знаем, какие правила есть в нашей стране и что за нарушение этих правил государство сможет наказать любого из нас. На уровне государств (т. е. на уровне выше) «дикий Запад». Не существует никакого органа над государствами (ООН не считается, он слишком слаб), который мог бы в рамках единой системы права установить правила и наказывать того, кто их не соблюдает. Возможность нарушать правила определяется силой государства и его отношениями с другими государствами. В итоге в этой хаотичной конкуренции в том или ином виде правила нарушают очень многие страны. Соответственно, нарушение правил в разумных границах, при условии, что их нарушают другие страны и что это делается в интересах граждан страны, отчасти допустимо. В условиях «дикого Запада», если играть полностью по декларируемым, но не соблюдаемым, правилам, можно закончить очень плохо.

Аналогия из реальной жизни: в профессиональной жизни мы часто сталкиваем с хаотичными правилами игры. Многие люди вынуждены прибегать к игре в офисную политику. Это некрасиво, но в некоторых случаях допустимо. А вот избить коллегу на улице, разумеется, не является допустимым.

Почему государства так часто декларируют моральную составляющую внешней политики?

Государства редко декларируют реальные цели внешней политики. Вместе то этого они, как правило, пытаются показать, что они хорошие, а другая сторона плохая. Внешняя политика, как правило, оборачивается в какую-то моральную декларацию, например: «наша цель – принести демократию в их страну», «наша цель – защитить местное население» и т.п.

Здесь возможны 2 варианта:

1. Государство действительно преследует какую-то моральную цель в своей внешней политике. Здесь важно не забывать, что ключевая цель внешней политики – качество жизни и безопасность собственных граждан. Внешняя политика, не отвечающая этим целям, по умолчанию не соответствует своей цели. Однако это может быть допустимо, если не требует значительных ресурсов и не реализуется в ущерб интересам собственным гражданам (например, миротворческие миссии). Также это может быть допустимо, если в обществе есть консенсус, основанной на реальном понимании возможных последствий, например «мы бросаем наши ресурсы на поддержку определенной цели, мы понимаем, что за это будут международные санкции, но эта цель для нас настолько важна, что мы готовы жить намного хуже для достижения этой цели».

2. Государство рассказывает «моральную историю» в качестве пиара. За моральной историей стоят конкретные прагматические интересы государства. Но моральную историю намного проще продавать на международной арене. Проще сказать, что «мы боремся со злобным диктатором», чем «мы пытаемся свергнуть власть в другой стране, чтобы получить контроль над ее нефтью». Более того, люди так устроены, что даже собственным гражданам проще «продавать» моральную историю. Простые люди с гораздо большей вероятностью поддержат моральную историю о том, что их страна хорошая, чем о том, что их страна делает не самые красивые вещи для повышения/ поддержания их же качества жизни. Люди любят истории и добрые сказки и, к сожалению, политики вынуждены им и продавать. Простые люди хотят много айфонов, часто ездить в отпуск, а еще жить в стране — моральном идеале. То, что это не всегда возможно, для них понять зачастую очень сложно.

Страны могут выполнять какие-то моральные задачи, но основной задачей все-таки должна быть защита собственного населения.

Всегда ли страны действуют согласно логике, описанной выше?

Вовсе нет. Есть много неразумных политиков, которые не понимают интересы своих стран и, соответственно, принимают неправильные шаги. Более того, государство – это не монолит. В нем много игроков, и у каждого есть, в том числе, личные цели. Часто политики могут действовать против национальных интересов из личной выгоды. Политики могут затевать невыгодные для страны внешнеполитические конфликты для того, чтобы поднять свой рейтинг внутри страны (например, в США часто внешняя политика проводится из-за внутриполитической конкуренции, а не ради защиты реальных интересов американских граждан).

Источник

Внешняя политика государства.

1. Взаимосвязь внутренней и внешней политики, основания последней.

Центральные проблемы внешней политики России.

Основные направления внешней политики России.

1 Важной частью политики, осуществляемой государством, являются действия его в отношении других стран. В своей совокупности они составляют его внешнюю – зарубежную политику. Внешней она называется в отличие от той политики, которую государство проводит внутри страны. Зарубежная политика служит решению определённых задач, которые получили закрепление во внешнеполитических функциях государства. К ним относятся: охрана границ, обеспечение государственной безопасности, осуществление дипломатических отношений, всесторонних контактов с другими странами, зарубежная торговля и другие. Каждая из функций наполняется тем или иным содержанием, исходя из тех проблем, которые существуют (или возникают) у данного государства с другими странами.

Внутренняя и внешняя политика являются двумя сторонами общей политики государства. Они тесно связаны между собой, оказывают взаимной влияние и потому находятся в зависимости друг от друга. Достижения внешней политики обеспечиваются успехами внутренней. А те, напротив, во многом зависят от достижений внешней политики. И всё же роли они играют разные. Доминирующую, первостепенную роль играет внутренняя политика. Это не значит, что внешняя политика не бывает приоритетной по отношению к внутренней, не играет ведущей роли. Такое нередко случается и объясняется ориентацией государства (зачастую вынужденной) на использование внешних ресурсов. Но главенствующее положение внешней политики не может оставаться долго.

Наконец, нельзя упускать и того, что задачи внутренней и внешней политики при определённых обстоятельствах могут не совпадать. Такое противоречие серьёзно осложняет их взаимодействия. Однако и в этом случае государственная политика разрабатывается, в конечном счете, из приоритетности в ней задач внутренней политики. Ярким примером этого является современное Российское государево, внешняя политика которого в 90-ые гг. вступила в острое противоречие с его внутренней политикой и поэтому в последние годы стала меняться в сторону того, чтобы больше отвечать национальным интересам.

Проводимые в стране преобразования в большой мере зависели от внешней политики, в частности, от обеспечения их финансовой поддержкой со стороны Запада. В результате Россия оказалась в зависимости от него. Трансформация втянула страну в глубочайший кризис. Стремление выбраться из него путём активизации внутренней политики, направленной на создание условий для преимущественно самостоятельного, самодостаточного развития, но при сохранении хороших отношений с Западом, привело к серьёзной коррекции внешней политики.

В основе внешней политики России лежат национальный интерес и заинтересованность в обеспечении государственной безопасности. Особенность первого в том, что он является важнейшим для любой государственной власти. Особенность второй в том, что создание благоприятной международной обстановки для нормального существования государства дело чрезвычайно многогранное. Поэтому при разработке и осуществлении внешней политики России учитываются: её территориальные споры с сопредельными странами; этнические, конфессиональные разногласия с зарубежными государствами, географическое положение страны на евразийском континенте; место её среди славянских народов; идеологические ориентации политических сил в стране; цивилизационные особенности России. Они находят отражение в отношениях нашего государства с разными странами, в его краткосрочной и ориентированной на длительную перспективу внешней политике.

Внешняя политика направлена на разрешение проблем, вызванных притязанием ряда стран на российскую территорию (Южные Курилы и др.); дискриминацией русского населения в бывших советских республиках (особенно прибалтийских); притеснением православной церкви (например, на Украине); недоброжелательным отношением определённых стран к России (надуманные проблемы их оккупации СССР). Это проблемы очевидные. Но существуют и латентные (скрытые от глаз) проблемы. Многие из них имеют первостепенное значение для нашего государства. Среди них следует выделить те, которые обусловлены евразийским положением страны, её давним статусом великой державы.

Россия – евразийская держава, протянувшаяся от Балтики до Тихого Океана. Её история и современная жизнь протекают в контактах с очень различающимися между собой странами Запада и Востока, которые относятся к разным типам цивилизации. Внешняя политика России строится с учётом этих обстоятельств.

Статус великого государства Россия получила давно, в связи с её большим вкладом в мироустройство. Роль эта особенно возросла в XX веке, когда Советский Союз внёс решающий вклад в победу народов над фашизмом, оказывал громадное влияние на ход всемирной истории. В современных условиях России объективно трудно играть такую роль. Но и отказываться от неё она не может, т.к. только выполняя её она может рассчитывать на достойное место в мире, на свой путь в нём. Россия, можно сказать, обречена быть великой державой.

Нынче у России нет договорных обязательств по оказанию помощи этнически близким странам (за исключением Белоруссии). Но давно став великим, могущественным славянским государством, она сыграла выдающуюся роль в освобождении многих славянских народов от чужеземного ига. При этом она не стремилась к панславизму – к объединению славянских народов и вовлечению их в российское государство. Её патронаж (покровительство) были продиктованы мотивами славянской солидарности. Оказание помощи славянским народам стало высочайшим нравственным долгом России. Ему она старается быть верной. Об этом свидетельствует, например, её роль в Косовском кризисе.

На внешнюю политику России оказывают влияние и геополитические интересы, определяемые её географическим (пространственным, ресурсным, демографическим) положением. Они определяют позицию России в отношении определённых территорий и целых государств, например, Японии, от которой зависит выход российских кораблей из прибрежных морей в мировой океан, США и других стран по научному исследованию Антарктиды. В этой связи важную роль играют международные организации, от которых зависит укрепление безопасности России (ООН, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества и др.).

2 Внешняя полтика России всё больше разрабатывается с учётом намечающихся тенденций в развитии международных отношений, исходя из появившихся проблем планетарного значения, т.е. принимая во внимание особенности складывающейся в мире и Природе обстановки. А она в последнее время осложнилась в связи с проводимой США демократизацией других стран, распространением в них устройства политической жизни по-американски. Это обернулось войной против Югославии, Афганистана, Ирака, в которых США добивались по существу своих целей – установления угодного им режима и установления контроля над природными богатствами. Претензии в недостатке демократии предъявляются Америкой многим странам (в том числе, Китаю, России). При этом она побуждают их копировать свою модель демократии.

США осуществляют не только политическую, но и экономическую экспансию. Они используют своё мировое военное лидерство для осуществления политики глобализации – интеграции под их эгидой рыночно-финансовых отношений в мире (ВТО). В глобализации преуспевают прежде всего индустриально развитые государства. Это страны т.н. «золотого миллиарда». Остальным уготовлена судьба быть их сырьевым придатком с постоянно догоняющей модернизацией своей экономики, т.е. второсортной жизни. Это неизбежно обостряет отношения между отстающими и убегающими странами и является одной из причин мирового терроризма, проявлению капиталистических странах антиглобалистского движения.

Глобальными, затрагивающими всё человечество, стали экологические проблемы. Среди них наиболее актуальны – ухудшение климата на планете в связи с потеплением на ней и появлением озоновых дыр. Причины этих явлений до сих пор окончательно не познаны, но то, что человеческий (антропогенный) фактор имеет к ним отношение весьма вероятно. Ведь парниковый эффект от выделения в атмосферу диоксида углерода, метана и других лёгких газов и истощение озонового слоя от поступления в атмосферу фреона по существу зависит от людей. Всё больше обнаруживается падающих на планету космических тел, подвижек плит земной коры, сопровождающихся землетрясениями и цунами.

Всё это обязывает, прежде всего индустриально развитые страны, солидарно использовать свой научно-технический потенциал для возможного противостояния силам природы. Первостепенная роль в подготовке совместных мероприятий принадлежит их внешней политике.

3 Осуществляемая нынче Россией внешняя политика строится в зависимости от места, которое отводится ею зарубежным странам в своей жизни, от их отношения к ней. Первейшее значение в этой политике занимают США, которые вследствие распада СССР и серьёзного ослабления России оказались в положении единственной сверхдержавы и стали играть ведущую роль в мире, в том числе в военной области. Это проявляется, в частности, в постоянной модернизации американской армии, в оснащении её всё новыми видами оружия и в возросшем использовании её в разрешении конфликтов Америки с другими странами. В отношении России планы США (как это следует из выступления Б. Клинтона) состоят в том, чтобы покончить с вековыми претензиями нашей страны быть великой державой и превратить её в сырьевой придаток Америки. США не будут добиваться полного распада России, но и не допустят возрождения её былого могущества. Для этого ими проводится политика по ослаблению военного и экономического потенциалов нашей страны. О серьёзности её свидетельствуют размеры военного бюджета Америки, наращивание сил НАТО, возросшая агрессивность этой организации (смена оборонной стратегии на наступательную), несанкционированная ООН агрессия против Югославии, развёртывание ПРО над Японией и Аляской, в странах Европы, отказ американского Конгресса ратифицировать договор о запрещении испытаний ядерного оружия. Тем самым США отходят от установленного после Второй мировой войны миропорядка, они открыто ведут политику на устройство мира в своих интересах, открыто демонстрируют свою империалистическую сущность.

Положение осложнилось в результате взятого США курса на борьбу с мировым терроризмом (после событий 11 сентября 2000 г.). Осуществление Америкой агрессии в Афганистан, а затем в Ирак, серьёзно подорвали сложившиеся после Второй мировой войны международные отношения.

Но от взаимоотношений с этой страной, от того, как они будут складываться, во многом зависит будущее России, т.к. выбор оптимального варианта выхода из кризиса и продолжения преобразований предстоит делать с поправками на то, чтобы он отвечал и задачам сохранения национальной безопасности страны.

В орбиту американской политики вовлечены европейские страны НАТО. Это осложняет отношения России с ними. Нельзя не отметить, что воинственность большинства европейских стран подрывает престиж западной демократии в глазах россиян, ставит под сомнение искренность глашатаев либеральных и социал-демократических идей, дает пищу для размышлений об их подлинной ценности.

Большое место во внешней политике России занимают страны Востока, прежде всего Китай и Индия, самые большие в мире по численности населения. Китай переживает бурное развитие и по валовым показателям производства основных видов продукции в ближайшие годы выходит на первое место в мире. В стране получили широкое распространение контролируемые государством рыночные отношения. В этом одна из особенностей китайской модели социализма. Вырос экономический потенциал и Индии, также стремящейся, исходя из своих интересов строить своё будущее. Обе азиатские страны проводят миролюбивую, добрососедскую по отношению к России политику, являются приверженцами концепции многополярного мира, которую разделяет и наша страна. От совместных внешнеполитических усилий России и этих стран во многом будет зависеть мироустройство и характер международных отношений в XXI веке.

Предметом особого внимания России являются бывшие советские республики. Они стали странами ближнего зарубежья. С ними наше государство связывает веками складывавшаяся общая хозяйственная и духовная жизнь, совместная борьба за национальную независимость. В советский период их истории в развитии народного хозяйства республик широко использовались взаимовыгодные специализация и кооперация. Теперь хозяйственные связи порваны, но выход этих государств из кризисного состояния во многом связан с восстановлением ими хороших отношений с Россией. Немаловажным является и наличие в этих странах многомиллионной русской диаспоры, чьи интересы Россия должна защищать. По этим и другим причинам бывшие республики находятся в приоритетной сфере российской внешней политики. Однако отношения со странами СНГ осложняются в связи с возрастанием их зависимости от других стран, созданием в ряде их американских военных баз (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия).

Сегодня очевидно, что жизнь России будет зависеть и от того, как сложатся отношения с зарубежными странами, насколько заставит она считаться их со своими интересами. А они состоят в том, чтобы обеспечить нашему народу условия для строительства новой России без иностранного вмешательства, добиться признания ими права нашей страны на достойное место в мире, на свой путь в нём.

Схема №1. Внутренняя и внешняя политика государства.

Внутренняя Государство Внешняя

политика политика страны

Основные понятия:

Внешняя политика государства. Внешнеполитические функции государства: охрана границ, обеспечение государственной безопасности, осуществление дипломатических отношений, всесторонних контактов с другими странами, зарубежная торговля. Геополитика государства. Гегемонизм. Протекционизм. Экспансионизм. Панславизм. Глобалистика.

Источник

Оцените статью