Внешняя политика развивающихся стран
Что могут сделать развивающиеся страны
Правительствам этих стран придется решать многие задачи, но их политика в данной области должна прежде всего сосредоточиться на решении шести актуальных проблем: 1) правильная оценка ресурсов, 2) участие всех уровней власти и населения, 3) четкая формулировка прав на собственность и владение природными ресурсами, 4) увеличение экономических возможностей бедных слоев населения, 5) повышение роли женщин в экономике, 6) меры по сокращению отходов производства. Рассмотрим по порядку все эти направления экономической политики.
Правильная оценка ресурсов
Эта задача особенно актуальна, так как неправильная политика ценообразования может обострить ресурсные дефициты и способствовать их нерациональному использованию. Часто программы, направленные на облегчение положения бедных слоев населения, не достигали цели и лишь усиливали неравенство. В условиях рационирования практически все выгоды от улучшения снабжения энергией и водой получали семьи с более высокими уровнями доходов; им же прежде всего адресовались и субсидии сельскому хозяйству.
В результате средства растрачивались впустую и не способствовали восстановлению использованных ресурсов. Хотя отказ от нерационального распределения субсидий представляется сравнительно легким делом и может внести вклад в защиту окружающей среды, попытки навести порядок в этой области наталкиваются на жесткое сопротивление мощных элит, не желающих лишиться обильной подпитки со стороны государства.
Участие всех уровней власти и населения
Программы улучшения среды обитания могут принести наилучшие результаты, если они согласуются с действиями на региональном и местном уровнях и учитывают интересы всех участников. Опыт организаций, оказывающих помощь в развитии, убеждает, что действия на «нижних этажах» оказываются наиболее эффективными, так как позволяют использовать самые дешевые варианты достижения поставленных целей и дать работу местному населению. Там, где программы общественных работ действительно направлены на улучшение жизни бедных групп, последние часто готовы и могут внести существенный вклад в их реализацию, а также взять на себя все финансирование или часть его.
Четкая формулировка прав на собственность и владение природными ресурсами
Расходы на создание элементарных санитарных условий и обеспечение чистой водой семьи, вложения в ферму часто забирают ее многолетние сбережения. Поэтому потеря дома и фермы нанесли бы семье тяжелейший удар. Нечеткие формулировки прав арендатора на собственность в городе и деревне превращаются в серьезное препятствие для природоохранных инвестиций. Законодательное упорядочение арендных отношений может способствовать улучшению условий жизни бедняков и росту инвестиций в сельское хозяйство.
Но во многих случаях этого недостаточно и возникает необходимость в осуществлении земельной реформы. Нередки ситуации, когда арендаторы или издольщики, вложившие средства в повышение плодородия земли, не получают какой-либо отдачи, так как лендлорды имеют возможность сравнительно легко изменять условия аренды по мере роста урожайности. Передача прав собственности на землю обрабатывающим ее арендаторам может быть единственным возможным путем обеспечить доход инвесторам за их усилия по повышению плодородия своих участков. Земельная реформа необходима и для устранения неравномерного распределения земельной собственности, когда крупные массивы плодородной земли не обрабатываются, а рядом многочисленные безземельные и малоземельные крестьяне истощают и без того бедные почвы.
Увеличение экономических возможностей бедных слоев населения
Во многих случаях остановить разрушение природной среды в сельских районах возможно осуществлением инвестиций в ирригацию, в применение эффективных методов сохранения плодородия почвы, в альтернативные источники энергии и антиэрозионные технологии. Но все эти инвестиции превышают возможности большинства обнищавших семей. Возникает парадоксальная ситуация: чем дальше зашел процесс разрушения природной среды, тем меньше возможности сельских работников применять альтернативные методы ведения хозяйства. Поэтому государственные программы должны предусматривать предоставление кредитов мелким фермерам и обеспечивать их доступ к повышающим плодородие технологиям.
Создание новых рабочих мест в сельской местности может избавить часть беднейших крестьян от необходимости обрабатывать малоплодородные участки. Например, программы строительства сельской инфраструктуры (дороги, складские помещения и т. п.) увеличивают занятость, ослабляют давление на подверженные разрушению почвы, способствуют комплексному развитию деревни и снижению миграционных потоков в города.
Повышение роли женщин в экономике
Больший доступ женщин к образованию и расширение круга специальностей, где могут быть заняты женщины, повышают величину альтернативных издержек их времени, что в свою очередь способствует сокращению размеров семьи. Образование, расширяя информационное поле женщины, помогает ей в организации правильного питания и ухода за детьми — важного фактора снижения детской смертности. Локальные экологические программы следует осуществлять при активном участии женщин: их повседневная деятельность во многом определяет характер использования природных ресурсов и возможности устойчивого обеспечения семей водой и топливом.
Меры по сокращению отходов производства
Меры по ограничению загрязнения окружающей среды могут включать налоги на промышленные отходы, оплату объема выбросов, квоты и нормы. Есть свидетельства того, что наиболее эффективны основанные на рыночных отношениях первые два способа, так как они поощряют применение совершенных методов производства, открывают поле маневра для производителей и лучше поддаются управлению. Правила должны быть простыми и легкими для контроля за их исполнением.
Целесообразны поощрительные меры в виде предоставления налоговых льгот и субсидий на приобретение современных технологий и оборудования, снижающих выбросы в окружающую среду. Парадоксом является то, что наиболее трудно поддаются регулированию предприятия государственного сектора. Для этих предприятий, во-первых, критерий эффективности часто не является главным и, во-вторых, любая организационная структура с трудом поддается саморегулированию.
Источник
Изменение роли развивающихся стран в мировой торговле.
Развивающиеся страны значительно улучшили свои позиции в мировой торговле. С середины 80-х годов их доля в мировом экспорте непрерывно росла, увеличившись примерно с четверти до приблизительно трети. Этот подъем был связан с резким изменением структуры экспорта — переходом от аграрного и минерального сырья к мануфактуре и услугам, так что теперь экспорт из развивающихся стран на 4/5 состоит из промышленных товаров. Борьба за изменение положения развивающихся стран на мировом рынке носит потенциальный характер. Одним из способов такой борьбы является воплощение в жизнь системы многосторонней торговли в рамках ВТО.
Система многосторонней торговли способствует интеграции развивающихся стран в мировой рынок в трех аспектах:
— снижение внутренних и внешних торговых барьеров;
— упорядочение внутренней и внешней торговой политики;
— техническая помощь при наращивании торговых инфраструктур.
Следующее направление, которое развивающиеся страны воплощают лишь частично, это направление к наибольшей открытости рынков, устранения торговых барьеров.
В промышленно развитых и развивающихся странах имеется большой потенциал, что касается выгодных для обеих сторон шагов к либерализации. Развивающиеся страны сильно выиграли бы, если бы в промышленно развитых странах были снижены пошлины на импорт сельхозпродукции. Одним, из действенных методов, также является сокращение торговых издержек путем улучшения международных транспортных услуг, работы таможни и портов, а также управления материально-техническим обеспечением — то есть содействие торговле. Либерализация торговых отношений и снижение торговых пошлин также может дать хорошие результаты. Но, тем не менее, развивающиеся страны, которые требуют от развитых снижения в их отношении торговых пошлин, сами имеют очень высокие показатели.
28. Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях. Сегодня не только товары продаются на мировом рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:
1. услуги, оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают страхование, транспортные перевозки и т. д.;
2. услуги, которые непосредственно связаны с обменом технологиями: сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство, управленческая деятельность;
3. путешествия людей
4. расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам
5. заработная плата и социальные расходы по отношению к иностранным рабочим.
Сейчас появляются все более новые виды международных услуг. Их доля в мировом ВВП увеличивается. Всего выделяют шесть групп услуг:
1. строительство и коммунальные услуги;
3. транспортные услуги
4. оборона государства
5. образование, здравоохранение
Инженерно-технические услуги (инжиниринг) – это комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов. Международная аренда – это сдача внаем машин и оборудования иностранному контрагенту. Этот процесс представляет собой одну из форм кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору. Существует классификация мировой торговли услугами в зависимости от способа поставки:
1. трансграничная торговля;
2. потребление человеком (фирмой) услуги за рубежом;
3. учреждение коммерческого присутствия на территории той страны, где оказывается услуга;
4. перемещение производителя услуги – физического лица – в другую страну с целью оказания услуги.
29.Место и роль международного обмена технологиями и информацией в современных международных экономических отношениях. Сегодня новые технологии чрезвычайно важны для производства различной продукции. Следовательно, их значение очень велико, так как от них зависит конкурентоспособность компаний и уровень социально-экономического развития страны в целом. Под технологическим обменом в широком смысле может пониматься едва ли не весь спектр международных экономических отношений, включая куплю-продажу патентов и лицензий, торговлю товарами, предоставление услуг.
Субъект мирового рынка технологий – это государства, университеты, фирмы, бесприбыльные организации, фонды и физические лица (ученые и специалисты).
Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование, агрегаты, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.). Ключевым моментом в достижении конкурентных преимуществ национальной экономики является овладение передовыми технологиями.
Передача технологии осуществляется в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и международной.
Формы передачи технологии на некоммерческой основе:
1) информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники и т. д.;
2) конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы, в том числе постоянно действующие;
3) обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями и др.;
4) перекрестное лицензирование на паритетной основе;
5) миграция ученых и специалистов (в том числе международная, так называемая утечка умов) Международный информационный обмен -(англ. internationalinformationexchange) -по законодательству РФ передача и получение информационных продуктов (документированной информации, подготовленной в соответствии с потребностями пользователей и предназначенной или применяемой для удовлетворения потребностей пользователей), а также оказание информационных услуг, Объекты международного информационного обмена: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена.
30.Определение и принципы формирования платежного баланса.Платежный баланс — это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны и остальным миром в течение определенного периода времени, как правило года. Платежныйбаланс отражает не индивидуальные, а совокупные сделки между данной страной и другими государствами.
Платежный баланс, отражающий состояние международных экономических отношений данной страны с остальным миром, вступает важнейшим ориентиром при разработке макроэкономической политики, Резидентом считается физическое или юридическое лицо, проживающее в данной стране более года, независимо от его гражданства и паспортного статуса. Экономическая сделка представляет собой любой добровольный обмен стоимости, при котором передается право собственности на товар, услугу или актив от резидента данной страны к резиденту другой страны.
Счета платежного баланса отражают реальные потоки (товаров, услуг, даров и т.п.) и финансовые потоки (получение и предоставление займов в различных формах) между резидентами данной страны и остальным миром.
Платежный баланс составляется по принципу двойного счета, то есть представляет собой двухстороннюю запись всех экономических сделок. К кредиту относятся те сделки, в результате которых происходит отток ценностей и приток валюты в страну (они записываются со знаком «плюс»).
30.К дебету относятся те сделки, в результате которых страна расходует валюту в обмен на приобретаемые ценности (они записываются со знаком «минус»). На дебетовом счете платежного баланса отражаются, например, такие сделки как импорт автомобилей, покупка лицензий, переводы прибылей иностранных компаний из данной страны.31.Платежный баланс и экономическая политика страны. Платежным балансом называется соотношение между всеми платежами, которые страна сделала другим странам, и суммой всех средств, которые были ею получены в течение того же времени от других стран. В платежный баланс включаются экспорт и импорт тех товаров, по которым осуществлялись платежи за данный период времени. Учитываются сделки данного года между резидентами данных стран. Резидентами какой-либо страны являются фирмы, зарегистрированные на территории данного государства. Это же относится и к филиалам. Единственное исключение – международные организации: они не являются резидентами тех стран, где они расположены. Платежный баланс отражает именно совокупные сделки между государствами. Обычно он составляется за год. В соответствии с мировой практикой платежный баланс составляется по принципу двойной записи (двойного счета). Суть этого метода в том, что каждая операция записывается дважды, с точки зрения дохода и расхода, например поступление товара и его оплата. Поэтому баланс всегда находится в равновесии.
32.Либерализация и протекционизм в современной международной политике: сущность и последствия реализации. Протекционизм –экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержкунациональной экономики на ограждение внутреннегорынка от иностранной конкуренции. Это политика наложения государственныхограничений на импортируемые продукты или услуги с намерением предотвратить илизатруднить их конкуренцию с местными продуктами или услугами. Цели протекционизма: защита отраслей, Защита своих еще недостаточно развитых отраслей , защита отечественных фирм от иностранных производителей, увеличение внутреннейзанятости. защита более развитых стран от конкуренции.
Инструменты протекционизма: Тарифы– налоги
Импортныеквоты, Нетарифные барьеры, система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества, Эмбарго- прямой запрет ввоза продукции встрану
Субсидирование национальных отраслей , Добровольные экспортные ограничения — иностранные фирмы «добровольно»ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Минусы протекционизма:
Угроза сотрудничествустран, риск возникновения торговой войны. Приводит к замедлению научно-технического прогресса
· Ограничение импорта ведет к сокращениюэкспортного потенциала и занятости в экспортном секторе;
· Ухудшениеплатежного баланса. Импортные пошлины и квоты подрывают экспорт стран-партнеров.
33.Торгово-экономические блоки и союзы как инструмент регулирования международной торговли. Политика государств в отношении торгово-экономических блоков, сотрудничества с ними или участия в них не менее ответственна, чем многие другие ее направления. По степени взаимодействия стран различаются несколько типов торгово-экономических блоков. Зона свободной торговли, в которой устраняются торговые барьеры между участниками, но каждый из них сохраняет собственный режим регулирования торговли с третьими странами. Таможенный досмотр па границах между странами внутри зоны не отменяется, так как каждая страна вправе запретить ввоз или взыскать пошлины с товаров, которые закуплены вне зоны другими ее участниками, имеющими более льготный режим импорта. Общий рынок, строго говоря, уже не относится к категории торговых блоков, а является следующей стадией экономической интеграции, когда члены таможенного союза снимают взаимные ограничения на перелив капиталов и рабочей силы. Несмотря на название. Экономический союз предполагает формирование единого экономического пространства (как это присуще национальной экономике), в котором не существует никаких ограничений на переливы между странами-членами товаров, капиталов, рабочей силы, унифицированы внешняя и внутренняя экономическая, фискальная и социальная политика, а также соответствующее законодательство. В конечном счете становится возможным переход к единой валюте. Интеграционные процессы в мировой экономике, протекающие в основном на региональной уровне, как показывает история последних десятилетий, набирают силу. Но нельзя не видеть, что одновременно наблюдается и распад единых государств и их общего экономического пространства.
34.Национальные внешнеторговые стратегии развитых и развивающихся стран (современные тенденции). в последние годы делаются дополнительные акценты на следующие основные моменты:
— оказание финансовой помощи через международные, коллективные организации Запада, такие, как Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, которые в состоянии обеспечить финансовый контроль над реализацией проектов
— направление большей доли помощи на производство пищевых продуктов и разработку «реалистической стратегии» экономического развития;
— ликвидация ограничений на импорт некоторых готовых изделий из развивающихся стран в целях благоприятствования их допуска на рынки Запада
— содействие в разработке промышленной технологии
— стимулирование ограничения роста населения
— активное стимулирование частного предпринимательства и иностранных капиталовложений, включая деятельность ТНК.
Наиболее яркой тенденцией современного экономического развития мира стала экономическая взаимозависимость стран, национальных хозяйств и хозяйственной жизни регионов. Экономическая взаимозависимость проявляется в том, что условия хозяйственного развития, процесс воспроизводства и уровень жизни населения в каждой стране все больше определяется не только внутренними факторами, ресурсами и социально-экономической структурой страны, но и ситуацией, складывающейся в мире, всей системой международных экономических отношений. Документ, принятый в 1974 году Генеральной Ассамблеей ООН установил нормативно-правовую основу реализации Декларации и Программы действий по установлению нового международного экономического порядка, с идеей которого выступили развивающиеся страны.
Основополагающими принципами нового международного экономического порядка являются:
— суверенитет каждого государства над всеми своими национальными богатствами
— осуществление интегрированной программы по сырьевым товарам
— беспрепятственный доступ промышленных товаров освободившихся стран на внешние рынки;
— передача развивающимся странам новых промышленных технологий;
— ограничение негативных последствий деятельности транснациональных корпораций;
— финансирование экономического развития;
— проведение комплексной реформы международной валютной системы;
— установление справедливого соотношения в ценах на сырьевые товары и промышленную продукцию;
Источник