Внешняя политика россии со странами запада

Итоги 2020 года. Внешняя политика России

Хотя разделение на внешнюю и внутреннюю политику – вещь условная, особенно в нынешнем глобализованном мире, все же некоторые процессы имеют определенное разделение. К чистым проявлениям зарубежной политики относятся политические выборы в других странах, конфликты и двусторонние отношения других государств. Тем не менее, из года в год эти факторы влияют на Россию, либо Россия влияет (актуально или потенциально) на них. В 2020 году наиболее значимыми в этом отношении для России были выборы в Беларуси и Киргизии, конфликт в Нагорном Карабахе, военное присутствие в Сирии и Ливии, продолжающийся кризис на Украине, новые пакеты санкций Запада против России.

В общем картина мало изменилась с 2019 году – отношения с Западом по ряду направлений ухудшились, тогда как Россия продолжала развивать контакты со странами Азии, Африки и Иберо-Америки. Лидеры России и Китая официально заявили, что отношения между двумя государствами лучше, чем когда бы то ни было. Поднялся рейтинг доверия у стран Ближнего Востока – от Ирана до Алжира. Продолжились переговоры с партнерами из Латинской Америки по реализации крупных проектов, в частности создания морского сообщения между Крымом и Никарагуа.

Зарубежные выборы

Выборы в Беларуси и Киргизии в 2020 году, от исхода которых зависели отношения с Россией, перешли в протестные акции. Хотя причины и протекание массовых акций было различным, оба случая затрагивали интересы России, поскольку и Беларусь, и Киргизия входят в ЕАЭС.

Читайте также:  Самые крупные города страны канада

Безусловно, Беларусь для России важнее, поскольку мы имеем Союзное государство, а также Беларусь является прикрывающим флангом от НАТО.

Была оказана поддержка Александру Лукашенко, которая воспринята на Западе как акт агрессии. В Киргизии парламентские выборы выявили проблемы клановости и аморфности политической вертикали. Ситуация остается нестабильной, но окончательную точку в текущих волнениях могут поставить выборы президента, назначенные на 10 января 2021 года. Пока в обоих случаях нет признаков, что Запад сможет установить свой контроль над двумя странами, хотя попытки манипулировать общественно-политическими процессами извне были замечены.

Для России также были важны результаты выборов в Венесуэле, поскольку между двумя странами ведется сотрудничество по ряду направлений и Москва поддерживает правительство Николаса Мадуро. Итоги выборов в Черногории также дали надежду на адекватное восстановление связей, которые были нарушены по инициативе режима Мило Джукановича.

Руководство России намеренно минимально комментировало предвыборную кампанию и сами выборы президента в США, поскольку ранее по надуманному предлогу американские политики обвиняли Россию во вмешательстве в выборы в 2016 года. Тем не менее, обвинения в кибератаках продолжились.

Формальные встречи

В 2020 году Россия участвовала в многочисленных саммитах и встречах, хотя некоторые из них проходили в режиме онлайн. ЕАЭС, БРИКС, ШОС, G-20, Генеральная ассамблея ООН – лишь наиболее значимые. Они имели дежурный характер, и там не были приняты какие-то судьбоносные решения. Однако работа по многочисленным проектам в рамках указанных форматов продолжалась. Например, по линии БРИКС в 2020 году состоялось 137 мероприятий различного уровня, включая 25 министерских встреч. А на саммите ШОС была в очередной раз подчеркнута необходимость указывать западным странам на их место, чтобы они не вмешивались в дела других государств. Эта деятельность очень важна для продвижения многополярного мироустройства.

Миссия благотворительности

После начала эпидемии коронавируса Россия активно помогала ряду государств в борьбе с этим заболеванием. Гуманитарная помощь была направлена в Абхазию, Алжир, Беларусь, Венесуэлу, Гвинею, Джибути, ДРК, Иран, Италию, Казахстан, Китай, Киргизию, Ливан, Таджикистан, КНДР, Сирию, Сербию, США, а также ряд других стран. Кроме того, в Италии и Сербии работали группы российских военных медиков и сопровождающий персонал.

Помимо борьбы с коронавирусом, были и другие виды гуманитарной помощи со стороны России. В частности, специальные команды МЧС были отправлены в Турцию для ликвидации последствий стихийных бедствий и борьбы с пожарами. А в Нагорный Карабах была направлена помощь после прекращения боевых действий.

Запад и Россия

По европейскому направлению продолжилась геополитическая стагнация. Только некоторые инициативы получили развитие. Так, в начале 2020 года Россия и ЕС запустили 25 новых инвестиционных проектов приграничного сотрудничества на общую сумму €121 млн. в течение года. Это касалось шести страна Евросоюза – Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Швеции, а также с не входящей в европейское сообщество Норвегии.

Но итоги года показали, что особого прогресса в отношениях с ЕС достичь не удалось. Брюссель поддерживал все антироссийские инициативы, исходившие от Вашингтона, а также оценивал политику России с позиции собственной исключительности.

По завершению проекта «Северный поток-2» возникли новые разногласия внутри ЕС, в частности – из-за наложенных США санкций.

Саммиты и встречи НАТО в 2020 году подтвердили агрессивный характер и намерения военно-политического альянса в отношении России. Глава МИД РФ Сергей Лавров в середине декабря заявил, что «все факты говорят о том, что Евросоюз как структура не готов к нормальным отношениям с Российской Федерацией».

Исключением являются только некоторые страны и регионы. Например, на Балканах Россия продолжала свою стратегию помощи Сербии и Боснии-Герцеговине.

Во взаимоотношениях с США новым камнем преткновения стало продление Договора о стратегических наступательных вооружениях. Вероятно, его пролонгация и подготовка нового документа состоятся в 2021 году.

Попытки вмешательства Запада в дела России постоянно пресекались. Принятие нового закона о работе иностранных информационных гигантов типа Google и Facebook в России также должно ослабить влияние американского киберкартеля на внутриполитическую жизнь страны. Однако до полного информационного и технологического суверенитета еще далеко.

Особые отношения

В 2020 году особенно специфические и сложные отношения проходили с Турцией. Довольно амбициозные действия турецкого руководства в Сирии, Восточном Средиземноморье и на Кавказе побуждали Москву к принятию мер. Не всегда эти меры были своевременны и имели стратегический характер. Турция продолжает вести свою игру на несколько сторон, шантажируя ЕС, ангажируя тюркские страны (в первую очередь, Азербайджан) и укрепляя сотрудничество со своими традиционными партнерами (Катар, Пакистан, ПНС в Ливии).

Конфликты

Россия продолжала оказывать всестороннюю помощь правительству Сирии в ликвидации террористических ячеек и возвращению страны к мирной жизни. Продолжилась поддержка Халифа Хафтара в Ливии.

После начала военной операции Азербайджана в сентябре против армянских подразделений в Нагорном Карабахе российская сторона приняла активное участие в урегулировании ситуации. В ноябре в Нагорном Карабахе были развернуты миротворческие войска России. В данном случае, решение руководства России максимально отстаивает наши национальные интересы, не нарушая норм международного права.

Украина стала своеобразным отражением отношений России и Запада. Встречи в Нормандском формате и работа Минской группы не дали значимых результатов в 2020 году. Постоянно поступали сводки об обстреле территорий ДНР и ЛНР со стороны Украины. Официальные лица Украины регулярно заявляли о необходимости военного вмешательства. В данном случае, есть причины утверждать, что Киев стал полностью вассальным и зависимым от Запада. А Украина может и далее использоваться как площадка для провокаций против России.

Источник

Внешняя политика современной России

Окончание «холодной войны» привело к смене парадигм в международных отношениях. Биполярная система внешней политики ушла в прошлое. На смену ей пришла многополярность. Российской Федерации пришлось определяться с новыми целями. В приоритете:

  • Интеграция в Европу.
  • Участие в строительстве многополярного мира.
  • Выстраивание взаимовыгодных связей с другими странами.
  • Сохранение лидерских позиций на международной арене.

Отношения РФ и стран СНГ

Все государства придерживались равноправных отношений. При этом согласовывали между собой политические, экономические, военные вопросы.

В 1993 году был утвержден Устав СНГ.

В 1994 году Россия, Белоруссия, Армения, Таджикистан, Казахстан и Киргизия заключили договор о коллективной безопасности.

В 1995 году Россия, Белоруссия и Киргизия заключили таможенный союз. В 1999 году к ним присоединился Таджикистан.

В период 1993-1996 гг. РФ участвовала в миротворческих акциях на территории СНГ. Российские войска были в Абхазии, Приднестровье, Таджикистане.

Во второй половине 90-х гг. СНГ постепенно превратилось в содружество «разных дистанций». Внутри объединения сформировались отдельные союзы нескольких государств:

  • ГУУАМ: Грузия, Украина, Узбекистан, Армения, Молдова.
  • Союз России и Республики Беларусь (2 апреля 1997).
  • Договор о формировании Союзного государства между Россией и Белоруссией (декабрь 1999).
  • ЕврАзЭС (осень 2000): Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Благодаря Евразийскому экономическому сообществу граждане этих стран могли свободно передвигаться, учиться, работать в союзных государствах.
  • Соглашение о создании единой системы ПВО между Россией и Белоруссией (февраль 2009).
  • Соглашение между РФ, Белоруссией и Казахстаном о начале работы Таможенного союза (2009).

Организовывались частые встречи глав стран СНГ для обсуждения общих вопросов, поиска путей для взаимовыгодного сотрудничества.

Российская Федерация активно налаживала двусторонние контакты:

  • С Молдавией подписан договор о дружбе и сотрудничестве.
  • В апреле 2010 года подписано соглашение с Украиной. Согласно ему Черноморский флот в Крыму мог пребывать до 2042 года.

Но не все так было гладко. Между бывшими советскими республиками сохранялись и спорные вопросы:

  • Россия предъявляла претензии Украине из-за задержек оплаты поставок газа.
  • В марте 2006 года разразилась «винная война». Россия запретила поставки вина из Молдавии и Грузии.
  • В августе 2008 года обострились отношения между РФ и Грузией. Националистическое правительство Грузии ввело войска на территорию Южной Осетии. 26 августа 2008 года президент России подписал указ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.

Отношения РФ и Европы, НАТО

В июне 1994 года по инициативе НАТО Россия приняла участие в программе «Партнерство во имя мира».

В 1994 году Россия и Европейский Союз заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Удалось урегулировать в правовом поле вопросы инвестирования, передвижения капитала, ведения предпринимательской деятельности, охраны интеллектуальной собственности.

8 февраля 1996 года Россия вступила в Совет Европы.

27 мая 1997 года РФ и НАТО подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности.

В сентябре 2005 года РФ присоединилась к Международной конвенции по противостоянию актам ядерного терроризма.

Россия наладила активную торговлю со странами ЕС. В Евросоюз экспортируется около 50% российских товаров. Европейские страны стали крупнейшими прямыми инвесторами, вливающими средства в экономику РФ.

В 2006 году Россия председательствовала в «Большой восьмерке».

В августе 2012 года завершился процесс вступления РФ во Всемирную торговую организацию.

Отношения РФ и США

1 февраля 1992 года была подписана российско-американская декларация о завершении «холодной войны».

Страны договорились о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений:

  • В январе 1993 года – СНВ-2.
  • В мае 2002 года заключен договор о сокращении СНП (стратегических наступательных потенциалов).
  • В апреле 2010 года подписан договор о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ.

США и РФ активно сотрудничают в борьбе с международным терроризмом. Трагедия, произошедшая в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, поспособствовала сближению России и Америки. Страны оказывали военно-техническую помощь антиталибским силам в Афганистане. Придерживались одинаковой позиции в решении проблем Ближнего Востока.

Главное противоречие между РФ и США – отношение к Ирану. Россия помогает руководству страны в разработке ядерной программы. США выступает против этого. К проблемным вопросам стоит отнести энергобезопасность, отношение к ситуации в Палестине и Грузии.

Россия и США активно сотрудничают в сфере высоких технологий, информатики, инноваций. Стороны создали Инновационный совет по высоким технологиям. Также работает Межправительственный комитет по науке и технике. Российские компании участвуют в американских инновационных форумах.

Отношения РФ и стран Азии, Африки, Латинской Америки

С 1996 года Российская Федерация акцентировала внимание на выстраивании отношений с Ираном, Индией, Китаем, Египтом. Среди союзников России оказались Куба, Северная Корея, Вьетнам.

С Китаем РФ заключила договор о партнерстве. Страны создали зоны свободной торговли, договорились о безвизовом обмене в пограничной полосе. В китайских провинциях Россия построила АЭС. Китай закупал российский газ.

Правительство РФ активизировало отношения с Японией. В 1997-1998 гг. прошел ряд встреч глав государств «без галстуков».

В октябре 2003 года Россия вступила в форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества».

В ноябре 2004 года Президент России отправился с официальным визитом в Бразилию. Это была первая в истории двусторонняя встреча.

В декабре 2005 года Россия участвовала в саммите АСЕАН в Малайзии. РФ и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии разработали комплексную программу действий по развитию сотрудничества на 2005-2015 гг.

Правительство РФ активизировало диалог в рамках шанхайской организации сотрудничества.

В сентябре 2006 года президент РФ В. Путин совершил первый в истории официальный визит в Южную Африку, где подписал ряд экономических соглашений.

В июле 2012 года Россия, объединившись с Китаем, заблокировала в Совете Безопасности ООН проект резолюции по Сирии. Он грозил санкциями.

Новый курс во внешней политике

В феврале 2013 года вышла новая «Концепция внешней политики РФ». В приоритете правительства страны – сближение со странами СНГ.

Руководство России решило использовать систему применения «мягкой силы». Для решения внешнеполитических задач применялся комплексный инструментарий. Акцент делался на методы и технологии альтернативные классической дипломатии.

Источник

Оцените статью