Внешняя политика ссср с восточными странами
Много внимания уделяла советская дипломатия урегулированию отношений со странами Востока, в частности с Китаем. «Советская Россия и Китай,— отмечал Чичерин,— естественные союзники, и этой дружественной политике между ними принадлежит будущее. Советская Россия — единственное крупное государство, готовое всячески поддерживать полную независимость Китая во всех отношениях и полный расцвет его самостоятельного развития».
К 1 марта 1924 г. в результате советско-китайских переговоров был разработан проект соглашения между двумя странами. Китайский представитель на переговорах располагал полномочиями заключить предварительное соглашение с полпредом СССР от имени Китайской республики, что он и сделал, представив текст договора на утверждение своего правительства. Однако пекинское правительство вопреки ранее данным инструкциям заявило, что представитель не имел должных полномочий для подписания соглашения, и дезавуировало его подййсь. Эти действия явились результатом Давления на Пекинское иравителвство со стороны Франции и США, боявшихся установления отношений между Китаем и его социалистическим соседом. Империалисты стремились не допустить заключения Китаем равноправных соглашений с другими государствами.
Полномочный представитель СССР в Пекине Л. М. Карахан заявил, что он имеет «документальные данные, доказывающие, что Америка оказывает враждебное нам давление против восстановления советско-китайской дружбы»
В Китае поднялось возмущение против наглого вмешательства США в дела страны. В городах Китая собирались многочисленные митинги, издавались листовки, настаивавшие на подписании соглашения с СССР. Под давлением народных масс китайское правительство 31 мая 1924 г. подписало «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой». Обе стороны восстанавливали дипломатические и консульские отношения, Советское правительство аннулировало все документы и договоры, заключенные царским правительством с Китаем или с третьими странами в ущерб Китаю, отказалось от специальных привилегий, права экстерриториальности, от русской части возмещения, выплачивавшегося Китаем после восстания «ихэтуань» (1900 г.), и высказалось за то, чтобы направить ее на цели китайского просвещения. КВЖД объявлялась чисто коммерческим предприятием и должна была управляться двумя странами на паритетных началах.
Советско-китайское соглашение было первым равноправным соглашением, заключенным Китаем. Оно служило ярким выражением благородных принципов внешней политики социалистического государства. Это соглашение нанесло удар по планам иностранных империалистов, которые силой старались удержать свое господство над китайским народом, и тем самым способствовало развитию революционного движения в Китае.
Серьезным успехом внешней политики СССР было также заключение соглашения с другим дальневосточным соседом — Японией. Советское правительство стремилось к взаимовыгодному сотрудничеству с Японией. Однако японские империалисты продолжали вести антисоветскую политику, удерживая захваченный ими Северный Сахалин. Вместе с тем в промышленных кругах Японии все чаще ставился вопрос о нормализации экономических и политических отношений с СССР. Весной 1923 г. Советское правительство поручило своему дипломатическому представителю в Китае А. А. Иоффе начать переговоры С правительством Японии. СССВ предложил заключить японо-советский договор, определив, в частности, окончательный срок эвакуации Японией Северного Сахалина. Японское правительство предлагало СССР два варианта решения сахалинского вопроса: или продать русскую часть Сахалина Японии за 150 млн. иен, или предоставить Японии концессии на эксплуатацию нефтяных, угольных и лесных богатств острова, а также железных дорог сроком до 100 лет. Япония также требовала, чтобы Советский Союз признал долги царского правительства и возвратил частную собственность японским подданным. Советское правительство не могло, разумеется, принять эти требования.
В мае 1924 г. к власти в Японии пришло новое правительство, которое поручило своему послу в Пекине приступить к переговорам с Советским Союзом.
20 января 1925 г. в Пекине между СССР и Японией была заключена конвенция о восстановлении дипломатических и консульских отношений. Пекинская конвенция исходила из принципа невмешательства во внутренние дела договаривающихся сторон.
Японское правительство согласилось на эвакуацию своих войск с Северного Сахалина. В свою очередь Советское правительство предоставило Японии на Северном Сахалине ряд концессий.
В первой половине мая 1925 г. эвакуация японских войск с Северного Сахалина была закончена. Заключение соглашения с Японией создало условия для развития нормальных отношений между -двумя державами. Еще один участник антисоветской войны, семь лет державший свои войска на территории Советского государства, вынужден был признать крах политики интервенции.
В те же годы Советский Союз значительно улучшил свои отношения с Турцией и Афганистаном. Советское правительство предприняло многочисленные шаги для сохранения и развития дружественных отношений с Турцией. Поддержка Советского Союза помогла Турции встать на путь самостоятельного развития. Чичерин отмечал: «Если бы Турция лишилась дружественных отношений с Россией, она оказалась бы целиком в руках Антанты» *. Это хорошо понимали и турецкие политические деятели. В беседе с советским полпредом Я. 3. Сури-цем председатель Совета министров Турции Фетхи-бей заявил: «Дружба с Советским Союзом была и остается основой нашей политики. Другая политика была бы безумием».
В 1925 г. между Турцией и СССР состоялись переговоры о заключении договора о дружбе и нейтралитете. Заместитель народного комиссара иностранных дел М. М. Литвинов в беседе с турецким послом в Москве 21 ноября 1925 г. говорил: «Мы хотели бы еще больше усилить нашу дружбу со странами Востока и в первую очередь с Турцией. Мы рады отметить такое же стремление со стороны турецкого правительства» ‘.
Переговоры закончились в декабре 1925 г. подписанием договора о ненападении и нейтралитете между двумя странами.
Советское правительство приняло меры к дальнейшему улучшению отношений и с Афганистаном. Дружба между СССР и Афганистаном из года в год развивалась и в 1926 г. получила новое оформление в виде -советско-афганского гарантийного договора. Советско-афганский договор о ненападении и нейтралитете предусматривал помощь и поддержку участников договора в случае нападения на кого-либо из них третьей страны.
Договоры с Турцией и Афганистаном укрепляли безопасность СССР, способствовали обеспечению независимости этих стран, были ценным вкладом в дело всеобщего мира.
Источник
Внешняя политика СССР в послевоенные годы
Изменения на международной арене
Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.
В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии. Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.
В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря — империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.
Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашение с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).
Начало холодной войны
С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. «Холодная война» — такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х — начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального периода холодной войны были В. М. Молотов, а с 1949 г.—А. Я. Вышинский.
Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.
Одной из форм проявления холодной войны стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.
В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.
Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международного контроля за выполнением этого решения.
Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40—50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И. В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.
СССР и страны Восточной Европы
Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г.— ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.
Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно-европейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.
Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Бол1а-рией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.
Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х — начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.
Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности — таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И. В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И. В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.
Источник