- Россия и снг (1991-1999 гг.)
- Уникальное пособие по внешней политике стран СНГ
- 112. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПОСЛЕ 1991 г
- Читайте также
- § 4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
- § 4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
- § 29. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVI в
- § 31. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПОСЛЕ БЕРЛИНСКОГО КОНГРЕССА
- § 19. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ РОССИИ ПОСЛЕ БРЕСТСКОГО МИРА
- § 19. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ РОССИИ ПОСЛЕ БРЕСТСКОГО МИРА
- § 39. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1990-е гг
- § 25 – 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
- Внешняя политика России в XIX в
- §3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XVI в.
- § 3. Внешняя политика России в 60—70- х годах
- § 4. Внешняя политика России
- 56. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–2000 гг
- Территория и внешняя политика СССР (1917–1991)
- Территория и внешняя политика России (1991–2011)
- 5. Внешняя политика царской России после Крымской войны
Россия и снг (1991-1999 гг.)
Российская политика в отношении стран СНГ в 19904е годы СНГ определялась противоборством двух тенденций. Часть политиков считали необходимым сохранить Содружество в качестве сплоченного геополитического объединения при доминирующей роли России. Сохранение и укрепление многостороннего сотрудничества в рамках СНГ рассматривалось в качестве главного направления российской политики. Другой подход исходил из признания неизбежности геополитического и геоэкономического плюрализма на постсоветском пространстве, обусловленного как ограниченностью ресурсов России, так и ее приоритетной заинтересованностью в интеграции в глобальные экономические процессы. В середине 19904х доминировала первая линия, которая определена Б. Н. Ельциным, утвердившим своим указом в сентябре 1995 г. документ «Стратегический курс России с государствами — участниками Содружества Независимых Государств».
В январе 1993 г. принят Устав СНГ. Координация действий в рамках Содружества осуществлялась Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны и Советом командующих пограничными войсками, Межпар4
ламентской ассамблеей, а также через органы отраслевого сотрудничества.
К концу десятилетия стало очевидным, что в рамках СНГ удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели не достигнуты. Сократилось экономическое сотрудничество между Россией и странами СНГ (уменьшился объем внешнеторгового оборота, не удалось
создать ни Экономический союз, ни даже зону свободной торговли). Не увенчалось успехом взаимодействие и в военно4политической области: не выполнен в полном объеме Ташкентский договор о коллективной безопасности 1992 г. (государства-участники обязались не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства-участника), сокращалось российское военное присутствие в государствах Содружества, оказалась нереализованной концепция совместной охраны границ. В политической сфере не удалось решить главную поставленную задачу — превратить СНГ в «политическое объединение государств, способное претендовать на достойное место в мировом сообществе». Более того, внутри СНГ шел процесс формирования разнонаправленных коалиций, притом без участия России. Не сложилось многостороннего сотрудничества стран СНГ и в гуманитарной сфере.
Во второй половине 19904х в российской политике в отношении СНГ обозначились перемены. Наша страна стала более прагматично подходить к его проблемам. Отступили на второй план задачи интеграции в военно-политической сфере, происходила «экономизация» связей.
С 1999 г. Россия перестала настаивать на наделении органов СНГ наднациональными полномочиями, против чего возражало большинство государств участников. Постепенно акцент переносился на эффективность двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках Союза Белоруссии и России.
Пришедший к власти в 1994 г. президент этой страны А.Г. Лукашенко сделал ставку на интеграцию с Россией. В феврале 1995 г. был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь; в апреле 1996 г. — Договор об образовании Сообщества России и Беларуси; в апреле 1997 г. — Договор о Союзе Беларуси и России и, наконец, в декабре 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства.
Интеграция обеспечила сравнительно быстрый выход белорусской экономики из кризиса: с 1996 г. в этой стране начался устойчивый экономический рост. Быстро вырос объем торговли между странами: к началу XXI в. Беларусь стала вторым по объему товарооборота партнером России.
29 марта 1995 г. — Президенты Беларуси, Казахстана, Киргизии и России подписали в Москве Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Договор предусматривает создание единой таможенной территории, координацию политики в валютно-финансовой и денежно-кредитной сферах, переход к единым стандартам в банковской деятельности.
1997 г.: 31 мая — В г. Киеве (Украина) Президенты России и Украины Б.Н. Ельцин и Л.М. Кучма подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, в соответствии с которым стороны взяли на себя обязательство уважать территориальную целостность друг друга.
3 июля — Президенты России Б.Н. Ельцин и Азербайджана Г. Алиев подписали в Москве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.
Источник
Уникальное пособие по внешней политике стран СНГ
Внешняя политика стран СНГ: Учебное пособие для студентов вузов/ Ред.-сост. Д.А.Дегтерёв, К. П.Курылёв. – М.: Аспект пресс, 2017.
В издательстве «Аспект пресс» вышло в свет учебное пособие, посвященное внешней политике стран Содружества Независимых Государств. Этот труд, не имеющий аналогов, создан по инициативе и под эгидой кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов (РУДН). Его выпуск, приуроченный к 25-летию образования СНГ, стал одним из наиболее заметных шагов к формированию общего образовательного пространства в Евразии через реализацию совместных программ.
Ядро авторского коллектива составили участники Сетевого университета СНГ – образовательного консорциума, созданного в рамках инициативы, выдвинутой на заседании Совета глав государств-участников Содружества в декабре 2010 года. Этот проект был осуществлен при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ (МФГС), и направлен на разработку и внедрение аналога программы студенческого обмена Erasmus Mundus[i] для стран Евразии.
Уникальность издания в том, что главы, посвященные внешней политике стран-участниц СНГ, впервые подготовлены исключительно исследователями из этих стран. Благодаря этому у любого читателя появилась возможность получить комплексное представление о национальных интересах всех стран Содружества, которые отражены в их внешнеполитических доктринах. Членами авторского коллектива стали более 60 экспертов из 9 государств. При этом наиболее активное участие в подготовке издания приняли представители Казахстана, Кыргызстана и России. Это неудивительно, поскольку именно Республика Казахстан выступает в качестве одного из важнейших инициаторов интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в рамках Евразийского экономического союза.
Почти все главы учебного пособия имеют сходную структуру, что во многом помогает в проведении сопоставительного анализа параметров внешней политики стран Содружества. Вводная часть издания посвящена причинам и последствиям создания СНГ, а также сотрудничеству стран в самых различных областях – от финансов и торговли до науки и культуры. Каждая из последующих глав состоит из четырех подразделов. Первый из них посвящен географическому, экономическому, демографическому и политическому потенциалу страны-участницы объединения. Во втором разделе подробно рассматривается становление и развитие доктрин и концепций внешней политики, а также особенности принятия решений. Третий посвящен сотрудничеству с основными странами-партнерами и международными организациями, а заключительный – внешнеэкономической политике стран Содружества.
Каждой из 11 глав соответствует приложение, в котором максимально беспристрастно, с активным использованием статистических данных, рассмотрены основные параметры международного сотрудничества стран СНГ:
— ратификация основных соглашений в рамках Содружества, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
— образовательные контакты по линии Сетевого университета СНГ; тексты важнейших документов стран СНГ по внешней политике и безопасности, а также стратегическому развитию;
— параметры сотрудничества с 20 международными организациями и форумами, включая такие как ШОС, Совет Европы, ОБСЕ, ГУАМ, Всемирная торговая организация (ВТО), Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Североатлантический альянс (НАТО), Движение неприсоединения и ряд иных;
— динамика экономических связей стран СНГ с их важнейшими экономическими партнерами;
— участие стран Содружества в деятельности Организации Объединенных Наций. Электронное приложение[ii] позволяет ознакомиться с текстами выступлений их представителей на общих дебатах 64-71 сессий Генеральной Ассамблеи ООН.
В учебном пособии систематизированы двусторонние связи стран СНГ и приведен подробный анализ сети дипломатических представительств стран Содружества в различных регионах мира (в рамках двустороннего сотрудничества стран объединения и сопредельных государств выделено 115 пар, по каждой из которых приведены тексты важнейших соглашений, с которыми можно ознакомиться в соответствующем электронном приложении).
Авторы-составители пособия, сохраняя нейтральность и взвешенность подходов, в то же время наглядно показывают, что позиция стран СНГ прямо или косвенно оказывает влияние на формирование специфики нового миропорядка, формирующегося у нас на глазах. Напомним, что практически сразу же после распада Советского Союза к его бывшим республикам оказалось приковано внимание важнейших геополитических игроков – от США и Великобритании, заинтересованных в сохранении нового статус-кво и выстраивании выгодного для себя глобального баланса, до Турции, рассматривавшей постсоветское пространство, прежде всего, Кавказ и Центральную Азию как зону своих стратегических интересов. За четверть века между странами постсоветского пространства наметились не только направления сотрудничества, но и прямого или скрытого соперничества. Помимо государств, заинтересованных в тесном взаимодействии с Россией (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана), развитии общих с ней интеграционных проектов, на территории Евразии выделились и другие группы стран, правящие элиты которых связывают свое будущее с Европейским союзом и США (Грузия, Украина и Молдавия). Есть и те, кто ориентируется на различные центры силы, в зависимости от меняющейся международной обстановки. Все эти тонкости нашли отражение на страницах нового издания.
Сложные и неоднозначные процессы, происходящие на постсоветском пространстве, требуют взвешенной оценки, объективного и подробного анализа. К сожалению, до недавнего времени обобщающих работ, в которых были бы в равной мере представлены внешнеполитические подходы всех стран Содружества, не существовало. Поэтому мы надеемся, что учебное пособие, выпущенное при участии Сетевого университета СНГ, будет востребовано во всех странах-участницах Содружества.
[i] Erasmus Mundus – программа студенческого обмена, созданная Европейским союзом и направленная на повышение мобильности студентов и обеспечение роста качества образования за счет академической кооперации Европы с остальным миром. Реализуется по трем направлениям: совместные магистерские и докторские программы, предусматривающие стипендиальную поддержку; партнерства университетов; повышение привлекательности высшего образования в странах ЕС.
Источник
112. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПОСЛЕ 1991 г
112. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПОСЛЕ 1991 г
После распада Советского Союза РФ выступила его правопреемником и заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН.
На протяжении 1992–1993 гг. перед Россией стояла проблема раздела всего оставшегося на постсоветском пространстве имущества, в первую очередь военного. Было подписано соглашение о передаче Украиной своего ядерного потенциала России, которое завершило процесс ликвидации оружия массового поражения в Белоруссии, Казахстане и на Украине. Большие сложности сопутствовали и заключению российско-украинских соглашений о разделе Черноморского флота.
После 1991 г. политические и социально-экономические связи между бывшими республиками СССР приобрели межгосударственный характер, в первую очередь в рамках СНГ. Несмотря на большое количество подписанных в этой сфере документов, на сегодняшний день СНГ не оказывает решающей роли на ситуацию в этих странах. Дело в том, что большинство принимаемых межправительственных решений носит рекомендательный характер и зачастую не проводится в жизнь. В этих условиях важную роль играют двусторонние связи России с отдельными государствами Содружества – в частности, Белоруссией, Киргизией, Казахстаном. В марте 1996 г. между этими государствами был подписан договор об углублении интеграции в экономических и гуманитарных областях, а в апреле 1996 г. объявлено об образовании единого союзного государства России и Белоруссии.
США и их союзники уже не рассматриваются в качестве потенциальных противников – декларация об окончании «холодной войны» в 1992 г. закрепила это положение. С другой стороны, платой за поддержку Западом рыночных реформ стало снижение роли России в урегулировании международных конфликтов, ее уход из многих традиционных зон внешнеполитических интересов государства. Главной причиной такого положения вещей явилась тяжелая социальная ситуация в обществе и зависимость государства от стран-кредиторов.
Укрепляются отношения со странами Азии (Китаем, Южной Кореей, Индией), возобновляется сотрудничество с Вьетнамом, Северной Кореей, Монголией. Кроме того, установлены и поддерживаются дипломатические отношения с новыми партнерами – ЮАР, странами Персидского залива.
Кроме того, важным направлением внешней политики России на современном этапе является ее сотрудничество с различными международными организациями. Россия продолжает играть важную роль в ООН (участие в миротворческих операциях на Балканах, в Восточном Тиморе, Демократической Республике Конго и др.) Кроме того, период с 1992 г. ознаменовался активным участием России в деятельности ряда других экономических, политических и военных сообществ. В 1992 г. РФ стала членом Международного валютного фонда и Всемирного банка, что оказало определенную финансовую помощь государству на переходном этапе. С этого же года Россия участвует в совещаниях «Большой семерки» наиболее развитых стран мира.
Читайте также
§ 4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
§ 4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ Нарастание противоречий на Дальнем Востоке. В конце XIX в. международная обстановка в Европе была стабильной, но не безоблачной. В частности, у России сложились напряжённые отношения с Германией. Россия сближалась с Францией, поскольку обе
§ 4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
§ 4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ Нарастание противоречий на Дальнем Востоке. В конце XIX в. международная обстановка в Европе была стабильной, но не безоблачной. В частности, у России сложились напряженные отношения с Германией. Англия опасалась проникновения России в Индию.
§ 29. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVI в
§ 29. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVI в 1. Казанское взятиеНа востоке соседом России было Казанское ханство. Казанские татары нередко совершали набеги на Русь, уводя в полон множество людей. Внутри ханства шла борьба за власть между группировками мурз (знати). Этим
§ 31. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПОСЛЕ БЕРЛИНСКОГО КОНГРЕССА
§ 31. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПОСЛЕ БЕРЛИНСКОГО КОНГРЕССА Международное положение страны. Победа над Османской империей обострила отношения России с ведущими европейскими державами, особенно с Англией, стремившейся расширить своё влияние на Балканах, в Иране,
§ 19. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ РОССИИ ПОСЛЕ БРЕСТСКОГО МИРА
§ 19. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ РОССИИ ПОСЛЕ БРЕСТСКОГО МИРА Версальский договор. Первая мировая война изменила политическую карту – распались четыре империи (Австро-Венгерская, Германская, Османская, Российская). Многие народы обрели независимость и создали свои
§ 19. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ РОССИИ ПОСЛЕ БРЕСТСКОГО МИРА
§ 19. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ РОССИИ ПОСЛЕ БРЕСТСКОГО МИРА Версальский договор. Первая мировая война изменила политическую карту – распались четыре империи (Австро-Венгерская, Германская, Османская, Российская). Многие народы обрели независимость и создали свои
§ 39. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1990-е гг
§ 39. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1990-е гг «Вступить в цивилизованное мировое сообщество». России пред стояло по-новому выстраивать отношения со странами Запада и Востока. В феврале 1992 г. в выступлении по телевидению Президент Б. Н. Ельцин говорил о необходимости обновления
§ 25 – 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
§ 25 – 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ БОРЬБА ЗА ОТМЕНУ УСЛОВИЙ ПАРИЖСКОГО ДОГОВОРА. Международное положение России в середине 50-х гг. было крайне тяжелым. Внешнеполитическая изоляция, потеря влияния на Балканах и Ближнем Востоке, подписание постыдного Парижского договора
Внешняя политика России в XIX в
Внешняя политика России в XIX в Царствование императора Павла было первым и неудачным приступом к решению задач, ставших на очередь с конца XVIII столетия. Преемник его гораздо обдуманнее и последовательнее проводил новые начала как во внешней, так и во внутренней
§3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XVI в.
§3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XVI в. На первом плане в течении ряда столетий стояла задача ограждения от татарских набегов. Освобождение от ордынского ига лишь отчасти ее решало. Грабительские набеги накатывались на восточные и южные «украины» России и через два
§ 3. Внешняя политика России в 60—70- х годах
§ 3. Внешняя политика России в 60—70- х годах В 1856 г. министром иностранных дел был назначен князь Александр Михайлович Горчаков (1798–1883), лицейский друг Пушкина. В годы Крымской войны он был посланником в Вене и приложил немало сил к тому, чтобы удержать Австрию от участия в
§ 4. Внешняя политика России
§ 4. Внешняя политика России Рубеж XVII–XVIII вв. является важным периодом в истории внешней политики России. Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях первостепенное значение для судеб Российского государства приобретала
56. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–2000 гг
56. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–2000 гг Важной задачей руководства страны стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 г. все автономные республики, а также автономные области объявили себя суверенными республиками. В декабре 1994 г. на
Территория и внешняя политика СССР (1917–1991)
Территория и внешняя политика СССР (1917–1991) Большевики, критикуя национальную политику самодержавия, провозглашали право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Ленин не видел проблемы в распаде имперской России, которую
Территория и внешняя политика России (1991–2011)
Территория и внешняя политика России (1991–2011) Географический облик России по сравнению с СССР сильно изменился. На северо-западе из завоеваний Петра Великого сохранился выход к Балтийскому морю с городом Санкт-Петербургом и территория Карельского перешейка до Выборга
5. Внешняя политика царской России после Крымской войны
5. Внешняя политика царской России после Крымской войны Поражение в Крымской войне привело царскую Россию к потере того руководящего положения в международных делах, какое она имела со времени Екатерины II. Европейские державы навязали России после Крымской войны
Источник