Отношения России со странами ЦВЕ: новые возможности для развития
Е.С. Хотькова,
руководитель отдела евроатлантических исследований,
кандидат исторических наук
Проблемы отношений России со странами Центральной и Восточной Европы приобретают особую актуальность на ближайшую перспективу, как с точки зрения двусторонних отношений, так и в общеевропейском контексте, с учетом следующих факторов:
— предстоящие председательства Венгрии в ЕС с января 2011 г. и Польши с июля 2011г. объективно повышают возможности данных стран, а также стран Вышеградской четверки в целом, внести свой вклад в политику ЕС в отношении России и стран СНГ (включая «Восточное партнёрство»);
— приход к власти правоцентристских правительств во всех странах ВГ вносит новые моменты в тему отношений с Россией;
— вступление в решающую стадию разработки ряда проектов, напрямую затрагивающих как двусторонние отношения с отдельными странами региона, так и выходящих далеко за его пределы и имеющих кумулятивный эффект- трубопроводы «Северный поток», «Южный поток», проекты в атомной энергетике и т.п. Тем самым отношения со странами ЦВЕ все больше вписываются в общеевропейский контекст.
Пространство между Балтийским и Черным и Адриатическим морями существенна для участия России в решении проблем общеевропейского масштаба. Развитие отношений со странами региона позволит:
— гармонизировать общеевропейское пространство,
— минимизировать зоны конфликтности по линии отношений Россия-ЕС -политика соседства, внешняя безопасность, энергетика, проблемы торговли;
— способствовать снятию исторических антагонизмов и предубеждений в отношении России;
— понизить степенно критицизма в отношении внутренней и внешней политики России;
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной необходимости углубления сотрудничества России со странами Центральной и Восточной Европы.
К странам Центральной и Восточной Европы принято относить страны, исходя как из географических представлений, так и сугубо политических, имея в виду страны, ранее принадлежавшие к т.н. «восточному блоку», а теперь присоединившиеся к ЕС и НАТО. При этом большинством аналитиков и политиков отмечается, что регион не представляет собой «гомогенное», единое образование, и страны заметно различаются между собой по целому ряду черт: экономического и политического развития, приверженности проевропейской или проатлантистской линии во внешней политике, активности на региональном уровне, и наконец по отношению к России.
За последние двадцать лет отношения между Россией и странами ЦВЕ прошли достаточно противоречивый путь: от минимизации этих отношений в начале-середине 90-годов ХХ века до существенного оживления, стабильно наметившегося в конце последнего десятилетия ХХ – начале XXI века.
В «Концепции внешней политики Российской Федерации» заявлено: «Россия открыта для дальнейшего расширения прагматичного, взаимоуважительного сотрудничества с государствами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы с учетом реальной готовности к этому каждого из них*» .
В 1990-х – 2000-х гг. страны региона прошли форсированный процесс «вестернизации», т.е. социально-политических и экономических реформ, добившись разной степени успеха. Культурно-цивилизационные, исторические, политические и социально-экономические национальные особенности, приглушенные в активной фазе процесса «вестернизации», на нынешнем этапе оказывают все большее влияние на политику государств ЦВЕ, а, следовательно – на «европейский» и «евро-атлантический» проекты в целом. Примерами тому служат трудности с принятием Лиссабонского договора, отношение к размещению элементов американской ПРО, «восточная политика», национальная политика ряда стран.
Отсутствие общего подхода стран региона в отношении России западные наблюдатели рассматривают как существенный недостаток, мешающий выработке общей политики ЕС, как в отношении России, так и общей энергетической политики союза.
Американский исследователи отмечают раскол в подходах стран ЦВЕ в политике относительно российского энергетического присутствия в регионе.
Сторонники США в регионе также выступают с позиций истерической политизации или даже милитаризации проблематики энергетической безопасности (польская инициатива создания «энергетического НАТО», идея усиления профилирования НАТО по вопросам энергобезопасности). Польская дипломатия настойчиво добивалась включения пункта об энергетической солидарности, выработки единого подхода против энергетического доминирования в текст договора о реформах (Лиссабонский договор), что не было принято Брюсселем.
В последние месяцы «Газпром» демонстрирует взвешенный, прагматичный, неполитизированный подход к партнёрам, не давая возможности своим противникам «демонизировать» российский газовый гигант и обвинять Россию в использовании энергетического рычага.
Показательными в этом плане являются договоренности, достигнутые осенью 2009г. между ОАО «Газпром» и польским АО «PGNiG» об увеличении объемов поставки природного газа в Польшу, а также о продлении срока действующего контракта до 2037 г., с возможной пролонгацией до 2045 г. Объем поставок газа Польше с 2010 г. может быть увеличен до 11 миллиардов кубометров. Определенная задержка с подписанием данного соглашения связана с возражениями со стороны Еврокомиссии, однако ход последних консультаций вселяет надежду на скорейшее подписание данного соглашения в октябре с.г.
В целом, интересам России отвечает критическая оценка своих инвестиционных намерений и возможностей, оптимизация участия в энергетических проектах в ЦВЕ с учетом их долговременной экономической и политической эффективности.
Приоритетным направлением взаимодействия является сотрудничество в атомной энергетике. Участие российских фирм в модернизации старых АЭС и проектировании новых объектов в странах ЦВЕ позволит не только закрепиться на важном высокотехнологичном сегменте рынка, но и даст новый импульс развития отечественной промышленности и усилит конкурентные позиции России в мире в целом. В настоящее время российская корпорация ТВЭЛ поставляет топливо в Чехию, Словакию, Болгарию, Венгрию.
Кризис уменьшил объемы торговли, но вместе с тем выявил необходимость модернизации структуры экономических связей за счет развития кооперации, инвестиционного и инновационного сотрудничества.
В настоящее время крупнейшим восточноевропейским торгово-экономическим партнером России является Польша, а вторым – Венгрия. Однако современные отношения все еще носят во многом неустойчивый характер, остаются подверженными множеству конъюнктурных факторов. С одной стороны, их определяют внутренние политические и экономические обстоятельства, с другой – диктат более высокой мировой политики и ее главных на сегодняшний день игроков.
В настоящее время в странах ЦВЕ наблюдается очевидный рост понимания необходимости сотрудничества с Россией, однако уровень этого понимания различается в отдельных странах.
Перспективным представляется участие компаний из стран региона в осуществлении национальных проектов в России. Возможным видится также их участие в планах по модернизации российской экономики -формирование многосторонних альянсов с российским участием при кооперации с западноевропейскими партнерами.
Следует особо отметить активизацию за последнее время двусторонних российско-польских отношений, появление в них новых механизмов и структур. Возобновил работу Комитет по стратегии российско-польских отношений, который возглавляют министры иностранных дел. Активно работает Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. За первые шесть месяцев текущего года товарооборот между нашими странами составил около 10 млрд. долл., что в полтора раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Работает двусторонняя Группа по сложным вопросам общей истории, которую возглавляют А.Ротфельд и А.В.Торкунов, действует общественный форум, который в скором времени будет расширен за счет широкого участия молодежи двух стран. По инициативе председателей высших палат наших парламентов создан Межрегиональный форум, который объединил регионы Российской Федерации и воеводства Республики Польша. Особо следует отметить подготовленный проект соглашения, которое существенно облегчит поездки между жителями Калининградской области и приграничными воеводствами Польши. Российская сторона рассматривает данное соглашение как важный шаг на пути заключения соглашения между Россией и Евросоюзом о безвизовым режиме.
Необходимо отметить, что внутри региона отсутствует общая политика в отношении России. Страны разнятся в своих подходах, не только исходя из исторических, социо-культурных предпосылок, но и избирая вполне прагматические обоснования. Страны региона различаются в отношении развития отношений по линии Россия-ЕС, Россия-НАТО, а также отношений со странами СНГ.
В политическом диалоге со странами региона России следует учитывать дифференцированный подход, усиливая во взаимодействии с ними стимулы общеевропейской направленности.
В широком международном контексте отголосками холодной войны следует признать попытки ряда стран ЦВЕ увязать проблемы улучшения отношений по линии Россия-США, Россия-НАТО, то, что получило название «перезагрузкв»(reset), с новым подтверждением гарантий безопасности и обязательств согласно ст.5 Вашингтонского договора в отношении стран региона (reassurance).
В интересах России выстраивать отношения со странами региона в рамках общеевропейского контекста, расширяя круг партнеров, бизнес-структур, представителей гражданского общества, и препятствуя попыткам снизить активное участие России в делах Европы, что наносит удар не только по позициям нашей страны, но и континенту в целом.
* Концепция внешней политики Российской Федерации 12 июля 2008 года- http://archive.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204108.shtml
Контакты
119002, г. Москва, Смоленский бульв., дом 26/9с1
Источник
Тема 2.2 Восточная Европа во II половине XX– начале XXI в
Тема 2.2 Восточная Европа во II половине XX– начале XXI в
План
- Восточная Европа после социализма
— крах социалистической системы;
— изменение курса во внутренней и внешней политике.
- Направление экономических реформ и их результаты
— переход от социалистической модели к рыночным отношениям;
— страны Восточной Европы и Евросоюз.
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Восточная Европа после социализма
Крах социалистической системы
В 1985 г. Новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев взял курс на реформирование советского общества. Был провозглашен принципнового политического мышления. Его важной составляющей былоуважение права народов выбирать собственный путь развития. Это оказало огромное влияние на страны Восточной Европы.
Процессы, подобные перестройке, развернулись и в союзных СССР странах. Активизировались сторонники реформ, возникли оппозиционные политические партии и движения. В большинстве стран Восточной Европы начались массовые выступления в пользу демократии и рыночных реформ. Они переросли в демократические революции.
В Венгрии в 1988 г. сложились антикоммунистические политические партии. Венгерские коммунисты вынуждены были пойти на уступки. В стране была принятая новая конституция, гарантировавшая уважение гражданских прав, включая право на обладание частной собственностью. Разрешалось существование многопартийной системы. Правящая коммунистическая партия сменила название на социалистическую. Тем не менее, на свободных выборах в 1989 г. она не набрала и 10 % голосов. Наибольшую поддержку избирателей завоевал Демократический форум — объединение правых партий.
В Чехословакии в ноябре 1989 г. вспыхнули массовые антикоммунистические манифестации. Оппозиционные политические партии вышли из подполья. Многие члены Федеральной ассамблеи (парламента) покинули коммунистическую партию, другие были отозваны и заменены не коммунистами. Большинством голосов Федеральная ассамблея исключила из конституции страны положение о руководящей роли коммунистической партии. В новом правительстве коммунисты оказались в меньшинстве. Председателем Федеральной ассамблеи стал А. Дубчек. Президентом страны был избран известный диссидент, лидер объединения либерально-демократических партий «Гражданский форум» писатель и драматург Вацлав Гавел. Началась чистка армии, полиции, органов госбезопасности от влияния коммунистов. На выборах 1990 г. «Гражданский форум» завоевал большинство голосов.
В Польше массовые забастовки возобновились в 1988 г. В 1989 г. правительство пошло на переговоры с вышедшей из подполья «Солидарностью». Согласно достигнутому соглашению, в стране устанавливался четырехлетний переходный период к демократии. В сейме (парламенте) коммунистам гарантировалось 2/3 мест, 1/3 должна была распределиться по итогам свободных выборов. Их результат оказался катастрофическим для польских коммунистов — они не нашли поддержки в обществе. Правительство сформировала «Солидарность», а ее лидер —Л.Валенса в 1990 г. стал президентом Польши.
Единственным восточноевропейским государством, где власти пытались силой воспрепятствовать переменам, была Румыния. Ее правитель —Николае Чаушеску установил в стране режим личной диктатуры и не поддерживал таких тесных отношений с СССР, как другие социалистические страны. В результате в 1989 г. в стране произошло народное восстание, а Чаушеску был казнен.
В ГДР в 1989 г. кризис усугублялся бегством населения в Западную Германию через открывшиеся границы Венгрии и Чехословакии с Австрией. Не решившись прибегнуть к репрессиям, немецкие коммунисты пошли по пути реформ. На выборах преобладающее большинство получили партии, выступавшие за скорейшее воссоединение двух германских государств.
Изменение курса во внутренней и внешней политике
Итогом демократических революций и перестройки в СССР стал роспуск Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи. Новые правительства восточноевропейских стран стремились к активному развитию экономических и политических связей с развитыми странами Запада. Особое значение они придавали вступлению вНАТО.В 1999 г. Польша, Венгрия и Чехия стали полноправными членами этой организации. В 2004 г. к НАТО присоединились Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, в 2008 г. — Албания и Хорватия.
Ускоренный переход к рыночной экономике, приватизация промышленности, закрытие убыточных по западноевропейским стандартам предприятий, экономия на социальных программах вызвали серьезные трудности. Начался рост инфляции, безработицы, произошло падение уровня жизни значительной части населения.
Недовольство избирателей итогами реформ создало условия для укрепления левых сил в странах Восточной Европы. Но речь не шла о возврате к советской модели социализма. Большинство бывших коммунистических и рабочих партий сменили руководителей, пересмотрели свои программы. Идеалы социальной справедливости они совместили сценностями рыночной экономикой и политическим плюрализмом. Сблизившись с социал-демократами стран Запада, левые стали членами Социалистического интернационала, К концу 1990-х гг. они вернулись к власти во многих странах. Так, в Польше в 1995 и 2000 гг. на президентских выборах победил кандидат левых сил Александр Квасьневский. В Болгарии социалисты стояли у власти в 1990—1991 гг. и в 1995—1997 гг., в Румынии в 1990—1996 гг. и в 2000—2004 гг., в Венгрии — в 1994—1998 гг. и в
2002—2005 гг.
Во внешней политике восточноевропейские социалисты продолжали курсна сближение с ЕС и НАТО, а во внутренней — на осуществление рыночных реформ. При этом они стремились смягчить негативные последствия преобразований для основной массы населения, не допустить экономического спада.
- Направление экономических реформ и их результаты
Переход от социалистической модели к рыночным отношениям
Оживление экономики в странах Восточной Европы происходит главным образом на основе расширения экспорта и коренной перестройки экономики. Ключевую роль сыграло оживление в промышленности.
В странах Восточной Европы сформировалось два основных подхода к реформированию экономики:
— первый — поэтапное формирование инфраструктуры рынка в целях создания смешанной экономики и социального рыночного хозяйства (Венгрия);
— второй — это радикальные меры, проводимые в сжатые сроки и ориентированные на создание экономики либерального типа. Ставится задача — приватизировать подавляющую часть предприятий в короткие сроки, не считаясь с социальными издержками и последствиями (Польша, Чехия, Словакия. Болгария, Румыния).
Венгрия довольно последовательно придерживается своего пути, начиная с 1968 г. Уже к концу 1980-х годов здесь удалось создать рынок товаров, рынок труда и заложить основы рынка капиталов. С точки зрения внутренней политики такой подход обосновывается следующими факторами: необходимостью поддерживать гражданский мир и экономическую стабильность; долгосрочным характером трансформации экономики (структурная модернизация, приватизация и т.д.) — это позволило Венгрии не только обеспечить консенсус в обществе, но и привлечь большую часть иностранных инвестиций (примерно 50%), направленных в страны Восточной Европы.
Страны второй группы сделали выбор «шокового» варианта радикальных экономических преобразований, который включает: децентрализацию хозяйственной деятельности, либерализацию цен и внешнеэкономических связей, жесткую денежную и фискальную политику, относительное «замораживание» заработной платы. Благодаря усилению регулирующих начал государства в Польше, Чехии и Словакииудалось несколько смягчить отрицательные стороны «шоковой терапии».
Способность страны осуществлять преобразования на основе шоковой терапии» или «постепенных реформ» зависит от характера и эффективности ее экономических, политических и правовых институтов, от социального единства общества. Главные различия между странами с переходной экономикой заключаются не столько в курсе реформ, сколько в стартовых условиях, с которых они начали свои реформы. Например, в конце 1989 г. польская экономика характеризовалась как экономика повального дефицита, стоявшая на грани гиперинфляции. Главной макроэкономической задачей правительства являлось обеспечение инфляционной стабильности посредством либерализации цен и ограничения роста номинальной заработной платы. Процессы приватизации и структурной перестройки здесь были постепенными. В Венгрии не было необходимости в «шоковой терапии» на макроуровне, поскольку инфляция была относительно низкой, а структурные изменения реализовывались на протяжении многих предыдущих лет.
По мнению западных экспертов, в авангарде преобразований идет Польша. Реализация «шоковой терапии» началась 1 января 1990 г. Правительство отменило контроль над ценами, прекратило государственные субсидии, стало проводить приватизацию и реформу банковской и валютной систем (план Бальцеровича). Реформа в Польше проходила поэтапно.
1-й этап-1990-1991 гг. Продажа государством акций пяти крупных преуспевающих компаний и четырех мелких. Особых успехов «-Польша достигла в сфере малой приватизации. К концу 1990 г. в руках частников находилось примерно 40% предприятий розничной торговли, около 60% предприятий общественного питания и 50% коммерческих банков. Продукция, выпускаемая мелкими предприятиями возросла на 25%.
2-й этап — 1991-1992 гг. Приватизировано путем акционирования 13 предприятий. Около тысячи предприятий были внесены в «списки на ликвидацию». Широко применялась аренда предприятий трудовыми коллективами, а также их продажа отечественным и зарубежным фирмам. Объемы произведенной продукции в частном секторе промышленности возросли на 8%. Количество частных предприятий в промышленности составило 2,2 тыс., торговле — 7,7 тыс., в строительстве — 3,5 тыс. Среди промышленных предприятий преобладали мелкие с числом занятых до 5 человек, на долю которых приходилось примерно 60% продукции всего частного сектора. Деятельность малых предприятий была связана с дерево- и металлообработкой, пищевой и швейной промышленностью. В 1992 г. на частный сектор приходилось 24,1% реализованной промышленной продукции, 55,2% строительно-монтажных работ, 23,7% стоимости услуг. В частном секторе было занято 50,6% всех работающих. Зоной наибольшей экспансии в 1991 г. стала торговля. Так, в розничной торговле удельный вес частных магазинов составил 75%, оборот превысил 80%.
3-й этап — 1993-1996 гг. Характеризуется активизацией инвестиционной деятельности. Частные предприятия увеличили инвестиции быстрее, чем государственные. Оживилась инвестиционная деятельность, что было связано с улучшением финансового положения предприятий. Рост производства был отмечен практически во всех отраслях промышленности. Значительно увеличился выпуск продукции химической и нефтехимической отраслей. В 1993-1996 гг. прирост промышленной продукции достигнут в основном за счет частного сектора, где он составил 38,6%. В Польше на долю частного сектора приходится примерно 50% сельскохозяйственной, 37.4 — промышленной, 85,8 — строительной продукции, 87,8% розничного товарооборота.
К положительным результатам в экономике Польши нужно отнести стабилизацию финансовых показателей, прежде всего, сокращение дефицита госбюджета с 6% ВВП в 1992 г. до 2,8% в 1996 г.
Во второй половине 1990-х годов в польской промышленности происходит быстрый рост производства (11-12%) Доля экспорта машин составляет 25%. Структурной перестройке польской промышленности способствовали использование западных технологий, приток иностранных инвестиций в производственную сферу (из 5,3 млрд. дол. в 1995 г. 3,2 млрд. дол. направлено в промышленность, из них 1 млрд. дол. — в машиностроение). Это послужило основой развития кооперации с западными странами. Ряд предприятий Польши перешли на сборку изделий из узлов и комплектующих, поставляемых западными фирмами. В 1997 г. экономический рост Польши составил 6,7%, промышленный рост — 11,2, выпуск товаров инвестиционного назначения превысил 15%. Прямые иностранные инвестиции возросли на 10% и достигли 6,6 млрд. дол. Общий объем накопленных иностранных инвестиций превысил в 1997 г. 20,6 млрд. дол.
Издержками высоких темпов экономического роста был государственный долг. Внутренняя задолженность превысила 60% ВВП. Обслуживание долга в ближайшие годы потребует таких темпов реального прироста экспорта и положительного внешнеторгового сальдо, которые соответствуют предельным возможностям страны (платежи Парижскому и Лондонскому клубам достигнут 8 млрд. дол. к 2008 г.). Торговый дефицит Польши носит структурный характер и вызван низкой конкурентоспособностью отечественной продукции. Основные производственные фонды и их технико-технологические характеристики соответствуют уровню начала 1980-х годов. Высокий удельный вес во внешнеторговом обороте принадлежит регистрируемой торговле, которая носит четко выраженный вывозной характер (более 7 млрд. дол. в год).
В Венгрии за годы структурной перестройки проявились признаки оживления экономики. В 1995-1998 гг. темпы прироста ВВП составили в среднем 2,9-3,5%, промышленного производства — 5-7, строительно-монтажных работ — 7, сельскохозяйственного производства — 3%. Однако горнодобывающая и пищевая промышленности находятся в тяжелом состоянии. Безработица составляет примерно 11 % активного населения. Инфляция в Венгрии- 15-18% в год.
Приватизация привела к тому, что в частной собственности оказалось более 50% бывших государственных предприятий. Активное участие в этом процессе принимал иностранный капитал. По данным правительства, свыше половины инвестиций из-за рубежа направляется приватизированным предприятиям. Приватизация дала казне примерно 5 млрд. дол. Приватизация и зарождение новых частных предприятий привели к тому; что доля частного сектора в ВВП повысилась до 60%. Большую роль в развитии национального хозяйства Венгрии играют внешнеэкономические факторы.
Доля иностранного капитала в частном секторе превышает 11%, По сумме прямых зарубежных инвестиций Венгрия значительно превосходит другие страны ЦВЕ. В Венгрии сумели создать эффективные механизмы валютного обмена и лицензирования предпринимательской деятельности. По оценкам западных специалистов, Венгрия вошла группу 25 самых привлекательных для инвесторов государств. Только в 1999 г. она получила около 2 млрд. дол. в виде прямых иностранных инвестиций. Капитальные вложения идут в промышленность, а не только в торговлю, банковский сектор и сферу услуг. Причем многие зарубежные промышленные корпорации, такие как «Сони» и «Джэнерал электрик», используют свои предприятия в Венгрии для производства товаров, имеющих спрос во всей Центральной и Восточной Европе, России и других странах СНГ.
Происходящее оживление экономики Венгрии сопровождается крупным ростом производительности труда на фоне относительно умеренного роста производства. Это свидетельствует о развитии глубинных процессов, происходящих на рынке труда и связанных со структурной перестройкой хозяйства.
Экономическая обстановка в Чехии признается наиболее благоприятной среди стран Восточной Европы. Здесь сбалансирован государственный бюджет, низки уровни инфляции и безработицы.
Несмотря на сложности, связанные с проведением реформы, уровень жизни населения Чехии повышается. Заработная плата возросла на 25%, а в реальном выражении на 3,5%. В 1994-1995 гг. рост реальных доходов составил 7%, реальная заработная плата увеличилась на 5%, улучшились финансовые показатели. Бездефицитным является государственный бюджет. Валютные резервы увеличились до 8 млрд. дол. (с 6 млрд. дол. в 1993 г.). Активное сальдо платежного баланса достигло 600 млн. дол. и сформировалось в основном в торговле услугами.
По притоку иностранных инвестиций Чехия занимает 3-е место в ЦВЕ после Венгрии и Польши (уровень иностранных инвестиций на душу населения составляет более 700 дол.) Объем прямых иностранных инвестиций превышает 7 млрд. дол. направления инвестиций — транспорт и связь, производство транспортного оборудования и автомобильная промышленность, отрасли широкого потребления, главным образом производство табачных изделий, торговля и услуги.
В соответствии с прогнозом Министерства финансов Чехии темпы прироста ВВП в ближайшие годы составят 2,2-2,5%, безработица — 5,5, инфляция — 9, прирост номинальной заработной платы —7%.Чехия ставит целью обеспечение макроэкономической стабильности на основе структурной перестройки производства, развития рыночных отношений.
Таким образом, оживление в странах Восточной Европы отражает воздействие позитивных изменений, как в области предложения, так и в области спроса. Ключевым фактором стало повышение внешнего спроса, в частности в западноевропейских странах. В ряде стран (Польше, Румынии, Словакии, Словении и Чехии) значительно возрос внутренний спрос в области инвестиция и сфере частного потребления. В большинстве стран Восточной Европы «локомотивом» оживления выступала промышленность.
Страны Восточной Европы и Евросоюз
Вступление в Европейский союз — стратегическая цель стран Восточной Европы. Для ее реализации необходимо достигнуть такого уровня экономического развития, чтобы затраты, связанные с их вхождением в ЕС, не были высокими. В отношении вступления стран Восточной Европы в ЕС имеются различные подходы.
Первый из них — отложить членство до достижения этими странами соответствующих экономических и политических параметров.
Предлагается определенный переходный период, на первом этапе которого произошло бы объединение стран, претендующих на членство в ЕС, в сфере свободной торговли промышленными товарами. Этот этап должен включать также образование институциональных структур, обеспечивающих усиление политического и экономического участия ЕС в процессе интеграции со странами Восточной Европы. На втором этапе должен произойти полный доступ стран Восточной Европы к единому рынку ЕС без формального членства. И только к 2020 г. страны Восточной Европы могут стать полноправными членами ЕС.
Второй вариант — полное и быстрое членство в ЕС. По мнению сторонников этого подхода, расширение ЕС может стать новым импульсом для экономического и политического усиления влияния этого интеграционного образования. Экономические выгоды для ЕС от интеграции со станами Восточной Европы связаны со следующими факторами: 106 млн. населения и тысячи предприятий в странах ЦВЕ создадут мощный рынок для производителей из Западной Европы. Возможность для западноевропейских предпринимателей размешать предприятия в странах с низкими производственными издержками. Усиление конкуренции на рынках ЕС будет способствовать росту производительности труда и укреплению европейской экономики.
На деле имеющиеся противоречия между странами Восточной Европы и ЕС в области сельскохозяйственной политики, таможенно-тарифного регулирования и т.д. свидетельствуют о том, что процесс интеграции стран Восточной Европы и ЕС будет довольно длительным и будет проходитьиндивидуально по мере разрешения противоречий и достижения определенных экономических результатов каждой страной, претендующей на вступление в ЕС.
В настоящее время основные торговые партнеры стран Восточной Европы — страны ЕС, на них приходится 65% импорта и примерно 70% экспорта стран Восточной Европы. Важным направлением сотрудничества стран ЕС с государствами Восточной Европы является разработка мер по оказанию западной помощи в преобразованиях этого региона. Страны Восточной Европы технологически отстают от западных на 2-3 десятилетия, а в некоторых областях — на 50 лет. Им недостает правовых и институциональных структур рыночной экономики. Населению стран Восточной Европы предстоит научиться правилам жизни и поведения в рыночной системе. Они нуждаются в средствах коммуникации, техники и технологиях, навыках управления.
Страны Восточной Европы стремятся к развитию отношений со странами ЕС на недискриминационной основе. Политические и экономические условия предоставления западной помощи должны быть ясными. Цели и пределы ее предоставления целесообразно регулировать в рамках международной координированной программы. Страны Западной Европы списали половину внешнего долга Польше и Болгарии. Усилился приток частного капитала в Венгрию, Польшу и Чехию. Шагом на пути расширения экономических связей ЕС со странами Восточной Европы явилось положение 1993 г. «О создании в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров». Поскольку промышленность стран Центральной и Восточной Европы переживает сложный период, предусмотрена асимметричность обязательств: в первые 5 лет ЕС снижает пошлины для стран Восточной Европы.
В период существования Совета экономической взаимопомощи (1949-1991 гг.) основными торговыми партнерами стран Восточной Европы были СССР и другие социалистические государства. После распада СССР и переориентации стран Восточной Европы на Западную Европу внешнеэкономические связи партнеров по СЭВ сократились в несколько раз. В настоящее время товарооборот Восточной Европы со странами СНГ составляет 13-15%. В целом структура российского экспорта и импорта со странами Центральной и Восточной Европы считается нерациональной, так как значительную долю в экспорте России занимают сырьевые ресурсы (до 80%), а в импорте — продовольственные товары и товары широкого потребления (более 40%). Тем не менее, возобновление экономических связей со странами СНГ на новой взаимовыгодной основе— одно из направлений внешнеэкономического курса стран Восточной Европы.
3. Вопросы по теме
1) Какое влияние на положение в Восточной Европе оказала начавшаяся в СССР перестройка?
2) Как выдумаете, почему избиратели восточноевропейских стран отказали в поддержке реформированным коммунистическим партиям в конце 1980-х гг.? Как им удалось вернуть себе доверие населения?
3) Перечислите ход демократических революций в странах Восточной Европы.
4) Какие сложились два основных подхода в реформировании экономики в странах Восточной Европы? Какой подход, по вашему мнению, наиболее эффективный?
5) Почему история Восточной Европы пересекается с историей Евросоюза? Как они взаимосвязаны? Приведите примеры.
4. Список литература
Основная
- Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. – С. 310-318.
Дополнительная
- Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия// Менеджмент в России и за рубежом. — № 3, — 2001.
Интернет ресурс: http://www.cfin.ru/press/management/2001-3/10.shtml
- Беляев М.И. Тема 19. Восточная Европа
Источник