Страны Запада, Востока и СССР в 1985-1991 годах. Доктрина нового мышления
С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А.Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.
Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.
Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым.
Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов. Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики: смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров, урегулирование региональных конфликтов, расширение экономических связей с мировым сообществом.
Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С.Горбачев и Дж. Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г., СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.
В апреле 1991 г. М.С.Горбачев нанес визит в Японию с целью подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.
В мае 1989 г. в результате визита Советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.
Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.
Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.
В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена — символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.
1 июля 1991 г. юридически оформлен роспуск Варшавского Договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.
Была решена самая большая проблема европейской политики — «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г.Коля с М.С.Горбачевым. В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО. В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партии.
В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.
В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.
На западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.
55. СССР в период перестройки Горбачева (1985-1991 года): внутриполитический аспект. Августовские события и распад СССР
К середине 1980-х гг. все более отчетливо проявились кризисные явления в советской экономике, которая окончательно утратила динамизм. В этих условиях новое руководство СССР начало проводить политику перестройки. Ее целью стал вывод из кризиса советской системы. Начало перестройки относится к апрелю 1985 г. и связано с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.
Перестройка прошла 3 этапа: 1985-1988 гг. — поиск путей развития, реформы в рамках существующей партийно-политической системы; 1988-1990 гг. — реформирование политической системы; 1990-1991 гг. — период дезинтеграции и распада СССР.
Началось обновление и омоложение руководителей всех уровней. Широкое развитие получили гласность, критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.
Первые альтернативные выборы прошли весной 1989 г. В мае начал свою работу ^ I съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР.
В 1990 г. в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.
Приоритетной задачей экономических преобразований М.С. Горбачева было ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции («Закон о госприемке»). Экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.
В ходе экономических преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.
Конституция СССР не действовала на значительной части территории страны. Президент СССР все больше терял власть и уже не являлся единственным президентом в стране, поскольку существовали еще 15 президентов и глав республик. КПСС перестала быть связующим звеном внутри страны. В условиях нестабильного положения одной из важнейших задач стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками.
8 декабря 1991 г. на встрече руководителей трех суверенных республик России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.Н.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) было объявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Это решение юридической силы не имело, однако в условиях развала союзной государственности не было предпринято никаких мер по предотвращению распада СССР. 21 декабря в Алма-Ате лидеры бывших союзных республик поддержали Беловежское соглашение. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия.
Источник
Всемирная история
Глава 7. Эпоха постиндустриального общества
Кризис середины 1970-х гг. в большинстве стран Европы и США осложнил социально-экономическую ситуацию. На рубеже 1970- 1980-х гг. на Западе начались перемены, суть которых заключалась в отказе от жёсткого вмешательства государства в экономику, в сокращении обширных социальных программ, принятых в период просперити, в резком ужесточении противостояния с лагерем социализма в противовес разрядке, которая имела место в предыдущий период. В основе такой смены курсов внутренней и внешней политики лежат вполне объективные процессы — переход наиболее развитых стран в 1970-е гг. из эпохи индустриального общества в постиндустриальную эпоху, которую также именуют «кибернетическим» и «информационным обществом». Для постиндустриального общества характерны серьёзные изменения во всех сферах экономической, политической и духовной жизни.
Основные вопросы главы
• Основные постулаты неоконсерватизма.
• Внешняя политика неоконсервативных правительств.
• Сущность социально-экономических преобразований.
• Политические изменения в период неоконсервативной волны.
• Демократические преобразования в странах Восточной Европы.
§ 21. Неоконсерватизм 1980-1990-х гг.: сущность, основные направления, итоги
Вспомните! Какие черты были характерны для идеологии консерватизма в первой половине XIX в.? Из курса обществознания вспомните, какими чертами характеризуется постиндустриальное общество.
1. Идеология неоконсерватизма
Относительно стабильное экономическое развитие ряда капиталистических стран было прервано в начале 1970-х гг. В этот период возникла целая серия нарушений процесса воспроизводства, которые привели к развёртыванию очередного мирового экономического кризиса, начавшегося в США в конце 1973 г., а затем в 1974 и 1975 гг. охватившего практически весь капиталистический мир. Этот кризис по ряду характеристик приблизился к кризису 1929-1933 гг. За период кризиса промышленное производство в США сократилось на 13 %, в Японии — на 20 %, в ФРГ — на 22 %, в Великобритании — на 10 %, во Франции — на 13 %, в Италии — на 14 %. К середине 1975 г. число безработных в развитых капиталистических странах достигло 15 млн человек. Циклический кризис осложнялся целым рядом структурных кризисов, пришедшихся на это же самое время.
Кризис продемонстрировал ограниченность возможностей «государства благоденствия» регулировать стихийные экономические процессы. Размышление о причинах кризиса и путях выхода из него привели к возникновению нового подхода к экономической политике, получившего название «неоконсерватизм».
В отличие от старого консерватизма, появившегося после Великой французской революции 1789 г., современный неоконсерватизм стремился сочетать рыночные и либеральные установки с традиционными консервативными ценностями, такими как трудолюбие, бережливость, скромность, предприимчивость, инициатива, самостоятельность, семья, религия.
Теория рынка воплощает две самостоятельные ценности: эффективность и свободу, причём весомость первой целиком зависит от второй. Именно понятие свободы является одним из главных отличий либерального общества от прежних социал-демократических систем процветания, основанных на представлении о человеке как о существе, совершенно не способном рационально планировать свои потребности. Неоконсерваторы отстаивали идею о том, что именно люди, а не правительства знают лучше, что им понадобится
в жизни. Основной посыл их критики — бюрократизация, автономия бюрократов, их недоступность контролю со стороны общественности или законодательных органов, возрастающая централизация. Неоконсерватизм не решил всех проблем: традиционные беды западного общества — инфляция, безработица продолжали существовать, но на определённом отрезке времени он помог вывести экономику из кризиса.
Чтобы сделать более понятной суть современного неоконсерватизм, стремящегося совместить старый либерализм и моральные ценности старого консерватизма, стоит перечислить основные установки современного консерватизма в том виде, как их формулировали на родине современного парламентаризма — в Англии.
1. Принцип разнообразия. Современные консерваторы защищают общественное устройство, при котором каждый человек мог бы быть свободным от принудительного однообразия. В здоровом обществе должны существовать разные классы, разница в экономических условиях, неравенство во многих отношениях.
2. Принцип преемственности. То, что можно не менять, менять и не надо, ибо порядок, справедливость, свобода — это плоды чрезвычайно длительного и мучительного развития, органического роста, их нужно продолжать выращивать без механического вмешательства.
3. Принцип «права давности». Мудрость предков, мудрость обычая нужно предпочесть личным суждениям и решениям. Как писал английский философ Эдмунд Берк, «индивид — глуп, род же всегда мудр», поэтому, с точки зрения неоконсерваторов, лучше всегда опереться на прецедент или даже предрассудок, чем бросаться в беспочвенные изменения общества.
4. Принцип благоразумия. Любые меры должны рассматриваться не по непосредственным результатам, а по отдалённой их перспективе и последствиям.
5. Принцип несовершенства. Человеческая природа страдает от изъяна, который в христианстве зовётся первородным грехом. Человек несовершенен, поэтому совершенный социальный порядок невозможен, но при благоприятном управлении с упором на традицию всегда возможны некоторые улучшения.
Неоконсерватизм был взят на вооружение политиками правого толка при разработке новых политических программ. Идеологическое перевооружение позволило на рубеже 1970—1980-х гг. прийти к власти сторонникам крайних форм эгоизма в бизнесе и принципов неограниченной свободы предпринимательства. Эпохальная смена правительств означала неоконсервативный поворот в политике.
М. Тэтчер
Р. Рейган
В 1979 г. в Великобритании к власти пришла Консервативная партия (премьер-министром стала «железная леди» Маргарет Тэтчер). В 1980 г. в США победу на президентских выборах одержала Республиканская партия, и новым главой Белого дома становится Рональд Рейган. В 1982 г. канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль. Кроме того, в 1986 г. правые силы одержали победу (при президенте-социалисте) на выборах в парламент Франции, усилили свои позиции в Италии. Всё это явилось свидетельством синхронного поворота Запада к новым идеологическим установкам.
2. Неоконсерватизм и внешняя политика стран Запада в 1980-1990-е гг.
Неоконсервативные установки, которых придерживались Тэтчер и Рейган, определяли их шаги в области не только внутренней, но и внешней политики. Внешнеполитическая доктрина неоконсерватизма предполагала возможность создания пространства «демократических стран». Центральным принципом неоконсервативного внешнеполитического курса является предельно широкая, глобальная трактовка понятия национальных интересов. Первой пример реализации этой политики подала Великобритания. В апреле 1982 г. британский флот был направлен в Западное полушарие, чтобы освободить Фолклендские (Мальвинские) острова, незадолго до этого захваченные войсками аргентинской хунты. «Наша дипломатия подкрепляется силой», — решительно провозгласила глава кабинета.
Фолклендские острова на протяжении двух веков остаются спорной территорией между Аргентиной и Англией. Аргентина объявила острова собственными владениями. Все жители островов имели английское происхождение и были потомками переселенцев 20-х гг. XIX в. с правом владения землёй представителей шести поколений.
21-27 мая британцы захватили плацдарм, а 14 июля взяли острова штурмом. Потери в сухопутных боях составили 255 британских и 652 аргентинских солдат.
Победа Британии привела к падению военного режима и к восстановлению демократии в Аргентине.
Военные действия британской армии и флота в районе Фолклендских (Мальвинских) островов
Несмотря на огромные военные затраты (около 1 млрд фунтов стерлингов), данное событие привлекло внимание английской общественности и получило колоссальную поддержку. Никаких антивоенных демонстраций и критики «империализма», как в 1968 г., не было. Это явилось знаком того, что прежнее чувство вины европейцев перед странами «третьего мира» уступило место осознанию собственных национальных интересов.
Принцип «национальных интересов» нашёл наиболее полное выражение во внешнеполитической доктрине США. В период президентства Рейгана в рядах правящей элиты Соединённых Штатов утвердилось мнение, что интересы их страны простираются по всему миру. Любая страна в любой точке планеты, проводящая политику, которая противоречит интересам США, рассматривалась как угроза их национальным интересам, как опасность, которая должна быть ликвидирована любыми средствами.
Новые позиции американского руководства стали особенно ясны после объявления Рейганом 8 июля 1985 г. пяти государств — Ирана, КНДР, Кубы, Никарагуа, Ливии — «членами конфедерации террористических государств», совершающих «открытые военные действия против США». Это резкое и явно популистское заявление было характерно для стиля президента.
Но главным объектом нападок Рейгана стал СССР. Когда Р. Рейган стал президентом, ему доложили, что Советский Союз тратит на вооружения на 50% больше, чем США, и идёт впереди в области как обычных, так и ядерных вооружений.
Р. Рейгана особенно тревожили советские ракеты среднего радиуса действия (РСД) СС-20 с тремя боеголовками. Их уникальность заключалась в том, что они были не шахтного (а значит, известного разведке противника места) базирования, а мобильные (РСД располагалась на тягаче). После получения команды во время марша пуск мог быть осуществлён за несколько минут, дальность действия — свыше 2 тыс. км. Размещение СС-20 СССР начал в 1977 г.
Ракета «Першинг-2»
У НАТО ракет подобного класса в Европе не имелось, поэтому в США были разработаны ракеты «Першинг-2» с радиусом действия более 2 тыс. км. Кроме того, была создана «крылатая ракета» — беспилотный самолёт, который из-за низкой высоты полёта нельзя обнаружить радарами. Перспектива развёртывания новых ракет НАТО сильно обеспокоила Кремль. В октябре 1979 г. Л.И. Брежнев заявил, что демонтирует часть ракет СС-20, если Запад откажется от планов размещения своих ракет среднего радиуса действия, и в одностороннем порядке выведет из ГДР танковую дивизию.
На советское предложение Запад ответил «двойным решением», которое состояло в том, что крылатые ракеты и «Першинги» не будут устанавливаться, если СССР демонтирует свои новые РСД.
После советского отказа 12 декабря 1979 г. руководство Северо-Атлантического блока единогласно решило разместить ракеты «Першинг-2» и «крылатые ракеты» в Западной Европе.
Сам Рейган был активным сторонником давления на Советский Союз, который он называл «империей зла». СССР и США имели паритет по межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР), а Штаты ещё и сохраняли преимущество по другим средствам доставки — самолётам и подводным лодкам. По численности войск (включая Францию, формально не входившую в военную организацию) НАТО превосходило Организацию Варшавского договора. Рейган считал стратегическое равновесие опасным и стремился к установлению абсолютного превосходства. Он реализовывал свою программу в духе худших традиций гонки вооружений.
Сформулируйте свою оценку внешнеполитической программы Р. Рейгана. В чём заключалась цель гонки вооружений?
Ежегодные дополнительные расходы на оборону в США резко выросли. Своей программой вооружений Рейган хотел показать народам Западной Европы, что американская преданность идее коллективной безопасности так же сильна, как и прежде. Реакция большинства европейских стран на это была положительной. Однако не менее важным оказалось влияние, оказанное американской программой вооружений на СССР. Рейган знал, что война в Афганистане у советских граждан была непопулярной и дорогостоящей, а снабжая афганских моджахедов небольшими противовоздушными и противотанковыми установками, США имели возможность увеличить и без того высокую для Советского Союза человеческую и финансовую цену войны, которая стала со временем тем же, чем был для Соединённых Штатов Америки в 1965-1975 гг. Вьетнам.
С приходом к власти в СССР М.С. Горбачёва изменился внешнеполитический курс страны и оформилась новая философско-политическая концепция — «новое политическое мышление». СССР отказался от вмешательства во внутреннюю политику стран Варшавского договора.
Что включало в себя понятие «новое политическое мышление»? Какие мероприятия были проведены Советским правительством для ослабления противостояния с США и Западной Европой? Каковы были итоги политики «нового мышления»?
В течение 1988-1991 гг. прекратили существование коммунистические режимы в Восточной Европе.
31 июля 1991 г. между СССР и США был подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
После распада Советского Союза Договор СНВ-1 устарел. 23 мая 1992 г. в Лиссабоне Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина и США подписали так называемый Лиссабонский протокол к договору СНВ-1, который вступил в силу 5 декабря 1994 г.
Каковы были причины нападения Ирака на Кувейт? Как отреагировала мировая общественность на иракскую агрессию?
Апофеозом американской политики силового вмешательства стала военная кампания 1991 г. «Буря в пустыне», направленная на пресечение агрессии Ирака против Кувейта. Это событие следует рассматривать как важную веху в современной истории, так как оно тоже связано с завершением «холодной войны».
Операция «Буря в пустыне»
Именно с этого момента Советский Союз отказался от ярко выраженной оппозиционной политики в отношении Запада. Смягчение внешней политики СССР часто связывают с позицией США, стремившихся к исключению своего главного противника из мировой политики. Разумеется, отрицать последнее было бы неверно (СССР и США были противниками), но нужно иметь в виду, что в 1991 г. СССР рухнул не столько из-за происков внешних врагов, но преимущественно из-за внутренних проблем. Завершился финальный этап «холодной войны». На мировой арене произошли глобальные изменения — исчезло противостояние капиталистического и социалистического лагерей. Мир стал более единым и однородным.
3. Социально-экономическая политика неоконсерваторов
Необходимость перемен в социально-экономическом развитии стран Запада была вызвана тем, что после беспрецедентного роста европейская экономика попала в фазу стагнации. Стагнация продемонстрировала ограниченность возможностей «государства всеобщего благоденствия».
На рубеже 70-80-х гг. XX в. произошла значительная переоценка и предшествующего социально-экономического опыта: если раньше имела место непоколебимая вера в «государство всеобщего благосостояния», в котором царит полная занятость и благополучие, то теперь настала пора разочарований и жестоких испытаний. Суть перемен состояла в изменении социальной политики, которая прежде строилась на высоких налогах на производителей. Со временем выяснилось, что по мере того, как подрывались рыночные механизмы, росли налоги во имя «общественного благосостояния», осуществлялась программа полной занятости в ущерб росту производительности труда и тормозилось внедрение новых технологий, замедлялся рост промышленности, ухудшалось экономическое положение страны, росла инфляция. Все эти процессы усугублялись нефтяным кризисом, когда нефтедобывающие страны из политических соображений в несколько раз повысили цены на нефть.
Экономические проблемы рубежа 1970-1980-х гг. отразились прежде всего на социальных расходах западных стран. Чтобы поддерживать социальные расходы на прежнем уровне, а при возможности и повышать их, необходимо было расширять налогообложение. Расширение налогообложения в значительной мере снизило эффективность производства. При этом работающие, хотя и были социально обеспечены с младенчества до старости, сами своими средствами не располагали. М. Тэтчер называла эту систему «обществом карманных расходов», поскольку за вычетом многочисленных налогов на разнообразные социальные программы у работающих денег хватало только на карманные расходы. Иными словами, они сами не были в состоянии распорядиться собственными средствами — завести собственное дело, попробовать себя в бизнесе и т. д.
Согласны ли вы с мнением М. Тэтчер о «государстве благоденствия»? Свою позицию аргументируйте.
Тэтчер поставила задачу снизить налоги, сократив при этом социальную помощь, чтобы усилить предпринимательскую инициативу. Разумеется, и речи не могло быть о широком демонтаже «государства благоденствия», трудящиеся не допустили бы ликвидации своих социальных завоеваний, но определённая тенденция к сокращению социальной помощи, а также уточнение её адресности имели место.
Кроме того, обширная социальная помощь породила колоссальный рост бюрократии, что отчасти проявилось в появлении неких «служащих министерства справедливости», которые осуществляют лишь функцию перераспределения. Человек превращался в объект постоянной опеки государства, что ограничивало свободу, отучало людей от самостоятельности, предприимчивости.
Назовите основные причины кризиса «государства благоденствия».
Главным образом именно вследствие изменения налоговой политики экономика Запада получила мощный стимул роста.
Особенно он был заметен в США. «Рейганомика» (курс экономической политики американского правительства в 1981-1989 гг. в период президентства Р. Рейгана) придала Соединённым Штатам невиданный со времен Эйзенхауэра динамизм: за шесть лет (1982-1987 гг.) ВНП вырос на 27 %, производство — на 12 %. Было создано 20 млн новых рабочих мест. После неуверенности 1970-х гг. Рейган смог убедить общественное мнение в том, что США снова стали динамичным и преуспевающим государством.
Изменились представления о роли государства в экономике. Выяснилось, что само «сильное государство» является препятствием для экономического роста, ибо государство — это не только администрация, но и распространитель обширной системы правил и инструкций, сковывающих инициативу и обновление. Вмешательство государства в экономику в 1970-е гг. вызывало только стагнацию. К тому же рост государственной бюрократии увеличивал непроизводительные расходы, способствовал росту аппарата распределения, власть всё больше концентрировалась в аппарате, а гражданские свободы сокращались. К примеру, в Великобритании и США была осуществлена программа жилищного строительства, которая привела к уменьшению в пять раз числа сдаваемых дешёвых квартир, появлению жилищного дефицита, ограничению свободы выбора места жительства, взяточничеству среди чиновников, ведающих распределением.
Одним из основных путей выхода из экономического кризиса неоконсерваторы считали денационализацию. Лидером в приватизации стала Великобритания. Волна приватизации, прокатившаяся по стране в начале 1980-х гг., имела целью не только поднять эффективность экономики, но и подорвать сильные позиции профсоюзов, которые, на взгляд Тэтчер, были главным препятствием на пути выхода из кризиса. За шесть лет около трети занятых в государственном секторе (600 тыс. рабочих мест) в Великобритании были переведены в частный сектор. Эти меры в сочетании с полученной прибылью от продажи государственного жилого фонда принесли британской казне прибыль в 26 млрд долл. Некоторым государственным предприятиям было предложено передать акции своим рабочим и служащим. Число акционеров в Великобритании выросло в 1980-е гг. с 2,5 млн до 10 млн, что стало воплощением идеи «демократического капитализма». Быстрое сокращение потерь в государственном секторе позволило правительству сократить налогообложение, ставки которого снизились с 37,5 до 25%, а также сократить свыше 1/5 национального долга. «Тэтчеризм» в 1980-е гг. оказал большое влияние на весь мир, что свидетельствовало об установлении нового политического климата.
Вслед за Англией процесс денационализации затронул и другие страны Запада. Главными задачами денационализации были: исправление положения в экономической сфере, ликвидация дефицита бюджета через продажу государственных предприятий, «примирение труда и капитала» посредством создания акционерных обществ, куда входили бы и рабочие, а также поощрение предпринимательской инициативы. Даже в ФРГ, где экономика оставалась достаточно эффективной, в 1985 г. было решено оставить лишь те государственные предприятия, которые были «необходимы для общественной пользы». Во Франции Национальное собрание и Сенат в августе 1986 г. одобрили закон, разрешавший денационализацию 65 государственных компаний и банковских групп. Вырученная сумма составила 50 млрд долл., а количество акционеров во Франции выросло с 2 млн до 5 млн человек.
Примечательным был способ приватизации — путём выпуска акций и продажи их через фондовую биржу для стимуляции мелких вкладчиков к их покупке.
Приватизация стала одним из наиболее успешных процессов в 1980-е гг. и нашла много последователей. Даже Япония, которая сама многому научила Запад, последовала примеру Великобритании и приватизировала свою железнодорожную сеть.
Оцените эффективность экономической политики неоконсерваторов.
4. «Неоконсервативная волна» в Латинской Америке
В Латинской Америке в 1980-е гг. экономическая модель, которая имела много общего с социализмом, окончательно обанкротилась. Основной особенностью этой модели являлся этатизм (сильная роль государства). О том, насколько неэффективной являлась эта модель, свидетельствует высокая инфляция: в Аргентине в течение 1989 г. цены выросли на 5000%, в Бразилии — на 2000%, в Никарагуа — на 1700 %, в Перу — на 2800 %, а во всей Латинской Америке в среднем — на 1200%. Латиноамериканские государства удерживали процентные ставки по кредитам ниже уровня инфляции, следствием чего явилась массовая утечка капиталов за границу. К тому же существовала значительная диспропорция в системе образования: государство выделяло большие суммы на развитие высшего образования и мало заботилось о среднем. Одни товары, в производстве которых участвовало государство, были дёшевы, другие, напротив, запредельно дороги. Так, бензин стоил недорого, но машины, которые заправляются этим бензином, недоступны для бедных.
Старт неоконсервативным реформам дала Мексика, вслед за ней по этому пути пошли Чили, Боливия, Перу, с 1991 г. — Аргентина. Составляющими этих реформ были стабилизация денег, либерализация внешней торговли, ликвидация барьеров для иностранного капитала, приватизация государственного сектора, изживание чрезмерного вмешательства государства в экономику. Экономический рост 1940-1970-х гг. вселил в руководство Мексики уверенность в том, что государство можно превратить в социальный рай. Для этого в 1970 г. государственный сектор был увеличен на 50%, что спровоцировало гиперинфляцию и кризис платёжного баланса. В 1976 г. к власти здесь пришло новое правительство, которое повернуло страну к рынку. В 1980-е гг. президент Карлос Салинас де Гортари выступил за экономический либерализм без демократизации политического режима. Ему удалось снизить инфляцию, приватизировать большинство государственных предприятий, привлечь западные инвестиции, сократить тарифы и субсидии, он бросил вызов власти профсоюзов, увеличил производительность труда и включил Мексику в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА), куда входят США и Канада. Салинас де Гортари стремился к тому, чтобы сделать из Мексики не латиноамериканскую, а североамериканскую страну. Таким образом, мексиканская экономика повернула к либерализации, сделав возможным историческое торговое соглашение с США. Мексиканская экономика действительно слилась с тихоокеанской, образованной западными штатами Соединённых Штатов, западной частью Канады и Аляской.
Таким образом, даже периферийные государства в социально-экономической сфере были охвачены неоконсервативными преобразованиями.
В период «неоконсервативной волны» экономическое развитие стран «третьего мира» складывалось по-разному. Однако с начала 1970-х гг. почти все эти страны попали в колоссальную долговую зависимость от Запада. В 1990 г. внешний долг только Бразилии, Мексики, Аргентины составлял от 60 млрд до 110 млрд долл.
В 1970-е гг. развитые капиталистические страны решили не иметь дело со многими должниками из числа стран «третьего мира». В 1970 г. в 19 из 42 стран «третьего мира» вообще не поступало инвестиций. Значительные внешние инвестиции (более 500 млн долл.) поступали только в 14 из 100 неевропейских стран с низким и средним уровнем доходов населения.
Основным итогом развития стран «третьего мира» к концу XX в. можно считать увеличение их экономического разрыва со странами Запада.
Вопросы и задания
1. Назовите основные причины кризиса «государства благоденствия». 2. Раскройте содержание понятия «неоконсерватизм». 3. Назовите характерные черты неоконсервативной политики? 4. Как изменилась роль государства в экономике в период «неоконсервативной волны»? 5. Сравните внешнюю политику М. Тэтчер и Р. Рейгана: выделите общие черты и особенности. 6. Чем вы объясните, что приватизация на Западе способствовала росту экономики, а проведённая приватизация в России не дала ожидаемого эффекта? 7. Можно ли считать, что деятельность неоконсерваторов во внешней политике привела к обострению международной обстановки? Свою позицию обоснуйте. 8. Почему объектом реформирования в 1970—1980-х гг. стала социальная сфера? 9. Можно ли считать, что рост числа акционеров в развитых индустриальных странах свидетельствует о воплощении идеи «демократического капитализма»? Свою позицию аргументируйте. 10. Существует точка зрения, что в «холодной войне» победу одержали Запад и США. Какие другие оценки итогов «холодной войны» вам известны? Какую из них вы считаете наиболее убедительной? Аргументируйте свой ответ.
Точка зрения
Дж. Гренвилл, британский историк
Ещё до президентства Рейган стал сторонником учения профессора Артура Лаффера о переносе приоритета на стимулирование производства и предложения товаров и услуг. Рецепт Лаффера обещал чудесные результаты: сокращение налогов приведёт к увеличению доходов. Согласно теории Лаффера, чем ниже налоги на монополии, тем выше прибыль, тем больше средств высвобождается для капиталовложений в экономику. На самом деле рейганомика не была столь революционной программой, но американцы, не колеблясь, в 1984 г. вновь отдали свои голоса «старому демагогу». До конца своего пребывания в Белом доме Рейган оставался одним из самых популярных в истории страны президентов. Экономика переживала некоторый подъём, безработица не поднималась выше 7 %, люди стали жить лучше. Никакого чуда вопреки обещаниям Лаффера не произошло. В действительности Рейган увеличил только военные расходы в ущерб другим статьям бюджета. Сбалансированный бюджет можно было обеспечить только путём увеличения налогов, о чём Рейган не хотел слышать.
Источник