Внешняя торговля новых индустриальных стран

Новые индустриальные страны в мировой экономике

60-80-е годы ХХ века стали периодом глобальных изменений как в общей структуре развивающихся стран – из их среды отпочковываются т.н. «новые индустриальные страны», так и периодом коренных изменений в народном хозяйстве, социально-экономической структурой самих НИС.

1 эшелон: Азиатские драконы (тигры): Корея, Гонконг (Сянн-ган), Тайвань, Сингапур, а также Аргентина, Бразилия и Мексика.
2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия, Чили.

Основные показатели выделения НИС из общего массива развивающихся стран:

  1. размер ВВП на душу населения;
  2. среднегодовые темпы прироста ВВП;
  3. средний удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (должен быть более 20 %);
  4. объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем экспорте (более 60 %);
  5. объем прямых инвестиций за рубежом.

Рассмотрим эти показатели на примере некоторых новых индустриальных стран в различных регионах мира.

По всем этим показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но и зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.
Например, по темпам экономического роста (8-10 %) НИС превосходят развитые страны Запада (2-5 %).

Сингапур входит в первую девятку богатейших государств мира. Ежемесячный доход ВВП на душу более 24000 долларов. Крупнейший порт и финансовый центр мира.

Причины выделения НИС из остального развивающегося мира:

1) внешние причины:

а) НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран. Так, сфера политических интересов США распространялись на Тайвань и Южную Корею, как на противостоящие
«коммунистическому влиянию» страны Восточной Азии. Им была оказана беспрецедентная экономическая помощь и военная поддержка.
Например, Тайваню была оказана помощь в 1,5 млрд. долларов. С 1950-1965 года помощь США составляет 34 % совокупных инвестиций на Тайвань (чаще всего безвозмездно);

б) большое влияние на НИС оказали прямые инвестиции. В первую половину 80-х годов прямые инвестиции в экономику НИС достигли 42 % прямых капвложений в развивающиеся страны. Главным инвестором являются США, на НИС приходится 10 % всех зарубежных инвестиций. Второе место по объему инвестиций, вложенных в экономики этих стран у Японии. На базе иностранных инвестиций была создана производственная база, позволившая этим странам стать высококачественными экспортерами готовых изделий. Инвестиции вкладываются в обрабатывающую промышленность этих стран, благодаря этому была создана их базовая экономика.

2) внутренние причины:

а) демократические и политические преобразования, направленные в сторону реформ;
б) предоставлены гарантии инвесторам;
в) трудолюбие, бережливость, старательность местных жителей.

В определенной степени эти факторы легли в основу двух моделей развития НИС.
Первая модель – предполагает развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок, на экспорт.
Вторая модель – ориентирована на импортозамещение.

Первой модели следовали в конце прошлого века США, после 2-й мировой войны – западноевропейские страны, Япония, а затем и НИС Азии. Вторая модель в значительной степени свойственна латиноамериканским НИС.

Мировой опыт показывает, что стратегия импортозамещения играет большую роль, т.к. создает новые производства, увеличивает уровень самообеспеченности по многим товарам, однако, такая модель имеет и минусы. Вследствие нее может возникнуть кризис, т.к. в основе ее лежит протекционизм, защита национального производителя, выражающийся в отсутствии конкуренции со стороны иностранных компаний, дешевизне кредитов и т.д. Вот почему политика имортозамещения не способствует изменению роли развивающихся стран в мировом хозяйстве.

Кроме того, замещение импорта влечет очень часто зависимость от внешних факторов, так как происходит консервация отставания. Протекционизм влечет за собой неэффективную работу отечественных производителей, которые пользуются своим монопольным положением на местном рынке.

Стадию импортозамещения прошли многие развивающиеся страны. Для латиноамериканских стран (Бразилия, Аргентина, Мексика) данная модель способствовала созданию диверсифицированной национальной экономики. Они, обладая мощным экономическим потенциалом, так и не смогли провести необходимую модернизацию экономики, так как у них отсутствовал рост экспорта. Все это привело к внешне- и внутриэкономическим проблемам: дефицит платежного бюджета, потребность во все новых кредитах, технологическое отставание.

К середине 90-х годов некоторые НИС Латинской Америки выходят из длительного кризиса 80-х годов. В результате либеральных экономических реформ вновь возрастают темпы экономического роста, появляется положительное сальдо торгового баланса (Бразилия, Чили). Политика Бразилия ориентирована на создание открытой экономики, в связи с чем, снижаются импортные тарифы.

НИС Азии используют в своих экономиках как элементы импортозамещения, так и элементы экспортно-ориентированной политики. Вместе с тем планируется полный переход к экспортно-ориентированной экономике при фронтальной экспортной экспансии.

Так, к началу формирования современной структуры производства многие страны Азии имели импортозамещающую модель экономики, кроме Гонконга и в некоторой степени Сингапура, которые из-за ограниченного внутреннего рынка вынуждены были ориентироваться на экспорт. Политика импортозамещения должна была способствовать развитию тех сравнительных преимуществ в экономике, которые данные страны не имели:

  • повышение нормы прибыли в обрабатывающей промышленности;
  • выпуск потребительских товаров;
  • выпуск товаров промежуточного спроса и товаров длительного потребления.

С начало Азиатские страны начали выпуск трудоемкой продукции на экспорт, так как имели сравнительные преимущества в дешевой рабочей силы. Вкладывая средства, полученные от экспорта в базовые производства они перешли к капиталоемким отраслям, поэтому структура постоянно растущего экспорта меняется в пользу обрабатывающих отраслей. Работа на внешний рынок удовлетворению внутренних потребностей во многих важных товарах – машинах, металлах, оборудовании и т.д. Таким образом, в НИС Азии экспортноориентированная политика сочетается с эффективным импортозамещением, обеспечивая экономический прогресс региона.

Основные составляющие политики НИС Азии:

  1. Экспортная политика НИС Азии представляет собой политику всемерного удовлетворения потребностей партнеров на мировом рынке.
  2. Постоянно обновляются экспортная номенклатура товаров, идет постоянный поиск собственного места и ниш на мировом рынке.
  3. Для привлечения иностранного капитала используются СЭЗ.
  4. Приоритет в ориентации на внешние рынки поначалу отдается наиболее развитым странам мира, поскольку их рынки наиболее устойчивые и емкие. В процессе развития происходит постепенная диверсификация рынков, продвижение на рынки других развитых и развивающихся стран.

Место и роль НИС в международном разделение труда, прежде всего, определяется в международной торговле. Ориентация на внешние рынки привела к резкому увеличению их доли в мировом экспорте. В 2000 году доля Гонконга в мировом экспорте составила 4,7 %, Сингапура – 3,3 %, Южной Кореи – 3,3 %, Тайваня – 3,3 %. Характерно, что доля машин и оборудования – наиболее весомой и динамичной группы товаров в международной торговле – в совокупном товарном и общем промышленном экспорте азиатских НИС особенно быстрыми темпами росла в 80-е – начале 90-х годов.

Дальневосточные «драконы» и члены АСЕАН в начале 90-х годов оказались в первой десятке крупнейших экспортеров сколько-нибудь значимых видов машинотехнической продукции. А по отдельным статьям вошли в число мировых лидеров. На них приходится 11 % мирового экспорта машин по автоматической переработки данных. На долю экспорта сырья и продовольствия Южной Кореи и Тайваня приходится 7 %. Южная Корея обогнала Японию по судостроению. У Южной Кореи на первом месте в экспорте обувь. В Тайване – игрушки и спорттовары. Таким образом, НИС привлекли иностранный капитал и использовали свою дешевую рабочую силу и заработали капитал на электронике, а затем бросили силы в наукоемкие отрасли.

Страны являются крупными импортерами капитала, однако с конца 80- х годов становятся и его экспортерами. Здесь образуются крупные ТНК. Около 30 ТНК из НИС и нефтеэкспортеров. Вывозят капитал в промышленно-развитые страны и азиатско-тихоокеанский регион. Тайвань вывез в Китай (за 10 лет последние) около 9 млрд. долларов. В Гонконге половина совместных предприятий образовано с Китаем. Интернализация товарообменных процессов произошла совместно с интернализацией финансовых рынков. Сейчас многие из азиатских НИС становятся международными финансовыми центрами. Наиболее крупные из них – Сингапур и Гонконг.

По оценке МБРР НИС, в первую очередь Азии, значительно укрепят свои позиции и войдут в число промышленно-развитых стран. Темпы будут расти на 6 % в год. Центр деловой активности перемещается в этот регион. В начале (80-е годы) ориентация была на капиталоемкие отрасли (бытовая электроника), в 90-е годы перешли к наукоемкой продукции (автомобилестроение, судостроение и т.д.).

Преобладающая тенденция ориентации только на промышленно- развитые страны Запада дополняется поисками торгово-экономичеких партнеров в своем регионе и прилегающих субрегионах. Главным направлением принятой в этих странах экономической стратегии остается выпуск наукоемкой продукции. Трудоемкие и малорентабельные производства «доверяются» странам НИС «второй волны», а также Китаю и Вьетнаму.

Достигнутые успехи в развитии НИС, их интеграция в мировое хозяйство позволяют с уверенностью говорить о том, что перспективы их экономического роста, повышения уровня жизни народа и нарастания их внешнеэкономической экспансии достаточно благоприятны. В ХХI веке эти страны займут более высокие места в мировой экономике, продемонстрируют новые значительные результаты.

По прогнозам Всемирного Банка, в течение ближайших 10 лет средние темпы роста в Южной Азии составят 5,4 %, Восточной Азии – 7,7 %, Латинской Америке – 3,5 %. Прирост дохода на душу населения за 1996 – 2004 годы составляет в Восточной Азии 6,6 %. В среднем же доходы каждого жителя Земли ежегодно увеличиваются на 1,9 %.

Источник

2. Новые индустриальные страны в международных экономических отношениях.

Внешнеэкономические связи «новых индустриальных стран» являются важнейшим звеном их хозяйственного развития. Основной формой таких связей НИС является внешняя торговля. Уровень развития внешней торговли НИС, ее характер, структура и географическое направление в значительной мере определяют роль и место этих стран в мировой системе хозяйственных отношений.

С 1970 по 1985 год удельный вес экспорта в ВВП развитых капиталистических стран увеличился с 10.5 до 14.5%, развивающихся — с 15.4 до 19.7, то НИС — с 11.7 до 26.0%. Аналогичный показатель по импорту возрос за тот же период у развитых стран с 11.1 до 15.8%, у развивающихся — с 16.2 до 18.8 и у НИС — с 14.9 до 21.6%.

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что роль внешней торговли в экономике наиболее велика в НИС. Особенно большое значение имеет внешняя торговля для НИС.

Развитию экспорта в экономике НИС (особенно азиатских) отводится особое место. Именно экспортные доходы во многом способствовали росту внутренних накоплений и ускоренной индустриализации хозяйства. С 1970 по 1986 год экспорт НИС увеличился в 14 раз и достиг 200.4 млрд. дол.

Как было сказано выше, ведущей статьей экспорта НИС является продукция обрабатывающей промышленности. С 1970 по 1985 год доля готовых изделий в экспорте НИС увеличилась с 42 до 71%. В экспорте отдельных НИС сохраняется и значительная доля сырьевых товаров (например, натуральный каучук, тропическая древесина, пальмовое масло, олово, нефть, рис, кукуруза, кофе).

Рост валютных доходов НИС от экспортного бума дал им реальную возможность расширить импорт товаров и услуг и использовать их для стимулирования экономики. С 1079 по 1986 год импорт НИС возрос в 9 раз и достиг 169 млрд. дол.

В отличие от других развивающихся государств, НИС смогли наиболее рационально использовать импорт товаров для ускорения экономического развития, о чем свидетельствует структура их закупок. В номенклатуре импорта НИС уже на протяжении многих лет преобладали машины, оборудование и транспортные средства. При этом импорт уже не замещает производство данной продукции в НИС, а, наоборот, дополняет его.

Второй по значимости статьей импорта НИС являются обработанные изделия, прежде всего полуфабрикаты для филиалов ТНК и местных фирм, использующих иностранную технологию; электронные компоненты, отдельные узлы и детали для быстро развивающихся в НИС электронной и электротехнической промышленности. Сюда же включается и импорт сборных комплектов для автомобильной промышленности и других отраслей машиностроительного комплекса.

Так же, как и экспорт, импорт НИС ориентирован в основном на развитые страны, где к середине 80-х годов закупалось уже до 65% необходимых товаров. Латиноамериканские НИС большую часть своих импортных потребностей, особенно в машинах, оборудовании и промышленных полуфабрикатах, удовлетворяют за счет США, азиатские — за счет Японии, расширяется ввоз товаров из Западной Европы.

Развивающиеся страны поставляют в НИС преимущественно сельскохозяйственное и минеральное сырье, топливно-энергетические и продовольственные товары. Доля освободившихся государств в импорте азиатских НИС уже к 80-м годам составляла 27%.

В последние годы отмечается тенденция к диверсификации внешнеэкономических связей НИС. Наряду с быстрым ростом внешней торговли активно развивается промышленная кооперация, создание совместных компаний и особенно научно-техническое сотрудничество. Новым явлением в этом процессе стал экспорт предпринимательского капитала из НИС, что отражает новый этап их экономического развития, свидетельствующий о структурных сдвигах в экономике.

Кроме того, активный процесс расширения внешнеэкономических связей НИС, их специализация на экспорте промышленной продукции благоприятно отразились на структуре их ВВП: значительно увеличилась доля обрабатывающей промышленности, что, несомненно, указывает на рост благосостояния этих стран.

Источник

Тема 15. Экономика новых индустриальных стран.

Предпосылки и закономерности выделения группы новых индустриальных стран в мировой экономике. Специфика образования, места и роль группы НИС в мировой экономике.

Основные тенденции экономического развития новых индустриальных стран. Динамика экономического роста и структурные изменения в экономике.

Внешнеэкономическая политика стран НИС.

Специфика образования, места и роль группы НИС в мировой экономике.

В результате распада мировой колониальной системы в послевоенные годы на политической карте появилось много независимых государств. Многие из них выбрали за основу своего развития социалистическую модель по примеру СССР, однако, большинство из этих стран продолжали свое формационное развитие в рамках капиталистической системы, которая получила дополнительную социально-экономическую базу.

Растущий процесс дифференциации развивающихся государств, обусловленный законом неравномерности экономического развития, привел к выделению особой группы стран и территорий — «новых индустриальных стран» (НИС), или «новых индустриальных экономик» (НИЭ). К этим странам принято относить, прежде всего, Южную Корею, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур — четыре «азиатских тигра», а также Малайзию, Таиланд, Индонезию, Филиппины, Мексику, Бразилию, Аргентину.

Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. Стремительный рост экономики обусловил увеличение абсолютных размеров валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережают основную массу освободившихся государств, а некоторые из них приближаются к отдельным промышленно развитым странам. В структуре ВВП достаточно велик удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС он больше, чем в большинстве индустриальных государств. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе и наукоемких ее видов, НИС вышли на ведущие позиции в мировой экономике.

Еще более высокими темпами развивается экспорт этих стран; обладая высокой конкурентоспособностью, продукция их обрабатывающей промышленности интенсивно завоевывает мировые рынки. НИС превратились в крупнейших мировых экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров. Этим странам не только удалось найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых государств.

В 80-х годах влияние НИС на динамику, структуру и географическое направление мировой торговли ощутимо возросло. Прослеживаются тенденции к влиянию НИС и на состояние внутренней общехозяйственной конъюнктуры их основных партнеров по торгово-экономическому сотрудничеству.

Основной прирост мирового экспорта обеспечивается за счет динамического увеличения вывоза товаров из НИС, особенно азиатского региона.

Ведущей отраслью хозяйственного развития НИС стала обрабатывающая промышленность. Для НИС характерны в целом более высокие темпы роста производительности труда в этой отрасли. По сравнению с другими освободившимися странами в отдельных НИС темпы роста производительности труда находятся на уровне развитых капиталистических стран или даже превышают его. В НИС начался процесс структурной перестройки экономики, направленный на увеличение доли наукоемкой продукции в промышленном производстве.

Опережающими темпами развиваются внешнеэкономические связи, что привело к росту значения НИС в мировом хозяйстве. О глубокой включенности в международное разделение труда свидетельствуют достаточно высокая экспортная и импортная квота, особенно у азиатских НИС, и доля в мировой торговле. По суммарной стоимости экспорта товаров НИС превзошли ведущие капиталистические государства (кроме ФРГ и США). На НИС приходится почти 1/2 всего вывоза из развивающихся государств.

Основной статьей экспорта практически всех НИС стали товары массового потребительского назначения, прежде всего продукция обрабатывающей промышленности. По реализации на мировом рынке таких товаров, как обувь, одежда, текстиль, отдельные виды электронных и электротехнических изделий, НИС обогнали многие развитые капиталистические страны. Главным рынком сбыта готовых изделий для НИС стали индустриально развитые государства.

Продукцию обрабатывающей промышленности НИС на внешнем рынке отличает высокая конкурентоспособность. Этого удалось достичь благодаря эффективному использованию передовой техники и технологии, достижений НТР, современным методам организации производства, что привело к значительному повышению производительности и интенсивности труда. Наиболее развитые из этих стран на отдельных товарных рынках на равных конкурируют с ведущими империалистическими державами, все чаще побеждая в этой борьбе. По синтетическому показателю конкурентоспособности экономического развития НИС занимают ведущие места среди освободившихся стран. Такие успехи НИС, прежде всего, связана с низкими издержками производства, дающими возможность использовать в конкурентной борьбе ценовой фактор. Высокое качество экспортной продукции, постоянное обновление ее ассортимента, применение достижений маркетинга, учет текущей и долгосрочной конъюнктуры позволяют компаниям НИС успешно завоевывать мировые рынки.

В странах НИС идет активный процесс концентрации производства и капитала, слияние банковского и промышленного капитала, формируется национальный финансовый капитал.

Складывается широкая монополистическая структура, деятельность национальных корпораций принимает международный характер. В наиболее развитых из числа НИС образовались ТНК, по масштабам своих операций не уступающие ТНК ведущих капиталистических стран.

Наряду с экспортом товаров растет вывоз предпринимательского капитала за рубежом, образуется сеть филиалов и дочерних компаний производственного характера. Прямые зарубежные инвестиции начинают дополняться вывозом капитала в ссудной форме. Постепенно НИС втягиваются в борьбу за рынок сбыта товаров, сферу приложения капиталов, экономический передел мира.

Отмеченные выше характерные черты и особенности социально-экономическогоразвития наиболее четко прослеживаются у таких стран азиатского региона, как Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, и государств Латинской Америки, таких как Бразилия и Мексика.

Появление стран с таким типом экономики — это закономерный результат бурно промышленного развития по прогрессивной модели. Процесс индустриализации НИС можно разделить на три этапа: первый — развитие импортозамещающих отраслей, второй — создание экспортного потенциала и базовых отраслей промышленности и третий — развитие наукоемких отраслей. На всех этапах индустриализации экономическое развитие НИС происходило при активном участии иностранного капитала и ТНК ведущих капиталистических стран. Современная промышленная структура НИС сформировалась во многом под воздействием ТНК, которые оказывали влияние на темпы, характер и пропорции индустриального развития. В отличие от большинства развивающихся государств, НИС удалось наиболее эффективно использовать иностранные инвестиции и современную технологию. Большинство НИС сумели поставить на службу ускорения своего социально-экономического развития преимущества, которыми располагают ТНК. Сейчас по уровню и характеру экономического развития некоторые НИС, например, Южную Корею и Тайвань, вполне можно отнести к разряду промышленно развитых государств, поскольку они имеют гораздо больше общих черт с развитыми, нежели с развивающимися странами.

Динамика экономического роста и изменения в структуре экономики стран НИС.

Экономика стран НИС характеризуется следующими направлениями: неуклонный рост промышленного производства, особенно обрабатывающих и других отраслей промышленности, ориентированных на наукоемкую экспортную продукцию, имеющую достаточный спрос на внешних рынках, открытость экономик, довольно продуктивные аграрные реформы, хорошая осведомленность о конъюнктуре мировых рынков и о потребностях своих деловых партнеров, меры по импортозамещению, неуклонное развитие национального образования, ориентированного на подготовку местных кадров и целый ряд других факторов

Показатели развития Новых Индустриальных Стран:

Q
Индоне зия Синга пур Тайланд Филип пины Южная Корея
Прирост ВВП, %
1996 г., фактически 8.0 6.9 5.6 5.8 7.1
1997 г., оценка 4.6 7.8 -0.4 5.2 5.5
Золотовалютные резервы, млрд.долл. 19.0 62.2 26.6 8.45 46.91
Иностранный долг, млрд. долл. 138.0 3.04 70.3 45.5
По душевой доход по ППС. долл.
Экспорт, млрд. долл. 53.4 119.0 53.3 29.5 132.0

Основными тенденциями структурных преобразований в Новых Индустриальных Странах являются: сокращение доли сельского хозяйства в ВВП и его одновременная модернизация, диверсификация обрабатывающей промышленности, появление новых отраслей, повышение науко- и капиталоемкости производства.

Сдвиги между отдельными секторами экономики происходят параллельно с изменениями внутри секторов в сторону более сложных технологий, требующих высокой квалификации рабочей силы. Так, Тайвань в немалой степени благодаря экспортоориентации стал первым среди новых индустриальных стран нетто-экспортером капитала.

Проблема, с которой все больше сталкиваются новые индустриальные страны, -соотношение структурных преобразований с либерализацией в области финансов, внешней торговли, инвестиций.

Особое место занимает проблема «человеческого капитала». Современное осознание этого повлияло, например, на политику Тайваня в области образования. На цели развития образования, науки, и культуры идет от 15 до 20% всех государственных расходов страны, или 3-5% ВНП. По охвату населения начальным и средним образованием Тайвань сравнялся с развитыми странами, а по уровню высшего образования относится к лидерам развивающегося мира.

Масштабы участия государства в организации и управлении производством, так же как и обоснование необходимости госсектора в 50-90-е гг., изменились в азиатских странах в зависимости от эволюции стратегии экономического развития. В одних государствах изначально большая роль госсектора постепенно сокращалась, в других, наоборот, незначительный вклад государственных предприятий в производство со временем возрастал.

Например, на Тайване в начале индустриализации доля госсектора в промышленности составила почти 5 7%. Однако уже в первой половине 50-х гг. государство начало передавать в частную собственность такие крупные образования как корпорации по производству цемента, угля, бумаги, корпорации в сельском хозяйстве и лесной промышленности. Поскольку у частных предпринимателей почти всегда не хватало капиталов, доходность приватизированных предприятий была низкой, и государство испытывало трудности с поиском покупателей. В течение последующих 20 лет быстрый рост частного сектора привел к существенному сокращению доли государственных предприятий — до 30% в 1972 г. В результате осуществления «седьмого плана» (1976-1981 гг.) на Тайване произошел небольшой рост доли госсектора за счет создания нового сталелитейного завода, главного тайванского порта в г. Каочун, нефтехимических производств. В 80-е годы вновь ускорилось развитие частного сектора.

Примером обратной тенденции может служить рубеж 70-80-х гг. на Филиппинах, где за десять лет число государственных предприятий возросло почти в 10 раз в основном путем приобретения активов убыточных предприятий. В настоящее время в государственном секторе Филиппин в основном сосредоточены добыча угля, судостроение, производство стали, текстиля, бумаги, сахара, строительство, гостиничное дело.

В Сингапуре государственный сектор вырос со 180 предприятий в 1974 г. до 450 в 1983 г. На этих предприятиях занято 5% рабочей силы. Такие предприятия доминируют в воздушном и морском транспорте, коммунальных услугах, жилищном строительстве. Особенностью Сингапура является высокая доля средств государственных предприятий в валовых сбережениях.

Значительные изменения потерпел госсектор Индонезии, где в 1957 г. было всего два предприятия государственного сектора: цементный завод и прядильная фабрика.

До середины 60-х гг. были национализированы голландские предприятия, появились новые государственные предприятия в тяжелой промышленности.

Кризисные явления не только в Индонезии, но и в других азиатских странах показали, что государственный сектор все больше требовал влияния финансовых ресурсов в форме привлечения заемных средств непосредственно от государства или под его гарантии. Все это заставило правительства многих стран региона критически пересмотреть не только роль государственного сектора, но и целесообразность сохранения созданных в его рамках отраслей. Центр тяжести государственного вмешательства сместился в сторону участия в структурной перестройке, перепрофилировании, санации и ликвидации избыточных мощностей предприятий, утративших свои сравнительные преимущества в конкуренции.

Интересный подход был разработан в 80- начале 90-х гг. в Республике Корея, когда там впервые пришлось столкнуться с необходимостью свертыванию в некоторых отраслях избыточных производственных мощностей. Для этого создавались так называемые депрессивные картели (в электротехнической промышленности, в производстве минеральных удобрений и некоторых других отраслях). Картели при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении выпуска и сохранении на предприятиях только самых эффективных подразделений, о продаже или перепрофилировании избыточных мощностей. Финансирование деятельности депрессивных картелей производили коммерческие банки под гарантии правительства. При ликвидации избыточных мощностей источником новых рабочих мест для уволенного персонала оказался малый бизнес.

Развитие малого бизнеса стало системообразующим фактором рыночной экономики в странах региона. К этому сектору здесь относят малые и средние предприятия с численностью занятых не более 100 человек.

В специфических условиях Тайваня к малым и средним предприятиям относят ремесленные предприятия и предприятия обрабатывающей, перерабатывающей промышленности, собственный капитал которых не превышает 40 млн., а совокупные активы -120млн. тайваньских долл.

Активную политику поощрения развития малого бизнеса тайваньское государство начало проводить с середины 60-х гг. Это было связано с общим курсом на рост тайваньского экспорта. На протяжении всего периода 60-90-х гг. удельный вес малых и средних предприятий был почти на уровне 98%, а иногда поднимался до 99% от общего объема ВВП.

Примерно около 60% экспорта промышленной продукции на Тайване осуществляется малыми и средними предприятиями, которые получают от экспорта около 70% своей выручки.

Секрет высокой рентабельности экспортоориентированных малых и средних предприятий Тайваня кроется в их способности проводить гибкую рыночную политику, своевременно адаптироваться к изменяющейся рыночной конъюнктуре, сотрудничать с посредническими компаниями и зарубежными импортерами.

Среди мер государственного содействия малому бизнесу на Тайване особого внимания заслуживают меры помощи начинающим молодым бизнесменам. Создана специальная молодежная комиссия. В ее задачу входит организация содействия молодым людям при основании ими малого бизнеса в сфере производства или торговли, например техническая и руководящая помощь, помощь в получении дешевых кредитов, подготовка специалистов по менеджменту. Эффективными оказываются и такие формы государственной помощи мелкому бизнесу как слияние нерентабельных мелких предприятий.

Несомненный интерес представляет функционирующая на Тайване система предоставления малым и средним предприятиям финансовой помощи. Так, Банк малого бизнеса, основанный в 1976 г., к исходу 80-х гг. стал основным кредитором (почти 80% общей суммы кредитов) тайваньских мелких и средних предприятий. На весьма льготных условиях они получают кредиты для приобретения земельных участков и производственных помещений, специальные кредиты на создание экологически чистых производств и кредиты начинающим бизнесменам.

Наряду с огромным и своеобразным миром малых и средних предприятий одновременно и параллельно продолжает развиваться крупное производство.

Эволюция крупных предприятий показательна в республике Южная Корея.

Особенностью стран региона является участие государства в формировании социально-экономической структуры промышленности, поддержка не только мелких и средних фирм, но и предприятий, возникающих в крупномасштабном секторе экономики. При этом политика поощрения крупных предприятий , например в Индонезии, Таиланде, на Филиппинах путем предоставления государственных кредитов, тарифных скидок, лицензирования импорта нередко мешает выходу на рынок новых мелких и средних предприятий.

Начавшаяся в мире на рубеже 70-80-х гг. волна де регулирования не могла не затронуть и регион Юго-Восточной Азии.

В частности, это нашло отражение в сокращении и изменении характера государственного вмешательства в экономику, развертывании программ приватизации предприятий госсектора.

В азиатских странах в процессе приватизации применяется целый ряд льгот и приемов, например, платежи в рассрочку, налоговые скидки, льготное кредитование частных инвесторов, обмен долговых обязательств государственных предприятий на долю в акционерном капитале, разрешение не банковским учреждениям вкладывать средства в акции государственных предприятий, создание государственных холдингов и взаимных инвестиционных фондов, уменьшающих риск инвестиций за счет диверсификации портфеля, использование кредитов Азиатского банка развития и др.

Немаловажное значение имеет гибкость политики привлечения иностранного капитала к участию в приватизации. Например, в Малайзии выявилось, что было невыгодным напрямую ограничивать приобретение иностранными инвесторами контрольного пакета акций приватизированных предприятий, и признано более продуктивным разрешать покупку контрольного пакета акций тех компаний, которые работают на экспорт, используя передовую технологию.

Источник

Читайте также:  Каким странам относятся эти высказывания авторитарные режимы каудильизм
Оцените статью