Внутренние угрозы безопасности стран

Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности

Национальная безопасность как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности. Понятие и разновидности угроз в данной области, особенности их проявления и методы борьбы: внутренние и внешние.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 19.01.2013
Размер файла 18,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности

1. Понятие и структура национальной безопасности

Проблема национальной безопасности России приобрела особую остроту и актуальность с начала 1990-х годов в результате развала СССР и перехода России на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам. Россия подошла к опасной черте, за которой разрушение государства может стать неизбежным. Исходя из этого, сегодня можно утверждать, что по какому бы пути ни пошла Россия, ее главной стратегической целью будет воссоздание обновленной великой державы, мощного Российского государства, основанного на социальной демократии и экономике, сориентированной на обеспечение благосостояния абсолютного большинства населения. [3]

Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

Читайте также:  Какие государства азии называют новыми индустриальными странами

Национальная безопасность — способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния.

Структура национальной безопасности

Национальная безопасность включает в себя:

· государственную безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

· общественную безопасность — понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

· техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера;

· экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;

Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

· защиту государственного строя;

· защиту общественного строя;

· обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

· обеспечение политической и экономической независимости нации;

· обеспечение здоровья нации;

· охрана общественного порядка;

· борьба с преступностью.

· обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, — Армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы. [1]

2. Понятие и виды угроз национальной безопасности

Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

В зависимости от источников, угрозы можно подразделить на 2 вида:

Внутренние угрозы — это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Без заинтересованности иностранных государств в ослаблении и даже разрушении СССР, проявившейся в подталкивании оппозиции к радикальным требованиям, внутренние угрозы не могли бы войти в критическую фазу.

Внешние угрозы, на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политически активная часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем. [2]

Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера.

Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в:

* государственной защите национальных интересов;

* национальной дипломатической политике;

* поисках и поддержке стратегических геополитических союзников;

* быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами;

* готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России. [3]

3. Внешние угрозы национальной безопасности

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

· снижение роли страны в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

· снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

· усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

· наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

· повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

· ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

· создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

· территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

· ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

· активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

· резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерациине является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства — национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости.

4. Внутренние угрозы национальной безопасности

угроза национальный государство безопасность

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

· усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;

· деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;

· усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

· криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;

· резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста — научно-технический потенциал — за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;

· усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;

· усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;

· повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

· снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;

· демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны. [4]

В целом комплексная оценка угроз экономической безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод: в настоящее время главные угрозы ее безопасности лежат во внутриполитической, экономической, социальной, духовной сферах и носят преимущественно невоенный характер. Качественно новый характер отношений с ведущими государствами мира и минимальная вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в обозримой перспективе, при сохранении Россией ядерного потенциала сдерживания, позволяют перераспределить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем безопасности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Проблемы защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Определение сущности экономической безопасности. Разработка и реализация политики и стратегии, формирование системы обеспечения безопасности.

реферат [227,6 K], добавлен 22.11.2010

Сущность экономической безопасности государства и её содержание. Характеристика, история возникновения угроз в области экономической безопасности государства в современных условиях. Анализ внутренних и внешних угроз, меры по их нейтрализации в России.

дипломная работа [155,6 K], добавлен 26.07.2017

Характеристика угроз в области экономической безопасности государства в современных условиях. Совершенствование мер, направленных на нейтрализацию внутренних и внешних опасностей в целях укрепления хозяйственной защищенности Российской Федерации.

дипломная работа [142,4 K], добавлен 07.06.2017

Теоретико-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности государства. Международный опыт развития подходов к обеспечению защищенности страны. Совершенствование мер, направленных на нейтрализацию внутренних угроз, укрепление устойчивости державы.

дипломная работа [138,4 K], добавлен 05.07.2017

Безопасность — социальное явление и категория теории национальной безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Угрозы национальной безопасности, задачи ее обеспечения. Роль экономической безопасности в стабилизации экономики.

курсовая работа [62,1 K], добавлен 08.04.2012

Понятие, сущность и концепция экономической безопасности. Характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности национальной экономики. Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности РФ на современном этапе развития.

курсовая работа [46,8 K], добавлен 13.03.2009

Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности, ее основные показатели. Экономическая безопасность региона в системе национальной безопасности: угрозы и факторы риска. Условия социально-экономического развития страны, пути совершенствования.

контрольная работа [593,0 K], добавлен 23.10.2012

Источник

Угрозы национальной безопасности

Приоритетным направлением государственной национальной политики является область национальной безопасности.

Традиционно под национальной безопасностью понимается совокупность факторов, обеспечивающих благоприятные условия развития страны, защиту и сохранение ее суверенитета и территориальной целостности, нормальные отношения личности и государства, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внутренние и внешние угрозы. От эффективности обеспечения национальной безопасности во многом зависит благополучие государства и его граждан.

Исследование целей и задач национальной безопасности государства позволяет более полно раскрыть содержание данного термина. Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет их следующим образом:

• обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

• подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

• преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

• обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

• совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

• обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

• обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

• подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

• укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

• коренное улучшение экологической ситуации в стране;

• принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации.

В вышеуказанных задачах учитываются реальные и потенциальные, внутренние и внешние угрозы Российской Федерации.

К внутренним угрозам национальной безопасности относятся проблемы социально-экономического, политического, демографического, национально-культурного и технико-технологического характера, существующие внутри страны и способствующие нарушению стабильности государства как социально-политической системы.

Кратко рассмотрим каждую из вышеотмеченных угроз.

1. Социально-экономические угрозы

Социально-экономический кризис, бедность, нищета, безработица, безысходность, утрата определенными слоями и группами традиционного места в социальной структуре, крайняя дифференциация населения по уровню доходов таят в себе огромный взрывной потенциал для страны. Люди, которые не могут приспособиться к новым условиям жизни, готовы использовать любые легальные и нелегальные средства, направленные на улучшение своего положения. При этом стабильность государства как политико-властной системы имеет для них второстепенное значение.

2. Политические угрозы

Наряду с социально-экономическими проблемами нерешенность политических вопросов, отсутствие должного регулирования социально-политических процессов властными структурами, отсутствие у населения легальных методов воздействия на политико-властную структуру, кризис государства и его институтов, региональные политические конфликты создают дополнительную почву для недовольства в стране.

Социально-экономические и политические угрозы способствуют сокращению рождаемости, средней продолжительности жизни в стране, деформируют социальные и трудовые ресурсы общества, его нравственный и творческий потенциал. Их негативное воздействие на безопасность государства как социально-политической системы налицо.

3. Демографические угрозы

Рост численности населения, его отдельных социальных групп, неограниченная миграция и другие демографические проблемы оказывают определенное воздействия на сферу национальной безопасности. Данные факторы выходят на первый план, когда нарушается социальное равновесие, возникает дисбаланс, в результате чего одна или несколько социально-демографических групп ощущает неудовлетворенность сложившейся ситуацией.

В определенных ситуациях демографический фактор оказывает решающее воздействие на национальную безопасность. Но его следует рассматривать только и исключительно во взаимосвязи с другими угрозами (социальными, экономическими, политическими) и, в частности, с национально-культурными.

4. Национально-культурные угрозы

В современном мире доминируют сложные полиэтнические государства. Но совместное территориальное существование представителей нескольких этнических групп часто приводит к возникновению культурно-национальных противоречий и стимулирует народы, оказавшиеся в дискриминированном положении, к активной борьбе. В случае рассогласованности между культурно предписанными стремлениями и социально-структурированными средствами их реализации на вооружение зачастую берутся экстремистские методы противостоянии доминирующей культуре, пропагандирующие:

– насилие или угрозу его применения;

– одномерность, однобокость восприятия общественных проблем;

– фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои взгляды, принципы оппонентам;

– бездумное и беспрекословное выполнение всех приказов, инструкций;

– опору на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум;

– неспособность к толерантности и компромиссам.

Особое распространение подобные культуры получают в периоды кризисов, в состоянии аномии, когда наблюдается эрозия политических, правовых, социальных и других норм и ценностей, господствовавших ранее в обществе. Старый идеологический фундамент не может обеспечить эффективного функционирования социальных структур, а новый еще не настолько крепок, чтобы его приняли все (или большая часть) члены общества.

Ситуация на Северном Кавказе России на рубеже ХХ-ХХI веков – один из самых ярких примеров того, как национально-культурные, демографические, политические и социально-экономические проблемы дестабилизировали российский социум.

5. Технико-технологические угрозы национальной безопасности

Немаловажное воздействие на национальную безопасность оказывают современные научно-технические изобретения и запасы ядерного, химического, биологического оружия, сосредоточенные на территории государства.

Например, в России на сегодняшний день 60% запасов химического оружия хранится в аварийных хранилищах. Трудно себе представить, что произойдет с населением и окружающей средой при полном или частичном разрушении хотя бы одного хранилища, в котором содержится 496 химических авиационных бомб, в каждой из которых 247 кг сильнодействующих отравляющих веществ. Что будет делать правительство, если хранилища захватят или возникнет возможность использования химических веществ? Вероятно, руководство страны пойдет на всевозможные уступки, дабы предотвратить экологическую катастрофу, избежать человеческих жертв и не допустить многомиллионного материального ущерба.

Внешние угрозы подобно внутренним имеют многообразную природу происхождения. Но в отличие от вышерассмотренных угроз онисвязаныс деятельностью государства на международной политической арене и процессами, происходящими в мире.

Среди основных внешних угроз современной России можно выделить три основных группы:

1. Долгосрочная политика ряда международных сил и держав, направленная на лишение России независимости, вмешательство в ее внутренние дела, ущемление ее экономических и иных национальных интересов.

Данное предположение подтверждают ряд акций, воплощенных в жизнь не без помощи ряд западных государств. А именно:

— разрушение Советского Союза, который являлся носителем идей социальной справедливости и равенства;

-идеолого-психологическая обработка населения стран бывшего соцлагеря западными средствами массовой информации;

— спонсирование деятельности экстремистских и террористических группировок на территории России;

— попытки навязывания западной политической системы, культуры и пр.

2. Вторая группа угроз связана с возможностью применения против России ядерного оружия и оружия массового поражения.

Совершенствование и увеличение запасов ядерного вооружения мировым сообществом, отсутствие жесткой и унифицированной системы контроля за распространением ядерных технологий, оружием массового уничтожения и средств их доставки создает серьезную угрозу для международного сообщества. Ибо новейшие ядерные, биологические, бактериологические и информационные технологии могут оказаться в руках любой хорошо организованной группировки. Особый интерес к ним проявляют глобальные террористические сети.

Угрожая взрывом, химической или биологической атакой, апеллируя к страхам, окутанным легендами о Хиросиме, атаках в Токийском метро, спорах сибирской язвы и т.п., террористы способны изменить сложившуюся систему политико-властных отношений, курс государственной политики, провести перераспределение материальных ресурсов и т.д.

3. Третья группа угроз связана с негативными последствиями глобализационных процессов. Среди них особо следует выделить повышение проницаемости границ, увеличение числа и активности террористических организаций, беспрецендентный рост влияния транснациональных корпораций и финансовых групп на социально-экономическое и политическое развитие национальных государств и другие угрозы.

Этнополитический терроризм

На рубеже ХХ-ХХI веков резко обострилась проблема терроризма. Он вышел на первый план не только в национальной, но и мировой политике. В настоящий момент любой из нас, независимо от пола, возраста, социального положения и места жительства может стать жертвой террористического насилия, оказаться в ситуации физического или психологического прессинга со стороны террористов. Данное обстоятельство обусловливает необходимость детального исследования террористической угрозы с точки зрения конкретизации понятия «терроризм», анализа его структурных элементов, форм и особенностей.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе насчитывается более сотни различных определений терроризма. Это связано с тем, что терроризм – многоплановое явление, поэтому часто исследователи обращают внимание только на одну из сторон данного феномена, через которую и определяют терроризм.

Существующие определения терроризма можно классифицировать по следующим группам.

В первую группу следует включить определения, согласно которым терроризм определяется как разновидность насилия. Данный подход, представленный в законах РФ и западных стран, доминируя над остальными, является однобоким, поскольку не определяет грань между терроризмом и другими проявлениями насилия (например, чисто уголовной или преступной деятельностью) и не характеризует его общественные корни (причины), практически не рассматривает социально-политические и социально-психологические последствия террористической деятельности.

Подобным недостатком страдают и определения второй группы, также преобладающие в нормативно-правовых документах и определяющих терроризм как разновидность преступной деятельности.

Третью группу представляют определения, акцентирующие внимание на психологических последствиях терроризма (Р.Арон, Э. Арегача), нацеленного на устрашение и запугивание живых людей, создание невротического страха, при котором человек впадает в апатию или совершает действия, вредные или даже губительные для него самого. Этим терроризм отличается от собственно преступных действий, цель которых – добиться экономической выгоды (ограбление банка, взятие заложников с целью выкупа и т.п.) или ликвидировать конкурента. Психологический подход кардинально отличается от представленных выше, потому что здесь рассматриваются цели и последствия террористической деятельности.

Четвертая группа исследователей (Б. Дженкинс, У. Лакер, Н. Хэнкок, Ю. Авдеев, И. Карпец) преодолевает главный недостаток многочисленных дефиниций данного явления, акцентирующих внимание на второстепенных признаках терроризма, целях и средствах их достижения. Они определяют терроризм как «форму политической борьбы» и утверждают, что главным в терроризме является его политическое начало, доминирующее над остальными.

Действительно, терроризм – социально-политическое явление. Он порожден социумом, общественной средой, проблемами и противоречиями, которые государственные институты не решают своевременно и должным образом. Глубинные корни терроризма кроются в обществе и государственной политике. Не уделяя необходимого внимания существующим проблемам, не разрешая их надлежащим образом, само государство способствует возникновению экстремистских способов их решения. Появление терроризма обусловлено неадекватной политикой государственной власти, ее неумением и неспособностью урегулировать существующие социально-политические противоречия или предоставить определенным социальным интересам легальные способы их выражения и реализации. В такой ситуации и зарождается терроризм, который становится асоциальным, противоправным и антигуманным средством воздействия на властные структуры. Своими действиями он способствует привлечению внимания широкой общественности к вышеотмеченным проблемам. Важно понимать, что терроризм, политика и общество – три неразделимых элемента единой цепи.

Поэтому терроризм можно определить как политикоорганизационную форму экстремизма, порожденную определенными социально-политическими противоречиями и проблемами и представляющую собой, как правило, вооруженное и идеологически обоснованное насилие или угрозу его применения, предполагающие деятельность против личности и общества (его институтов) с целью социально-психологического устрашения и влияния на органы государственной власти (мировое сообщество) для изменения государственной политики в интересах определенных сил.

Специфику терроризма как социально-политического явления помогают раскрыть его структурные элементы.

Первый из них – субъекты террористической деятельности, которые представляют собой широкую систему государственных и негосударственных структур (правительственные организации, социальные группы и т.д.).

Второй важнейший элемент терроризма – это его цели. Терроризм невозможен без определенной цели – идеалистического фундамента, обосновывающего и оправдывающего политическое насилие. Терроризм всегда политически мотивирован и ориентирован на определенные политические результаты.

Объекты террористического воздействия представляют собой еще один важный структурный элемент терроризма.

В качестве таковых могут выступать: государство, все его граждане или отдельные государственные звенья (например, правоохранительные органы), большие, средние и малые социальные группы и иные слои населения. Объектом терроризма являются не только жертвы, погибшие от рук террористов, но и люди, оставшиеся в живых.

Устрашение и запугивание живых отличает терроризм от чисто уголовных действий, в которых экономическая выгода выходит на первый план, а психологическое воздействие не имеет значения.

Четвертый структурный элемент, без которого немыслим терроризм, – это средства и методы террористического воздействия, перечень которых расширяется, а сами они усложняются и совершенствуются по мере развития террора.

Сегодня средства и методы террористического воздействия представлены в самых разнообразных формах вооруженного насилия. Их спектр колеблется от похищения заложников, направления бомб-посылок и зараженных писем до поджогов, взрывов, вооруженных нападений, захватов воздушных, наземных и морских судов, убийств, ограблений и т.п.

Пятый элемент – масштабы террористического воздействия, которые расширяются по мере развития терроризма и приобретают все большую актуальность с середины ХХ века.

Наконец, шестой элемент терроризма – его причины и мотивация. Отмеченный элемент существенно дополняет социально-политическую картину исследуемого явления. Ибо глубокие корни терроризма уходят в существующие этнические, религиозные, социально-экономические, политико-правовые проблемы и противоречия, которые органы государственной власти не решают или решают, не считаясь с их природой. Наличие общественно-значимых проблем, невозможность решить их легитимными способами приводит к появлению терроризма и террористических организаций.

Следовательно, терроризм не «война вооружений». Терроризм — мощное идейно-политическое оружие, некий «образ жизни, образ смерти и смысл человеческого существования»,следствие нерешенности тех или иных проблем.

Существенно дополняет представленную выше социально-политическую картину терроризма – рассмотрение его разновидностей.

В зависимости от субъекта, терроризм может быть представлен как государственный и оппозиционный.

Государственный терроризм, осуществляемый господствующей элитой, стремится установить и поддержать доминирование определенной системы политико-властных отношений специфическими средствами (путем угрозы или применения идеологически обоснованного насилия против личности или общества).

Оппозиционный терроризм представляет собой форму протеста против проводимой государственной политики, методов решения проблем, существующих в обществе. Здесь в качестве террористов выступают одиночки, стихийно-массовые общности или хорошо организованные и структурированные террористические группировки.

В зависимости от целей, терроризм можно классифицировать следующим образом:

1. Религиозный, осуществляемый для закрепления определенных религиозных убеждений и ослабления позиций других конфессий, которым стремятся нанести максимально возможный ущерб.

2. Националистический и(или) расовый, который путем устрашения преследует другую нацию(расу), стараясь избавиться от ее власти, иногда захватить имущество и землю, отстоять свое национальное достоинство и достояние. Таковым является терроризм на территории Российской Федерации. Взрывы, похищения, набеги вооруженных бандформирований на мирное население, захваты заложников и т.д., завуалированные националистическими лозунгами, осуществлялись с одной единственной целью: разрушить существующую систему государственного и этнокультурного устройства.

Этнополитическая форма характерна не только для российского терроризма. Примерами могут служить сепаратистские движения басков в Испании, корсиканцев, бретонцев, эльзас-лотарингцев во Франции и т.д. Примечательно, что даже в странах с развитой демократией межэтнические противоречия и этносепаратистские устремления оказывались сильнее уважения общепризнанных прав и свобод человека.

3. Социальный, или революционный, терроризм ориентирован на радикальное переустройство существующей системы политико-властных отношений и мира в целом. Здесь политические претензии и амбиции выходят далеко за пределы отдельных сфер социальной жизнедеятельности, террористы стремятся к коренным политическим, социальным и экономическим преобразованиям.

Отметим, что все вышеперечисленные виды террористической деятельности есть проявление политического терроризма. Все они касаются борьбы за власть или вопросов воздействия на нее с позиций определенных социальных интересов и ставят перед собой определенные политические цели. Самыми распространенными из них являются следующие:

1) выражение протеста против политики правительства;

2) физическое и моральное устрашение политических оппонентов;

3) дестабилизация деятельности государственной власти;

4) изменение политического строя.

Масштабы терроризма являются основанием для его деления, как на внутренний, так и на международный.

Участниками внутреннего терроризма являются граждане одного государства, а последствия террористической деятельности не выходят за пределы страны.

Международный терроризм затрагивает интересы двух и более государств. Здесь объектом непосредственного воздействия выступают: государственные и международные отношения, суверенность государства, право наций на самоопределение, функционирование международных, воздушных, морских коммуникаций и т.п.

Наряду с субъектами, целями и масштабами, основанием для типологизации могут быть средства и методы, используемые для совершения террористических актов. С этой точки зрения терроризм может быть представлен в виде убийств и покушений, вооруженных нападений, взрывов, похищений, захватов заложников, захватов транспортных средств и т.п.

В заключение рассмотрим особенности современного терроризма, которые необходимо принимать во внимание в процессе построения эффективной системы противостояния данной угрозе.

Современный терроризм в отличие от своих предшественников кардинально трансформировался, изменениям подверглись все его структурные элементы.

Во-первых, поражает впечатляющая многоликость современного терроризма. Сегодня государство, социальные группы и общности, отдельные личности используют террор для достижения определенных политических целей.

Высокая организованность и структурированность представляет вторую особенность современного − международного этапа развития террористической деятельности. Нынешние террористические акты в редких случаях подготавливаются и осуществляются террористами-одиночками. Как правило, за их подготовку и проведение отвечают целые «концерны», имеющие свою собственную разветвленную структуру во многих странах. Они состоят из руководителей и исполнителей, идеологов и практиков, специалистов по совершению убийств, диверсий, изготовлению фальшивых документов и т.п.

Третья особенность современного терроризма связана с расширением географических рамок террористической деятельности до глобальных масштабов. Сегодня ни один континент планеты не чувствует себя в безопасности, любая точка земного шара может стать объектом террористических атак. Глобальность проявляется и в трансграничности террористических организаций. Многие из них осуществляют подготовку специалистов в одной стране, проводят террористические акции в другой, в третьей укрываются, из четвертой финансируются. Неслучайно мы характеризуем современный терроризм как международный.

Четвертая особенность этапа международного терроризма состоит в его глубокой противоречивости, ибо, с одной стороны, он становится все более опасным, агрессивным, а его масштабы порой удивляют и ужасают. С другой – он, видимо, превратится во все более бесперспективный метод политической борьбы с точки зрения достижения поставленных целей, поскольку вызывает негативную ответную реакцию органов государственной власти и населения. Он способствует переходу от демократического общества к полицейскому или диктаторскому, приводит к многочисленным ограничениям прав и свобод, а соответственно к резкому уменьшению вероятности достижения поставленных террористами целей.

Пятая особенность характеризуется расчетом террористов на психологическое устрашение и деморализацию простых обывателей. Современный терроризм не устраивает молчаливая партизанская война, ему необходим крупномасштабный публичный социально-психологический эффект. Для этого создаются грандиозные «театральные представления» и привлекаются разнообразные средства массовой информации.

Соответственно театральность и публичность определяют шестую особенность международного этапа террористической деятельности.

Желание привлечь внимание масс и запугать общественность заставляет терроризм постоянно изменяться и использовать новейшие технические изобретения в своей деятельности – химическое, биологическое, информационное оружие, что определяет седьмую специфическую черту современного периода террористической деятельности.

Таким образом, новая цивилизация возродила старое чудовище в новом облике, имя которому терроризм. Жить дальше, ничего не делая, невозможно и просто бессмысленно. Необходимо искоренить или, по крайней мере, уменьшить интенсивность распространения столь очевидного зла. Вопросу противостояния внутренним и внешним угрозам национальной безопасности посвящен следующий раздел нашего учебного пособия.

Источник

Оцените статью