Внутренняя организация палат парламента зарубежных стран

Внутренняя организация палат парламента в зарубежных странах.

Федеративные государства имеют обычно двухпалатный парламент, в котором верхняя палата представляет субъектов федерации (США, Германия). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция).

В большинстве парламентов после их созыва создаются партийные фракции (группы). В современный период в ряде новых конституций, и особенно в регламентах парламентов (палат), получили закрепление порядок формирования и права парламентских фракций.

Партийные фракции занимают важное место в парламентском механизме. По согласованию с лидерами фракций подбираются кандидатуры в руководящие органы парламента и его палат, подготавливаются списки председателей и членов постоянных и временных комиссий и других органов парламента. Все эти органы образуются обычно на основе пропорционального представительства от парламентских фракций.

На уровне фракций ведутся переговоры об образовании правительства. Но значение фракций выходит за рамки чисто парламентской деятельности, поскольку они активно влияют на формирование руководящих органов своих партий и на проводимую ими политику.

Ведущую роль в деятельности парламента играет его руководящий орган. В странах с двухпалатной системой каждая палата формирует свой руководящий орган.

Руководство парламента (палат) осуществляется либо единолично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, комитетом). Председатель нижней палаты, вице-председатели, секретари либо коллегиальные руководящие органы образуются самой палатой.

Пост председателя верхней палаты замещается по-разному. В одних странах он избирается самой палатой (Франция, Италия, Япония). В некоторых президентских республиках председателем верхней палаты по должности становится Вице-президент.

Компетенция руководящего органа распространяется на все аспекты парламентской деятельности. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, обладает дисциплинарной властью. Он определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством, руководит прениями, устанавливает на основе регламента процедуру обсуждения вопросов и порядок голосования, координирует работу парламентских органов, ведает парламентским бюджетом.

Читайте также:  Страны азии с водопадами

Важной составной частью парламентов являются их комиссии (комитеты). Они образуются либо на весь срок парламентских полномочий, либо на каждой сессии. Почти во всех двухпалатных парламентах свои комиссии создает каждая палата, хотя могут образовываться и объединенные комиссии. Наиболее распространенная среди последних — согласительная комиссия, задачей которой является выработка согласованных решений при возникновении разногласий между палатами по тому или иному вопросу. Постоянные комиссии имеются во всех парламентах, но помимо этого в некоторых могут создаваться и временные комиссии для рассмотрения конкретного законопроекта или иного вопроса либо для подготовки сложных вопросов, относящихся к ведению нескольких комиссий (смешанные).

В парламентах создаются и различные, так называемые, вспомогательные органы. В странах, в которых парламент осуществляет контроль за правительством и администрацией, имеются специальные парламентские органы контроля: ревизоры, контролеры, омбудсманы, особые представительства и др.

Для оказания помощи председателю парламента (палаты) могут создаваться советы старейшин, конференции при председателе и т.д. В них кроме председателя парламента входят вице-председатели, представители парламентских фракций, иногда также председатели постоянных комиссий парламента.

Для организации выборов во внутренние органы парламента (палаты) в некоторых из них создаются специальные комитеты по подготовке выборов на основе пропорционального представительства от партийных фракций. Эти комитеты подготавливают списки членов постоянных и временных комиссий, а также иных органов, и если не возникает возражений среди депутатов, то предложения комитетов одобряются обычно без голосования.

Большую помощь депутатам в их работе и всему парламенту оказывают различные парламентские службы (канцелярии, секретариаты, административные конторы), состоящие из профессиональных чиновников и работающие под руководством генерального секретаря парламента. Контроль за их деятельностью осуществляют председатель парламента (палаты) и некоторое число избранных депутатов, образующих бюро или управление.

43. Комиссии (комитеты) палат в парламентах стран. Их виды, порядок образования и роль в законодательном процессе.

Как правило, при определении необходимого количества, названия и компетенции комиссий (комитетов), парламентарии исходят из того, что деятельность этих органов должна охватывать все сферы национальной политики. В результате такого подхода в палатах зарубежных парламентов количество постоянных комиссий (комитетов) оказывается обычно довольно значительным.

Парламентские комиссии (комитеты) формируются либо на весь срок парламентских полномочий, либо на каждой сессии. В Национальном Собрании Франции члены постоянных комиссий назначаются в начале легислатуры и ежегодно в начале ординарной сессии.

Численный состав комиссий различен. Обычно депутат может быть членом только одной постоянной комиссии, но имеет право присутствовать на заседаниях других комиссий.

Члены комиссий (комитетов) палат высших законодательных органов зарубежных стран, как правило, назначаются на основе пропорционального представительства парламентских фракций. Председатели парламентских групп передают Председателю нижней палаты списки предлагаемых кандидатов.

При назначении депутатов и сенаторов в постоянные комиссии (комитеты) фракции исходят из двух основных критериев: первый и более существенный — стаж парламентской работы; второй — желание самого депутата или сенатора.

Принадлежность к той или иной постоянной комиссии (постоянному комитету) предполагает и вместе с тем порождает специализацию парламентария в определенной области законодательной деятельности. Этим и объясняется тот факт, что подавляющее число сенаторов и депутатов продолжает заседать в одной и той же постоянной комиссии (постоянном комитете) в течение всего срока своего мандата. Однако при этом не исключена возможность перехода сенатора или депутата из одной комиссии (комитета) в другую. Такой переход может быть как временным (например, когда парламентарий хочет принять участие в рассмотрении законопроекта или законодательного предложения, направленного в комиссию (комитет), членом которой он не является), так и постоянным (в частности, в случае, если сенатор или депутат решает сменить свою специализацию).

Заседания постоянных комиссий (комитетов) парламентов зарубежных стран, по общему правилу, не являются публичными. Протоколы заседаний носят конфиденциальный характер. Безусловно, любой депутат и сенатор имеет право ознакомиться как с самими протоколами, так и с прилагаемыми к ним документами, но только на месте. “

В силу того, что каждая из постоянных комиссий (комитетов) в зарубежных парламентах специализируется в строго определенной области государственной политики, время от времени возникает необходимость в их сотрудничестве. Одной из форм такого сотрудничества является процедура совместных заседаний. Её цель состоит в том, чтобы объединить членов двух или нескольких комиссий (комитетов), заинтересованных в рассмотрении одного и того же вопроса или одного и того же законодательного текста.Другая форма сотрудничества — так называемая процедура расширенных или открытых комиссий.

Практически во всех странах постоянные парламентские комиссии (комитеты) предварительно анализируют внесённые законопроекты и законодательные предложения.

Естественно, что законопроекты и законодательные предложения зачастую затрагивают очень широкий круг вопросов, далеко выходящий за рамки компетенции одной постоянной комиссии. В этой связи предусмотрена возможность рассмотрения законодательного текста одновременно двумя (или несколькими) комиссиями: одной — по существу, другой (или другими) — в целях подготовки заключения.

После того, как законодательный текст передан на рассмотрение постоянной комиссии, она назначает докладчика из числа своих членов. Если на этот пост претендуют несколько кандидатов, то вопрос решается голосованием. Однако, как правило, этого не случается. Член комиссии, назначенный докладчиком по какому-либо законодательному тексту, естественно, является таковым временно, т.е. в период рассмотрения этого текста.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Внутренняя организация парламента и его палат

Руководящими органами в парламенте выступают председатели палат и их заместители. Следует отметить, что в двухпалатных парламентах нет общего парламентского руководства, оно разделено по палатам.

Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель либо коллегиальный орган (бюро в Испании).

Председатель (он же спикер в англоязычных странах) избирается палатой обычно тайным голосованием из состава доминирующей партийной фракции. В некоторых странах спикерами становятся по должности (ex officio). В США, Индии, Аргентине, Либерии вице-президент одновременно возглавляет сенат, т. е. верхнюю палату.

По своим организационным возможностям спикер может быть сильным или слабым. Первый активно руководит заседанием, регулирует прения, применяет дисциплинарные взыскания. Слабый спикер практически не вмешивается в работу палаты. В Великобритании, например, спикер нижней палаты – палаты общин является традиционно сильным, никто не может выступить в палате общин, пока спикер не обратится к нему с разрешением. Обязанности же спикера верхней палаты (палаты лордов) сводятся к тому, что он ставит вопросы на голосование, не вмешиваясь в происходящие прения. Слабым можно назвать и председателя Сената в США, который вообще лишен права голоса в палате, он голосует лишь в случае равного разделения голосов сенаторов, уступая фактическое председательствование в Сенате так называемому председателю pro tempore, как его именует американская конституция, который избирается из числа сенаторов и пользуется правом равного голоса.

Спикер может быть постоянным, т. е. избираемым на весь срок созыва, и временным, избираемым на ограниченный срок. Во Франции, например, председатель Национального Собрания избирается на весь срок легислатуры, а председатель Сената – после каждого частичного обновления палаты.

К внутренним органам парламента относятся партийные фракции, объединяющие депутатов по партийной принадлежности. Фракции имеют организационные преимущества перед неорганизованной частью парламента, им предоставляется право внеочередного выступления от имени фракции, они кооптируют своих членов в состав комиссий и комитетов, однако создание фракции требует определенного минимального числа депутатов от парламентской партии, в Италии, например, в верхней палате – не меньше 10, в нижней – не меньше 20 депутатов одной партийной принадлежности. Обычно представитель крупнейшей парламентской фракции становится спикером парламента, а его заместители представляют другие, менее влиятельные фракции.

В некоторых странах даже расположение депутатов в зале заседаний выдает их партийный состав. В парламенте Франции после революции 1848 г. консервативно настроенные депутаты рассаживались по правую руку председателя, их оппоненты – по левую, что породило названия: правые, левые партии.

В Великобритании значительная роль в организации фракционной деятельности принадлежит так называемым партийным кнутам (the party whips), которыми выступают партийные функционеры, поддерживающие должную внутрифракционную дисциплину, обеспечивая явку членов фракции в парламент, особенно для участия в голосовании. В каждой фракции насчитывается 12 кнутов, среди которых выделяется главный кнут правительства и главный кнут оппозиции.

Британский парламентаризм примечателен институализацией, официальным признанием парламентской оппозиции, называемой оппозицией ее величества. Лидер парламентской оппозиции имеет официальный оклад наряду с депутатским жалованьем. По традиции лидер оппозиции получает конфиденциальную информацию от правительства по вопросам государственной важности.

Парламентская оппозиция, формируемая партией, получившей на выборах второе место в парламенте, создает так называемый теневой кабинет, который, не обладая административной властью, формирует альтернативную политику, имитируя состав и деятельность правящего кабинета министров, контролируя таким образом правительство и выражая готовность его сменить. Теневой кабинет включает посты «теневых министров», по названию аналогичных правительственным министрам.

В течение каждой парламентской сессии 20 дней в палате общин отводится оппозиции для выражения своего мнения: из них 17 дней основной оппозиции и 3 дня – второй по величине оппозиции.

Структурными единицами парламента или его палат выступают комитеты и комиссии, которые занимаются подготовкой вопросов парламентского ведения, организуют парламентские расследования с принудительным вызовом должностных лиц, в том числе высокопоставленных. В США, например, отказ от явки по вызову комитета или комиссии палаты Конгресса оборачивается штрафом и тюремным заключением. Комитеты, комиссии могут быть как попалатные, так и объединенные, постоянные и временные. Создаются они, как правило, путем пропорционального представительства парламентских фракций.

В ряде стран, например Великобритании,палата по собственному решению и в полном составе может преобразоваться в комитет всей палаты, что сокращает время прохождения закона, поскольку заседания комитета и пленарные заседания соединяются в одну стадию.

В парламентах обычно создаются бюро палаты или советы старейшин как органы координирующие и имеющие совещательный голос. Они решают общие организационные вопросы, такие как дата пленарного заседания, повестка дня и т.п. Состоят из председателя палаты, его замов, председателей постоянных комиссий (комитетов), руководителей фракций.

В ряде зарубежных парламентов существует институт лоббизма (от англ. lobby – прихожая, коридор, кулуар), предполагающий воздействие на парламентариев со стороны частных групп с целью принятия или отклонения определенного законопроекта. Впервые лоббизм был узаконен в США (он основан на первой поправке к Конституции США, провозглашающей право петиций), сегодня распространен в других странах. Лоббизм допускается только на определенных условиях, сохраняющих независимость парламентариев. Лоббисты должны быть зарегистрированы в палатах, обязаны сообщать, чьи интересы они представляют, кто их финансирует, каков размер их личного гонорара. Им разрешается общаться с депутатами, излагать свою позицию, но однозначно запрещено под страхом уголовного наказания подкупать депутатов.

Порядок работы парламента

Парламентская деятельность осуществляется в разнообразных формах: пленарные заседания, работа парламентских комитетов, комиссий, деятельность депутатов в избирательных округах и др.

Фаза активной деятельности парламента именуется сессией, когда созываются пленарные заседания, работают комитеты, комиссии.

В ряде стран германского права (Австрия, Германия) понятия сессии не существует, парламент считается находящимся в состоянии постоянной сессии и созывается председателем по мере необходимости.

Сессия может быть очередной и внеочередной. Очередная сессия обычно созывается главой государства, хотя может собираться в силу собственного права, когда дата ее начала твердо определена, скажем, во Франции это первый рабочий день октября. Обычно созываются две сессии в год: весенняя и осенняя, в более редких случаях проводится одна сессия в год (США, Франция, Япония, Англия), но большей продолжительности. В среднем палаты заседают порядка 100 дней в году. В странах тоталитарного социализма сессии как таковой нет, заседания парламента проводятся в течение считанных дней в году.

Внеочередная сессия обычно созывается по требованию значительной части депутатов, в Италии – 1/3 членов палаты, а также спикера, президента, правительства, в Лихтенштейне – 600 избирателей. Внеочередная сессия бывает непродолжительной, имеет строго определенную повестку дня, по исчерпании которой немедленно прекращается. Как правило, внеочередной созыв одной палаты влечет автоматический созыв другой (Италия), палаты работают синхронно.

В целях обеспечения преемственности сессионной деятельности в зарубежных парламентах придерживаются правила континуитета, т. е. непрерывности, означающего, что каждая последующая сессия начинает рассмотрение вопроса не заново, а с того этапа, на котором завершилась работа предыдущей сессии, что обеспечивает преемственность парламентской деятельности. Правило это действует в пределах одной легислатуры: если это новый созыв парламента, то он начинает рассмотрение незавершенного вопроса заново, поскольку этот парламент не связан обязательствами предыдущего.

Для работы парламента и принятия им решений устанавливается определенный кворум депутатов.

Кворум правомерности заседаний редко превышает 50% депутатов, во многих странах он еще ниже, скажем, в Японии – 1/3 общего числа, а в Англии кворум заседаний составляет 40 членов палаты общин (из 659) и три лорда палаты лордов.

Процедурные решения обычно принимаются большинством присутствующих или участвующих в голосовании, решения законодательные – абсолютным или квалифицированным большинством списочного состава. Квалифицированным большинством обычно решаются такие вопросы, как внесение конституционных поправок, преодоление вето главы государства, лишение депутатского мандата, прекращение прений, отрешение главы государства от должности. А вот в Израильском Кнессете нет определенного кворума ни для работы, ни для голосования. Законы иногда принимались 10–15 голосами при численности парламента в 120 человек.

Деятельность законодательного собрания основывается на гласности и прозрачности. Парламент есть орган публичной власти, заседания парламента являются открытыми, на них могут присутствовать представители СМИ, имеющие аккредитацию в парламенте, даже публика, но в специально отведенных местах, обычно на галерее, в верхней части зала заседаний. В Регламенте Национального собрания Франции, например, записано: «Публика, допущенная на трибуны, присутствует сидя, молча и без головных уборов».

Ряд должностных лиц имеет право беспрепятственного доступа в заседания парламента. Это глава государства, премьер, члены правительства, члены конституционного суда, члены параллельной палаты. При этом им нередко предоставляется право участвовать в прениях. Президент обычно пользуется правом внеочередного выступления.

Закрытые заседания проводятся в исключительных случаях по решению самих депутатов либо по требованию главы государства или правительства. Назакрытых заседаниях присутствуют лишь депутаты и специально приглашенные лица.

Способы голосования весьма разнообразны. Процедурные вопросы решаются открытым голосованием. В современных парламентах используют электронную систему голосования. Выбор должностных лиц – спикера и его замов, а также главы государства – обычно проходит путем тайного голосования бюллетенями. В отдельных странах сохранились архаичные способы голосования, например, методом вставания (Великобритания, Австрия, Бельгия, Дания).

В некоторых парламентах практикуют голосование путем разделения (Палата общин Великобритании, Палата представителей США), когда депутаты голосуют, проходя в противоположные коридоры, что фиксируется счетчиками.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Оцените статью