Внутренняя политика бывших стран ссср

История России

Внутренняя политика СССР в 1920-е годы

Обложка урока взята с источника .

План урока:

Политика коренизации в СССР

Гражданская война в России показала большевикам, что население национальных окраин страны относится к центральной власти с недоверием. Это было связано с тем, что почти все чиновники на местах были русскими либо русскоязычными, и часто они плохо понимали язык местного нерусского населения. Советская власть хотела показать народам, жившим на территории СССР, что она будет поддерживать их национальную культуру. В связи с этим в 1920-1930-х годах в СССР проводилась так называемая политика коренизации.

Суть политики коренизации сводилась к тому, что с русского на местные языки переводился процесс образования и делопроизводства, поощрялось издание газет на национальных языках. Например, на Украине к 1938 г. действовала 21 тыс. школ, из них украиноязычными были 18 тыс. школ, а русскоязычными – только 1500. Если в 1928 г. на украинском языке издавалось чуть более 71% журналов, то через год их доля возросла уже до 84%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других союзных республиках.


Значительная часть газет в Белорусской ССР печаталась на белорусском языке, хотя в 1920-ые годы мало кто мог умел читать по-белорусски Источник

Партия пыталась увеличить численность чиновников, представляющих местное население. Так, в Казахстане с 1924 г. по 1926 г. численность казахов, входящих в коммунистическую партию, увеличилась в 7 раз. Часто новые члены партии даже не знали азбуки. При этом все русскоязычные чиновники были обязаны активно изучать местный язык.

Читайте также:  Списки стран открытие границ для россии

В Средней Азии коренизация сопровождалась насильственной передачей земли местным народам. В Казахстане было ликвидировано 120 русских сел, а постройки передавались казахам. Впрочем, уже в 1927 г. от этой практики коммунисты отказались.

Помимо этого советская власть поддерживала культуру. Открывались театры, в которых актеры играли спектакли на местных языках.

В дореволюционной России лишь некоторые народы (в первую очередь русские, а также грузины и армяне) имели развитую письменность. Языки значительной части народов (особенно живших на крайнем Севере) вовсе были устными. Советские лингвисты начали беспрецедентную работу по созданию алфавитов для бесписьменных народов. При этом и народы, уже имевшие письменность на основе арабского письма (азербайджанцы, татары, башкиры, казахи), переводились на новые алфавиты. Сначала эти алфавиты строились на основе латиницы, однако позже они были изменены и перестроены на основе кириллицы.


Пример киргизской письменности с латинским алфавитом, разработанным в 1920-ые годы. Сегодня же киргизский алфавит основан на кириллице Источник

В итоге политика коренизации способствовала развитию национальных культур народов СССР, повышению статуса их языков. Вместе с тем из-за коренизации многие выпускники национальных школ плохо владели русским языком, что мешало им поступать в русскоязычные ВУЗы. Помимо этого качество образования на местных языках значительно уступало качеству образования в русскоязычных школах. Таким образом, коренизация мешала развитию образования в СССР.

В ряде республик, в особенности в Белоруссии и на Украине,население критически относилось к коренизации. Многим не нравилось, что им искусственно сверху навязывают украинскую или белорусскую национальность. В ответ коммунисты обвиняли противников коренизации в «великодержавном русском шовинизме», под которым понималось чувство превосходства русского народа над остальными народами СССР. В частности, проявлением великорусского шовинизма считалась господствовавшая в Российской империи концепция триединого русского народа , согласно которой русские, украинцы и белорусы на самом деле представляют собой один народ.

Новая экономическая политика (НЭП)

Проводившаяся в годы Гражданской войны политика военного коммунизма оказалась крайне неэффективной. Экономика страны пережила тяжелейший спад, крестьяне часто бунтовали против советской власти. В связи с этим 14 марта 1921 г. по инициативе Владимира Ленина происходит переход к новой экономической политике, или к НЭПу. Суть НЭПа сводилась к тому, что в стране допускались проявления рыночной экономики, что противоречило идеологии большевиков. Ленин прямо заявлял, что НЭП означает «восстановление капитализма в значительной мере». Предполагалось, что политика НЭПа – это временное явление, необходимое для стабилизации экономики и постепенного перехода к социализму.


Владимир Ленин был одним из главных инициаторов политика НЭПа Источник

Первая мера НЭПа сводилась к отмене продразверстки и введению вместо нее продналога. Напомним, что ранее большевики фактически просто изымали у крестьян хлеб, оставляя им лишь минимум зерна, необходимый для прокорма семьи и выращивания нового урожая. Эта политика и называлась продразверсткой. В результате нее крестьяне просто лишились стимула к труду – зачем выращивать хлеб, если его просто заберут? Система продналога означала, что теперь крестьянам заранее объявляли, сколько зерна и других продуктов они должны отдать государству. Излишки же продовольствия крестьяне могли оставить себе и в дальнейшем выставить на продажу. При этом величина продналога была вдвое меньше размера продразверстки. Таким образом, введение продналога давало крестьянам стимул для увеличения производительности труда.


Плакат, разъясняющий крестьянам суть продналога Источник

Вторая важная мера НЭПа заключалась во введении свободной торговли. Монополии государства на различные виды товаров постепенно отменялись. Был установлен упрощенный порядок регистрации промышленных предприятий, на которых разрешался наемный труд. Принимались декр еты [1] , которые гарантировали сохранность частной собственности.

В ноябре 1920 г. было разрешено создание иностранных концессий в РСФСР. Это означало, что теперь иностранные предприниматели могли вести свою деятельность в России. Например, в 1921 г. американец Дж. Винт получил право на добычу золота на Дальнем Востоке, а немецкая компания «Юнкерс» в 1922 г. открыла в Москве авиационный завод. Всего в 20-ые годы в СССР было создано порядка 350 иностранных концессий.


Гидросамолет, который собирали на авиационном заводе Юнкерс в Москве Источник

В годы гражданской войны советское правительство выпускало собственную валюту – так называемые совзнаки, однако они быстро обесценивались. Важно было создать новую, стабильную валюту, которая позволила бы стабилизировать цены на продукцию и наладить торговлю с иностранными державами. В связи с этим в 1922-1924 г. была проведена финансовая реформа Сокольникова (Г. Я. Сокольников в это время занимал пост наркома финансов).


Григорий Сокольников, нарком финансов СССР Источник

На первом этапе реформы в СССР использовались сразу две валюты – старые совзнаки и новые червонцы. Червонец был твердой валютой, он выпускался в виде монеты, содержащей 7,74 г. золота. Таким образом, червонец фактически приравнивался к дореволюционной 10-рублевой монете, которая, в результате реформ Витте , как раз содержала такое же количество золота.

Червонец постепенно вытеснял совзнаки из обращения, поэтому в 1924 г. была проведен второй этап реформы – в течение 1,5 месяцев все совзнаки были обменяны на рубли, причем гарантировался обмен 10 рублей на 1 червонец. Торговля червонцам шла на международных биржах в США, Англии и других странах.


Золотой червонец, выпущенный в 1923 году Источник

Помимо этого в рамках финансовой реформы Сокольникова осенью 1922 г. были открыты фондовые биржи, закрытые после революции. В стране создавались коммерческие банки, которые выдавали кредиты на развитие промышленных предприятий.

В рамках НЭПа был введен так называемый хозрасчет (хозяйственный расчет). Это означало, что государственные предприятия, заплатив обязательные взносы в бюджет, могли самостоятельно распоряжаться оставшимися у них деньгами и продукцией, сами использовали прибыль по своему усмотрению. Фактически работа предприятий, находящихся на хозрасчете, мало чем отличалась от работы обычных коммерческих предприятий.

Вместе с тем в стране сохранялись элементы плановой экономики . В 1921 г. был создан Госплан. Он составлял планы того, сколько и каких товаров должна произвести экономика страны, каковы должны быть цены на различную продукцию. В 1927 г. был создан первый пятилетний план развития страны. Однако существование строгих планов вступало в противоречие с политикой НЭПа, дававшей предприятиям экономическую самостоятельность.


Г. М. Кржижановский – первый председатель Госплана Источник

В целом НЭП позволил восстановить экономику страны после гражданской войны. Однако развитие рыночной экономики привело к появлению экономического неравенства. Появились так называемые нэпманы – новые советские предприниматели и торговцы, которые в глазах народа мало чем отличались от дореволюционной буржуазии. В деревне снова вольготно почувствовали себя кулаки – зажиточные крестьяне.Многие большевики, видя кулаков и нэпманов, чувствовали разочарование, ведь революция должна была принести всеобщее равенство, а фактически происходило восстановление старых, дореволюционных порядков.

Более того, было понимание того, что фактически экономический рост при НЭПе обеспечивается развитием мелкого хозяйства. Большевики же хотели видеть развитие тяжелой промышленности (металлургии, авиастроения, станкостроения и т. д.)

В коммунистической партии начались споры о НЭПе. Одни члены партии предлагали углублять политику НЭПа, а другие наоборот, желали вернуться к идеалам революции. В целом к 1928 г. политика НЭПа была в значительной степени свернута, официально же от нее отказались к 1931 г., когда вышел указ о запрете частной торговли в СССР.

План ГОЭЛРО

Ленин полагал, что особое значение для экономики имеет развитие электроэнергетики. В 1920 г. была создана государственная комиссия по электрификации России, сокращенно ГОЭЛРО. Она составила так называемый план ГОЭЛРО. Он предполагал строительство в течение 10-15 лет порядка 30 электростанций суммарной мощностью 1,75 ГВт, а также других предприятий, необходимых для постройки этих электростанций.


Плакат, пропагандирующий план ГОЭЛРО Источник

В рамках плана ГОЭЛРО страна была условно разбита на 8 экономических районов (Приволжский, Кавказский, Северный и т. д.). Также было запланировано строительство новых железных дорог и каналов. Фактически с проекта ГОЭЛРО началась массовая индустриализация в России. В результате реализации плана ГОЭЛРО выработка электроэнергии к 1932 г. увеличилась в 7 раз по сравнению с 1913 г. Электричество стало активно использоваться на мельницах, лесопилках и других предприятиях.

Отношение советской власти к церкви

После окончания гражданской войны коммунистическая партия продолжила давление на церковь. Для борьбы с голодом 1921-1922 г. в феврале 1922 г. был принят декр ет об изъятии церковных ценностей. Дело в том, что в церквях хранилось множество предметов, изготовленных из золота и серебра и содержащих драгоценные камни. Изъятые ценности продавались за границу, а на вырученные средства закупалось продовольствие для голодающих.

Часть священников сопротивлялась политике большевиков, поэтому власть организовала против них судебные процессы. Некоторые священнослужители приговаривались к расстрелу.


Советский плакат, пропагандирующий изъятие церковных ценностей Источник

Коммунисты начали кампанию по дискредитации Патриарха Тихона. В мае 1922 г. Патриарх был отправлен под домашний арест в Донской монастырь. В советских газетах стали публиковаться письма с требованием наказать Тихона, однако в 1923 г. Патриарх написал письмо, в котором раскаивался в антисоветской деятельности, после чего его выпустили на свободу. Тихон умер в 1925 г., провести выборы нового Патриарха большевики не позволили.

Также коммунисты пытались давить на церковь изнутри, раскалывая ее. Ещё в после Февральской революции в православной церкви возникло движение «обновленчества», сторонники которого желали «модернизировать церковные порядки». В 1922 г. по инициативе Троцкого власть стала активно поддерживать обновленцев, в результате чего возник церковный обновленческий раскол. Уже к концу 1922 г. обновленцы контролировали более двух третей действовавших в России православных храмов.


Александр Веденский – один из лидеров обновленцев Источник

Усиливалась антирелигиозная пропаганда в СССР. В 1922 г. начала выходить газета «Безбожник», чей тираж к 1931 г. достиг 500 тыс. экземпляров. В 1925 г. была создана организация «Союз воинствующих безбожников», занимавшаяся антирелигиозной агитацией. Например, в журнале рассказывалось о том, что в свое время защитники рабства активно ссылались именно на Библию, пытаясь доказать свое право на владение рабами.


Один из антирелигиозных плакатов СССР Источник

Образование в СССР

Большевики уделяли колоссальное внимание вопросам образования. Ещё в 1918-1919 г. был принят ряд декр етов, которые вносили следующие изменения в систему образования:

  • обучение становилось полностью бесплатным;
  • частные школы запрещались;
  • мальчики и девочки обучались совместно в одних классах (до революции они учились раздельно);
  • школа полностью отделялась от церкви;
  • запрещалась изучение какой-либо религии, ограничивалось изучение связанных с религией предметов (церковное пение, церковнославянский язык и т. п.);
  • физические наказания детей запрещались;
  • представители различных национальностей получали возможность учиться на родном языке.

19 июня 1920 г. была создана комиссия по ликвидации безграмотности. Она проводила в стране политику ликбеза (это сокращение от словосочетания «ликвидация безграмотности»). Создавались так называемые ликпункты (ликвидационные пункты), в которых уже взрослые люди обучались грамоте. Обучение длилось в течение 7 месяцев, каждую неделю необходимо было учиться примерно 8 часов. Ликбез позволил значительно повысить грамотность населения. Если в 1914 г. в России грамотными были лишь 30% населения, то к 1926 г. эта доля достигла 57%, а к 1939 г. – 90%.


Обучение грамоте населения на одном из ликпунктов Источник

К 1922 г. сформировалась школьная система. Младшая школа составляла 4 года обучения, средняя школа – 7 лет, старшая – 9-10 лет. В целом к концу 1920-х годов во всем Советском союзе было введено всеобщее начальное образование, но среднее образование ещё не было обязательным.

Активно создавались ВУЗы. Если в 1914 г. в России было 91 ВУЗ, то к 1928 г. их численность возросла до 148. Количество студентов возросла со 127 тыс. в 1914 г. до 272 тыс. в 1930 г.

Уже в 1918 г. было принято решение о том, что рабочие и крестьяне могут поступать в ВУЗы без экзаменов. Однако уровень их знаний был столь низок, что они просто не могли освоить программу ВУЗов. В связи с этим в 1919 г. начали создавать рабочие факультеты, или рабфаки – особые курсы, где рабочие и крестьяне подготавливались к обучению в ВУЗах. Обучение в рабфаке днем приравнивалось к работе на производстве. Уже к 1926 г. примерно 40% поступающих в ВУЗы были выпускниками рабфаков.


Один из рабфаков при Белгородском государственном университете Источник

Развивалась и наука. Уже в 1927 г. в СССР было 25 тыс. научных работников, что вдвое больше показателя дореволюционной России.

В целом политика коммунистов, направленная на повышение грамотности населения, пропаганду атеизма, повышение статуса нерусских народов в СССР была направлена на перестройку всей культуры советского общества и формирование новой идеологии. Все эти мероприятия нередко объединяют под одним понятием – культурная революция в СССР. Проводившаяся же в 20-ые годы в экономике политика НЭПа, напротив, не соответствовала идеологии партии и во многом была вынужденным отступлением, так как у большевиков просто не получилось сразу создать в России эффективную плановую экономику. Однако уже к концу 20-ых годов происходит отказ от политики НЭПа.

Источник

Оцените статью