Воображаемое путешествие как прием

Игра-путешествие, как форма развития познавательной активности детей.
консультация по теме

Игра – путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия.

Скачать:

Вложение Размер
igra-puteshestvie.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра- «путешествие», как форма развития

познавательной активности детей.

Воспитатель МБДОУ Ярский детский сад №3 «Улыбка»

Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника – обследовательской, предметно-манипулятивной, познавательной. Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон действительности.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения и для развития познавательной активности. Практика обучения показала, что на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Игра – путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия.

Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции), т.е. эффективность во многом определяется руководством детской деятельности со стороны педагогов и организаторов игры-путешествия.

Именно через них дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей действительности.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушаю пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была более полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, и возможные ролевые и игровые действия).

Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в которой она протекает (например, заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов). Это могут быть различные слова и действия : «Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды на себя, чтобы палящее солнце пустыни не сожгло бы вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара (при этом сам руководитель изображает, как он надевает на себя головной убор, ветровку, проверяет, как сделали тоже самое туристы). Проверить, у всех ли есть фляги с водой: нам предстоит длительный переход по безводной пустыне, наверняка захочется пить».

Шагая во время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель прости экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалится (при этом сам делает то, что нужно).

Отправляясь в зимний лес, воспитатель просит всех потеплее одеться, получше завязать шапки, чтобы не замерзнуть.

Во время воображаемого похода напоминает, чтобы не снимали варежки, прости растереть щеки, чтобы их не отморозить, постучать ногами, чтобы разогреть их.

Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику.

Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора зоопарка, дети – роль посетителей (это главные роли). Сопутствующие роли – это шофер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который проверяет и отбирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, которая продает мороженое, конфеты и т.д.

Атрибутикой в игре является роль автобуса, касса, деньги, билеты, мороженое, конфеты, фартук и кокошник буфетчицы, пиджак т очки директора (для его солидности). Если все это будет подготовлено, а дети будут знать, как исполнять роли, то игра станет интересной, полноценной – программное содержание занятия (ознакомление детей с животными зоопарка и условиями их содержания) воспитателю в роли директора нетрудно реализовать.

В играх-путешествиях большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. «Оптические приборы», ограничивая объективом пространство обзора, создают хорошие визуальные условия для наблюдения, для рассматривания новых объектов. Фотографировать, смотреть в бинокль или подзорную трубу – это игровые действия, которые помогают удерживать детей в пространстве игры.

Фотоаппарат обладает еще одним игровым преимуществом: дети не только фотографируют объекты, но и «проявляют» потом фотографии – рисуют и тем самым отражают свои впечатления, что ценно как в познавательном, так и эмоциональном плане.

Игры-путешествия рекомендуется использовать со средней группы. Практика показала, что оценить работу детей целесообразнее по ходу игры, а не в конце ее. При этом будет лучше, если замечания и подсказки (как исправить то или иное положение) будут исходить не от педагога, а от игрового персонажа. Указывая ребенку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создает для игрового персонажа. Такая форма занятий способствует естественному переходу учебного занятия в игру. От лица персонажа игры воспитатель может предложить выполнить те или иные действия, которые будут способствовать формированию или закреплению нужных навыков и умений. В игре-путешествии ребенок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценить выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств. Принимая определенную роль и действуя в ней, ребенок спокойно воспринимает критические замечания в свой адрес, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.

В старшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно обучить детей взаимодействию друг с другом. Работа по данному направлению начинается с постановки единой цели для всех, с объяснения в необходимости сотрудничества, с формирования заинтересованного отношения к общему действию.

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени – это не опасно, т.к. качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Темы для путешествий могут быть разнообразными. Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от их возраста, возможности показать те или иные предметы.

«Типы исследований»: путешествие по карте, путешествие по «реке времени» доступны и интересны дошкольникам, позволяют им занять активную исследовательскую позицию.

Путешествия инициируются взрослым, но органично принимаются ребенком. Создается благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи:

*Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира, частях света и родной стране);

*Путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта).

Темы, связанные с представлениями о живой и неживой природе, о социальных явлениях, рукотворном мире, а также некоторые основы географических и исторических представлений.

Источник

«Игра-путешествие, как одна из эффективных форм развития старшего дошкольного возраста»

Автор: Ковалевская Оксана Николаевна

Статья «Игра-путешествие, как одна из эффективных форм

развития старшего дошкольного возраста»

Ковалевская Оксана Николаевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 46»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования Обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:

    формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

Одной из форм образовательного процесса, способствующей наиболее эффективному решению перечисленных задач является игра-путешествие. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, в процессе которой происходят качественные изменения в психике и сознании ребёнка, формируются те или иные качества личности, воспитывается отношение к окружающей действительности и социуму.
Игра как метод развития ребенка — это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания социального мира. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, С.Н. Николаева назвала игровой обучающей ситуацией (ИОС). Правда она раскрыла её суть и значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Как показывает практический опыт, данная форма является эффективной и в общем развитии дошкольников.

По определению С.Н. Николаевой, ИОС — это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

    она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты — сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть “зовущие слова”, вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями.

Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.

Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Путешествия в данном случае — это собирательное название различного рода игр. В ходе игры-прогулки по улице в качестве пешеходов дети закрепляют знание дорожных знаков, правил безопасного поведения на улице. Данные представления закрепляются в процессе игровых заданий, которые выполняют в специально организованной игровой обстановке: нарисованная на полу проезжая часть с игрушечными автомобилями, пешеходный переход из полосок бумаги, остановка, выстроенная с помощью обычных детских стульчиков, стойки с дорожными знаками. Важно заинтересовать детей предстоящей деятельностью, например, пригласить их в музей, до которого необходимо добраться пешком, соблюдая правила движения пешеходов.

Путешествие по улицам родного города может происходить на воображаемом виде транспорта. Детям предоставляется возможность выбора. Обсудив плюсы и минусы всех видов предложенного транспорта, дети решают, что самый подходящий для передвижения по городу с большим количеством детей транспорт это автобус. В данной игре целесообразно использовать компьютерную презентацию с фотографиями достопримечательностей родного города. Дети, «виртуально посещая интересные места», в игровой форме получают новые знания о родном городе, чему способствует обязательная в игре роль экскурсовода, которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, узнают на фото уже знакомые, получают самые различные сведения о жизни города, учатся любить и гордиться им. Вовлечение детей в различные ситуации в сочетании с деятельностным подходом, например «уборка мусора» на берегу воображаемого пруда, способствует воспитанию у них ценностного отношения.

Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику. Например, в игре «Путешествие по родному городу» воспитатель исполняет роль экскурсовода, дети — роль экскурсантов (это главные роли). Сопутствующие роли — это шофер автобуса, на котором едут дети; кассир, который продает билеты. Если будут подготовлены атрибуты, а дети будут знать, как исполнять роли, то игра станет интересной, полноценной. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают.

Чтобы игра была полноценной и через неё возможно было реализовать поставленные дидактические задачи, педагогу необходимо тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с детьми, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Важно не только сообщать детям определённую информацию, но и вовлекать их в интересную увлекательную деятельность: например путешествуя по островам разных настроений дети учатся узнавать различные эмоциональные состояния, уважительно относится друг к другу, правильно вести себя по отношению к окружающим. «Освобождая» жителей сказочной страны от чар злого волшебника, который украл у них хорошее настроение, дети учатся договариваться, согласовывать свои действия. Это происходит в процессе выполнения таких игровых заданий как: проведи девочку с закрытыми глазами по воображаемому мосту, обходя препятствия; совместными усилиями превратить заколдованную закорючку в предмет; составить в парах предложение по картинкам, которое подскажет дорогу к замку злого волшебника. Такие задания способствуют воспитанию дружеских взаимоотношений и сплочению детского коллектива. Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию.

Игра-путешествие может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени — это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Для решения поставленных задач также можно предложить детям игры путешествия по страницам конвенции прав ребёнка, в театр, в «Страну добрых поступков», в «Страну мальчиков и девочек» и другие.

Таким образом, игра-путешествие позволяет организовать реальное «сейчасное» проживание активного отношения к вполне определенным явлениям жизни в противовес сообщению определённой информации и обучению нормативным действиям. Игры-путешествия способствуют формированию у детей активной социальной позиции, воспитанию самостоятельной творческой личности.

1. М.В. Ильина «Чувствуем – познаем – размышляем», М.: «Аркти», 2014 г.

2. С.А. Козлова «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», М: «Academ»А, 2012 г.

3. Л.Л. Мосалова «Я и мир», С-Пб.: «Детство-пресс», 2011 г.

4 . С.Н. Николаева, И.А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников», М: Издательство ГНОМ и Д, 2013 г.

Источник

Читайте также:  Экскурсия по каирскому египетскому музею
Оцените статью