Окружающий мир (4 класс): придумать рассказ о путешествии в Средневековье.
Задание в учебнике: Придумай рассказ о своем воображаемом путешествии в Средневековье.
Рассказ о путешествии в Средневековье.
Если бы я путешествовал в средневековье, то наверное присоединился к купцам, везущим специи из Восточных стран. Чтобы продать свой дорогой товар торговцы много путешествовали по всей Европе и конечно видели больше, чем остальные люди. С удовольствием походил бы я по тесным улочкам европейских городов, где балкончики противоположных домов почти соприкасаются друг с другом. Походил по площадям и посмотрел на величественные храмы и ратуши. Тогда это были самые большие здания в городах и их не закрывали высотки. Конечно, наш торговый караван посетил бы европейских правителей, живущих в укрепленных замках. А если бы мы попали на рыцарский турнир и на пир в его честь я был бы счастлив. Еще я обязательно познакомился бы со средневековыми мальчишками и узнал во что они играют и какие у них игрушки. Еще мне очень интересно было бы попасть в средневековую школу и сравнить ее с сегодняшней. Что осталось неизменным, а что поменялось. А потом вместе с караваном мы вернулись на Восток за новой партией пряностей, и тогда бы я от них незаметно отстал и вернулся домой. Жалко, что у меня нет машины времени.
Задание в учебнике: Представь себе, что ты владелец замка. Как ты будешь принимать и развлекать своих гостей?
Средневековые замки были не слишком уютны. Поэтому если бы я был владельцем замка, то приглашал к себе гостей только летом, чтобы они не мерзли. На всякий случай я разжег бы в камине огонь, чтобы было не сыро и накрыл большой стол. Я знаю, что в средние века одним из развлечений господ была охота. А значит, после завтрака я вместе с гостями отправился бы на охоту, добывать ужин. Потом мы пожарили бы мясо и устроили большой пир. Позвали танцоров и музыкантов и сами тоже потанцевали и спели. На следующий день можно было бы устроить рыцарский турнир. Я не очень хорошо знаю, как они устраивались, поэтому пришлось бы нанять ведущего, который бы все устроил. Потом, если бы позволила погода, можно было бы устроить пикник прямо на улице. Надеюсь, гостям бы у меня в замке понравилось.
Источник
Придумай рассказ о своем воображаемом путешествии в Средневековье
«…И вот мы попали в Средневековую Францию. Перед нашим взором, в конце холмистой равнины, на самом высоком холме возвышался «Замок Альберт»
При приближении к Замку казалось, он надвигается на нас, подавляя могуществом своих башен и крепостных стен.
Построенный на высоком холме, обнесенный рвом с водой он представлял мощное фортификационное сооружение.
Стены были 3 метра в толщину и 12 метров в высоту. Чтобы защитится от подкопов, перед крепостными стенами устроены каменные отмоски. Боевой ход на вершине крепостной стены позволял защитникам метать снаряды в противников внизу, а парапет обеспечивал дополнительную защиту. Многочисленные башни с бойницами дают возможность защитникам замка вести продольный огонь вдоль стены.
Когда мы подошли к замку, то мост был опущен и с разрешения стражников мы зашли внутрь.
В центре внутризамковой площади размещался Донжон.
Донжон это основная башня которая составляла ядро, самую укрепленную часть цитадели замка. Управляющий всеми делами замка позволил нам осмотреть Донжон. На первом этаже находятся складские помещения для большей части съестных припасов, а также арсенал, где хранится оружие и военное снаряжение. Здесь, же находится источник питьевой воды, который бережно охраняется. Выше были помещения стражи, кухни и жилые помещения для солдат замкового гарнизона, а на верхнем этаже жили сам хозяин замка — Рыцарь, его семья и свита.
Еще одной деталью замка, которая считалась абсолютно необходимой, была домовая церковь или капелла, которую располагали в башне на тот случай, если защитники оказывались отрезанными от двора, если тот был захвачен противником.
На жилом этаже основным местом пребывания всех обитателей замка была Зала, в ней расположен огромный камин, которым в холодное время отапливали жилые помещения, стены были завешены специальными ткаными коврами – гобеленами, чтобы уберечься от сырости и сквозняков. Напротив камина было возвышение-помост на котором стоял стол для принятия пищи хозяином, членами семьи и близких людей.
Простые воины и слуги ели ниже помоста, за простыми столами с лавками. Стулья полагались только высокородным господам.
Утро началось с церковной службы – мессы. После службы все живущие в замке занялись своими обязанностями. Кухарка вместе с помощниками пошла на кухню, где была большая печь и множество всякой утвари. Работать ей приходится очень много. Для того чтобы накормить господина и всех работников требовалось немало продуктов, которые нужно было подготовить для приготовления разных блюд.
Комнатные служанки шли убирать покои господина и его жены, комнаты были раздельные. Няньки занимались детьми. Воины на внутренней площадке тренировались и учились воинскому искусству, готовили оружие. Помощники воинов – служки и пажи, чистили одежду воинов, смотрели за лошадьми, носили доспехи за своим рыцарем.
Хозяин замка после обхода замка и стражи, тоже принимал участие в боевом обучении, после обеда просматривал замковые учетные книги, планировал доходы и расходы. Женщины замка занимались домашним хозяйством: пряли, ткали, шили одежду, собирали в ближайшем лесу ягоды, грибы, лекарственные травы, делали заготовки на зиму, солили и коптили мясо, рыбу, делали целебные настойки разных трав.
Вечером, все обитатели замка снова собирались к вечерней мессе, а потом шли в большую Залу, освещенную факелами и свечами. Ужинали, играли в кости, шахматы, слушали менестрелей и истории былых времен, обсуждали планы на будущее.
Вот хозяин замка встав из-за стола, показал всем, что пора идти отдыхать, хозяйка замка, вместе с детьми и няньками пошла в хозяйские покои, зал постепенно пустел, слуги занялись уборкой. Рыцарь вместе с начальником стражи обошел замок, проверил ночных дозорных, ворота, и только после этого сам отправился на отдых.
Вот таким мы увидели один обычный день из жизни средневекового замка.»
Источник
Урок окружающего мира в 4-м классе. Тема: «Средние века: время рыцарей и замков»
Презентация к уроку
Класс: 4.
Программа: «Школа России». Москва «Просвещение», 2006 г. А.А. Плешаков «Окружающий мир».
Учебник: «Мир вокруг нас» Плешаков А.А. Москва: Просвещение, 2007 г.
Цели урока:
Опираясь на знания учащихся, подготовить их к изучению истории Средних веков. Сформировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.
Формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и хронологию событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Развитие творческих способностей учащихся, через создание геральдической символики рыцарей Средних веков.
Воспитание у учащихся положительных качеств: храбрости, мужества, благородства, любви к Родине.
Ход урока
— На прошлом уроке вы изучали события истории Древнего мира. Сегодня мы переходим к следующему этапу развития общества — Средние века. Как вы понимаете понятие «средние»?
— Средние века или Средневековье находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.
— Средние века — второй период Всемирной истории, который продолжался с 5 по 15 века н.э.
— Сколько веков длился этот период?
— Правильно. А теперь переведите эти века в года?
— Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
Они используют данные науки археологии, изучают письменные источники.
— От средних веков до нас «дошли» многие орудия труда, оружие, монеты, мебель, посуда. Кроме этого по истории средних веков ученые располагают многочисленными письменными историческими источниками, которые хранятся в специальных хранилищах — архивах.
— Задание: По названиям исторических документов, определить какие виды письменных источников существовали в средние века.
— А теперь, проверим названия исторических документов. Для этого вам надо обратиться к глоссарию, который находится на ваших столах. Глоссарии – это сборник толкований непонятных слов и выражений.
Уточнение понятий хроники и капитулярии.
— Города в средние века выглядели как крепости, застроенные каменными двух — трёхэтажными домами. Они выстраивались плотными рядами по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья.
— В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль — резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу 15 века.
Основные стили архитектуры того времени:
Романский стиль – мощные стены, узкие окна. (Замки и крепости)
Готический стиль – высокие здания со шпилями и огромными окнами в ярких витражах. (Церкви и соборы)
— А чем же особенно интересна эпоха Средневековья? Подсказку вы найдете в Глоссарии.
— Средневековые сеньоры не только возвели себе каменные жилища, но и сами оделись в железо. Они стали рыцарями (от немецкого риттер — всадник). А кого так называли? Уточнение термина.
— А что необходимо было иметь рыцарю? Доспехи
— Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.
— Для чего существовали рыцарские доспехи?
— Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием. Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Потому что доспехи весили 40 килограммов. И от рыцаря требовалась недюжинная сила, чтобы он смог бы его носить. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с детства. Но читать и писать доблестные рыцари не умели.
— Разная слава идёт о рыцарях. Одни считают их просто разбойниками. Другие видят в них образец благородства. В наш язык вошли такие выражения, как «рыцарский поступок», «рыцарское отношение к женщине». Видимо, было и то и другое. Рыцари с уважением относились друг к другу, к жёнам и дочерям других рыцарей, но презирали простых людей. В редких перерывах между войнами они проводили время в пирах, на охоте и на рыцарских турнирах, где сражались между собой. Это было самым любимым зрелищем в те годы.
В Средние века сразу можно было отличить знатного человека — рыцаря от «чёрного люда» — горожан и крестьян. И не только по платью. Оденьте графа в крестьянскую одежду, и всё равно всякий скажет, что это не простой человек. Крестьянина же в рыцарском одеянии выдавали походка, плечи, опущенная голова.
В чём дело? В осанке, в умении держать своё тело так, чтобы человек выглядел достойно, красиво и когда он стоит, и когда сидит, идёт или бежит. Этому специально обучали детей в знатных семействах. Кроме владения конём и оружием, их обязательно учили танцевать. Танцы были сложными, фигуры каждого из них осваивали, чуть ли не год.
— Как называются современные доспехи наших военнослужащих?
— Назовите виды оружия, необходимые рыцарю?
Физкультминутка. Стреляем из лука.
Метаем копье (правой и левой рукой).
— А где жили рыцари?
— Что обозначает поговорка: «Мой дом — моя крепость»? (Дом должен защищать от врагов, т. е. быть крепостью.)
— Каким был замок рыцаря? Крепость с…
— Полная опасностей жизнь заставляла людей искать защиты. Её могли дать только сеньоры. Они для защиты от набегов стали возводить замки, вокруг которых селились крестьяне.
— Замки сооружались из камня на труднодоступных местах — на островах, на обрывистых вершинах скал. На равнине замок окружал ров с водой да ещё двойной ряд каменных крепостных стен. Через ров перекидывался подъёмный мост. Мост вёл к башне, где были ворота с подъёмными решётками. Если кто и прорывался через ворота, то опускались решётки и враги оказывались в западне. Штурмовать такой замок было непросто.
— Рыцарь должен был постоянно заботиться о поддержании своей славы, преодолевая новые и новые препятствия. Рыцарь не мог позволить себе нежиться в ванне, а вынужден был странствовать по свету и искать возможности сразиться с врагом. Если же войны не было, то он принимал участие в рыцарских турнирах. Известность рыцаря зависела от количества побежденных соперников.
— Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз. Например,
«Лучше умереть, чем посрамиться!», «Бог, честь, Отчизна!»
«Исполнить или умереть!»,
«Иду своей дорогой!»
А также свой флаг и герб.
Рассмотрим рисунок, на котором представлены некоторые гербы. Назовите основные цвета, используемые для оформления герба.
В геральдике, дисциплине изучающей гербы, каждый цвет имеет свое значение.
Прочитайте о значениях цветов.
Кроме цветового обозначения на гербах использовались изображения животных и растений. Какие животные могли быть представлены на гербах?
Перечислите мне, пожалуйста, их.
— А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.
Защита проектов. Проектом своего герба поделится…
— Многие ребята удачно справились с данной работой. Молодцы!
— Часто мы употребляем выражения «рыцарское поведение», «он — настоящий рыцарь». Какие поступки современного человека вы считаете рыцарскими?
— Я думаю, что все ребята в вашем классе – настоящие рыцари. Потому что своим поведением и умением продуктивно работать на уроке, вы помогли мне провести этот урок. И поэтому я хочу посвятить вас в рыцари! Но среди вас есть девочки. Могут ли они быть рыцарями?
— Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д’Арк — героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны. Но церковники обвинили девушку в ереси и колдовстве, и девятнадцатилетняя Жанна была сожжена.
— Посвящаю вас в рыцари. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину.
— В знак благодарности я вам приготовила иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома.
— А чтобы подвести итог урока, мне бы хотелось сказать, что Средневековье – это не только рыцари и замки, а еще становление религии, развитие науки и техники, и многое другое.
Книгопечатанье
— Музыка в Средневековье.
Главное назначение музыки – церковное богослужение. Основной жанр – месса. Это цикл вокальных или вокально-инструментальных произведений на латинский текст, исполнявшийся во время церковной службы.
Достижение Средневековья в области музыки – появление нотной записи в 11 веке в Италии. Ее изобрел монах Гвидо из города Ареццо. А в 13 веке в Германии изобрели знаки для обозначения длительности нот. Изобретение принадлежит священнослужителю Франко из Кёльна.
Литература в Средневековье.
Литература была представлена рыцарскими романами, стихами, поэмами. Появляются трубадуры, барды, менестрели. Известен тубадур Рюдель де Блайя (12 век). Он был «заочно» влюблен в графиню Триполитанскую и отправился в крестовый поход, чтобы увидеться с ней. Однако в пути на корабле заболел и по приезду в Триполи на руках у графини умер. После этого она постриглась в монахини.
Зарождается новый поэтический жанр – сонет.
Наука и техника в Средневековье.
Обзор средневековой науки дается в сочинении «Великое дело» Роджера Бэкона (Оксфорд; Англия 1266-1267 года). Он определил основное направление – математическое. Из крупных ученых того времени следует назвать итальянского математика 13 века Леонардо Пизанского. Он описал способ вычисления числа p («пи») и методы решения неопределенных уравнений.
Начинает формироваться «корпус» квалифицированных ремесленников и технических работников. Появилось слово «инженер» (9 век; Италия, Франция) от латинского выражения «врожденные способности, изобретательность».
В 12-13 веках в Западной Европе появился компас со стрелкой (хотя в Китае был известен с 1-2 веков). Появляются первые механические часы с пружиной. Впервые стали применяться очки. В 13 веке в Европе (Италия, 1270 год) началось изготовление бумаги. Стали применять порох («рецепт» изготовления принадлежит Рожеру Бэкону). Была изобретена серная кислота (1299 г.)
С 14 века стало употребляться огнестрельное оружие: сначала появилась артиллерия (пушки) и лишь затем ручное огнестрельное оружие. Нужды военного дела и запросы церкви повлияли на развитие металлургии – начинается металлическое литье колоколов (5 век; Италия, Флоренция).
Образование в Средневековье.
Монастыри – центры учёности в Средние века. Именно монастырские школы давали начальное образование. Среднего образования не было: после начальной школы, владея латынью, в возрасте 15-16 лет школяр поступал в университет.
С 12 века в употребление входят слова «университет» (от латинского «общность» руководителей и учеников), «студент» (от латинского «обучающиеся, занимающиеся»), «преподаватель» и т.д.
Старейшие университеты 12 века:
Салерно, Болонья (1119 г., Италия)
Париж (1160 г., Франция)
Оксфорд (1167 г., Англия).
В 13 веке открыт Кембридж (1209 г., Англия).
В 14 веке в Праге (1348г.) и Вене (1365 г.). (В России первый университет появился в 1725 году.)
Обучение в университете начиналось с так называемого артистического факультета и продолжалось 6 лет. Назывался факультет так, потому что изучались «7 свободных искусств» (получали азы грамматики и математических знаний). Затем обучение продолжалось на специальном факультете – медицинском, юридическом или богословском. Вся учеба занимала минимум — 12 лет, а максимум – 21 год (в зависимости от факультета) – не случайно появилось выражение «вечный студент». Поскольку обучение было платным и дорогостоящим, студенты нередко переходили из одного университета в другой, тем более что языкового барьера для продолжения учебы в другой стране не было: обучение везде велось на латинском языке.
Нищий студент. (из рукописи 13 века)
Я – кочующий школяр… На меня судьбина Свой обрушила удар, Что твоя дубина. Не для суетной тщеты, Не для развлеченья Из-за горькой нищеты Бросил я ученье. На осеннем холоду, Лихорадкой мучим, В драном плащике бреду Под дождем колючим. В церковь хлынула толпа, Долго длится месса, Только слушаю попа Я без интереса. К милосердию аббат Паству призывает, А его бездомный брат Зябнет, изнывает. Подари, святой отец, Мне свою сутану, И тогда я, наконец, Мерзнуть перестану. А за душеньку твою Я поставлю свечку, Чтоб господь тебе в раю Подыскал местечко.
Использованная литература:
Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир».
В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеёнкова «Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины 15 века».
И.Н. Гнездилова «Культурология – история культуры»