- Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран
- Содержание
- [править] Описание
- [править] История издания
- Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Экономическая география зарубежных стран»
- I ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
- 1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины «Экономическая география зарубежных стран»
- 1.2 Методика и организация самостоятельной работы обучающихся
- II ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Тема 1 « Группы стран в мировой экономике »
- Тема 2 «Природно-ресурсный потенциал стран мира»
Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран
Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран
Специализация | страноведение, общественная география |
Периодичность | непериодический |
Язык | русский |
Адрес редакции | 119992, Москва, ГСП-2, Ленинские горы, МГУ, Главное здание, Географический факультет, ауд. 1911. |
Учредители | Кафедра социально-экономической географии зарубежных странМГУ |
Издатель | ИЛА РАН, Ойкумена |
Страна |
|
Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран — советский и российский научный альманах по общественной географии и географическому страноведению, выходящий с 1971 года. Единственное подобное русскоязычное издание.
Содержание
[править] Описание
Серия научных сборников «Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран» публикует статьи по всем разделам современной общественной географии, особое внимание уделяя комплексному страноведческому изучению отдельных стран и регионов зарубежного мира. Целью серии является публикация новых достижений отечественного страноведения и продолжение традиций географического страноведения, заложенных И. А. Витвером и В. В. Вольским [1] . Серия является одним из ключевых общественно-географических изданий в России [2] .
В разные годы научными редакторами сборников были выдающиеся советские и российские географы-страноведы, среди которых В.В. Вольский, И.М. Маергойз, А.В. Витковский, И.Ф. Антонова, В.М. Харитонов и другие.
[править] История издания
Всего с 1971 года вышли в свет 20 сборников [3] :
1. Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран / В.В. Вольский, И.М. Маергойз. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА РАН, 1971. — Вып. 1 : Памяти И.А. Витвера.
2. Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран / В.В. Вольский. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА АН СССР, 1975. — Вып. 2 : Памяти проф. И.М. Маергойза. — 363 с.
3. Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран / В.В. Вольский. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА АН СССР, 1980. — Вып. 3. — 400 с.
4. Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран / В.В. Вольский. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА АН СССР, 1982. — Вып. 4. — 199 с.
5. География промышленности / В.В. Вольский. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА АН СССР, 1984. — Вып. 5. — 186 с.
6. Советская экономическая и политическая география зарубежных стран за 50 лет / В.В. Вольский, А.С. Фетисов. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА АН СССР, 1985. — Вып. 6. — 174 с.
7. Сдвиги в производственной и территориальной структуре производительных сил. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА АН СССР, 1986. — Вып. 7. — 200 с.
8. Проблемы регионального и экономического районирования. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА АН СССР, 1987. — Вып. 8. — 182 с.
9. Трансформация территориальной структуры хозяйства и расселения под воздействием научно-технического прогресса. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА АН СССР, 1988. — Вып. 9. — 184 с.
10. Современные исследования за рубежом. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА АН СССР, 1989. — Вып. 10. — 180 с.
11. Советская социально-экономическая география зарубежных стран: становление, современный уровень и перспективы. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА АН СССР, 1990. — Вып. 11 : К 100-летию со дня рождения И.А. Витвера. — 187 с.
12. Проблемы политической и социальной географии / О.В. Витковский, А.С. Наумов. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА РАН, 1992. — Вып. 12. — 189 с. — 500 экз.
13. Проблемы общественной географии / В.М. Харитонов, А.С. Фетисов. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА РАН, 1993. — Вып. 13 : Посвящен юбилею чл.-корр. РАН, проф. В.В. Вольского. — 195 с.
14. Проблемы социально-экономической географии зарубежного мира на пороге третьего тысячелетия / И.М. Кузина, В.М. Харитонов. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : ИЛА РАН, 1999. — Вып. 14. — 265 с. — 100 экз. — ISSN 0136–1198.
15. Основные направления современной социально-экономической географии зарубежного мира / И.М. Кузина, В.М. Харитонов. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : Научная книга, 2002. — Вып. 15 : Памяти проф. В.В. Вольского. — 399 с. — 200 экз. — ISBN 5–89575–054–0.
16. Эволюционное страноведение в контексте географии мирового развития. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М . : МГУ, 2006. — Вып. 16. — 399 с. — 1000 экз. — ISBN 5–89575–094–0.
17. Меняющаяся география зарубежного мира / А.С. Фетисов, И.С. Иванова, И.М. Кузина. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М.—Смоленск : Ойкумена, 2007. — Вып. 17 : Посвящен 70-летию географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. — 258 с. — 500 экз. — ISBN 5–93520–055–4.
18. Территориальная структура хозяйства и общества зарубежного мира / А.С. Фетисов, И.С. Иванова, И.М. Кузина. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М.—Смоленск : Ойкумена, 2009. — Вып. 18. — 227 с. — 500 экз. — ISBN 5–93520–066–Õ.
19. Общественная география: многообразие и единство / А.С. Фетисов, И.С. Иванова, И.М. Кузина. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М.—Смоленск : Ойкумена, 2011. — Вып. 19. — 329 с. — 500 экз. — ISBN 5–93520–072–4.
20. Работы молодых исследователей / Н.Ю. Замятина, Е.В. Романова. — Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М.—Смоленск : Ойкумена, 2015. — Вып. 20. — 242 с. — 300 экз. — ISBN 978–5–93520–085–6.
Источник
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Экономическая география зарубежных стран»
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Великолукская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Экономика, менеджмент и торговое дело»
для самостоятельной работы
«Экономическая география зарубежных стран»
Направление подготовки 38.03.06 Торговое дело
К валификация (степень) – бакалавр
Великие Луки 2017
Рассмотрены и рекомендованы к изданию заседанием кафедры «Экономика, менеджмент и торговое дело» (протокол №1 от «28» августа 2017 г.,), учебно-методическим советом экономического факультета (протокол № 1 от «29» августа 2017 г.), учебно-методическим советом ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА (протокол №1 от «30» августа 2017 г.)
О.Н. Квашина – к.э.н., доцент кафедры «Экономика, менеджмент и торговое дело».
С.С. Фадеева – к.э.н., доцент кафедры «Информационные технологии и таможенное дело»;
Г.Я. Головных – д.ф.н., профессор кафедры «Социально-гуманитарные и естественнонаучные дисциплины».
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Экономическая география зарубежных стран» составлены в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению 38.03.06 – Торговое дело, профиль «Коммерция». Дисциплина вариативной части по выбору Б1.В.ДВ.05.02 (очная форма обучения), Б1.В.ДВ.04.02 (заочная форма обучения).
Методические указания предназначены для обучающихся очной и заочной форм обучения.
Методические указания для организации самостоятельной работы обучающихся дополняют аудиторные занятия, позволяют развить у обучающихся способность к организации самостоятельной работы и формированию навыков поисково-аналитической, практической и научно-исследовательской деятельности.
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Экономическая география зарубежных стран» направление подготовки 38.03.06 — Торговое дело, профиль «Коммерция» / О.Н. Квашина. — Великие Луки: Изд-во ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА», 2017. – 20 с.
© Экономическая география зарубежных стран, 2017
© ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА»
I ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины «Экономическая география зарубежных стран»
Целью самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Экономическая география зарубежных стран» является формирование у обучающихся знаний, умений компетенций о пространственном факторе социально-экономических процессов, происходящих в мировом сообществе и ознакомление их с факторами, влияющими на развитие мирового хозяйства.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
знакомство с теоретическими основами экономической географии стран мира;
изучение факторов территориальной организации общественного производства;
изучение особенностей территориальной организации общественного производства;
приобретение навыков, позволяющие самостоятельно проводить комплексную экономико-географическую характеристику регионов мира.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:
в рабочем учебном плане по направлению 38.03.06 «Торговое дело», профиль «Коммерция»;
в рабочей программе учебной дисциплины «Экономическая география зарубежных стран».
Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательным элементом в структуре учебной нагрузки обучающегося при реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с рабочим и учебным планом подготовки бакалавров по направлению 38.03.06 «Торговое дело», профиль «Коммерция». Дисциплина относится к дисциплинам вариативной части по выбору обучающихся.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (далее самостоятельная работа обучающихся) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Начальные (исходные) знания, умения и общекультурные и профессиональные компетенции у обучающегося, необходимые для изучения дисциплины, получены при изучении следующих дисциплин «Экономическая теория», «Философия», «Безопасность жизнедеятельности» .
Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения дисциплин «Логистика», «Маркетинг», «Организация торговой деятельности».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, наличие которых свидетельствует, что обучающийся (будущий выпускник) должен обладать следующими компетенциями:
ОК-1 — способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности;
ОК-5 — способностью к самоорганизации и самообразованию;
ОК-9 — владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОПК-3 — умением пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов;
ОПК-4 — способность осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической и (или) торгово-технологической), способность применять основные методы и средства получения, хранения, переработки информации и работать с компьютером как со средством управления информацией.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать закономерности развития и принципы размещения различных отраслей мирового хозяйства; классификацию стран по уровню социально-экономического развития и возможности реализации основных конкурентных преимуществ национальных экономик в рамках международного разделения труда; типы и режимы воспроизводства населения, демографическую ситуацию в мире и ее региональные особенности; экономико-географическую характеристику крупных регионов мира и государств (зарубежной Европы, зарубежной Азии, Северной Америки, Латинской Америки, Африки); закономерности развития и принципы размещения различных отраслей мирового хозяйства; географию основных природных ресурсов и мира и особенности их использования во внешнеэкономической деятельности; географию промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта и связи мира, международных экономических отношений (ОК-1; ОК-5; ОК-9; ОПК-3; ОПК-4).
уметь осуществлять поиск и подбор информации, в том числе и статистических данных, необходимых для экономико-географического анализа; классифицировать и давать оценку минерально-сырьевого потенциала стран мира; оценивать потенциал основных отраслей промышленности, торговли в мировом сообществе; проводить сравнения регионов, стран по основным макроэкономическим показателям; выполнять работы учебно-исследовательского характера по проблемам развития и размещения экономик стран и регионов мира; осуществлять поиск и подбор информации, в том числе и статистических данных, необходимых для экономико-географического анализа; использовать карты в исследовании процессов развития и размещения основных сфер хозяйственной деятельности; выполнять работы учебно-исследовательского характера по проблемам развития и размещения экономик стран и регионов мира; осуществлять поиск и подбор информации, в том числе и статистических данных, необходимых для экономико-географического анализа; использовать карты в исследовании процессов развития и размещения основных сфер хозяйственной деятельности; выполнять работы учебно-исследовательского характера по проблемам развития и размещения экономик стран и регионов мира (ОК-1; ОК-5; ОК-9; ОПК-3; ОПК-4).
владеть понятийным аппаратом экономической географии; навыками оценки перспектив и тенденций развития экономики отдельных регионов, государств, отраслей мировой экономики; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии; навыками представления результатов проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада; понятийным аппаратом экономической географии; методами оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер хозяйственной деятельности и населения стран и регионов; методами сравнительного анализа экономико-географических характеристик стран и регионов (ОК-1; ОК-5; ОК-9; ОПК-3; ОПК-4).
1.2 Методика и организация самостоятельной работы обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы обучающихся, с другой – формой развития их познавательной активности и творческого потенциала.
Цель внеаудиторной самостоятельной работы – содействие оптимальному усвоению обучающимися учебного материала, готовности и потребности в саморазвитии, самореализации, использовании творческого потенциала.
Задачи внеаудиторной самостоятельной работы :
углубление и систематизация знаний;
постановка и решение познавательных задач;
развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой;
практическое применение полученных знаний и умений;
развитие навыков организации самостоятельного творческого труда и контроля над его эффективностью.
При выполнении заданий внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся предстоит:
самостоятельная разработка плана действий;
сбор и изучение информации;
анализ, систематизация и трансформация собранной информации;
отображение информации в необходимой форме;
консультация у преподавателя;
коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);
поиск способа подачи выполненного задания;
представление выполненной работы на оценку преподавателя.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся по изучению дисциплины «Экономическая география зарубежных стран» включает следующие виды работ:
работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и рекомендуемой учебной литературы;
поиск (подбор) и обзор литературных и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
выполнение домашнего задания или домашней контрольной работы, предусматривающих подготовку заданий, выдаваемых на практических занятиях;
изучение материала дисциплины, вынесенного на самостоятельную проработку;
подготовка к практическим занятиям, круглым столам и дискуссиям;
написание реферата (эссе, доклада, научной статьи) по заданной проблеме;
подготовка мультимедийных презентаций.
Основным видом самостоятельной работы бакалавра-заочника является самостоятельное изучение вопросов дисциплины с использованием рекомендованной учебной литературы и методических разработок.
Для эффективного достижения поставленной цели обучения самостоятельная работа при методическом руководстве и контроле преподавателя, направлена на углубление и закрепление знаний обучающегося, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины.
Текущая обязательная самостоятельная работа обучающегося над учебным материалом без участия преподавателя предусматривает контроль выполнения обучающимся заданий, который осуществляется, в том числе в рамках аудиторных занятий, а результат контроля – учитывается при выставлении оценки преподавателем на любом этапе контроля знаний (текущем, рубежном, промежуточном). Результаты этой подготовки проявляются в степени активности обучающегося на занятиях, качественном уровне сделанных презентаций, рефератов и других формах текущего контроля. Баллы, полученные обучающимся по результатам данного вида работы, влияют на формирование рейтинговой оценки текущей успеваемости по дисциплине. Балльная оценка освоения дисциплины учебного плана включает порядок освоения дисциплины, обязательные и дополнительные виды учебной деятельности, а также формы текущего и промежуточного контроля.
Балльная система оценивания работы обучающегося является основным фактором активизации его самостоятельной работы. В течение семестра проводятся следующие виды текущего контроля выполнения самостоятельной работы обучающимся: текущий опрос, выполнение аналитических генетических заданий, проведение круглых столов и дискуссий. Итоговый контроль по дисциплине «Экономическая география зарубежных стран» учебным планом предусмотрен в форме зачета.
Уровень освоения обучающимися материала при выполнении самостоятельной работы оценивается по балльно-рейтинговой системе. Уровень усвоения материала обучающимися оценивается по пятибалльной системе:
Оценка в баллах
задание, кейс-задание. Домашняя контрольная работа
Задание выполнено в полном объеме
Задание выполнено не в полном объеме или с несущественными недостатками
Задание выполнено или не в полном объеме или с существенными недостатками
Задание не выполнено в полном объеме
Реферат раскрывает все смысловое содержание темы, имеется графическое выделение особо значимой информации
В реферате имеются неточности, связанные с изложением смыслового содержания темы. Реферат составлен сплошным текстом – без выделения важных моментов
В реферате отсутствует или нарушена смысловая связь между его элементами, не полностью раскрыто содержание темы
Реферат не соответствует предъявляемым требованиям
Для презентации характерны: логическое завершение работы; глубокое понимание представляемой информации; наличие интересных дискуссионных материалов, грамотное применение научной терминологии; собственная авторская интерпретация или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии); логичность и очевидность дизайна, подчеркивающего содержание, наличие его постоянных элементов; хороший подбор параметров шрифта (текст хорошо читается); грамотный подбор графики, соответствующей содержанию и обогащающей его; отсутствие грамматических и синтаксических ошибок
Для презентации характерны: практически полное логическое завершение работы; понимание основных моментов, но без уточнения некоторых деталей; наличие некоторых материалов дискуссионного характера; применение, но не всегда корректное, научной терминологии; предложение автором собственной интерпретации или развития темы; наличие постоянных элементов дизайна, соответствующих содержанию; хороший подбор параметров шрифта; соответствие графики содержанию; минимальное количество ошибок
Для презентации характерны: незаконченность выполнения всех важнейших компонентов работы; понимание работы, но не в полной мере; наличие дискуссионных материалов, но не способствующее пониманию проблемы; редкое или некорректное использование научной терминологии; несоответствие дизайна содержанию, отсутствие постоянных элементов; недостаточный подбор параметров шрифта, мешающий восприятию; низкое соответствие графики содержанию; наличие грамматических ошибок —
Для презентации характерны: фрагментарность работы, помощь преподавателя при подготовке; минимальное понимание работы; минимальное количество дискуссионных материалов и научных терминов; ограниченность или беспочвенность интерпретации; неясность дизайна, его элементы мешают восприятию; плохой подбор параметров текста, что делает его трудночитаемым; несоответствие графики содержанию; наличие большого количества грамматических ошибок, вследствие чего материал трудночитаем
Обучающийся имеет четкое представление об основных аспектах будущей профессии «коммерсанта»; легко и правильно оперирует предметной и методической терминологией; излагает ответы на вопросы свободно, только в ключевых моментах ориентируясь на написанное им в ответе; подтверждает теоретические знания практическими примерами; дает развернутые ответы на задаваемые уточняющие вопросы; имеет собственные суждения о решении теоретических и практических вопросов, связанных с будущей профессиональной деятельностью; проявляет эрудицию, вступая при необходимости в научную дискуссию
Обучающийся имеет четкое представление об основных аспектах будущей профессии «коммерсанта»; правильно оперирует предметной и методической терминологией; излагает ответы на вопросы, ориентируясь на написанное им в ответе; подтверждает теоретические знания отдельными практическими примерами; дает ответы на задаваемые уточняющие вопросы
Обучающийся имеет представление об основных аспектах будущей профессии «коммерсанта»; правильно оперирует основными понятиями; отвечает на вопросы, главным образом, зачитывая написанное им в ответе; излагает, главным образом, теоретические знания по вопросу; не во всех случаях находит правильные ответы на задаваемые уточняющие вопросы
Обучающийся имеет не всегда четкое представление об основах методики научного исследования; не во всех случаях правильно оперирует основными понятиями; не отвечает на поставленные вопросы, проявляет затруднения при ответе на уточняющие вопросы
II ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1 « Группы стран в мировой экономике »
Обеспечивает освоение следующих компетенций: ОК-1; ОК-5; ОК-9; ОПК-3; ОПК-4.
Проработать лекционный материал, рекомендуемую литературу и Интернет-ресурсы по изучаемой теме:
1. Типы воспроизводства населения.
2. Миграционные процессы в мировой экономике.
3. Прогнозирование численности населения мира.
4. Демографическая политика государства.
Степанюга Н.А. Социально-экономическая география зарубежных стран [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.А. Степанюга, З.Я. Андриевская. — Электрон. дан. — Минск : «Вышэйшая школа», 2008. — 477 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/65320. — Загл. с экрана.
2. Подготовить доклады по следующим темам:
Классификация стран по уровню дохода или по уровню валового внутреннего продукта на душу населения.
Классификация по уровню развития человеческого потенциала.
Классификация стран по регионам мира .
Тема 2 «Природно-ресурсный потенциал стран мира»
Обеспечивает освоение следующих компетенций: ОК-1; ОК-5; ОК-9; ОПК-3; ОПК-4.
Выполнение домашнего задания
Провести э кономическую оценку природных ресурсов мира, задание оформить в таблице.
Таблица 1 – Экономическая оценка природных ресурсов мира
Источник