Вопросы по экскурсии осень

Задания для осенней экскурсии.
учебно-методический материал (окружающий мир, 3 класс) по теме

Задания для осенней экскурсии для 5 групп, на которые разделен класс.

Скачать:

Вложение Размер
zadaniya_dlya_osenney_ekskursii.docx 14.71 КБ

Предварительный просмотр:

— Сравните температуру воздуха сегодняшнего дня с летними показаниями температур.

— Как повлияла температура воздуха на жизнь деревьев?

— Почему листья расстаются со своим великолепным нарядом?

— Нарисуйте деревья расположенные на вашей территории наблюдения. Расскажите о них. Дополните рассказы друг друга.

  1. Как называется растение?
  2. Определи органы растения: ствол, листья, цветы, плоды, семена, если есть.
  3. Опиши изменения во внешнем виде деревьев по сравнению с летом.

— Сравните положение солнца на небе осенью и летом. Как это повлияло на жизнь кустарников?

— Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них (по окраске) листья, на каких кустарниках есть плоды?

— Назовите кустарник от 40 болезней.

— Найдите кустарники, расскажите о каждом из них по плану:

1. Как называется кустарник?

2. Внимательно рассмотрите его внешний вид. Назовите изменения во внешнем виде в сравнении с летом. Составьте рассказ о кустарнике, используй свои знания и знания одноклассников.

3. Сделай рисунок листьев кустарника или гербарий.

Соберите опавшие плоды, а также листья кустарников различной окраски.

— Зарисуй плоды и листья разных кустарников

— На каких травянистых растениях созрели семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакеты для корма птиц.

— Соберите листья травянистых растений разной формы и окраски.

— Обратите внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения. Так ли их много, как было летом?

Опишите растения по плану:

  1. Название растения.
  2. Опишите внешний вид растения.
  3. Составьте рассказ об изменениях в жизни растений с приходом осени.

— Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени. Почему?

— Почему вы летом могли бегать босиком, а сейчас — нет?

— Если почва влажная, как объяснить, что растениям не хватает влаги.

— Подумайте, влияет ли листопад на плодородие почвы. Если да, то каким образом?

— Почву называют » живое — мертвое тело». Докажите это, выкопав небольшую ямку, и найдите, какие животные прячутся в почве осенью.

— Осенью люди сгребают листья из-под деревьев и сжигают. Для чего они это делают?

— Выскажите свое мнение по этому вопросу.

— Понаблюдайте, какой ветер дует в день экскурсии.

— Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

— Понаблюдайте за птицами и составьте рассказ по плану:

1. Название птицы.

2. Опишите внешний вид: окраска тела, величина, форма, чем покрыто тело, определите части тела и внимательно рассмотрите их.

3. Понаблюдайте, чем питается, как передвигается, как добывает пищу. Как изменилась их жизнь осенью?

— Как называют таких птиц, которые не улетают от нас на юг?

— Почему птицы улетают на юг?

— Какую роль играет солнце в жизни птиц?

— Если вы видели летящие стаи птиц. Расскажите где и когда?

Источник

Урок — экскурсия «В гости к Осени»

Урок – экскурсия в 1 классе

Тема: «В гости к Осени» (экскурсия в осенний парк)

закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе посредством мудрости русского народа, выразившейся в поговорках;

развивать способность чувствовать красоту окружающего мира, развивать нравственное и экологическое мышление;

воспитывать потребность в добром поступке;

укреплять физическое и психологическое здоровье учеников

проведение беседы, где сообщается цель экскурсии и план ее проведения;

разбивка детей на 4 группы;

определение задания для каждой группы с целью активизации наблюдательного процесса у детей;

разучивание поговорок, примет, пословиц и стихов об осени

Время проведения экскурсии: наиболее благоприятное время – сентябрь, когда листья деревьев и кустарников приобретают характерную окраску, и начинается листопад. Погода предпочтительна солнечная, одежда детей утепленная, обувь удобная.

Общее знакомство с местностью. Внешний вид парка в период золотой осени.

Самостоятельные групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе.

Разнообразие осенних красок

Физкультурная минутка: игры «Перелетные птицы», «Осенние листочки»

Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных деревьев.

Подведение итогов наблюдений.

Начало экскурсии : экскурсия начинается около центрального входа в парк.

^ Ход экскурсии:
Общее знакомство с местностью. Внешний вид парка в период золотой осени

— Доскажите словечко: Если лист сухой летит,

На земле ковром лежит.

Среди тучек неба просинь.

— Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения, и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето)

— Сегодня мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты… Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ.

(Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу)

— Послушайте тишину парка. Как вам кажется, парк вам рад? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение?

— Раз вам хорошо, значит, и парк вам рад. Приходите сюда всегда, как к другу в гости, берегите его. А сейчас предлагаю порадовать парк стихами об осени.

(Заранее подготовленные дети читают стихи об осени)

Меж редеющих верхушек

Птиц не слышно. Треснет мелкий

И, хвостом махая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Сдвинул шапку набекрень.

Осень над парком тенистым… Ложится

Золото кленов на воды пруда.

Кружатся листья… Умолкли птицы…

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра-звезда.

Астру с прямыми ее лепестками

С древних времен называли «звездой»,

Так бы ее вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки ее золотой.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

С паучками в серединке,

Все летит! Должно быть, это

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

— А теперь подарите друг другу улыбки, поблагодарите товарищей, давших остальным минуты наслаждения поэзией. В чем волшебная сила улыбки?

— Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то волшебная улыбка будет всегда к вам возвращаться. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в парке или лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это поймете.

^ Самостоятельные групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе / 7 мин/

— Самостоятельно понаблюдайте за осенними изменениями в природе. По результатам наблюдений составьте небольшой рассказ. Можете зарисовать некоторые фрагменты.

1 и 2 группы ведет наблюдение за неживой природой; 3 и 4 группы – наблюдает за живой природой

^ Беседа о разнообразии осенних красок /7 мин/

— Давайте полюбуемся осенними красками парка. Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе и липе листья – желтые, на клене, рябине и осине – красные. А зелеными часто остаются листья на кустах сирени до самых заморозков. Вот мы с вами идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья липа, береза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.

— Ребята подготовили сообщения о некоторых деревьях. Давайте присядем на скамейки и послушаем их.

Береза. Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно она красива осенью в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба. Листопад березы – самый продолжительный, длится почти два месяца. Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской березки.

Клен – светолюбивое широколиственное дерево. Листья клена по форме напоминают ладошки. Они очень красивы по окраске: желтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды – крылатки.

Осина. Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Осенью нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета – и розовый, и красный, и чернильный. У осины очень подвижные листья. Они «дрожат» даже от слабого ветерка.

Липа дает много тени. Она хорошо растет и в городских условиях. Осенью листья липы ложатся на землю пышным золотым ковром, который похож на легкую перину. Липа – лекарственное растение. Липовый чай, отвар, мед поддерживают здоровье людей.

Рябина – скромное, ветвистое деревце, почти всюду растущее в наших лесах и парках. Осенью рябина похожа на девицу, которая на плечи разноцветную шаль накинула. И сережки красные повесила. Действительно, рябина – значит рябая, пестрая.

— Деревья вырабатывают такое вещество, как фитонциды. Эти вещества губительно действуют на болезнетворные микробы. Предлагаю подышать чистым воздухом, поиграть и набраться сил и здоровья.

^ Физкультурная минутка: подвижные игры «Перелетные птицы», «Осенние листочки» /5 мин/

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали –

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок –

Все уселися в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул,

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Держа в руках листочки.

Разбегаются в разные стороны.

Бегают, помахивая листочками.

Садятся на корточки, поднимая листочки над головой.

^ Разбегаются, помахивая листочками.

Подкидывают листочки вверх.

«Перелетные птицы»
Учитель называет птиц. Если назвал перелетную птицу, то дети бегают, взмахивают руками. Если названа неперелетная (оседлая) птица, то дети приседают и замирают.

Ворона, ласточка, воробей, журавль, скворец, щегол, снегирь, сорока, грач, стриж, жаворонок, галка.

— Какая птица вызвала у вас затруднение? Почему?

5. Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных деревьев /7 мин/

Учащиеся собирают природный материал, осенние букеты. Еще раз любуются разнообразием осенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.

^ Подведение итогов наблюдений /3 мин/
— Настало время подвести итоги наших наблюдений. Заслушаем информацию об осенних изменениях в неживой природе (Ответы учащихся 1,2 групп)

— Об изменениях в живой природе нам расскажут ребята 3 и 4 групп (Ответы учащихся).

— Какие приметы сложил народ, издавна наблюдая за природой во все времена года? Назовите осенние приметы (Ответы детей)
Чем суше и теплее сентябрь, тем лучше осень, тем позднее наступит зпма. Гром в сентябре предвещает теплую осень и снежную зиму.

Осенний звездопад предвещает засушливый год.

Гром в октябре к неснежной зиме.

— Вот и подошла к концу наша экскурсия. Сколько образов вы сегодня увидели, характеров, настроений, красок! Вы прекрасные фантазеры и настоящие любители природы! Если вам понравилась экскурсия – предлагаю дома рассказать о ней взрослым. Попробовать вместе со взрослыми выполнить любую творческую работу, чтобы передать свои чувства, впечатления. Это может быть поделка, аппликация, рисунок, сочинение.

Рыжая осень устроила бал.

Пышный нарядный цветной карнавал.

В желтом березы, в пурпурном осины,

Алые бусы на ветках рябины.

Ели и сосны в наряде зеленом,

Ивы серебряны, в золоте клены.

Осень ковер расстелила из мхов.

В нем разноцветные шляпки грибов.

Чтобы в садах было ярко и пышно,

Груши развесила, яблоки, вишни.

Дождик на струнах вам песни сыграет,

Осень на бал всех ребят приглашает.

Источник

Урок-экскурсия в 4 классе «Природа осенью»
план-конспект по окружающему миру

Урок-экскурсия для учащихся 4 класса «Природа осенью»

Скачать:

Вложение Размер
urok-ekskursiya_v_4_klasse.docx 65.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия для учащихся 4 класса «Природа осенью»

Место проведения: парковая зона возле школы.

Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире

Образовательные задачи: 1) учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; 2) развивать умение различать кустарники, деревья, травы.

Воспитательные задачи: 1) воспитывать бережное отношение к природе; 2) закрепить правила поведения в природе, на экскурсии вспомнить изменения в неживой природе; 3) продолжить формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению; 4) повышать уровень экологической культуры учащихся.

Развивающие задачи: 1) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение; 2) обогатить представления детей конкретными наблюдениями за осенними явлениями в жизни растений, животных; 3) осуществлять наблюдения за природными явлениями; устанавливать зависимости в природе; 4) сравнить летнюю природу с осенней; 5) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Планируемые результаты экскурсии:

• самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру;

• смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве разнообразии природы;

• интерес к исследовательской работе.

• контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом,

• понимать выделенные учителем ориентиры действия во время учебной экскурсии.

• находить необходимую информацию в окружающем мире для решения учебной задачи; логические — анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом,

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• анализ и синтез, выведение следствий;

• умение организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;

• умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

• управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

• рассказывать об изменениях, происходящих в природе осенью;

• характеризовать осенний месяц;

• знакомиться с осенними изменениями в растительном и животном мире,

• обобщить и привести в систему знания детей об осенних изменениях в природе,

• формировать инструментальные навыки и умения исследовательского поведения: видеть проблему, строить предположения, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи,

• расширить кругозор детей,

• вырабатывать правила поведения в окружающем мире.

Оборудование: инструкционные карточки, папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.

— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы.

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)

— Перечислите, что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни)

— А что относится к живой природе? (Растения, человек, животные)

— Всё в природе подчинено законам. Жизнью природы управляют и времена года. Какие

времена года вы знаете, назовите.

Опустел уютный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)

Всё мрачней лицо природы —

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь. )

Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек,

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)

— Ещё раз перечислите эти месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

— К какому времени года они относятся? (К осени)

Учитель. Какая погода в октябре?

-Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась ,опускается на землю.

— По утрам стелются по лесным полянам и речным лугам белые влажные туманы.

В октябре нередки дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.

— В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

-Как вы думаете, для чего мы идем на экскурсию?

Дети. Наблюдать за признаками осени?

Учитель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

II. Непосредственное проведение экскурсии

(Читает подготовленный ученик)

С клёнов полетели.

Заблестел на лужах

Первый тонкий лёд.

Учитель. Ребята, куда мы пришли? (В парк). Давайте посмотрим вокруг. Какие изменения произошли в природе? (Ответы детей).

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

— Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья деревьев меняют окраску и опадают)

— Давайте понаблюдаем за небом: какое оно? Ярко-синее или бледно-голубое? И есть ли на нём облака?

(Характеризуя осенний парк, следует отметить, в какие цвета окрашиваются листья разных деревьев, у всех ли растений в одинаковой степени произошло это изменение, одинаково ли изменяется окраска листьев на одном дереве. От того, что листья разнообразно окрашены, лес осенью очень красив. Это время осени называют золотой осенью.)

— Как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках?

-Что еще происходит с листьями?

— Найти деревья и кустарники, которые не изменились с лета.

Учитель. Ребята, а что такое листопад? Как вы думаете, почему в природе
происходит листопад? (Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают.)

— Когда листьев больше опадает: в затишье или при ветре, объяснить почему?

— Каких опавших листьев больше: зеленых или частично изменивших окраску? (Листопаду предшествует изменение окраски листьев.)

-На всех ли лиственных деревьях одновременно начался листопад?

— Со всех ли деревьев уже опали листья?

— Видели ли вы сейчас растения с листьями?

— Когда лес бывает более красивым – в сентябре или сейчас? Почему?

-Когда началось изменение окраски листьев, какая в это время была погода (температура воздуха)?

-Когда началось массовое изменение окраски листьев?

— Как изменилась к этому времени температура воздуха? (Надо сравнить температуру воздуха в начале и в конце листопада. Дети увидят, что с понижением температуры изменение окраски листьев происходит интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.)

Дети и учитель идут по тропе парка.

Учитель. Ребята, отгадайте, о каком дереве я загадаю загадку:

И, глядя, его клюют. (Рябина)

Дети рассматривают встретившиеся деревья, кустарники, обсуждают форму листьев, их величину. По ходу собирают семена, листья для гербария.

– Какие деревья растут в, парке?

– Отгадайте, о каких деревьях говорится в этих загадках.

1.Зимой и летом одним цветом.

2. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

– Докажите, что ваши отгадки правильны.

Это задание вызвало большую активность со стороны учащихся.

– Сравните ели, которые описывает М. Лермонтов, с теми, которые вы видите в этом парке.

Читается отрывок из стихотворения М. Лермонтова “Осень”:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели,

Зелень мрачную хранят.

Учащиеся, прослушав отрывок, отметили, что в парке ели и сосны выглядят не мрачно, а очень нарядно, весело, потому, что они выделяются среди золотых березок и красных осинок, а желтые листочки, которые лежат на их ветках, еще больше оттеняют их зеленый наряд.

– А какие деревья осенью меняют свою листву?

– Расскажите о березках, какие они были летом, а какие сейчас? С чем можно сравнить их наряд?

– Посмотрите еще раз на березки в парке. Что вы подметили? Расскажите об этом. (Крона у березки кружевная, а такого белоснежного ствола, как у березки, нет ни у одного дерева. Березка похожа на балерину в золотой пачке, которая кружится на одной ножке.)

Игра «Кто быстрее найдет березу, сосну, дуб».

Учитель. Идем дальше.

«Все меня топчут,

Ребята, о чем я говорю? (Об аллее). Какая она?

Обратить внимание детей на скамейки.

Уч итель. Ребята для чего нужны скамейки? Для чего служат указатели? (Для того чтобы ориентироваться на многочисленных аллеях нашего парка).

2. Работа в группах, фиксация результаты работы в инструкционных карточках

Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека и работают самостоятельно. Задание учитель составляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель напоминает о том, какое количество материала нужно собрать и как это делать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы. Собирать можно только опавшие листья, веточки, кору.

Задания для 1-й группы: «Охрана природы»

1. Какой мусор был найден вашей группой на данной территории? Пластиковые бутылки и упаковки. Макулатура.

Другие отходы (какие?)

2. Какие из найденных вами отходов принимаются для переработки?

3. Какие отходы относятся к опасным? Есть ли такие отходы на данной территории?

4. Какие меры принимаются для сохранения чистоты территории? Что бы вы еще могли предложить?

5. Нарисуйте два знака ,призывающих людей не мусорить на данной территории.

Задача. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопн ых газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

Успеха в работе!

Задание для 2-й группы.

1. Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени. Почему? 2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему? Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где они чаще всего встречаются – на солнце, в тени? Почему? Где они прячутся?

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?

У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки и куколки.

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

3. Задача. Для образования в природе слоя почвы толщиной 1 см требуется, по подсчетам ученых, 400 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 5 см?

Успеха в работе!

Задание для 3-й группы.

1. Измерьте температуру воздуха на месте проведения экскурсии, сравните с летними измерениями. (Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно. Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?

2. Соберите опавшие листья, с помощью учителя определите, с каких деревьев они опали.

3. Задача. Сейчас охота в наших лесах запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц в общем запрещена охота?

Задание для 4-й группы.

1. Пронаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии (холодный, теплый; слабый, сильный). Определите с помощью компаса его направление

2. Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

3. Задача. Сова уничтожает за год 1000полевых мышей. Сколько килограммов хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 кг зерна?

Привал «Думаем, вспоминаем»

— Слушайте внимательно, ищите ошибки.

Катюша начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. В сентябрьское воскресенье Катюша с дедушкой вышли из дому и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать. Вот и лес. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Катюши глаза зоркие. И вот уже полно лукошко сморчков и строчков. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу! Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катюша захватила с собой и ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катюша земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как там подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли. С полным лукошком и ведерком возвращались домой. Вышли к полю и увидели -высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», — сказал дедушка.

Ошибки. 1. Сморчки и строчки встречаются в конце апреля — мае, но не в сентябре. 2. Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля. 3. Люпин отцветает в июле. 4. Головастиков, как правило, в сентябре уже нет. 5. Земляника кончается в начале июля, малина — в конце июля. 6. Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев.7.Белые журавли обитают в тундре. 8. Ласточки летают высоко — к хорошей погоде, а не к дождю.

Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать, сделать фотографии, гербарии, колажи. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.

III. Послеэкскурсионная работа

Творческий отчет детей по результатам исследований на экскурсии:

— ответы на вопросы в классе по группам.

— Творческая выставка «Дары осени».

  1. Описание специфики методики работы в процессе реализации этапа непосредственного проведения экскурсии.

Доминирующими методами являются исследовательские, практические, так как дети самостоятельно наблюдают и выявляют признаки весны, фиксируют результаты работы в инструкционных карточках. Групповая работа проводится на этапе непосредственного проведения экскурсии. Организуется исследовательская работа в звеньях. На первом этапе каждое звено получает практическое задание, обсуждает план его выполнения, а на завершающем этапе группы делают творческий отчет.

  1. Соблюдение техники безопасности в процессе экскурсии.

Во время экскурсии учащийся обязан:

• соблюдать программу, маршрут, график проведения и установленный порядок проведения экскурсии;

• соблюдать правила личной гигиены;

• соблюдать установленную руководителем группы форму одежды;

• соблюдать правила безопасности в конкретных природных и погодных условиях;

• соблюдать правила дорожного движения и пользования транспортом;

• соблюдать местные традиции и обычаи;

• бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

• покидать место расположения группы;

• трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения;

• пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»;

• трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых рыб и животных;

• пить воду из водоемов без соответствующей обработки;

• без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости;

• без разрешения сопровождающих трогать руками и приближаться к каким-либо птицам и животным;

• выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.

3. Предоставление фотоматериалов экскурсионной деятельности.

Источник

Читайте также:  Экскурсия по саванне африка
Оцените статью