- «Большая восьмерка». Страны «Большой восьмерки»
- Задачи
- История возникновения
- Из «семерки» в «восьмерку»
- Соединенные Штаты Америки и Германия
- Франция
- Италия и Канада
- Великобритания
- Япония
- Россия
- Цели клуба
- Вес «Большой семерки»
- Большая восьмёрка
- Содержание
- Название
- История
- Лидеры «Большой восьмёрки» (по состоянию на 15 мая 2012 года)
- Председатель
- Совещания («саммиты»)
- Лидеры стран «Большой восьмёрки» с момента её создания
- Великобритания — премьер-министры
- Германия — федеральные канцлеры
- Италия — председатели Совета Министров
- Канада (c 1976) — премьер-министры
- Россия (с 1997) — президенты
- США — президенты
- Франция — президенты
- Япония — премьер-министры
- Кандидаты
- Участники
- Саммиты
- Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный валютный фонд)
- Темы и места встреч «Большой восьмёрки»
- Критика «Большой восьмёрки»
- Россия и «Большая восьмёрка»
«Большая восьмерка». Страны «Большой восьмерки»
«Большая семерка» (до приостановления членства России — «Большая восьмерка») — это международный клуб, который не имеет своего устава, договора, секретариата и штаб-квартиры. По сравнению с Всемирным экономическим форумом «семерка» не имеет даже своего веб-сайта и департамента по связям с общественностью. Она не является официальной международной организацией, соответственно, ее решения не подлежат обязательному исполнению.
Задачи
По состоянию на начало марта 2014 года в страны «Большой восьмерки» входят Великобритания, Франция, Италия, Германия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Как правило, задача клуба заключается в том, чтобы зафиксировать намерения сторон придерживаться определенной согласованной линии. Государства могут лишь рекомендовать другим международным участникам принимать те или иные решения насущных международных вопросов. Тем не менее, клуб играет важную роль в современном мире. Озвученный выше состав «Большой восьмерки» в марте 2014 года изменился, когда из клуба была исключена Россия. «Большая семерка» на сегодняшний день так же значима для мирового сообщества, как и крупные организации типа Международного валютного фонда, ВТО, ОЭСР.
История возникновения
В 1975 году в Рамбуйе (Франция) состоялось первое заседание G6 («Большой шестерки») по инициативе французского президента Валери Жискар д’Эстена. На заседание собрались главы стран и правительств Франции, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Японии, Германии и Италии. По итогам встречи была принята совместная декларация по экономическим проблемам, которая призывала отказаться от агрессии в торговле и установления новых барьеров дискриминации. В 1976 году в состав клуба вошла Канада, превратив «шестерку» в «семерку». Клуб задумывался больше как предприятие с обсуждением макроэкономических проблем, но затем стали подниматься глобальные темы. В восьмидесятые годы двадцатого столетия повестки дня стали более разнообразными, нежели просто решение экономических вопросов. Лидеры обсуждали внешнюю политическую ситуацию в развитых странах и в мире в целом.
Из «семерки» в «восьмерку»
В 1997 году клуб стал позиционироваться как «Большая восьмерка», поскольку в состав была включена Россия. В связи с этим круг вопросов вновь расширился. Важными темами стали военно-политические проблемы. Члены «Большой восьмерки» начали предлагать планы реформирования состава клуба. Например, выдвигались идеи замены встреч лидеров на видеоконференции, чтобы избежать огромных финансовых затрат на проведение саммитов и обеспечение безопасности членов. Также государства «Большой восьмерки» выдвигали вариант включения в состав большего количества стран, например, Австралии и Сингапура, для преобразования клуба в «Большую двадцатку». Затем от этой идеи отказались, поскольку при большом количестве стран-участников было бы сложнее принимать решения. В начале двадцать первого века появляются новые глобальные темы, и страны «Большой восьмерки» рассматривают текущие проблемы. Обсуждение терроризма и киберпреступности выходит на первый план.
Соединенные Штаты Америки и Германия
«Большая семерка» объединяет значимых на мировой политической арене участников. Соединенные Штаты Америки используют клуб для продвижения своих стратегических целей на международной арене. Особенно сильно американское лидерство проявилось во время финансового кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда США добились одобрения выгодных схем действий для его урегулирования.
Германия также является важным членом «семерки». Немцы используют свое участие в этом клубе как влиятельное средство для утверждения и укрепления растущей роли своей страны в мире. Германия активно стремится к проведению единой согласованной линии Европейского союза. Немцы выдвигают идею усиления контроля над мировой финансовой системой и основными курсами валют.
Франция
Франция участвует в клубе «Большая семерка» для того, чтобы обеспечить свое положение «страны с глобальной ответственностью». В тесном взаимодействии с Европейском союзом и Североатлантическим альянсом она играет активную роль в мировых и европейских делах. Вместе с Германией и Японией Франция выступает за идею централизованного контроля над передвижениями мирового капитала для недопущения спекуляций с валютой. Также французы не поддерживают «дикую глобализацию», утверждая, что она ведет к разрыву между менее развитой частью мира и более развитыми странами. К тому же в государствах, которые страдают от финансового кризиса, усугубляется социальное расслоение общества. Именно поэтому по предложению Франции в 1999 году в Кельне на заседании была включена тема о социальных последствиях глобализации.
Францию также беспокоит отрицательное отношение многих западных стран к развитию ядерной энергетики, поскольку 85% электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях ее территории.
Италия и Канада
Для Италии участие в «семерке» — это вопрос национального престижа. Она гордится своим членством в клубе, которое позволяет более активно реализовывать свои претензии в международных делах. Италия интересуется всеми политическими вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, а также не оставляет без внимания и другие темы. Итальянцы предлагали придать «семерке» характер «постоянного механизма для консультаций», а также стремились предусмотреть накануне саммита регулярные встречи министров иностранных дел.
Для Канады «Большая семерка» — один из важных и полезных институтов для обеспечения и продвижения своих международных интересов. На саммите в Бирмингеме канадцы продвигали в повестку дня вопросы, касающиеся своих ниш в мировых делах, например, таких, как запрет противопехотных мин. Также канадцы хотели создать образ ходатайствующей стороны по тем вопросам, по которым ведущие державы пока не пришли к консенсусу. Относительно дальнейшей деятельности «семерки» мнение канадцев заключается в том, чтобы рационально организовать работу форума. Они поддерживают формулу «только президенты» и проведение отдельных встреч министров иностранных дел за две-три недели до заседаний.
Великобритания
Великобритания высоко ценит свое членство в «семерке». Англичане считают, что это подчеркивает статус их страны как великой державы. Таким образом, страна может оказывать влияние на решение важных международных вопросов. В 1998 году во время того, как Великобритания председательствовала на заседании, она поднимала обсуждение глобальных экономических проблем и вопросы, касающиеся борьбы с преступностью. Британцы также настаивали на том, чтобы упростить процедуру саммита и состав «Большой семерки». Они предлагали проводить заседания с минимальным числом участников и в неформальной обстановке для того, чтобы сконцентрироваться на более ограниченном числе вопросов с целью более эффективного их решения.
Япония
Япония не имеет членства в Совете безопасности Организации Объединенных Наций, не входит в НАТО и в Европейский союз, поэтому участие в саммитах «Большой семерки» для нее имеет особый смысл. Это единственный форум, где Япония может оказать влияние на мировые дела и укрепить свою позицию азиатского лидера.
Японцы используют «семерку» для того, чтобы выдвинуть свои политические инициативы. В Денвере они предлагали обсудить на повестке дня противодействие международному терроризму, борьбу с инфекционными заболеваниями, оказание помощи для развития африканских стран. Япония активно поддержала решения по проблемам международной преступности, экологии и занятости. При этом японский премьер-министр не смог добиться того, чтобы в то время «Большая восьмерка» стран мира обратила внимание на необходимость принятия решения по азиатскому финансово-экономическому кризису. После этого кризиса Япония настояла на разработке новых «правил игры» для того, чтобы добиться большей прозрачности международных финансов как для мировых организаций, так и для частных предприятий.
Японцы всегда принимали активное участие в решении мировых проблем, таких, как обеспечение занятости, борьба с международной преступностью, контроль над вооружением и других.
Россия
«Большая восьмерка» с этого времени значительно расширила круг обсуждаемых вопросов. Страной-председателем РФ была в 2006 г. Тогда заявленными приоритетами Российской Федерации являлись энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и их распространением, борьба с терроризмом, образование, нераспространение оружия массового уничтожения, развитие мировой экономики и финансов, развитие мировой торговли, охрана окружающей среды.
Цели клуба
Лидеры «Большой восьмерки» встречались на саммитах ежегодно, обычно в летнее время, на территории государства-председателя. В июне 2014 года на саммит в Брюсселе Россию не пригласили. Помимо глав государств и правительств стран-членов в заседаниях участвуют два представителя от Европейского союза. Доверенные лица членов той или иной страны «Большой семерки» (шерпы) формируют повестку дня.
Председателем клуба в течение года является руководитель одной из стран в определенном порядке. Цели «Большой восьмерки» при членстве в клубе России — решение различных актуальных проблем, возникающих в мире в тот или иной момент. Сейчас они остались прежними. Все страны-участницы являются ведущими в мире, поэтому их лидеры сталкиваются с одинаковыми экономическими и политическими проблемами. Общность интересов сближает руководителей, что позволяет согласовать их дискуссии и плодотворно проводить встречи.
Вес «Большой семерки»
«Большая семерка» имеет свою значимость и ценность в мире, поскольку ее саммиты позволяют главам государств взглянуть на международные проблемы чужими глазами. Саммиты выявляют новые угрозы в мире — политические и экономические, и позволяют предотвратить их или устранить с помощью принятия совместных решений. Все члены «Большой семерки» высоко ценят участие в клубе и гордятся принадлежностью к нему, хотя в первую очередь преследуют интересы своих стран.
Источник
Большая восьмёрка
Группа восьми (англ. Group of eight , G8), Большая восьмёрка — международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.
«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов.
Поскольку G8 не имеет устава, соответственно, официально принять статус члена этого института невозможно. С 1996 года, после встречи клуба в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе клуба. По негласному правилу саммиты «восьмёрки» проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов. В России саммит был в 2006 году в Санкт-Петербурге (встреча клуба, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом).
Содержание
Название
Термин «Большая восьмёрка» является логичным продолжением термина «Большая семёрка», который возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («Большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»). Впервые употребление термина «Большая семёрка» зафиксировано в статье «Прибалтика обошлась Горбачеву в 16 млрд долларов», газета «Коммерсантъ» от 21 января 1991 года.
История
G6 возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии во дворце Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991—2002 поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «восьмёрку» с участием России.
Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.
На первое совещание (15—17 ноября 1975) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров.
В дальнейшем встречи проводятся ежегодно. «Большая восьмёрка»: Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Италия, Канада. Прочие — ЕС, государство-председатель ЕС, Индия и Китай.
Лидеры «Большой восьмёрки» (по состоянию на 15 мая 2012 года)
Государство | Представитель | Должность | Член с | Фото |
---|---|---|---|---|
Дэвид Кэмерон | Премьер-министр Великобритании | 11 мая 2010 | ||
Ангела Меркель | Федеральный канцлер Германии | 22 ноября 2005 | ||
Стивен Харпер | Премьер-министр Канады | 6 февраля 2006 | ||
Марио Монти | Председатель Совета Министров Италии | 13 ноября 2011 | ||
Владимир Путин | Президент Российской Федерации | 7 мая 2012 | ||
Барак Обама | Президент США | 20 января 2009 | ||
Франсуа Олланд | Президент Французской республики | 15 мая 2012 | ||
Ёсихико Нода | Премьер-министр Японии | 2 сентября 2011 |
Председатель
Председателем «восьмёрки» является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в следующем порядке ротации: Франция, США, Великобритания, Россия (с 2006), ФРГ, Япония, Италия, Канада (с 1981).
Совещания («саммиты»)
Встречи глав государств и правительств стран «Группы восьми» проходят ежегодно (обычно — летом) в очередной стране-председателе. В заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, 2 представителя Европейского союза, а именно — председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС. Повестку дня саммита формируют шерпы — доверенные лица руководителей стран «восьмёрки».
Лидеры стран «Большой восьмёрки» с момента её создания
Великобритания — премьер-министры
Германия — федеральные канцлеры
-
- Гельмут Шмидт (до 1982)
- Гельмут Коль (1982—1998)
- Герхард Шрёдер (1998—2005)
- Ангела Меркель (c 2005, переизбрана в 2009)
Италия — председатели Совета Министров
-
- Альдо Моро (до 1976)
- Джулио Андреотти (1976—1979)
- Франческо Коссига (1979—1980)
- Арнальдо Форлани (1980—1981)
- Джованни Спадолини (1981—1982)
- Аминторе Фанфани (1982—1983)
- Беттино Кракси (1983—1987)
- Аминторе Фанфани (1987)
- Джованни Гориа (1987—1988)
- Чириако де Мита (1988—1989)
- Джулио Андреотти (1989—1992)
- Джулиано Амато (1992—1993)
- Карло Адзелио Чампи (1993—1994)
- Сильвио Берлускони (1994—1995)
- Ламберто Дини (1995—1996)
- Романо Проди (1996—1998)
- Массимо Д’Алема (1998—2000)
- Джулиано Амато (2000—2001)
- Сильвио Берлускони (2001—2006)
- Романо Проди (2006—2008)
- Сильвио Берлускони (2008-2011)
- Марио Монти (с 2011)
Канада (c 1976) — премьер-министры
-
- Пьер Элиотт Трюдо (до 1979)
- Джо Кларк (1979—1980)
- Пьер Элиотт Трюдо (1980—1984)
- Джон Тёрнер (1984)
- Брайан Малруни (1984-1993)
- Ким Кэмпбелл (1993)
- Жан Кретьен (1993—2003)
- Пол Мартин (2003—2006)
- Стивен Харпер (2006-)
Россия (с 1997) — президенты
США — президенты
Франция — президенты
Япония — премьер-министры
-
- Такэо Мики (до 1976),
- Такэо Фукуда (1976—1978),
- Масаёси Охира (1978—1980),
- Дзэнко Судзуки (1980—1982),
- Ясухиро Накасонэ (1982—1987),
- Нобору Такэсита (1987—1989),
- Сосукэ Уно (1989),
- Тосики Кайфу (1989—1991),
- Киити Миядзава (1991—1993),
- Морихиро Хосакава (1993—1994),
- Цутому Хата (1994),
- Томиити Мураяма (1994—1996),
- Рютаро Хасимото (1996—1998),
- Кэйдзо Обути (1998—2000),
- Йосиро Мори (2000—2001),
- Дзюнъитиро Коидзуми (2001—2006),
- Синдзо Абэ (2006—2007),
- Ясуо Фукуда (2007—2008),
- Таро Асо (2008—2009),
- Юкио Хатояма(2009—2010),
- Наото Кан (2010-2011),
- Ёсихико Нода (2011)
Кандидаты
- Европейский союз (с 1977) — председатель Комиссии европейских сообществ / Европейской комиссии —
- Рой Дженкинс (1977—1981),
- Гастон Торн (1981—1985),
- Жак Делор (1985—1995),
- Жак Сантер (1995—1999),
- Романо Проди (1999 — 21 ноября2004),
- Жозе Мануэл Дуран Баррозу (с 22 ноября2004, срок полномочий — до 2014).
- Лидер страны-председателя ЕС:
- 2003 I — Хосе Мария Аснар (Испания),
- II — Сильвио Берлускони (Италия),
- 2004 I — Берти Ахерн (Ирландия),
- II — Ян Петер Балкененде (Нидерланды),
- 2005 I — Жан-Клод Юнкер (Люксембург),
- II — Тони Блэр (Великобритания).
- 2006 Австрия и Финляндия, 2007 — Германия и Португалия, 2008 Австрия
- Также участвуют представители Китая (Ху Цзиньтао) и Индии (Манмохан Сингх). Бразилия (Луис Инасиу Лула да Силва) (2005), Мексика (Висенте Фокс), ЮАР (Табо Мбеки), ООН (Пан Ги Мун), Испании.
Участники
Главы стран большой двадцатки: Индия, Китай, ЮАР, Мексика, Бразилия, кроме того в g-20 входили Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Аргентина, Испания, приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС, СНГ).
Саммиты
- 25-й Саммит G8 (1999)
- 26-й Саммит G8 (2000)
- 27-й Саммит G8 (2001)
- 28-й Саммит G8 (2002)
- 29-й Саммит G8 (2003)
- 30-й Саммит G8 (2004)
- 31-й Саммит G8 (2005)
- 32-й Саммит G8 (2006)
- 33-й Саммит G8 (2007)
- 34-й Саммит G8 (2008)
- 35-й Саммит G8 (2009)
- 36-й Саммит G8 (2010)
- 37-й Саммит G8 (2011)
Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный валютный фонд)
- Франция
- Германия
- Италия
- Япония
- Великобритания
- США
- Канада с 1976
- Россия с 1998
2006 | Население | ВВП | ||
---|---|---|---|---|
Млн | % | Млрд $ | % | |
Мир | 6345,1 | 100,0 | 66228,7 | 100 |
США | 302,5 | 4,77 | 13543,3 | 20,45 |
Япония | 127,7 | 2,01 | 4346,0 | 6,56 |
Германия | 82,4 | 1,3 | 2714,5 | 4,1 |
Великобритания | 60,2 | 0,95 | 2270,9 | 3,43 |
Франция | 64,1 | 1,01 | 2117,0 | 3,2 |
Россия | 142,5 | 2,25 | 2076,0 | 3,13 |
Италия | 59,1 | 0,93 | 1888,5 | 2,85 |
Канада | 32,9 | 0,52 | 1217,1 | 1,84 |
Страны «Большой восьмёрки» вместе | 871,4 | 13,73 | 30006 | 45,56 |
Темы и места встреч «Большой восьмёрки»
- 1975 РамбуйеБезработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.
- 1976 Сан-Хуан Международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.
- 1977 Лондон Безработица среди молодёжи, роль МВФ в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортёров нефти.
- 1978 Бонн Меры по обузданию инфляции, помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.
- 1979 Токио Рост цен на нефть, дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.
- 1980 Венеция Рост цен на нефть, увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.
- 1981 Монтебелло Рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.
- 1982 Версаль Развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.
- 1983 Вильямсбург Финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.
- 1984 Лондон Начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.
- 1985 Бонн Опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.
- 1986 Токио Определение среднесрочной налоговой и финансовой политики, способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.
- 1987 Венеция Ситуация в сельском хозяйстве, снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.
- 1988 Торонто Роль стран АТР в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.
- 1989 Париж Диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.
- 1990 Лондон Инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.
- 1991 Хьюстон Финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны, миграция в страны G7, нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.
- 1992 Мюнхен Проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство G7 и стран АТР, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.
- 1993 Токио Ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.
- 1994 Неаполь Экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.
- 1995 Галифакс Новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов — МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.
- 1996 Москва (встреча) Ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация на Украине.
- 1996 Лион (саммит) Глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.
- 1997 Денвер Старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.
- 1998 Бирмингем Новый формат встреч — «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.
- 1999 Кёльн Социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.
- 2000 Наго Влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.
- 2001 Генуя Проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.
- 2002 Кананаскис Помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.
- 2003 Эвиан-ле-Бен Экономика, устойчивое развитие, а также безопасность и борьба с терроризмом.
- 2004 Си-Айленд Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова.
- 2005 Глениглс Глобальные изменения климата и помощь беднейшим странам Африки.
- 2006 Санкт-Петербург Энергетическая безопасность, демография и образование, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом. Ситуация на Ближнем Востоке.
- 2007 Хейлигендамм Борьба с глобальными изменениями климата и помощь беднейшим странам Африки
- 2008 Тояко Борьба с ростом цен на продовольствие и топливо, а также с инфляцией в целом.
- 2009 Л’АкуилаГлобальный мировой экономический кризис 2008—2009 гг.[1][2]
- 2010 Хантсвилл
- 2011 Довиль Гражданская война в Ливии.
- 2012 Кэмп-Дэвид Проблемы энергетики и изменение климата, продовольственная безопасность и питание, преобразования в экономике Афганистана, перемены на Ближнем Востоке и в Северной Африке[3] .
Критика «Большой восьмёрки»
«Большую восьмёрку» обвиняют в элитарности, недемократичности и гегемонизме. В июне 2002 года во время саммита в Канаде в Мали прошёл контрсаммит — собрание активистов антиглобализационного движения из Африки, Европы, Америки. В 2003 году во французском городке Анмас параллельно саммиту G8 в Эвиане прошёл ещё один форум антиглобалистов, повестка дня которого полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане. Антиглобалисты настаивали на необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.
Россия и «Большая восьмёрка»
Страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года являлась Россия (председатель — Владимир Путин). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой Восьмёрке» это: энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды).
На саммите-2012 Российскую Федерацию представлял председатель правительства Дмитрий Медведев. Президент Владимир Путин отказался от участия во встрече сославшись на необходимость продолжить формирование Правительства [4] . Дмитрий Медведев объяснил своё появление на саммите необходимостью сохранения выбранного курса внешней политики [5] . Такое решение вызвало критику в СМИ США [6] [7] .
По инициативе России с 2006 г. проводятся молодежные саммиты Большой Восьмерки. Российскую делегацию на этом форуме возглавляет Инал Ардзинба.
Источник