Восьмое чудо света — «Баболовская Чаша»
Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи», «Гранитным шедевром» и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам.
В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца.
На юго-западе города Пушкин, вдали от туристических маршрутов, расположен самый последний из императорских парков. По сравнению с Александровским или Екатерининским, изобилующими изящными архитектурными сооружениями и скульптурами, Баболовский парк выглядит более, чем скромно.
История возникновения Баболовского дворца восходит к 80-м годам XVIII века, когда неподалеку от деревни Баболово (или еще версия : огромная территория почти в 270 гектар, получила название от расположенного неподалеку, но до наших дней не дожившего, финского селения Пабола), в трех верстах от Царского Села, среди болот и низин, заросших лесом, князь Григорий Александрович Потемкин устроил мызу с маленьким пейзажным садом.
Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.
Каменный дворец был построен в 1785 г. по проекту И. Неелова. До этого на его месте находилась деревянная усадьба. Архитектор придал каменному зданию «готический» вид: окна со стрельчатыми завершениями, зубчатые парапеты. Вид готических построек придавала дворцу и восьмигранная башня с шатровой кровлей. В главном зале установили большую мраморную ванну для купания в жаркие дни. Баболовский дворец был одноэтажным летним зданием, состоящим из семи комнат, каждая из которых непосредственно выходила в парк.
Возле дворца, названного Баболовскиместь рукотворный Большой Баболовский пруд. Он был сделан, когда протекающую неподалеку реку Кузьминку перегородили плотиной. Прямо за особняком расположен другой пруд, Зеркальный, или Серебряный. От дворца в парк путь проходит по Баболовскому мосту-плотине. Через рощу, дорога вела к зданию кухни. Она просуществовала до 1941 года и была уничтожена вражескими снарядами. Чуть дальше можно найти аллею серебристых ив, возраст которых доходит до полутора сотен лет.
Первоначально расчистили только небольшую территорию возле дворца, а везде вокруг оставался сплошной еловый лес. Еще через некго протекала канава с чистой, очень холодной водой, и в ней водились огромные налимы. Называли её «монаховой»: якобы в гроте, из которого она вытекала, стояла фигура монаха. Расширение парка началось в середине 19 века. Тогда стали осушать окрестные болота, выкорчевывать старые деревья, а на их месте сажать новые молодые дубы, клены, липы и березы. Проложили дороги и прорубили просеки для пеших прогулок и езды на экипажах.
Из Парижа был вызван архитектор-декоратор Ронди, который представил проект создания в Баболовском парке публичного развлекательного комплекса. Новый парк должен был изобиловать аттракционами, фонтанами и водопадами. Но, получив смету расходов, император отказался от затеи. Чтобы «сохранить лицо», было объявлено, что предназначено место для уединенных прогулок и наслаждения красотой окружающей природы.
В 1783 году возле дворца был разбит английский сад. Со стороны северного фасада дворца был расположен Большой (или Баболовский) пруд, образованный речкой Кузьминкой после постройки на ней плотины, к югу от дворца расположен Зеркальный (или Серебряный) пруд. Дворец пережил второе рождение после перестройки, осуществленной В.П. Стасовым в 1824-1825 годах.
Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну. Композиционным центром дворца стал овальный зал, размеры которого архитектор значительно увеличил для того, чтобы разместить в нем новую ванну.
Уникальный бассейн из гранитного монолита, вмещающий 8000 ведер воды, был заказан инженером Бетанкуром известному петербургскому каменотесу Самсону Суханову, известному тем, что он руководил изготовлением Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве. Мастер согласился за 16000 рублей вырубить ванну. Глыбу красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет (1818-1828). Ванна имеет уникальные размеры: высоту 196 см, глубину 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Её сначала установили, а затем возвели вокруг стены. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Ч. Берда.
В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна : высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер, согласно расчетным данным — 12 тонн воды.
При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна – 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита«.
Архитектор Стасов писал: «По случаю высочайшего повеления о сделании каменного купола, вместо предположенного деревянного потолка над овальною залою, строящейся вокруг поставленной гранитной ванны при Баболовском павильоне, сделалось потребным:
1. Утолстить фундаменты и стены соразмерно тягости и распору такого купола и для сего.
2. Сломать оставшуюся часть бывшей залы и некоторую часть прилегающих стен павильона с их фундаментами…»
Архитектор завершил работы в 1829 году, сохранив готический облик сооружения со стрельчатыми окнами и зубчатым аттиком. Фасады дворца были оштукатурены, отделаны под камень и окрашены в коричневый цвет.
Историк И. Яковкин считал это изделие «из первейших в мире», а профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита».
В Баболовском дворце до войны размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа г Пушкина. В начале войны она была подвергнута жестоким бомбардировкам.
Уникальный Баболовский дворец пострадал во время войны. Рухнули его каменные своды. Лишь одна ванна, которой уже почти 200 лет, прекрасно сохранилась. Во время ВОВ немцы собирались вывезти ее, как редчайший экспонат, но не смогли. А потом им уже было не до того.
Этот объект, называемый в народе Царь-ванна, занесен в Книгу рекордов Гиннесса, но до сих пор не признан музейным экспонатом. К уникальному объекту, вырубленному из гранита, власти относятся как к мусору…
Разница в возрасте между питерским и египетским шедеврами, конечно, огромна. Если саркофагу в пирамиде Хеопса минимум 5 000 лет, то гранитной Царь-ванне менее 200 лет. Но не все так просто! Удивляют размеры, вес и техника обработки ванны. Российским каменотесам не приходилось создавать ничего подобного ни до изготовления Царь-ванны в конце XIX века, ни после нее. Даже современным умельцам с передовыми технологиями и соответствующим оборудованием по обработке гранита будет непросто выполнить подобный заказ.
Любопытно, что современные ученые, после тщательного изучения саркофага внутри пирамиды Хеопса, пришли к выводу – он вовсе не предназначался для фараона. Какие функции выполнял этот гранитный короб до сих пор неясно, хотя версий очень много. Такая же ситуация складывается и с Царь-ванной! Она таит в себе не меньше загадок, чем египетский саркофаг.
Изначально глыба красного гранита с вкраплениями зелёного лабрадора, из которой собрались вырубить ванну, весила более 160 тонн. После завершения работы вес готовой ванны составил 48 тонн. Даже по нынешним временам это большая цифра, сравнимая с весом дюжины слонов. Не всякая современная техника способна поднять этот груз.
Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. «Дырочка», на дне ванны никак не тянет на сливное отверствие и скорее всего сделана относительно недавно.
Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.
Версия первая – бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? — Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения.
И гранитная ванна была такой своеобразной купелью с постоянно прохладной или даже холодной водой. Такая толща гранита очень долго вбирает в себя тепло, можно сказать – это своеобразный аккумулятор холода. Тут надо вспомнить, что следующий царь Николай Павлович летом отдыхал уже не в Царском, а в Петергофе (коттедж в Александрии). А там было много возможностей купаться. Хотя для дам был устроен интересный павильон на жаркие дни — Царицын на Ольгином пруду. Там была применена иная система охлаждения воздуха.
Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства.
Вторая версия — «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.
Есть и третья версия, — юмористически-космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша — элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи..«
Версия четвертая: согласно первоначальному замыслу, по всей вероятности, у Ванны должен был быть слив. Подача и слив воды планировалось производить самотеком соответствующими задвижками (это видно по схеме). Но потом возможно побоялись сверлить — вдруг треснет !
Кстати, многие гадают как же нагревали воду? Ведь, чтобы наполнить такую каменную чашу нужно почти 8000 ведер воды, что совсем не мало и даже если наливать теплую воду, то пока наполняется ванна, она уже остынет.
Есть предположение, что снизу разводили костер и нагревая гранит, постепенно нагревали и воду. Действительно, под ванной есть ниша. Полно мусора, к сожалению, но видно, что царь ванна стоит на 4-х гранитных кубиках и есть небольшое расстояние от пола. Но это действительно небольшое расстояние. Здесь не поместится достаточное количество дров для разогрева ванны с водой. Более того, если присмотреться, то нижняя часть царь ванны совершенно необработана. На ней много мест, в которые попадала бы сажа от растопки и гранит здесь был бы очень черный, а очистить его было бы невозможно. Да и помещение небольшое, если разжигать в нем огонь, то все помещение заполнится дымом и будет очень трудно дышать, не говоря уже о водных процедурах.
Царь-ванна продолжает ряд знаменитых, но бесполезных, предметов. Ведь из Царь-пушки никогда не стреляли, Царь-колокол никогда не звонил, ну а в Царь-ванне никогда не купались. Но если два первых раритета видят благодарные туристы в Кремле, то наша царственная ванна спрятана от людских глаз среди груды мусора в темном нутре полуразрушенного дворца.
С осени 2014 года Баболовский дворец был обнесен деревянным забором, внутри поставлена сторожевая будка с охранником и вход для посетителей и туристов закрыт. Категорически! На реставрацию.
И несколько простых вопросов:
— Каким образом «с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн»? Почти 30 км по пересечённой местности.
— Работа выполнялась, естественно, вручную, только камень, молоток и зубило, и, конечно, «на глазок», хотя и с удивительной точностью. Как это возможно вообще?
— И, наконец, самый простой казалось бы вопрос: зачем так сложно-то?
Может это и не ванна вовсе, а что-то другое? Но мы, современные люди, в силу своего шаблонного мышления не способны понять.
Источник
Восьмое чудо света — гора Улуру в Австралии: фото, особенности, интересные факты
Расположенный в 450 километрах от Алис Спрингс в Центральной Австралии Национальный парк «Ката Тиюта», имеет на своей территории немало достопримечательностей. Скала Айерс рок (нов. Улуру), выделяющаяся посреди австралийской пустыни, является самой знаменитой из них.
В чем особенности горы Улуру в Австралии? Об этом и о некоторых фактах, связанных с ней, можно узнать, ознакомившись с информацией, представленной в статье.
Общие сведения о природе Центральной Австралии
Вам будет интересно: Лучшие рестораны Пхукета: описание
Это бескрайние пустыни с колючими кустарниками и невысокими деревцами, с разбросанными повсюду озерами с соленой водой. По мере продвижения по этим просторам неожиданно могут возникать каньоны и горы со странными формами.
В самой ее глубине находится удивительно красивый и загадочный район – Красный Центр. Он полон уникальнейших природных чудес. В это место ежегодно съезжаются многочисленные туристы со всего света, хоть погода здесь непривычно жаркая.
Австралийские горные вершины не знамениты и не являются популярными у альпинистов, однако, они необычные. Любой коренной австралиец в качестве символа Центральной Австралии назовет Улуру (гору Красную).
Немного истории
Гора Улуру – огромное образование в виде скалы, возникшей приблизительно 680 млн лет назад на дне Амадиуса – древнего озера. Это чудо природы, разрушаемое резкими температурными перепадами и ветрами, возвышается в самом центре пустынной местности, нарушая однообразие пейзажа. Европейские ученые его нашли и описали в 1873 году, дав название Айерс-Рок. Эта удивительная красная гора была домом для многих племен. Аборигены, населявшие эти земли 10 000 лет назад, жили в пещерах подножия горы. Почиталась ими эта скала как колыбель жизни. Бьющий из скалы источник воды давал им самое необходимое для выживания. И сегодня жители этой местности регулярно проводят у ее подножия свои священные обряды.
Официально эта скала принадлежит племени анангу, сдавшему этот парк в аренду правительству (срок — 99 лет). Ежегодно власти выплачивают аборигенам по 75 тысяч долларов с надбавкой 20 % за каждый проданный билет. Коренные жители с удовольствием поддерживают развитие туризма.
Описание горы Улуру: фото
По своей форме она схожа с лежащим слоном. Издалека гора выглядит абсолютно гладкой, но при приближении к ней становятся видны все трещины, неровности, шероховатости и борозды. Состоит уникальная каменная глыба из красного песчаника, способного менять свою расцветку в зависимости от освещения.
Улуру – самая крупная в мире цельная скала. Ее длина равна 3600 метрам, ширина составляет примерно 3 000 м, а высота – 350 м. Боковины ее по вертикали изрезаны бороздами, в глубину достигающими 2 метров. На стенах скал сегодня можно увидеть множество сохранившихся с древних времен рисунков. На них изображены божества, почитаемые аборигенами, и некоторые сюжеты их жизни.
Во множестве пещер, испещривших основание горы, можно увидеть и древние священные алтари.
Особенности
Гора Улуру – своеобразный исполинский монолит, который возвышается над однородной плоской поверхностью. Он привлекает сотни тысяч людей своей главной особенностью – способностью в течение дня изменять цвет. В период рассвета в лучах поднимающегося солнца черная гора постепенно превращается в темно-лиловую. Далее, по мере подъема светила по небосводу, цвет становится кроваво-красным, а затем и розовым. При достижении солнцем наивысшей точки, скала окрашивается в золото. Игра красок отмечается и после полудня. Лишь при уходе солнца за горизонт гигантская каменная глыба вновь становится черной. Следует отметить и то, что во время дождя Улуру окрашивается в голубой цвет с сиреневым отливом.
Причудливость природы этой местности связана и с тем, что под этой махиной имеются подземные озера, которые выходят на поверхность только в некоторых местах. Это небольшие водоемы внутри пещер.
Следует отметить и особенность климатических условий местности. Хоть территория является пустыней, проливные дожди и ураганы – частые явления. И температура в этих местах за сутки колеблется довольно сильно. При дневной жаре 38 градусов, ночи здесь очень холодные. В связи с этими явлениями на камне и возникает множество трещин.
Гора Улуру состоит в списке объектов ЮНЕСКО.
Экскурсии для туристов
Для того чтобы туристы могли увидеть это великолепное природное представление в цветах, на удалении от горы обустроены специальные смотровые места.
После строительства через пустынную местность скоростной железнодорожной магистрали сюда хлынули туристы, количество которых с каждым годом растет. Здесь можно заказать прогулочную экскурсию по окрестностям, в процессе которой аборигены рассказывают немало местных легенд. Также можно совершить туристический маршрут в сопровождении опытного проводника на саму вершину горы, но путешествие это небезопасно. В общей сложности подъем длится около двух часов под палящим солнцем. Бывали случаи, когда туристы погибали в результате солнечных ударов. Нередки и падения с горы Улуру в Австралии.
Интересные факты
Древние наскальные рисунки чуть не исчезли. Связано это с тем, что раньше стены обливались экскурсионными гидами водой, чтобы четче смотрелось изображение. В результате, нижняя часть картин стала стираться. Но это было вовремя замечено и запрещено совершать подобные действия.
Несколько версий о том, что такое гора Улуру:
- «Горный айсберг», соединяющийся под землей с соседней горой Ольгой.
- Врезавшийся в землю метеорит.
- Небольшой остаток древнейшей горной цепи (частички породы за миллионы лет разнеслись по округе, а оставшаяся скала, подвергшаяся эрозии, приобрела свои нынешние округлые очертания).
Источник