Восстановить свою стран во

Восстановление Сирии? Да. Но это не братская помощь

Антитеррористическая операция в Сирии привела практически к полному разгрому «Исламского государства» (запрещено в РФ). Борьба с боевиками ещё не окончена, однако уже пришло время задуматься о послевоенном восстановлении страны. Россия готова восстанавливать Сирию, но о «братской помощи» речь не идёт: процесс должен быть взаимовыгодным. К тому же на пятки России наступают Китай и Индия.

Разрушения от войны в Сирии катастрофичны. По оценкам Мирового банка (МБ), гражданский конфликт и война с террористами в Сирии разрушили 7% и повредили 20% жилищного фонда (без учёта административных и инфраструктурных объектов). Погибло до 470 тыс. чел., а более половины граждан оказались беженцами. Совокупные потери ВВП на конец 2016 г. оценены МБ в 226 млрд. долл. Война уничтожила тысячи и тысячи предприятий. На восстановление Сирии нужно, по экспертным данным, не менее триллиона долларов. Другие эксперты называют суммы поменьше, однако говорят только о первом (начальном) этапе восстановления.

И дело тут не только в деньгах: война в Сирии ещё не окончена полностью. Соответственно, запускать процесс масштабного восстановления пока достаточно рискованно. От новых терактов и прочих атак боевиков города не застрахованы. И всё же «застолбить» территории для восстановления нужно уже сейчас. Конкуренция будет и здесь, и будет жёсткой.

Кто станет первым в восстановлении Сирии? Кто не позволит конкурентам взять то, что положено ему по праву? И положено ли? Высказываются авторитетные мнения, что Китай и Индия стремятся включиться в будущий процесс восстановления Сирии. Впрочем, Россия тоже не спит. Российских инвесторов, которые готовы вкладываться в восстановление страны после разрухи, весьма интересуют местные полезные ископаемые. Поэтому Сирии есть чем рассчитаться за труды.

Читайте также:  Основной причиной разделения труда между странами являются выберите один ответ

Президент Асада в конце прошлого года подтвердил: основным участником процесса восстановления страны станет Россия. Это неудивительно: именно Россия является официально приглашённой стороной для борьбы с терроризмом и именно Россия нанесла решающие удары по боевикам.

В конце 2017 года, напомним, президент Башар Асад принял правительственную и экономическую делегацию из Российской Федерации. Её возглавлял заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин. В ходе встречи стороны обсудили перспективы укрепления экономического сотрудничества России и Сирии. Как сообщает SANA, важнейшими в обсуждении стали темы сотрудничества в областях добычи нефти, газа, фосфатов, в сферах электроэнергетики, нефтехимической промышленности, транспорта, а также торговли.

По словам господина Асада, победы, достигнутые в борьбе с терроризмом в Сирии, создали необходимые условия для восстановления страны после разрухи. Процесс восстановления действительно открывает широкие экономические перспективы для сотрудничества двух государств. Президент Асад особо отметил, что с учётом исторических отношений между двумя странами и российских заслуг перед Сирией в контексте противостояния терроризму Россия становится естественным важным партнёром в процессе восстановления страны в самых разных секторах.

В свою очередь, господин Рогозин подчеркнул, что правительство и российские компании готовы предоставить всю поддержку в деле содействия восстановлению Сирии и поддержки сирийского народа на его пути к процветанию.

В состав российской делегации недаром вошли заместители министров иностранных дел, обороны, экономического развития, энергетики, транспорта, промышленности и торговли, а также посол России в Дамаске и руководители некоторых российских компаний.

По словам Рогозина, переговорам предшествовала большая работа министерств и постоянно находящихся в Сирии экономических операторов. Итогом встречи стали «очень важные договорённости, которые, безусловно, позволят нам выиграть эту войну за умы, за стабильность в Сирии, войну за то, чтобы военный успех, который был достигнут российскими вооружёнными силами, был подкреплён этой долгосрочной ориентацией Сирии на Россию, на российский рынок». «По оценкам сирийского президента, ущерб, который был причинен этой агрессией против Сирии, составляет примерно 400 миллиардов долларов», — цитирует российского вице-премьера РИА «Новости».

Однако Сирия — страна богатая:

Также Рогозин дал понять, что вложения в восстановление Сирии должны быть экономически выгодными: ведь надо думать и о российском бюджете.

По его словам, российский бизнес в Сирии считает «каждую копейку, каждый рубль». Следует «думать не только о другой стране, даже такой близкой и дружественной, но мы сейчас должны думать, как заработать денег в наш бюджет, для наших граждан, для людей, которые тоже ждут какой-то отдачи от большой работы РФ на территории Сирии». Озвучена уже и конкретика выгодного бизнеса. «На территории Сирии находится крупнейшее фосфатное месторождение, — приводит слова Рогозина «Интерфакс». — Это очень востребованный товар во многих странах. Это удобрения. Мы договорились с нашими сирийскими коллегами о том, что у нас формируется единый оператор, мы работаем по месторождению, по вывозу, по доставке этого обработанного фосфата уже в другие страны, которые ждут этот товар».

(Ранее, напомним, Дамаск сам предложил «РЖД» и другим компаниям осуществить проекты, направленные на развитие транспортной инфраструктуры Сирии. В том числе речь шла о восстановлении линии ж/д сообщения через Хомс к фосфатным рудникам.)

Кроме того, Рогозин затронул тему грядущего экспорта российской пшеницы: Россия могла бы использовать сирийские порты для этого. И экспортировать пшеницу не только в Сирию, но и в соседние с ней государства.

О том, что восстановление Сирии не будет «гуманитарной помощью», поведал позднее и вице-спикер Госдумы Пётр Толстой.

«Не будем забывать про восстановление экономики Сирии, — сказал он на телеканале «ТВЦ». — Есть долгосрочные идеи по поводу участия нашей страны в том, чтобы помочь сирийцам сейчас восстановить свою страну. Это, естественно, будет возможно только после переговоров в Женеве и когда установят там какой-то прочный мир. Но уже сейчас первые шаги в этом направлении делаются».

Содействие Сирии, однако, не будет гуманитарной помощью: ведь Сирия богата как нефтяными, так и газовыми месторождениями. Толстой прямо сказал о получении прибыли:

Как видим, времена братской помощи канули в Лету. И теперь Россия стремится обозначить и извлечь выгоду. Да и не тот уже нефтяной бюджет у неё, чтобы разбрасываться братской помощью (сгубившей в своё время СССР).

Однако и другие игроки глобального рынка не собираются упускать из виду Сирию.

Саид Гафуров, научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики, считает, что в ситуацию на Ближнем Востоке, а именно в процесс восстановления Сирии, всё активнее будут включаться Китай и Индия. «Ставится вопрос о восстановлении иракской и сирийской экономики, и сейчас будет очень жёсткая конкуренция за то, кто это будет делать: мы, иранцы, китайцы или индийцы, — сказал он «Накануне.ру». — Это всё очень реально, очень жизненно, очень важно. Война — уже пройденный этап, сейчас речь идёт о восстановлении. В Сирии уже всем понятно, кто войну выиграл, а кто проиграл. Вопрос ставится только о том, кто и как будет Сирию восстанавливать, потому что будущее Сирии в принципе ни у кого не вызывает сомнений, ни у нас, ни у американцев».

Китайцы, добавим, действительно взяли на экономический «прицел» Сирию. Ведь эта страна — давний партнёр Китая. Между прочим, товарооборот КНР с САР до гражданской войны превосходил российский. Теперь же китайский проект «Один пояс — один путь» включил Сирию в «коридор» до Европы. И китайцы чётко обозначили свой сирийский вектор на Ближнем Востоке.

По словам заместителя председателя Китайско-Арабской ассоциации по взаимному обмену товарища Цинь Юна, китайские компании готовы инвестировать 2 млрд. долларов в создание индустриального парка в Сирии. В этом проекте рвутся участвовать полторы сотни китайских компаний.

Что касается Индии, то в интервью телеканалу WION президент Асад отметил, что Сирия будет приветствовать Индию в процессе восстановлении сирийской инфраструктуры: «Будем приветствовать Индию, чтобы она сыграла экономическую роль в восстановлении Сирии. Что-то мы уже начали. Мы начали этот проект в Дамаске, теперь мы расширяем этот проект на большинство городов в Сирии, конечно, после освобождения от ИГИЛ и «Ан-Нусры» (запрещена в России).

При острой индийской и китайской конкуренции Россия всё равно сохранит свой традиционный товарооборот. Ранее в него входили продукция военно-технического назначения, нефтепродукты и зерновые культуры — словом, то самое, о чём говорил г-н Рогозин.

Привлекательными областями для сотрудничества России и Сирии будут являться, вероятно, нефтедобыча, нефтепереработка, газопереработка, электроэнергетика и гражданское строительство. В отдалённой перспективе вероятно и развитие туризма. Из предполагаемых международных проектов можно вспомнить ирано-сирийско-российский газопровод, по которому газ пойдёт с иранского месторождения «Южный Парс» в Латакию. И вся эта деятельность, если верить российским политикам, будет построена на выгодной основе.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

Россия: восстановить империю, пока это возможно

В последнее время в американско-российских отношениях наблюдается относительное затишье, а в Вашингтоне не могут привести к консенсусу многочисленные противоречивые взгляды на истинную природу текущей российской внешней политики. Остаются сомнения по поводу искренности так называемой «перезагрузки» отношений с Россией, политику которой проводит американский Госдепартамент — впервые этот термин, «перезагрузка», был использован в 2009 году, когда госсекретарь Хиллари Клинтон передала одноименную кнопку своему российскому коллеге как символ объявления моратория на эскалацию напряженности в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Озабоченность вызвана тем, что никто не понимает, является ли «перезагрузка» действительно сдвигом в отношениях между двумя бывшими противниками или же это просто передышка перед тем, как отношения вновь начнут ухудшаться.

В действительности, перезагрузка имеет мало общего с желанием Соединенных Штатов превратить Россию в друга и союзника. Скорее Вашингтон хотел создать пространство и возможности для разбирательства с другими ситуациями — в основном, речь идет об Ираке и Афганистане — и обращения к России о помощи. (Россия оказывает помощь в вопросе доставки грузов в Афганистан и воздерживается от оказания критически важной поддержки Ирану). Между тем, Россия также хотела больше пространства для создания системы, которая поможет ей создать новую версию своей старой империи.

Окончательный план России — в том, чтобы восстановить контроль над большей частью своих бывших территорий. Это неизбежно приведет Москву и Вашингтон обратно к конфронтации, сведя на нет так называемую перезагрузку, так как российское влияние в Евразии представляет собой прямую угрозу возможностям США в плане сохранения своего глобального влияния. Так Россия действовала на протяжении всей истории с тем, чтобы выжить. Поведение Советского Союза не отличалось в лучшую сторону от Российской империи, и Россия сегодня следует тем же принципам поведения.

География и строительство империи

Определяющая географическая характеристика России — это ее незащищаемость, что означает, что ее основной стратегией является стремление обезопасить себя. В отличие от большинства сильных и влиятельных стран, российский ключевой регион, Московия, не имеет барьеров для защиты самого себя, и поэтому его несколько раз завоевывали. Из-за этого на протяжении всей истории Россия расширяла свои географические границы с целью создания опорных пунктов и стратегического пространства между ядром России и мириадами врагов, ее окружающих. Это означает расширение до естественных пределов Карпатских гор (на Украине и в Молдавии), Кавказских гор (в частности, до Малого Кавказского хребта, мимо Грузии и в Армению) и Тянь-Шаня на дальней стороне Средней Азии. Единственной географической дырой является Северо-Европейская равнина, где Россия исторически занимала как можно большую территорию (районы Балтики, Белоруссию и даже части Германии). Словом, чтобы Россия чувствовала себя в безопасности, ей нужно создать что-то вроде империи.

С созданием империи есть две проблемы: люди и экономика. Из-за того, что они впитывают так много территории, российские империи всегда сталкивались с трудностями, так как им требовалось содержать огромные толпы людей и подавлять тех, кто не хотел приспосабливаться (особенно тех, кто не был этническими русскими). А это приводит к имманентно слабой экономике, которая не может преодолеть инфраструктурные вызовы в применении к населению обширной империи. Однако это никогда не мешало России быть серьезной силой в течение длительных периодов времени, несмотря на все ее экономические недостатки, потому что Россия часто придает большее значение своему военному сектору и аппарату безопасности, чем экономическому развитию (и часто за счет последнего).

Поддержание сильного государства

Российскую силу и влияние нужно измерять с учетом силы государства и его способности управлять народом. Это не то же самое, что популярность российской власти (хотя популярность бывшего президента, а ныне премьер-министра Владимира Путина неоспорима); это возможность российского руководства, неважно какого, будь то царь, Коммунистическая партия или премьер-министр, сохранять жесткий контроль над обществом и безопасностью. Это позволяет Москве отвлекать ресурсы от народного потребления в сферу государственной безопасности и подавлять сопротивление. Если у правительства имеется жесткий контроль над народом, народное недовольство политикой, социальной политикой или экономикой не представляет угрозы для государства — хотя бы в краткосрочной перспективе.

А вот когда российское руководство теряет контроль над аппаратом безопасности, тогда российские режимы рушатся. Например, когда царь утратил контроль над армией во время Первой мировой войны, он потерял власть, и российская империя развалилась. При Иосифе Сталине наблюдалось огромное нарушение нормальной экономической деятельности и широко распространившееся народное недовольство, но Сталин сохранял твердый контроль как над аппаратом безопасности, так и над армией, и он использовал это для того, чтобы справляться с любыми признаками несогласия или инакомыслия. Экономическая слабость и жесткий режим в конце концов были восприняты как неизбежная цена, которую приходится платить за безопасность и существование в качестве стратегической силы.

Москва и сегодня использует ту же самую логику и ту же самую стратегию. Когда Путин пришел к власти в 1999 году, российское государство было развалено и уязвимо перед лицом других мировых держав. С целью восстановить стабильность России — а в конечном счете и вернуть ей ее место на мировой арене — Путину сначала пришлось консолидировать власть Кремля в самой стране, что означало консолидировать страну экономически, политически и социально. Это произошло после того, как Путин реорганизовал и усилил аппарат служб безопасности, что дало ему бОльшие возможности в плане доминирования над людьми в рамках одной политической партии, а также помогло убрать иностранное влияние из экономики и создать культ личности в народе.

Затем Путин нацелился на создание своего рода российской империи с целью обеспечения будущего страны. И это был не вопрос самомнения Путина, а вопрос национальной безопасности, проистекающий из глубины веков, в которой были точно такие же исторические прецеденты.

Путин стал свидетелем того, как Соединенные Штаты посягнули на территорию, которую Россия считала абсолютно необходимой для собственного выживания: Вашингтон помог ввести большинство стран Центральной Европы и бывшие советские прибалтийские республики в состав НАТО и в Европейский Союз; поддерживал «цветные революции» на Украине, в Грузии и в Киргизии; основал военные базы в Средней Азии; и объявил о планах размещения элементов баллистической противоракетной обороны (ПРО) в Центральной Европе. Для России все выглядело так, будто бы Соединенные Штаты пожирают ее периферию, чтобы гарантировать, что Москва всегда будет оставаться уязвимой.

За последние шесть лет России в некоторой степени удалось оказать противодействие западному влиянию в большинстве бывших советских республик. Одной из причин этого успеха стало то, что Соединенные Штаты были заняты другими вопросами, в основном, на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Более того, Вашингтон оказался в плену ложного представления, что Россия официально не будет пытаться восстановить своего рода империю. Но, как показывает история, она должна это сделать.

Планы Путина

Путин объявил в сентябре, что он будет стремиться вернуться в президенты России на выборах 2012 года, и он уже начал излагать свои цели на этот будущий период правления. Он заявил, что Россия оформит свои отношения с бывшими советскими государствами путем создания Евразийского союза; другие бывшие советские государства предложили эту концепцию еще примерно десять лет назад, но Россия только сейчас оказалась в таком положении, когда она может начать реализовывать эту идею. Россия начнет это новое повторение российской империи с создания союза с бывшими советскими государствами на основе нынешних объединений Москвы, таких как Таможенный союз (России, Белоруссии и Казахстана), союзное государство (России и Белоруссии) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это позволит Евразийскому союзу стратегически охватить и экономическую сферу, и сферу безопасности.

Грядущий Евразийский союз — это не возрождение Советского Союза. Путин понимает неизбежные уязвимости, с которыми Россия столкнется, возложив на себя экономическое и стратегическое бремя заботы о столь большом количестве народу на пространстве площадью порядка 9 миллионов квадратных миль. Это была одна из самых серьезных слабостей Советского Союза: попытка контролировать слишком много напрямую. Вместо этого Путин создает союз, в котором Москва будет влиять на вопросы внешней политики и безопасности, но не будет отвечать за бОльшую часть внутренних дел каждой страны. У России просто нет средств поддерживать столь интенсивную стратегию. Москва не чувствует необходимости разбираться с киргизским театром политических действий или поддерживать украинскую экономику для контролирования этих государств.

Кремль намеревается сделать так, чтобы Евразийский союз оказался полностью сформирован к 2015 году, когда, как Россия уверена, США вновь обратят свое активное внимание на Евразию. Вашингтон завершает процесс выполнения своих обязательств в Ираке в этом году, и намерен завершить боевые операции и значительно уменьшить численность своих войск в Афганистане, поэтому к 2015 году у Соединенных Штатов будет в наличии и военное, и дипломатическое внимание, которое они смогут уделить этому региону. Кроме того, в этот период должны быть подготовлены к размещению американские объекты баллистической системы ПРО в Центральной Европе. Для России это означает появление проамериканского фронта в Центральной Европе прямо на границах бывшего Советского (и будущего Евразийского) союза. Это создание новой версии российской империи, которое будет совпадать с консолидацией американского влияния на периферии этой империи, и это сочетание, весьма вероятно, вызовет новую враждебность в отношениях между Москвой и Вашингтоном.

Это может создать условия и для новой версии холодной войны, хотя она и не будет столь долгосрочной, как предыдущая. Другая причина, которая движет Путиным в вопросе восстановления своего рода российской империи, заключается в том, что он знает, что когда Россию атакует следующий кризис, он почти наверняка помешает России вновь воскреснуть: Россия умирает. Демографические показатели страны — одни из самых худших в мире, и они постоянно ухудшаются со времен Первой мировой войны. Уровень рождаемости значительно ниже уровня смертности, и в стране уже больше граждан в возрасте за 50, чем молодежи. Россия может быть великой державой без крепкой и основательной экономики, но ни одна страна не может быть глобальной силой без людей. Вот почему Путин пытается усилить и обезопасить Россию сейчас, до того, как демографический кризис окончательно ее ослабит. Однако даже принимая во внимание демографическую ситуацию, Россия сможет поддерживать свой нынешний рост в плане силы и влияния еще как минимум в течение одного поколения. Это означает, что следующие несколько лет являются, вероятно, последним великим моментом для России — моментом, который будет ознаменован возвращением страны на мировую арену в качестве региональной империи и новой конфронтацией со своим предшествующим противником, Соединенными Штатами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Оцените статью