Восточное партнерство ес страны

Восточное партнерство

Восточное партнерство является совместной инициативой, в которой участвуют Европейский Союз, страны-члены ЕС и шесть восточноевропейских стран-партнеров – Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина.

Восточное партнерство представляет собой восточное измерение Европейской политики соседства. Оно имеет своей целью укрепление политической ассоциации и экономической интеграции между ЕС и восточноевропейскими странами-партнерами.

В июне 2008 года Европейский Совет попросил Европейскую Комиссию подготовить предложение по Восточному партнерству, с тем чтобы поддержать региональное сотрудничество и укрепить отношения ЕС с восточными соседями. Восточное партнерство было учреждено в 2009 году как совместная инициатива:

  • ЕС
  • стран-членов ЕС
  • шести восточноевропейских и закавказских стран-партнеров – Азербайджана, Армении, Республики Беларусь, Грузии, Республики Молдова и Украины.

Дифференцированный подход и инклюзивность

ЕС заинтересован в прочном, основанном на дифференцированном подходе, взаимовыгодном сотрудничестве со всеми шестью странами-участницами Восточного партнерства, каким бы ни был уровень их устремлений в отношениях с ЕС. В ситуации проведения политических и экономических реформ Восточное партнерство предлагает прочную основу для многостороннего взаимодействия и способствует углублению двустороннего сотрудничества с ЕС посредством:

  • новых договорных отношений;
  • соглашений об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли;
  • шагов в направлении либерализации визового режима и многосторонних рамок для обсуждения этих вопросов.

Многостороннее сотрудничество

Многие вызовы, с которыми сталкиваются страны-партнеры, являются общими. Совместное преодоление этих вызовов содействует развитию сотрудничества и обмену передовым опытом. Многостороннее сотрудничество в рамках Восточного партнерства ведется по широкому спектру вопросов:

  • укрепление институтов и надлежащее управление, в том числе устойчивость к внешним изменениям;
  • развитие рыночных возможностей через экономическую интеграцию и заключение торговых соглашений;
  • обеспечение энергетической безопасности и улучшение взаимосвязанности в области энергетики и транспорта;
  • повышение мобильности и расширение контактов между людьми благодаря переговорам в рамках визового диалога.
Читайте также:  Самые опасные страны третьего мира

Двустороннее сотрудничество

Соглашения об ассоциации

Благодаря новому поколению соглашений об ассоциации ЕС предлагает конкретные идеи сотрудничества для каждой восточноевропейской страны-партнера. Эти новые договоренности приходят на смену соглашениям о партнерстве и сотрудничестве, которые были заключены со странами-партнерами в конце 1990-х годов. ЕС ведет переговоры со странами Восточного партнерства о заключении соглашений об ассоциации, которые предусматривают:

  • углубление политической ассоциации;
  • расширение политического диалога;
  • расширение сотрудничества по вопросам правосудия и безопасности.

Соглашения о свободной торговле

ЕС завершил переговоры с Грузией, Молдовой и Украиной по соглашениям об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, которые является частью соглашений об ассоциации. Соглашения о свободной торговле имеют своей целью:

  • улучшить доступ к товарам и услугам;
  • снизить тарифы, квоты, торговые барьеры;
  • обеспечить стабильную правовую базу;
  • согласовать методы работы и нормы.

Соглашения об ассоциации, включающие в себя соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, открывают широкие возможности для представителей бизнес-сообщества и предлагают масштабные, современные основы сотрудничества.

Страны Восточного партнерства одни из первых воспользовались преимуществами партнерств в области мобильности, что позволило гражданам этих стран перемещаться по Европе в безопасных условиях. Соглашения об упрощении выдачи виз и соглашения о реадмиссии способствуют мобильности граждан стран Восточного партнерства посредством упрощения процедуры выдачи виз и регламентируют порядок возврата нелегальных мигрантов посредством соглашений о реадмиссии.

Диалоги по визовой либерализации представляют собой последовательные шаги со стороны ЕС на пути к долгосрочной цели введения безвизового режима для граждан отдельных стран Восточного партнерства.

В настоящее время гражданам Грузии, Молдовы и Украины не требуется оформление визы для совершения краткосрочных поездок в страны Шенгенского соглашения.

Источник

Проект ЕС «Восточное партнерство»

«Восточное партнерство» (ВП) является политической инициативой, которая направлена на сближение шести восточных соседей — Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины — с Европейским союзом. Эта инициатива представляет собой восточное измерение Европейской политики соседства (ЕПС).

С инициативой создания программы интеграции стран СНГ изначально выступила Польша еще в период ее подготовки к вступлению в ЕС в 2002-2004 годах.

Географически тогда польская инициатива охватывала лишь Белоруссию, Украину и Молдавию с возможным привлечением ряда приграничных районов России, в первую очередь Калининградской области.

Официально инициатива по созданию «Восточного партнерства» была выдвинута на заседании Европейского Совета 19-20 июня 2008 года. Инициатором выступила не только Польша, но и Швеция, которые предложили ЕС развивать интеграционные инициативы с рядом постсоветских стран. В программу включались Грузия, Азербайджан, Украина, Молдавия, Белоруссия и Армения.

7 мая 2009 года в Праге (Чехия) был проведен специальный саммит ЕС, учредивший программу «Восточное партнерство».

Главной целью «Восточного партнерства» является создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнерами.

Реализация программы ВП в целях сближения стран-партнеров с Европейским союзом предполагает сотрудничество со странами-партнерами на основе так называемых четырех тематических платформ:

— демократия и стабильность (административные реформы, антикоррупционные меры, обучение управленческого аппарата, развитие институтов гражданского общества, свободных СМИ и др.);

— экономическая интеграция, создание зон свободной торговли (по мере успешного развития торгово-экономических связей и гармонизации законодательства с правовой базой ЕС);

— энергетическая безопасность (меры по обеспечению надежного энергоснабжения как стран-партнеров, так и ЕС, энергосбережению и развитию источников возобновляемой энергии);

— развитие контактов между людьми (либерализация визового режима при одновременном обеспечении мер по пресечению незаконной миграции).

Программа «Восточное партнерство» предусматривает следующие инициативы: подписание соглашения об ассоциации (Association Agreements), предусматривающее формы более тесного сотрудничества в таких областях, как внешняя политика и безопасность, права и свободы, экономика, культура; создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (Deep and Comprehensive Free TradeAgreement, является частью соглашения об ассоциации); постепенная либерализация визового режима вплоть до полной отмены виз (Visa Dialogue).

В настоящее время соглашения об ассоциированном партнерстве с ЕС подписали Грузия, Молдавия и Украина. Безвизовый режим действует только для граждан Молдавии.

Высшим органом программы «Восточное партнерство» является саммит ВП — встречи глав правительств/государств ЕС и стран, включенных в ВП, их цель — определение основных направлений ВП (проходит раз в два года).

Первый саммит состоялся в Праге (Чехия) в мае 2009 года, второй — в сентябре 2011 года в Варшаве (Польша), третий — в ноябре 2013 года в Вильнюсе (Литва), четвертый — в мае 2015 года в Риге (Латвия).

Ежегодно проходят саммиты на уровне министров иностранных дел. Раз в полгода проводятся встречи по сотрудничеству в рамках четырех правительственных платформ.

Многостороннее сотрудничество также осуществляется в рамках Парламентской ассамблеи «Евронест» (Euronest PA), Конференции региональных и местных органов власти стран «Восточного партнерства» — CORLEAP, Форума гражданского общества «Восточного партнерства», Бизнес-форума «Восточного партнерства».

Основным источником финансирования Европейской политики соседства, в том числе «Восточного партнерства» является Европейский инструмент соседства (ENI), который в 2014 году заменил Европейский инструмент соседства и партнерства (ENPI). Бюджет Европейского инструмента соседства на 2014-2020 годы составляет 18,2 миллиарда евро.

Всего за время действия программы странам-участницам «Восточного партнерства» было выделено со стороны ЕС 3,2 миллиарда евро на реализацию различных программ по развитию.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Программа «Восточное партнерство». Досье

«Восточное партнерство» (ВП; Eastern Partnership) — многосторонняя программа Европейского союза (ЕС), направленная на развитие регионального сотрудничества с шестью бывшими республиками СССР — Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной.

Программа была инициирована министрами иностранных дел Швеции и Польши Карлом Бильдтом и Родославом Сикорским в мае 2008 г., в декабре того же года ее одобрили лидеры стран Евросоюза. На саммите ЕС в марте 2009 г. был утвержден план, предусматривающий создание структур и базы отношений между ЕС и шестью государствами Восточной Европы и Кавказа. Официально программа была запущена 7 мая 2009 г., ее реализация контролируется Европейской комиссией (исполнительный орган ЕС).

Основные задачи ВП — сближение и углубление сотрудничества государств Восточной Европы и Южного Кавказа с Европейским союзом, создание условий для политической ассоциации и дальнейшей экономической интеграции как между ЕС и государствами ВП, так и между самими государствами ВП. ЕС разработал три направления работы с членами «Восточного партнерства» — подготовка к введению безвизового режима, создание зоны свободной торговли с каждой из стран и подключение их к европейской энергетической системе.

В настоящее время работа проходит по формуле «28 плюс 6» (28 стран ЕС). Высшим органом являются встречи глав государств и правительств (саммиты), которые проводятся раз в два года. Первый саммит состоялся в Праге в мае 2009 г., второй — в сентябре 2011 г. в Варшаве, третий — в ноябре 2013 г. в Вильнюсе.

Ежегодно весной встречаются министры иностранных дел. Дважды в год проходят встречи старших должностных лиц по четырем тематическим направлениям (платформам) — демократия, управление и стабильность; экономическая интеграция с ЕС; энергетическая безопасность; контакты между людьми. В декабре 2009 г. была учреждена парламентская ассамблея «Евронест» (Euronest PA), насчитывающая 120 членов — 60 членов от Европарламента и по 10 депутатов от каждой из 6 стран. Сессии проводятся раз в год (первая — в мае 2011 г., последняя — в марте 2015 г. в Ереване) в одной из шести стран-участников партнерства или в Брюсселе, Люксембурге и Страсбурге, где проходят заседания органов ЕС.

Важным шагом на пути дальнейшей интеграции «шестерки» в европейское социально-экономическое и политическое пространство являются соглашения об ассоциации, которые, однако, не предусматривают членства в ЕС. Они призваны заменить действующие с конца 1990-х гг. соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющие отношения ЕС с этими странами (за исключением Белоруссии, т.к. СПС с этой страной не вступило в силу). Составной частью соглашения об ассоциации является соглашение о зоне свободной торговли, оно касается не только устранения таможенных барьеров и торговых квот, но и объединения торгового законодательства стран-партнеров с правовыми нормами ЕС.

Украина подписала политический блок соглашения об ассоциации с ЕС в марте 2014 г., экономическую часть — в июне 2014 г. Грузия и Молдавия обе части соглашения подписали в июне 2014 г. Армения отказалась от подписания документа в связи со вступлением в Евразийский экономический союз (ЕАЭС, январь 2015). Белоруссия (также член ЕАЭС с января 2015) и Азербайджан не начинали переговоры по соглашению об ассоциации.

Таким образом ЕС заключила соглашения об ассоциации с тремя из шести участников программы — Грузией, Молдавией и Украиной. Парламенты этих стран уже ратифицировали соглашения. Одобрены они и Европарламентом и теперь, для того чтобы вступить в силу, должны быть ратифицированы парламентами всех 28 стран ЕС. Однако решением Совета ЕС Грузия и Молдавия начали их временное применение уже 1 сентября 2014 г. Украина приступила к применению политической части соглашения в ноябре 2014 г., реализация экономической части отложена до 1 января 2016 г.

От предстоящего саммита «Восточного партнерства» Украина, Молдова и Грузия ожидают принятия решения о безвизовом режиме с ЕС.

Многие эксперты считают, что Брюссель начнет процесс пересмотра «Восточного партнерства». Необходимость в этом продиктована кризисом на Украине и необходимостью применения более гибких подходов по отношению к восточным соседям ЕС. Предложения переформатировать эту программу впервые были озвучены после Вильнюсского саммита в 2013 г. министрами иностранных дел стран «Веймарского треугольника» — Германии, Польши и Франции.

Источник

Восточное партнёрство

Восточное партнёрство
Тип организации международная организация
eeas.europa.eu/eastern/i…
Восточное партнёрство на Викискладе

Восточное партнёрство — проект Европейского союза, имеющий основной заявленной целью развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной [1] .

Содержание

Рассматривается как своего рода региональное (восточное) измерение европейской политики соседства, которая была инициирована Евросоюзом в отношении своих «новых соседей» после очередного расширения в мае 2004 года, дополнение к «Северному измерению» и «Средиземноморскому союзу».

Идея проекта была представлена министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским при участии Швеции на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям ( англ. ) 26 мая 2008 года [2] . Дискуссия о создании «Восточного партнёрства» состоялась 19—20 июня 2008 года на Европейском совете [3] . Чехия подписалась под предложением в полном объёме, в то время как Болгария и Румыния были гораздо осторожнее, полагая, что новая программа может свести на нет деятельность существующих Черноморского форума за диалог и сотрудничество ( англ. ) и Организации черноморского экономического сотрудничества [4] . Основными приоритетами реформ в странах-партнёрах и их сотрудничества с ЕС названы следующие области:

  • демократия, совершенствование системы управления и обеспечение стабильности;
  • экономическая интеграция и конвергенция с отраслевой экономической политикой ЕС, включая создание зон свободной торговли;
  • энергетическая безопасность;
  • развитие контактов между людьми (либерализация визового режима и усиление борьбы с незаконной миграцией) [5] .

Новая инициатива также предусматривает заключение в перспективе двусторонних соглашений между ЕС и странами-партнёрами об ассоциации, что должно послужить важным шагом на пути их дальнейшей интеграции в европейское социально-экономическое и политическое пространство [6] .

История

Пражский саммит

7 мая 2009 года в Праге прошла учредительная встреча в верхах, где была принята совместная декларация по вопросам «Восточного партнёрства» и состоялось его официальное учреждение. Главной целью новой инициативы было декларировано «создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнёрами» путём содействия политическим и социально-экономическим реформам в странах-участницах «Восточного партнёрства». При этом в Пражской декларации подчёркивалось, что в своей деятельности «Восточное партнёрство» будет руководствоваться принципом «кондициональности», то есть продвижения вперёд лишь при условии выполнения странами — участницами программы определённых требований ЕС [5] . Восточное партнёрство предполагает перспективу заключения соглашения об ассоциации нового поколения, глубокой интеграции в экономику ЕС, заключения всеобъемлющих соглашений о зонах свободной торговли, облегчения поездок в ЕС для граждан при условии реализации мер по повышению безопасности, внедрения мер энергобезопасности и увеличения финансовой помощи [7] .

Варшавский саммит

В мае 2010 года Польша предложила создать в рамках программы «Восточное партнёрство» «группу друзей» и пригласила Россию участвовать в этой структуре. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский отметил, что, помимо России, в эту группу могли бы войти «Норвегия, Канада, США, Япония и другие страны» [8] . Предполагалось, что Россия будет приглашаться для обсуждения лишь некоторых местных инициатив, например, относящихся к Калининградской области [9] . Россия, однако, отказалась включить Калининград в сферу действия «Восточного партнёрства».

Брюссельская встреча глав МИД

В июле 2012 года встреча министров иностранных дел Евросоюза и стран-участниц Восточного партнёрства состоялась в Брюсселе и была посвящена Белоруссии [10] . Ранее Европарламент призвал министров обсудить на встрече ситуацию с правами человека в этой стране. Представители стран ЕС в очередной раз напомнили, что условием активного участия Белоруссии в программах ЕС по-прежнему остаётся выполнение требований, касающихся прав человека [11] .

Вильнюсский саммит

28—29 ноября 2013 года состоялся третий саммит «Восточного партнёрства» в Вильнюсе, на котором планировалось парафировать соглашение о Зоне свободной торговли с Молдавией и, при выполнении определённых условий, подписать Соглашение об ассоциации Украины с Европейским союзом. В работе саммита приняли участие президенты государств Закавказья и Украины, представители правительств Белоруссии и Молдавии, а также высшее руководство ЕС (Баррозу, ван Ромпей). Представители Грузии и Молдавии лишь смогли парафировать договор об ассоциации с ЕС [12] , а Армения и Украина воздержались от его подписания (при том, что парафирование Украины уже состоялось). Представитель ЕС Баррозу отверг предложение президента Украины Януковича об участии России в переговорах [13] , а Мартин Шульц заявил, что договор с Украиной может быть подписан со следующим президентом [14] . Хозяйка саммита президент Литвы Даля Грибаускайте не скрывала своего разочарования и заняла жесткую позицию: «Никаких сделок или сговоров с украинским руководством ЕС точно практиковать не будет» [15] .

Брюссельский саммит

В ноябре 2017 года состоялся седьмой саммит «Восточного партнёрства» в Брюсселе. Впервые в его работе приняли участи все шесть стран-участников. По итогам саммита Армения подписала с ЕС соглашение о всеобъемлющем партнёрстве [16] .

Опасения России

Российские эксперты полагают, что данный проект бросает вызов российским интересам в регионе [17] . Поскольку Восточное партнёрство появилось как польская инициатива, то проект может скрывать антироссийские геополитические амбиции. По мнению российских экспертов, наиболее приоритетным компонентом новой инициативы является его энергетическая «составляющая» — в частности, создание альтернативных России путей энергоснабжения Европы. Ещё одна очевидная цель — подрыв геополитического влияния России в Восточной Европе и укрепление здесь позиций ЕС. Ряд российских экспертов говорят о намерении Евросоюза окончательно дезинтегрировать постсоветское пространство с помощью «Восточного партнёрства» и вывести страны СНГ из-под влияния России [5] .

Официальную позицию Москвы в отношении «Восточного партнёрства» сформулировал постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов:

Источник

Оцените статью