- Интеллектуальная игра «Главный закон нашей жизни»
- Пояснительная записка
- Инструкция по применению презентации
- Виды вопросов
- Ход мероприятия
- Вступительное слово учителя
- Интересные факты о Конституции 1993 года
- Представление команд и жюри
- Раунд 1
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 10
- Вопрос 11
- Вопрос 12
- Раунд 2
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 10
- Вопрос 11
- Вопрос 12
- Подведение итогов. Награждение победителей
- Заключительное слово
Интеллектуальная игра «Главный закон нашей жизни»
Пояснительная записка
При выборе форм внеурочной деятельности в старших классах следует отдавать приоритет основанным на активном, личностном участии ребят в подготовке и проведении мероприятий. Такими формами являются проекты (социальные, исследовательские и др.), квесты, деловые и интеллектуальные игры, дебаты, заседания дискуссионного клуба.
Интеллектуальная игра использует групповую форму организации деятельности учеников, что способствует формированию коммуникативных компетенций, умения работать в команде, согласовывать интересы. Самостоятельная подготовка к игре способствует развитию организационных компетенций. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, формируется логическое мышление. Игра-викторина вносит элемент состязательности, ставит учащихся в условия поиска. В ней есть задачи и трудности, которые нужно преодолеть, а значит и радость открытия, и ощущение преодоленного препятствия.
Современные условия образовательной деятельности позволяют сочетать продуктивные традиционные формы викторин и ИКТ-технологии, которые визуализируют игровой процесс.
Так как учащиеся 10-11 классов уже хорошо знакомы со структурой и содержанием глав Конституции РФ, нет смысла формировать вопросы подобным образом: «Кто является источником власти в РФ», «Кто осуществляет законодательную власть в нашей стране» и т.п. Задания для старшеклассников должны быть построены так, чтобы обучающиеся не только продемонстрировали знания Основного закона государства, но и экстраполировали знания, полученные при изучении обществознания и других школьных дисциплин, при знакомстве с материалами СМИ и т.п. Важным является и то, что вопрос должен был познавательным, т.е. из него можно было бы извлечь интересную и нужную новую информацию.
Викторина построена по типу телевизионной игры команды знатоков против команды телезрителей (игра «Что? Где? Когда?»). Некоторые вопросы данной викторины не имеют прямой ссылки на статьи Конституции, но они обязательно касаются конституционного права РФ.
Игра предназначена для двух команд, для них есть «табло» счета игры. В зависимости от того ответила команда или нет, необходимо щелкнуть по желтому или синему квадрату в нижнем углу игрового поля. Желтое поле – цвет команды знатоков, синее – их противников. На «табло» в верхней части поля изменится счет. Кроме того, каждый вопрос имеет «цену» – количество баллов в зависимости от сложности вопроса. Можно использовать для определения победителя и другой вариант – подсчет баллов (если команд больше одной, то для определения результатов игры подходит только этот способ).
Цель мероприятия – формирование у старшеклассников гражданской идентичности посредством изучения Конституции России.
Задачи:
- содействовать актуализации знаний о развитии конституционализма в России;
- способствовать формированию правосознания, правовой культуры обучающихся, их уважения к Основному Закону страны, к главным государственным символам, преодолению правового нигилизма;
- формировать чувство гордости за историю страны и ее выдающихся людей;
- формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свобода, равноправие и достоинство людей;
- способствовать формированию опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;
- развивать коммуникативные умения, способствующие работе в группах, умение организовывать учебное сотрудничество, учитывать различные мнения, находить общее решение.
Форма организации деятельности детей – работа в команде.
До начала проведения викторины учащиеся формируют команды. Можно заранее обозначить охват материала, необходимого для подготовки. Проводится инструктаж, разъясняющий правила игры. Раздаются листы, на которых команды будут писать ответы.
Инструкция по применению презентации
- Как и в телевизионной версии игры, вопросы находятся в разложенных на столе «конвертах». Для первого и второго раунда представлены различные игровые поля, каждое включает 12 вопросов.
- Для запуска стрелки необходимо щелкнуть по рабочему полю.
- После остановки стрелки щелкнуть по рабочему полю еще раз («конверт» должен быть «закрыт» красным кругом).
- Перейти по гиперссылке к слайду с вопросом. Для этого нажать на красный круг.
- Зачитать вопрос.
- Определить время для обсуждения вопросов командами (1 минута или по 20 секунд для трех частей «блиц»).
- Через отведенное время команда должна предоставить ответ (в письменном виде) жюри.
- Правильные ответы на задания появляются в всплывающем окне на каждом слайде (щелкнуть) и зачитываются учителем, проводящим викторину.
- Учащиеся могут дать краткий ответ, но учитель зачитывает ответ полностью, чтобы ученики получили новую информацию.
- После того, как прозвучал ответ, необходимо вернуться на игровое поле.
- Между двумя раундами игры перерыв 2-3 минуты, для промежуточного подсчета баллов.
Если не запускаются видео – и аудио файлы, их необходимо заново вставить в презентацию
Виды вопросов
Блиц. Кроме обычных вопросов, для обсуждения которых дается минута, есть «блиц-вопросы». Такой вопрос состоит из трех более простых вопросов, задаваемых подряд, на каждый из них команда имеет лишь 20 секунд. Команда получает очко при трех правильных ответах.
Мультимедийные вопросы. Это вопросы, заданные с помощью видео– или аудиозаписи
Вопрос «с предметом». Команде показывается предмет, который содержит какую-либо информацию, затем задается вопрос.
Вопрос «с чёрным ящиком». Требуется ответить, что находится в черной «шкатулке» перед игроками.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – важнейшая обязанность государства.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства. Она является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.
Знание Конституции РФ необходимо каждому гражданину нашей страны, и особенно для вас, подрастающего поколения, в руках которого будущее нашей страны.
Интересные факты о Конституции 1993 года
- Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.
- История рождения новой Конституции продолжалась 3,5 года, 42 месяца или 168 недель.
- У Конституции РФ было более 1000 авторов.
- В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.
- В Конституции РФ нет иноязычных выражений типа «спикер», «парламент», «сенаторы», «импичмент».
Сегодня мы предлагаем продемонстрировать, насколько хорошо вы знакомы с содержанием и особенностями Основного закона РФ, государственными символами России, историей конституционализма в нашей стране.
Представление команд и жюри
Раунд 1
Вопрос 1
Конституционные нормы о труде по Конституции СССР 1977 г. и Конституции РФ отличаются.
Статья 40. Граждане ССР имеют право на труд, – то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда.
Выдержка из Конституции СССР 1977 года
Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Выдержка из Конституции РФ 1993 года
Чем еще отличаются конституционные нормы о труде по Конституции СССР и Конституции РФ?
Ответ. В статье 60 Конституции СССР труд записан обязанностью граждан
Вопрос 2
Как связаны Конституция РФ и космос?
Ответ. В 1999-м и 2005 годах экземпляры Конституции России побывали в космосе. Один экземпляр находился на станции «Мир», а другой — на борту МКС. Общая длительность этих «полётов» главного закона страны составила 329 дней. 4 апреля 1999 года грузовой корабль «Прогресс М-41» доставил её космонавту Сергею Авдееву: он планировал получить юридическое образование. В 2005 году вместе с Конституцией Евросоюза Конституция России отправилась на борт МКС (принимается краткий ответ: Конституция дважды побывала в космосе)
Вопрос 3
Рассмотрите внимательно избирательный бюллетень 1984 г. используемый на выборах депутатов Совета Союза Верховного Совета СССР.
Какой принцип демократических выборов был нарушен?
Ответ. Наличие альтернативных кандидатов
Вопрос 4
В Российской Федерации существует «Экземпляр № 1» Конституции. Что это за экземпляр?
Ответ. Президент Российской Федерации приносит присягу на экземпляре № 1 Конституции, произнося текст, который закреплен в статье 82.
«Экземпляр № 1» основного закона страны сделан из тончайшей кожи (варана) красного цвета, на обложке – накладной серебряный герб России и тисненая золотом надпись «Конституция России». Хранится так называемое инаугурационное издание Конституции в библиотеке главы государства в Кремле, и покидает ее стены только для процедуры вступления в должность президента (принимается краткий ответ: на этом экземпляре приносит присягу президент)
Вопрос 5
В России это слово появилось в 17 веке и означало сопроводительную грамоту для послов. Обладатели ее получали большие привилегии – принимающая сторона обязана была всячески поддерживать их. Лет через сто его стали иметь крестьяне; тех кто не имел, иначе беглых, власти ловили и возвращали помещикам. В конце 19-начале 20 вв. он стал разнообразным – бессрочным и временным. Ликвидировали его 1918 г., вернули в 1932, но не для всех. С 1974 г. стал обязательным и одинаковым.
Какой предмет находится в черном ящике?
Вопрос 6
Самый малочисленный парламент в мире насчитывает всего 14 сенаторов и находится в Микронезии. В Конгресс Федеративных штатов Микронезии входят 4 партийных представителя, которые избираются на четырехлетний срок, а оставшиеся 10 проходят по одномандатным округам и работают в парламенте два года
Сколько депутатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ?
Вопрос 7
Некоторые кандидаты на пост главы государства получали на выборах рекордное количество голосов. Существует ли обязательный порог голосов для кандидата в президенты РФ? Если да, то какой?
Ответ. Существует. Президентом становится кандидат, набравший более 50 % голосов избирателей
Вопрос 8
Одно из самых важных личных прав человека в Конституции РФ 1993 г. закреплялось впервые. Назовите это право. Почему оно не закреплялось в Конституции 1977 г.
Ответ. Наиболее важным правом, которое предоставляется человеку и которое закреплено в Конституции 1993 г., является право на жизнь (ст.20 Конституции). Оно впервые было закреплено в Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Вопрос 9
В истории нашей страны было несколько гимнов. Это гимн «Боже, Царя храни», «Интернационал», Гимн СССР, «Патриотическая песня» М. Глинки, Гимн РФ. Как назывался гимн России 1917-1918 гг.?
Ответ. «Рабочая Марсельеза».
Вопрос 10
Конституция Франции официально называется «Конституция 4 октября 1958 года». Вступившая в силу в день, отраженный в ее названии, она стала четырнадцатой по счету с 1791 года. Какой по счету является Конституция России?
Ответ. Ныне действующая Конституция – пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием.
Вопрос 11
Термин Конституция происходит от латинского слова «constitution» – «установление, устройство». В Древнем Риме о конституциях говорится во множественном числе, количество их исчисляется сотнями. Виды: эдикт, рескрипт, мандат и декрет. Что же в Древнем Риме называли термином «конституция»?
Ответ. «Конституция» – общее название различных видов императорских предписаний, получивших значение источников права в период принципата и империи
Вопрос 12
Этот принцип – характерная черта, признанный атрибут демократического государства. В его классическом виде, был впервые предложен французским просветителем Ш.-Л. Монтескьё. В Конституции США 1787 г, принятой Конституционным конвентом, этот принцип впервые закреплялся. В России провозглашался в 1990 г. в «Декларации о государственном суверенитете», а затем получил законодательное закрепление в ст.10 Конституции РФ. Обеспечивает функционирование этого принципа президент РФ Вопрос: Назовите этот конституционный принцип
Ответ. Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную
Раунд 2
Вопрос 1
Заседания Государственной Думы ведет председатель Государственной Думы. Он вправе поручить вести заседание одному из своих заместителей (статья 13 Конституции РФ). Есть один случай, когда заседание Государственной Думы РФ ведет не Председатель или его заместители. О каком случае идет речь?
Ответ. Согласно п.3 ст.99 Конституции РФ, первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
Вопрос 2
Из сказки Астрид Линдгрен «Эмиль из Лённеберги»
Эмиль привязал сестренку Иду к флагштоку и поднял наверх. Фру Петрель застыла в растерянности: почему эти Свенсоны подняли не наш шведский флаг, а датский (Ида была в красно-белом платье). А можно ли гражданину России на своем дачном участке поднять флаг России в связи со своим днем рождения?
Ответ. Гражданам и организациям разрешено вывешивать флаг на жилых домах, зданиях предприятий, учреждений, организаций, использовать его на массовых соревнованиях, съездах партий, при условии, что это не должно являться надругательством над флагом.
Вопрос 3
Грекам и перуанцам, прогулявшим это, откажут в обслуживании при посещении целого ряда государственных учреждений. Австралийцам в качестве наказания за неучастие в этом определены денежные штрафы, в Бразилии у нарушителя заберут паспорт и не отдадут до тех пор, пока тот не исправит ситуацию. В Бельгии ввели прогрессивную шкалу – в первый раз за это нарушитель заплатит штраф в 50 евро, а за второе нарушение – уже 125. О каком нарушении идет речь? Как этот вопрос решается в России?
Ответ. Речь идет о неучастии в выборах. В РФ участие в выборах не является обязанностью.
Вопрос 4
Считается, что триколор, появившийся впервые еще при царе Алексее Михайловиче, популяризировал его сын Петр I . Бело-сине-красные полотнища стали поднимать на кораблях российского флота, который активно строил император. Выбор в сторону именно такого цветового решения многие исследователи связывают с тем, что Пётр I стремился сделать государство столь же технически развитым, какой была тогда страна, в которую он в молодости ездил со знаменитым «великим посольством». Полосы на флаге этой страны, правда, идут в другом порядке. Назовите эту страну
Вопрос 5
В 1740 г. М.В. Ломоносов женился в Марбурге на Елизавете Цильх, дочери церковного старшины. Однако, вернувшись в Россию, Ломоносов некоторое время скрывал свой брак. Как вы думаете, с чем связана такая скрытность? Могла ли быть такая проблема актуальной в России XXI века? Поясните свой ответ на основе Конституции РФ.
Ответ. Будущая жена ученого не принадлежала к числу православных. Для «легализации» брачных отношений в России того времени требовалось принятие ею православия.
В XXI веке подобных проблем не возникнет. В Конституции сказано, что РФ – светское государство, в котором признается лишь брак, заключенный уполномоченными органами.
Вопрос 6
После победы Революции 1917 г. по инициативе Максима Горького было организовано Особое совещание по делам искусств. В его состав в марте того же года вошла комиссия при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов, которая, в частности, занималась подготовкой нового варианта герба России. В состав комиссии вошли известные художники и искусствоведы: А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, геральдист В.К. Лукомский. Было принято решение об использовании двуглавого орла на печати Временного правительства, но с изменениями. Какие изменения были внесены в герб Российского государства?
Ответ. Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких монархических признаков, поэтому его оставили, но лишили короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и остальных геральдических атрибутов.
Вопрос 7
В XIX веке это право еще не входило в состав перечня классических прав человека. Впервые на конституционном уровне его закрепила Мексика в 1917 г. В России это право впервые было закреплено статьей 17 Конституции РСФСР 1918 г. В статье 121 Конституции СССР 1936 г. право дополнялось обязательством государства. Конституции некоторых стран вообще не закрепляют это право (Франция, США, Великобритания). В некоторых странах оно гарантируется только гражданам (Германия, Испания). Назовите это конституционное право
Ответ. Это право на образование (статья 43 Конституции РФ).
Вопрос 8
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ФЗ. Почему Конституционный Суд РФ не назван в Конституции ни Высшим, ни Верховным?
Ответ. Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционных судов. Конституционные суды субъектов РФ рассматривают свой круг вопросов и не являются нижестоящими по отношению к Конституционному суду.
Вопрос 9
Этот суд сформировался впервые в Англии. После Французской революции получил широкое распространение в Европе. В настоящее время в европейских странах используется в ограниченном числе случаев, а в США – широко. В России был введен в ходе судебной реформы, проводимой Александром II. Первый процесс с его участием прошел в Москве в Митрофаньевском зале Большого Кремлевского дворца в 1866 г. Существовал до 1917 г.
В РФ первый такой суд состоялся 15 декабря 1993 г. Его сторонники называют его «судом жизненной правды», «судом здравого смысла», а противники – «судом улицы», «судом толпы».
Назовите этот суд
Ответ. Суд присяжных заседателей.
Вопрос 10
Блиц «Термины в Конституции»
Часть 1
Понятие было разработано еще в XVI в. Жаном Боденом (Франция). В настоящее время – обязательный признак государства. Бывает внутренний и внешний. 12 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о его провозглашении. Крылатой стала фраза Б.Н. Ельцина, сказанная бывшим республикам СССР: «Берите … столько, сколько сможете проглотить». Назовите этот термин.
Часть 2
Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Его родиной принято считать Швейцарию, где он впервые проведен в 1439 г. С 1848 по 1971 г. только на федеральном уровне в этой стране их было проведено 157. В Норвегии он состоялся в 1905 г. Интересно, что его высоко оценил Ленин, написав, что «одной маленькой стране, в виде исключения, в эру самого разнузданного империализма удалось неосуществимое». В 1991 г. он состоялся впервые в истории СССР, а в 1993 г. – впервые в истории Российской Федерации. О чем идет речь?
Ответ. Речь идет о референдуме
Часть 3
Это могут иметь только физические лица. До революции 1917 г. ни у кого из жителей Российской империи его не было.
В настоящее время его лишить нельзя, в то время как в СССР подобное происходило достаточно часто. Так в 1932 г. его лишили Л. Троцкого, в 1932 г. – писателя А. Солженицына, в 1978 – певицу Г. Вишневскую и шахматиста В. Корчного, в 1984 г. – режиссера Ю. Любимова.
Оно является единым и равным, несмотря на то, что приобрести его можно разными способами. Назовите этот термин
Вопрос 11
Этот субъект Федерации, в отличие от республики, не имеет своей конституции (только устав), своего гражданства и государственного языка. Создавались они на территориях с преимущественным нерусским населением и имели в названии наименование титульной нации. Уникальность этого субъекта, в том, что он создавался для переселенцев на территории, которая никогда не была местом компактного проживания этого народа. В настоящее время доля титульной нации в этом субъекте составляет около 1%. Назовите этот Субъект Федерации.
Ответ. Это Еврейская автономная область
Вопрос 12
Какие поправки внес Б. Ельцин в проект Конституции по вопросу полномочий президента?
Ответ. Президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства, издавать нормативные (то есть имеющие силу закона) указы.
Подведение итогов. Награждение победителей
Заключительное слово
Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.
Источник