- Помогите,пожалуйста,выполнить задание. Расставьте пропущенные запятые, подчеркните главные члены предложения, укажите тип придаточного (или
- Лучший ответ по мнению автора
- Презентация по русскому языку на тему «Сложноподчиненные предложения с несколькими видами придаточных»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Примеры сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными
- Однородное подчинение придаточных предложений
- Примеры предложений с однородным подчинением придаточных
- Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений
- Примеры предложений с параллельным подчинением придаточных
- Предложения с последовательным подчинением
- Примеры предложений с последовательным подчинением
- Видеоурок
Помогите,пожалуйста,выполнить задание. Расставьте пропущенные запятые, подчеркните главные члены предложения, укажите тип придаточного (или
Лучший ответ по мнению автора
1. Люблю, когда смеются дети, шумят ветра, кружат снега. [ ] (когда… ) Придаточное времени. Средство связи — союз когда.
2. Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь.
3. Пока я ходить умею, покаглядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперед.
4.Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
5. Тот, кто жизнью живет настоящей, кто к поэзии с детствапривык, вечноверует в животворящий, полный разума русский язык.
6.Время путешествия нашего истекло, хотямы успели пройти лишь половину того, что задумали.[ ], (хотя. ), (что. ). Предложение состоит из трех частей, связанных подчинительным уступительным союзом хотя (I и II части) и союзным словом что (II III части).
7.Нет великих и малых дел, если человек всем сердцем стремится к великому и справедливому, ибо в этом случае все дела имеют великий вес и последствия.
8.Пока доехал домой, посидел дома, прошло ещедва часа, так что когда я вышел,было уже светло. (), [], (), []
9.Мы хотим, чтоб вместо канонады ухал гром ирадуга была.
10. Дни продолжали стоять такие же знойные и светлые, какие могут быть только на юге.
11. Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.
12. Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею.
13. Его спросили, куда он поедет.
14. Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушевало море.
15. Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя.
16. Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая.
17.Маша знала, что лучшая ее подруга где-то близко и что они трудятся на общее дело.
18. На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь.
19. Там, где есть герои,земля цветет.
20. Чем дальше мы продвигались, тем глуше становилось(сказ.) вокруг.
21. Когдапесня была допета, пассажиры притихли и никто не сказал ни слова. (), [], []Повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: подчинительной и сочинительной.Состоит из трех частей, связанных подчинительным союзом когда I и II (придаточное времени) и сочинительным союзом И II и III части.
22. Никогда не думайте, что вы уже все знаете.
23. Я давно заметил, что если происходит какая-то большая неприятность, то мелкие неприятности расступаются перед ней, добровольно уступают дорогу.
Источник
Презентация по русскому языку на тему «Сложноподчиненные предложения с несколькими видами придаточных»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Она посмотрела с таким видом что все замолчали. Ему казалось будто все вокруг радовались его счастью. Мы так устали что не могли идти дальше. Пока дождь не прекратится придется сидеть дома. На фольклорную практику едут туда где еще живы народные традиции песни, сказа. Чтобы не заблудиться мы вышли на тропинку. Как ни гни дерево оно все вверх растет. Ветви березы тянутся к солнцу как будто протягивают ему свои руки. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок. Весною иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвою и все певчие птицы давно прилетели. Я понимал что лежу в постели что я болен что я только что бредил.
Она посмотрела с таким видом, что все замолчали. Определит. 2. Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью. Изъяснит. 3. Мы так устали, что не могли идти дальше. Обст. Образа д. 4. Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома. Обст. времени 5. На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа. Обст. места
6. Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку. Обст. Цели 7. Как ни гни дерево, оно все вверх растет. Обст. уступки 8. Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки. Обст. сравнения 9. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Определит. 10. Весною иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвою и все певчие птицы давно прилетели. СПП с несколькими придаточными 11. Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил. Спп с несколькими придаточными
Однородное подчинение придаточных предложений: Весною иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвою и все певчие птицы давно прилетели. Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил. Неизвестно где она жила кто она почему был сделан римским художником её портрет и о чём она так печально задумалась. Неизвестно, где она жила (1), кто она (2), почему был сделан римским художником её портрет (3) и о чём она так печально задумалась(4) . Линейная схема предложения: [ ], (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).
Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений: Когда собрались рыбаки (1), Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вечеру ветер погонит лед на полдень (2) . (Когда…), [ ], (что…). — придаточное времени (когда собрались рыбаки); — изъяснительное придаточное (что к вечеру ветер погонит лёд на полдень).
Последовательное подчинение придаточных: Наступили дни, когда выходить без темных очков невозможно, потому что свет реже глаза. [ ], (когда…), (потому что…). 1. дни какие – определительное придаточное 2. выходить невозможно почему?- придаточное обстоятельственное причины.
1. Время нашего путешествия истекло, хотя мы успели пройти лишь половину того, что задумали. 2. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. 3. Тётушка интересно рассказывала о том, что её первый муж был персидским консулом и что она с ним некоторое время жила в Тегеране.
Известен сучок на стволе, на который ставишь ногу, когда хочешь залезть на яблоню. Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нём не хотелось. Когда наступила зима и дом завалило снегом, по ночам раздавался собачий лай.
1. Время нашего путешествия истекло, хотя мы успели пройти лишь половину того, что задумали. 2. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. 3. Тётушка интересно рассказывала о том, что её первый муж был персидским консулом и что она с ним некоторое время жила в Тегеране. 4. Известен сучок на стволе, на который ставишь ногу, когда хочешь залезть на яблоню. 5. Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нём не хотелось. 6. Когда наступила зима и дом завалило снегом, по ночам раздавался собачий лай.
1. Время нашего путешествия истекло(несмотря на что?), хотя мы успели пройти лишь половину того(чего?), что задумали. — Последовательное подчинение 2. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую(когда?), (что?), что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. -Параллельное подчинение 3. Тётушка интересно рассказывала о том(о чем?) , что её первый муж был персидским консулом и что она с ним некоторое время жила в Тегеране. — Однородное подчинение
4. Известен сучок на стволе(на каком?), на который ставишь ногу(когда?), когда хочешь залезть на яблоню. – последовательное подчинение 5. Когда наступила зима и дом завалило снегом, по ночам раздавался(когда?) собачий лай. – однородное подчинение 6. Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть(когда?)(что произошло вследствие этого?), что оставаться в нём не хотелось. –параллельное подчинение
Выписать предложения, расставив знаки препинания и орфограммы Река вдоль которой мы пошли то и дело круто поворачивала так что поблёскивающ…е зеркало её уп…ралось (в)дали то в заросли ивняка то в песча…ый обрыв. Врач… сказал ему что если он болен то надо лечит…ся. Володя возвращался домой в том пр…поднятом настроени… когда он знает что победил в себе слабость.
1.Река(какая?), вдоль которой мы пошли, то и дело круто поворачивала( что произошло вследствие этого?), так что поблёскивающее зеркало её упиралось вдали то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв. – параллельное подчинение, разные вопросы от главного предложения «Река то и дело круто поворачивала». [ , (вдоль которой…), ], (так что…). 2.Врач сказал ему(что?), что если он болен, то надо лечиться (при каком условии?). [ ], (что если…), (то…). — Главное предложение «Врач сказал ему»; союз ЧТО относится к третьей части предложения, от нее задается вопрос ко второй части предложения, последовательное подчинение. 3. Володя возвращался домой в том приподнятом настроении(каком?), когда он знает(что?), что победил в себе слабость. [ ], (когда…), (что…) — Главное предложение «Володя возвращался домой в том приподнятом настроении», вопрос к первому придаточному, от перового придаточного «когда он знает» задается вопрос ко второму придаточному- последовательное подчинение.
Номер материала: ДБ-1201861
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Примеры сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными
В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными частями различают три вида подчинения придаточных предложений. Приведем примеры предложений с однородным, параллельным и последовательным подчинением.
Чтобы понять, как строится сложное предложение с несколькими придаточными, узнаем, что в составе сложноподчиненного предложения может быть не одна, а несколько придаточных частей. Два и более придаточных предложений по-разному соотносятся с главным предложением и друг с другом и образуют три основных вида подчинения:
- однородное;
- параллельное (неоднородное);
- последовательное.
Рассмотрим более детально сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, учитывая разные типы их подчинения.
Однородное подчинение придаточных предложений
В сложноподчиненном предложении, в дальнейшем СПП, все придаточные части могут относиться непосредственно ко всему главному предложению или к одному его члену. В таком случае указывают на однородное подчинение зависимых предложений. При однородном подчинении укажем его основные признаки:
- все придаточные относятся к главному предложению или к одному и тому же слову в главном;
- придаточные имеют одинаковое значение и отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного типа;
- связаны между собой сочинительными союзами или бессоюзно;
- произносятся с перечислительной интонацией,
Неизвестно, где она жила (1), кто она (2), почему был сделан римским художником её портрет (3) и о чём она так печально задумалась (4).
Неизвестно (что?). Ко всем придаточным частям независимо от того, что они присоединены разными союзным словами (где, кто, почему, о чём), зададим один и тот же вопрос: что? В этом СПП наблюдается каскад изъяснительных придаточных, которые зависят от одного слова в главной части — сказуемого безличного предложения, выраженного предикативным наречием. Следовательно, это СПП с однородным подчинением придаточных.
Линейная схема предложения:
[ ], (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).
Между подчинительными предложениями с перечислением, как в приведенном примере, ставятся запятые, кроме двух последних подчинительных предложений. Если между однородными придаточными предложениями употреблён неповторяющийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то запятая не ставится, например:
Мы понимали, что уже поздно_ и что надо торопиться домой.
Линейная схема предложения:
Примеры предложений с однородным подчинением придаточных
Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил (А. Куприн).
Весною иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвою и все певчие птицы давно прилетели (И. Соколов-Микитов).
Тётушка интересно рассказывала отом, что её первый муж был персидским консулом и что она с ним некоторое время жила в Тегеране (Ф. Искандер).
С тех пор как разоделись березки и выросли под ними разные травы с колосками и шишечками и шейками разных цветов, много, много воды утекло из ручья (М. Пришвин).
Утром бабушка жаловалась, что саду ночью посбивало все яблоки и сломало одну старую сливу (А. Чехов).
Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений
Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению (времени, уступки, причины, условия и пр.) или к одному из его членов (определительные, изъяснительные, меры и степени, места, образа действия), могут быть неоднородными, то есть разными по значению и принадлежать к разным типам, например:
Когда собрались рыбаки (1), Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вечеру ветер погонит лед на полдень (2) (М. Пришвин).
От главного предложения зависят два придаточных:
- одно — придаточное времени (когда собрались рыбаки);
- второе — изъяснительное придаточное (что к вечеру ветер погонит лёд на полдень).
Линейная схема предложения:
Примеры предложений с параллельным подчинением придаточных
Но хотя они всю жизнь были соседями, Уля никогда не виделась с Анатолием помимо школы да комсомольских собраний, где он часто выступал с докладами (А. Фадеев).
Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нём не хотелось (И. Тургенев).
Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное (М. Горький).
Река, вдоль которой мы пошли, то и дело круто поворачивала, так что поблёскивающее зеркало её упиралось вдали то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв (В. Солоухин).
Когда я всматриваюсь, мне даже чудится, что я начинаю видеть на сотни, на тысячи километров вокруг (М. Бубеннов).
Ранней весной, как только сойдёт снег, поле, где была посеяна озимая рожь, покрывается сочной зеленью (Л. Леонов).
Предложения с последовательным подчинением
О сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением подробно с примерами идет речь в этой статье.
Примеры предложений с последовательным подчинением
Приведем еще примеры предложений с последовательным подчинением придаточных.
Время нашего путешествия истекло, хотя мы успели пройти лишь половину того, что задумали (В. Солоухин).
Всё доступно человеку в этой жизни, если только страстно желать, так страстно, чтобы и жизни самой не жалко стало при этом (Л. Леонов).
Известен сучок на стволе, на который ставишь ногу, когда хочешь залезть на яблоню (В. Солоухин).
Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша (А. Чехов).
Видеоурок
Источник