Все достопримечательности екатерининского парка

Екатерининский парк

Екатерининский парк в Пушкине

Екатерининский парк был заложен еще в начале XVIII в., когда Царское Село стало загородной резиденцией жены Петра Екатерины I. Их дочь Елизавета хотела видеть парк регулярным, но со времен Екатерины II он постепенно стал становиться пейзажным. Сейчас Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад на трех уступах перед дворцом основал, по преданию, сам Петр I. В петровское же время здесь были устроены пруды. Елизавета Петровна велела сад расширить и украсить мраморной скульптурой венецианских мастеров.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Граница регулярной и пейзажной частей парка проходит по комплексу зданий Терм Камерона, примыкающих сбоку к Екатерининскому дворцу (справа от выхода). Этот заметный издалека художественный ансамбль состоит из Камероновой галереи, павильона «Холодная баня» с Агатовыми комнатами, Висячего и Цветного сада, а также Пандуса. Екатерина II мечтала иметь настоящую «греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду». Этот проект осуществил приглашенный в Россию из Шотландии Чарльз Камерон, о котором императрица писала: «Теперь я завладела мистером Камероном, шотландцем по рождению, великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой «О древних банях». Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть».

Читайте также:  Отличный отдых у моря с ребенком

Центральное место в Термах Камерона, созданных по образцу античных бань, занимает Холодная баня — двухэтажное здание, на нижнем этаже которого были купальный зал, теплая ванная комната и русская парная, а на верхнем — шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название Агатовых комнат. Агатовые комнаты украшены агатом, яшмой, малахитом, лазуритом и другими ценными камнями.

На склоне холма шотландский архитектор возвел галерею для прогулок и философских бесед. Она носит его имя — Камеронова галерея. Ее первый этаж, так же как Холодная баня, Пандус и Висячий сад, отделан пудостским камнем. Этот камень, добывавшийся в окрестностях Санкт-Петербурга, в селе Пудость, напоминает своим цветом и фактурой обветренные камни античности. Монументальная лестница, украшенная двумя колоссальными бронзовыми статуями Геркулеса и Флоры, соединяет нижний этаж с колоннадой. Колоннада служила своеобразным бельведером: отсюда любила любоваться великолепным видом на Большой пруд и пейзажный парк матушка-императрица.

На втором этаже галереи стоят бронзовые бюсты — копии знаменитых антиков.

Екатерина II сама выбирала персонажей — великих писателей и философов древности, мифологических и исторических героев. Здесь есть Платон, Гомер, Овидий, Цицерон, Демосфен, Цезарь и даже Ломоносов. В числе первых был установлен бюст Сенеки — древнеримского философа, которому принадлежит выражение «Только мудрец умеет быть царем», которое любила повторять Екатерина II. Интересно, что раньше тут стоял бюст Брута как символ демократических пристрастий государыни, но после получения известий о казни французского короля она отвергла идею всеобщего братства, произнеся слова «Равенство — чудовище», и Брут был изгнан из Камероновой галереи.

Первый этаж галереи использовался под жилые комнаты для придворных дам и фрейлин. Сейчас в них устраиваются выставки. В настоящее время здесь развернута временная экспозиция «Царское Село -достояние нации».

Читайте также:  Турфирм вокруг света однодневные экскурсии

В регулярном саду есть два увеселительных павильона, возведенные еще в елизаветинское время архитектором Растрелли. Один из них — Эрмитаж (в переводе — «приют отшельника»), предназначенный для отдыха и обедов в узком кругу избранных, находится в глубине Центральной аллеи, где раньше была так называемая Дикая роща. Его окружал канал с мостиками, призванный подчеркивать чувство меланхолического уединения. В роскошном верхнем зале находились обеденные столы с подъемными механизмами, куда снизу подавались приготовленные поварами блюда. Павильон недавно открыт после длительной реставрации, и вы можете увидеть эти уникальные механизмы в действии.

Другой павильон Грот Растрелли поставил на берегу Большого пруда. Он планировал украсить его внутри морскими раковинами и пористым туфом, однако замысел его так и не удалось воплотить. Новая императрица Екатерина II повелела разместить в нем античные скульптуры, вазы из цветного камня, а также статую Вольтера. Она называла этот павильон «Утренним залом», так как любила приходить сюда именно по утрам. Сейчас павильон в летнее время используется для временных выставок.

Кроме того, в Старом парке находится романтического вида Эрмитажная кухня, где готовились угощения для обедов в узком кругу, а также Верхняя ванна («Мыльня их высочеств») и Нижняя ванна («Кавалерская мыльня»).

Для создания пейзажной части Екатерининского парка работавший для Екатерины II архитектор Неелов был отправлен в Англию, чтобы научиться воплощать принцип английских садов: «Искусство прекрасно, когда оно кажется природой, а природа удачна, когда искусство подчеркивает ее незаметно». В живописные парковые пейзажи были органично включены экзотические павильоны в виде древних руин, «готических» и «турецких» сооружении, китайских» беседок, всевозможные мостики и колонны, а также целая сюита памятников победам русского оружия в войнах с Турцией.

Пейзажный парк площадью 70 га начинается сразу за Термами Камерона. Его центр — окруженный зелеными шлеями Большой пруд. По этому пруду члены царской семьи и придворные катались на золоченых лодках, наблюдали за регатами гондол, устраивали пиротехнические «морские сражения». Плавание на богато украшенных и подсвеченных огнями фонарей судах было неотъемлемой частью праздничных вечеров.

Слева виден комплекс Адмиралтейства — красная зубчатая башня с двумя корпусами-птичниками по бокам. В Адмиралтействе хранились лодки, а в большом зале второго этажа во время катания по озеру Екатерины II играл оркестр. В птичниках держали водоплавающих птиц, а также фазанов и павлинов. Сейчас центральный корпус комплекса используется для временных выставок, а в одном из птичников работает ресторан «Адмиралтейство».

На острове посреди пруда находится павильон, который назывался «Зал на острову». Он предназначался для концертов и отдыха катавшихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов. Попасть на остров можно с помощью восстановленной исторической паромной переправы. Рядом с островом из воды поднимается Чесменская колонна -памятник в честь морских побед русского оружия в Русско-турецкой войне екатерининских времен.

В парке есть еще много разных затей — Мраморный мост (колоннада на гранитном основании над узкой протокой), похожая на мечеть Турецкая баня, чугунные Готические ворота, романтическая Пирамида, облицованная гранитом, у подножия которой Екатерина II хоронила своих любимых собачек, и т.д.

Особое место в парке занимает фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя» или «Девушка с кувшином». Это единственная скульптура, специально исполненная для Екатерининского парка. Гранитная скала служит пьедесталом для бронзового изваяния девушки. Из разбитого кувшина, лежащего у ее ног, бежит струя ключевой воды. Пушкин воспел этот фонтан в стихах:

Урну с водой уронив,
об утес ее дева разбила,
Дева печально сидит,
праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода,
изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей,
вечно печальна сидит.

С другой стороны Екатерининского дворца (со стороны парадного плаца) начинается другой парк, не менее живописный, — Александровский.

Источник

Пушкин. Екатерининский парк

Аудиогид

Фотографии

Екатерининский дворец, с окружающими его Александровским и Екатерининским парком, входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село». Также он является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО — учреждения Организации Объединённых Наций по вопросам науки, культуры и образования.

На территории Екатерининского парка расположились Старый сад и Английский парк. Его строительство датируется двадцатыми годами XVIII века. К оформлению парка приложили руки такие садовые мастера, как Ян Роозен и Иоган Фохт, а также архитекторы Михаил Григорьевич Земцов, Бартоломео Растрелли и Чарлз Камерон.

История Екатерининского парка

В начале XVIII века земля, на которой стоит Петербург, принадлежала шведам и её территорию занимала усадьба с названием Сарская мыза. Позже, после завоевания шведских земель местность стали называть на русский манер Сарское село, в затем Царское село.

Петр I отдал землю во владения своему фавориту Александру Меншикову. Позже они отошли Екатерине I. По её приказу на бывшей территории Швеции был построен летний двухэтажный дворец и зверинец, чтобы императорская семья и её гости могли здесь охотиться.

Немного позже, в 1719 году, мастером по садовому искусству Яном Роозеном был предложен план по обустройству территории, соединяющей дворец и отгороженную для охоты часть леса. Главным мастером по садовым работам был выбран Иоганн Фохт. Он усовершенствовал пруд, придав ему форму правильного шестиугольника, построил Рыбный канал. Территорию за каналом решено было оставить нетронутой.

Основная часть земель вокруг дворца была расположена на склоне холма, поэтому весь парк пришлось разбить на несколько уровней. В итоге было построено 2 части: Верхний и Нижний сад. Парк был полностью благоустроен для прогулок, здесь были расставлены беседки и скульптуры, выложены дорожки, высажены декоративные деревья. В 1723 году Иоганн Кристиан Ферстер построил остров на Большом пруду и возвел на нем увеселительный павильон.

Для решения вопросов водоснабжения в 1749 году был построен Виттоловский канал недалеко от одноименной деревни. На территории Екатерининского парка появились 5 новых прудов. 3 Нижних Каскадных искусственных водоема расположились на юго-востоке, а 2 Малых Каскадных с противоположной стороны. К девяностым годам XVIII века система основной подачи воды была перенесена на Таицкий водопровод, расположенный близ посёлка Тайцы.

В эпоху правления Елизаветы Петровны Екатерининский дворец и прилегающие к нему земли приобрели помпезный и торжественный вид. Парки были расширены, на их территории появились павильоны «Эрмитаж», «Грот», «Зал на острову». Всюду были расставлены статуи и посажены деревья. Саженцы растений привозились из-за границы или заимствовались у Петербургских парков. Деревянный забор сменила каменная ограда с входными воротами, архитектором которых был Бартоломео Растрелли.

Взошедшая на трон во второй половине XVIII века Екатерина II вкладывала в обустройство парка огромные суммы. По её приказу были высажены Липовые аллеи, поставлен Кагульский обелиск, Чесменская колонна, Малая ростральная колонна, а также Башня-руина, напоминающая останки турецкой крепости.

Помимо памятников в честь победы над турецкими войсками, императрица следовала современным веяниям моды. В парке появились Готические ворота, Эрмитажная кухня и адмиралтейство.

В семидесятые годы XVIII века в архитектуре появился китайский стиль. В связи с этим были построены Китайская и Скрипучая беседка. Также в эти годы был возведен Большой каприз — каменная арка, украшающая дорогу между Екатерининским и Александровским парком.

В восьмидесятые годы на территории парка появились постройки в стиле русского классицизма. К ним относятся Верхняя и Нижняя ванны, Кухня-руина, Орловские ворота и Мраморный мост.

С тех пор более полувека в Екатерининском парке не производилось существенных изменений. И только в 1852 году архитектором Ипполитом Антоновичем Монигетти на берегу Большого пруда была возведена Турецкая баня, сделанная по подобию мечети в Адрианаполе. Чуть позже, в 1855 году, появился закрытый «Собственный садик».

В восемнадцатом году XX столетия дворец получил статус музея. А во время Великой Отечественной войны был практически весь разрушен. Пострадали и парки. Деревья были сожжены, скульптуры и строения разрушены. Но, несмотря на тяжелые условия, в 1945 году территория парка была открыта для гостей.

В 1983 году дворцово-парковый комплекс официально стал заповедником, в 1990 году получил название: Государственный музей-заповедник «Царское Село». Сегодня комплекс является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интересные факты

Таицкий водопровод был предназначен для наполнения фонтанов и прудов в царскосельский парках. Тем не менее, он снабжал не только императорскую резиденцию, но и прилегающие к ней районы Софию и Павловск. За сутки водопровод производил 2500 кубометров воды.

В Екатерининском парке находится пирамида-надгробие любимых собачек императрицы Екатерины II. Она является копией пирамиды Цестия в Риме.

Строение Эрмитажная кухня помимо своего прямого предназначения выполняло дополнительную функцию. Оно служило воротами для въезда в парк и имело второе название — Красные ворота.

Екатерининский парк в Царском селе является памятником нескольких веков архитектуры. В нем нашли отражение множество стилей, присущих строениям XVIII и XIX веков. Все они органично сочетаются в одном пространстве и создают общую картину величия Екатерининского дворцово-паркового ансамбля.

Источник

Пейзажный (Английский) парк Екатерининского парка Царского Села, часть 1

Как я уже писала, Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого (Голландского) сада и пейзажного Английского парка. О Старом Саде вы можете прочитать в статье «Прогулка по Старому Саду Екатерининского парка». Сегодня мы с вами поговорим о пейзажном парке и посмотрим на некоторые его достопримечательности.

Большой пруд, Грот и Чесменская колонна

История пейзажного (английского) парка

Площадь Английского парка составляет 70 га. С севера-востока он примыкает к Старому Саду, Подкапризовая дорога на северо-западе отделяет его от Александровского парка. На юго-западе и юго-востоке парк граничит с жилыми кварталами города Пушкин.

Работы по обустройству пейзажной части Екатерининского парка начались в 1760-х годах, в царствование императрицы Екатерины Великой. Пик работ пришелся на 1770-1780-е годы. Первоначальный план был составлен архитектором В.И.Нееловым, который специально ездил в Англию, чтобы познакомиться с идеями английского садово-паркового искусства. Кроме того, в работах принимали участие сыновья Неелова И.В. и П.В.Нееловы, а также садовый мастер Т.Ильин.

Окончательный план был разработан И.Бушем. Также в работах по обустройству парка и созданию построек принимали участие Ч.Камерон, Д.Кваренги, А.Ринальди, Ю.М.Фельтен и др. К концу XVIII столетия парк в целом был завершен, в XIX веке было построено лишь несколько павильонов и проведены работы по реконструкции старых зданий.

Большой пруд

Значительную часть пейзажного парка занимает Большой пруд, созданный на реке Вангазе. В его центре расположен остров. Во времена Екатерины II по пруду плавали лодки. Сейчас посетители парка могут прокатиться на настоящей венецианской гондоле – дар Венеции к 300-летию Царского Села.

Гондола на Большом пруду

Адмиралтейство

На берегу Большого пруда расположен комплекс из трех зданий в готическом стиле – Адмиралтейство. Оно было построено в 1773 году по проекту архитектора В.И.Неелова на месте деревянного шлюпочного сарая. Адмиралтейство состоит из центрального корпуса и двух боковых флигелей – Птичников.

В центральном корпусе хранились лодки для катания на Большом пруду. Со временем была собрана уникальная коллекция судов XVIII-XIX веков, привезенных из разных стран мира. Она погибла в годы Великой отечественной войны. На втором этаже находится зал. Когда императрица Екатерина II плавала по Большому пруду, здесь играл оркестр. В Птичниках жили различные птицы: утки, лебеди, фазаны, павлины и др. В 1780-х годах рядом был построен Матросский домик, в котором проживали матросы-гребцы.

Сейчас в корпусах Адмиралтейства проводятся временные выставки, в одном из Птичников расположен ресторан «Адмиралтейство». Рядом вы можете увидеть скульптурные композиции из серии «Живопись в 3D-версии».

Панорама Адмиралтейства с противоположного берега Большого пруда

Зал на острову

В центре острова на Большом пруду находится павильон «Зал на острову», построенный в 1740-х годах по проекту архитектора С.И.Чевакинского и рисункам Ф.-Б.Растрелли. После этого павильон еще дважды перестраивался: в 1794 году Д.Кваренги и в 1817-1820 годах В.П.Стасовым.

Первоначально «Зал на острову» предназначался для концертов и отдыха гуляющих. Изредка здесь проводились придворные обеды, для чего рядом была построена небольшая кухня, просуществовавшая до начала ХХ века. До начала войны зал был закрыт для посетителей парка, здесь хранились лодки. В 1996 году была воссоздана историческая паромная переправа, а в 2008 году Зал на острову был открыт для посетителей. Сейчас здесь проводятся концерты и торжественные мероприятия.

Большой пруд и остров с «Залом на острову»

Чесменская колонна

Рядом с островом на Большом пруду возвышается 25-метровая Чесменская колонна, возведенная в 1771-1778 годах А.Ринальди в честь русских побед над Турцией в 1770 году. Колонна стоит на гранитном стилобате в виде усеченной пирамиды. На гранитном пьедестале высечены три барельефа со сценами морских сражений. Сама колонна украшена рострами, венчает ее скульптура орла, ломающего лапами полумесяц – символ Турции. В годы Великой отечественной войны немцы пытались уничтожить Чесменскую колонну, однако она устояла, получив лишь повреждения.

Чесменская колонна перекликается со стоящей на берегу Турецкой баней, образуя гармоничный ансамбль.

Турецкая баня, Чесменская колонна и гондола на Большом пруду

Турецкая баня и Чесменская колонна

Чесменская колонна и Адмиралтейство

Большой пруд, Грот и Чесменская колонна

Турецкая баня

Турецкая баня находится на рукотворном полуострове. Она была построена в 1850-1852 годах по проекту архитектора И. А. Монигетти в память о русско-турецкой войне 1828-1829 годов. За основу была взята мечеть в Адрианополе (Эдирне, Турция). В отделке использованы подлинные детали дворца турецкого падишаха. Подробнее о Турецкой бане вы можете прочитать в статье «Турецкая баня в Екатерининском парке Царского Села».

Турецкая баня на берегу Большого пруда

Турецкая баня отражается в водах Большого пруда

Мраморный (Палладиев) мост

От Турецкой бани открывается красивый вид на Мраморный (Палладиев) мост, называемый также Сибирской мраморной галереей. Он был возведен в 1773 году по проекту А.Ринальди. Мост перекинут над протокой, соединяющей Большой пруд с Лебединым прудом, где в 1769-1770 годах был создан архипелаг из 7 Лебяжьих островов. Здесь в специальных домиках жили лебеди.

Мост покоится на гранитном основании, колонны высечены из мрамора уральскими камнерезами на Екатеринбургской гранильной фабрике.

Мраморный (Палладев) мост

Мраморный (Палладиев) мост

Пирамида

Пирамида расположена на берегу Лебединого пруда. Первая пирамида на этом месте была возведена в 1770-1772 годах по проекту В.И.Неелова. Однако в 1774 году ее разобрали. Ныне существующая пирамида была построена в 1782-1783 годах Ч.Камероном. Она сделана из кирпича и облицована тесаным гранитом. В прошлом по ее углам стояли четыре колонны из серого мрамора. Внутри пирамиды находятся ниши для урн, свет проникает через отверстие в куполе.

С противоположной от входа стороны, у подножия пирамиды, похоронены любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес. Белые доски с эпитафиями до наших дней не сохранились.

Лебяжьи пруды и Пирамида

Красный каскад

Красный, или Турецкий, каскад расположен на протоке, соединяющей Верхние пруды с Большим прудом. Он является частью гидротехнической системы, созданной инженером И.Герардом.

Готические ворота

Готические ворота расположены в начале подъема на искусственную гору к Башне-руине. Они были отлиты в Екатеринбурге в 1777-1778 годах, по проекту Ю.М.Фельтена, на основе альбома «Gothic Decorative Architecture», известного и в России. Работы по установке ворот продолжались в 1779-1780 годах. На них можно увидеть следы от осколков и пуль времен Великой отечественной войны.

Башня-руина

Башня-руина является памятником русско-турецким войнам, символом падения блистательной Порты. Она была построена в 1771 году по проекту архитектора Ю.М.Фельтена и является первой русской парковой постройкой в готическом стиле. Башня расположена на насыпной горе, искусственно состарена и напоминает руины крепостного сооружения. Со смотровой площадки, с высоты 21 м открывается красивый вид на окрестности – территорию Екатерининского парка и жилые кварталы города Пушкин.

Смотровая площадка на Башне-руине

Проход внутри Башни-руины

Орловские (Гатчинские) ворота

Недалеко от Башни-руины расположены триумфальные Орловские ворота, построенные в 1777-1782 годах, архитектор А.Ринальди при участии И.В.Неелова. Они поставлены в честь победы графа Григория Орлова над чумой в Москве в 1771 году, о чем гласит надпись на фризе со стороны города: «Орловым от беды избавлена Москва» (из стихотворения В.Майкова). На другой стороне дано более подробное описание тех событий. Здесь начиналась дорога из Царского Села в Гатчину, в то время имение графа Г.Г.Орлова, поэтому ворота называются также Гатчинскими.

Железная решетка на воротах была создана в 1787 году на Сестрорецких оружейных заводах (архитектор Д.Кваренги), железную ограду по сторонам поставили в 1784-1786 годах.

Орловские (Гатчинские) ворота

На этом прогулка по пейзажной части Екатерининского парка не закончена, продолжение следует. В следующий раз мы с вами посмотрим другие, не менее интересные постройки Английского парка:

Источник

Оцените статью