Все достопримечательности нововавилонского царства

Достопримечательности Вавилона

Значение древнего города, о котором сейчас пойдет речь, пусть и косвенное, даже для современной духовной культуры колоссально. Город-символ Вавилон был столицей Междуречья, или, как называли древние греки этот край, — Месопотамии, на протяжении почти полутора тысяч лет. За это время он знал времена упадка и расцвета, был столицей нескольких(!) империй и обладателем одного из семи чудес света!

Построенный на голой песчаной равнине, на берегах великой реки Евфрат, этот город, от которого сегодня остались одни руины, перенял все самые лучшие достижения шумеров и смог создать свою удивительную и самобытную культуру. Он хранит в памяти поразительные истории о величии правивших здесь царей и мудрости здешних жрецов. Что сможет рассказать нам о себе Вавилон при более близком знакомстве?

Как добраться

Чтобы попасть в месторасположение древней цивилизации Междуречья, следует посетить современный Ирак. До Багдада из Москвы можно добраться с помощью регулярных рейсов Royal Jordanian Airlines (около $1000). Однако сегодня страна небезопасна для посещения.

Взлеты и падения Вавилона

Будущую столицу Двуречья основали изначально как колонию шумерские выходцы из города Эриду, что вблизи Ура. Впервые, в конце III тыс., этот город упоминается как Кадингир (на шумерском — «Врата бога»). Самый почитаемый бог Кадингира Мардук считался сыном главного в городе Эриду бога Энки, что явно указывает на родство этих двух городов.

Занявшие в конце III тыс. до н. э. территорию Междуречья племена кочевых амореев в течение XX в. до н. э. образовывают вдоль Евфрата небольшие независимые царства. С этого периода прежде шумерский город Кадингир переименован в Вавилон (по-аморейски — Баб-илу, что имеет то же значение — «Врата бога»). В 1895 г. до н. э. аморейский вождь по имени Суму-абум создает одно из таких царств с центром в Вавилоне.

Читайте также:  Путешествие во влюбленность 2007

В результате нескольких войн между мелкими государствами Междуречья уже через два столетия Вавилон становится центром всего юга страны. В правление вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) начинается присоединение доселе разрозненных царств. За период 1764–1756 гг. до н. э. он завоевывает крупнейшие города края — Элам, Мари, Ашшур, Эшнунна, Сузиана — и образовывает единую общемесопотамскую державу. До наших дней дошла большая черная базальтовая стела с текстом законов этой империи, что говорит о сложной системе общественных взаимоотношений, сложившихся в тот период.

При преемнике Хаммурапи, царе Самсу-илуне (1749–1712 гг. до н. э.), на Месопотамию обрушились племена касситов, которые позже образовали кассито-аморейское государство Хана, контролировавшее к XVI в. до н. э. большую часть Междуречья. Столицей этого государства оставался Вавилон.

Правление царя Бурна-Буриаша II (около 1366–1340 гг. до н. э.) — пик касситского могущества, однако после его властвования наступает продолжительный период вавилоно-ассирийских войн, который заканчивается полным разгромом касситов восточным народом эламитов около 1150 г. до н. э.

Впрочем, эламитам не удалось присоединить Вавилонскую державу к своей, так как их владычество натолкнулось на ожесточенное сопротивление местного населения. В начале XI в. до н. э. аcсирийский царь Тиглатпаласар I захватил Вавилон, но не смог удержать над ним власть. Через три века, в 745 г. до н. э., его преемник, асcирийский царь Тиглатпаласар III, восстановил порядок в своем царстве и завершил повторное завоевание Вавилонии. В 728 г. до н. э. он был коронован в древнем городе Хаммурапи. Впрочем, жители Вавилона не приняли ассирийских правителей, а это привело к тому, что следующий ассирийский царь Синаххериб после восстания в Вавилоне в 689 г. до н. э., сровнял город с землей.

После черной страницы в истории города наступает новый этап, когда Вавилон достигает наибольшего расцвета. Этот период назван Нововавилонским царством (626–538 гг. до н. э.). При Навуходоносоре II (604–561 гг. до н. э.) в Вавилоне появились новые роскошные постройки, в числе которых одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды, и мощные оборонительные сооружения — стены, ворота и башни. Впрочем, после непродолжительного периода расцвета, в 539 г. до н. э., Вавилон вновь завоеван — персидским царем Киром Великим, который, впрочем, сохраняет великолепие и мощь города, но лишает его статуса столицы.

Последняя яркая страница из истории города приходится на 331 г. до н. э. В этом году Вавилон завоевал Александр Македонский, сделавший его столицей своей великой империи. Вскоре после этого между полководцами Александра начался дележ захваченных земель. В результате в 312 г. до н. э. Вавилон захватил один из полководцев Александра, диадох Селевк, который и переселил большинство жителей в основанный им неподалеку город Селевкию. Уже через каких-то 100 лет на месте великого Вавилона остаются лишь развалины. И будто не было великих стен, храмов и башен. Вавилон пал…

Метафора «Вавилон»: что она означает?

Помимо реального Вавилона, в истории и культуре во многом благодаря Библии существовал еще и Вавилон метафорический, скрывавший за собой различные смыслы и образы. Все дело в том, что вавилоняне в VII в. до н. э. пленили евреев и переселили их в Междуречье. Этот город своим могуществом и самобытностью культуры произвел на евреев после захвата такое неизгладимое впечатление, что название его сделалось нарицательным именем любого большого, богатого и при этом безнравственного города. В первые века христианства город Рим назывался Новым Вавилоном не по причине огромного количества народов, которые проживали в Римской империи, а по тому значению, которое город занимал в свете в то время.

Сегодня в мире стало популярным учение растафарианства.

Его суть — любовь к ближнему и отказ от западного общества, которое названо «Вавилон». Под этим понятием больше имеется в виду метафорический Вавилон, символизирующий всю прагматичную и глобализированную западную цивилизацию, которая уничтожает человеческую индивидуальность и превращает людей в безмолвную массу.

…самый красивый из всех городов…

Величайший город древности, находящийся сегодня в руинах, до мелочей описали древние греки, благодаря чему мы можем до мелочей представить себе его образ. В частности, примечательны заметки «отца истории» — Геродота, который в IV в. до н. э. в своей первой книге, посвященной музе истории Клио, оставил доскональную характеристику вида города, размеров его построек и общего архитектурного плана. Геродот пишет о городе так: «Лежит Вавилон на обширной равнине, образуя четырехугольник, каждая сторона которого 120 стадиев (то есть 21 312 м.) длиной. Окружность всех четырех сторон города составляет 480 стадиев (85 248 м). Вавилон был не только очень крупным городом, но и самым красивым из всех городов, которые я когда-либо знал. Прежде всего, город окружен глубоким, широким и полным водой рвом, затем идет стена шириной в 50 царских (или персидских) локтей (26,64 м), а высотой в 200 (106,56 м)… Сам же город состоит из двух частей… разделенный рекой… чтобы попасть из одной половины города в другую, нужно было переправляться на лодке… Город состоит сплошь из трех- и четырехэтажных домов и пересечен прямыми улицами, идущими частью вдоль, а частью поперек реки».

Археологические раскопки, произведенные на месте древнего города в начале XX в., выявили реальный облик Вавилона и установили, что Геродот немного «привирал» в своем описании. Да, город разделялся Евфратом на 2 части (западную и восточную), но представлял в плане прямоугольник значительно меньших размеров. Его площадь составляла около 10 км 2 . Его опоясывали 3 ряда кирпичных стен с огромными зубчатыми башнями и 8 воротами, главные из которых посвятили богине Иштар. Остановимся на описании этой удивительной постройки.

Ворота богини Иштар — восьмые ворота внутреннего города, построены в северной части Вавилона в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора. Они представляли собой громадную полукруглую арку, сооруженную из кирпича и покрытую ярко-голубой, желтой, белой и черной глазурью. Ворота ограничивали по сторонам массивные стены. Через арку ворот проходила главная улица города — так называемая Дорога процессий, вдоль которой тянулись стены, покрытые барельефами удивительной красоты, изображавшими животных в позах, очень близких к естественным. Эти ворота посвятили почитаемой вавилонянами богине плодородия и любви Иштар. Реконструкция ворот богини Иштар и Дороги процессий произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее Берлина из материала, найденного немецким археологом Робертом Колдевеем на месте некогда стоявших в Вавилоне ворот. Сегодня это жемчужина экспозиции музея. Размеры восстановленных в музее ворот богини Иштар — 14 м в высоту и 10 м в длину.

Мощеная Дорога процессий вела через ворота богини Иштар к расположенному в центре города храмовому комплексу под названием Эсагила, который венчал 7-ярусный зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли», прообраз Вавилонской башни). Этот зиккурат — еще одна достопримечательность Вавилона.

Неизвестно, когда именно первоначально возводилась эта колоссальная башня, но точно установлено, что она существовала уже во время правления Хаммурапи. Судя по специфическим чертам шумерской архитектуры, ее строительство можно отнести к началу III тыс. до н. э. Башня разрушалась и восстанавливалась несколько раз. Последняя и самая крупная реконструкция, превратившая башню в самое высокое сооружение древнего Вавилона, попадает на период Нововавилонского царства. В результате восстановления ее высота составляла приблизительно 91 м. Она имела 7 ярусов, каждый из которых окрашивался в разные цвета. На вершине последнего яруса располагался храм. Представляя себе реальные размеры этого здания, понимаешь, почему оно так поразило древних иудеев.

Последняя достопримечательность древнего Вавилона, и самая главная, на которой мы остановимся, — одно из чудес света, называвшееся висячими садами Семирамиды. Эти сады были дворцом Навуходоносора II, который заключил с мидийским царем Киаксаром военный союз, подтвержденный женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя, которую звали Амитис (а висячие сады Семирамиды — более позднее, греческое название постройки). Предание гласит, что пыльный и шумный Вавилон вовсе не радовал царицу, выросшую в зеленой и цветущей Мидии. Так, чтобы утешить ее, царь и приказал возвести висячие сады.

Висячие сады представляли собой пирамиду, которая состояла из четырех ярусов-платформ. Эти ярусы поддерживали колонны высотой до 25 м. Нижний ярус постройки имел форму неправильного четырехугольника, его наибольшая сторона составляла 42 м, наименьшая же — 34. Это сооружение напоминало вечноцветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы. Круглосуточно сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая воду в сады и наполняя фонтаны. Здесь располагались великолепные сады с очень редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой, которая в знойной Месопотамии была поистине чудом. Впрочем, уже через 100 лет, во времена персидского господства, дворец Навуходоносора и сады приходят в запустение. Правда, в IV в. до н. э. Александр Македонский сделал их своей резиденцией. Это было последним местом его пребывания на земле. Висячие сады просуществовали после этого еще около 200 лет. Сначала перестали ухаживать за садом, а после мощные наводнения разрушили основу колонн и все сооружение рухнуло. Когда это произошло, весь город уже давно превратился в руины, обдуваемые сухим ветром и нещадным солнцем месопотамских равнин. Один из красивейших городов древности ушел в забвение.

Заключение

Вот и закончилось наше знакомство с Вавилоном — городом, который своими размерами и размахом сооружений внушал страх древним людям, когда-либо его видевшим. Он и сегодня поражает великолепием, увы, полуразрушенных построек.

В 1985 г. по приказу Саддама Хусейна началась реконструкция древнего города. Сделана также копия ворот богини Иштар и части защитных стен. Сегодня на них можно прочитать, что они «были восстановлены во славу Ирака». Впрочем, основная часть города так и пребывает в руинах, и о былом величии великого Вавилона теперь можно узнать лишь из археологических сводок и древ них преданий.

Источник

Культура и искусство Нововавилонского царства

Для нововавилонской архитектуры характерно соблюдение старых традиций зодчества Двуречья: белёные глухие наружные стены храмов и дворцов расчленялись только чередованием ниш и выступов. Все строения возводились всё также из сырцового кирпича.

Величественным памятником культуры Нововавилонского царства является сам город Вавилон, раскопанный археологами. Вокруг Вавилона на некотором расстоянии была возведена стена, внутри которой могло скрываться в случае военных действий окрестное население. Собственно город, имевший несколько сот тысяч жителей, был обнесён двойной кирпичной стеной исключительной высоты и мощности, со рвом и валом перед нею. Город пересекался Евфратом, через который был перекинут мост на каменных быках. Центром городских укреплений была цитадель,которая представляла собой комплекс дворцов и расположенная частично внутри, частично снаружи собственно города. Весь город прорезала прямая “прецессионная дорога”, мощёная посередине плитами белого и розового камня. Эта дорога вступала в пределы города через северные ворота, посвящённые богине Иштар. Ворота эти были покрыты синими изразцами с рельефными цветными рядами изображений быков и мифических чудовищ. Дорога вела далее вдоль стен цитадели к стенам ограды храма Мардука. Посреди этой ограды высилась 90-метровая громада храмовой ступенчатой башни “Этеменанки” (вошедшей в легенду под названием “Вавилонской башни”). Подобные башни (зиккураты) составляли непременную часть храма главного бога любого вавилонского города и строились в три этажа, отражая мифические представления о построении мироздания (небо, земля и подземные воды), или в семь этажей—возможно, в честь семи астральных божеств. Башня “Этеменанки” состояла из семи разноцветных этажей и была увенчана синим храмиком с золочёными рогами по углам; здесь находилась золотая статуя Мардука.

Библейская легенда, согласно которой бог наказал людей за дерзкую попытку построить башню “высотой до неба” тем, что создал различие в языках, содержит осуждение пленёнными иудеями строительных работ в храмах, которые проводились Навуходоносором II. В этой легенде содержится также попытка по-своему объяснить существовавшее уже тогда многоязычие населения этого важнейшего экономического, политического и культурного центра Ближнего Востока.[189]

Рис. 34. Вавилонская глиняная табличка, содержащая геометрические задачи// http://znanie.podelise.ru/docs/89846/index-2835-4.html

Изобразительное искусство нововавилонского периода находилось в зависимости от ассирийского; но характерная для последнего тематика прославления царских побед и войска была в Вавилоне исключена; здесь изразцовые рельефы и плоские фризы на башнях ворот и стенах дворцов содержали только сухое орнаментальное воспроизведение фигур священных животных, а в камнерезном искусстве встречаются лишь сцены поклонения различным символам божеств. Своей техникой и композиционными приёмами нововавилонское искусство сыграло большую роль в сложении искусства Передней Азии времён персидского владычества.

Датировка отдельных памятников вавилонской литературы до сих пор представляет очень трудную задачу, и нельзя сказать с уверенностью, какие её произведения можно отнести к нововавилонскому периоду. Во всяком случае в нововавилонский период усердно копировались и переписывались памятники древней письменности. Самостоятельно развивалась астрономия, оказавшая немалое влияние на греческую науку. Вавилонская культура, наука, литература, искусство надолго пережили падение Вавилонского царства и явились важной составной частью древней культуры человечества.[190]

Рис. 35. Вавилонские цифры// http://lib.znate.ru/docs/index-30828.html?page=3

Математиче­ское наследие древнего Вавилона. Это название обычно распрост­раняется на совокупность государств, располагавшихся в между­речье Тигра и Евфрата и существовавших в период от 2000 до 200 г. до н. э. Вавилоняне писали клинописными значками на глиняных табличках, которые в немалом количестве дошли и до наших дней (более 500000, около 400 из них связаны с математикой). Поэтому-то мы и имеем довольно-таки полное представление о математических достижениях учёных Вавилонского государства. Важно также здесь отметить, что корни культуры вавилонян были в значительной степени унаследованы от шумеров,а именно- клинописное письмо, счётная методика и т. п. Вавилонские математические тексты носят преимущественно учебный характер. Из них нам видно, что вавилонская расчётная техника была намного совершеннее египетской, а круг решаемых задач был существенно шире. Есть задачи на решение уравнений второй степени, геометрические прогрессии. При решении ,несомненно,применялись пропорции, средние арифметические и проценты. Методы работы с прогрессиями были намного глубже, чем у египтян. Линейные и квадратные уравнения решались ещё в эпоху Хаммурапи,при этом использовалась геометрическая терминология (произведение ab называлось площадью, abc — объёмом, и т.д.). Многие значки для одночленов были шумерскими, из чего можно сделать вывод о древности этих алгоритмов.И эти значки употреблялись, как буквенные обозначения неизвестных в нашей алгебре. Встречаются также как кубические уравнения, так и системы линейных уравнений. Венцом планиметрии была теорема Пифагора. Как и в египетских текстах, излагается только алгоритм решения (на конкретных примерах), без комментариев и доказательств. Но анализ алгоритмов показывает, что общая математическая теория у вавилонян , конечно, была.

Шумеры и вавилоняне использовали 60-ричную позиционную систему счисления, увековеченную в нашем делении круга на 360°, часа на 60 минут и минуты на 60 секунд. Они писали, как и мы сейчас, слева направо. Однако запись необходимых 60 цифр была своеобразной. Значков для цифр было всего два, обозначим их Е (единицы) и Д (десятки). Позже появился значок для нуля. Цифры от 1 до 9 изображались как Е, ЕЕ, … ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ. Далее шли Д, ДЕ, … ДДДДДЕЕЕЕЕЕЕЕЕ (59). Таким образом, число изображалось в позиционной 60-ричной системе, а его 60-ричные цифры — в аддитивной десятичной. Аналогично записывались и дроби. Для популярных дробей 1/2, 1/3 и 2/3 также были специальные значки.В современной научной литературе для удобства используется компактная запись вавилонского числа, например:
4,2,10; 46,52 расшифровывается эта запись следующим образом: 4 × 3600 + 2 × 60 + 10 + 46/60 + 52/3600.Для умножения применялся громоздкий комплект таблиц, отдельно для умножения на 1-20, 30…50. Деление m/n они заменяли умножением m ×(1/n). Для нахождения 1/n у них были специальные таблицы. Другие таблицы помогали возводить в степень, извлекать корни и даже находить показатель степени n, если дано число вида 2n (эти двоичные логарифмы использовались для подсчёта процентов по кредиту). Без многопудовой библиотеки таблиц никакие расчёты в Вавилоне были невозможны.
Для вычисления квадратных корней вавилоняне изобрели итерационный процесс: новое приближение получалось из предыдущего по формуле метода Ньютона:an + 1 = (an + N / an) / 2.[191]

Рис. 36. Вавилонская табличка с вычислением
= 1.41421296. // http://portfele.ru/docs/168/index-86034.html

Геoметрические знания вавилонян, наверное, превышали египетские, так как в текстах помимо общих типов задач встреча­ются начатки измерения углов и тригонометрических соотношений. В основном, впрочем, они тоже состояли из вычислений площадей и объемов прямолинейных фигур, обычных для элементарной геометрии. Имелись и способы приблизительного вычисления объемов, основанные на своеобразном усреднении размеров.В геометрии рассматривались те же фигуры, что и в Египте, плюс сегмент круга и усечённый конус. В ранних документах полагают,что π = 3.Но чуть позже встречается приближение 25/8 = 3,125. Встречается также и необычное правило: площадь круга есть 1/12 от квадрата длины окружности, т.е. π2R2 / 3. Ещё при Хаммурапи впервые появляется теорема Пифагора, причём в общем виде.Эта теорема снабжалась особыми таблицами и широко применялась при решении разных задач. Также вавилоняне умели вычислять площади правильных многоугольников,вероятно, им был знаком принцип подобия. Для площади неправильных четырёхугольников использовалась та же приближённая формула, что и в Египте.Всё же богатая теоретическая основа математики Вавилона не имела целостного характера и сводилась к набору разрозненных приёмов, лишённых доказательной базы. Систематический доказательный подход в математике появился только у греков.[192]

Можно сказать,что вавилонcкая культура – это одна из древнейших культур на земном шаре ,она восходит своими корнями к IV тысячелетию до н. э. Древнейшими очагами этой культуры были города Шумера и Аккада, а также Элама, издавна связанного с Двуречьем. Вавилонская культура оказала большое влияние на развитие древних народов Передней Азии и античного мира. Одним из наиболее значительных достижений шумерийского народа было изобретение письменности, появившейся в середине IV тысячелетия до н.э. Именно письменность позволила установить связь не только между современниками, но даже между людьми различных поколений, а также передать потомству важнейшие достижения культуры. Развитие хозяйственной жизни, главным образом земледелия, приводило к необходимости установления календарных систем, которые возникли уже в шумерийскую эпоху. Для создания календаря необходимо было иметь некоторые знания в области астрономии. Древнейшие обсерватории устраивались обычно на верхней площадке храмовых башен (зиккуратов), развалины которых были найдены в Уре, Уруке и Ниппуре. Вавилонские жрецы умели отличать звезды от планет, которым были даны особые названия. Сохранились перечни звезд, которые были распределены по отдельным созвездиям. Была установлена эклиптика (годичный путь Солнца по небесной сфере), которую разделили на 12 частей и соответственно на 12 зодиакальных созвездий, многие названия которых (Рак, Скорпион, Лев, Весы,Козерог и т.д..) сохранились до наших дней. В различных документах регистрировали наблюдения над планетами, звездами, кометами, метеорами, солнечными и лунными затмениями.

Рис. 37. Фрагмент вавилонской астролябии// http://my.mail.ru/community/catastrof/1C0CDE70DC2F3E39.html

О значительном развитии астрономии говорят данные, фиксирующие моменты восхода, захода и кульминации различных звезд, а также умение вычислять промежутки времени, их разделяющие. В VIII–VI вв. вaвилонские жрецы и астрономы накопили большое количество знаний, имели представление о процессии (предварения равноденствий) и даже могли предсказывать затмения. Некоторые наблюдения и знания в области астрономии позволили построить особый календарь, отчасти основанный на лунных фазах. Основными календарными единицами счета времени были сутки, лунный месяц и год. Сутки делились на три стража ночи и три стража дня. Одновременно с этим сутки делились на 12 часов, а час делился на 30 минут, что соответствует шестеричной системе счисления, лежавшей в основе вавилонской математики, астрономии и календаря. И в календаре отразилось стремление разделить сутки, год и круг на 12 больших и 360 малых частей.

Начало каждого лунного месяца и его продолжительность определялись каждый раз специальными астрономическими наблюдениями, ведь начало каждого месяца должно было совпадать с новолунием. Различие между календарным и тропическим годом исправлялось при помощи вставочного месяца, что устанавливалось распоряжением государственной власти.[193]

Примерные тесты по теме:

1.»Вавилонскую и халдейскую историю» с «допотопных» времен до смерти Александра Македонского написал

Источник

Оцените статью