Все линкоры стран мира

Список линкоров по странам

Содержание

Австро-Венгрия

  • Линейные корабли типа «Вирибус Унитис»: 4 ед.
    • «Вирибус Унитис»
    • «Тегетгоф»
    • «Принц Ойген»
    • «Сент-Иштван»
  • Линейные корабли типа «Эрзац Монарх»: 0+4 ед.
    • «Линкор VIII» (не закладывался)
    • «Линкор IX» (не закладывался)
    • «Линкор X» (не закладывался)
    • «Линкор XI» (не закладывался)

Аргентина

  • Линейные корабли типа «Ривадавия»: 2+1 ед.
    • «Ривадавия»
    • «Морено»
    • Третий линкор не закладывался

Бразилия

  • Линейные корабли типа «Минас-Жерайс»: 2 ед.
    • «Минас-Жерайс»
    • «Сан-Паулу»
  • «Рио-де-Жанейро» (см. «Эджинкорт»)
  • «Риашуэло» (не закладывался)

Великобритания

Несерийные дредноуты

Серийные дредноуты

  • Линейные корабли типа «Беллерофон»: 3 ед.
    • «Беллерофон(т)» (1907)
    • «Темерер» (1907)
    • «Сьюперб» (1907)

  • Линейные корабли типа «Сент-Винсент»: 3 ед.
    • «Сент-Винсент» (1908)
    • «Коллингвуд» (1908)
    • «Вэнгард» (1909)
  • Линейные корабли типа «Колоссус»: 2 ед.
    • «Колоссус» (1910)
    • «Геркулес» (1910)
  • Линейные корабли типа «Орион»: 4 ед.
    • Орион (1910)
    • «Монарх» (1911)
    • «Конкерор» (1911)
    • «Тандерер» (1911)
  • Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1911): 4 ед.
    • «Кинг Джордж V» (1911)
    • «Центурион» (1911)
    • «Одейшес» (1912)
    • «Аякс» (1912)

  • Линейные корабли типа «Айрон Дюк»: 4 ед.
    • «Айрон Дюк» (1912)
    • «Мальборо» (1912)
    • «Бенбоу» (1913)
    • «Имперор оф Индиа» (1913)
  • Линейные корабли типа «Куин Элизабет»: 5+1 ед.
    • «Куин Элизабет»
    • «Уорспайт»
    • «Бархэм»
    • «Вэлиант»
    • «Малайя»
    • «Эджинкорт», не достроен
  • Линейные корабли типа «Ревендж»: 5+3 ед.
    • «Роял Оук» (1914)
    • «Роял Соверен» (1915)
    • «Ревендж» (1915))
    • «Резолюшн» (1915))
    • «Рамиллиес» (1916)
    • «Ринаун» (перестроен на стапеле, в строй вошел как линейный крейсер)
    • «Рипалс» (перестроен на стапеле, в строй вошел как линейный крейсер)
    • «Резистенс» (планировался к переделке в линейный крейсер, не достроен)
  • Линейные корабли типа «Нельсон»: 2 ед.
    • «Нельсон» (1925)
    • «Родней» (1925)
  • Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1939): 5 ед.
    • «Кинг Джордж V» (1939)
    • «Принц Уэльский» (1939)
    • «Дюк оф Йорк» (1940)
    • «Энсон» (1940)
    • «Хоу» (1940)
  • Линейные корабли типа «Лайон»: 1+3 ед.
    • «Лайон» (не закончен)
    • «Тэмерер» (не закончен)
    • «Конкерор» (планировался)
    • «Тандерер» (планировался)
  • Линейные корабли типа «Вэнгард»: 1 ед.
    • «Вэнгард» (1944)
Читайте также:  Выделите страну имеющую многонациональный состав населения

Германия

  • Линейные корабли типа «Нассау»: 4 ед.
    • «Нассау»(1907)
    • «Вестфален»(1907)
    • «Рейнланд»(1907)
    • «Позен»(1907)
  • Линейные корабли типа «Остфрисланд»: 4 ед.
    • «Остфрисланд»(1908)
    • «Гельголанд»(1908)
    • «Тюриринген»(1908)
    • «Ольденбург»(1909)
  • Линейные корабли типа «Кайзер»: 5 ед.
    • «Кайзер»(1909)
    • «Фридрих дер Гроссе»(1910)
    • «Кайзерин»(1910)
    • «Кёниг Альберт»(1910)
    • «Принц-регент Луитпольд»(1911)
  • Линейные корабли типа «Кёниг»: 4 ед.
    • «Кёниг»(1911)
    • «Гроссер Курфюрст»(1911)
    • «Маркграф»(1911)
    • «Кронпринц»(1912)
  • Линейные корабли типа «Байерн»: 2+2 ед.
    • «Байерн»(1913)
    • «Баден»(1913)
    • «Заксен»(1914)(разобран в 1921)
    • «Вюртемберг»(1915)(разобран в 1921)
  • Линейные корабли проекта «L-20»: 0+1 ед.
  • Линейные корабли типа «Бисмарк»: 2+2 ед.
    • «Бисмарк»(1936)
    • «Тирпиц» (1939)
  • Линейные корабли типа «Н»: 0+6 ед.
    • «Н»(1939)(разобран в 1939)
    • «J»(1939)(разобран в 1939)
    • «K»(не закладывался)
    • «L»(не закладывался)
    • «M»(не закладывался)
    • «N»(не закладывался)

Греция

  • Линейные корабли типа «Саламис»: 1 ед.
    • «Саламис», не достроен
  • Линейные корабли типа «Василевс Константинос»: 2 ед., не достроены

Испания

  • Линейные корабли типа «Эспанья»: 3 ед.
    • «Эспанья» (1912)
    • «Альфонсо XII» (1913)
    • «Хайме I»(1913)
  • Линейные корабли типа «Рейна Виктория Еугения»: 0+4 ед.
    • A (не закладывался)
    • B (не закладывался)
    • C (не закладывался)
    • D (не закладывался)

Италия

  • Линейные корабли типа «Данте Алигьери» (1 ед.)
    • «Данте Алигьери» (1910)
  • Линейные корабли типа «Конте ди Кавур»: 3 ед.
    • «Конте ди Кавур» (1911)
    • «Джулио Чезаре» (1911)
    • «Леонардо да Винчи» (1911)
  • Линейные корабли типа «Кайо Дуилио»: 2 ед.
    • «Кайо Дуилио» (1913)
    • «Андреа Дориа» (1913)
  • Линейные корабли типа «Франческо Коррачиоло»: 0+4 ед.
    • «Франческо Коррачиоло» (спущен в 1920 г., но не был достроен)
    • «Кристофоро Коломбо» (заложен, но не достроен)
    • «Маркантонио Колонна» (не закладывался)
    • «Франческо Морозини» (не закладывался)
  • Линейные корабли типа «Витторио Венето»: 3+1 ед.
  • «Виттори Венетто» (1937)
  • «Литторио» (1937)
  • «Рома» (1940)
  • «Империо» (не достроен)

Российская империя и Советский Союз

  • Линейные корабли типа «Севастополь»: 4 ед.
    • «Севастополь» (1911)
    • «Петропавловск» (1911)
    • «Полтава» (1911)
    • «Гангут» (1911)

  • Линейные корабли типа «Императрица Мария»: 3+1 ед.
    • «Императрица Мария»
    • «Екатерина Великая»
    • «Император Александр III»
    • «Император Николай I»
  • Линейные корабли типа «Советский Союз»: 0+4 ед.
    • «Советский Союз»
    • «Советская Украина»
    • «Советская Белоруссия»
    • «Советская Россия»
Читайте также:  Рост ввп стран по годам график

  • Линейные корабли типа «Южная Каролина»: 2 ед.
    • «Южная Каролина»
    • «Мичиган»
  • Линейные корабли типа «Делавэр»: 2 ед.
    • «Дэлавер»
    • «Северная Дакота»
  • Линейные корабли типа «Флорида»: 2 ед.
    • «Флорида»
    • «Юта»
  • Линейные корабли типа «Вайоминг»: 2 ед.
    • «Арканзас», BB-33 (1911 — 29.7.1946, затоплен)
    • «Вайоминг», BB-32 (1911, (с 1931 г учебный корабль) — 1947)
  • Линейные корабли типа «Нью-Йорк»: 2 ед.
    • «Нью-Йорк», BB-34 (1912 — 8.7.1948, затоплен)
    • «Техас», BB-35 (1912—1948, корабль-музей)
  • Линейные корабли типа «Невада»: 2 ед.
    • «Невада», BB-36 (1914 — 31.7.1948, затоплен)
    • «Оклахома», BB-37 (1914 — 7.12.1941, погиб)
  • Линейные корабли типа «Пенсильвания»: 2 ед.
    • «Пенсильвания», BB-38 (1915—1948, исключен)
    • «Аризона», BB-39 (1915 — 7.12.1941, погиб)
  • Линейные корабли типа «Нью-Мексико»: 3 ед.
    • «Нью-Мексико» BB-40 (1917—1947, исключен)
    • «Миссисипи», BB-41 (1917—1956, исключен)
    • «Айдахо», BB-42 (1917—1947, исключен)
  • Линейные корабли типа «Теннесси»: 2 ед.
    • «Теннеси», BB-43 (1919—1959, исключен)
    • «Калифорния», BB-44 (1919—1959, исключен)
  • Линейные корабли типа «Колорадо»: 4 ед.
    • «Колорадо», BB-45 (1921—1959, исключен)
    • «Мэриленд», BB-46 (1920—1959, исключен)
    • «Вашингтон», BB-47 (1921—1924, не достроен)
    • «Вест Вирджиниа», BB-48 (1921—1959, исключен)
  • Линейные корабли типа «Саут Дакота» (1920): 6 ед.
    • «Саут Дакота», BB-49, не построен
    • «Индиана», BB-50, не построен
    • «Монтана», BB-51, не построен
    • «Северная Каролина», BB-52, не построен
    • «Айова», BB-53, не построен
    • «Массачусетс», BB-54, не построен
  • Линейные корабли типа «Северная Каролина»: 2 ед.
    • «Норт Кэролайн», BB-55 (1940—1961, корабль-музей)
    • «Вашингтон», BB-56 (1940—1961, исключен)
  • Линейные корабли типа «Саут Дакота» (1939): 4 ед.
    • «Саут Дакота», BB-57, (1941—1962, исключен)
    • «Индиана», BB-58, (1941—1962, исключен)
    • «Массачусетс», BB-59, (1941—1965, корабль-музей)
    • «Алабама», BB-60, (1941—1964, корабль-музей)
  • Линейные корабли типа «Айова»: 6 ед.
    • «Айова»
    • «Нью-Джерси»
    • «Миссури»
    • «Висконсин»
    • «Иллинойс» — не построен
    • «Кентукки» — не построен
  • Линейные корабли типа «Монтана»: 0+5 ед.
    • «Монтана», BB-67 (заложен в 1941, не достроен)
    • «Огайо», BB-68 (заложен в 1941, не достроен)
    • «Мэн», BB-69 (не закладывался)
    • «Нью-Гэмпшир», BB-70 (не закладывался)
    • «Луизиана», BB-71 (не закладывался)

Турция

  • Линейные корабли типа «Решад V»: 2 ед.
    • «Решад V»
    • «Решад и Хамисс».

Франция

  • Броненосцы типа «Дантон»
    • «Дантон», 1909
    • «Кондорсе»
    • «Дидро»
    • «Вольтер»
    • «Мирабо»
    • «Вангард»
  • Линейные корабли типа «Курбэ»
    • «Курбэ»
    • «Жан Бар»
    • «Франс»
    • «Париж»
  • Линейные корабли типа «Бретань»
    • «Бретань»
    • «Прованс»
    • «Лориан»
  • Линейные корабли типа «Дюнкерк»
    • «Дюнкерк»
    • «Страсбург»
  • Линейные корабли типа «Ришелье»
    • «Ришелье»
    • «Жан Бар»
    • «Клемансо»

Япония

  • Линейные корабли типа «Кавати»
    • «Кавати»
    • «Сэтцу»
  • Линейные корабли типа «Фусо»
    • «Фусо»
    • «Ямасиро»
  • Линейные корабли типа «Исэ»
    • «Исэ»(1916)
    • «Хюга»
  • Линейные корабли типа «Нагато»
    • «Нагато»
    • «Муцу» (1920)
  • Линейные корабли типа «Кага»
    • «Кага»
    • «Тоса»
  • Линейные корабли типа «Ямато»: 2+2 ед.
    • «Ямато»
    • «Мусаси»

Литература

  • Gardiner, Robert (Ed.). Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906—1921. Conway Maritime Press, 1985. ISBN 0-85177-245-5 (англ.)
  • Chesnau, Roger and Gardiner, Robert (Ed.) Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. Conway Maritime Press, 1980. ISBN 0-85177-146-7 (англ.)

Ссылки

  • ЦУСИМА.su фотографии кораблей по странам и периодам
  • Линейные корабли на сайте www.ship.bsu.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Список линкоров по странам» в других словарях:

Линейный корабль — У этого термина существуют и другие значения, см. Линейный корабль (значения). «Дредноут» родоначальник класса линкоров … Википедия

Линкор — У этого термина существуют и другие значения, см. Линейный корабль. Линкор «USS Arizona» Линкор (сокр. от «линейный корабль») класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м,… … Википедия

Линейные корабли типа «Ривендж» — Тип «Ривендж» Revenge class … Википедия

Линейные корабли типа «Флорида» — Florida class battleship … Википедия

Авианосец — У этого термина существуют и другие значения, см. Авианосец (причёска) … Википедия

Линейные корабли типа «Вирибус Унитис» — Тип «Вирибус Унитис» нем. Viribus Unitis Klasse (Tegetthoff Klasse) венг. Viribus Unitis osztály (Tegetthoff osztály) … Википедия

Вторая мировая война — У этого термина существуют и другие значения, см. Вторая мировая война (значения). Вторая мировая война Мировые войны … Википедия

Первая мировая война — Первая мировая война … Википедия

Линейные корабли типа «Колоссус» — Тип «Колоссус» Colossus class … Википедия

Источник

Линейный корабль

Содержание

История появления

Линкоры являются качественным скачком развития броненосцев. До XX века самые мощные корабли — броненосцы обычно вооружались двумя или четыремя орудиями большого калибра (более 250 мм), значительным количеством орудий промежуточного (152-203 мм) и противоминного (до 102 мм) калибра. Такой набор вооружения позволял обеспечить максимальную силу огня на любой дистанции.

На рубеже веков появилось несколько факторов, способствующих появлению принципиального другого распределения вооружения:

  • увеличение скорострельности и точности крупнокалиберных орудий, что позволяло вести огонь на дистанциях более 8 км;
  • сложность одновременного наведения орудий разного калибра на дальних дистанциях вследствие разной баллистики снарядов и схожести всплесков от снарядов крупного и среднего калибров;
  • развитие торпед, в результате чего броненосцам вести бои на дистанциях менее 3 км стало опасно;
  • улучшение характеристик брони, в результате чего орудия среднего калибра оказывались неэффективными на больших дистанциях.

В итоге примерно в одно и тоже время в разных странах начали появляться идеи создания корабля, вооруженного максимальным количеством орудий крупного калибра, которые должны были обеспечить огневое превосходство корабля на безопасной от торпед дистанции. Для защиты от миноносцев сохранялись орудия только меньшего калибра (76 мм), которые за счёт большого количества и большой скорострельности должны были надёжно защитить корабль на малых дистанциях.

Помимо улучшения вооружения, в это же время началось активное использование паровых турбин, увеличивших скорость кораблей. Также происходило постепенное увеличение броневой защиты кораблей. Всё это в сумме позволило создать корабли, существенно превосходящие все созданные до этого.

Первым подобным кораблём стал построенный в 1906 году английский HMS Dreadnought, имя которого надолго стало нарицательным.

Линкоры в Первой мировой войне

Хотя линкоры появились всего за 10 лет до Первой мировой войны, за это время они успели стать значительно сильнее и защищённее. В 2 раза стало больше водоизмещение, увеличились калибр главной артиллерии, скорость, бронезащищённость, значительно улучшились системы наведения огня. Помимо этого увеличился противоминный калибр. 76-мм орудия против современных эсминцев были уже не так эффективны и им на смену пришли орудия калибра 127-152 мм.

Страны, участвовавшие в войне, старались по возможности беречь свои линкоры, так как их значение для боеспособности страны было слишком велико и их потеря ставило страну на грань поражения во всей войне. В результате практически единственным сражением с участием линкоров стало Ютландское.

Несмотря на то, что в войне участвовали 10 держав, имевших в составе флотов линкоры общим числом более 90 единиц, в результате сильного дисбаланса между силами воюющих сторон и за счет очень осторожной тактики ВМС Германии и Австро-Венгрии, за всю войну в результате боевых действий было потоплено лишь три линкора. Еще четыре корабля этого класса — HMS Vanguard, Leonardo da Vinci, IJN Kawachi и Императрица Мария погибли в результате взрывов боекомплекта, находясь в своих портах.

Дата гибели Корабль Страна Чем потоплен Обстоятельства гибели
27.10.1914 HMS Audacious Великобритания
Мины Подорвался на германской мине
10.06.1918 SMS Szent István Австро-Венгрия
Шаблон <<флаг>> не знает варианта ВМС.
Торпедные катера Погиб после попадания двух торпед, запущенных с итальянского торпедного катера
01.11.1918 SMS Viribus Unitis Австро-Венгрия
Шаблон <<флаг>> не знает варианта ВМС.
Боевые пловцы Погиб в результате взрыва мины, прикрепленной к днищу корабля итальянскими боевыми пловцами

Международные морские договоры

После Первой мировой всем странам стало очевидно, что дальнейшее развитие линкоров делает их слишком дорогими для любой экономики. Стала проблема: либо тратить огромные деньги, чтобы иметь современный флот, либо не тратить, но не иметь защиты от нападения стран, которые всё же продолжат улучшение и строительство линкоров.

В итоге ведущие морские державы заключили Вашингтонский морской договор, ограничивающий гонку морских вооружений. Этим договором стандартное водоизмещение линкоров ограничивалось 35560 тоннами, а главный калибр — 406 миллиметрами. Кроме того был ограничен общий тоннаж флотов и отдельных классов кораблей. Этот договор продолжал действовать до середины тридцатых годов.

В 1930 году Японией, Великобританией и США был дополнительно подписан Лондонский морской договор, согласно которому предусматривался вывод из эксплуатации части линкоров.

В 1936 году Великобританией, США и Францией был подписан Второй лондонский морской договор. При его подписании были представители от Италии и Японии, однако эти страны подписать договор отказались. Подобно Вашингтонскому, этим договором стандартное водоизмещение линкоров ограничивалось 35560 тоннами, а главный калибр — 356 миллиметрами. Однако в случае, если договор не будет подписан любой из стран Вашингтонского договора до 1 апреля 1937 года, то калибр разрешалось повысить до 406 мм.

Германия, после поражения в Первой мировой войне, согласно Версальскому договору была жёстко ограничена в силе своих вооружённых сил. В 1935 году Германия денонсировала Версальский договор и заключила Англо-германское морское соглашение, согласно которому могла иметь флот (в т.ч. линкоры) количеством 35% от Английского. Кроме того Германия обязалась исполнять все пункты Вашингтонского договора и Лондонского 1930 года.

В 1937 году было заключено Англо-советское морское соглашение, ограничивающее СССР количество линкоров двумя.

Однако, Япония и Италия так и не присоединились к этим договорам, а Германия и СССР не воспринимали их всерьёз. В результате к концу 30-х годов XX века ограничения на размеры и мощь линкоров де-факто перестали действовать.

Линкоры во Второй мировой войне

Хотя во Второй мировой войне линкоры были самыми мощными артиллерийскими кораблями из когда-либо существовавших, они уже не решали исходы войн. Им на смену приходила авиация и, в несколько меньшей степени, подводный флот.

За всю войну линкоры пострадали от авиации и подводных лодок гораздо больше, чем в артиллерийских перестрелках. И зачастую линкорам не хватало не мощности орудий главного калибра, а силы ПВО (это при том, что на современных линкорах насчитывались десятки стволов ПВО и вся артиллерия, включая ГК, могла работать по воздушным целям), а также не толщины брони, а надёжности противоторпедной защиты.

Дата гибели Корабль Страна Чем потоплен Обстоятельства гибели
14.10.1939 HMS Royal Oak Великобритания
Подводные лодки Торпедирован немецкой подводной лодкой U-47 на рейде Скапа-Флоу
03.07.1940 Bretagne Франция
Корабли Затоплен британскими кораблями во время нападения на Мерс-эль-Кебир
27.05.1941 Bismarck Германия
Корабли, авиация Затоплен британскими кораблями в Атлантике после того, как был поврежден артиллерией и авиационными торпедами
25.11.1941 HMS Barham Великобритания
Подводные лодки Торпедирован немецкой подводной лодкой U-331 в Средиземном море
07.12.1941 USS Utah США
Авиация Затоплен японской авиацией во время нападения на Перл-Харбор
07.12.1941 USS Arizona США
Авиация Затоплен японской авиацией во время нападения на Перл-Харбор
10.12.1941 HMS Prince of Wales Великобритания
Авиация Затоплен японской авиацией в Южно-Китайском море
09.09.1943 Roma Италия
Авиация Затоплен германской авиацией при помощи управляемых планирующих бомб в Средиземном море
26.12.1943 Scharnhorst Германия
Корабли Затоплен британскими кораблями во время боя у мыса Нордкап
24.10.1944 IJN Musashi Япония
Авиация Потоплен американской авиацией в ходе сражения в заливе Лейте
25.10.1944 IJN Fusō Япония
Корабли Торпедирован американскими эсминцами в сражении в заливе Лейте
25.10.1944 IJN Yamashiro Япония
Корабли Затоплен в результате ночного боя с шестью американскими линкорами и группой эсминцев в ходе сражения в заливе Лейте
12.11.1944 Tirpitz Германия
Авиация Затоплен британскими самолетами в бухте Хокёйботн (Норвегия)
07.04.1945 IJN Yamato Япония
Авиация Затоплен американской палубной авиацией к северу от острова Окинава
28.07.1945 IJN Ise Япония
Авиация Затоплен в результате бомбардировки американской авиацией порта Куре

Послевоенный период

После окончания войны не было заложено ни одного нового линкора, а большинство заложенных не было достроено. Развитие авиации, а также появление ракетного вооружения сделало постройку линкоров слишком невыгодным с точки зрения соотношения огромных затрат на строительство и получаемого результата.

Последней морской державой, сохранявшей линкоры в строю, оставались США, но в начале XXI века последние корабли этого класса были выведены из состава действующего флота.

Типы линкоров разных стран

Линкоры Великобритании

Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
HMS Dreadnought (1906) 1 1906 — 1922 21845 22,4 10х305, 28х76 179—279 / 35—76 / 279 / 305
Bellerophon 3 1907 — 1922 22102 18,3 10х305, 16х102 127 / 13-19 / 127-229 / 279
St. Vincent 3 1910 — 1922 23030 21 10х305, 20х102, 4х47, 7х7.71 180-254 / 20-76 / 76-254 / 279
HMS Neptune (1909) 1 1909 — 1919 22000 21 10х305, 16х102 254 / 32-76 / 127-254 / 279
Colossus 2 1911 — 1921 22700 21 10х305, 16х102 178-280 / 38-102 / 280 / 280
Orion 4 1912 — 1926 25870 21 10х343, 16х102, 10х7.71, 4х47 203-305 / 25-102 / 76-254 / 279
King George V (1911) 4 1912 — 1926 27680 21,7 10х343, 16х102 203-305 / 25-38 / 76-254 / 280
Iron Duke 4 1914 — 1946 31400 22 10х343, 12х152 203-305 / 37-51 / 76-254 / 280
HMS Canada (1913) 2 (1 как авианосец) 1915 — 1919 32514 22,75 10х356, 16х152 230 / 38 / 254 / 254
HMS Erin (1913) 1 1914 — 1922 25 250 21 10х343, 16х152, 6х57 229-305 / 40-76 / 76-254 / 280
HMS Agincourt (1913) 1 1913 — 1921 30250 22 14х305, 18х152 102-229 / 25-65 / 76-229 / 305
Queen Elizabeth 5 1915 — 1948 36800 24 8х381, 12х152 330 / 127 / 254 / 330
Revenge 5 1916 — 1948 33200 21,5 8х381, 12х152 330 / 146 / 254 / 330
N3 0 (план 4) 49000 23 9×457, 16×152, 6×120 343-381 / 152-203 / 381 / 254-457
Nelson 2 1927 — 1948 37780 23 9х406, 12х152 356 / 159 / 381 / 406
King George V (1939) 5 1940 — 1957 43300 28,5 10х356, 16х133 356 / 152 / 330 / 324
Lion 0 (план 1) 46400 30 9х406, 16х133 381 / н.д. / 325-374 / 374
HMS Vanguard (1944) 1 1946 — 1960 51420 30 8х381, 16х133 356 / 152 / 325 / 330

Линкоры Германии

Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Nassau 4 1909 — 1924 20550 19,5 12х280, 16х88 120-290 / 55 / 220-280 / 280
Helgoland 4 1911 — 1920 24310 21,3 12х305, 14х150 235-300 / 55-80 / 270 / 300
Kaiser 5 1912 — 1919 24724 23,4 10х305, 14х150 350 / 30-100 / 80-300 / 300
König 4 1913 — 1919 29200 21 10х305, 14х150 80 / 60—100 / 80—356 / 356
Bayern 2 (план 4) 1915 — 1919 31690 22 8х380, 16х150 120 / н.д. / 100-350 / 350
Проект L-20 0 (план 4) 48700 26 8х420, 12х150 80-420 / 100-350 / 350
Scharnhorst 2 1938 — 1945 37300 32 9х283, 12х150 350 / 105 / 350 / 360
Bismarck 2 1940 — 1944 52600 29 8х380, 12х150 320 / 95 / 340 / 360
Проект H н.д. 65592 34 8х406, 12х150 300 / 50 / н.д. / н.д.

Линкоры Италии

Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Dante Alighieri 1 1913 — 1928 21600 22,8 12х305, 20х120, 13×76 254 / 38 / н.д. / 254
Conte di Cavour 3 1914 — 1948 24250 22,2 13х305, 18х120, 13×76 130-254 / 111 / 130-230 / 254
Andrea Doria 2 1915 — 1956 24700 21,3 13х305, 16х152, 13×76 254 / 98 / 305 / 280
Francesco Caracciolo 0 (план 4) 34000 28 8х381, 12х152 303 / 50 / н.д. / 400
Littorio 3 (план 4) 1940 — 1948 45400 30 9х381, 12х152, 4×120 60-350 / 90-162 / 280-350 / 350

Линкоры России/СССР

Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Севастополь 4 1914 — 1959 25850 23 12х305, 16х120, 4×47 102-229 / 38-76 / 203 / 203
Императрица Мария 3 1915 — 1924 24960 21 12х305, 20х130, 8×75, 4×47 102-267 / 76 / 203 / 305
Император Николай I 0 (план 1) 24960 21 12х305, 20х130, 8×75, 4×47 102-267 / 102 / 225-305 / 305
Советский Союз 0 (план 3) 65100 28 9х406, 24х152, 12×100 420 / 155 / 425 / 495
Архангельск 1 1944 — 1949 33500 21 8х381, 8х152, 8×102, 24×40 102-330 / 127 / 102-254 / 330
Новороссийск 1 1948 — 1955 29100 27 10х320, 12х120, 8×100, 8×37, 12×20 130-250 / 135-166 / 130-280 / 280

Линкоры США

Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
South Carolina 2 1910 — 1924 17900 18 8×305, 22×76 203-305 / 25-63 / 203-254 / 305
Delaware 2 1910 — 1931 22060 21 10×305, 14×127 229–279 / 51 / 102-254 / 305
Florida 2 1911 — 1944 23400 21 10×305, 16×127 229-279 / 38 / 102-254 / 305
Wyoming 2 1912 — 1947 27680 21 12х305, 21х127 229-279 / 57-76 / 279 / 305
New York 2 1914 — 1948 28821 21 10х356, 21х127, 6×76 254-305 / 51 / 254-305 / 356
Nevada 2 1916 — 1948 28900 20,5 10х356, 21х127, 6×76 203-343 / 76 / 330 / 406-457
Pennsylvania 2 1916 — 1948 32430 21,4 12х356, 22х127, 4×76 203-343 / 76-127 / 203-330 / 457
New Mexico 3 1917 — 1956 32500 21 12х356, 14х127 203-343 / 89 / 330 / 457
Tennessee 2 1920 — 1947 33610 21 12х356, 25х127 203-343 / 89 / 330 / 457
Colorado 3 (план 4) 1921 — 1959 33590 21,8 12х406, 12(14)х127 203-343 / 89 / 330 / 457
South Dakota (1920) 0 (план 6) 47800 23 12х406, 16х152, 8×76 203-343 / 89 / 330 / 457
North Carolina 2 1941 — 1961 45500 27,5 9х406, 20х127, 16×28, 12×12,7 168-305 / 37-140 / 292-406 / 406
South Dakota (1940) 4 1942 — 1962 45080 27,5 9х406, 20(16)х127 310 / 127-179 / 324-439 / 457
Iowa 4 (план 6) 1943 — 1991 52000 32,5 9х406, 20х127, 80×40, 49×20 310 / 190 / 295-439 / 500
Montana 0 (план 5) 71915 28 12х406, 20х127, (10-40)x40, 56×20 409 / 236 / 457-541 / 571

Линкоры Франции

Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Courbet 4 1913 — 1955 25850 21,7 12х305, 22х138, 4×47 180-270 / 30-70 / 270 / 320
Bretagne 3 1915 — 1954 25000 20 10х340, 22х138, 4×47 160-270 / 30-40 / 248 / 400
Normandie 1 как авианосец (план 5) 25230 21 12×340, 24×138, 6×47 120-300 / 50-70 / 284 / 340
Lyon 0 (план 4) 29000 23 16×340, 24×138 н.д.
Dunkerque 2 1937 — 1942 35500 29,5 8х330, 16х130, 10×37 225-283 / 115-130 / 340 / 360
Richelieu 2 (план 4) 1940 — 1968 46500 31,5 8х380, 9х152, 12×100, 16×37 233-355 / 150-170 / 405 / 430
Alsace 0 (план 4) 40640 30 12×380, 9×152, 16×100, 32×37 127-320 / 150-170 / 405 / 430

Линкоры Японии

Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Kawachi 2 1912 — 1945 22900 20 12×305, 10×152, 8×120, 12×40 102-305 / 30 / 280 / 280
Fusō 2 1915 — 1944 29800 23 12х356, 16х152, 4×40 102-305 / 30-76 / 203-305 / 305
Ise 2 1917 — 1945 36500 25,6 12х356, 20х140, 4×40 102-305 / 34-55 / 203-305 / 305
Nagato 2 1920 — 1946 38500 26,5 8х410, 20х140, 4×40 102-305 / 38-76 / 305 / 305
Tosa 1 как авианосец (план 2) 44200 26,5 10×410, 20×140, 4×76 280 / 102 / 229-305 / 305
Kii 0 (план 4) 48500 29,7 10×410, 16×140, 4×120 292 / 120 / 280 / н.д.
Yamato 2 + 1 как авианосец (план 4) 1941 — 1945 69990 27,5 9х460, 12х155, 12×127, 24×25 410 / 200-230 / 560 / 650

Линкоры других морских наций

Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Tegethoff 4 1912 — 1919 21690 20,3 12х305, 12х150, 18×66 150-280 / 30-48 / 280 / 280
Ersatz Monarch 0 (план 4) 24560 21 10х350, 15х150, 20×90 140-310 / 36-72 / 320 / 340
Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Rivadavia 2 1914 — 1956 30600 22,5 12х305, 12х152, 16×102 254-305 / 38-76 / 305 / 305
Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Minas Gerais 2 1910 — 1953 21200 21 12х305, 22х120, 8×37 102-229 / 51 / 229 / 305
Rio de Janeiro 0 (план 1) 30250 22 14х305, 18х152, 10×76 102-229 / 25-65 / 76-229 / 305
Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Salamis 0 (план 1) 19500 23 8х356, 12х152, 12×75 100-250 / 40-75 / 250 / 250
Vasilefs Konstantinos 0 (план 1) 25000 20 10х340, 22х138, 4×47 160-270 / 30-40 / 248 / 400
Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Espana 3 1913 — 1937 16450 19,5 8х305, 20х102 102-203 / 38 / 254 / 203
Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Проект 1913 г. 0 (план 4) 26850 22 8х356, 16х150, 12×75 150-250 / 25-50 / 110-300 / н.д.
Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Reşadiye 0 (план 3) 25250 21 10х340, 16х150, 6×57, 2×76 150-305 / 38-76 / 127-203 / 279
Sultan Osman I 0 (план 1) 30250 22 14х305, 18х152, 10×76 102-229 / 25-65 / 76-229 / 305
Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Almirante Latorre 1 (план 2) 1915 — 1959 32300 22,7 10х356, 16х152, 2×76 230 / 38 / 250 / 250

Литература

  • Дашьян А. В., Патянин С.В. и др. Все линкоры Второй мировой. — М: Яуза, ЭКСМО, 2011. — ISBN 978-5-699-51001-6
  • Балакин С. В., Кофман В.Л. Дредноуты. — М.: Техника-Молодёжи, 2004. — ISBN 5-93848-008-6
  • Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. — М.: Харвест, АСТ, 2002. — ISBN 985-13-1009-3
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. VI. Огневая мощь и скорость.. — СПб.: Галея-Принт, 2007. — ISBN 978-5-8172-0112-3
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. VII. Эпоха дредноутов. — СПб: Галея-Принт, 2008. — ISBN 978-5-8172-0132-1
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. VIII. Последние властелины морей. — СПб: Галея-Принт, 2011. — ISBN 978-5-8172-0140-6
  • Васильев А.М. Линейные корабли типа «Советский Союз». — СпБ: Галея-Принт, 2006. — ISBN 5-8172-0110-0
  • Дашьян А. В., Патянин С. В., и др. Флоты Второй мировой. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — 608 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-33872-6

на английском языке

  • All the world’s battleships. 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press, 1996. — ISBN 0-85177-691-4
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906—1921. — London: Conway Maritime Press, 1985. — ISBN 0-85177-245-5
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7
  • Garzke W., Dulin R. British, Soviet, French and Dutch Battleships of World War II. — London: Jane Publising Company Ltd, 1980. — ISBN 71-106-0078-X
  • Hore P. Battleships. — London: Lorenz Books, 2005. — ISBN 0-7548-1407-6
  • Sandler S. Battleships. An illustrated history of their impact. — Santa Barbara, USA: ABC-CLIO, 2004. — ISBN 1-85109-410-5

на немецком языке

  • Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945 Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote.. — Bernard & Graefe, 1982. — ISBN 978-3763748006

Ссылки

Галерея изображений

USS North Carolina (BB-55) — первый поствашингтонский линкор США

Yamato под ударами американской палубной авиации в заливе Лейте

Линкоры типа Nelson — первые корабли построенные в соответствии с Вашингтонским морским договором

Линкор Бисмарк — один из двух самых мощных кораблей Германии

Линейные корабли типа Queen Elizabeth — одни из самых мощных кораблей своего времени

Richelieu — один из самых мощных линкоров, построенных Францией

Линкор Тирпиц — второй корабль серии самых мощных линкоров Германии

Линкор «Октябрьская революция» — один из четырёх построенных линкоров типа «Севастополь»

Источник

Оцените статью