Все проблемы общественного развития страны рассматривались

Все проблемы общественного развития страны рассматривались

Глава VII. КАЗАХСТАН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-х — СЕРЕДИНЕ 60-х ГОДОВ

Политическая ситуация, сложившаяся в первые послевоенные десятилетия. Партия. Советы. Общественные объединения. Поло­жение Казахстана в составе СССР.

Политическая ситуация в первые послевоенные годы. Союз Советских Социалистических Республик одержал победу во Второй мировой войне и приступил к мирному строительству. Коммунистическая администрация с помощью силовых ведомств получила возможность еще более упрочить свои позиции у власти. Советские люди, вынесшие все трудности войны, свято верили в Коммунис­тическую партию, которая «с выдающейся мудростью сумела организовать победу» в тяжелейшей войне с сильным врагом.

Как и все советские люди, казахстанцы возвеличивали личность Сталина. Все достижения воспринимались как результат «дальновидной» деятельности вождя, а все недостатки — как дело рук «агентов мирового империа­лизма» и «врагов народа». Ежедневная пропаганда личности вождя стала определяющим фактором в формировании политического мировоззрения и оказывала сильное воздействие на психологию масс. В результате утвердилась атмосфера подозрительности, нетерпимости к инакомыслию, преследования за малейшие признаки недовольства по отношению к власти. Как следствие сложившейся социально-психологической обстановки продолжались антигуманные действия командной администрации, направленные на искоренение демократии. В итоге стали нарушаться права человека, ограничиваться свобода граждан, произошло их отчуждение от политики и органов государственного управления. Хотя считалось, что Казахстан вошел в состав СССР на добровольных началах, никаких суверенных прав он не имел. Республика оставалась неотделимой частью Союза и полностью подчинялась Центру.

Партия. В этот период Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), отодвинув на второй план свои функции политической организации, превратилась в иерархически-пирамидальную структуру с жесткой властной вертикалью, которая слилась с системой государственного управления. Компартия руководила деятельностью всех общественных организаций, коопераций, предприятий и хозяйств советского государства. Счита­лось, что возрастает руководящая роль партии в обществе. Какие функции выполняют политические партии в развитых демократических странах? (Человек. Общество. Право. Учебник для 9 классов общеобразовательных школ).

Читайте также:  Правовые системы стран мира учебники для

Все проблемы общественного развития рассматривались на съездах и пленумах Коммунистической партии. На них принимались различного рода программы и постановления по наиболее важным вопросам. Обсуж­дения носили односторонний характер и, как правило, приводили к принятию «единственно правильного решения», спускаемого руководством. На собраниях партии решения принимались единогласно, а при обсуждении каких-либо вопросов не было возможности воздержаться, высказать свое мнение или выступить против. Любое неприятие или высказывание альтер­нативной точки зрения по обсуждаемой стратегии воспринималось как выступление против партии и Советской власти. В своей деятельности партия опиралась на силовые ведомства — Комитет государственной безопас­ности (КГБ) и Министерство внутренних дел (МВД), использовала военную силу. Как в Центре, так и в других республиках, Компартия в Казахстане находилась у власти. Области, города и районы возглавляли соответствующие комитеты. Партий­ное руководство республики работало под жестким контролем Центра. Деятели, пытавшиеся самостоятельно принимать важные решения, руководить, быстро отстраня­лись от работы. Принимались только отвечающие интересам Центра решения, а любые попытки неповиновения или проявления самостоятельности пресекались. На съездах партии обсуждались итоги развития народного хозяйства прошедшей пятилетки и принимались программы на следующую. Под присталь­ным вниманием находились работы по партийному строительству, подбору и расстановке кадров, пропаганды и агитации. Культура и образование подверглись максимально возможной идеологизации.

В 1949 г. прошел IV съезд казахстанской Коммунистической партии большевиков. Первым секретарем Центрального Комитета КП(б) Казахстана был избран Ж. Шаяхметов. Он возглавлял республиканскую партийную организацию до 1954 г. В 1950 г. численность коммунистов в республике составляла 58 920 человека в 1960 г. достигла 345 115 человек.

Советы. Высшим органом государственной власти республики (парламентом) являлся Верховный Совет , Казахской Советской Социалистической Республики,; В областях, городах, районах, селах и поселках органами государственной власти были исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся. Все они работали в жестких рамках инструкций, спускаемых партией.

Читайте также:  Административно командная экономическая система примеры стран

Партия теоретически «придерживалась” курса демокра­тизации общества. Ее действия серьезно расходились с провозглашенными лозунгами. Только после принятия в 1957 г. Постановления ЦК КПСС «Об улучшении работы Советов депутатов трудящихся и усиления их связи с общественностью» на сессиях Верховного Совета стали обсуждаться и утверждаться программы развития народ­ного хозяйства республики, проблемы государственного строительства, проекты законов. После этого постановления число постоянных комиссий Верховного Совета республики увеличилось с трех до восьми.

Численность состава Советов постоянно возрастала. Если в 1947 г. в составе Верховного Совета Казахской ССР второго созыва было 300 депутатов, а в Верховном Совете третьего созыва — 400, то в 1955 г. в составе Нерховного Совета четвертого созыва их было уже 450. Советы решали вопросы планирования и распределения продукции местных предприятий, организации строи­тельства жилья, рассматривали финансово-бюджетные проблемы. Хотя формально Советы и считались законадательными органами власти, фактически же все вопросы решались на съездах и пленумах партии. Советы утверждали в законодательном порядке решения, одобрен­ные на собраниях партии. В подобных обстоятельствах исключалась возможность отклонения каких-либо предложений, перенос их на более поздний срок или повторное рассмотрение.

Для того чтобы сохранить в соответствии состав депутатского корпуса и социальное устройство общества, принимались меры по увеличению числа депутатов из среды рабочих и крестьян, а также по обеспечению многонациональное™ состава Советов. В Верховном и местных Советах 2/3 депутатских мест занимали коммунисты.

Общественные организации. К концу 40-х годов казах­станские профсоюзы объединяли в своих рядах более I млн. трудящихся. Под руководством партии профсоюзы проводили воспитательную работу среди трудящихся, организовывали социалистические соревнования, оказывали материальную помощь малообеспеченным слоям населения, заключали коллективные договоры с предприятиями и хозяйствами, боролись за соблюдение трудовой дисциплины, распространяли передовые методы производства, руководили работой производственных советов на предприятиях. В ведение профсоюзов были переданы курорты, дома отдыха, культурные учрежде­ ния— библиотеки и клубы. В 1948 г. состоялась I рес­публиканская конференция профсоюзов Казахстана, на которой был создан Казахский республиканский совет профсоюзов. По мере роста численности населения Казахстана и трудящихся увеличивалась численность членов профсоюзов и в 1963 г. достигла 3 281 тыс. человек. Члены профсоюзов составляли 89% от численности работающих. Вспомните пройденные во второй части курса «Новой истории» материалы о профсоюзах, их политической деятельности и роли в обществе. Сравните их деятельность с деятельностью профсоюзов Казахстана, обратите внимание на основные различия.

Комсомол (Коммунистический союз молодежи) выпол­нял роль помощника партии во всех сферах государствен­ной, хозяйственной и культурной деятельности, готовил кадры. Комсомольцы участвовали во всех ударных стройках, в строительстве крупных предприятий, освоении целины. Авторитет комсомола среди молодежи был очень высок. Комсомол Казахстана выступал инициатором многих патриотических начинаний. Так, молодежь взяла шефство над строительством таких объектов, как Усть-Каменогорская ГЭС, Соколовско- Сарбайский горно-обогатительный комбинат, Казахстан­ская Магнитка, и др.

Задачей комсомола было воспитание молодежи и обеспечение контроля за работой детского коммунисти­ческого объединения— пионерской организации. С 1951 по I960 г. число членов в комсомольской организации Казахстана удвоилось и достигло 760 тыс. человек. Казахстан в составе СССР. Суверенные права республики, провозглашенные Конституциями СССР и Казахской ССР, остались лишь ничего не значащими фразами. Как и другие республики Союза, Казахстан как государственная структура фактически не имел никаких прав, оставался неотделимой частью России, одной из ее провинций.

Когда Казахстан получил статус союзной республики в составе СССР?

Какими суверенными правами наделялась Казахская ССР согласно Конституции СССР 1936 г. и Конституции КазССР 1937 г.?

Только к середине 50-х годов командно-администра­тивная система вернулась к вопросу расширения прав союзных республик. Эта инициатива была вызвана отнюдь не уважением конституционных прав союзных республик— крайне централизованная система управле­ния сковывала все силы, мешала развитию общества.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР в мае 1955 г. изменился порядок планирования народного хозяйства и распределения бюджетных средств 100 в союзных республиках. Планирование объема производства и капитальных вложений передавалось на рассмотрение Советов Министров республик. Были расширены права республик по распределению бюджетных средств, по некоторым видам доходов увеличилась доля отчислений в пользу республиканских бюджетов.

В 1954—1956 гг. из ведения союзных органов под контроль республик было передано 144 предприятия промышленности и транспорта. Министерства метал­лургии и химической промышленности, строительства, геологии были реорганизованы в союзно-республиканские министерства. Расширились права республиканских министерств, в частности, возросла компетенция респуб­лик в области культурного строительства.

В 1956—1958 гг. союзные республики получили возможность самим осуществлять руководство в органах юстиции, определять структуру судебных органов, утверждать гражданские и уголовные кодексы. Расши­рилась законодательная деятельность Верховного Совета республики. Союзные республики стали принимать участие в решении общесоюзных вопросов. С 1957 г. в состав Совета Министров СССР входили председатели (’оветов Министров, а в Верховный Суд СССР — пред­ седатели Верховных Судов союзных республик. Однако :>ти меры не смогли обеспечить реального суверенитета союзных республик и не способствовали должному развитию их в составе СССР, так как всеми перечислен­ными полномочиями наделялись «свои» люди, занимавшие соответствующие посты в республиках. Хотя республика и считалась суверенной, за годы Советской власти Казахстан никогда самостоятельно не определял своей внутренней и внешней политики.

т 1- Какие причины побудили командно-административную систе­му передать решение некоторых вопросов в ведение респуб­лик?

2. Кратко охарактеризуйте политическое положение, сложившее­ся в Казахстане в первые послевоенные десятилетия.

2. Расскажите, каковы были задачи профсоюзной организации, комсомола Казахстана.

В первые послевоенные десятилетия в стране окончательно утвердилась командно-административная система, усилилась диктатура партии. Компартия держала под своим контролем все органы государственной власти и управления. Советы работали под неусыпным контролем партии. Казахстан, хотя и назывался союзной республикой, на деле не имел никаких суверенных прав и оставался зависимой провинцией.

Источник

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Проблема 1 – социальной закономерности. Социальная закономерностьобъективная, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни, характеризующая магистральное направление развития общества (Аристотель, А.Августин, Дж.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, О.Конт, К.Маркс).

Закономерные, направленные, прогрессивные изменения в обществе в ходе его исторического развития признавали философы-детерминисты.

По Г.Гегелю, история – «прогресс духа в сознании свободы», который развертывается через «дух» народов, сменяющих друг друга в истории по мере выполнения своей миссии. Объективная закономерность прокладывает себе дорогу независимо от желания отдельных лиц: это «хитрость Мирового разума», пользующегося индивидуальными интересами для достижения своих целей.

Согласно марксизму, развитие общества является процессом естественно-историческим: этот процесс объективен и закономерен, как и природные процессы, но является результатом коллективной деятельности людей. Однако законы истории носят не субъективный, а объективный характер: они создаются людьми, которые затем подчиняются им как чему-то сверхиндивидуальному.

Понятие общественно-экономической формации позволяет обнаружить в истории общую закономерность, поступательно-прогрессивный характер ее динамики. В истории существуют законы разной степени общности. Общие проявляются на всех этапах истории (закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил); действующие в определенных формациях (классовая борьба в антагонистических обществах); свойственные отдельной формации (закон производства прибавочной стоимости при капитализме).

Сравнение Природные закономерности СОЦИАЛЬНЫЕ закономерности
Время Вечны, как и сама природа Возникли вместе с обществом
Механизм реализации Действуют независимо от сознания и воли людей Вырабатываются только людьми в ходе их коллективной деятельности
Характер Динамические и статистические Преобладают статистические
Степень точности Динамические: реализуются неукоснительно, статистические – предполагают вероятность и случайность Не столь неукоснительны и точны, учитывая свободу человека, его способность к совершению выбора
Уникальность Постоянно повторяются Нет однозначных повторений

Философы-индетерминисты отрицали закономерность и направленность изменений, общественный прогресс. В.Дильтей и неокантианцы В.Виндельбанд и Г.Риккерт разграничили «науки о природе» и «науки о духе (культуре)». В первых, в отличие от вторых, невозможно обобщение, выявление закономерности, «науки о духе» имеют дело с единичными и уникальными явлениями. Эта мысль воплотилась в идее О.Шпенглера о несравнимости локальных культур.

К.Поппер в труде «Нищета историцизма» философию истории К.Маркса расценил как «историцизм», основанный на масштабных обобщениях, пророчестве, предопределении. Свой подход К.Поппер назвал «антиисторицизмом».

Этот подход отрицает универсальные исторические законы, цель и смысл истории, единую историю человечества, общественный прогресс. Прогресс как движение к некоторой цели возможен только для людей, но не для истории. Прогрессировать могут только человеческие индивидуумы, защищая институты демократии, от которых зависит свобода. История может быть истолкована и как прогрессивный процесс (борьба с рабством), и как регрессивный (расизм). Прогресс относителен, не существует его объективных критериев. Марксизм же абсолютизирует прогресс как историческую неизбежность.

Проблема 2 – определяющего фактора развития общества.

Концепция Сторонник Главная идея
Материалистический подход
Экономический детерминизм К.Маркс Материальная, экономическая сфера является определяющей: производственные отношения (собственности на средства производства) – «реальный базис», определяющий политико-идеологическую «надстройку»
Демографический детерминизм Т.Мальтус «Железный» или «естественный закон» – если народонаселение увеличивается в геометрической прогрессии, то материальные средства его существования – в арифметической. Следствием является бедность. Несмотря на «естественное» регулирование численности населения посредством голода, войн и эпидемий, наступает «абсолютное перенаселение», с которым необходимо бороться путем регулирования рождаемости
Технологический детерминизм Д.Белл, А.Тоффлер Определяющую роль играет прогресс техники и технологии и вызываемое им отраслевое и профессиональное разделение труда. Переход к новому типу общества обусловлен технологической революцией и ее социальными последствиями, которые определяют облик новой цивилизации
Натуралистический подход
Географический детерминизм Ш.Монтескье, Л.Мечников Решающая роль географического положения и климатических условий. Ш.-Л.Монтескье: климат, почва, рацион питания и состояние земной поверхности определяют дух народов и характер их развития. Л.Мечниковв труде «Цивилизация и великие исторические реки»: неравномерность развития народов зависит от изменения роли водных ресурсов и путей сообщения. Три этапа цивилизации: речной – государства в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; средиземноморский – от основания Карфагена; океанический – после открытия Америки
Биологический детерминизм Г.Спенсер, Ж.Гобино, Э.Уилсон Г.Спенсер: учение социал-дарвинизма – развитие общества сводится к естественному отбору и борьбе за существование, социальные конфликты и войны – естественные и вечные проявления стремления человека к господству над другими. Ж.Гобинов работе«Опыт о неравенстве человеческих рас»: культура и социальные институты обусловлены расовыми особенностями. Э.Уилсон в теории социобиологии выдвинул идею генно-культурной эволюции:социокультурное развитие человека объясняется изменениями его генома, ведущих к появлению новых, значимых социальных качеств, техническим изобретениям, изменению образа жизни
Космический детерминизм А.Л.Чижевский, Л.Гумилев Объясняет социальные процессы влиянием внеземных факторов. А.Л.Чижевский в работе «Земное эхо солнечных бурь»: примерно каждые 11 лет на Земле происходят войны, революции, кризисы в связи с циклами активности Солнца. Л.Гумилевв книге «Этногенез и биосфера Земли»: теория пассионарности – формирование народов обусловлено воздействием солнечной энергии: пассионарии ведут за собой большинство
Идеалистический подход
Ценностный детерминизм Французские Просветители, О.Конт, И.Кант, К.Ясперс Духовная сфера общества имеет определяющее значение. Философы Просвещения определяющим считали прогресс разума, образования и науки. О.Конт: прогресс человеческого духа состоит в совершенствовании способов объяснения мира. По И.Канту, всеобщий моральный закон – «категорический императив» – регулирует отношения между людьми, народами и государствами, способствуя искоренению войн. По К.Ясперсу, побудительным началом мировой истории выступает «осевое время» – эпоха духовного пробуждения единства человечества

Проблема 3 – форм развития общества. Их две – эволюция (главным ее теоретиком был Г.Спенсер) и революция(главным теоретиком этого пути был К.Маркс). В первом случае общество развивается постепенно без резких изменений, во втором – имеют место резкие, глубокие преобразования. Социальные движения бывают реформаторские и революционные. Первые предпочитают путь реформ, которые в итоге могут привести к глубоким преобразованиям; вторые – делают ставку на насильственное ниспровержение существующего социального строя. Если существующие в обществе острые долгосрочные проблемы не решаются путем реформ, это может привести к революции, которая, в свою очередь, открывает новые возможности для эволюционного развития.

Источник

Оцените статью