Всемирная история
§ 22. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И АЗИИ
Восточная Европа после Второй мировой войны. В результате разгрома фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы утвердился строй народной демократии. В политической сфере его характерной чертой была многопартийность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а значительную роль играли коммунистические и рабочие партии. Допуская функционирование частных и кооперативных предпринимателей, государства “народной демократии” всячески поощряли развитие государственного сектора. Опираясь на прямое советское военное присутствие и моральный авторитет СССР, коммунистические партии утвердились у власти и ликвидировали своих политических противников.
Провозглашение “доктрины Трумэна” в 1947 г. стало началом открытой борьбы сверхдержав за геополитическое влияние в любой точке планеты. В условиях нарастания “холодной войны” руководство СССР потребовало от компартий стран Центральной и Юго-Восточной Европы ускорения перехода к социализму.
Изменения в политической системе. К началу “холодной войны” в 14 странах Европы и Азии — ГДР, Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании, Китае, Монголии, КНДР, Вьетнаме, Лаосе, а позднее в Камбодже — коммунисты, придя к власти, приступили к строительству социализма. В качестве образца для подражания брали опыт СССР.
В области политической системы они предусматривали:
1) ликвидацию многопартийности;
2) концентрацию всей полноты власти в исполнительных органах, слившихся с коммунистическим партийным аппаратом.
Политические кризисы. В некоторых странах социалистического лагеря обозначились признаки массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в некоторых городах Чехословакии, обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьезные выступления прошли в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. В Восточный Берлин были введены советские танки. С помощью полиции ГДР рабочие выступления были подавлены.
Осенью 1956 г. возникли серьезные кризисы в Польше и Венгрии. Сложная внутриполитическая обстановка в Польше была решена путем возвращения В. Гомулки к руководству Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). По его предложению был изменен курс аграрной политики в деревне, была смягчена политика насильственной коллективизации.
В Будапеште и других городах начались уличные демонстрации и выступления. Они были направлены против тогдашней Компартии Венгрии, органов госбезопасности, против союза с СССР. Было сформировано новое правительство во главе с Имре Надем, распущена Венгерская коммунистическая партия, возрождена Социал-демократическая партия. Советские войска покинули страну. Венгрия объявила о выходе из состава Организации Варшавского договора.
4 ноября 1956 г. группа коммунистов во главе с Я. Кадаром объявила о создании Временного рабоче-крестьянского правительства Венгрии и обратилась к советскому правительству с просьбой вновь ввести войска в Будапешт для пресечения трагических событий. Советские части снова заняли венгерскую столицу. Правительство Я. Кадара постепенно восстанавливало порядок в стране.
Перемены в политике. Кризисные явления в ряде стран социалистического содружества вызвали необходимость реформирования внутренней политики.
В Чехословакии, Венгрии, Польше были прекращены массовые репрессии, внесены изменения в темпы индустриализации, санкционировано существование разных экономических укладов, снижены уровни администрирования, даны некоторые послабления в использовании индивидуальной трудовой деятельности. Руководство Югославии взяло курс на децентрализацию экономики и смягчение государственного планирования. Был провозглашен отказ от диктатуры пролетариата. Трудовые коллективы и местные территориальные единицы стали рассматриваться как политические ячейки общества.
В 1968—1969 гг. в Чехословакии разразился глубокий кризис. Определенная часть членов КПЧ была недовольна политикой, проводимой Первым секретарем ЦК А. Новотным, который был явным сталинистом. Обострился словацкий вопрос. Словакия практически не пользовалась политическим и государственным равноправием с Чехией. Экономические реформы буксовали, осуществлялись непоследовательно.
В КПЧ стало складываться реформаторское крыло. В январе 1968 г. лидером партии стал Александр Дубчек (1921—1993).
События в Чехословакии. В апреле была опубликована программа действий КПЧ, в которой были намечены меры по демократизации чехословацкого общества и реформированию экономики на основе внедрения рыночных механизмов. Началась “Пражская весна”. Была отменена цензура, создавались политические партии и движения вне рамок Национального фронта, началась кампания по реабилитации жертв репрессий. Эти процессы были расценены советским руководством и руководителями других социалистических стран как контрреволюционные, угрожающие делу социализма. 21 августа 1968 г. войска пяти государств-участников Варшавского договора —Польши, ГДР, Венгрии, Болгарии, СССР — перешли границы Чехословакии. А. Дубчек и часть руководителей КПЧ были арестованы. Опираясь на поддержку советских войск, консервативные силы КПЧ перешли в наступление, в ходе которого из руководства КПЧ, правительства и Национального фронта устранялись сторонники реформ. В апреле 1969 г. Дубчек был заменен на посту Первого секретаря ЦК КПЧ Г. Гусаком.
Ухудшение экономического положения. После интервенции в Чехословакии во всех странах Восточной Европы начался процесс усиления тоталитаризма и торможения экономических реформ. Все недовольные стали преследоваться. Во многих странах в связи с этим возникло движение “диссидентов” — правозащитников. Албания, ставшая на путь полной самоизоляции, насаждала жесткий авторитарный режим Энвера Ходжи, ослабила индустриализацию, сделала упор на аграрную систему общественного производства.
Сочетание неблагоприятных внутренних и внешнеполитических факторов усилило отсталость этих стран от индустриально развитых стран Запада. В странах Восточной Европы стали складываться условия для революции.
Социальные проблемы. С начала 70-х годов в странах социалистического содружества наметились негативные изменения в экономической жизни. В странах Восточной Европы росла безработица, дороговизна потребительских товаров обесценила заработную плату, ухудшила материальное положение трудящихся масс. Гнев и недовольство масс выражались по-разному. В ГДР бегство населения в Западную Германию приняло такие размеры, что органы государственной власти не могли препятствовать этому явлению.
В Польше недовольство населения выливалось в форму протестов и выступлений. В процессе массового недовольства в 1980 г. в Польше образовался независимый профсоюз “Солидарность”, возглавляемый электриком Лехом Валенсой. Этот профсоюз, объединив все оппозиционные силы Польши, превратился в мощное политическое течение. Правительство Польши вынуждено было вступить в переговоры с “Солидарностью”.
События в Польше и других странах социалистического содружества были свидетельством явного кризиса “тоталитарного социализма”.
Политика “обновления социализма”. Массовые выступления и перевороты в странах Восточной Европы начинались с захвата политической власти сторонниками “обновления социализма”. В ряде стран Восточной Европы представители прежней власти уходили в небытие в результате массовых выступлений трудящихся, которые имели форму демократических революций. Пришедшие к власти представители новой волны распускали старый государственный аппарат, вводили многопартийные формы управления государством. Демократические революции в Польше, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Румынии и Албании имели в своей основе общие черты — отказ от тоталитарной модели социализма, возвращение к идеям либеральной демократии. К политической власти пришли новые деятели более молодого возраста: в Чехословакии — драматург Вацлав Гавел, в Польше — функционер профсоюзов Лех Валенса, Болгарии — политолог Желю Желев и др. В процессе свободных выборов коммунистические партии стран Восточной Европы терпели неудачи и уступали власть оппозиционным партиям. В сфере экономики осуществлялись демонтаж государственной командно-административной системы, переход к восстановлению регулирующей роли рынка.
Крах “железного занавеса”. Демонтаж тоталитарного режима в политической жизни углублялся. Этот процесс особенно был заметен в сфере внешней политики восточноевропейских стран. Общественные группы восточноевропейских стран ставили вопрос о немедленном выводе советских военных соединений со своих территорий. В июле 1991 г. распались Варшавский пакт, Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), социалистическое содружество, перестал существовать сам СССР. В ноябре 1989 г. пала Берлинская стена — зримый символ “железного занавеса”. Был разрешен свободный переход в Западный Берлин.
События в Румынии. По сравнению с другими странами Восточной Европы события в Румынии отличались некоторыми особенностями. Президент Румынии Н. Чаушеску не желал никаких перемен, не хотел замечать кардинальных изменений в соседних странах Восточной Европы.
17 декабря 1989 г. подразделения службы безопасности расстреляли демонстрации протеста в г. Тимишоаре. В Бухаресте армейские части поддержали восставших. Столкновения между восставшим народом и силами безопасности, стоявшими на страже интересов Н. Чаушеску, происходили по всей стране. Решением военного трибунала супружеская чета Чаушеску, властвовавшая в Румынии 24 года, была расстреляна. Власть перешла к Фронту национального спасения во главе с Ионом Илиеску. Новое правительство изменило название страны. Социалистическая Румынская Республика стала называться просто Румыния. Коммунистическая партия была запрещена новым правительством.
Демократические революции. Демократические революции 1989—1991 гг., охватившие все социалистические страны Южной и Юго-Восточной Европы, ликвидировали командно-административную систему правящих партий и внедряли демократические формы управления. В большинстве стран революционные перемены прошли без кровопролития, в спокойном русле. Правящие коммунистические и рабочие партии одна за другой утратили монополию на власть. Многие из них, чтобы удержаться на политической арене, не только пересмотрели свои программы и принципы, но и поменяли названия. Революционные события в странах Южной и Юго-Восточной Европы проходили при активном участии интеллигенции.
В Венгрии события начались с июня 1989 г.: в результате широкого общественного диалога за “круглым столом” венгерские коммунисты (Венгерская социалистическая рабочая партия) согласились передать власть оппозиционной партии — Демократическому форуму.
Совершенно особая ситуация сложилась летом и осенью 1989 г. в Германской Демократической Республике. Массовый уход на запад граждан ГДР через венгеро-австрийские границы создал в стране кризисную ситуацию. В обстановке давления народных масс в ноябре 1989 г. глава коммунистов Э. Хонеккер добровольно отказался от власти, передав ее оппозиционному блоку. Октябрьские события 1989 г. в ГДР подготовили основу для объединения Германии.
Революционные перемены в странах Восточной Европы завершились распадом самой мощной социалистической державы — СССР.
Межнациональные конфликты. Революции конца 80-х годов в странах Южной и Юго-Восточной Европы породили межнациональные конфликты.
В период революционного взрыва в Чехословакии обострились межнациональные отношения, которые создали угрозу существованию единого государства чехов и словаков. Размежевания по национальному признаку начались в рядах партий. В ноябре 1990 г. на XVIII съезде Коммунистической партии Чехословакии происходит раскол партии на две части: Коммунистическую партию Словакии и Коммунистическую партию чехов и моравов. Словацкий парламент принял в 1992 г. Декларацию о суверенитете Словацкой Республики. 1 января 1993 г. было провозглашено суверенное и независимое государство — Чешская Республика.
Конфликт между народами Югославии принял вооруженный характер. Летом 1991 г. Югославия начала разваливаться. Из ее состава вышли и провозгласили независимость Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Сербия и Черногория образовали союзную республику Югославию. Но в момент отделения Хорватии, Боснии и Герцеговины жившие там сербы заявили о своем стремлении выделиться из них и присоединиться к Сербии. Конфликт принял вооруженный характер.
Китай. Гражданская война. В конце Второй мировой войны северо-восточные районы Китая контролировались сторонниками Коммунистической партии, на остальной территории господствовали гоминьдановцы. Переговоры по объединению мирным путем окончились неудачей. Противоречия в стране привели к Гражданской войне 1946—1949 гг.
На территориях, находившихся под контролем Коммунистической партии Китая, была осуществлена аграрная реформа, удовлетворившая вековые интересы китайских крестьян. Миллионные массы крестьянских семей стали поддерживать политику коммунистов. В 1949 г. Народно-освободительная армия Китая освободила Пекин. В том же году Народная армия перешла реку Янцзы и завершила разгром армии Гоминьдана.
Образование Китайской Народной Республики. 1 октября 1949 г. в Пекине была объявлена Китайская Народная Республика. Остатки разбитых войск Чан Кайши перебрались на остров Тайвань.
С образованием Китайской Народной Республики начался период восстановления экономики и нормализации политической жизни. В 1949—1952 гг. Коммунистическая партия Китая успешно осуществила аграрную реформу, покончившую с помещичьим землевладением.
Национализация предприятий крупных буржуа и иностранных капиталистов расширила и укрепила государственную собственность. Эти реформы положили начало социалистическим преобразованиям.
В 1954 г. в стране была утверждена новая Конституция. Политическую власть осуществляла Коммунистическая партия Китая во главе с Мао Цзэдуном. Компактно проживавшие некитайские народы получили автономию в составе КНР.
Китайская Народная Республика в период “большого скачка” (1958—1966 гт.). В 1958 г. руководители КПК объявили политику “большого скачка”. Не считаясь с экономическими возможностями страны, в кратчайшие сроки было запланировано перейти к коммунизму. Политика “большого скачка” игнорировала опыт других социалистических стран.
Мао Цзэдун и его сторонники объявили “народную коммуну” в селах основой перехода к коммунизму. Каждая коммуна объединяла семьи более 20 тыс. крестьян. Имущество 740 тыс. производственных кооперативных хозяйств было передано 26 тыс. народных коммун.
“Культурная революция” 1966—1976 гг. В середине 60-х годов в Китае развернулась кампания “культурной революции”, которая ставила цель — дискредитировать противников Мао. Мао Цзэдун решил расправиться с партийной оппозицией и аппаратом власти, сомневавшихся в социальных опытах “великого кормчего”. “Культурная революция” началась 16 мая 1966 г. с письма Мао Цзэдуна, адресованного Китайской коммунистической партии. В письме речь шла о наказании членов КПК, вставших на путь буржуазного уклонизма. В связи с этим развернулась кампания критики членов партии, передовых представителей рабочих, крестьян, интеллигенции. Проводниками “культурной революции” стали представители учащейся молодежи в лице “хунвэйбинов” (“красных охранников”) и “цзаофаней” (“разрушителей”). “Культурная революция” была заранее задуманной акцией по устранению противников Мао Цзэдуна.
Планово-рыночная экономика. Утопические опыты Мао Цзэдуна поставили громадную страну на грань национальной катастрофы. Смерть Мао Цзэдуна 9 ноября 1976 г. обострила борьбу за власть.
В процессе борьбы победила группа, возглавляемая Дэн Сяопином. Дэн Сяопин и его окружение проявили себя как сторонники “прагматиков”, “прагматических действий” (от греч. действие, дело, практика, т. е. действия, дающие полезные, выгодные результаты). Ш Пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва в 1978 г. поворачивает Китай на путь принципиальных реформ. Реформаторская инициатива была закреплена решениями ХП съезда КПК в 1982 г. Съезд осудил политику “большого скачка” и “культурной революции” Мао Цзэдуна.
Сущность реформ сводилась к тому, чтобы внедрить элементы смешанной экономики, оживить частную собственность крестьянских хозяйств, легализовать торговлю, привлечь в экономику иностранный капитал. Практические результаты реформ проявились в роспуске коммун и кооперативных хозяйств, ослаблении государственного надзора, всяческой поддержке семейного подряда в китайской деревне.
В производстве были ослаблены задания государственного плана, заводам предоставлялась самостоятельность, в том числе выход на внешний рынок, государство поддерживало развитие мелкого и среднего частного сектора в производстве и торговле. Часть убыточных предприятий была приватизирована. Для привлечения иностранного капитала были образованы свободные зоны в открытых приморских городах.
Движение за демократию. В середине 80-х годов в стране обострились внутренние социальные противоречия. Реформы не улучшили положение студенчества и интеллигенции. Студенты страны выступали с решительными требованиями улучшения материального положения учащейся молодежи. Студенческая молодежь первой ощутила на себе последствия перехода к рыночной экономике. Интеллигенция, получая фиксированные доходы, тоже оказалась обделенной в условиях перехода к рынку. Часть вузов Пекина бойкотировала занятия, учебный процесс был парализован. 3 июня 1989 г. правительство приступило к решительным действиям. В город вошли части Народной армии. Порядок был восстановлен.
Ни отдельные негативные явления внутренней жизни, ни “азиатский кризис” 1998—1999 гг. не свернули Китай с пути экономических реформ. Возобновление рыночных реформ начинается с 1992 г., поддержанное решениями XIV съезда КПК. Все последующие съезды партии (XV в 1997 г., XVI в 2000 г.) укрепили позиции реформаторского крыла КПК. XV съезд КПК принял грандиозную “Программу модернизации государственного сектора”. Съезд решил оставить в госсобственности лишь одну тысячу предприятий. Все прочие (около 17 тыс.) должны были сами определить форму хозяйствования. Особую роль в укреплении экономической мощи КНР сыграл Гонконг, который летом 1997 г. вошел в состав КНР.
15 октября 2007 г. в Пекине состоялся XVII съезд Китайской коммунистической партии; 73-миллионную партию представляли на съезде 2200 делегатов от всех провинций Китая. Председатель КНР Ху Цзиньтао, выступивший с докладом, говорил о том, что курс реформ в стране будет продолжен, однако конечная цель перемен — построение “социализма с китайской спецификой”. Партия должна уделить внимание осуществлению единого комплексного планирования, развитию городов и сел, регионов страны, социально-экономической сферы. Коммунисты отметили, что, несмотря на быстрый экономический рост, Китай столкнулся с рядом “сложных социальных и экономических проблем”. Докладчик и выступавшие в прениях коммунисты говорили о резком расслоении китайского общества. Съезд поставил задачу формирования среднего класса. Применительно к Китаю “среднезажиточный” означает тысячу долларов ежегодного среднедушевого дохода. Касаясь международных проблем, докладчик выделил проблему Тайваня. “Китай никогда никому не позволит отделить Тайвань от Родины”, — говорится в докладе председателя КНР. При этом Ху Цзиньтао уверяет, что материковый Китай не собирается присоединять территорию Тайваня силой оружия. Расклад сил в Политбюро ЦК КПК вызвал повышенное внимание участников и гостей XVII съезда партии. Товарищ Ху Цзиньтао по-прежнему будет Генсеком КПК, Председателем КНР и главой военного комитета. Товарищ У. Банго будет возглавлять Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Товарищ Вэнь Цзябао будет Председателем Госсовета КНР.
С 2007 г. казахстанско-китайские отношения получили дальнейшее качественное развитие. В сентябре 2007 г. после Бишкекского саммита ШОС китайский лидер Ху Цзиньтао нанес официальный визит в Казахстан. Китай и Казахстан подписали два очень важных соглашения в нефтегазовой сфере. Первое — строительство газопровода из Туркменистана в Китай через территорию Казахстана. Второе —соглашение о расширении нефтепровода по маршруту Атасу —Алашанькоу. Таким образом, Китай впервые начнет получать нефть с Кашаганского месторождения на Каспии.
Вновь избранный Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев начал зарубежное турне с посещения Казахстана и Китая. Было заключено около 400 крупных соглашений, в том числе на поставку российского урана в Китай. Обе стороны подтвердили, что “отношения между странами достигли высочайшего уровня по всем сферам государственной деятельности”. В Декларации по важнейшим международным вопросам обе стороны выявили обоюдное желание “к совместному противостоянию общим международным угрозам, а также созданию полного и стабильного международного мира”. Обе стороны выявили единые позиции по планам противоракетной обороны США. “Создание глобальной системы ПРО, включая размещение частей системы в определенных регионах мира, не поможет поддержанию стратегического баланса и стабильности; более того, навредит международным усилиям по контролю за вооружением,” — говорится в заявлении.
Столица КНР город Пекин стал местом проведения 29-й Всемирной летней Олимпиады 2008 г. Несмотря на сильнейшее землетрясение и масштабные разрушения, Китай с блеском завершил Всемирные Олимпийские игры.
К концу XX — началу XXI в. КНР достигла выдающихся успехов в экономике. Среднегодовые темпы экономического роста превысили 9%, промышленного — 9,7%; в 1993 г. максимальные темпы промышленного роста достигли 23 %. КНР вышла в мировые лидеры по объемам ежегодного производства телевизоров (400 млн.), стиральных машин (170 млн.), холодильников (120 млн.), персональных компьютеров (16 млн.). В декабре 2001 г. Китай вступил в ВТО. Успехи китайских реформ привели к росту иностранных инвестиций в КНР. Ежегодно инвестиции вырастают на сумму до 60 млрд, долларов.
“Азиатский кризис 1997—1999 гг.” Китай пережил с достоинством: удержал стабильной свою валюту, оказал финансовую помощь нуждающимся, резко увеличил свою торговлю с соседями. С тех пор стало ясно, что в Азии Китай—страна номер один. Финансовый кризис 2008 г. КНР встретила без особой паники. Когда весь мир подсчитывает убытки из-за экономического кризиса, в Китае экономический рост продолжается.
Отношения КНР с Тайванем стали меняться с 2008 г., когда к власти пришел новый президент — Ма Инь Цзю, который, отойдя от политики прямого противостояния с КНР, избрал курс на разностороннее экономическое и гуманитарное сотрудничество. Ма считает, что объявлять независимость Тайваня на данном этапе “не актуально”, а открыть границы острова для посещения китайских туристов с материка — самое время. КНР открыла для захода тайваньских судов 64 своих порта, а Тайвань — 11 портов. Президент Ма в отношении КНР придерживается политики трех “нет”:
1) никакого воссоединения с КНР;
2) никакого одностороннего объявления независимости;
3) неприменения силы в отношении друг друга.
Руководство КНР в этой ситуации также не торопится. Политика терпеливой “многовекторности” может в конце концов привести к ожидаемому успеху. Формула КНР “одно государство — две системы” может растянуться на долгие годы и не даст повода к прямой конфронтации, решению Тайваньской проблемы силовыми методами.
Монголия, перейдя на рельсы открытой экономики, сделала упор на развитие отношений с новыми партнерами — Японией, Соединенными Штатами Америки, Германией, Сингапуром и другими индустриальными странами Азии.
Значимость советской помощи в становлении Монголии трудно переоценить. В августе 2009 г. отмечался знаменательный факт — 70-летие общей победы на Халхин-Голе. В вузах СССР получили бесплатное образование более 150 тыс. монгольских граждан, эта нация стала одной из самых образованных в Азии. После развала СССР Россия на целое десятилетие забыла о Монголии. Пользуясь резким ослаблением российского (советского) влияния, другие страны мира развернули активную деятельность. Используя каналы неправительственных программ, американские воротилы получили доступ к промышленно-сырьевому комплексу страны. Фирмы США доминируют в таких секторах, как добыча нефти, разработка полезных ископаемых и стратегического сырья.
Между тем Монголия ощутимо пострадала от мирового финансового кризиса. За 2008 г. резко упали темпы экономического роста в связи с падением мирового уровня цен на сырье. Государственные доходы от разработки и продаж полезных ископаемых в 2008 г. составляли почти половину бюджета — 48%.
В конце XX в. в Монголии сформировалась плюралистичная партийная система. В начале 90-х годов на базе демократических партий была сформирована единая коалиция. Соперник демократов — Монгольская народно-республиканская партия (МНРП) была заново зарегистрирована 16 мая 1990 г. Лидеры партии заявили, что они порвали с бывшим коммунистическим прошлым и объявили о рождении партии социалистического толка. Чрезвычайный и полномочный посол Монголии в Казахстане Дамдинжавын Дашням подчеркивает, что “позиционировать Монгольскую народно-республиканскую партию как “неокоммунистическую” абсолютно неверно. От старого наследия осталось одно название. В целом же это партия социал-демократического толка, ее приняли в Социалистический интернационал”. По новой Конституции 1992 г., вместо двухпалатного парламента (Великого Народного Хурала) был создан однопалатный — Великий Государственный Хурал (ВГХ). По Конституции, состав правительства формируется на основе победившего в Хурале партийного большинства. В конце июня 2008 г. в Монголии прошли очередные выборы в Великий Хурал. Выборы прошли в спокойной обстановке. На избирательных участках (всего в стране было организовано 1700 участков) присутствовали 58 наблюдателей из 17 стран мира. Предварительные данные появились через день к вечеру (т. е. 30 июня 2008 г.). Тогда стало ясно, что лидирует МНРП. Более половины избирателей отдали ей свои голоса. Выступление главы оппозиции Ц. Элбэгдоржа, обвинившего власти в фальсификации результатов выборов в пользу МНРП, стало катализатором беспорядков в монгольской столице. Толпа подожгла штаб-квартиру МНРП. В ночь на 1 июля 2008 г. в столицу были введены части внутренних войск и боевая техника. Указом президента вечером 1 июля в Улан-Баторе было введено чрезвычайное положение. 3 июля 2008 г. город постепенно возвратился к нормальной жизни.
Страсти улеглись благодаря позиции многочисленных иностранных наблюдателей, которые заявили, что нарушений в ходе выборов не было.
В конце мая 2009 г. в Монголии состоялись президентские выборы. Победу на них одержал 46-летний кандидат от Демократической партии (ДП) Цахиагийн Элбэгдорж. Его главным соперником был действующий Президент Монгол-Улс Намбарын Энхбаяр, лидер Монгольской народно-республиканской партии. В стране работало 1,7 тыс. избирательных участков. Расклад голосов по всей стране характеризовался небольшим перевесом в пользу кандидата Демократической партии (ДП). За Н. Энхбаяра отдали свои голоса 47,7% монголов, а за Ц. Элбэгдоржа — 51,2%. Н. Энхбаяр признал свое поражение и поздравил оппонента. Новый президент Монголии в 2000—2002 гг. учился в США и считается прозападным политиком. Ц. Элбэгдорж дважды занимал пост премьера страны (в 1998 и 2004—2006 гг.). Он ввел обязательное преподавание английского языка в школах и вузах страны вместо русского. Эксперты отмечают, что новый президент Монгол-Улс не может резко порвать с политикой предыдущего президента, поскольку МНРП сохраняет свое влияние в Великом Народном Хурале.
Монголия — небогатая страна, и уровень жизни в ней невысокий по сравнению с развитыми странами. И все же страна развивается, а в процессе движения вперед возрастают ее возможности. В Монголии разработан план стратегического развития до 2021 г. Согласно ему, валовой продукт на одного человека к 2012 г. должен составить 5 тыс. долларов. На сегодняшний день этот показатель составляет всего 1200 долларов на человека.
В стране проживает около 150 тыс. казахов. Казахи заняты в различных сферах деятельности: в шахтах, на стройках и заводах, в рядах бизнесменов и интеллигенции.
Вопросы и задания
1. Оказали ли “перестроечные процессы” в СССР влияние на революционные события в Восточной Европе?
2. Что такое обновление социализма?
3. Какая форма объединения государств оформилась после распада СССР?
4. Какие причины способствовали победе коммунистов Китая в Гражданской войне 1946—1949 гг.?
5. В каком году была провозглашена Китайская Народная Республика?
6. Как вы понимаете политику генеральной линии КПК?
7. Раскройте причины неудач “большого скачка” и “культурной революции”.
8. Расскажите о Монголии второй половины XX — начала XXI в.
Источник