- Экология. 11 класс
- Транспорт как источник экологических проблем
- Необходимо запомнить
- Пути решения транспортной проблемы в мегаполисе (Москва)
- Пути решения транспортной проблемы в населённых пунктах
- Все виды транспорта объединенные между собой транспортными узлами образуют страны
- СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ
- ■ Железнодорожный транспорт
- ■ Автомобильный транспорт
- ■ Трубопроводный транспорт
- ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
- ■ Морской транспорт
- ■ Внутренний водный транспорт
- ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
- Транспортный комплекс России
- Модульный урок «Мировая транспортная система» план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Экология. 11 класс
Влияние транспорта на окружающую среду
Транспорт как источник экологических проблем
Необходимо запомнить
Основная функция транспорта – перемещение в пространстве людей и грузов. Его главная задача – обеспечивать связи между предприятиями, районами и разными странами. По своему назначению транспорт объединяют в две группы: специальный транспорт (электронный, трубопроводный) и универсальный транспорт (железнодорожный, автомобильный, речной, морской, авиационный). Взаимодействуя между собой, все виды транспорта образуют мировую транспортную сеть. Обмен грузами и пассажирами происходит в транспортных узлах – пунктах, в которых сходятся различные виды транспортных путей. Роль транспортных узлов чаще всего выполняют города, хотя иногда транспортные узлы создаются и за их пределами. Все виды транспорта, объединённые между собой транспортными узлами, образуют транспортную систему страны, региона или мира.
В России железнодорожный транспорт является одним из ведущих и экологически чистых видов транспорта. Основной ущерб окружающей среде наносится при строительстве железных дорог. Их создание требует изъятия полосы земли шириной до 50 м по всей длине трассы. В этой полосе видоизменяется растительный покров, нарушается водный режим, загрязняются почвы.
Но лидером в загрязнении окружающей среды во всех странах мира является автомобильный транспорт. Работающий автомобиль выбрасывает в воздух почти 300 различных химических веществ, многие из которых губительно действуют на природу и людей. Не менее значительна роль автомобильного транспорта в загрязнении твёрдыми отходами и шумовом загрязнении.
Воздушный транспорт также вносит свой вклад в загрязнение окружающей среды: продукты сгорания авиационного топлива сохраняются в воздушной среде в течение двух лет; серьёзной проблемой является высокий уровень шума при взлёте и посадке самолётов.
В результате функционирования водных видов транспорта происходит загрязнение участков акваторий вблизи портов. Главными «виновниками» загрязнений являются морские суда для перевозки нефтепродуктов – танкеры.
Пути решения транспортной проблемы в мегаполисе (Москва)
Пути решения транспортной проблемы в населённых пунктах
Интересные факты
Москва: в гармонии с природой
Автомобильное топливо разделяют на пять экологических классов. Этот показатель связан с количеством и качеством присадок, используемых при производстве топлива. Топливо 1, 2 и 3 классов небезопасно для окружающей среды. Помимо номера класса топлива в название добавляется приставка «Евро». Она указывает на то, что данный продукт соответствует европейским стандартам по процентному содержанию в выхлопных газах автотранспорта вредных частиц.
В 2013 г. Москва стала первым городом России, который перешёл на реализацию топлива не ниже класса Евро-4. С 1 января 2016 г. в Москве продаётся топливо не ниже экологического класса Евро-5, так как оно содержит в пять раз меньше серы, чем топливо класса Евро-4.
Для развития парка электромобилей, которые в настоящее время являются экологически чистым видом автотранспорта в Москве в 2013 г. их владельцам была предоставлена возможность бесплатного пользования паркингами. Кроме того, обнулены ввозные пошлины на электромобили, что позволяет снизить их стоимость на 19 %. В 2018 году в Москве насчитывалось порядка 369 электромобилей.
Источник
Все виды транспорта объединенные между собой транспортными узлами образуют страны
Транспорт — отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая перевозку грузов, пассажиров, энергии, информации от места к месту. Включает: средства для перевозки грузов и людей, дороги, трубопроводы, линии электропередачи и связанное с ними функциональное оборудование.
Мировая транспортная система — совокупность всех путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств. Состоит из национальных транспортных систем. Они представляют собой совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными сетями и узлами, где происходит обмен грузами и пассажирами, в пределах одной страны.
Состояние национальной транспортной системы определяется уровнем социально-экономического развития страны и зависит от размеров её территории и участия в международном разделении труда.
По доминированию перемещаемых элементов транспорт делится на грузовой и пассажирский.
По технологии перемещения транспорт бывает:
Оценку уровня развития транспортной системы страны по видам путей сообщения производят с помощью показателей протяжённости и густоты транспортной сети.
Протяжённость транспортной сети — длина путей сообщении в пределах страны или региона.
Густота транспортной сети — отношение длины путей сообщении к единице площади территории (обычно на 1000 км 2 ).
Для оценки работы транспорта за год (или любой другой промежуток времени) используются два показателя:
Пассажирооборот — количество пассажиров, перевезённых на определённое расстояние за определённую единицу времени.
Грузооборот — количество грузов, перевезённых на определённое расстояние за определённую единицу времени.
СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ
Сухопутный транспорт включает:
- железнодорожный транспорт;
- автомобильный транспорт;
- трубопроводный транспорт.
■ Железнодорожный транспорт
- отличается регулярностью движения;
- имеет низкую себестоимость перевозки грузов;
- подходит для транспортировки грузов на средние и дальние расстояния;
- отличается высокой грузоподъёмностью;
- всепогодный;
- всесезонный.
Страны — лидеры по длине железных дорог: США, Россия, Китай, Индия, Канада.
Лидер по густоте железных дорог — Европейский союз (Бельгия, Германия, Швейцария).
Страны, не имеющие железных дорог : Исландия, Андорра, Бутан, Кувейт, Мальта, Оман, Катар и др.
Лидеры по длине электрифицированных железных дорог: Россия, Китай, Индия, Франция, Украина.
■ Автомобильный транспорт
- отличается манёвренностью;
- имеет довольно высокую скорость;
- позволяет доставить грузы (или пассажиров) «от двери до двери»;
- требует больших затрат топлива, что делает его дорогим;
- загрязняет окружающую среду;
- имеет невысокую грузоподъёмность;
- подходит для транспортировки грузов на близкие и средние расстояния.
Страны — лидеры по длине автомобильных дорог:
Страны — лидеры по густоте автомобильных дорог: Западная Европа (Монако, Мальта, Бельгия, Нидерланды), Бахрейн, Сингапур, Барбадос, Япония.
■ Трубопроводный транспорт
- используется для транспортировки жидких и газообразных грузов;
- один из самых экономичных видов транспорта;
- не требует больших затрат ни обслуживание и значительных трудовых ресурсов;
- обеспечивает непрерывную по ставку грузов;
- всепогодный и всесезонный;
- эффективен в различных климатических зонах (в том числе в условиях Крайнего Севера).
Страны — лидеры по длине трубе проводов:
Самый длинный в мире нефтепровод — «Дружба» (идёт из России в Западную Европу), 8900 км.
Самый длинный в мире газопровод (подводный) — «Северный поток» (из России в Германию), 1224 км.
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
- самый дешёвый;
- имеет наибольшую грузоподъёмность;
- характеризуется высокой провозной способностью (может провозить грузы любых размеров);
- используется для перевозки грузов на сверхдальние расстояния;
- низкая скорость передвижения;
- зависит от погодных условий;
- требует наличия портов, строительство которых не обходится без больших затрат.
Водный транспорт делится на два вида: морской и внутренний водный.
■ Морской транспорт
В международном судоходстве существуют две основные организационные формы перевозок: линейные (регулярные) и трамповые (нерегулярные). Линейное судоходство связывает между собой основные экономические районы (Западную Европу, Северную Америку, Дальний Восток) и эти районы с другими районами. Трамповое зависит от наличия грузов и осуществляется на основе фрахта (предварительного заказа) судна.
Наиболее оживлённые морские транспортные пути проходят через Атлантический океан. На него приходится больше 50 % морских перевозок. Велика транспортная роль Тихого океана, в бассейне которого находятся такие мощные морские державы, как США, Россия, Китай, Япония.
Для характеристики тоннажа морского флота используются два показателя грузовместимости судна: валовая (полная) вместимость — измеряется в брутто-регистровых тоннах и грузоподъёмность (масса груза, которую может принять судно) — измеряется в тоннах-дедвейт.
Наибольший тоннаж имеют следующие страны: Панама, Либерия, Мальта, Гонконг, Сингапур, Маршалловы острова, Багамские острова.
Наличие в них большого морского флота объясняется тем, что под флагами этих стран ходят корабли многих других государств (Японии, США, Греции, Германии). Это позволяет судовладельцам традиционных морских держав сэкономить на налогах, заработной плате моряков. «Свободные» флаги обеспечивают им более высокую прибыль. Следовательно, флот, плавающий под «свободными» флагами, принадлежит не развивающимся, а развитым странам.
Мировое судоходство обслуживают более 2000 морских портов. Основная их часть расположена на берегах Атлантического океана и его морей. Порты делят на универсальные и специализированные (принимают только определённый вид грузов). Главный показатель работы порта — его грузооборот.
Крупнейшие порты по грузообороту:
- в мире — Шанхай, Шеньчжень, Нинбо, Гонконг (Китай), Сингапур (Сингапур), Пусан (Республика Корея);
- в Европе — Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия).
Географию и эффективность морских перевозок в значительной мере определяют морские каналы, которые существенно сокращают морские пути.
Крупнейшие судоходные каналы мира: Суэцкий (соединяет Средиземное и Красное моря), Панамский
(соединяет Тихий и Атлантический океаны), Кильский (соединяет Балтийское и Северное моря), Беломорско-Балтийский (соединяет Белое море с Онежским озером) и др.
■ Внутренний водный транспорт
Осуществляет перевозки на внутренних водных путях (реках, озёрах, каналах). Состав грузов, перевозимых этим видом транспорта, зависит от специализации прилегающих территорий. В основном перевозятся; уголь, нефть, железная руда строительные материалы, лес, зерни и др.
Наибольшую протяжённость внутренних водных путей имеют: России, Китай, США, Бразилия.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
- самый скоростной;
- подходит для освоения труднодоступных районов;
- перемещает пассажиров (и частично грузы, например почту) на сверхдальние расстояния.
Основные международные авиаперевозки осуществляются через Атлантический океан. Северная Америка и Европа связаны воздушными линиями со всеми уголками мира.
Самые загруженные по пассажирским перевозкам аэропорты мира:
- Атланта (Атланта, США);
- Шоуду (Пекин, Китай);
- Дубай (Дубай, ОАЭ);
- Ханэда (Токио, Япония);
- Лос-Анджелес (Лос-Анджелес, США);
- О’Хара (Чикаго, США);
- Хитроу (Лондон, Великобритания).
Авиакомпании, лидирующие по числу перевезённых пассажиров: American Airlines, Delta Air Lines, United Airlines, Southwest Airlines (все — США), Ryanair (Ирландия).
Быстрый рост воздушного транспорта во многом обусловлен увеличением числа туристов мире. Самыми посещаемыми странами являются Франция, США, Испания, а наибольший доход от туризма получают США, Испания и Китай.
В смотрели конспект урока по географии «Транспорт (сухопутный, водный, воздушный)». Выберите дальнейшее действие:
Источник
Транспортный комплекс России
В состав транспортного комплекса входят: Сухопутные виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный; Водные виды транспорта: речной и морской; Воздушный транспорт.
Основными задачами транспортного комплекса являются: Обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и регионами страны; Своевременное обеспечение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках; Повышение экономической эффективности работы транспорта.
Все виды транспорта образуют транспортную систему.
Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами.
Транспортный узел — пункт, в котором пересекаются несколько видов транспортных путей.
Крупнейшим транспортным узлом России является Москва.
Рисунок 31. Структура пассажиро- и грузооборота транспорта России
Основными структурными показателями развития транспорта являются структура пассажиро- и грузооборота.
В пассажирообороте безраздельно господствуют железнодорожный и автомобильный транспорт, а в грузообороте — трубопроводный и железнодорожный (см. рис. 31).
Важными показателями работы транспорта являются также объём перевозок, их дальность и себестоимость.
По общей массе перевозимых грузов и пассажиров безраздельно господствует автомобильный транспорт. Наиболее дальние перевозки осуществляет морской транспорт, а наиболее короткие — автомобильный. Самым дешёвым видом транспорта является трубопроводный, а самым
дорогим — авиационный. Самый скоростной вид транспорта — воздушный, а самый медленный — трубопроводный (см. таблицу 31).
Источник
Модульный урок «Мировая транспортная система»
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Урок географии в 10 классе, раздел «География мирового хозяйства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnyy_urok_transport.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 х. Тельман
муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края
Модульный урок «Мировая транспортная система»
Подготовила и провела
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного материала
Интегрирующая цель : в процессе работы над учебными элементами вы должны знать структуру и географию мирового транспорта, выявить проблемы и перспективы развития мировой транспортной сети, особенности транспорта в различных странах; уметь аргументировано излагать учебный материал, применять полученные знания для выполнения заданий, соотносить результаты своего труда с постоянной целью; воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия.
Внимательно прочитайте цели урока
Цель: определить исходный уровень ваших знаний о различных видах транспорта, уметь разъяснять смысл изученных понятий.
I.Выполнить контрольный диктант по теме «Транспорт». Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу. Ответы: А- грузооборот; Б-транспорт; В-грузовой транспорт; Г-транспортная система; Д-пассажирский транспорт; Е-пассажирооборот.
- «Кровеносная система экономики» страны, третья отрасль производственной сферы.
- Совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами, в которых происходит обмен грузов между ними.
- Обеспечивает производственные связи между предприятиями и доставку населению предметов потребления.
- Обеспечивает перевозки пассажиров.
- Произведение количества перевозимого груза (т) на расстояние (км).
- Произведение количества перевозимых пассажиров (чел) на расстояние (км).
II. Проверьте правильность выполнения диктанта по приложению 1.
III. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:
6 правильных ответов-высокий уровень знаний «5»
4-5 правильных ответов-средний уровень знаний «4»
3 правильных ответа-низкий уровень знаний «3»
IV. Проанализируйте свои ошибки.
Цель: составить общее представление о транспортной системе мира, установить зависимость уровня развития транспорта от уровня социально-экономического развития страны; развивать умение связно и доказательно излагать учебный материал; развивать умение работать в коллективе.
I Пользуясь текстом учебника «Общая характеристика транспорта», «Транспорт-третья ведущая отрасль», «Различия в мировой транспортной системе», таблицами 1,2, картой атласа «Мировой транспорт» подготовьте ответы на вопросы:
1.В середине 20 в. роль транспорта оценивалась как одно из условий формирования и функционирования мирового хозяйства. Сохранилось, ослабло или усилилось значение транспорта в наше время?
2.Почему изменились наши представления о доступности отдельных районов земного шара?
3.Как НТР повлияла на развитие мирового транспорта?
4.С чем связаны особенности транспорта различных стран и регионов мира?
5.Может ли карта транспорта охарактеризовать современный уровень развития экономики страны?
6.Чем отличаются транспортные системы развитых и развивающихся стран?
II Обсудите эти вопросы в классе.
II Оцените свои знания. Помните, что вы работаете на доверии.
Работайте в группах
Цель: сформировать знания о видах, технико-экономических особенностях сухопутного транспорта.
I Работайте с текстом «Сухопутный транспорт», таблицами 3,2,1 учебника.
Полученные сведения зафиксируйте в таблице:
Источник