Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Сформировать представление о балете — виде сценического искусства. Дать понятия о балете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Скокнина Оксана Васильевна
Музыка Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская 5 класс, «Просвещение», 2017г
« Второе путешествие в музыкальный театр. Балет »
формирование представления о балете;
дать понятия: Балет, либреттист, танцор, балерина, кордебале́т, сценический костюм, балетмейстер, вариации, па-де-де, па-де-катр, па-де-труа.
формирование универсальных учебных действий, посредством работы с текстом, слушания музыки и средствами ИКТ
формирование музыкальной культуры и навыков вокально-хорового пения
формируемые универсальные учебные действия:
участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; уметь применять словарь эмоций
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся
ПК, экран, учебная доска, карточки, фортепиано, нотки
технология личностно-ориентированного обучения
методы и приемы:
частично поисковый метод, метод наглядности, работа с текстом, метод музицирования, соучастия, метод фонопедических упражнений, приемы «Музыкальное приветствие», «Необъявленная тема».
демонстрация презентации, видеофрагментов
урок изучения нового материала
структура урока и регламент:
название этапа (элемента) урока
Организационный момент, мотивация, целеполагание
Освоение нового материала
Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание
Учебник «Музыка» 5 класс, автор Е.Д. Критская
Тема урока: « Второе путешествие в музыкальный театр. Балет »
- Организационный момент, мотивация, целеполагание
Вход в класс. Музыкальное приветствие
Учитель: Сегодня мы вновь отправляемся в яркий мир музыки, но сначала вы должны отгадать следующие загадки:
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то, в него включают,
Что вызывает интерес? (репертуар)
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами? (дирижёр)
В нашем театре выступает,
Словно бабочка порхает,
Кружится и вверх взлетает.
Что за чудная картина?
Кто танцует? (балерина)
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь? (О театре, о балете)
Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет». Запишите в тетрадь. А теперь давайте определим цели нашего урока.
1) Узнать, что такое балет?
2) Выяснить, кто создает балет, поистине создавая чудо – сказочное, незабываемое, яркое, неповторимое?
3) Познакомиться с лучшими танцорами и балетмейстерами.
4) Узнать особенности балетного костюма.
На прошлом уроке мы изучали тему «Опера».
Демонстрация видеофрагмента – задания.
- О каком произведении идёт речь? (Опера «Садко»);
- Назовите главных героев.
- Каковы признаки оперы?
- Как называют исполнителей?
- Освоение нового материала — знакомство с балетом
Учитель: объяснение материала, включение учащихся в беседу, демонстрация слайдов презентации.
Учащиеся: восприятие материала, просмотр слайдов, беседа с учителем, фиксация новых знаний в тетради.
Учитель: Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?
-Изучая новую тему, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы? (что такое балет, термины балета, танцоры и балерины, композиторы и названия балетов)
— Какие представления о балете вы уже имеете? (балет – это сложный жанр)
— У вас на столах лежит определение понятия балет. Но, к сожалению, готовясь к уроку, я разрезала его на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.
— Выполним это задание в парах.
(Дети составляют на партах определение балета)
А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Такое определение мы найдем в музыкальном словаре.
Балет — вид сценического искусства, где неразрывно связанны между собой музыка и танец.
Запишите определение в тетрадь.
Рассказ учителя о происхождении слова «балет» и истории его появления (презентация).
Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to — танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.
Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.
Слайд7
Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты – «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
— А название 3-его балета вы узнаете, если внимательно послушаете литературный отрывок.
Сначала жил я в сказке,
Что Гофман написал.
Затем стал музыкальным –
Уже в балет попал.
Придумал же Чайковский –
И я затанцевал.
И с дядей Дроссель Меиром
Был приглашён на бал.
Среди других игрушек.
Я был не слишком мил:
Уродлив, непригляден,
Огромный рот, мундир…
И для забавы ради
Колол орехи я,
Врагами были мыши —
Солдатики – друзья.
Лишь сердце трепетало:
“Когда же, наконец,
Исчезнут злые чары,
Придёт мышам конец?”
И победить проклятье
Поможет только та,
Чьё сердце отзовётся
На зов любви, добра.
-Назовите имя этой игрушки. (Щелкунчик)
— Да верно, это балет «Щелкунчик».
Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из балета «Щелкунчик» — 2 мин.
Ответьте на вопросы:
— Какие музыкально-выразительные средства подсказали, что это балет «Щелкунчик»? (динамика, темп, мелодия)
-Дайте характеристику музыкальному фрагменту, используя словарь эмоций.
— Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (сказка Гофмана)
Давайте прочитаем краткое содержание о балете в учебнике на странице 62.
— Именно этот фрагмент мы и посмотрели. Запишем в тетрадь .
Теперь мы сможем сказать, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке?
(Танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор)
У вас на столах лежат листочки, соотнесите правильно определения со словами.
Итак, что у нас получилось? Проверим.
Солист-танцор – артист балетного театра, исполняющий сольную партию (один)
Балерина — артистка балетного театра, исполнительница классических танцев
Кордебале́т — артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера
Дирижёр – музыкант, который управляет оркестром
Композитор – сочиняет музыку
– Кто помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы? БАЛЕТМЕЙСТЕР.
– Ребята, без кого еще не может обойтись любой спектакль, будь он оперный или балетный? (человек, который пишет либретто, и режиссер) ЛИБРЕТТИСТ И РЕЖИССЁР
Либретто — это сценарий или сюжет балета. Без либретто не может существовать и состояться балет.
Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это…
В балете также могут выступать один, два и более актёров.
В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ
В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ
В опере могут петь трио, а в балете танец троих участников называется ПА-ДЕ-ТРУА
В опере могут петь квартетом, а в балете танец четверых участников называется ПА-ДЕ-КАТР
В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ.
Просмотр видеофрагмента о балетном костюме и пуантах
У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Обратите внимание, это пуанты. Вы сможете их внимательно рассмотреть на перемене.
Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.
Физминутка . И сейчас я приглашаю всех, как танцоры балета красиво исполнить плавный танец. Спасибо! У вас отлично получилось!
Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Сейчас узнаем некоторых из них и запишем в тетрадь.
Я приглашаю ребят, которые подготовили презентации о Николае Цискаридзе, Галине Улановой.
Учащиеся рассказывают о выдающихся танцорах балета.
— Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры.
Запишите в тетрадь названия балетов и их авторов. С. С. Прокофьев «Золушка», И. Ф. Стравинский «Петрушка».
Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам.
— Наше путешествие в мир балета подходит к концу. Я предлагаю вам послушать и разучить песню «Балет» музыка Игоря Николаева, слова Ильи Резника, исполняет Алла Пугачева.
Слушание песни. Метод фонопедических упражнений
Учащиеся слушают песню
1. Артикуляционная гимнастика
2.Упражнения на дыхание
4.Разучиваем 1 куплет и припев
Я снова вижу голубой, далекий свет,
Прекрасным принцем мне является балет,
Он позолоченную туфельку дает
И за собою в мир загадочный ведет.
И вот взлетаю, я взлетаю высоко,
Паря над прожитым
Свободно и легко.
И только звезды кружат в небе надо мной,
И только звезды кружат в небе надо мной,
И только музыке подвластна я одной.
Балет, балет, балет,
Души призывный звук.
Балет, балет, балет,
Несбыточный мой друг.
Мой самый ясный взор,
Мой самый легкий вздох.
Балет, ты с давних пор —
Мой Бог, мой Бог.
исполнение учащимися 1 куплета и припева
А теперь давайте проверим всё ли мы знаем о балете. Выдаются карточки с тестом для быстрого опроса фронтально.
Тест по теме «Балет»
1 В каком музыкальном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание:
2. Это слово пришло к нам из Франции и означает оно «остриё» или «точка»:
А. Постановщик балета
Б. Постановщик танцев
В. Прекрасный исполнитель
4. Родина балета:
5. Много танцующих в балете:
6.Он пишет сценарий балета языком слов:
7. Жёсткая юбка для танцовщиц в балете:
( Ответы: 1В ; 2А; 3А; 4Б; 5Б; 6А; 7Б. Критерии оценок: ошибки: 0-1 = отметка «5»; 2= отметка «4»; 3-4= отметка «3»; 5-6= отметка «2»)
- Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание
Памятка для самооценки:
Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:
- Я много работал(а) на уроке и отлично понял материал; Могу объяснить — 5 баллов ;
- Я хорошо понял(а) материал — 4 балла ;
- Я хорошо понял(а) только часть материала. Наверное, я не смогу объяснить все термины — 3 балла.
- Я понял, но мне надо заново читать материал о музыкальном произведении — 2балла
Поставь баллы в таблицу: «Лист самооценки»
Оценка работы в паре
Оценка учителя (выставляет учитель)
Балет — вид сценического искусства, где неразрывно связанны между собой музыка и танец. Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to — танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Принимает участие в балетном спектакле и его подготовке танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор. Либретто — это сценарий или сюжет балета.
Помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы балетмейстер, а пишет либретто – либреттист.
По окончании урока детям предлагается оценить урок по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нота высоко – значит, урок понравился и всё понятно, нотка низко — значит, урок не понравился, не разобрался. Нотки учащиеся прикрепляют на нотном стане. Чтобы определить, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого штиль нотки смотрит вниз (минорное), если вверх (мажорное).
1.В качестве домашнего задания я предлагаю заполнить сравнительную таблицу музыкальных жанров.
Источник
Музыка. 5-й класс. Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
Класс: 5
Презентация к уроку
Цель урока: показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности в балете.
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Тип урока: комбинированный.
Методы:
Оборудование:
Материалы:
I. Организационный момент
Презентация. Слайд №1 (Тема урока)
Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.
II. Работа по теме урока
Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Театр — здесь искусства в едино сплелись.
Театр — здесь мечта и реальность слились… (Владимир Миодушевский)
Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?
Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.
Учитель: Какие же оперы Вам запомнились больше всего?
Ученики: Опера “Садко”, которую написал оперный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель: Правильно, но возможно кто-нибудь вспомнит ещё одну оперу Н.А.Римского-Корсакова на сказочный сюжет. Фрагменты из этой оперы так же звучали на наших уроках.
Учитель: Какие литературные жанры стали основой сюжета для этих оперных спектаклей?
Ученики: Былина, сказка.
1. Беседа по теме урока
Учитель: Но пора вернуться к теме нашей встречи. С каким же жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться сегодня? Давайте не будем гадать. Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде. Но для этого Вам необходимо отгадать насколько загадок. Все готовы?
2. Решение музыкального кроссворда
Презентация. Слайд №2
Учитель: В основу оперы, балета
Презентация. Слайд №3
Презентация. Слайд №4
Учитель: Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.
Арфа, флейта, рояль, скрипка.
Хор, солистов голоса, —
Всех подружила…?
Презентация. Слайд №5
Презентация. Слайд №6
Бывает драматический, бывает музыкальный.
Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!
Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.
Идёт в театре и порой — на сцене всё, как в жизни.
Презентация. Слайд №7
Презентация. Слайд №8
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные…?
Презентация. Слайд №9
Презентация. Слайд №10
Учитель: Звучит полонез и танцует поляк, А хота – конечно испанец, Но если “Камаринская” зазвучит — Исполнят для вас русский…?
Презентация. Слайд №11
3. Беседа по теме
Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён, и Вы без труда можете назвать тему предстоящего разговора.
Ученики: Я думаю, что речь пойдёт о балете.
Учитель: Совершенно верно. Но я бы хотела услышать от Вас, что же такое балет? Посмотрите внимательно на ответы в кроссворде и попытайтесь дать определение жанра балет по аналогии с уже известным по предыдущим урокам жанром опера.
Учитель предоставляет возможность всем учащимся высказаться, после чего, либо выбирает наиболее полный ответ, прозвучавший на уроке, либо суммирует ответы детей и даёт определение жанра балет.
Презентация. Слайд №12 (Балет — определение)
Учитель: Балет — (французское ballo, буквально — танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета?
Ученики: Либретто — итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.
Презентация. Слайд №13 (Либретто — определение)
Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?
Ученики: Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д.
Учитель: Ну, а сейчас самое время отправиться в театр. У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки:
Презентация. Слайд №14 (Портрет и высказывание А.С.Пушкина)
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Сегодня мы продолжим знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?
Презентация. Слайд №15
Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год.
Презентация. Слайд №16 (Памятная дата)
Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили?
Ученики: Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора.
Учитель: Я Вам очень благодарна за это дополнение. Ведь, если Вы помните, то все уроки в этом полугодии объединены одним вопросом: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”? Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто?
Ученики: Сказка “Щелкунчик”.
Учитель: Может быть, кто-то назовёт автора и уточнит название произведения.
Ученики: Эрнст Теодор Амадей Гофман “Щелкунчик и мышиный король”.
Презентация. Слайд №17
Учитель: Вы абсолютно правы. Своим появлением балет П.И.Чайковского “Щелкунчик” обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. А кто ещё принимает участие в создании балета?
Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.
Учитель: С какими фрагментами из этого балета Вы уже знакомы?
Ученики: С фрагментом, который звучал в начале урока, когда мы входили в класс. Он называется “Марш”.
Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь?
Ученики: Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек…
Учитель: Прекрасно. Именно с этой сцены, которая называется “Битва с мышами” мы и продолжим знакомство с балетом.
Учитель: Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец. Услышите ли в этом фрагменте характерные черты знакомых Вам танцев.
Презентация. Слайд №18
4. Слушание и обсуждение
Ученики: Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка игрушечной войны.
Учитель: Мне очень понравилось в Вашем ответе словосочетание “музыкальная зарисовка”. Это правильное замечание, потому что композитор, используя изобразительные возможности оркестра, создаёт зрительное ощущение происходящего на сцене. Что Вам помогла услышать и “увидеть” музыка П.И.Чайковского
Ученики: Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика.
Учитель: Молодцы! Ну, а сейчас самое время проверить себя и соотнести свои фантазии с тем, что Вы увидите на сцене.
5. Просмотр видеофрагмента “Битва с мышами” в исполнении артистов балета Большого театра.
Презентация. Слайд №19
6. Обсуждение видеоматериала
Учитель: “…Но что это… Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.”
7. Просмотр видеофрагмента “Вальс снежных хлопьев” в исполнении артистов балета Большого театра
Презентация. Слайд №20
Учитель: Фрагмент, который сейчас демонстрировался, называется “Вальс снежных хлопьев”.
Презентация. Слайд №21
Я, надеюсь, Вы обратили внимание на то, что в этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и “картина настроения”. Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня?
Ученики: С одной стороны мы слышим тревогу, а с другой — очарование волшебного сна Маши.
Учитель: Что необычного Вы услышали в средней части вальса?
Ученики: Мне кажется, что пел хор.
Презентация. Слайд №22 (Хор — определение)
Учитель: Совершенно верно и это не случайно. Для того, чтобы рассеять сумрак тревожной ночи, композитор вводит в партитуру чудесное светлое пение детских голосов, которые звучат за сценой. А как называется такое пение без слов?
Презентация. Слайд №23 (Вокализ — определение)
III. Работа на свирели
Учитель. А сейчас я попрошу Вас взять свирели и исполнить этот вокализ.
Презентация. Слайд №24 (Партитура “Вальс снежных хлопьев” для свирели)
Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: какова роль литературы в музыке.
Ученики: Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана. Жанр балета неразрывно связан с литературой.
IV. Домашнее задание
Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило в Вас желание посетить балетный спектакль в одном из музыкальных театров нашего города.
Презентация. Слайд №25 (Домашнее задание. Театры Санкт-Петербурга)
А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.
Презентация. Слайд №26 (Домашнее задание)
Работа над песней. Исполнение
Учитель: Как часто мы слышим такие крылатые выражения, как: “Красота спасёт мир”, или “Миром правит любовь”, но мне кажется, что на Земле есть ещё одно чувство, которое правит и красотой, и любовью – и чувство это – ДОБРОТА. Не случайно именно добро побеждает зло и тем самым не даёт разрушить гармонию, красоту и любовь. Сегодня мы продолжим работу над песней “Доброта”. (Приложение)
Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.
Источник