Второе музыкальное путешествие балет 5 класс

Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Сформировать представление о балете — виде сценического искусства. Дать понятия о балете

Скачать:

Вложение Размер
Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс 113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Скокнина Оксана Васильевна

Музыка Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская 5 класс, «Просвещение», 2017г

« Второе путешествие в музыкальный театр. Балет »

формирование представления о балете;

дать понятия: Балет, либреттист, танцор, балерина, кордебале́т, сценический костюм, балетмейстер, вариации, па-де-де, па-де-катр, па-де-труа.

формирование универсальных учебных действий, посредством работы с текстом, слушания музыки и средствами ИКТ

формирование музыкальной культуры и навыков вокально-хорового пения

формируемые универсальные учебные действия:

участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; уметь применять словарь эмоций

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся

ПК, экран, учебная доска, карточки, фортепиано, нотки

технология личностно-ориентированного обучения

методы и приемы:

частично поисковый метод, метод наглядности, работа с текстом, метод музицирования, соучастия, метод фонопедических упражнений, приемы «Музыкальное приветствие», «Необъявленная тема».

демонстрация презентации, видеофрагментов

урок изучения нового материала

структура урока и регламент:

название этапа (элемента) урока

Организационный момент, мотивация, целеполагание

Освоение нового материала

Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

Учебник «Музыка» 5 класс, автор Е.Д. Критская

Тема урока: « Второе путешествие в музыкальный театр. Балет »

  1. Организационный момент, мотивация, целеполагание

Вход в класс. Музыкальное приветствие

Учитель: Сегодня мы вновь отправляемся в яркий мир музыки, но сначала вы должны отгадать следующие загадки:

«Меню» в театре составляют

На весь сезон из разных пьес.

И только то, в него включают,

Что вызывает интерес? (репертуар)

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами? (дирижёр)

В нашем театре выступает,

Словно бабочка порхает,

Кружится и вверх взлетает.

Что за чудная картина?

Кто танцует? (балерина)

Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши? (зритель)

Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь? (О театре, о балете)

Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет». Запишите в тетрадь. А теперь давайте определим цели нашего урока.

1) Узнать, что такое балет?

2) Выяснить, кто создает балет, поистине создавая чудо – сказочное, незабываемое, яркое, неповторимое?

3) Познакомиться с лучшими танцорами и балетмейстерами.

4) Узнать особенности балетного костюма.

На прошлом уроке мы изучали тему «Опера».

Демонстрация видеофрагмента – задания.

  • О каком произведении идёт речь? (Опера «Садко»);
  • Назовите главных героев.
  • Каковы признаки оперы?
  • Как называют исполнителей?
  1. Освоение нового материала — знакомство с балетом

Учитель: объяснение материала, включение учащихся в беседу, демонстрация слайдов презентации.

Учащиеся: восприятие материала, просмотр слайдов, беседа с учителем, фиксация новых знаний в тетради.

Учитель: Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?

-Изучая новую тему, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы? (что такое балет, термины балета, танцоры и балерины, композиторы и названия балетов)

— Какие представления о балете вы уже имеете? (балет – это сложный жанр)

— У вас на столах лежит определение понятия балет. Но, к сожалению, готовясь к уроку, я разрезала его на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.

— Выполним это задание в парах.

(Дети составляют на партах определение балета)

А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Такое определение мы найдем в музыкальном словаре.

Балет — вид сценического искусства, где неразрывно связанны между собой музыка и танец.

Запишите определение в тетрадь.

Рассказ учителя о происхождении слова «балет» и истории его появления (презентация).

Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to — танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.

Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.

Слайд7
Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты – «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

— А название 3-его балета вы узнаете, если внимательно послушаете литературный отрывок.

Сначала жил я в сказке,
Что Гофман написал.
Затем стал музыкальным –
Уже в балет попал.
Придумал же Чайковский –
И я затанцевал.
И с дядей Дроссель Меиром
Был приглашён на бал.
Среди других игрушек.
Я был не слишком мил:
Уродлив, непригляден,
Огромный рот, мундир…
И для забавы ради
Колол орехи я,
Врагами были мыши —
Солдатики – друзья.
Лишь сердце трепетало:
“Когда же, наконец,
Исчезнут злые чары,
Придёт мышам конец?”
И победить проклятье
Поможет только та,
Чьё сердце отзовётся
На зов любви, добра.

-Назовите имя этой игрушки. (Щелкунчик)

— Да верно, это балет «Щелкунчик».

Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из балета «Щелкунчик» — 2 мин.

Ответьте на вопросы:

— Какие музыкально-выразительные средства подсказали, что это балет «Щелкунчик»? (динамика, темп, мелодия)

-Дайте характеристику музыкальному фрагменту, используя словарь эмоций.

— Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (сказка Гофмана)

Давайте прочитаем краткое содержание о балете в учебнике на странице 62.

— Именно этот фрагмент мы и посмотрели. Запишем в тетрадь .

Теперь мы сможем сказать, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке?

(Танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор)

У вас на столах лежат листочки, соотнесите правильно определения со словами.

Итак, что у нас получилось? Проверим.

Солист-танцор – артист балетного театра, исполняющий сольную партию (один)

Балерина — артистка балетного театра, исполнительница классических танцев

Кордебале́т — артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера

Дирижёр – музыкант, который управляет оркестром

Композитор – сочиняет музыку

– Кто помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы? БАЛЕТМЕЙСТЕР.

– Ребята, без кого еще не может обойтись любой спектакль, будь он оперный или балетный? (человек, который пишет либретто, и режиссер) ЛИБРЕТТИСТ И РЕЖИССЁР

Либретто — это сценарий или сюжет балета. Без либретто не может существовать и состояться балет.

Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это…

В балете также могут выступать один, два и более актёров.

В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ

В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ

В опере могут петь трио, а в балете танец троих участников называется ПА-ДЕ-ТРУА

В опере могут петь квартетом, а в балете танец четверых участников называется ПА-ДЕ-КАТР

В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ.

Просмотр видеофрагмента о балетном костюме и пуантах

У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Обратите внимание, это пуанты. Вы сможете их внимательно рассмотреть на перемене.

Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.

Физминутка . И сейчас я приглашаю всех, как танцоры балета красиво исполнить плавный танец. Спасибо! У вас отлично получилось!

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Сейчас узнаем некоторых из них и запишем в тетрадь.

Я приглашаю ребят, которые подготовили презентации о Николае Цискаридзе, Галине Улановой.

Учащиеся рассказывают о выдающихся танцорах балета.

— Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры.

Запишите в тетрадь названия балетов и их авторов. С. С. Прокофьев «Золушка», И. Ф. Стравинский «Петрушка».

Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам.

— Наше путешествие в мир балета подходит к концу. Я предлагаю вам послушать и разучить песню «Балет» музыка Игоря Николаева, слова Ильи Резника, исполняет Алла Пугачева.

Слушание песни. Метод фонопедических упражнений

Учащиеся слушают песню

1. Артикуляционная гимнастика

2.Упражнения на дыхание

4.Разучиваем 1 куплет и припев

Я снова вижу голубой, далекий свет,

Прекрасным принцем мне является балет,

Он позолоченную туфельку дает

И за собою в мир загадочный ведет.

И вот взлетаю, я взлетаю высоко,

Паря над прожитым

Свободно и легко.

И только звезды кружат в небе надо мной,

И только звезды кружат в небе надо мной,

И только музыке подвластна я одной.

Балет, балет, балет,

Души призывный звук.

Балет, балет, балет,

Несбыточный мой друг.

Мой самый ясный взор,

Мой самый легкий вздох.

Балет, ты с давних пор —

Мой Бог, мой Бог.

исполнение учащимися 1 куплета и припева

А теперь давайте проверим всё ли мы знаем о балете. Выдаются карточки с тестом для быстрого опроса фронтально.

Тест по теме «Балет»

1 В каком музыкальном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание:

2. Это слово пришло к нам из Франции и означает оно «остриё» или «точка»:

А. Постановщик балета

Б. Постановщик танцев

В. Прекрасный исполнитель

4. Родина балета:

5. Много танцующих в балете:

6.Он пишет сценарий балета языком слов:

7. Жёсткая юбка для танцовщиц в балете:

( Ответы: 1В ; 2А; 3А; 4Б; 5Б; 6А; 7Б. Критерии оценок: ошибки: 0-1 = отметка «5»; 2= отметка «4»; 3-4= отметка «3»; 5-6= отметка «2»)

  1. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

Памятка для самооценки:

Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

  • Я много работал(а) на уроке и отлично понял материал; Могу объяснить — 5 баллов ;
  • Я хорошо понял(а) материал — 4 балла ;
  • Я хорошо понял(а) только часть материала. Наверное, я не смогу объяснить все термины — 3 балла.
  • Я понял, но мне надо заново читать материал о музыкальном произведении — 2балла

Поставь баллы в таблицу: «Лист самооценки»

Оценка работы в паре

Оценка учителя (выставляет учитель)

Балет — вид сценического искусства, где неразрывно связанны между собой музыка и танец. Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to — танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Принимает участие в балетном спектакле и его подготовке танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор. Либретто — это сценарий или сюжет балета.

Помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы балетмейстер, а пишет либретто – либреттист.

По окончании урока детям предлагается оценить урок по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нота высоко – значит, урок понравился и всё понятно, нотка низко — значит, урок не понравился, не разобрался. Нотки учащиеся прикрепляют на нотном стане. Чтобы определить, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого штиль нотки смотрит вниз (минорное), если вверх (мажорное).

1.В качестве домашнего задания я предлагаю заполнить сравнительную таблицу музыкальных жанров.

Источник

Музыка. 5-й класс. Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Класс: 5

Презентация к уроку

Цель урока: показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности в балете.

Образовательные:

  • повторение признаков балетного жанра;
  • продолжение знакомства с балетом П.И.Чайковского “Щелкунчик”, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
  • укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
  • совершенствовать навыки ансамблевого музицирования на свирели.
  • Воспитательные:

  • приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики;
  • создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
  • Развивающие:

  • формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
  • Тип урока: комбинированный.

    Методы:

  • повторение пройденного методом устного опроса;
  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
  • хоровое исполнение песни “Доброта” музыка И. Лученка, слова Н.Тулуповой;
  • музицирование на свирели (тема хорового вокализа из “Вальса снежных хлопьев”).
  • Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.
  • Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • видеофрагменты из балета “Щелкунчик”: “Битва с мышами”, “Вальс снежных хлопьев”;
  • музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”: “Марш”, “Битва с мышами”, “Вальс снежных хлопьев”;
  • нотный материал;
  • текст песни “Доброта” музыка И. Лученка, слова Н.Тулуповой;
  • музыкальные фонограммы.
  • I. Организационный момент

    Презентация. Слайд №1 (Тема урока)

    Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

    II. Работа по теме урока

    Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Театр — здесь искусства в едино сплелись.

    Театр — здесь мечта и реальность слились… (Владимир Миодушевский)

    Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?

    Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.

    Учитель: Какие же оперы Вам запомнились больше всего?

    Ученики: Опера “Садко”, которую написал оперный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков.

    Учитель: Правильно, но возможно кто-нибудь вспомнит ещё одну оперу Н.А.Римского-Корсакова на сказочный сюжет. Фрагменты из этой оперы так же звучали на наших уроках.

    Учитель: Какие литературные жанры стали основой сюжета для этих оперных спектаклей?

    Ученики: Былина, сказка.

    1. Беседа по теме урока

    Учитель: Но пора вернуться к теме нашей встречи. С каким же жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться сегодня? Давайте не будем гадать. Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде. Но для этого Вам необходимо отгадать насколько загадок. Все готовы?

    2. Решение музыкального кроссворда

    Презентация. Слайд №2

    Учитель: В основу оперы, балета

    Презентация. Слайд №3

    Презентация. Слайд №4

    Учитель: Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.

    Арфа, флейта, рояль, скрипка.
    Хор, солистов голоса, —
    Всех подружила…?

    Презентация. Слайд №5

    Презентация. Слайд №6

    Бывает драматический, бывает музыкальный.
    Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!
    Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.
    Идёт в театре и порой — на сцене всё, как в жизни.

    Презентация. Слайд №7

    Презентация. Слайд №8

    Спектакль на славу удался
    И публика довольна вся!
    Художнику особые овации
    За красочные…?

    Презентация. Слайд №9

    Презентация. Слайд №10

    Учитель: Звучит полонез и танцует поляк, А хота – конечно испанец, Но если “Камаринская” зазвучит — Исполнят для вас русский…?

    Презентация. Слайд №11

    3. Беседа по теме

    Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён, и Вы без труда можете назвать тему предстоящего разговора.

    Ученики: Я думаю, что речь пойдёт о балете.

    Учитель: Совершенно верно. Но я бы хотела услышать от Вас, что же такое балет? Посмотрите внимательно на ответы в кроссворде и попытайтесь дать определение жанра балет по аналогии с уже известным по предыдущим урокам жанром опера.

    Учитель предоставляет возможность всем учащимся высказаться, после чего, либо выбирает наиболее полный ответ, прозвучавший на уроке, либо суммирует ответы детей и даёт определение жанра балет.

    Презентация. Слайд №12 (Балет — определение)

    Учитель: Балет — (французское ballo, буквально — танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета?

    Ученики: Либретто — итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.

    Презентация. Слайд №13 (Либретто — определение)

    Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?

    Ученики: Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д.

    Учитель: Ну, а сейчас самое время отправиться в театр. У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки:

    Презентация. Слайд №14 (Портрет и высказывание А.С.Пушкина)

    Театр уж полон; ложи блещут;
    Партер и кресла, всё кипит;
    В райке нетерпеливо плещут,
    И, взвившись, занавес шумит.

    Сегодня мы продолжим знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?

    Презентация. Слайд №15

    Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год.

    Презентация. Слайд №16 (Памятная дата)

    Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили?

    Ученики: Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора.

    Учитель: Я Вам очень благодарна за это дополнение. Ведь, если Вы помните, то все уроки в этом полугодии объединены одним вопросом: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”? Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто?

    Ученики: Сказка “Щелкунчик”.

    Учитель: Может быть, кто-то назовёт автора и уточнит название произведения.

    Ученики: Эрнст Теодор Амадей Гофман “Щелкунчик и мышиный король”.

    Презентация. Слайд №17

    Учитель: Вы абсолютно правы. Своим появлением балет П.И.Чайковского “Щелкунчик” обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. А кто ещё принимает участие в создании балета?

    Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.

    Учитель: С какими фрагментами из этого балета Вы уже знакомы?

    Ученики: С фрагментом, который звучал в начале урока, когда мы входили в класс. Он называется “Марш”.

    Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь?

    Ученики: Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек…

    Учитель: Прекрасно. Именно с этой сцены, которая называется “Битва с мышами” мы и продолжим знакомство с балетом.

    Учитель: Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец. Услышите ли в этом фрагменте характерные черты знакомых Вам танцев.

    Презентация. Слайд №18

    4. Слушание и обсуждение

    Ученики: Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка игрушечной войны.

    Учитель: Мне очень понравилось в Вашем ответе словосочетание “музыкальная зарисовка”. Это правильное замечание, потому что композитор, используя изобразительные возможности оркестра, создаёт зрительное ощущение происходящего на сцене. Что Вам помогла услышать и “увидеть” музыка П.И.Чайковского

    Ученики: Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика.

    Учитель: Молодцы! Ну, а сейчас самое время проверить себя и соотнести свои фантазии с тем, что Вы увидите на сцене.

    5. Просмотр видеофрагмента “Битва с мышами” в исполнении артистов балета Большого театра.

    Презентация. Слайд №19

    6. Обсуждение видеоматериала

    Учитель: “…Но что это… Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.”

    7. Просмотр видеофрагмента “Вальс снежных хлопьев” в исполнении артистов балета Большого театра

    Презентация. Слайд №20

    Учитель: Фрагмент, который сейчас демонстрировался, называется “Вальс снежных хлопьев”.

    Презентация. Слайд №21

    Я, надеюсь, Вы обратили внимание на то, что в этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и “картина настроения”. Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня?

    Ученики: С одной стороны мы слышим тревогу, а с другой — очарование волшебного сна Маши.

    Учитель: Что необычного Вы услышали в средней части вальса?

    Ученики: Мне кажется, что пел хор.

    Презентация. Слайд №22 (Хор — определение)

    Учитель: Совершенно верно и это не случайно. Для того, чтобы рассеять сумрак тревожной ночи, композитор вводит в партитуру чудесное светлое пение детских голосов, которые звучат за сценой. А как называется такое пение без слов?

    Презентация. Слайд №23 (Вокализ — определение)

    III. Работа на свирели

    Учитель. А сейчас я попрошу Вас взять свирели и исполнить этот вокализ.

    Презентация. Слайд №24 (Партитура “Вальс снежных хлопьев” для свирели)

    Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: какова роль литературы в музыке.

    Ученики: Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана. Жанр балета неразрывно связан с литературой.

    IV. Домашнее задание

    Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило в Вас желание посетить балетный спектакль в одном из музыкальных театров нашего города.

    Презентация. Слайд №25 (Домашнее задание. Театры Санкт-Петербурга)

    А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.

    Презентация. Слайд №26 (Домашнее задание)

    Работа над песней. Исполнение

    Учитель: Как часто мы слышим такие крылатые выражения, как: “Красота спасёт мир”, или “Миром правит любовь”, но мне кажется, что на Земле есть ещё одно чувство, которое правит и красотой, и любовью – и чувство это – ДОБРОТА. Не случайно именно добро побеждает зло и тем самым не даёт разрушить гармонию, красоту и любовь. Сегодня мы продолжим работу над песней “Доброта”. (Приложение)

    Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.

  • Гофман Э. Т. А. Щелкунчик. РОСМЕН Москва, 2001.
  • Житомирский Д. Балеты П.И.Чайковского. Москва, 1957.
  • Пушкин А. С. Евгений Онегин: Роман в стихах // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1977—1979.
  • Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений — 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.58-63.
  • Яснов М. Чайковский. – СПб.: “Азбука-классика”; “Нота МИ”, 2006.
  • Источник

    Читайте также:  Бюджетные места для путешествия по россии
    Оцените статью