«Весенняя экскурсия в природу»
план-конспект урока (2 класс) на тему
I. Организация учащихся в начале урока.
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.
II. Вводная беседа в классе. (слайд №2)
— Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Пришла красавица весна!». На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи (учитель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).
— Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.
Основные задачи:
1. Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе.
2. Очистка территории (части пришкольного участка) от мусора.
3. Рассмотреть некоторые виды деревьев и кустарников.
4. Наблюдение за поведением птиц.
— На экскурсии нам тетрадь и карандаш.
— Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?
— Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.
(Учитель делит детей на 2 группы)
III. Работа на местности
1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.
— Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна). (слайд № 3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_vesen.eksk_.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Весенняя экскурсия в природу»
Место проведения: ближайшие окрестности школы.
Цель : познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе, происходящих ранней весной.
тетрадь и карандаш для каждого учащегося,
карточки с заданиями для наблюдения.
I. Организация учащихся в начале урока.
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.
II. Вводная беседа в классе. (слайд №2)
— Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Пришла красавица весна!». На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи ( учитель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).
— Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.
- Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе.
- Очистка территории (части пришкольного участка) от мусора.
- Рассмотреть некоторые виды деревьев и кустарников.
- Наблюдение за поведением птиц.
— На экскурсии нам тетрадь и карандаш.
— Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?
— Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.
( Учитель делит детей на 2 группы)
III. Работа на местности
1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.
— Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна). (слайд № 3)
— А какие стихотворения вы можете вспомнить, чтобы передать сегодняшний весенний день? ( Перед проведением экскурсии учитель просит учеников выучить стихотворения о весне).
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
(И.Токмакова)
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
(А.Майков) (слайд № 4)
— Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.
— Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы о весне. Давайте их послушаем.
- Зима весну пугает, да сама тает.
- Весною сверху печет, а снизу морозит.
- Красна весна, да голодна.
- Весною день упустишь – годом не вернешь. (слайд № 6)
— Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.
— А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в тетрадь.
— Определим цвет неба. Сделайте соответствующие записи в тетради.
— Есть ли сегодня ветер?
— Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).
— Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Небо голубого цвета, солнце поднимается выше, а осадков нет).
2. Наблюдение за изменениями в жизни растений. (слайд № 7)
— А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Какого цвета листья? (слайд №8, 9, 10, 11,12)
— Давайте рассмотрим листочек березки и зарисуем его внешний вид.
— А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.
- К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (Деревья, кустарники)
- Есть ли на этом растении листья?
- Какого цвета и формы листья?
- Много ли их на вашем растении?
- К какой группе растений относится ваше растение? (Хвойное или лиственное).
- Есть ли на растении плоды и семена?
- Какого цвета кора вашего растения?
Каждая из групп характеризует свое растение для других групп.
— Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? (на деревьях и кустарниках есть листья, они зеленого цвета. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами.)
3 . Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми) . (слайд №13)
— Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в тетради.
— Чем питается птица, за которой мы наблюдаем? (слайд №14, 15)
4. Экологическая стоянка. (слайд №16, 17,18, 19)
— А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.
IV. Подведение итогов в классе. (слайд № 20)
— Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.
Как изменилась природа весной? Подчеркните правильные ответы.
- Птицы прилетают с юга.
- Появляются проталины.
- Растаял снег.
- Солнце светит чаще.
- Земля покрылась снегом.
- Появляется трава.
- Становится теплее.
- Птицы улетели на юг.
- Созревают яблони.
- Цвет коры деревьев более яркий.
Затем учащиеся вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.
V. Итог экскурсии.
-Молодцы, ребята. Мне очень понравилось как вы работали сегодня на уроке.
Источник
Урок-экскурсия по окружающему миру
Разработка урока-экскурсии по окружающему миру в 1 классе по теме «Жизнь растений осенью».
Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия по окружающему миру»
МБОУ Алгасовской СОШ
Разработка урока-экскурсии по окружающему миру по теме:
«Жизнь растений осенью»
учитель начальных классов
Чикунова Елена Владимировна
познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период;
дать понятие о лиственных и хвойных растениях;
познакомить с представителями растений, произрастающих в родном краю;
развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;
укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.
(Она проводится у входа в лес или парк).
— Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать по лесу вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.
— Учитель: Догадались? Правильно – это осень. Вот она красавица Осень.
(Появляется мама одного из учеников в костюме Осени).
— Осень: Я очень рада, что вы меня узнали и пришли ко мне в гости.
Сегодня вы с вами попутешествуем по осеннему лесу, полюбуемся разноцветными красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Послушаем, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают птички. Но чтобы всё это увидеть и услышать в лесу нужно хорошо себя вести. Расскажите, какие правила поведения нужно соблюдать в лесу?
(Ребята вспоминают правила поведения в лесу)
— Осень: Но прежде, чем начать наше путешествие необходимо получить пропуск в лес. Отгадайте загадки о тех деревьях, которые нам встретятся на пути. Чем быстрее вы это сделаете, тем быстрее мы начнём путешествовать.
Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
Никто не пугает, а вся дрожит.
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
Зимой и летом — одним цветом.
Ответ: Сосна, ель.
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет —
Желуди на нем!
Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила,
А о чём грустит, никому не говорит.
II Путешествие по лесу.
Остановка № 1 «В мастерской художницы Осени».
— Учитель: Первая наша остановка называется «В мастерской художницы Осени». Давайте полюбуемся яркими красками расписного осеннего шатра.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
— Осень: Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников?
— Осень: Обратите внимание, что листья разных деревьев отличатся по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на берёзе?
— Осень: На рябине?
— Осень: На сирени?
— Осень: Правильно, на берёзе и липе листья – жёлтые, на клёне, рябине, осине – красные, даже с фиолетовыми оттенками. А зелёными листья часто остаются на кустах сирени до самых морозов.
-Учитель: А знаете, отчего листья желтеют?
-Учитель: Летом листья зелёные потому, что в них содержится много зелёного красящего вещества — хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков.
— Учитель: А теперь посмотрите на листья сирени и ольхи, какого они цвета?
— Учитель: Почему они осенью не меняют свою окраску?
— Учитель: Правильно, потому что в листьях этих деревьев, кроме зелёного других красящих веществ нет.
— Осень: А вы знаете, что лесной воздух богат кислородом и очень полезен и для зверей, и для человека. Он отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые, губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.
— Учитель: Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот – полезнее и почему?
— Учитель: Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших тёплых носиках, прежде чем он попадёт в лёгкие. Давайте сделаем дыхательную гимнастику, тем самым укрепим здоровье. (Дети становятся в круг).
Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так» 10 раз.
Стойка, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Произнести «у-х-х-х-х». 5 раз.
Ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох – наклон туловища влево, левая рука скользит вверх, правая вниз; выдох – возвращение в и. п., произнося «сссс». То же самое в др. сторону. 7 раз.
Встать друг за другом и медленно, проходя по кругу, делать попеременные круговые движения, приговаривая «чух-чух-чух». 30 секунд.
Ходьба по кругу с имитацией ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м». 2 минуты.
Медленно двигаться друг за другом по кругу. На вдох – руки в стороны, на выдох – вниз, с произнесением длительного звука «гу-у». 2 минуты.
Остановка № 2 «Листопадная».
— Осень: Почему осенью с растений облетают листья?
— Осень: Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.
— Учитель: Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему?
-Учитель: Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
— Учитель: Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?
(Учитель предлагает ученикам рассмотреть опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка).
— Учитель: Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.
— Учитель: Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
— Осень: Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле?
— Учитель: Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.
(Дети вместе с Осенью и учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья, из которых на уроке трудового обучения будут делать поделки).
Остановка № 3 «Хвойная».
— Осень: Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?
— Осень: Как выглядят в эту пору ель и сосна?
(Вместе с учениками учитель и Осень рассматривает листья-хвоинки).
— Учитель: Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?
— Учитель: Правильно, листья-иголки маленькие, узкие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна. Ветки ели растут наклонно и зимой от малейшего толчка, дуновения ветра снег легко соскальзывает с их ветвей. Потому ветки ели под тяжестью снега не обламываются. Эти деревья не сбрасывают всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Но их листья-хвоинки опадают понемногу. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.
— Осень: Посмотрите, кто знает, как называется это дерево?
(Ребята рассматривают лиственницу).
— Осень: Конечно это – лиственница. А почему это хвойное дерево получило такое название?
— Осень: Правильно, потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.
— Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Деревья» и покажем Осени, что вы умеете различать хвойные и лиственные деревья. Если я назову название хвойного дерева, то вы поднимите руки вверх, а если лиственного – то присядете.
(Учитель в разнобой называет названия лиственных и хвойных деревьев.)
Остановка № 4 «Загадочная».
— Осень: Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь. Ребята, посмотрите на землю под этой старой осиной. Здесь валяется много веточек разной длины. Рассмотрите их.
(Дети рассматривают веточки.)
— Учитель: Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки — почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.
(Дети рассматривают веточки.)
— Учитель: Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью — ветвепад.
Остановка № 5 «Игровая».
— Осень: А теперь давайте поиграем. Угадайте, с какого дерева этот листок.
Осень держит в руке листья разных деревьев. Показывает ребятам листок одного из деревьев и предлагает им подбежать к этому дереву.
Осень раздает каждому ученику по одному листку и говорит: «Когда я скажу «Раз, два, три – беги», каждый из вас должен подбежать к тому дереву, листок с которого держит в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы». Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.
III Подведение итогов экскурсии.
— Осень: Вот и закончилась наша экскурсия в осенний лес. Сегодня вы узнали и увидели много нового и интересного. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью?
— Учитель: Посмотрите, друг на друга, как здорово вас раскрасила художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему?
— Учитель: Правильно, потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.
— Учитель: Давайте поблагодарим Осень за гостеприимство, за красоту и радость, которыми она щедро поделилась с нами. И подарим ей несколько поэтических строк.
(Дети читают наизусть несколько стихотворений об осени. Варианты стихотворений могут быть разные)
Осень
М. Геллер
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава,
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
Озорники
Л. Разводова
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, —
Дождь из листиков и я.
— Осень: Мне очень понравились ваши стихи. В подарок я вам дарю возможность порадовать своих близких большим ярким букетом осенних листьев. До свидания!
Список используемых материалов
1. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Наш мир: учебник. — М.: Академкнига / Учебник, 2007.
2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Давай знакомиться, мир: хрестоматия. — М.: Академкнига / Учебник, 2007.
3. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Окружающий мир: методическое пособие. — М.: Академкнига / Учебник, 2007.
Источник