Государства, которые находятся в процессе перехода от централизованного командно-административного управления к рыночной экономике называются странами с переходной экономикой.
В результате распада социалистической системы в конце 80-х годов XX века образовалась группа стран, которым предстояло совершить переход к основам рыночных отношений. Причем, государства постсоветского пространства должны были создать несуществующие ранее хозяйственно-политические институты рыночной экономики.
Классификация стран с переходной экономикой
Страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория;
Страны Балтии: Латвия, Литва, Эстония;
Страны СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан;
Страны бывших советских республик, не входящие в состав СНГ: Грузия, Украина;
Страны Азии: Вьетнам, Камбоджа, Китай, Монголия, Лаос.
Характеристика экономики переходного периода
Суть состояния переходной экономики заключается в преобразовании политической и экономической основы действующей системы, развитии новых форм и создании базиса для перехода к рыночной экономике. Этот переходный процесс характеризуется инерционностью из-за давления существующих отношений и форм собственности.
Переходная экономика имеет ряд ключевых особенностей. Рассмотрим каждое по отдельности.
Переплетение старых и новых экономических форм, и отношений
Переходная экономика характеризуется смешением как старых, так и новых форм хозяйственных связей, типов собственности, типов взаимодействия между физическими и юридическими лицами, участвующими в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.
Элементы предыдущей системы: государственные предприятия, совхозы и колхозы, производственные кооперативы, личные подсобные хозяйства, функционирующие в новых условиях, изменяют свои функции и содержание. Вместе с этим появляются новые элементы, не существующие в старой экономической системе: биржи, коммерческие банки, фермерские хозяйства, негосударственные фонды, частные предприятия.
Многоукладность
Для переходного периода характерно наличие различных форм осуществления хозяйственной деятельности, организации хозяйства, форм собственности.
Например, в России на данный момент существует государственная и частная собственность. Развитие частного производства объединило труд и капитал. Это привело к появлению двух направлений в отношении частной собственности:
На основе наемного труда – это предприятия, собственниками которых не являются наемные работники;
На основе коллективных форм собственности – это акционерные общества, коллективные предприятия, коллектив арендаторов.
Неустойчивость развития
Экономика переходного периода характеризуется поиском новых форм экономических отношений на существующем старом базисе. Так как не созданы новые экономические институты и правила, происходит конфликт интересов, допускаются ошибки и просчеты.
Альтернативность развития
Развитие событий имеет фактор многовариантности. Существует возможность выбора наиболее благоприятного исхода. Однако не всегда экономические реформы дают ожидаемый эффект. В результате могут сформироваться различные варианты хозяйственного уклада.
Преобразования в аграрной сфере России привели к формированию многоукладной экономики сельского хозяйства, основанной на разных способах экономической деятельности:
коллективный сектор (приемники колхозов и совхозов – крупные сельхозпредприятия, на долю которых приходится 52% производимой продукции);
личные подсобные хозяйства (доля производимой продукции составляет 45%);
фермерские хозяйства (доля в общем объеме производимой продукции – 3%).
Таким образом, для российского села характерно сосуществование различных хозяйственных укладов.
Противоречивость
Возникающие противоречия между субъектами хозяйственной деятельности могут привести к конфликту интересов между слоями общества и социальным катаклизмам.
Особенности переходного периода в странах СНГ
Сложность переходного периода в странах, бывших в составе СССР, обусловлена рядом сложившихся негативных факторов:
разрыв хозяйственных связей после развала СССР;
неконтролируемая приватизация ключевых государственных предприятий;
закрепление валюты – доллара США;
резкое падение темпов производства;
дефицит товаров и услуг;
резкое падение национальной валюты;
дефицит госбюджета;
на фоне гиперинфляции и снижения ВВП расслоение и обнищание населения.
Бюджетные ограничения привели к безработице и демографическому кризису. Одним из выходов в создавшейся ситуации оказалась «шоковая терапия». Классический пример – Польша. Однако, введение «шоковой терапии» не дало ожидаемого эффекта. Высокая инфляция привела к падению уровня жизни большей части населения и, как следствие, к усилению социального неравенства.
Особенности переходного периода в странах Азии
Экономические реформы в странах азиатского региона происходили при более благоприятных условиях, чем в европейских странах: устойчивая политическая ситуация, развитый сельскохозяйственный сектор.
Начальный этап переходного периода в странах Индокитая охарактеризовался тяжелой инфляцией, но жесткая экономическая политика позволила снизить ее до приемлемого уровня. В отличие от европейских стран, рост производства стран азиатского региона оставался положительным. Эта ситуация сложилась благодаря тесной взаимосвязи с сельскохозяйственным сектором и реформам в использовании земли.
Реформы в Китае стимулировали сельское население, предоставляя среднесрочную аренду сельхозугодий и свободу в использовании излишков.
Во Вьетнаме пересмотрели условия владения землей и разрешили реализовывать излишки по рыночным ценам через собственные торговые точки.
Выбранная стратегия не может быть реализована в европейских странах, где существует крупный промышленный сектор с меньшей долей сельскохозяйственного производства.
Проблемы экономики переходного периода
Основной проблемой переходного периода является отсутствие институтов рыночной экономики. Новые экономические организации и субъекты хозяйствования только формируются, что вызывает трудности в функционировании рыночных отношений.
По мнению экономистов, переходный период должен длиться в среднем 15 лет. В наиболее развитых странах Центральной и Восточной Европы этот процесс завершится в ближайшее время.
В России преобразования идут медленнее. С одной стороны, это связано с политическим кризисом на Украине, который замедлил темпы роста стран с переходной экономикой. С другой стороны, тормозит отсутствие новых экономических форм и институтов рыночных отношений.
Условно, этап перехода завершится, когда будут достигнуты темпы роста объемов производства докризисного периода и улучшится уровень жизни большей части населения России.
Источник
Переходная экономика — Transition economy
Часть серии по
Экономические системы
Ассоциативный
Капиталистический
Корпоративный
Демократичный
Laissez-faire
Меркантилист
Неолиберальный
Неомеркантилист
Протекционист
Социальный рынок
состояние
Благосостояние
Демократичный
Фашист
Феминистка
Грузин
Зеленый
Религиозный
Христианин
Исламский
Социалистический
Анархист
Коммунист
Коммунист
Рыночный социалист
Мутуалист
Совместный
Социалистический рынок
Социалистический рынок
Синдикалист
Социальный кредит
Традиционалист
Корпоративист
Дистрибьютор
Феодализм
Азиатский
Восточная Азия
китайский язык
Сингапурский
Европейский
Англосаксонский
Немецкий
Скандинавский
Рейнский
Советский
Латинская Америка
Социализм 21 века
С переходной экономикой или переходной экономики является экономика , которая меняется от централизованной плановой экономики к рыночной экономике . Страны с переходной экономикой претерпевают ряд структурных преобразований, направленных на развитие рыночных институтов. К ним относится экономическая либерализация , когда цены устанавливаются рыночными силами, а не централизованной плановой организацией. Помимо снятия торговых барьеров, предпринимаются попытки приватизировать государственные предприятия и ресурсы, государственные и коллективно управляемые предприятия реструктуризируются в коммерческие предприятия , и создается финансовый сектор для облегчения макроэкономической стабилизации и движения частного капитала . Этот процесс применялся в Китае , странах бывшего Советского Союза и странах Восточного блока Европы и некоторых странах третьего мира , и была проведена детальная работа по его экономическим и социальным последствиям.
Процесс перехода обычно характеризуется изменением и созданием институтов, особенно частных предприятий ; изменение роли государства, как следствие, создание принципиально иных государственных институтов и продвижение частных предприятий, рынков и независимых финансовых институтов. По сути, один из способов перехода — это функциональная реструктуризация государственных институтов, превратив их из источника роста в фактор, способствующий его развитию, а частный сектор будет его двигателем. Другой переходный режим — это изменить способ роста экономики и отработать режим. Отношения между этими двумя переходными режимами — микро и макро, частичные и целые. Подлинно переходная экономика должна включать как микропереход, так и макропереход. Из-за различных начальных условий во время зарождающегося процесса перехода от плановой экономики к рыночной, страны используют разные модели перехода. Такие страны, как Китай и Вьетнам, приняли режим постепенного перехода, однако Россия и некоторые другие страны Восточной Европы, такие как бывшая Социалистическая Республика Югославия, использовали более агрессивную и ускоренную модель перехода.
Термин «переходный период» также используется для описания процесса перехода от капитализма к первой стадии социализма, предшествующей установлению полностью развитого социализма (также известного как коммунизм).
Содержание
Индикаторы перехода
Существование прав частной собственности может быть самым основным элементом рыночной экономики, и поэтому реализация этих прав является ключевым показателем переходного процесса.
Основными составляющими переходного процесса являются:
Либерализация — процесс, позволяющий определять большинство цен на свободных рынках и снижение торговых барьеров, которые прервали контакт со структурой цен в странах с мировой рыночной экономикой.
Макроэкономическая стабилизация — установление контроля над инфляцией и ее снижение с течением времени после первоначального всплеска высокой инфляции, который следует из либерализации и высвобождения отложенного спроса. Этот процесс требует дисциплины в отношении государственного бюджета и роста денежной массы и кредита (то есть дисциплины в налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике), а также продвижения к устойчивому платежному балансу.
Реструктуризация и приватизация — создание жизнеспособного финансового сектора и реформирование предприятий в этих странах, чтобы дать им возможность производить товары, которые можно было бы продавать на свободных рынках, и передать их собственность в частные руки.
Правовые и институциональные реформы — новое определение роли государства в экономике этих стран, установление верховенства закона и введение соответствующей политики в области конкуренции.
По словам Олега Гаврилишина и Томаса Вольфа из Международного валютного фонда , переход в широком смысле означает:
либерализация экономической деятельности, цен и рыночных операций, наряду с перераспределением ресурсов для их наиболее эффективного использования;
разработка косвенных рыночных инструментов макроэкономической стабилизации;
достижение эффективного управления предприятием и экономической эффективности, обычно посредством приватизации;
введение жестких бюджетных ограничений, которые создают стимулы для повышения эффективности; и
создание институциональной и правовой основы для защиты прав собственности, верховенства закона и прозрачных правил выхода на рынок.
Эдгар Файги, осознавая необходимость компромисса между эффективностью и справедливостью, предполагает, что социальные и политические издержки переходных преобразований могут быть уменьшены путем принятия методов приватизации, которые носят эгалитарный характер, тем самым обеспечивая сеть социальной защиты для смягчения разрушительных последствий переходный процесс.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) разработал набор показателей для оценки прогресса в переходе. Система классификации была первоначально создана в Отчете о переходном процессе ЕБРР за 1994 год, но в последующих отчетах она была уточнена и изменена. Общие показатели перехода ЕБРР:
Масштабная приватизация
Малая приватизация
Управление и реструктуризация предприятий
Либерализация цен
Торгово-валютная система
Политика конкуренции
Банковская реформа и либерализация процентных ставок
Рынки ценных бумаг и небанковские финансовые учреждения
Реформа инфраструктуры
Контекст
Экономическое недомогание, поразившее страны СЕС — низкие темпы роста и уменьшающаяся отдача от инвестиций — заставило многих отечественных и западных экономистов отстаивать рыночные решения и последовательную программу экономических реформ. Было признано, что микроэкономическую реформу и макроэкономическую стабилизацию необходимо тщательно сочетать. Либерализация цен без предварительных корректирующих мер по устранению макроэкономических дисбалансов, включая растущий бюджетный дефицит, рост денежной массы из-за высокого уровня заимствований государственными предприятиями и накопленные сбережения домашних хозяйств (« денежный навес ») может привести к в макроэкономической дестабилизации вместо микроэкономической эффективности. Если предприниматели не пользуются надежными правами собственности, а фермеры не владеют своими фермами, процесс шумпетерианского « созидательного разрушения » ограничит перераспределение ресурсов и не позволит прибыльным предприятиям расширяться, чтобы поглотить рабочих, уволенных в результате ликвидации нежизнеспособных предприятий. Ужесточение бюджетных ограничений на государственных предприятиях остановит истощение государственного бюджета из-за субсидий, но потребует дополнительных расходов для противодействия возникшей безработице и снижению совокупных расходов домашних хозяйств. Денежно-кредитный навес означал, что либерализация цен может преобразовать «подавленную инфляцию» в открытую инфляцию, еще больше повысить уровень цен и вызвать ценовую спираль. Переход к рыночной экономике потребует государственного вмешательства наряду с либерализацией рынка, приватизацией и дерегулированием. Может потребоваться нормирование основных потребительских товаров, торговые квоты и тарифы, а также активная денежно-кредитная политика для обеспечения достаточной ликвидности для поддержания торговли. Помимо тарифной защиты, в некоторых случаях также считались необходимыми меры по контролю за бегством капитала.
Переход на практике
Наиболее влиятельная стратегия перехода к рыночной экономике была принята Польшей, начатой в январе 1990 года. На эту стратегию сильно повлияли анализы МВФ и Всемирного банка успешных и неудачных программ стабилизации, которые были приняты в Латинской Америке в 1980-х годах. Стратегия включает ряд взаимозависимых мер, включая макроэкономическую стабилизацию; либерализация оптовых и розничных цен; снятие ограничений на развитие частных предприятий и приватизация государственных предприятий; отмена субсидий и введение жестких бюджетных ограничений; и создание ориентированной на экспорт экономики, открытой для внешней торговли и инвестиций. Создание сети социальной защиты, ориентированной на отдельных лиц, чтобы компенсировать отказ от гарантий занятости и отмена контроля над ценами на товары первой необходимости, также было частью стратегии.
На выбор стратегии перехода повлияло критическое состояние большинства постсоциалистических стран. Лица, определяющие политику, были убеждены, что политическое доверие превалировало над планом последовательных реформ и что меры макроэкономической стабилизации были приняты раньше, чем структурные меры, реализация которых по своей природе займет больше времени. «Доверие» к переходному процессу повысилось благодаря принятию Вашингтонского консенсуса, за который выступили МВФ и Всемирный банк. Стабилизация считалась необходимостью в Венгрии и Польше, где дефицит государственного бюджета вырос, а внешние долги стали больше, чем способность страны обслуживать. Западные советники и местные эксперты, работающие с национальными правительствами и МВФ, представили программы стабилизации, направленные на достижение внешнего и внутреннего баланса, которые получили название шоковой терапии . Утверждалось, что «пропасть в два прыжка нельзя перепрыгнуть».
Многие иностранные советники, в основном из США, Великобритании и Швеции, часто работали по контрактам с международными финансовыми учреждениями и двусторонними или многосторонними программами технической помощи. Они выступали за свободную торговлю и конвертируемость обменного курса, а не за торговую защиту и контроль над капиталом, которые могли сдерживать бегство капитала. Они обычно поддерживали приватизацию без предварительной реструктуризации промышленности; Исключение составляет Восточная Германия, где Treuhand (Доверительное агентство) готовило государственные предприятия к выходу на рынок со значительными затратами для правительства. Западные программы технической помощи были учреждены Европейским Союзом — через программы Phare и TACIS — и другими донорами (включая US AID, UK Know-how Fund и ПРООН), а также МВФ, Всемирным банком, ЕБРР и KfW, которые также авансированные кредиты на стабилизацию, структурную перестройку, реструктуризацию промышленности и социальную защиту. Техническая помощь оказывалась посредством обмена государственными служащими и консультантами по вопросам управления, включая Agriconsulting, Atos, COWI, Ernst & Young, GOPA, GTZ, Human Dynamics, Idom, IMC Consulting, Louis Berger, NIRAS, PA Consulting, PE International, Pohl. Консалтинг, PwC и SOFRECO.
Ожидалось, что введение конвертируемости текущего счета и либерализация внешней торговли вызовут девальвацию валюты, которая поддержит рост за счет экспорта . Однако, когда цены вышли из-под контроля, предприятия и розничные торговцы повысили свои цены до уровня, преобладающего на черном рынке, или до уровня мировых цен, изначально принося им непредвиденную прибыль. Потребители отреагировали сокращением своих покупок и заменой более качественных импортных товаров на товары отечественного производства. Падение продаж привело к краху многих отечественных предприятий с увольнением персонала или сокращением рабочего времени и оплаты. Это еще больше снизило платежеспособный спрос. Поскольку импорт рос, а экспортеры не могли использовать возможности на мировых рынках из-за низкого качества их продукции и отсутствия ресурсов для инвестиций, торговый дефицит увеличивался, оказывая понижательное давление на обменный курс. Многие оптовые и розничные торговцы отмечали цены в соответствии с их долларовой стоимостью, а падение обменного курса способствовало инфляции. Центральные банки нескольких стран повысили процентные ставки и ужесточили условия кредитования, лишив государственные учреждения и предприятия оборотного капитала. Они, в свою очередь, обнаружили невозможность своевременной выплаты заработной платы, что еще больше снизило платежеспособный спрос.
Воздействие традиционных переходных стратегий оказалось дестабилизирующим в краткосрочной перспективе и привело к обнищанию населения в долгосрочной перспективе. Объем производства снизился намного больше, чем ожидалось. Спад производства продолжался до 1992–1996 годов во всех странах с переходной экономикой. К 1994 году объем производства снизился во всех странах с переходной экономикой на 41 процент по сравнению с уровнем 1989 года. Страны Центральной и Восточной Европы снова начали расти примерно в 1993 году, а Польша, которая начала свою программу перехода, раньше всех вышла из рецессии в 1992 году. Страны Балтии вышли из рецессии в 1994 году, а остальные страны бывшего Советского Союза — примерно в 1996 году. Инфляция оставалась более 20 процентов в год (за исключением Чешской Республики и Венгрии) до середины 1990-х годов. Во всех странах с переходной экономикой пиковый годовой уровень инфляции составил 2632 процента (4645 процентов в СНГ). Безработица выросла, а заработная плата упала в реальном выражении, хотя в России и других странах СНГ уровень безработицы, зарегистрированный на биржах занятости, оставался низким. Обследования рабочей силы, проведенные Международной организацией труда, показали значительно более высокий уровень безработицы и значительную внутреннюю миграцию. Высокие процентные ставки вызвали «кредитный кризис» и увеличили задолженность между предприятиями и препятствовали расширению малых и средних предприятий, которым часто не хватало связей для получения финансирования на законных основаниях.
Со временем отечественные производители смогли модернизировать свои производственные мощности, и в страны с переходной экономикой были привлечены прямые иностранные инвестиции. Появились более качественные потребительские товары местного производства, которые отвоевали долю рынка за счет импорта. Стабилизация обменного курса была затруднена из-за крупномасштабного бегства капитала, когда местные агенты отправляли часть своих доходов за границу в места, где, по их мнению, их капитал был более безопасным. Обещание членства в Европейском союзе и принятие законодательства и правил ЕС ( acquis или acquis communautaire Сообщества ) помогли обеспечить доверие к правам собственности, а также к экономическим и государственным учреждениям в большей части Центральной и Восточной Европы.
Некоторые экономисты утверждали, что показатели роста в странах с переходной экономикой обусловлены низким уровнем развития, десятилетиями торговой изоляции и перекосами в социалистической плановой экономике. Они подчеркнули, что принятые стратегии переходного периода отражают необходимость разрешения экономического кризиса, охватившего социалистические плановые экономики, и главной целью является переход к капиталистической рыночной экономике, а не содействие экономическому росту и благосостоянию.
Но к 2000 году ЕБРР сообщил, что влияние исходной точки в каждой переходной экономике на процесс реформ ослабло. Хотя основы функционирующей рыночной экономики были заложены за счет устойчивой либерализации, всеобъемлющей приватизации, открытости для международной торговли и инвестиций, а также создания демократических политических систем, институциональные проблемы остаются. Либерализованные рынки не обязательно были конкурентными, и политическая свобода не мешала влиятельным частным интересам оказывать ненадлежащее влияние.
Спустя десять лет в Отчете о переходном периоде за 2010 год ЕБРР все еще обнаружил, что качество институтов, обеспечивающих рыночные условия, по-прежнему ниже того, что необходимо для хорошо функционирующей рыночной экономики. Рост в странах с переходной экономикой был обусловлен интеграцией торговли в мировую экономику с «впечатляющими» показателями экспорта, а также «быстрым притоком капитала и кредитным бумом». Но такой рост оказался нестабильным, и ЕБРР считает, что правительства стран с переходной экономикой должны способствовать развитию внутренних рынков капитала и улучшать деловую среду, включая финансовые учреждения, рынки недвижимости и инфраструктуру энергетики, транспорта и связи. ЕБРР выразил озабоченность по поводу независимости и правоприменения регулирующих органов, ценообразования и рыночной власти действующих операторов инфраструктуры.
Неравенство доходов, измеряемое коэффициентом Джини, значительно выросло в странах с переходной экономикой в период с 1987 по 1988 год и до середины 1990-х годов. Возникла бедность: от 20 до 50 процентов людей живут за национальной чертой бедности в странах с переходной экономикой. Программа развития ООН подсчитала, что общая бедность в Восточной Европе и СНГ увеличилась с 4 процентов населения в 1988 году до 32 процентов к 1994 году, или с 14 миллионов человек до 119 миллионов. Согласно данным опросов, в конце 1990-х годов безработица и уровень экономической неактивности оставались высокими.
К 2007 году, за год до начала мирового финансового кризиса, индекс ВВП достиг 112 по сравнению со 100 в 1989 году для стран с переходной экономикой. Другими словами, потребовалось почти 20 лет, чтобы восстановить уровень производства, существовавший до перехода. Индекс экономического производства (ВВП) в странах Центральной и Восточной Европы в 2007 году составил 151; для Балкан / Юго-Восточной Европы этот индекс составлял 111, а для Содружества Независимых Государств и Монголии — 102. Экономика нескольких стран СНГ на Кавказе и в Центральной Азии, а также Молдовы и Украины была значительно меньше, чем в 1989 году. .
Глобальная рецессия 2008-09 годов и кризис еврозоны 2011-13 годов дестабилизировали страны с переходной экономикой, снизили темпы роста и увеличили безработицу. Замедление экономики сказалось на государственных доходах и увеличило бюджетный дефицит, но почти все страны с переходной экономикой пережили частичное восстановление и с 2012 года поддерживали низкую и стабильную инфляцию.
Процесс
На практике траектории перехода значительно различаются. Некоторые страны экспериментировали с рыночными реформами в течение нескольких десятилетий, в то время как другие начали их относительно недавно (например, Северная Македония , Сербия , Черногория ) и Албания . В некоторых случаях реформы сопровождались политическими потрясениями, такими как свержение диктатора ( Румыния ), крах правительства ( Советский Союз ), провозглашение независимости ( Хорватия ) или интеграция с другой страной ( Восточная Германия ). . В других случаях экономические реформы проводились действующими правительствами, мало заинтересованными в политических изменениях ( Китай , Лаос , Вьетнам ). Траектории перехода также различаются с точки зрения степени отказа от централизованного планирования (например, высокая централизованная координация между государствами СНГ), а также масштабов предпринимаемых усилий по либерализации (например, относительно ограниченные в Румынии ). Некоторые страны, такие как Вьетнам, пережили макроэкономические потрясения в разные периоды переходного периода, даже в период переходного периода.
Согласно отчету Всемирного банка за 10 лет переходного периода, «. широкий разброс в производительности труда и капитала между типами предприятий в начале переходного периода и стирание этих различий между старым и новым секторами во время реформы обеспечивают естественную определение конца перехода «. Г-н Вито Танци, директор Департамента по финансовым вопросам МВФ, дал определение, что переход к рыночной экономике не завершится до тех пор, пока не будут функционировать финансовые институты и не будут реализованы разумные и доступные программы расходов, включая базовые системы социальной защиты для безработных, больных и малоимущих. пожилые, на месте. Г-н Танзи заявил, что эти программы расходов должны финансироваться из государственных доходов — за счет налогообложения — без чрезмерного бремени для частного сектора.
По мнению ЕБРР, хорошо функционирующая рыночная экономика должна включать в себя широкий спектр экономической деятельности, равенство возможностей и сближение доходов. Эти результаты еще не были достигнуты к 2013 году, и прогресс в создании хорошо функционирующей рыночной экономики застопорился с 1990-х годов. По оценке ЕБРР показателей переходного периода, страны с переходной экономикой «застряли в переходном процессе». Либерализация цен, приватизация малых предприятий и открытие торговых и валютных рынков были в основном завершены к концу 1990-х годов. Однако экономические реформы замедлились в таких областях, как управление, реструктуризация предприятий и политика в области конкуренции, которые по-прежнему существенно ниже стандартов других развитых стран с рыночной экономикой.
Неравенство возможностей было выше в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии, чем в некоторых других развитых странах Западной Европы (за исключением Франции, где неравенство возможностей было относительно высоким). Наибольшее неравенство возможностей было обнаружено на Балканах и в Центральной Азии. Что касается правового регулирования и доступа к образованию и медицинским услугам, неравенство возможностей, связанное с полом, было низким в Европе и Центральной Азии, но от среднего до высокого в отношении трудовой практики, занятости и предпринимательства, а также доступа к финансам . В Центральной Азии женщины также испытывали значительный недостаток доступа к услугам здравоохранения, как и в арабских странах. В то время как многие страны с переходной экономикой показали хорошие результаты в отношении начального и среднего образования и соответствовали уровню, доступному во многих других развитых странах, они были более слабыми в отношении профессиональной подготовки и высшего образования.
За десятилетие с 1994 по 2004 годы страны с переходной экономикой частично преодолели разрыв в доходе на душу населения со средним показателем для Европейского союза по паритету покупательной способности. Эти достижения были обусловлены устойчивым ростом производительности, поскольку устаревшие основные фонды были списаны, а производство было перемещено, чтобы воспользоваться преимуществами открытия внешней торговли, либерализации цен и прямых иностранных инвестиций. Однако быстрые темпы роста в тот период наверстывания упали с конца 2000-х годов, и перспективы сближения доходов уменьшились, согласно прогнозу ЕБРР, если не будут проведены дополнительные структурные реформы, направленные на повышение производительности.
Недавняя история переходного периода свидетельствует о том, что слабые политические институты и укоренившиеся группы интересов препятствовали экономической реформе. В отчете ЕБРР о переходном процессе за 2013 год рассматривается взаимосвязь между переходным процессом и демократизацией. В отчете признается, что научная литература разделилась по вопросу о том, способствует ли экономическое развитие демократии, но утверждалось, что, тем не менее, гипотеза получила сильную эмпирическую поддержку. Это предполагает, что страны с высоким уровнем неравенства менее склонны поддерживать ограниченное и подотчетное государство. В целом, доля населения с доходом от 10 до 50 долларов США в день (так называемый «средний класс») коррелирует с уровнем демократии; однако эта корреляция исчезла в странах с переходной экономикой с высоким уровнем неравенства доходов. В странах с большими запасами природных ресурсов, например в странах-производителях нефти и газа, таких как Россия и Казахстан, правительства были менее подотчетными, и они сталкивались с меньшим давлением со стороны избирателей, чтобы бороться с влиятельными заинтересованными сторонами, поскольку правительство могло полагаться на ренту за ресурсы и не облагало население высокими налогами. . Страны с сильной институциональной средой, то есть с эффективным верховенством закона, защищенными правами собственности и безупречным государственным и корпоративным управлением, были лучше подготовлены для привлечения инвестиций и проведения реструктуризации и изменения регулирования.
Чтобы ускорить дальнейшие экономические реформы и вырваться из порочного круга, в Докладе ЕБРР о переходном процессе за 2013 год странам с переходной экономикой предлагается:
Открытие торговли и финансов, что сделало реформу более устойчивой к давлению населения («неприятие рынка») и означало, что страны могли получить доступ к единому рынку ЕС либо в качестве государств-членов, либо через соглашения об ассоциации (например, те, которые обсуждаются с Украиной, Молдовой и Грузией. );
Поощрять прозрачное и подотчетное правительство с вниманием СМИ и гражданского общества и политической конкуренцией на выборах;
Инвестируйте в человеческий капитал, особенно за счет повышения качества высшего образования.
Страны с переходной экономикой
Хотя термин «страны с переходной экономикой» обычно охватывает страны Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза , этот термин может иметь более широкий контекст. За пределами Европы есть страны, которые переходят от командной экономики социалистического типа к рыночной экономике (например, Китай). Несмотря на такие движения, некоторые страны предпочли остаться несвободными государствами в отношении политических свобод и прав человека.
В более широком смысле определение переходной экономики относится ко всем странам, которые пытаются изменить свои основные конституционные элементы в сторону основ рыночного стиля. Их происхождение могло быть также в постколониальной ситуации, в жестко регулируемой экономике азиатского типа , в постдиктатуре Латинской Америки или даже в какой-то экономически слаборазвитой стране в Африке .
В 2000 году МВФ перечислил следующие страны с переходной экономикой:
Европа МВФ (2000 г.), Всемирный банк (2002 г., 2009 г.)
В переходный период
Переход завершен (2019 г.)
Албания
Армения
Беларусь
Босния и Герцеговина 1
Грузия
Косово 1
Северная Македония
Молдова
Черногория 1
Сербия 1
Украина
Болгария
Хорватия
Чехия
Эстония
Венгрия
Латвия
Литва
Польша
Румыния
Словацкая Республика
Словения
1 — Оценка Всемирного банка
Другие страны (МВФ, 2000)
В переходный период
Россия
Центральная и Юго-Восточная Азия
Казахстан
Кыргызская Республика
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан
Кроме того, в 2002 году Всемирный банк определил Боснию и Герцеговину и Союзную Республику Югославию (позднее Сербия и Черногория ) как страны с переходной экономикой. В 2009 году Всемирный банк включил Косово в список стран с переходной экономикой. Некоторые исследования Всемирного банка также включают Монголию . По данным МВФ, Иран находится в процессе перехода к рыночной экономике, демонстрируя ранние стадии переходной экономики.
Восемь стран- кандидатов первой волны, которые присоединились к Европейскому союзу 1 мая 2004 г. ( Чешская Республика , Эстония , Венгрия , Латвия , Литва , Польша , Словакия , Словения ), и две страны- кандидаты второй волны, присоединившиеся 1 января 2007 г. ( Румыния и Болгария ) завершили переходный процесс. По данным Всемирного банка , «переходный период окончен» для 10 стран, вступивших в ЕС в 2004 и 2007 годах. Его также можно понимать как все страны Восточного блока.
Отрасль экономики
Экономика переходного периода — это особая отрасль экономики, занимающаяся преобразованием плановой экономики в рыночную. Это стало особенно важным после краха коммунизма в Центральной и Восточной Европе . Экономика переходного периода исследует, как экономика должна реформироваться, чтобы поддержать капитализм и демократию. Обычно есть две стороны: одна выступает за быструю трансформацию, а другая — за постепенный подход. Книга Жерара Ролана « Переход и экономика». Политика, рынки и фирмы (MIT Press, 2000) дает хороший обзор этой области. Более свежий обзор представлен Мартином Мьянтом и Яном Драхокупилом в книге «Страны с переходной экономикой: политическая экономия в России, Восточной Европе и Центральной Азии ».