ВВП и общественное благосостояние
ВВП – показатель общего экономического состояния страны. Он дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны. Но ВВП не отражает социальное состояние нации. Поэтому его нельзя считать показателем благосостояния общества.
Этот показатель не учитывает также свободное время, которое возрастает за счет сокращения рабочей недели, роста числа выходных, отпусков и праздников. Свободное время – это показатель благосостояния народа, по его величине можно судить о жизненном уровне населения.
ВВП не отражает улучшения качества товаров, изменения в структуре потребления (кастрюли или книги) и распределении (у одних – больше, у других – меньше) товаров среди населения. А это самым непосредственным образом характеризует состояние общества.
Кроме того, рост ВВП не всегда показывает рост благосостояния, так как одновременно с объемом производства может расти численностьнаселения страны, в результате чего выпуск товаров на душу населения будет сокращаться.
Валовой внутренний продукт (ВВП) –это совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг, созданных на территории данной страны в течение года с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.
Обратим внимание на следующие особенности показателя ВВП. Во-первых, это стоимостной показатель, все товары и услуги учитываются в денежной форме. Во-вторых, это временной показатель, т.е. он учитывает объем производства за определенный период времени, как правило, за год. В-третьих, ВВП учитывает все произведенные за рассматриваемый период времени товары и услуги, независимо от того, успели их реализовать или они лежат на складах или на полках магазинов. В-четвертых, в показателе ВВП учитывается только конечная продукция.
Итак, основными принципами расчета ВВП являются:
1) исключение двойного счета, т.е. учет конечных, а не промежуточных товаров.
Конечные продукты –товары и услуги, которые покупаются для конечного использования, а не для дальнейшей обработки, переработки или перепродажи. Поскольку многие продукты продаются несколько раз, прежде чем войдут в конечный продукт, учет стоимости промежуточных товаров приведет к многократному завышению стоимости ВВП;
2) исключение из расчета непроизводительных сделок, т.е. тех сделок, за которыми не стоит увеличение производства товаров и услуг.
Непроизводительными сделками являются:
• чисто финансовые сделки. Они бывают трех видов:
1) купля-продажа ценных бумаг; 2) государственные трансфертные (переводные) платежи, выплачиваемые государством отдельным категориям граждан (выплаты по социальному страхованию, по безработице, пенсии, пособия, стипендии); 3) частные трансфертные платежи, например разовые дары от родственников, ежемесячные субсидии студентам от своих родителей;
• продажа подержанных вещей. Каждая вещь должна быть учтена при расчете ВВП только один раз. Если учитывать все сделки по перепродаже подержанных вещей, то это приведет к завышению объема годового производства.
На стадии конечного использования продукта и национального дохода (метод расчета по расходам) ВВП определяется как сумма следующих компонентов.
1. Личные потребительские расходы, обозначаемые английской буквой С (от англ. consumption — потребление), – это расходы домашних хозяйств на товары текущего потребления (хлеб, молоко, овощи, одежду, обувь), предметы потребления длительного пользования (автомобили, холодильники и т.п.) и потребительские расходы на услуги (врачей, парикмахеров, юристов и т.д.).
2. Валовые частные внутренние инвестиции, обозначаемые английскими буквами Ig (от англ. investment — инвестиции), включают производственные капиталовложения или инвестиции в основное производство, состоящие из всех конечных покупок машин, оборудования и станков, затрат на новое строительство, в том числе жилищное, и прироста запасов. Валовые инвестиции можно также представить как сумму чистых инвестиций (In) и амортизации (А), т.е. отчислений на потребление капитала:
3. Государственные закупки товаров и услуг, обозначаемые английской буквой G (от англ. goverment — правительство), включают все государственные расходы на конечную продукцию предприятий и на все прямые покупки ресурсов (например, на содержание армии и государственного аппарата, затраты на строительство и содержание школ, детских садов, поликлиник, музеев и т.п.), но исключают все государственные трансфертные платежи, так как они отражают не текущее производство, а лишь передачу государственных доходов отдельным семьям и индивидам:
4. Чистый экспорт, обозначаемый Хn, сальдо экспорта и импорта, т.е. разница между величиной экспорта и импорта.
Суммарные расходы ВНП можно записать в виде формулы
ВНП = С + I + G +Xn.
Это выражение является основным макроэкономическим тождеством.
Естественно, что результаты расчета ВВП каждым из рассмотренных нами методов должны быть абсолютно одинаковыми. Если при определении ВВП получается, что сумма расходов превышает суммудоходов, то это означает, что данная страна живет в долг и рано или поздно с ним нужно будет рассчитываться.
Источник
ВВП как показатель благосостояния
Рассмотрев три главные цели экономической политики, обратимся к совокупности следующих соподчиненных, уже практически ориентированных целей. Они представляют собой методы достижения высшей цели — обеспечение благосостояния нации. На практике они реализуются как стремление к максимальному росту ВВП. Задача государства при этом — проводить такую экономическую политику, чтобы масштабы и пропорции создаваемого ВВП были в наибольшей степени оптимальными. Эта цель представляется на первый взгляд ясной и четкой.
Однако в реальной практике ориентация на показатель роста ВВП тоже довольно сложна. Данный индекс не во всем точно отражает качество и уровень жизни.
При использовании показателя ВВП в качестве критерия уровня благосостояния важно учитывать не только его абсолютный, но и относительный объем. Речь идет о показателе ВВП на душу населения. При этом многое решает пропорция между темпами роста ВВП и увеличением численности населения. Если прирост населения происходит быстрее увеличения ВВП (как это наблюдается в настоящее время в некоторых развивающихся странах), тогда реальный уровень благосостояния (несмотря на абсолютный рост ВВП) понижается.
Существует еще одна слабая сторона показателя ВВП применительно к оценке благосостояния. Она, как известно, определяется не только произведенным объемом продукта, но и характером его распределения. Определенный темп роста ВВП не во всем однозначно показывает аналогичный прирост благосостояния всей нации.
Все это приводит к выводу: формулировка основной цели экономической политики как роста благосостояния не дает точных и однозначных экономических ориентиров для конкретной выработки стратегии. Именно поэтому в конкретной практике требуется введение системы более частных, масштабно четко определяемых целевых установок.
Прикладные задачи
Практика экономической политики в странах с развитой рыночной экономикой выработала стандартную группу показателей, совокупность которых вполне реально выражает итоговую цель регулирования экономики. Безусловно, в отдельных странах или в определенные отрезки времени состав такой совокупности может несколько изменяться — по количеству намечаемых целей, по иерархической их расстановке. Однако в принципе он имеет устойчивое ядро.
В экономической литературе отмечаются обычно четыре прикладные задачи (своего рода конкретно-целевая группа):
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
- внешнеэкономическое равновесие.
Экономический рост
В сложившейся системе экономических взглядов в западных странах цель экономического роста считается обычно ведущей конкретной целью. Ее реализация планируется в рамках абсолютного и относительного возрастания ВВП.
Среди экономистов наряду с общим мнением о важности показателя экономического роста имеются немалые расхождения по вопросу о степени роста и методах его обеспечения. На страницах печати выступают как сторонники активного экономического роста, так и приверженцы спокойного устойчивого равновесного состояния экономики. Не случайно поэтому использование многих уточняющих определений категории роста: «равновесный», «соразмерный», «постоянный», «оптимальный», «максимальный». Существует также теория, согласно которой рекомендуется «нулевой рост» — ради сохранения окружающей среды и более длительной возможности использования сырьевых природных резервов. Однако четкую количественную оценку дать такому варианту сложно.
В целом наибольшая важность показателя экономического роста в том, что он может отражать рост реального ВВП и прогресс в области производительности труда. Недостаток его в следующем: он не отражает социальное неравенство в распределении продукта и негативные последствия экономической динамики для природной среды.
Занятость
Совместимой с целью экономического роста является другая цель — обеспечение полной занятости. Она предполагает достижение максимально возможного в долгосрочном плане стабильного использования трудоспособного населения. Более конкретно это означает борьбу с безработицей, создание новых рабочих мест. Данные меры в развитых странах принято называть политикой по обеспечению занятости.
Полная занятость обеспечивает оптимальный экономический рост, поскольку именно на основе использования всего имеющегося потенциала можно достичь максимального увеличения масштабов производства. Однако, как бы ни был важен экономический рост, надо исходить из реалий: избавиться от определенных форм безработицы (фрикционной, сезонной) общество не в состоянии. Определенная доля лиц, не имеющих работу, всегда существует в рыночной экономике. Принято считать, что состояние полной занятости достигается уже тогда, когда степень безработицы (соотношение численности не имеющих работы и численности трудоспособного населения) составляет от 1,5 до 4%. Совершенно очевидно, что превышение данной нормы является опасным социальным явлением. Конкретный допустимый уровень безработицы в немалой степени зависит от социально-политической обстановки в той или иной стране.
Стабильность цен
Цель стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты считается достигнутой в том случае, если норма инфляции составляет 1–2% в год. Такой уровень получил в западной печати образное обозначение — «ползучая инфляция». Полностью застывший уровень цен экономика обеспечить не может: постоянно меняются объемы спроса, предложения, соотношение между ними. Масса факторов воздействует также на уровень издержек при производстве товаров и услуг.
Уровень роста цен, превышающий указанную норму, ведет к потере устойчивости национальной валюты. Это, в конечном счете, ставит под вопрос и существование всей системы рынка. Устойчивый процесс денежного обращения играет роль кровеносной системы для экономики. Поэтому данная конкретная цель экономической политики является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Внешний аспект
Выполнение трех перечисленных ранее целей обеспечивает достижение в рамках национальной экономики макроэкономического равновесия. Однако прослеживается закономерность: чем более высоким уровнем развития обладает экономика страны, тем более открытой она становится к внешней сфере (безусловно, на эту зависимость влияют и дополнительные факторы).
Причина этого заключается в том, что рыночная система имеет три формы проявления: формирование (возникновение), качественное развитие, пространственное распространение (экспансия). В этом смысле рыночная система воспроизводит три формы существования живой природы, которые обусловлены ее законами. Необходимо помнить, что экономика есть институциональное отражение живой системы.
При активной экспансии во внешнюю сферу положение национальных экономик во многом зависит от достижения баланса, т. е. устойчивого состояния в системе внешнеэкономических отношений. В связи с этим и выделяется самостоятельная конкретная цель — обеспечение внешнеэкономического равновесия.
Задача данной целевой установки, как отмечается в западной экономической литературе, — снять преграды, стоящие на пути свободного межстранового, встречного перемещения потоков товаров и услуг, с одной стороны, и денег, капитала — с другой. Свобода международной торговли, движения факторов производства — естественное условие для успешного существования и роста рыночных структур. Однако каждая страна должна при этом стремиться к определенному равновесию в своей зарубежной экспансии. Если в живой природе в процессе пространственной экспансии большую роль играет соперничество отдельных видов, то и рыночная система, открытая (в целях экспансии), должна быть готова выдерживать конкуренцию и не давать оттеснить себя на периферию мирового рынка.
Задача экономической политики при этом — подстраховка национальной экономики в международном экономическом соперничестве. Конкретная цель в этой сфере может быть достигнута равенством в системе внешнеэкономических расчетов с другими странами. Такое балансирование в рамках рыночной среды создает возможность одновременной реализации экспансионистских устремлений разных стран. Правда, надо признать, что взаимная балансировка происходит на фоне повышения плотности экономического пространства, которое заполняется интенсивно, а конкуренция неизбежно растет. Поэтому для удержания равновесного внешнеэкономического баланса страны от ее руководителей требуется все больше умения, опыта, знаний.
Распределение доходов
Многие экономисты в пределах рассматриваемой конкретно-целевой группы называют также необходимость справедливого распределения доходов. Этот ориентир имеет не только экономическое, но и социально-политическое значение. Сложность постановки и реализации данной задачи состоит в том, что у многих политиков и экономистов проявляются немалые различия в ее понимании. Поэтому обозначение конкретного уровня такой цели — достаточно проблематично.
В чисто теоретическам плане особенно привлекательной разработкой социального распределения благ считается концепция, названная «оптимумом по Парето». Из нее следует, что в практическом аспекте правительство учитывает расчетный показатель, свидетельствующий о степени дифференциации в доходах социальных слоев, — так называемый децильный коэффициент. Его оптимальное значение — от 6 до 8.
Защита природной среды
В последнее время все активнее проявляется необходимость сосредоточить внимание разработчиков экономической политики на проблеме защиты природного комплекса. Ряд авторов убеждены, что эта цель должна быть составным элементом конкретно-целевой группы.
Итак, экономическая политика содержит обилие целей, между которыми существует иерархическая соподчиненность. В современной теории эту систему целей принято обозначать понятием «пирамида целей» (рис. 7.2).
Источник