Выбери страну колонизатора мексики

Выбери страну колонизатора мексики

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетание). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на места пропусков.

До получения независимости 1821 гг. Мексика в течение трёх веков являлась колониальным владением __________(А), поэтому в настоящее время 60 % населения составляют потомки от смешанных браков европейцев и индейцев.

Численность населения страны быстро увеличивается. Мексика обогнала по этому показателю ___________(Б) и вошла в десятку крупнейших по численности населения стран мира. В настоящее время численность населения страны превышает 130 миллионов человек.

Средняя плотность населения составляет около 66 человек на кв. км. При этом 80 % населения проживают в ___________(В).

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова (словосочетание) из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список слов (словосочетание):

6) сельские населённые пункты

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетание). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

До получения независимости 1821 гг. Мексика в течение трёх веков являлась колониальным владением Испании, поэтому в настоящее время 60% населения составляют потомки от смешанных браков европейцев и индейцев. Численность населения страны быстро увеличивается. Мексика обогнала по этому показателю Японию и вошла в десятку крупнейших по численности населения стран мира. В настоящее время численность населения страны превышает 130 млн. чел. Средняя плотность населения составляет около 66 человек на кв. км. При этом 80% населения проживают в городах.

Источник

О культе Кортеса в Мексике

Весь мир знает о жестокости испанских конкистадоров, завоевавших в XVI веке большую часть современной Латинской Америки и разрушивших самобытные индейские цивилизации – ацтеков, инков, майя и чибча. Имена Фернандо Кортеса, братьев Писарро, Гонсало Хименеса де Кесады, Николая Федермана сегодня воспринимаются как синонимы жестокости, массовых убийств, закабаления и несправедливости.

И это справедливо. Коренные жители не звали испанцев на свою землю. Конкистадоры пришли в Америку, движимые в первую очередь алчностью, хотя, будучи христианами, они камуфлировали захватнические устремления благими целями – евангелизацией туземцев и приобщением их к более высокой европейской цивилизации (другое дело – что среди колонизаторов были и такие, кто искренне верил в высокие принципы и честно пытался применить их на практике).

Не пытаясь оправдывать завоевания, следует учитывать, что все народы вели завоевательные войны. Они были разными по степени жестокости, но никогда завоевания не обходились без страданий порабощавшихся народов – будь то американские индейцы, покорённые испанцами, португальцами и англичанами, будь то народы Сибири и Средней Азии, завоёванные русскими, народы Балканского полуострова, порабощённые турками, или тибетцы, завоёванные Китаем. Поэтому, обличая колониальные захваты, стоит помнить, что они – неотъемлемая часть истории человечества, пусть и одна из самых мрачных. Нам не нравятся дождливая погода – но проклинать её бессмысленно, как и рассуждать о том, как было бы здорово, если бы дождей, слякоти и морозов в истории человечества не было. То же самое и с историей колонизации.

Фернандо (Эрнан) Кортес – завоеватель Мексики. Его обычно называют первым в ряду испанских конкистадоров – как самого свирепого (это связано с позицией известного монаха-правозащитника Бартоломе де лас Касаса, ненавидевшего лично Кортеса).

Гримаса истории и парадокс людской памяти в том, что из всех испанских конкистадоров только Кортес стал культовой – в прямом смысле – фигурой. Причём именно в Мексике, которую он покорил силой оружия, где он уничтожил высокую цивилизацию и пролил моря крови. После обретения независимости в Мексике Кортес, разумеется, бы предан проклятию, и официально считается злодеем и массовым убийцей (новому государству нужна была национальная идея), но в массовом сознании крестьян-индейцев до сих пор почитается как святой. В чём же причина такого отношения?

Дело в том, что доиспанская цивилизация Мексики (Ацтекская империя, она же Империя Теночка или Тройственный союз городов Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан) была чрезвычайно жестокой – об этом довольно точно рассказывает известный фильм Мела Гибсона «Апокалипсис». Степень зверства ацтекской цивилизации сильно превосходила аналоги в других индейских (и не только индейских) сообществах: воинственный бог Уицилопочтли требовал человеческих жертв, причём в огромных количествах. Только в Мексике известно такое явление, как «Цветочные войны», которые велись ацтекскими и майяскими государствами ради захвата пленников, которых приносили в жертву богам. Ацтеки и майя верили, что человеческая кровь и сердца необходимы для того, чтобы Солнце продолжало свой путь, а Луна не упала на Землю. Примечательно, что нападения в рамках Цветочных войн совершались даже на вассальные, т.е. заведомо беззащитные сообщества («Апокалипсис» — как раз про такой случай). Согласно ацтекским хроникам, восшествие на престол тлатоани (правителя) Ауисотля в 1487 г. было ознаменовано принесением в жертву грозному богу Уицилопочтли 80 400 пленников. Во имя чего бы не лились такие моря крови – из страха перед богами, ради военной тренировки, или же для каннибализма (ацтекам не хватало животной пищи), это не могло не вызывать страха и ненависти среди покорённых народов. Об этом свидетельствуют постоянные восстания, происходившие в подчинённых ацтекам городах и племенах, а также то, что среди индейцев Ацтекской империи уже существовало неприятие человеческих жертвоприношений: так, правитель города Тескоко Несауалькойотль, поэт и философ, запретил их, разрешив приносить в жертву богам только цветы и благовония. Этот мудрый правитель умер в 1472 г., но его правление осталось в памяти народной как Золотой век – значит, человеческие жертвы воспринимались в целом негативно. Важно, что к моменту прихода испанцев (1517-20 гг.) Центральная Мексика ещё не было полностью завоёвана Ацтекской империй: восстания и подавление независимых племён продолжались, следовательно, недовольных правлением последнего ацтекского «императора» Монтесумы II было предостаточно.

Кортес – алчный и властолюбивый авантюрист, типичный испанский идальго начала XVI века – отличался от других конкистадоров тем, что был образован: он учился в университете в Саламанке. Его интеллектуальный уровень также был выше, чем у других завоевателей Америки. Кроме этого, он хотел превратить Мексику в личный феод, который в условиях XVI века зависел бы от Испании минимально, а может быть, просто формально. И Кортес с самого начала не хотел пугать индейцев – наоборот, он всегда старался выглядеть в их глазах справедливым человеком. Если солдаты его экспедиционного отряда шли в грабительский набег, то Кортес с самого начала планировал завоевательный поход. Именно поэтому он начертал на своём знамени девиз римского императора Константина «Под сим знаменем победиши».

А если создавать собственную империю (разумеется, столь огромный феод, расположенный в тысячах километров от Мадрида, был бы настоящей империей), то нужно добиваться лояльности подданных. Конечно, Кортес не мог знать, что население Ацтекской империи превышает 15 миллионов человек, но после высадки в Мексике он представлял, что речь идёт об огромной стране – наверняка превышающей по размерам Испанию. Завоевать её силами 508 пехотинцев, 16 рыцарей, 13 аркебузиров, 32 арбалетчика, 100 матросов и 200 рабов с 14 орудиями было немыслимо при всём военно-техническом превосходстве испанцев, поэтому, обосновавшись на мексиканском побережье, Кортес долго вёл разведку и переговоры с индейскими племенами.

Высадившись в 1519 г. в устье реки Табаско, Кортес договорился о союзе с местными вождями, которые подарили испанцам, помимо золота, ещё и 20 женщин, ставших наложницами испанских командиров: индеанка Малинче, немедленно крещёная и получившая имя Марина, стала наложницей самого Кортеса. Дарение женщин – и это прекрасно понял Кортес – для индейцев означало включение испанских командиров в состав племени: подобные обычаи существовали у многих, и не только индейских, племён.

Испанцы всячески демонстрировали своё расположение местным вождям, особенно наместнику области Тендилю: через него Кортес послал «императору» ацтеков Монтесуме II ценные подарки. С этими подарками связана устойчивая легенда: якобы индейцы сочли, что испанский золочёный шлем, посланный правителю Мексики, похож на головной убор бога войны Уицилопочтли. Согласно легенде, то ли потомок, то ли новое воплощение бога явилось в Мексику для вступления в свои законные права духовного и светского властителя. Есть предположение, что эту версию выдвинул либо сам Кортес, либо несколько позже – симпатизировавшие ему францисканцы, сыгравшие огромную роль в христианизации и колонизации Мексики. Но как бы то ни было, часть мексиканских индейцев и сегодня считают Кортеса воплощением грозного индейского бога.

Наместник Тендиль вскоре привёз ответ Монтесумы: «император» прислал Кортесу богатые дары, но категорически запретил испанцам двигаться к столице страны Теночтитлану (ныне – Мехико). Солдаты Кортеса готовы были отправиться домой, на Кубу – золота они получили достаточно, и не видели причин задерживаться в Мексике. Но сам Кортес имел совершенно другие планы, и сумел переломить ситуацию. Кортесу помогло индейское племя тотонаков из города Семпоалы, воевавшее с Монтесумой. Армия Кортеса двинулась в Семпоалу: Кортес получил законное основание двинуться на Теночтитлан.

В Семпоале Кортес заключил союз с тотонаками; сам конкистадор был избран главнокомандующим объединённой армией. Тотонаки тоже подарили испанским офицерам девушек, таким образом породнившись с ними. Армия двинулась в поход, но не на Теночтитлан, а на большой город Тласкала. Тласкаланцы дали бой испано-тотонакскому войску, но после него вдруг предложили Кортесу союз. Недаром союзники-индейцы посоветовали испанскому вождю двинуться именно на Тласкалу: они знали о жестокой вражде тласкаланцев и ацтеков. Дальше повторилось то же, что было раньше в Табаско и Семпоале: торжественное заключение союза, а также дарение испанцам шести тласкаланок – дочерей местных вождей. При этом верховный вождь тласкаланцев Шикотенкатль прямо сказал, что дарит испанцам своих дочерей, чтобы «слиться со столь храбрыми и добрыми людьми». Согласно испанской хронике, четверо тласкаланских вождей сразу приняли крещение, а один из языческих храмов был наскоро превращён в костёл.

Собственно, союз с тласкаланцами и стал решающим для успеха всего мероприятия Кортеса: тласкаланцы были одним из самых многочисленных и воинственных племён Центральной Мексики. На Теночтитлан двинулось уже внушительное войско: больше 300 испанцев, 1300 тотонаков и 10 000 тласкаланцев.

Испуганный Монтесума прислал посольство к Кортесу: он предлагал испанцам двинуться в город Чолула – центр ацтекской религии. Монтесума обязался предоставить испанцам носильщиков, чтобы те беспрепятственно достигли мексиканской столицы, но те якобы оказались замаскированными воинами, и испанцы с союзниками истребили их всех – до 6000 человек. Правда ли Монтесума собирался коварно убить чужеземцев, или это была выдумка Кортеса – мы не узнаем никогда. Монтесума был жестоким и вероломным правителем (после прихода к власти он приказал убить чиновников, служивших прежнему «императору»), а Кортесу было выгодно показать свою силу и свирепость. После бойни Кортес спокойно подписал с правителями Чолулы мирный договор, по всем правилам заверенный испанским нотариусом.

8 ноября 1519 г. испанцы и их союзники без боя вошли в Теночтитлан – огромный, благоустроенный город (испанцы утверждали, что его население составляло миллион жителей: если это так, столица ацтеков была самым большим городом на Земле). Испанцы получили от Монтесумы дорогие подарки и были размещены в огромном дворце Ашаякатля – одного из прежних ацтекских правителей.

Дальнейшие события хорошо известны: мирные отношения между испанцами и ацтеками были прерваны – якобы известиями о нападении ацтеков на испанский гарнизон, оставленный в Табаско. После этого Монтесума стал заложником испанцев, хотя формально сохранял свой титул и пользовался внешним уважением завоевателей. Так продолжалось полгода, пока Кортес с большей частью испанцев не покинул Теночтитлан из-за того, что в порту Веракрус высадился отряд Нарваэса, посланный враждебным Кортесу губернатором Кубы для его «усмирения». У Нарваэса было больше 1000 испанских солдат и 20 пушек, но он, в отличие от Кортеса, был глупцом: он вёл себя как завоеватель по отношению к индейцам и как хозяин по отношению к испанцам Кортеса.

Совершив марш-бросок навстречу Нарваэсу, Кортес переманил на свою сторону часть его солдат, после чего, получив подкрепление от союзников-индейцев, разгромил его. Триумф Кортеса был омрачён известием о восстании в Теночтитлане: оставленный Кортесом комендант города Альварадо внезапно устроил бойню, перебив ацтекскую знать и жрецов во время религиозного праздника (сам он утверждал, что был возмущён человеческими жертвоприношениями, а ацтеки настаивали, что целью испанцев был банальный грабёж).

24 июня 1520 г. Кортес с армией из полутора тысяч испанцев и значительно большего числа тласкаланцев вернулся в охваченный восстанием Теночтитлан. К тому времени восставшие объявили о лишении власти Монтесумы, остававшегося в заложниках у испанцев, и избрали новым правителем его родственника Куитлауака. Пытаясь договориться с восставшими, Кортес убедил Монтесуму выйти на крышу дворца Ашаякатля и обратиться к мятежным толпам. Бывший «император» вышел к восставшим – и был ими убит (впрочем, ацтеки утверждали, что несчастного Монтесуму убили испанцы).

1 июля Кортес принял решение покинуть восставший Теночтитлан: хотя число его жителей наверняка не достигало объявленного испанцами миллиона, оно было очень велико (в любом случае больше 200 тысяч человек), и сражаться с ними испанцы просто не могли. Ночью, бросив все сокровища, обоз и артиллерию, испанцы с огромными потерями вырвались их мексиканской столицы (конкистадор и хронист Берналь Диас пишет, что погибло 1000 испанцев, и, хотя Кортес утверждал о потере 150 человек, Диас явно был более правдив), погибли почти все союзники-тласкаланцы, а среди испанцев не осталось ни одного не раненого. Это осталось в истории Мексики как «Ночь печали» — печалиться было о чём не только испанцам, но и ацтекам: мечи, аркебузы и пушки захватчиков, пожары и начавшиеся болезни унесли жизни десятков тысяч горожан.

Испанцы отступили в Тласкалу, разбив под Отумбой преследовавших их ацтеков — всё-таки их превосходство в вооружении и военном искусстве было велико. Но организовать новый поход против ацтекской столицы Кортес смог только потому, что тласкаланцы, тононаки и жители Табаско сохранили ему верность.

Кортес двинул на Теночтитлан огромное войско, причём испанцев в нём было только 700, а союзников-индейцев – более 150 000. А в мексиканской столице свирепствовали грипп и оспа, косившие население тысячами: индейцы, по совету жрецов, пытались лечить неведомые болезни обливанием больных холодной водой. От оспы умер и «император» Куитлауак: ему довелось править всего 80 дней. Новым правителем был избран Куаутемок – двоюродный брат Монтесумы и последний «император» ацтеков.

Испано-тласкаланская армия 70 суток штурмовала агонизировавший город: испанские штурмовые отряды брали дом за домом и квартал за кварталом, а тласкаланцы зачищали и сносили горящие руины. Ацтеки сопротивлялись с яростью обречённых: ослабленные болезнями и голодные (в городе не было запасов продовольствия), они даже сумели захватить испанские орудия, с трудом отбитые испанской кавалерией. 13 августа 1521 г. армия Кортеса окончательно завладела развалинами Теночтитлана; Куаутемок пытался бежать из города, но был схвачен. После пленения правителя Кортес обратился к ацтекам, ещё сражавшимся среди руин: им разрешалось свободно уйти.

Так закончилась история Ацтекской империи – великого варварского государства, достигшего больших успехов в архитектуре, искусстве и образовании, но не сумевшее избавиться от человеческих жертвоприношений и каннибализма, чем настроило против себя покорённые народы.

Дальше в жизни Кортеса и связанной с ним истории Мексики было многое: Кортес завоёвывал и вновь утрачивал благосклонность короля, враждовал и воевал с другими конкистадорами, ссорился и союзничал с католической церковью, строил, убивал (в т.ч. несчастного Куаутемока – без видимых причин; с большой долей вероятности — собственную законную жену-испанку — за то, что, приехав в Мексику, попыталась избавиться от его наложниц-индеанок), учил, пытал и защищал. Кортес побывал всесильным генерал-губернатором Мексики, названной им Новой Испанией, но впоследствии король разумно решил, что всемогущий правитель Мексики вполне может создать там собственное государство и свою династию (Кортес добился возведения в дворянство своих многочисленных детей от индеанок). Поэтому Кортес в конце концов получил в личный феод лишь часть Мексики, став маркизом Оахаки (реально его владения были во много раз больше долины Оахаки). В конце концов, преследуемый врагами и пытаясь заручиться поддержкой короля, покоритель Мексики отбыл в Испанию, где скончался, так и не закончив многочисленные тяжбы по поводу мексиканских владений. В 1560 г. его дети-метисы, опираясь на старых участников экспедиции Кортеса и их потомков, попытались захватить власть в Мексике, но потерпели поражение и лишились власти и земель, сохранив, однако, дворянские титулы.

Итак, культ Кортеса в Мексике связан в первую очередь с тем, что он умело использовал недовольство племён, покорённых ацтеками, смог воспользоваться им и возглавить многочисленные оппозиционно настроенные по отношению к Теночтитлану племена. Следует отметить, что Кортес по отношению к индейцам держал слово: так, тласкаланцам в обмен на признание испанской власти было обещано невмешательство во внутренние дела и полное освобождение от налогов. И этот народ вплоть до свержения испанской власти в 1821 г. пользовался этими льготами. Хотя индейцы, разумеется, не были юридически равны с испанскими завоевателями, индейская элита (отнюдь не только дети Кортеса) получила все права испанского дворянства, что создавало видимость равноправия индейцев с испанцами. Ведь внутри индейских сообществ рядовые общинники и до прихода испанцев отнюдь не были равны знати – значит, для огромного большинства индейцев, в общем, мало что изменилось.

Кортес, став правителем Мексики, сохранил индейское самоуправление, в ряде случаев поставив вместо индейских вождей (касиков) своих бывших солдат и офицеров – так начиналась система энкомьенды, основой которой была крепостная зависимость индейцев. В энкомьендах был запрещён труд женщин и детей, рабочий день был нормирован, рацион работников во время работы на энкомьендеро регламентировался специальным указом. После 20 суток работы на энкомьендеро индеец имел право 30 суток работать на себя – для того времени условия весьма либеральные. Хозяин энкомьенды был обязан заботиться о своих работниках, христианизировать их и прививать им основы европейской культуры. Следует отметить, что все эти прогрессивные начинания исполнялись очень плохо, и большинство энкомьенд, по сути, превратились в обычные крепостнические хозяйства, но всё же произвол хозяев при Кортесе хоть как-то ограничивался. При этом, поскольку испанцев в Мексике было мало, большинство туземных общин продолжало возглавляться индейской знатью.

Некоронованный правитель Мексики много сделал для её экономического развития: в стране начали выращивать пшеницу, шёлк и виноград, при этом развивая местные культуры – картофель, маис, перец. Именно Кортес начал культивировать сахарный тростник и разводить скот. При Кортесе Европа познакомилась с такими продуктами, как табак, шоколад и ваниль.

Политика христианизации Мексики при Кортесе также имела свои особенности. Так, правитель опирался прежде всего на орден францисканцев, выступавший за бедность церкви, вёл активную социальную политику и защищал бедняков. Церковь Кортес старался использовать в качестве надзорного органа за энкомьендеро и чиновниками, и эта политика тоже имела частичный успех.

Среди священников, работавших в Мексике при Кортесе, были замечательные подвижники, посвятившие себя делу просвещения, культурного развития и правовой защиты индейцев. Францисканец Торибио де Бенавенте, прибывший в Мексику в 1524 г., получивший прозвище «Мотолиния» (Он беден), начал переводить библейские тексты на индейские языки, и, вместо того, чтобы карать или запугивать язычников, устраивал с ними теологические споры. «Мотолиния» пользовался личным покровительством Кортеса.

В 1530 г. в Мексику приехал выдающийся правозащитник, францисканец Васко де Кирога, ставший епископом провинции Мичоакан (там жил воинственный народ тарасков, сумевший отстоять свою независимость от ацтеков). Фактически падре Кирога создал в Мичоакане автономное государство, действовавшее на принципах утопического социализма (считается, что францисканец был последователем Томаса Мора). Для отсталого общества, ещё не достигшего идей свободы, самоуправления и частной собственности, социализм в стиле «Утопии» Мора был весьма прогрессивным и гуманным строем. В Мичоакане Кирога создавал самоуправляемые индейские общины с рабочим днём, длившимся 6 часов и равным распределением продуктов. Кирога яростно обличал систему энкомьенды, посылая во все инстанции письма с требованиями упразднить закрепощение индейцев. Кирога внедрил в Мичоакане европейские сельскохозяйственные культуры и нанял опытных мастеров, обучавших индейцев ремёслам: до сих пор этот мексиканский штат славится изготовлением гитар, глиняной посуды и изделий из меди. В народной памяти Васко де Кирога остался как просветитель и защитник народа.

Поскольку Кортес воспринимался мексиканскими индейцами в качестве правителя страны (запутанная и постоянно менявшаяся управленческая система была им непонятна и не интересна) все успехи в развитии страны, подлинные и мнимые, а также поддержка, оказываемая коренным жителям такими подвижниками, как «Мотолиния» и Кирога, в народном сознании связывалась с Кортесом: все заслуги приписывались ему. В Мексике в полной мере работал народно-монархический принцип, свойственный отсталым обществам: «добрый царь – плохие бояре». «Добрым царём» в этой картине мира был Кортес. Поэтому марикзу Оахаки удавалось побеждать своих противников, постоянно появлявшихся в Мексике – таких, например, как Нуньо де Гусман — аделантадо (правитель) области Пануко, личный враг Кортеса. Гусман, подобно Кортесу, создал на завоёванных землях своё мини-государство, но оно основывалось на принципах грубой силы и жестокости. Гусман организовал массовый захват индейцев в рабство и сделал состояние, продавая рабов в другие регионы Новой Испании. Королевские инструкции о необходимости хорошего отношения к коренному населению, а также запрет на обращение индейцев в рабство он игнорировал. Гусман вступил в жёсткий конфликт с упоминавшимся Кирогой и епископом Хуаном де Сумаррагой – ещё одним просветителем и защитником индейцев, но главным противником этого изверга был опять же Кортес, опиравшийся на индейских вождей и францисканцев. В 1533 г. Гусман был арестован и препровождён в Испанию, где, впрочем, он сумел добиться снятия с себя обвинений. Излишне упоминать, что избавление от власти головореза Гусмана население тоже – и небезосновательно – связывало с деятельностью Кортеса.

В конце жизни Кортес вернулся в Испанию, где вёл бесконечные судебные тяжбы и безуспешно пытался вернуть королевское благоволение. В 1547 г. он умер, а в 1566 г. его останки были перевезены в Мексику и захоронены в семейном склепе в Тескоко – городе, который одним из первых поддержал завоевателя. После обретения Мексикой независимости, в 1823 г., развернулась кампания по ниспровержению народного культа Кортеса: новые власти намеревались извлечь его останки из склепа и публично сжечь. Однако военный министр Мексики Лукас Аламан сумел спрятать остатки великого конкистадора в нише алтаря в церкви столичного госпиталя. 24 ноября 1946 г. останки завоевателя были извлечены и, подверглись изучению и… возвращены в стенную нишу.

Кортес удостоился лишь латунной пластины на стене небольшой церкви размером 1,26Х0,85 м с личным гербом, его именем и датами жизни. Но легенда о бородатом потомке индейских богов, прибывшим из-за моря для избавления краснокожего народа от ужасных бедствий, и победившего сонмища угнетателей – как меднокожих, так и бледнолицых – жива в Мексике до сих пор.

А сами современные мексиканцы в большинстве своём являются потомками тласкаланцев и других народов Центральной Мексики, поддержавших Кортеса в его завоевательных походах.

Источник

Читайте также:  Будущее нашей страны экономика
Оцените статью