Выделите страны являющиеся мировыми лидерами по объему экспорта продукции машиностроения

Страны-лидеры в области машиностроения

В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран — США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония — 15%, ФРГ — около 10% , Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.

В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся странах. В отличие от развитых стран, машиностроение которых базируется на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей силы и ориентировано в основном на выпуск технически сложной и высококачественной продукции, машиностроение развивающихся стран, основанное на дешевизне местной рабочей силы, специализируется, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, на технически несложных, невысоких по качеству видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные — Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их машиностроения — производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.

Читайте также:  Проблемы стоящие перед развивающимися странами африки

Машиностроение подразделяется на общее, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и др. отрасли, транспортное машиностроение и электротехнику, включая электронику. Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (выделяются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Источник

Распределение продукции машиностроения

Почти ¾ продукции машиностроения перераспределяется между раз­витыми странами. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназна­ченной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению ка­чества выпускаемой продукции.

Основные грузопотоки машиностроительной продукции распределя­ются следующим образом:

  1. Япония → США;
  2. США ↔ Западная Европа.

Крупнейшими экспортёрами и импортёрами машиностроительной продукции являются экономически развитые страны и Китай (см. рису­нок 75).

Крупными экспортёрами машиностроительной продукции в послед­ние десятилетия стали Южная Корея, Тайвань и другие НИС Азии. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Экспорт. 1 — США; 2 — Япония; 3 — Герма­ния; 4 — Франция; 5 — Великобри­тания; 6 — Китай; 7 — Канада
Импорт. 1 — США; 2 — Германия; 3 — Великобритания; 4 — Ки­тай; 5 — Франция; 6 — Канада; 7 — Япония

Интересно, что США, Великобритания, Канада, Китай и Россия (не говоря уж о слаборазвитых странах) имеют отрицательное сальдо внеш­ней торговли продукцией машиностроения, а Япония, Германия и Фран­ция — положительное.

Машиностроительный комплекс России, Украины и других стран СНГ, Индии, Бразилии работает преимущественно на внутренний рынок, а это зачастую приводит к производству продукции низкого качества.

Источник

География. 10 класс

Конспект урока

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Машиностроение»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Машиностроение.
  • Отраслевая и территориальная структура машиностроения.
  • Основные отрасли машиностроения.
  • География машиностроения.

Глоссарий по теме: машиностроение, общее машиностроение, транспортное машиностроение, электротехническое машиностроение.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В современном обществе машинный труд преобладает над ручным, машины облегчают и заменяют как физический, так и умственный труд человека. Машиностроение отражает уровень научно-технического прогресса, определяет развитие остальных отраслей хозяйства и экономический уровень страны. По стоимости производимой продукции и занятости населения машиностроение – абсолютный лидер мировой промышленности. В экономически развитых странах на долю машиностроительного производства приходится от 30 до 50% и более от общего объёма выпуска промышленной продукции.

Как и в промышленности в целом, в современном машиностроении выделяются старые, новые и новейшие отрасли. К источникам ресурсов тяготеет размещение старых отраслей – судостроение, станкостроение, железнодорожное машиностроение. На трудовой и потребительский фактор ориентируются новые отрасли – производство автомобилей, летательных аппаратов и т.д. Новейшие отрасли – электроника, космическая промышленность – возникли благодаря научно-технической революции и в силу наукоёмкости требуют высокой квалификации трудовых ресурсов. Сдвиги в отраслевой структуре машиностроения связаны с научно-техническим прогрессом, снижением металлоёмкости промышленности, изменением востребованности и темпов роста машиностроения. Старые отрасли сдерживаются в развитии, новые отрасли показывают незначительный рост производства, а вот новейшие бурно развиваются и занимают лидирующие места по объёмам производства.

Машиностроительная продукция обладает высоким рыночным спросом и значительным удельным весом в общем объёме экспорта. В Японии она составляет 59%, в Словакии – 60%, а в Мексике – почти 62%. В целом в большинстве высокоразвитых стран удельный вес продукции машиностроения составляет от 30 до 50%.

Современное машиностроение превратилось в самую наукоёмкую отрасль современной промышленности. Так, в отдельных отраслях оборонного машиностроения учёных, конструкторов и инженеров значительно больше, чем рабочих. На основе технологических и кооперационных связей под воздействием интеграционных процессов в машиностроении создаются крупные интегрированные компании. Интеграция научно-технологического и производственного звеньев приводит к появлению научно-производственных корпораций и объединений, которые становятся транснациональными.

Территориальная структура машиностроения тоже изменилась под влиянием НТР. В XX веке 90% производства было сосредоточено в странах севера, абсолютными лидерами среди которых были США, Япония, Германия. В XXI веке машиностроение «сдвинулось» на юг, в новые индустриальные страны – Китай, Индию, Мексику, Бразилию, Аргентину. Их доля в мировом машиностроении уже превысила 30%. Ведущими машиностроительными регионами являются Северная Америка, где развиты все отрасли машиностроения, а доля мирового рынка составляет 30%, Западная Европа, где особенно развиты автомобилестроение и производство бытовой техники, с 25% мирового рынка, Восточная и Юго-Восточная Азия и страны СНГ, которые специализируются на металлоёмком машиностроении.

По видам экономической деятельности в отраслевом составе машиностроение разделяют на общее, транспортное и электротехническое.

Отрасли общего машиностроения производят промышленное оборудование всех видов и назначений, отличаются металло- и энергоёмкостью, размещаются с учётом близости сырьевых баз. Станкостроение развито во многих странах, но лидирует в производстве станков не только «Большая семёрка» развитых стран, но и Китай, Республика Корея, Индия. В мировом потреблении станков на первом месте – Китай, который импортирует почти половину производимой в мире продукции.

Тяжёлое машиностроение обеспечивает оборудованием металлургию, текстильную, горнодобывающую промышленность. Размещено в основном в Зарубежной Европе. Наиболее полно эта промышленность представлена в Германии, Франции, Великобритании и США. Остальные страны специализируются на отдельных видах продукции. Финляндия и Швеция производят оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности. Производство атомных реакторов осуществляется в США, Японии, Канаде, России, Франции, Великобритании, Германии.

Транспортное машиностроение развивается устойчивыми темпами, обеспечивая мировой спрос на наземную, воздушную и водную технику.

Автомобильная промышленность флагман транспортного машиностроения. Она развивается высокими темпами, а мировой рынок пополняется новыми странами-производителями. Самые крупные производственные мощности по производству автомобилей сосредоточены в США, Японии, Германии, Италии, Франции, Южной Корее и Китае.

Судостроение одна из старых отраслей машиностроения – пережила несколько подъёмов в своём развитии, связанных как с освоением новых рынков топливных ресурсов, так и с мощным включением Азиатского региона в торговые потоки мирового рынка. Теперь самые крупные судостроительные компании находятся в Республике Корея, Японии, Китае.

Авиационная промышленность входит в состав авиаракетно-космической промышленности. Гражданская авиация выделилась из военной в середине XX века. Отрасль отличается высочайшей наукоёмкостью, квалификацией трудовых ресурсов и степенью монополизации производства. США и Франция занимают лидирующее положение в мире. Корпорации Boeing и Airbus контролируют более 50% мирового авиационного рынка. На третьем месте – канадская компания Bombardier, а на четвёртом – бразильская фирма Embraier. Европа и США являются основными импортёрами самолётов. Россия удерживает лидирующие позиции на рынке военной летательной техники.

Электротехническое машиностроение выпускает оборудование для производства и передачи энергии электростанций всех типов. Эта отрасль зародилась в начале XX века, когда процесс электрификации охватил все сферы промышленности. Тогда образовались крупнейшие компании: Electrolux в Швеции, General Electric в США, Siemens в Германии, EDF во Франции, которые и сегодня лидируют на мировом рынке вместе с Японией.

Электронная промышленность наряду с признанными гигантами отрасли в США, Японии, Германии и Франции активно развивается в Восточной и Юго-Восточной Азии. Бытовая электроника и средства информации экспортируются на мировой рынок из Китая, Малайзии, Тайвани, Сингапура, Республики Корея, Таиланда.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Установите соответствие между факторами размещения и примерами продукции отраслей машиностроения – таблица 1.

Источник

Какие страны являются крупнейшими экспортерами продукции машиностроения

Почти ¾ продукции машиностроения перераспределяется между раз­витыми странами. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназна­ченной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению ка­чества выпускаемой продукции.

Основные грузопотоки машиностроительной продукции распределя­ются следующим образом:

  1. Япония → США;
  2. США ↔ Западная Европа.

Крупнейшими экспортёрами и импортёрами машиностроительной продукции являются экономически развитые страны и Китай (см. рису­нок 75).

Крупными экспортёрами машиностроительной продукции в послед­ние десятилетия стали Южная Корея, Тайвань и другие НИС Азии. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Экспорт. 1 — США; 2 — Япония; 3 — Герма­ния; 4 — Франция; 5 — Великобри­тания; 6 — Китай; 7 — Канада
Импорт. 1 — США; 2 — Германия; 3 — Великобритания; 4 — Ки­тай; 5 — Франция; 6 — Канада; 7 — Япония

Интересно, что США, Великобритания, Канада, Китай и Россия (не говоря уж о слаборазвитых странах) имеют отрицательное сальдо внеш­ней торговли продукцией машиностроения, а Япония, Германия и Фран­ция — положительное.

Машиностроительный комплекс России, Украины и других стран СНГ, Индии, Бразилии работает преимущественно на внутренний рынок, а это зачастую приводит к производству продукции низкого качества.

Основная доля экспорта машиностроительной продукции приходится на реактивные и турбовинтовые двигатели; газовые турбины; ядерные реакторы; насосное оборудование. Доля российского экспорта ядерных реакторов составляет более 25% от мирового экспорта этой продукции. По данному показателю Россия является мировым лидером.

В 2013 году победителем организованного Министерством промышленности и торговли РФ конкурса «Экспортер года» в номинации «Машиностроение (промышленное оборудование)» стало Открытое акционерное общество «КЗХ «Бирюса»

В сравнении с 2012 годом, значительно возросли поставки реактивных двигателей (32,68%), центрифуг (44,54%), ядерных реакторов (20,19%) и горнодобывающего оборудования (26,05%). В то же время наметился незначительный спад экспорта двигателей внутреннего сгорания (–7,29%), запчастей (–15,81%) и спецтехники (–7,58%) (см. таблицу 2).

Основными импортерами машиностроительной продукции из России являются страны СНГ (Казахстан, Украина, Беларусь, Узбекистан) и традиционные партнёры России в Азии — Китай и Индия. В Европе лидерство по импорту российской продукции машиностроения сохраняют за собой Германия и Чешская Республика. На долю 10 главных импортёров приходится 70% российского экспорта (см. таблицу 3, график 2).

В 2013 году рост экспорта машиностроительной продукции наблюдался почти во всех крупных странах-импортёрах российской продукции. Резкое падение спроса – почти на 45% – наблюдалось только в Словакии (см. график 3).

Самые высокие минимальные ввозные пошлины среди крупных импортёров российской продукции действуют в Китае и Индии (5.1% и 5.9% соответственно), в то время как в странах СНГ таможенные барьеры для российской продукции сведены к минимуму. В целом по отрасли, наибольшие пошлины на продукцию машиностроения категории 84 ТН ВЭД действуют в странах Африки и Латинской Америки. Рынки Бразилии и Аргентины остаются пока труднодоступными для российских машиностроителей ( см. таблицу 4 ).

В целом, можно сказать, что начиная с 2011 года экспорт российской машиностроительной продукции показывает уверенный рост, восстанавливаясь после стагнации в 2009–2010 годах.

Информационный обзор подготовлен ­с привлечением специалистов аналитической службы Консалтинговой компании «Деларей» ( www.delare y.ru ).

Приложения

График 1. Динамика экспорта машиностроительной продукции за 5 лет (тыс. долл. США)

Источник: ITC Trade Map

Таблица 2. Основные виды экспортируемой продукции машиностроения (тыс.долл. США)

Основные вопросы:

  1. Какие виды машиностроительной продукции и в каком объеме завозят в Россию?
  2. Какие страны импортируют продукцию машиностроительной отрасли в Россию?
  3. Каковы результаты импортозамещения и санкций в машиностроительной промышленности?
  4. Какова региональная структура импорта машиностроения?

Сегментация импорта машиностроительной отрасли в Россию по видам в 2016 году

Самыми популярными сегментами в структуре импорта машиностроения стали импорт телефонов, импорт легковых автомобилей, импорт автозапчастей, импорт двигателей, импорт вычислительных машин. Структура ввоза машиностроительной продукции очень диверсифицированная.

Товар Стоимость, тыс. долл Вес, тонн
Всего 82 287 020 7 620 892
Прочее оборудование 16 632 936 1 380 810
Телефоны 6 713 843 35 017
Легковые автомобили 6 027 371 466 525
Автозапчасти 5 716 564 950 656
Двигатели 4 737 486 398 977
Вычислительные машины 3 824 134 30 478
Медицинское оборудование 2 597 617 52 769
Насосы 2 541 291 220 527
Водный транспорт 2 512 239 611 413
Подъемно-транспортное оборудование 1 644 351 290 798
Металлургическое оборудование 1 623 854 150 862
Трубопроводная арматура 1 586 001 142 940
Сельскохозяйственная техника 1 400 596 238 173
Спецтехника 1 374 370 182 975
Центрифуги, оборудование для фильтрования или очистки 1 334 090 96 332
Кузова 1 124 515 102 258
Электрообогреватели и электронагреватели 1 097 515 188 005
Подшипники, шестерни, передачи, валы 1 090 530 123 027
Трансформаторы и преобразователи 1 083 837 93 211
Грузовые автомобили 1 030 648 148 503
Пульты, панели, консоли, столы, распределительные щиты 1 003 189 23 914
Электронные интегральные схемы 975 771 430
Аппаратура для коммутации и защиты электроцепей 885 978 49 458
Печатное оборудование 872 459 56 076
Кабельно-проводниковая продукция 779 458 106 339
Мониторы, проекторы, телевизоры 738 681 25 189
Тракторы 693 775 112 799
Установки для кондиционирования воздуха 683 033 96 428
Холодильное оборудование 649 916 131 362
Лампы и электронные трубки 615 094 94 555
Измерительные или контрольные приборы 520 213 8 780
Аккумуляторы 494 227 158 067
Оборудование для обработки резины или пластмасс 453 502 36 758
Прицепы и полуприцепы 436 473 175 658
Радио- и телеаппаратура 362 314 2 889
Сварочное оборудование 337 873 21 219
Радиолокационная, радионавигационная и радиоаппаратура 311 331 7 037
Котлы 298 075 44 450
Промышленные и лабораторные печи 293 760 29 987
Электрооборудование для пуска ДВС 291 490 23 365
Микрофоны, громкоговорители, наушники 287 308 17 658
Полупроводниковые приборы 283 202 7 673
Железнодорожная техника 271 384 135 830
Носители данных 268 082 2 353
Часы 264 775 3 524
Приборы для регулирования или управления 251 394 9 829
Пылесосы 244 853 34 576
Стиральные машины 230 826 60 517
Бумажное оборудование 227 640 12 298
Счетчики 146 942 8 249
Очки и оптические приборы 146 525 2 886
Текстильное оборудование 137 666 7 299
Геодезические и топографические приборы 136 812 1 267
Конторское оборудование 133 797 6 661
Первичные элементы и батареи 122 973 20 873
Пассажирский автотранспорт 120 669 14 266
Оборудование для обеспечения безопасности 115 682 4 929
Печатные схемы 106 674 2 850
Газогенераторы 101 936 360
Контейнеры 97 714 56 983
Турбины 93 726 4 891
Оборудование для взвешивания 85 426 10 329
Велосипеды 68 175 19 510
Электробритвы, машинки для стрижки волос 67 223 2 741
Швейные машины 66 645 7 041
Конденсаторы 64 238 2 037
Горелки топочные, топки механические 61 868 2 667
Микроскопы 57 592 322
Мотоциклы 51 921 5 634
Электромагниты 50 394 6 824
Музыкальные инструменты 48 679 3 175
Компасы, навигационные приборы 48 608 133
Каландры и валковые машины 47 724 3 061
Табачное оборудование 47 272 423
Изолирующая арматура 46 934 3 125
Видеоаппаратура 38 065 1 118
Резисторы 36 293 1 033
Инвалидные коляски 31 620 3 496
Чертежное оборудование 30 984 5 030
Электрические изоляторы 30 913 9 686
Звуковая аппаратура 25 200 1 022
Путевое оборудование 22 289 3 277
Фото- и киноаппаратура 20 387 1 254
Демонстрационное оборудование 16 609 347
Ядерные реакторы 15 446 254
Шасси 14 668 1 784
Торговые автоматы 10 801 781
Пишущие машинки 65 1

ТОП-20 стран импорта машиностроительных товаров в Россию в 2016 году

Традиционно, импорт машиностроительной отрасли возглавляют КНР (23,4 млрд.долл) и Германия (10,4 млрд.долл). Также весомый вклад вносят другие страны Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея) и США.

Страна Стоимость, тыс. долл Вес, тонн
Все страны 82 287 020 7 620 892
Китай 23 383 950 2 462 585
Германия 10 393 495 777 886
Япония 5 352 060 584 474
США 4 749 260 162 608
Южная Корея 3 403 923 374 068
Италия 3 377 361 244 394
Беларусь 2 721 004 644 771
Франция 2 265 188 113 344
Чешская Республика 1 863 816 146 515
Великобритания 1 618 542 91 720
Польша 1 504 671 188 406
Вьетнам 1 428 042 34 838
Словакия 1 338 115 119 129
Тайвань (Китай) 1 171 339 43 957
Украина 1 136 361 280 952
Нидерланды 1 115 693 113 265
Индонезия 950 060 50 924
Австрия 924 483 59 231
Финляндия 901 648 62 956
Испания 859 688 121 979

ТОП-20 регионов-импортеров машиностроительной продукции в России в 2016 году

Москва является получателем более 40% всего импортного машиностроения. В ТОП-5 импортеров машиностроения также входят Санкт-Петербург, Московская, Тюменская и Калужская области.

Регион Стоимость, тыс. долл Вес, тонн
Российская Федерация 82 287 020 7 620 892
Москва 33 132 478 2 143 438
Санкт-Петербург 9 374 157 926 584
Московская область 8 574 345 731 922
Тюменская область 5 803 467 377 262
Калужская область 2 995 710 279 486
Калининградская область 2 624 550 241 351
Республика Татарстан 1 435 734 149 943
Приморский край 1 338 136 379 194
Сахалинская область 1 266 639 90 694
Самарская область 1 164 114 132 170
Ленинградская область 1 000 857 99 984
Свердловская область 857 259 89 739
Ростовская область 805 406 182 907
Нижегородская область 800 038 84 859
Краснодарский край 684 370 83 359
Красноярский край 558 663 156 321
Челябинская область 545 953 77 519
Новосибирская область 456 684 69 136
Липецкая область 447 423 71 037
Воронежская область 446 502 39 714

Прямая гиперссылка на первоисточник данного материала обязательна: Tebiz Group

Исследования по теме:

Теги: импортеры машиностроительной продукции, машиностроительная отрасль России

Источник

Оцените статью