Выплаты странам победительницам называется

Репарации, выплаченные Германией за убытки во Второй мировой войне. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ /Ирина Красненкова/. Репарация (от лат. reparatio — восстановление) — возмещение за причиненные войной убытки, которое государство-агрессор выплачивает в пользу страны-победителя.

Переговоры о выплате репараций

Вопрос о репарациях Германии за ущерб, причиненный в ходе Второй мировой войны, решался в 1945 году на Ялтинской и Потсдамской конференциях. В них принимали участие руководители государств-победителей — СССР, Великобритании и США — Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт (в Ялте) и Гарри Трумэн (в Потсдаме).

На ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 года) Советский Союз выступил с предложением определить общую сумму репараций в 20 млрд долларов, из которых 50% должны были быть выплачены в пользу СССР, однако оно не было поддержано. Было решено создать специальную союзническую комиссию для разработки плана взыскания репараций.

Согласно документам конференции в Потсдаме (Германия; 17 июля-2 августа 1945 года), репарации должны были быть выражены в материальной форме (заводы, машины, оборудование, товарные запасы, а также германские вложения за рубежом) в отличие от репараций после Первой мировой войны, которые были определены и взимались только в денежной форме. Общая сумма германского имущества, которое страны-победительницы могли вывезти из своих зон оккупации, не была оговорена. Указывалось, что СССР дополнительно получит из зон, оккупированных США, Великобританией и Францией, примерно 25% демонтированного оборудования. Репарационные претензии Польши должен был удовлетворить СССР из своей доли (планировалось, что Польше отойдет 15%). Остальные члены антигитлеровской коалиции должны были получить репарации из западных оккупационных зон.

Читайте также:  Где расположена нефть страны

Договоренности о режиме поставок в счет репараций из зон, оккупированных США, Великобританией и Францией, были достигнуты на конференции в Париже в ноябре-декабре 1945 года и закреплены в договоре от 14 января 1946 года. Его участниками стали 19 стран, включая Великобританию, США, Францию, а также Албанию, Грецию, Чехословакию и Югославию. Парижский договор устанавливал процентную долю от репараций для отдельных государств и предусматривал создание Межсоюзнического репарационного агентства (ИАРА; Inter-Allied Reparations Agency; штаб-квартира в Брюсселе), которое занималось учетом и распределением репараций.

Конкретная общая сумма репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, на международном уровне закреплена не была. В 2000 году министерство финансов ФРГ подготовило отчет, в котором подчеркивалось, что «страны-победители брали репарационные выплаты в одностороннем порядке, и нормативных записей об этом не существует».

Как происходила выплата репараций СССР

Согласно отчету, СССР изъял из своей оккупационной зоны и впоследствии из ГДР имущества на сумму, превышающую 66 млрд марок ГДР (15,8 млрд долларов). По данным Главного трофейного управления, опубликованным в 1990-х годах российскими исследователями, в СССР, в частности, было вывезено 72 тыс. вагонов строительных материалов, около 3 тыс. заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна. Поставки из западных оккупационных зон в счет репараций для СССР прекратились в 1949 году после создания ФРГ.

По данным Польского института международных отношений (2005), СССР получил репараций на общую сумму в 3,081 млрд долларов (по курсу 1938 года), из которых на долю Польши пришлось 228 млн (порядка 7,5%).

В 1953 году между СССР и ГДР было подписано соглашение, согласованное с руководством Польши, в соответствии с которым с 1 января 1954 года из ГДР прекращались все поступления в качестве репараций.

Репарации другим странам

Поставки из западных секторов оккупированной Германии фактически закончились в 1950 году. ИАРА прекратила деятельность в 1959 году, определив стоимость вывезенного имущества в 530 млн долларов (по курсу 1938 года). По оценкам советской печати, США, Великобритания и Франция из своих зон оккупации демонтировали и вывезли оборудования на сумму около 1,2 млрд долларов, золота — 277 тонн (эквивалентно почти 300 млн долларов), морских и речных судов — на 200 млн долларов. Под контроль этих стран перешли зарубежные авуары Германии на сумму порядка 4 млрд долларов. Изъятые США и Великобританией германские патенты и техническая документация оценивается примерно в 5 млрд долл.

В сентябре 1952 года между ФРГ и Израилем было подписано так называемое Люксембургское соглашение (вступило в силу в марте 1953 года). В соответствии с этим документом в течение 14 лет правительство ФРГ выплатило израильскому правительству репарации в размере 3 млрд марок (по сегодняшнему курсу, примерно 7 млрд евро) в качестве компенсаций евреям, пострадавшим в годы Холокоста (1933-1945). Многие историки отмечают, что это единственный случай, когда репарации получило государство, не существовавшее во время войны, по итогам которой они выплачивались.

В 1960 году ФРГ и Греция подписали договор, согласно которому Греция получила 115 млн марок (59 млн евро) в качестве компенсации за ущерб, нанесенный в годы нацистской оккупации. В последние годы Греция неоднократно поднимала вопрос о новых репарациях от Германии за преступления в годы Второй мировой войны. По мнению греческой стороны, Германия должна также компенсировать вынужденный оккупационный заем, выданный Грецией в 1938 году в размере 3,5 млрд долларов (по текущему курсу около 54 млрд евро). Официальная позиция ФРГ по этой проблеме в последний раз была озвучена канцлером Ангелой Меркель в марте 2015 года: «Вопрос репараций с точки зрения права закрыт».

В 1961 году было заключено германо-итальянское соглашение о компенсациях итальянским жертвам нацизма, по которому правительству Италии было выплачено 40 млн марок (примерно 20 млн евро). В 2008 году Кассационный суд Италии постановил, что жертвы нацистских преступлений могут подавать иски против Германии в итальянские суды. В ответ Германия обратилась в Международный суд ООН, обвинив итальянские судебные власти в том, что они «игнорируют юрисдикционный иммунитет Германии как суверенного государства». В феврале 2012 года суд объявил, что Германия обладает юридической неприкосновенностью от преследований в национальных судах за нацистские злодеяния. Вердикт является окончательным и не подлежит обжалованию ни в какой другой инстанции.

Компенсации жертвам нацизма

Помимо репараций, Германия также выплачивает компенсации различным категориям жертв нацизма.

В 2000-2007 годах в ФРГ действовал Фонд «Память, ответственность и будущее», из которого предоставлялись компенсации бывшим подневольным рабочим, угнанным в Германию в ходе Второй мировой войны. В общей сложности фонд располагал 5,2 млрд евро (средства перечислили правительство ФРГ и германские предприятия). Всего компенсации на сумму 4,4 млрд евро получили 1,66 млн человек, проживающих в России, Польше, Чехии и других странах. Самым крупным получателем стала еврейская организация Конференция по еврейским материальным претензиям к Германии, которая получила 1,149 млрд евро. России Фонд выделил 427 млн евро.

Германия неоднократно принимала решения о единовременных выплатах различным категориям пострадавших во время Холокоста (помимо выплат по Люксембургскому соглашению). В декабре 2011 года ФРГ согласилась выплачивать дополнительные пенсии 16 тыс. жертв Холокоста. Общая сумма в ближайшие 10 лет составит 650 млн евро. В ноябре 2012 года началась программа по выплате компенсаций 80 тыс. человек, проживающим в странах бывшего СССР и пережившим Холокост. Общий объем выплат — порядка 245 млн евро. В мае 2013 года на конференции по удовлетворению материальных претензий евреев к Германии, которая состоялось в Иерусалиме, ФРГ обязалась в 2014-2017 годах перечислить 772 млн евро различным учреждениям, оказывающими поддержку жертвам Холокоста. Деньги будут потрачены на социальное обслуживание 56 тыс. человек, треть из которых проживает в Израиле.

Источник

Экономика войны. Чем репарация отличается от контрибуции?

Поговорим про экономическую составляющую победы.

Поражение в войне влечет для государства целый ряд негативных последствий. Они касаются социальной, политической, военной и даже культурной сферы. Проигравшее войну государство теряет часть суверенитета, накладываются ограничения на размер и техническое оснащение армии.

Победитель хочет продемонстрировать всему миру (а главное — проигравшему) свою силу и превосходство. Это принесет моральное удовлетворение, как принимавшим тяжелые решения первым лицам, так и массовому потребителю внутри страны.

Мысль «эх, как мы наваляли тогда немцам\эфиопам\марсианам» всегда греет душу. Особенно греет тому, кто никаким боком не причастен к победам проливавших кровь предков. И ничего с этим не поделаешь, желание доминировать глубоко заложено в природу человека.

Но война гораздо более циничное мероприятие. Моральное удовлетворение нации и демонстрация силы — это, конечно, важно. Хотя вот деньги в кармане греют не только душу, но и тело. Поэтому послевоенные переговоры и устройство мира неминуемо сводятся к тому, кто и сколько заберет материальных активов и ценностей у проигравшего.

Как было раньше? Контрибуция.

Идея о разграблении и наживе за счет проигравшей страны поселилась в головах людей еще тысячи лет назад.

Римляне примерно 2.500 лет назад даже придумали специальный термин. «Горе побежденным» (Vae victis) означает, что у проигравшей стороны нет никаких прав, а победитель диктует любые условия.

Из такого понимания экономической ответственности исходили военноначальники далекого (и не совсем далекого) прошлого.

Контрибуция могла взиматься в виде:

1. Денег, драгоценных металлов;

2. Исключительных прав (например, разработка сырьевых месторождений);

3. Материальных активов (производственное оборудование, заводы, машины);

4. Вещи, одежда у населения на территории врага;

5. Еда и продовольствие;

6. Подневольный труд и рабы;

Отличие контрибуции — ее может требовать страна-агрессор. Ради самой контрибуции часто войны и начинались. По своей сути, контрибуция — это экономическое разграбление проигравшей стороны. Степень варварства в процессе разграбления варьируется в зависимости от цивилизованности сторон.

Как стало в 20 веке? Репарации.

По мере развития человечества в голову политиков, правоведов и экономистов постепенного приходит немного иная мысль. «Нагрузить» проигравшего — это, конечно, святое дело. Однако это должно иметь под собой некоторое экономическое (и желательно моральное) обоснование. Негоже превращаться в варваров и беспринципно разворовывать безоружного и побежденного. Да и за этим могут последовать неблагоприятные последствия отложенные во времени для самих победителей.

Уважаемый читатель, предлагаю тебе подписаться на мой канал. И ты не пропустишь мою статью, которую я выложу уже завтра.

Статья будет посвящена британскому экономисту (его даже называют величайшим в 20 веке), который входил в число высокопоставленных советников стран-победителей в Первой мировой войне. Этот экономист продвигал на тот момент казавшуюся странной и нелепой идею — не налагать на проигравшую Германию разорительные экономические санкции, отбирая последнее. А, наоборот, ДАТЬ ГЕРМАНИИ денег и помочь восстановить экономику. Иначе союзники сами пожалеют о своем не снисхождении. И оказался прав. Всего через 20 лет Гитлер уничтожил половину Европы.

К слову, экономист неофициально встречался 3 раза лично со Сталиным на территории СССР и обсуждал экономические вопросы. В чем-то критиковал советский строй, а в чем-то даже хвалил. Взгляды на экономические последствия первой мировой у двух деятелей сходились.

После первой мировой войны в международном обиходе появилось новое слово — репарации. Это такая относительно цивилизованная попытка востребовать материальную награду за победу. Отличительные особенности репраций:

1. Имеет право требовать только НЕ агрессор;

2. Размер возмещения должен иметь под собой разумное экономическое обоснование;

3. Чаще всего, главенствует идея о возмещении ущерба нанесенного агрессором и возмещение издержек, которое понесло государство-победитель в ходе войны;

Источник

Выплаты странам победительницам называется

Вопрос репараций по итогам Второй мировой войны даже спустя десятилетия остается для Германии одной из болезненных тем. Нет-нет да и напомнит какая-нибудь из стран-«победительниц» о своих претензиях к Берлину. Чаще всех о так и не возмещенном ущербе говорят в Польше, в 2018 году к таким заявителям неожиданно присоединилась Греция. А не осталась ли Германия должна СССР?

Плати чем хочешь

Репарации — форма ответственности государства за ущерб, причиненный другой стране в результате нарушения международного права. Согласно общепринятым нормам, объем и способы возмещения должны определяться в соответствии с причиненными убытками. В случае со Второй мировой войной эти вопросы решались в 1945 году на Ялтинской конференции, где были определены формы репараций, и на Потсдамской конференции, когда стороны договорились, как удовлетворить претензии.

Изначально Москва выступила с предложением определить общий размер репараций в $20 млрд, половина из которых причитались СССР. Однако союзники с такими условиями не согласились. В результате в Потсдаме было оговорено, что выплаты будут выражены в материальной форме, их предельная сумма не оговаривалась. Брать можно было, например, машины, оборудование, товарные запасы.

По соглашению СССР получил право после войны изымать имущество и ценности из восточной зоны Германии, а также брать себе немецкие активы в Болгарии, Венгрии, Восточной Австрии, Румынии и Финляндии. Кроме того, Великобритания, США и Франция обязывались передать Советскому Союзу около четверти демонтированного оборудования из западной зоны. При этом Москва из своей доли должна был удовлетворить репарационные претензии Польши.

Один пишу, два в уме

Поставки техники в счет репараций из западных областей Германии в СССР прекратились в 1949 году после образования ФРГ. Из восточных частей страны поток имущества не прекращался до 1954 года, когда вступило в силу соглашение советских властей и ГДР о прекращении выплат, подписанное в 1953 году.

Данные о том, что за это время удалось получить Советскому Союзу, сильно разнятся. Как отмечается в отчете министерства финансов Германии, подготовленном в 2000 году, расхождения связаны с тем, что репарационные выплаты осуществлялись без нормативных записей, причем страны-победители брали буквально все, что им вздумается. Зачастую, вывозом занимались сразу несколько ведомств, что тоже негативно сказывалось на отчетности. Более того, советские силы начали взимать репарации с помощью трофейных бригад еще до того, как были заключены Потсдамские соглашения.

В 1990-е российские исследователи Михаил Семиряга и Борис Кнышевский опубликовали данные Главного трофейного управления СССР, которые позволяют судить о масштабах имущественных потоков. Так, в пользу Москвы из Германии было вывезено порядка 400 тыс. железнодорожных вагонов с различными товарами, в том числе 72 тыс. — со стройматериалами. На восток также отправились 1,34 млн голов скота и 2,3 млн т зерна.

Но наибольший интерес, конечно, представляло оборудование. Выяснилось, что в Союз было перевезено 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков и еще 200 тыс. электромоторов. «Прописку» меняли даже телескопы из обсерватории университета Гумбольдта и вагоны берлинского метро, не говоря уже о машинах, кораблях и даже радиоприемниках.

Все равно в плюсе

Затруднения ученые испытывают и при денежной оценке полученных советской стороной репараций. Например, эксперты Польского института международных отношений в 2005 году подсчитали, что СССР получил вещей на общую сумму в $3,081 млрд по курсу 1938-го. Но называются и другие цифры — вплоть до $22,1 млрд. Общепринятой считается оценка Минфина ФРГ, который пришел к выводу, что советские власти изъяли из ГДР имущества на $15,8 млрд.

Однако даже двадцатимиллиардные выплаты далеко не соответствуют потерям, которые понес СССР в годы Второй мировой войны. Прямой ущерб страны за время боевых действий оценивается в $128 млрд, а общие экономические потери — в $485 млрд по курсу того времени.

Понятно, что такой урон Германия не могла бы возместить без непоправимого вреда для своей экономики даже в лучшие для страны времена. К тому же во время конференций специально оговаривалось, что объем репараций не должен окончательно подорвать жизнедеятельность страны. И даже несмотря на это, по некоторым данным, для восточной Германии сумма выплат достигла критических 50—60% от ВВП.

Впрочем, несмотря на то, что денежного эквивалента сторонам достичь было не суждено, репарации сыграли ключевую роль в послевоенном развитии СССР. Страна получила необходимые для модернизации технологии. В качестве «интеллектуальных репараций» вывозились немецкие патенты, научная и техническая литература, а также лучшие ученые и инженеры. Всего было депортировано 2370 ученых и инженеров и около 4600 членов их семей, роль которых в восстановлении советской экономики нельзя недооценивать.

Без этого простой демонтаж оборудования был бы неэффективен, ведь у советской стороны не было специалистов, способных наладить работу тех же станков. Не было бы у СССР и наработок, которые затем позволили стране стать лидером, например, в ядерной и космической сфере.

Но как бы то ни было, к вопросу «долга по репарациям» можно подходить очень субъективно — и считать достаточным либо недостаточным то, что Москве удалось получить. Однако, с правовой точки зрения, подписав соглашение о прекращении репараций, СССР поставил в данном деле точку.

Источник

Оцените статью