Свойства конституции зарубежных стран.
Юридическими свойствами конституции называют ее признаки как основного закона. Среди данных свойств выделяют следующие:
1. Учредительный характер конституции, поскольку она принимается народом или от имени народа как носителя суверенитета и единственного источника власти, а ее установления имеют первичную природу;
2. Юридическое верховенство и высшая юридическая сила конституции, которые находят выражение в том, что, во-первых, конституция не может быть поставлена в один ряд с другими, обычными законами, потому что является главным, верховным, основным законом, имеет приоритет перед всеми другими законами («закон законов»).
3. Особый порядок принятия и изменения конституций, который подчеркивает их особую роль и значение;
4. База текущего законодательства. Именно конституции определяют субъекты правотворчества, его порядок и процедуры;
5. Непосредственное (прямое) действие конституции означает, во-первых, что если та или иная норма конституции не имеет явно выраженного отсылочного или бланкетного характера, она должна применяться всеми субъектами конституционного права непосредственно, т.е. вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо конкретизирующих эту норму законодательных или подзаконных актов. В частности, суды могут использовать ссылки на нормы, содержащиеся в конституции, для обоснования вынесенных ими решений.
Другими словами, это означает, что действие таких конституций проявляется не только через действие других законов и иных правовых норм, изданных на основе конституции, но и прямо, непосредственно, само по себе. При этом все субъекты права обязаны соблюдать и применять нормы конституции вне зависимости от того, получили ли они конкретизацию в иных правовых нормах.
6. Легитимность конституции означает, что она принята нормативным путем, признана обществом или его большей частью, большинством его представителей.
7. Стабильность отражает свойство конституции, состоящее в том, что ее установления в отличие от положений многих других законов обычно носят более устойчивый, постоянный, фундаментальный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием временных перемен в социально-экономической и политической конъюнктурах.
Идеологическими свойствами конституции являются:
1. Отражение определенной системы взглядов и идей, теоретическое выражение определенных мировоззрений, интересов, целей и идеалов, декларация, охрана и защита соответствующих ценностей и норм. К числу важнейших демократических ценностей и норм относятся права и свободы человека, институты народовластия и народного представительства, разделения властей и парламентаризма, гражданского общества и правового государства, многопартийности, политического и идеологического плюрализма, гласности и др.;
2.Содействие формированию новой идеологии;
3.Влияние на сознание и др.
Политические свойства конституции:
1. Закрепление итогов проведенных преобразований. Как политический акт конституция отражает сложившееся в обществе соотношение общественно-политических сил и их определенный социально-политический компромисс.
3. Народность и др.
8. Форма и структура конституции зарубежных стран.
Форма конституции — это способ организации заключенного в ней материала. По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Конституции большинства стран мира — это единый нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Такими актами являются, например, Конституция Италии, Основной закон Федеративной Республики Германии, Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов, Конституция Российской Федерации.
Но есть страны, в которых конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Так, в Финляндии ныне действующую конституцию составляют четыре органических закона: «Форма правления Финляндии» 1919 г., «Акт об Эдускунте» 1928 г., «Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного Совета и канцлера юстиции» 1922 г. и «Акт о государственном суде» 1922 г.
Конституция Швеции состоит из трех нормативных актов: «Акт о престолонаследии» 1810г., «Форма правления» 1974 г. и «Акт о свободе печати» 1974 г. Конституцию Канады образуют также несколько актов. Важнейшие из них: «Квебекский закон» 1774 г., «Конституционный закон» 1791 г., «Закон об объединении Канады» 1940 г., «Закон о Британской Северной Америке» 1867 г., «Конституционный закон» 1982 г, и др.
Однако необходимо иметь в виду, что в ряде стран, принявших конституцию как единый нормативный акт, имеются дополнительные акты, именуемые конституционными или органическими законами. Хотя они и считаются конституционными, по форме — это самостоятельные акты, не включающиеся в текст конституции. Но такие законы имеют существенное значение для применения отдельных положений конституции, и их принятие нередко предписано в тексте самой конституции. Следовательно, принятие таких актов является обязательным для законодателя. Ими являются, например. Федеральный конституционный закон 1955 г. «О нейтралитете Австрии», Федеральный конституционный закон Российской Федерации 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Такие конституционные или органические законы по своей юридической силе уступают конституции и ее частью не являются.
Структура конституции. Юридическая конституция может представлять собой один документ (это консолидированная, или кодифицированная, конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира (Китая 1982 г., Папуа — Новой Гвинеи 1975 г., Бразилии 1988 г., Украины 1996 г. и др.). Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации (например, в США). Законодательный акт, составляющий консолидированную конституцию, чаще всего так и называется: «конституция». Но в некоторых случаях применяется другая терминология: «политическая конституция» (Колумбия), «союзный конституционный закон» (в Австрии — один из актов), «основной закон» (Германия).
В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная, или некодифицированная, конституция). Название каждому из них обычно дается в соответствии с предметом регулирования: «Форма правления», «Акт о риксдаге», «Акт о престолонаследии» — в Швеции, законы о кнессете (парламенте), о земле,,о судоустройстве — в Израиле, Сеймовый устав — в Финляндии и т.д.
В отдельных странах конституция включает не только собственно конституцию, но и некоторые другие основополагающие документы. Так, во Франции это конституция 1958 г., преамбула отмененной конституции 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
В редких случаях под конституцией понимается совокупность законов, судебных прецедентов и неписаных конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия). Законы, считающиеся частью такой конституции (а в Великобритании их более 300), принимаются не в особом порядке (квалифицированным большинством), а обычным способом.
В странах, где конституций нет (султанат Оман и др.), их роль выполняет священная книга мусульман — Коран. В некоторых странах Коран является частью «конституционного блока», будучи поставлен над конституцией и остальными его частями (Иран, Саудовская Аравия и др.).
Роль составной части конституции могут выполнять политические декларации о целях и перспективах развития страны, принимаемые путем общегосударственного голосования граждан (например, Национальная хартия Алжира 1976 г., Хартия малагасийской социалистической революции 1975 г. и др.). Значение конституционных документов может быть придано прокламациям военных и революционных советов, советов национального спасения и других органов, приходящих к власти в результате военного переворота. Таковы институционные акты, принимавшиеся в Бразилии после переворота 1964 г., прокламации Временного военного административного совета в Эфиопии в 1974—1987 гг. и др.
Конституции обычно состоят из преамбулы (введения), глав (разделов, частей), статей, которые в свою очередь могут делиться на пункты, обозначенные цифровой или буквенной нумерацией. В редких случаях (например, в Венгрии) вместо статей имеются параграфы. Завершается конституция переходными и заключительными постановлениями, которые предусматривают преемственность государственной власти, порядок создания новых органов. Во многих конституциях есть приложения, содержащие схемы, образцы, различные перечни (например, полномочий федерации и субъектов), текст клятвы президента и др. Неотъемлемой частью конституции являются в некоторых странах (США и др.) поправки к ней, они не вносятся в текст, а прилагаются к конституции.
Источник
Конституционное право зарубежных стран
И. Б. Гоптарева, 2006
Данное пособие поможет всем, изучающим заочно Конституционное право зарубежных стран, сориентироваться в его основных проблемах и усвоить ключевые вопросы теории и практики конституционного регулирования общественных отношений в ряде зарубежных государств.
Оглавление
- Введение
- 1 Предмет и метод конституционного права зарубежных стран
- 2 Основные характеристики и функции Конституции
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право зарубежных стран предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2 Основные характеристики и функции Конституции
2.1 Понятие функции Конституции.
2.1.1 Понятие Конституции. Конституция это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих отношения между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, — с другой. Такая система правовых норм является основой организации самого государства. Эти правовые нормы могут содержаться в одном или нескольких нормативных актах, а могут — и в неопределенном множестве обычных законов, а также в судебных прецедентах и конституционных обычаях.
Смысловое понятие Конституции включает в себя несколько значений:
— Материальная Конституция — это писаный акт или совокупность актов, провозглашающих права и свободы гражданина и определяющих основу общественного строя, форму правления, территориального устройства, основы организации центральной и местной власти, их компетенцию, взаимоотношения, государственную символику и столицу.
— Формальная Конституция — это закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Можно сказать, что Конституция — закон законов. Она не может быть изменена путем издания обычных законов, и наоборот, внесение поправок в Конституцию требует изменения тех законов, которые были изданы раньше на основании действовавшей тогда Конституции. (Чаще всего мы употребляем понятие Конституции в формальном смысле).
Все государства обладают Конституцией в материальном смысле, но не у всех есть Конституция в смысле формальном. Так, британская Конституция существует в первом смысле, а не во втором, т.к. ее нормы могут быть изменены только теми органами, которые создавали действующие нормы.
— Юридическая Конституция (в материальном или формальном смысле) — это всегда определенная система правовых норм, регулирующих круг общественных отношений.
— Фактическая Конституция — это конституционно-правовое установление тех отношений, которые реально существуют. Например, конституционный закон может предусмотреть издание какого-то закона, но на практике этот закон, по каким-то причинам, не получает развития; в этом смысле, т.е. согласно юридической Конституции, он существует, а согласно фактической, его нет. Это расхождение говорит о том, что часть норм юридической Конституции может быть фиктивной. Такое явление наблюдается нередко, особенно в тех странах, где происходит радикальное изменение общественного строя. Это означает, что ряд норм, внесенных в Конституцию, какое-то время не могут быть применимы.
В этой связи следует отметить, что нередко и в Конституциях демократических государств встречаются «мертвые законы». Например, в Конституции Франции 1958 года вплоть до 1995 оставались фиктивными положения раздела ХIII о Сообществе. Лишь конституционный пересмотр 4 августа 1995 года в какой-то мере «подчистил» текст основного закона, убрав названный раздел.
Итак, характеризуя Конституцию, мы, прежде всего, обращаем внимание на ее юридическое и формальное значение.
Особо следует выделить социально-политический аспект Конституции, т.к. любая Конституция, кроме того, что она представлена в виде правового аспекта, имеет еще и ярко выраженный социально-политический аспект. С этой точки зрения, Конституция являет собой запись соотношения политических сил, имеющуюся на момент ее принятия. Ещё в середине прошлого века Ф. Лассаль определил Конституцию как фактическое соотношение политических сил в стране на момент её принятия. Писаная Конституция лишь тогда обладает силой, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил.
Хотя Конституция есть общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества, она все же учитывает социальные интересы не всех и не в равной мере.
2.1.2 Функции Конституции :
1. Юридическая функция — главный источник права страны.
2. Политическая функция — определяет устройство государства, его отношение с отдельными людьми, служит правовой основой политической системы. Все политические силы конкурируют, борются и т.д. на основе правил Конституции.
3. Экономическая функция — устанавливает формы собственности и способы распределения материальных благ.
4. Идеологическая функция — отражает признанные обществом социальные ценности (собственность, права человека, свободы и т.д.).
5. Социальная функция — определяет формы взаимоотношений людей, принципы социальной структуры, отражает требования социального обеспечения людей и т. д.
2.3 Объекты Конституционного регулирования и их эволюция во времени.
Конституции регулируют несколько блоков общественных отношений:
— Права и свободы человека и гражданина. Именно эти общественные отношения послужили причиной появления первых Конституций. (Билль о правах в Англии).
— Организация высшей власти, т.е. описание структуры ветвей власти.
— Политико-территориальное устройство, т.е. виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой. Первоначально Конституции регулировали только эти три блока социальных отношений.
К середине XIX века заметное место в Конституциях стали занимать нормы, регулирующие внешнеполитические функции государства. Поэтому со временем объекты конституционного регулирования расширились путем включения таких вопросов, как:
— Установление принципов внешнеполитической деятельности государства.
— Регулирование вопросов связанных с объявлением войны и заключением мира.
— Регулирование соотношения международных и внутригосударственных законоположений.
— Определение полномочий государства по заключению, ратификации и денонсации международных договоров.
— Установление правил, определяющих сотрудничество в области защиты прав человека — гражданство, права и свободы, экстрадиция (выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства), предоставление политического убежища 9 и т.д.
Во многих послевоенных Конституциях демократических государств особенно эволюционировал первый блок — развитие прав и свобод идет по пути их детализации, уточнения, более подробного регулирования ранее известных прав и свобод.
Происходит эволюция и во взаимоотношениях высших государственных органов: к концу ХХ века явно обозначилась тенденция усиления исполнительной власти. Это привело к необходимости более четкого регулирования отношений законодательной и исполнительной властей. В некоторых странах Европы получает широкое развитие в послевоенных Конституциях нормы о делегированном законодательстве, о чрезвычайном положении (во Франции 1946, 1958, 1968, Германии 1949, Испании 1978 годах).
Появляются нормы, направленные на обеспечение устойчивости правительства. Так, по довоенным Конституциям, чтобы заставить правительство уйти в отставку, обычно достаточно было в парламенте (чаще всего в нижней палате) получить негативное голосование большинства членов (присутствующих или избранных — в различных странах по-разному) без выдвижения новой кандидатуры на должность главы правительства, т.е. существовала норма деструктивного вотума недоверия. А Конституция ФРГ 1949 года ввела конструктивный вотум недоверия: канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера (ст. 67). Это значительно ограничивает право парламента смещать главу правительства.
В Конституциях ХХ века стали чаще, чем раньше, встречаться нормы, регулирующие статус экономических и социальных органов государства, его экономическую и социальную деятельность. Это отражает усиление роли государства в общественной жизни. Все больше в Конституции включаются обязательства государства перед обществом в экономической и социальной сферах. Например, в Конституцию Франции 1946 года была помещена глава об Экономическом совете; а в Конституцию, принятой в 1958 году был включен целый раздел «Об Экономическом и социальном совете».
Тенденция усиления исполнительной власти не только сужает права парламента, но и меняет его структуру. В послевоенный период в парламентах ряда стран произошло упразднение верхних палат (в Дании в 1953, Швеции — 1971, Португалии — 1976 годах и т.д.). Там же, где верхние палаты продолжают существовать, наблюдается уменьшение их полномочий: Германия, Испания, Франция, Польша.
В Конституциях многих демократических стран, особенно со второй половины ХХ века вводится институт Конституционного контроля. Его главная задача — обеспечить конституционную законность в условиях весьма широкой правовой урегулированности общественной жизни (когда много субъектов регулирования), в принципе это порождает сложные проблемы толкования и применения конституционных норм.
2.4 Формы Конституций. Под формой Конституции понимается способ организации и выражения конституционных норм. Форма Конституции определяется тем, из скольких нормативных актов она состоит — одного или нескольких. Например, Основной закон ФРГ 1949 года есть единый и единственный акт, несмотря на то, что каждая земля, как субъект федерации, имеет свою Конституцию, однако на федеральном уровне Основной закон есть единый конституционный акт. А вот Конституция Швеции состоит из трех нормативных актов — Формы правления 1974 года, где закреплены основы государственного строя, права и свободы граждан, система государственных органов; Акта о престолонаследии 1810 года и Акта о свободе печати 1974 года. Видно, что свободе печати здесь придано особое значение: ее административно — и процессуально-правовые нормы были подняты на уровень Конституции. Кроме того, составной частью Конституции Швеции является Основной Закон о свободе высказываний, принятый в 1991 году с внесенными изменениями 1994 года.
По форме Конституции также делятся на кодифицированные 10 и некодифицированные. В первом случае Конституция представлена как писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера.
Если же одни и те же вопросы регулируются несколькими актами, то речь идет о некодифицированной Конституции. В качестве примера некодифицированной Конституции можно привести Конституцию Швейцарии 1874 года (действовавшую до 1999 года), состоявшей из 23 пронумерованных статей (№№ 51 и 52 — без текста, т.к. в прошлом они устанавливали статус ордена иезуитов и монастырей). В 1985 году в нее были включены 54 новые статьи, причем 52 из них были помещены под уже существующими номерами, но с прибавлением обозначений «прим», «бис», «тер» и т.д. Устаревшие же статьи были отменены. Таким образом, из 174 статей, существующих фактически, 84 отражают первоначальный текст Конституции. Следует отметить, что в связи с частыми изменениями эта конституция утратила связность и последовательность, что и послужило причиной принятия новой Конституции.
Встречаются Конституции смешанного типа. Частично они писаные и включают парламентские законы и судебные решения; частично состоят из обычаев и доктринальных толкований. Так, Конституция Великобритании включает статуты, т.е. законы, принимаемые парламентом (например, Акт о парламенте 1911 года, Акт о палате общин 1978 года и т.д.) и судебные прецеденты и обычаи (последние именуются в Англии конституционными соглашениями).
Бывают и неписаные Конституции, т.е. они вообще не зафиксированы в документах, как правило, они существуют временно: после революций, государственных переворотов и т.п.
2.5 Порядок принятия, изменения и отмены Конституций.
Сложилось несколько способов принятия Конституции:
— Октроирование (этот способ фактически ушел в историю) — дарование ее односторонним актом главы государства. Как правило, это делали монархи; этот способ скорее можно назвать историческим, хотя и в ХХ веке известны случаи октроирования конституций не только монархами, но и главами государств в республиках. Например, Конституция Пакистана 1962 года была октроирована президентом этой страны, а конституция Фиджи 1990 года — правительством.
— Договорный способ — также в основном относится к прошлому, т.к. он предусматривал заключение договора между монархом и выборным органом. В основном к такому способу прибегали балканские страны середины и второй половины ХХ века. Элементы договорного характера встречаются и в принятии Конституций после 2-й мировой войны, например, предоставление независимости Кипру было оформлено цюрихско-лондонскими соглашениями 1959 года. В Конституцию Кипра 1960 года были помещены основные статьи этого соглашения, которые не подверглись изменению;
— Учредительное собрание (или конституционная ассамблея) — это основной способ принятия Конституций в ХХ веке. Обычно единственной задачей Учредительного собрания является принятие Конституции, а после этого оно распускается. Бывает, что Учредительные собрания после принятия Конституции преобразовались в парламент. Так произошло в Греции в 1975 г., когда после низвержения диктатуры «черных полковников» (хунты) состоялись демократические выборы парламента, который начал свою работу с разработки и принятия новой (четвертой по счету Конституции, принятой в ХХ веке в Греции). После второй мировой войны в ряде стран принятие новой Конституции осуществлялось посредством Учредительного собрания. Так было в Италии, Югославии.
В связи со сменой политических режимов в странах восточной Европы в девяностые годы ХХ века, таким способом были приняты Конституции в Болгарии и Румынии, Македонии, Хорватии, Чехии, Словакии.
Прецедент принятия Конституции Франции 1958 года, позволяет выделить еще один способ — делегированный, заключающийся в том. что президент (де Голль) делегировал право разработать и принять Конституцию Пятой республики созданной по его инициативе Конституционной комиссии, состоящей из экспертов. (Правда, официально Конституция была принята на референдуме).
2.6 Изменение и отмена Конституции.
Любая Конституция может быть изменена. На процесс изменения Конституции большое влияние оказывает характер Конституции — гибкая она или жесткая. Гибкие Конституции — обычно неписаные или смешанные, как в Великобритании. Здесь изменения происходят путем принятия обычного закона. Просто каждый последующий закон изменяет или замещает предыдущий. Принятие последующего закона происходит в том же порядке, что и предыдущего.
Источник