Высший орган страны с 1988

Верховный Совет СССР. Высший представительный и законодательный орган государственной власти

Верховный Совет СССР, согласно действующей в Советском Союзе Конституции, являлся главным законодательным органом страны. Он призван был в лице депутатов представлять интересы народа. Но насколько это удавалось делать в реалиях советского времени? Давайте рассмотрим историю образования и дальнейшего развития Верховного Совета СССР, а также подробно разберем его основные задачи и функции.

Предыстория создания Верховного Совета

До образования Верховного Совета наивысшим органом законодательной власти в государстве считался Съезд Советов СССР, состоящий из депутатов, которые избирались на местных съездах. Данный орган выбирал ЦИК, который, в свою очередь, отвечал за формирование исполнительных ветвей власти. Съезд Советов был учрежден сразу же после образования СССР в 1922 году и упразднен в 1936-м, когда ему на смену пришел Верховный Совет СССР. До провозглашения Советского Союза схожие функции исполняли Съезды Советов конкретных республик: Всероссийский, Всеукраинский, Всебелорусский, Всекавказкий. Всего с 1922 по 1936 год было проведено восемь Всесоюзных съездов Советов.

Учреждение Верховного Совета

В 1936 году в Советском Союзе была принята очередная Конституция, согласно которой полномочия Верховного Совета и ЦИК СССР передавались новому институту – Верховному Совету. В отличие от своего предшественника, данный коллегиальный орган предполагал прямое избрание всем населением страны, имеющим право голоса. Считалось, что таким образом народ будет иметь больше рычагов для формирования властных структур, чем при косвенных выборах. Это преподносилось как следующий шаг на пути демократизации общества, с чем и было связано образование Верховного Совета СССР. Так власть пыталась сделать вид близости к народу.

Читайте также:  Рейтинг экономически развитых стран африки

Выборы в Верховный Совет СССР прошли в декабре 1937 года, а к своим непосредственным обязанностям он приступил с начала следующего года.

Структура Верховного Совета

Верховный Совет СССР формировался из двух палат, имеющих равные права: Совета Союза и Совета национальностей. Первый из них избирался пропорционально количеству населения на каждом участке. Второй – представлял каждую республику или автономную единицу, причем для каждой административно-территориальной формы было предусмотрено определенное количество депутатов, невзирая на численность жителей на данной территории. Так, каждая республика в Совете национальностей была представлена 32 депутатами, автономная республика – 11, автономная область – 5, автономный округ — 1.

Президиум

Органом, который управлял работой данной парламентской структуры, являлся Президиум Верховного Совета СССР. Избирался он непосредственно после начала деятельности Совета конкретного созыва. Состоял изначально из тридцати восьми депутатов, хотя в дальнейшем численность корректировалась. Руководил его работой Председатель Верховного Совета СССР.

Члены Президиума, в отличие от остальных депутатов, работали на постоянной основе, а не собирались от сессии к сессии.

Верховный Совет при Калинине

Первым Председателем Верховного Совета стал Михаил Иванович Калинин. В данной должности он находился почти до самой смерти в 1946 году, а до этого являлся главой ЦИК Советского Союза от РСФСР. Возглавляя Президиум Верховного Совета СССР, Калинин М. И. приобрел прозвище «всесоюзного старосты».

При нем, в 1940 году, вследствие того, что территория СССР значительно расширилась, в том числе путем включения в его состав новых республик и автономных образований, как результат проведения в жизнь пакта Молотова-Риббентропа, было решено увеличить число членов президиума на 5 человек. Впрочем, в день отставки Калинина данное количество было уменьшено на единицу. Самый известный Указ Верховного Совета СССР того времени был издан в июле 1941 года и назывался «О военном положении». Он означал собой тот факт, что Советский Союз принял вызов, брошенный ему нацисткой Германией.

После войны Михаил Иванович Калинин недолго пребывал на своем высоком посту. Из-за плохого состояния здоровья ему пришлось уйти с поста главы Верховного Совета в марте 1946 года, хотя и оставался членом Президиума до самой своей смерти от рака в июне этого же года.

Верховный Совет после ВОВ

После отставки Калинина Верховный Совет СССР возглавил Николай Михайлович Шверник. Конечно, он не обладал таким большим авторитетом, как его предшественник, чтобы вносить хоть какие-то коррективы в сталинскую политику. Собственно, после кончины Сталина в 1953 году Шверник был сменен известным ещё по Гражданской войне военачальником, популярным в народе маршалом Климентом Ефремовичем Ворошиловым. Впрочем, он был больше военным, а не политиком, так что у него тоже не получилось выработать собственную независимую линию, несмотря на начало «оттепели» при Хрущеве.

Советский парламент эпохи Брежнева

В 1960 году главой Верховного Совета стаёт Леонид Ильич Брежнев. После смещения Хрущева в 1964 году он оставил данную должность, став Генеральным секретарем единственной в государстве партии. Главой Верховного Совета был назначен Анастас Иванович Микоян, но уже через год его сменил Николай Викторович Подгорный, так как предыдущий Председатель в некоторых вопросах пытался проводить независимую политику.

Впрочем, в 1977 году Брежнев снова занял пост главы Президиума Верховного Совета, на котором находился до самой своей смерти осенью 1982 года. Таким образом, впервые в истории должность партийного главы (фактического руководителя Советского Союза) и формально самый высокий пост в стране были сосредоточены в руках одного человека. Съезды Верховного Совета СССР тех лет носили чисто технический характер, а все основные решения принимало исключительно Политбюро. Это была эпоха «застоя».

Новая Конституция

В 1978 году вступила в действие новая Конституция, согласно которой депутаты Верховного Совета СССР переизбирались раз в 5 лет, вместо четырех, как было до того. Численность Президиума вместе с главой достигла 39 человек.

Эта Конституция подтверждала, что Верховный Совет СССР является коллегиальным главой Советского Союза. Кроме того, за Президиумом было закреплено исключительное право ратификации и денонсации международных соглашений, введения военного положения и объявления войны. Среди других полномочий данного органа следует отметить прерогативу присвоения гражданства, учреждения и награждения орденами и медалями, проведения референдумов. Впрочем, это далеко не полный перечень.

От Брежнева до Горбачева

После смерти Брежнева в 1982 году традиция совмещения высших партийных и государственных должностей начатая им, была продолжена. Исполняющим обязанности председателя Верховного Совета до избрания нового Генсека был назначен Василий Васильевич Кузнецов. После назначения Юрия Владимировича Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС он же был выбран на пост Председателя Президиума. Впрочем, занимал эти посты он недолго, так как уже в феврале 1984 года скончался.

Снова Кузнецов был поставлен и. о. главы советского парламента, и опять его сменил после избрания на пост новый Генеральный секретарь – Константин Устинович Черненко. Впрочем, и он прожил недолго, так как через год его жизненный путь оборвался. Опять к временным полномочиям приступил бессменный исполняющий обязанности главы Президиума В. В, Кузнецов. Но на этом данная тенденция была оборвана. Наступило время глобальных перемен.

Председательство А. А. Громыко

После прихода к власти в 1985 году в качестве Генерального секретаря Михаила Сергеевича Горбачева, была нарушена традиция, начавшаяся со времен Брежнева, когда высший партийный деятель одновременно возглавлял Верховный Совет. На этот раз Председателем Президиума был назначен Андрей Андреевич Громыко, до того бывший Министром иностранных дел. На этой должности он пробыл до 1988 года, когда попросился в отставку по состоянию здоровья. Менее чем через год Андрей Андреевич умер. Это был, пожалуй, первый после «всесоюзного старосты» Калинина глава Верховного Совета, который был способен проводить политику, не полностью совпадавшую с линией Генсека.

Верховный Совет времен Перестройки

В это время в стране под руководством Генерального секретаря М. С. Горбачева проводился курс на демократизацию общества, которому была дано название «перестройка». Именно он занял кресло председателя Верховного Совета после отставки Громыко.

Как раз с 1988 года началась активная фаза перестройки. Не могла она не коснуться и деятельности собственно Верховного Совета. Состав Президиума был значительно расширен. Теперь его членами автоматически становились главы комитетов и палат Верховного Совета. Но что более важно, с 1989 года Верховный Совет перестал быть коллективным главой государства, так как его единолично возглавил Председатель.

С этого же года существенно поменялся и сам формат заседаний. Если раньше депутаты собирались исключительно на сессии Верховного Совета СССР, то с этого момента их работа началась вестись на постоянной основе, как до того функционировал Президиум.

В первой половине марта 1990 года была учреждена новая должность – Президент СССР. Именно он теперь стал считаться официальным главой Советского Союза. В связи с этим Михаил Горбачев, вступивший на данную должность, отказался от полномочий Председателя Верховного Совета, передав их Анатолию Ивановичу Лукьянову.

Расформирование

Именно при Лукьянове завершил функционирование Верховный Совет СССР. 1991 год стал той точкой, после которой советское государство уже не могло существовать в прежнем виде.

Переломным моментом стал августовский путч, который потерпел поражение и тем самым констатировал невозможность законсервировать старые порядки. Кстати, одним из деятельных членов переворота был глава парламента Анатолий Лукьянов, который, правда, непосредственно в состав ГКЧП не входил. После провала путча он, по разрешению Верховного Совета, находился в следственном изоляторе, откуда был отпущен на волю только в 1992 году, то есть уже после окончательного распада Советского Союза.

В сентябре 1991 года был издан закон о существенном изменении режима функционирования Верховного Совета. Согласно ему, закреплялась самостоятельность Совета Союза и Совета Республик. В первую палату входили депутаты, кандидатуры которых были согласованы с руководством конкретной республики. Во вторую палату избиралось по двадцать депутатов из каждой республики Советского Союза. Это было последнее изменение, которое претерпел парламент СССР.

Тем временем, после неудавшейся попытки государственного переворота, все больше бывших советских республик объявляли о государственном суверенитете и выходе из состава СССР. В начале последнего месяца 1991 года крест на существовании Советского Союза фактически был поставлен в Беловежской Пуще, на съезде лидеров России, Украины и Беларуси. 25 декабря президент Горбачев сложил свои полномочия. А на следующий день на сессии Верховного Совета было принято решение о его самороспуске и ликвидации СССР как государства.

Реальное значение Верховного Совета

Верховный Совет СССР формально считался большую часть времени своего существования коллективным главой государства, наделенным очень широкими функциями, но на самом деле реальное положение вещей было далеко не таким. Все основные решения, касающиеся государственного развития, принимались на заседаниях Центрального Комитета партии или Политбюро, а в определенный период времени и единолично Генеральным Секретарем. Так что деятельность Верховного Совета была ширмой, прикрывающей людей, которые реально руководили страной. Хотя большевики и пришли к власти, используя лозунг: «Вся власть Советам!», но на деле он никогда не был претворен в жизнь. Только в последних годах декларируемые функции данной парламентской структуры начали хоть частично соответствовать реальным.

Вместе с тем нельзя не отметить, что именно законы и указы Верховного Совета являлись своеобразным оповещением народа и мирового сообщества о тех решениях, которые принимала правящая верхушка. Таким образом, определенные функции у этого института все-таки имелись, хотя они и значительно отличались от декларативных его прав и прерогатив, закрепленных в советской Конституции.

Источник

Верховный Совет СССР

Парламентская система Двухпалатный Совет (1938-1989)
Двухпалатный парламент (1989-1991) Государство СССР Депутатов от 542 (12 созыв) до 1556 (9 созыв) Год основания 1936 год Предыдущий парламент Съезд Советов СССР и Центральный исполнительный комитет СССР Последующий парламент Межпарламентская ассамблея СНГ и Верховные Советы бывших союзных республик:
  • Верховный Совет России
  • Верховный Совет Грузии
  • Верховный Совет Казахстана
  • Верховный Совет Белоруссии
  • Верховный Совет Литвы
  • Парламент Молдавии
  • Верховный Совет Азербайджана
  • Верховный Совет Туркмении
  • Верховный Совет Эстонии
  • Верховный Совет Латвии
  • Верховный Совет Таджикистана
  • Верховный Совет Узбекистана
  • Верховный Совет Армении
  • Верховная рада Украины
  • Верховный Совет Киргизии
Год упразднения 1991 год
(Распад СССР) Последние выборы прямым тайным безальтернативным голосованием (1937-1989)
открытым голосованием членов Съезда народных депутатов (1989-1991)

Поскольку советская политическая система отвергала доктрину разделения и независимости властей [источник не указан 58 дней] , Верховный Совет обладал не только законодательной, но и частично исполнительной и контролирующей властью. Издаваемые Верховным Советом СССР законы являлись источником права, в то время как сам Верховный Совет формально считался коллективным главой государства (в промежутках между сессиями законодательные, представительские и иные функции Верховного Совета осуществлялись его Президиумом). Начиная с 1989 года единоличным главой государства стал Председатель Верховного Совета СССР [1] , а начиная с 1990 года — Президент СССР.

Здание Верховного Совета СССР располагалось в Кремле. Приёмная Председателя Президиума находилась в доме № 4/7 на углу улиц Моховая и Коминтерна (позднее — улица Калинина, ныне — Воздвиженка).

Содержание

История

Верховный Совет СССР был учреждён Конституцией СССР 1936 года. В качестве высшего представительного и законодательного органа государственной власти Союза ССР он заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР. Последний продолжал функционировать до первой сессии Верховного Совета СССР, которая была проведена в Москве 12 января 1938 года.

Выборы и созывы

До 1989 года выборы депутатов Верховного Совета СССР проводились всеобщим, равным и прямым голосованием населения. Начиная с 1989 года, Верховный Совет СССР избирался Съездом народных депутатов СССР.

  • Верховный Совет СССР 1 созыва — избран 12 декабря1937, заседал с 1938 по 1946 (выборы во время Великой Отечественной войны не проводились)
  • Верховный Совет СССР 2 созыва — избран 10 февраля1946, заседал с 1946 по 1950;
  • Верховный Совет СССР 3 созыва — избран 12 марта1950, заседал с 1950 по 1954;
  • Верховный Совет СССР 4 созыва — избран 14 марта1954, заседал с 1954 по 1958;
  • Верховный Совет СССР 5 созыва — избран 16 марта1958, заседал с 1958 по 1962;
  • Верховный Совет СССР 6 созыва — избран 18 марта1962, заседал с 1962 по 1966;
  • Верховный Совет СССР 7 созыва — избран 12 июня1966, заседал с 1966 по 1970;
  • Верховный Совет СССР 8 созыва — избран 14 июня1970, заседал с 1970 по 1974;
  • Верховный Совет СССР 9 созыва — избран 16 июня1974, заседал с 1974 по 1979;
  • Верховный Совет СССР 10 созыва — избран 4 марта1979, заседал с 1979 по 1984;
  • Верховный Совет СССР 11 созыва — избран 4 марта1984, заседал с 1984 по 1989;
  • Верховный Совет СССР 12 созыва — избран Съездом народных депутатов СССР, заседал с 1989 по 1991 годы.

Прекращение деятельности

Последний Верховный Совет СССР 12-го созыва был избран на первом Съезде народных депутатов СССР 25 мая 1989 года. Председателем Верховного Совета был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв.

15 марта 1990 года Горбачёв был избран Съездом народных депутатов СССР на пост Президента СССР. На посту председателя Верховного Совета его сменил Анатолий Иванович Лукьянов. После провала попытки отстранения от должности президента Горбачёва под руководством ГКЧП, А. И. Лукьянов был арестован 29 августа и освобождён от должности 4 сентября 1991 года.

8 декабря 1991 года были подписано Беловежское соглашение, ратифицированное Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991. Тогда же им были отозваны члены Верховного совета СССР от РСФСР, в результате чего Совет Союза (нижняя палата Верховного Совета) лишилась кворума, что было констатировано её председателем К. Д. Лубенченко на заседании 17 декабря 1991 года. На этом работа Верховного Совета СССР фактически была прекращена.

25 декабря 1991 года М. С. Горбачёв объявил о своей отставке с поста Президента СССР.

26 декабря 1991 года сессия сохранившей кворум верхней палаты Верховного Совета СССР (неконституционного Совета Республик, образованного Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1, но не предусмотренного Конституцией СССР), из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Т. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

Устройство

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей [2] . Срок полномочий Верховного Совета по Конституции 1936 года составлял 4 года, по Конституции 1977 года — 5 лет.

Представительство республик в Верховном Совете

Статья 110 советской Конституции 1977 года гласила:

Совет Союза и Совет Национальностей состоят из равного числа депутатов. Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.

В соответствии с Конституцией СССР союзные республики с разной численностью населения обладали равным числом представителей в Совете Национальностей ВС СССР — по 32 места из 750. Точно также различные автономные республики, автономные области и округа делегировали в Совет Национальностей одинаковое число депутатов (по 11, 5 и 1 соответственно). Однако крупные нации всё равно имели большинство благодаря доминированию в Совете Союза, состав которого (равный по численности Совету Национальностей) избирался пропорционально численности населения.

Президиум

Работой Верховного Совета руководил Президиум, который заново избирался в начале работы Совета каждого созыва на совместном заседании обеих палат из числа депутатов.

Состав Президиума

Состав Президиума определялся Конституцией СССР, но не был постоянным.

Изначально Президиум состоял из Председателя Президиума Верховного Совета СССР, 11 его заместителей (по числу союзных республик), Секретаря Президиума и 24 членов Президиума [3] .

Законом СССР от 7 августа 1940 года в связи с расширением СССР (за счёт образования Карело-Финской ССР и Молдавской ССР, принятия в СССР Литовской, Латвийской и Эстонской ССР) состав Президиума был соответствующе расширен: число заместителей Председателя увеличено до 16 [4] .

Законами СССР от 19 марта 1946 года [5] и от 25 февраля 1947 г. [6] число членов Президиума уменьшено до 15.

Законом СССР от 25 декабря 1958 года число заместителей Председателя уменьшено до пятнадцати (в связи с преобразованием Карело-Финской ССР в Карельскую АССР в составе РСФСР), а число членов Президиума увеличено до 16 [7] .

Законом СССР от 3 августа 1966 года количество членов Президиума увеличено до двадцати [8] .

С принятием в 1977 году новой Конституции СССР Президиум стал состоять из Председателя Президиума Верховного Совета, Первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя — по одному от каждой союзной республики, Секретаря Президиума и 21 члена Президиума Верховного Совета СССР [9] .

С 1988 года Президиум Верховного Совета СССР возглавлялся Председателем Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входили: Председатель Верховного Совета СССР, Первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР, 15 заместителей Председателя Верховного Совета СССР — Председатели Верховных Советов союзных республик, Председатели Совета Союза и Совета Национальностей, председатель Комитета народного контроля СССР, председатели комитетов и постоянных комиссий палат и Верховного Совета СССР [10] .

В последний период существования СССР в состав Президиума, возглавляемого Председателем Верховного Совета СССР входили: Председатель Верховного Совета СССР, Председатель Совета Союза и Председатель Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, народные депутаты СССР — по одному из каждой союзной республики, а также два представителя от автономных республик и один — от автономных областей и автономных округов [11] .

Полномочия Президиума

Президиум был уполномочен ратифицировать и денонсировать международные договоры, вводить в отдельных местностях или по всему СССР военное положение, отдавать приказ об общей или частичной мобилизации, объявлять войну, назначать послов СССР.

Кроме того, в функции Президиума входило:

созыв сессий Верховного Совета СССР; издание указов; толкование действующих законов; осуществление права помилования; приём в советское гражданство, лишение его и утверждение добровольного выхода из советского гражданства; учреждение орденов, медалей, почётных званий СССР и награждение ими; установление воинских званий, дипломатических рангов и т. п.; назначение и смещение высшего командования Вооруженных Сил и министров (последнее — с последующим утверждением Верховным Советом); отмена постановлений совета министров СССР в случае их несоответствия закону; представление Верховного Совета (в период между его сессиями) в сношениях с парламентами других стран; приём верительных и отзывных грамот аккредитованных при нём дипломатических представителей других стран; проведение референдумов.

Также Президиум имел право распустить Верховный Совет и назначить досрочные выборы.

Совет старейшин

Совет старейшин — совещательный рабочий орган Верховного Совета, образовывавшийся в каждой из палат. До 1989 года существование Совета старейшин не было юридически закреплено, и он функционировал в силу традиции [12] , а после принятия 20 декабря 1989 г. Регламента Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР Совет старейшин получил правовой статус, его работе была посвящена статья 62 Регламента [13] .

Совет старейшин создавался в каждой из палат (по квоте: Совет старейшин Совета Союза — один представитель на четырёх депутатов; Совет старейшин Совета Национальностей — по два представителя от каждой союзной республики и по одному от каждых автономной республики, автономной области и автономного округа); в задачи Совета старейшин входило предварительное решение организационных вопросов работы сессии Верховного Совета (обсуждение повестки дня, установление порядка обсуждения докладов и т. п.).

Источник

Оцените статью