Карточки по теме «Наречие» 7 класс
материал по русскому языку (7 класс) на тему
Карточки для работы по теме «Наречие» можно использовать при работе в 7 классах, при повторении темы в 8 и в 10 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_po_teme_narechie_v_7_klasse.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
19. Подчеркните как члены предложения выделенные слова; надпишите сверху, какой частью ре
чи они выражены; выделите в них суффиксы.
1. Цветы СИЛЬНЕЕ пахнут к дождю. — Он СИЛЬНЕЕ своего брата. 2. Живой цветок всегда ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ искусственного. — Избушка при солнечном свете выглядела ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ. 3. Лес ДАЛЬШЕ речки. — Утром мы отправимся ДАЛЬШЕ. 4. Сегодня его речь звучала ЯРЧЕ. — Этот тюльпан ЯРЧЕ других.
20. Вспомните 3-4 пословицы, поговорки, устойчивых словосочетания, которые содержат
наречия.
21. Прочитайте текст.
Из истории слова ВДРЕБЕЗГИ
Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нём происходят процессы отмирания одних слов и рождение других.
Так, в древнерусском языке употреблялось существительное ДРЕБЕЗГ со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом в образовалось наречие ВДРЕБЕЗГИ.
Подчеркните в тексте 4-5 наречий. В каком значении употребляется наречие ВДРЕБЕЗГИ?
Составьте предложение (словосочетание) с данным наречием:
Сделайте уфологический разбор 2-3 наречий из текста:
26. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
1. Исследователь Дальнего Востока Арсеньев понимал, что освоение этого ещё (не) изученного края (не) мысл. мо без серьёзной научной работы. 2. Следу. щие экспедиции охв. тившие гораздо большие участки тайги ст. новя(т, ть)ся (не) изм. римо масштабнее и дают (не) мало интересных научных результатов. 3. Ему (не) редко приходилось бывать на границ. с Кореей. 4. БИБЛИОГРАФАМ путешественника до сих пор (не) известно, за какие военные заслуги он был удосто. н таких высоких наград. 5. (Не) поддельно заинтересован. ые, точные вопросы зад. ёт Арсеньев пров. дникам сопров. ждавшим его в походах по (не) хож. ным и (не) езж. ным тропам тайги. 6. В начале века доб. раться до Владивостока было (не) изм. римо труднее. 7. Среди пассажиров этого (не) болып. го -парохода было (не) мало интересных людей. 8. Подробные карты этого (не) исследован. ого до конца района существуют сравнительно (не) давно. 9. Солнце всё смелее проб. вась сквозь листья и ветки (не) уловимо м. няет краски пр. брежного леса.
Объясните значение выделенного слова:
27. А. Раскройте скобки.
(Не) лепый поступок, взлететь (не) высоко; взлететь (не) высоко, а низко; надеть (не) красивый плащ; плащ (не) красивый, но прочный; путь (не) близок, а далёк; дорога (не) ровная; дорога (не) ровная, но короткая; очень (не) красивый зонт; далеко (не) лёгкое дело; (не) лёгкое задание; задача (не) лёгкая, но интересная; (не) легко было в пути; (не) легко далась ему эта победа; (не) весёлый, а грустный взгляд; далеко (не) весёлое путешествие; (не) весёлый мальчик; он был (не) весел; (не) благодарный слушатель; вовсе (не) трудная задача; её (не) трудно было решить; (не) трудная задача; отвечал (не) брежно; полный (не) вежда; вёл себя (не) принуждённо; (не) ряшливый вид; река была (не) широка; путь (не) короток, а длинен; бормотал что-то (не) внятное; (не) завидное положение; домашние (не) урядицы; говорил явную (не) правду; (не) известный певец; (не) урожайный год; очень (не) интересный тип; читал (не) громко, но выразительно; (не) стерпимая боль; (не) дорогой, но красивый подарок; (не) солоно хлебавши; (не) отразимость выводов.
27. Б. Раскройте скобки.
(Не) допустимо резкий тон; ответить (не) обдуманно; решение (не) продумано; рассчитать (не) точно; рассчитать (не) точно, а приблизительно; спросить (не) громко, а тихо; (не) безынтересно отметить; (не) виданно торжественный парад; писать (не) брежно; приехать (не) ожиданно; (не) истово сопротивляться врагу; приблизиться (не) заметно; (не) искренне вздохнуть; (не) вполне серьёзно относиться к делу; вести себя (не) принужденно; (не) организованно провести собрание; отвечать (не) уверенно; говорил (не) громко, а тихо; держаться (не) возмутимо; поступить (не) обдуманно; (не) медленно принять меры; (не) узнаваемо измениться; (не) высоко, а низко.
28. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В выделенных словах поставьте ударение.
1. Восточный ветер Н. КОГДА (не) пр. носит дождя (примета). 2. Мой знакомый, как человек, Н. КОГДА обучавшийся в университете, любил употреблять выр. жения учёные. (И. Тург.)3. Через рощу прот. кала та самая реч. нка, которая Н. СКОЛЬКО ниже огибала деревню. 4. Сейчас мне решительно Н. КОГДА было вступать с кем (нибудь) в дискуссии. 5. План совсем Н. КУДА (не) годится.
- Я пробежал по всем комнатам, но Н. ГДЕ (ни, не) кого (не) увидел (И. Тург.)
- Я Н. СКОЛЬКО (не) уд. вился его приезду. 8. Склонность её к чере. чур смелым сочетаниям цветов Н. ЧУТЬ его (не) коробила. 9. Мне сегодня Н. КАК нельзя опазд. вать.
29. Раскройте скобки. Объясните графически выбор НЕ—НИ. Подчеркните наречия.
А. (Ни, не) где не встретились, (ни, не) чем не интересовался, (ни, не) с кем не со-зетовался, (ни, не) как не мог понять, (ни, не) чуть не волновался, (ни, не) о ком не рассказывал, (ни, не) когда (ни, не) кому ни в чем не отказывал; (ни, не) сколько не удивился, (ни, не) мало не сожалел о своей поездке, (ни, не) когда (ни, не) откуда не получать писем, помощи ждать (ни, не) от кого, (ни, не) к кому не обращаться, (ни, не) с кого спрашивать, (ни, не) когда ни на кого не обижался, (ни, не) сколько не беспокоился, (ни, не) почем не забыть, шагу (ни, не) где ступить.
30. Образуйте от выделенных слов наречия. Запишите их в составе словосочетания, выделите суффиксы. Образец: ОРГАНИЗОВАННОЕ собрание — собрание прошло (как?) организованно.
ИСПУГАННАЯ девочка — вскрикнула (как?)
ИСКРЕННИЙ поступок — поступил (как?)
НЕЧАЯННЫЙ удар — толкнул (как?)
БЕШЕНЫЙ темп — мчаться (как?)
РАССЕЯННЫЙ человек — смотрел (как?)
ВЗВОЛНОВАННЫЙ бурей — слушал (как?)
ПУТАНЫЙ ответ — говорил (как?) ___
Сделайте вывод: В наречиях на -О, -Е пишется столько Н,….
31. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Подчеркните их как члены предложения. ПОМНИТЕ: Краткие причастия можно заменить глаголами прошедшего времени; краткие прилагательные (они часто выступают в роли однородных членов предложения) полными, к наречиям ставим вопрос КАК?
1. Выставка ОРГАНИЗОВАНА спонсорами (организовали спонсоры). 2. Экскурсия прошла (как?) ОРГАНИЗОВАННО (в слове ОРГАНИЗОВАННЫЙ две НН). 3. Ученица (какова?) ДИСЦИПЛИНИРОВАННА и ОРГАНИЗОВАННА (дисциплинированная и организованная). 4. Собрание ВЗВОЛНОВАНО сообщением (собрание взволновало сообщение). 5. Все слушали сообщение (как?) ВЗВОЛНОВАННО. 6.Голоса были РЕЗКИ и ВЗВОЛНОВАННЫ (резкие и взволнованные). 7. Семена РАССЕЯНЫ по полю (семена рассеяли). 8. Она была РАССЕЯННА и НЕВНИМАТЕЛЬНА (рассеянная и невнимательная). 9. Вчера он слушал РАССЕЯННО (как?).
32. Н или НН? Определите как части речи слова с Н—НН.
Ресурсы изыска(н,нн)ы дирекцией; средства вложе(н,нн)ы в строительство; ее манеры изыска(н,нн)ы; поля ограниче(н, нн)ы рвом; поведение искусстве(н,нн)о; люди были подавле(н,нн)ы и унылы; вещи утеря(н,нн)ы в дороге; девочка рассея(н,нн)а и невниматель(н,нн)а; тучи рассея(н,нн)ы ветром; поступил обдума(н,нн)о; ее поведение необдума(н,нн)о и несерьезно; ответы неувере(н,нн)ы; не увере(н,нн)ы в исходе; стремления возвыше(н,нн)ы; ученица организова(н,нн)а; рубашка выглаже(н,нн)а; дорога дли(н,нн)а; даль тума(н,нн)а.
Обращение гума(н, нн)о; ошибки исправле(н, нн)ы; друзья образова(н, нн)ы; история безнравстве(н, нн)а; речи проникнове(н, нн)ы и торжестве(н, нн)ы; девочка собра(н, нн)а и организова(н, нн)а; девочка весела и взволнова(н, нн)а; собрание хорошо организова(н, нн)о; дерево срубле(н, нн)о; их взгляды очень ограниче(н, нн)ы; малыши измуче(н, нн)ы дорогой; следы зайцем запута(н, нн)ы; друзья начита(н, нн)ы и воспита(н, нн)ы; дерево слома(н, нн)о ветром; его поведение гума(н, нн)о; преступление доказа(н, нн)о; очарова(н, нн)а красотой.
34. H или НН? Вставьте пропущенные буквы.
Взволнова(н, нн)ый разговор; дети взволнова(н, нн)ы случившимся; голоса были резки и взволнова(н, нн)ы; все трудности време(н, нн)ы; девочка избалова(н, нн)а родителями; некоше(н, нн)ый луг; стены вымаза(н, нн)ы краской; овощи сваре(н, нн)ы в кастрюле; попробовать пече(н, нн)ый мамой торт; масл. (н, нн)ый блин; масл. (н, нн)ые краски; ягоды подавле(н, нн)ы в корзине; эти люди злы и ограниче(н, нн)ы; деревья посаже(н, нн)ы в саду; сплете(н, нн)ая корзина; работа исправле(н, нн)а; купле(н, нн)ая книга; мороже(н, нн)ое мясо; солом. (н, нн)ая шляпка; исти(н, нн)ая правда; вещь подли(н, нн)а; ране(н„ нн)ый в плечо; нехоже(н, нн)ые тропы; неезж. (н, нн)ые дороги; подкова(н, нн)ая лошадь.
37. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните графически условия выбора О—А на конце наречий.
1. Справ… и слев… от меня постоянно возникали силуэты каких (то) странных фигур. 2. Он наскоро кормит лошадей и, . делавши (не) обходимые покупки, спешит засветл. доехать домой. 3. Направ. тускло л..снилось рж..ное поле; налев… вздымались деревья сада, длин…ые, (не) подвижные. 4. Он почти (не) шевелился и лиш… изредк… приподнимал понурую голову. 5. Сначал… мы считали под…ёмы и спуски, но потом бросили — было не до них. 6. Бл…снёт рыба золотым боком и снов… уйдёт в глубину. 7. Ещё задолг… до водопада потоки увл…кают лодку. 8. (Не) стоило занов… заводить все эти разговоры. 9. Влев… от дороги, проложен…ой между дикор…стущих яблонь, груш, побережье покрыто глубокими оврагами. 10. Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыт… накормит.
36. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
1. Прошлое и настоящее сл..ваю(т, ть)ся для неё, и она (не)много путан. о говорит. 2. Однажды поз. ней осенью отчаян. о зазвонил на. треснутый колокольчик около калитки. 3. Внизу было тихо, безветрен. о н даже (как) буд(то) тепло. 4. Сердце его бешен. о зак. лотилось. 5. Од. нокое облако лежало среди (не) обыкновен. о ярких звёзд. 6. Я даже отд. лён. о (не) могла себе представить этого. 7. Выпал первый снег на мгновенно замерзшую землю. 8. Я очень ветрен. о, быть может, поступила. 9. К речной ловле рыбы нужно пр. менять (не) сравнен. о больше ловкости и мастерства, чем к ловле в море. 10. Его постоян. о и (не) удержимо т. нуло в путь. 11. Они пр. выкли относи(т, ть)ся к тем, кто появляется в их таёжных селениях, насторожен. о, (не) доверчиво. 12. Всё, что случилось со мной, было так стран. о, так (не) обыкновенно
Источник
Вставьте «н» или «нн»
Ответ:
выставка организована спонсорами.
экскурсия прошла организованно.
ученица дисциплинирована и организована.
все слушали сообщение взволнованно.
голоса были резки и взволнованы.
собрание взволновано сообщением.
она была не внимательна и рассеяна.
вчера он слушал рассеянно.
семена рассеяны по полю.
Объяснение:
две н (нн) ставятся тогда, когда корень в слове заканчивается на букву (н), а суффикс начинается на букву (н)
Когда Катя сломала ногу, ее мама позвонила Маше и сказала:
— Маша, навести, пожалуйста, Катю. Она сейчас дома.
— А что случилось? — поинтересовалась Маша и добавила, — ведь мы виделись с ней в школе.
— Вот, — тяжело вздохнула Катина мама, — сломала ногу.
— Да как же это получилось? — обеспокоенно спросила Маша.
— На катке каталась на коньках, упала неудачно, — стала рассказывать мама Кати.
Но Маша перебила ее вопросом:
— А что говорят врачи? Это опасный перелом?
— Нет, Машенька, не очень — успокоила ее мама, — но придется три недели пролежать в гипсе.
Меня зовут . и я люблю играть с друзьями в футбол конечно я люблю футбол но я не люблю быть вратарём у меня никогда не получалось играть вратарём и мне казалось что я и вовсе не смогу им стать из-за этого не достатка меня называли не доедок потомучто половино игры я умею играть а другую нет как не доетое яблоко но вот настал 1 чудесный день мой друг сказал не переживай я научу тебя и ты будеш самым лудшым.Берегите друзьей
НАДЕЮСЬ ТАК Я НАПИСАЛА СОЧИНЕНИЕ ЧТО УВИДЕЛА НА КАРТИНЕ ЕСЛИ НЕ ТАК ПРОСТИ:(
Источник
Конспект урока «Н и НН в наречиях на -о, -е»
Одна и две Н в наречиях на –о, -е.
Закрепить умения учащихся правописания н-нн в наречиях на –о,-е; научить различать сходные по форме части речи ( краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия, наречия);
развивать память, логическое мышление, навыки грамотного письма;
воспитывать интерес к языку.
Домашнее задание: упр. 258.
Актуализация знаний учащихся.
— Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке ?
— Что нам нужно знать, для того, чтобы правильно написать наречия с Н или НН?
—Вспомните, когда мы пишем Н и НН в прилагательных
(В именах прилагательных одна буква Н пишется в суффиксах -ИН-, -АН-, -ЯН-.
Например: лебединый (в суффиксе -ИН- пишется одна буква Н), кожаный (в суффиксе
-АН- пишется одна буква Н), шерстяной (в суффиксе -ЯН- пишется одна буква Н).
Исключения: ДЕРЕВ ЯНН ЫЙ, ОЛОВ ЯНН ЫЙ, СТЕКЛ ЯНН ЫЙ.
(Две буквы Н пишутся в именах прилагательных, суффиксы которых начинаются с буквы О или Е.
Например, РЕДАКЦИОННЫЙ, ТРАДИЦИОННЫЙ, СОЛОМЕННЫЙ, КЛЮКВЕННЫЙ.
Две буквы Н пишутся в именах прилагательных, образованных при помощи суффикса Н от существительных с основой на букву Н.
Например: РАВНИННЫЙ = РАВНИНА+ Н)
Таким образом, в наречиях мы пишем столько же Н сколько в прилагательном и причастии от которого это наречие образовано. (слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
Слово «былина» происходит от слова «быль». Но все ли, рассказанное в былинах, происходило на самом деле?
Рассказанное – полное причастие сов вида, значит пишем НН.
Исполнители былин всегда увлеченно, искренне повествовали о мужественных богатырях, которые бесстрашно сражались с врагами Русской земли.
Увлеченно- наречие (от прилагат. увлеченный); искренне-наречие (от прилаг.искренний), бесстрашно – наречие (от прилаг.бесстрашный)
Конечно, в былинах немало вымысла, но в них взволнованно повествуется о сражениях и подвигах богатырей, стойко переносивших самые трудные испытания.
Немало – наречие (можно заменить синонимом — много), взволнованно – наречие (взволнованный).
Внимательно слушая или читая старинные сказания, люди вспоминают памятные события русской истории.
Внимательно – наречие (образовано от прилаг – внимательный).
Народ неслучайно сложил былины о благородных заступниках, которые преданно, самоотверженно служат людям, оберегая их свободу и мирную жизнь.
Неслучайно –наречие (можно подобрать синоним-закономерно, логично), преданно – наречие (от прилагат-преданный) , самоотверженно – наречие (самоотверженный-прилагат)
Объяснение нового материала.
— Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наше правило (на слайде) и скажите, какое правило и какие знания нам еще пригодятся при правильном написании Н и НН в наречиях?
(Нам понадобятся знания в правильном правописании Н и НН в причастиях, кроме того мы должны научиться различать краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия и наречия).
1. Класс сосредоточенно слушал объяснения учителя.
Сделаем этому предложению синтаксический разбор.
Класс-подлеж, слушал – сказуемое; слушал – (как?) сосредоточенно – это обстоятельство образа действия, выражено НАРЕЧИЕМ. Относится к глаголу, можно заменить другим наречием — внимательно. Следовательно, это наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове сосредоточенный.
2. Лица всех были сосредоточенны, серьезны.
Сделаем этому предложению синтаксический разбор.
Лица – подлежащее; лица (были каковы?) – были сосредоточены – это сказуемое, его можно заменить полным прилагательным сосредоточенный, следовательно, это краткое прилагательное, в нем пишется столько н, сколько н в полной форме).
3. Войска были сосредоточены на равнине.
Сделаем этому предложению синтаксический разбор.
Войска – подлежащее; были сосредоточены – сказуемое; Сосредоточены — можно заменить глаголом сосредоточились, следовательно, это краткое причастие, в котором пишется одна буква н.)
1) Если в предложении обстоятельство образа действия (вопрос к а к?) относится к глаголу — это наречие, в котором всегда пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано; его можно заменить другим наречием.
2) Если слово — сказуемое, то это может быть краткое причастие или краткое прилагательное. Краткое причастие можно заменить глаголом. Иногда при кратком причастии есть слово, обозначающее производителя действия. В кратком причастии всегда пишется одна буква н.
Краткое прилагательное отвечает на вопрос к а к о в? Его можно заменить полной формой. Краткое прилагательное часто выступает в роли однородных членов. В нем пишется столько н, сколько в полной форме.
Закрепление полученных знаний.
1. Коллективная работа с классом.
Используя схему рассуждения, объясните написание Н и НН в разных частях речи.
1) Мысли сосредоточены (сосредоточились) на докладе (в кратком причастии всегда пишется одна буква н).
кр. прилаг. кр. прилаг.
2) Девочка (к а к о в а?) внимательна и сосредоточенна (внимательная и сосредоточенная; в кратком прилагательном пишется столько н, сколько н в полной форме).
3) Она слушала (к а к?) сосредоточенно (пишется столько н, сколько н в слове, от которого образовано наречие).
Выставка организована спонсорами (краткое причастие ,можно заменить — организовали спонсоры).
Экскурсия прошла (к а к?) организованно (наречие, образовано от слова организованный, в слове организованный два н)
Ученица (к а к о в а?) дисциплинированна и организованна (краткое прилагат, можно заменить полной формой дисциплинированная и организованная)
Собрание взволновано сообщением (краткое причастие, можно заменить глаголом — собрание взволновало сообщение).
Все слушали сообщение (к а к?) взволнованно. (наречие, образованно от слова – взволнованный, в котором пишется НН)
Семена рассеяны по полю (краткое причастие, можно заменить глаголом- семена рассеяли)
2. Работа в парах.
Задания: выписать СС с наречиями. Объяснить правописание Н и НН.
увлеченно – увлеченный (причастие)
сильно – сильный (прилагательное)
разбросанно – разбросанный (причастие)
ужасно – ужасный (причастие)
усиленно – усиленный (причастие)
совершенно – совершенный (прилагательное)
интересно – интересный (прилагательное)
По завершении работы, происходит взаимопроверка.
Внимание ребят рассея..о
Ветром рассея..ы семена по полю
Медле..о шел по городу
Заснеже..о белели крыши домов
Взволнованно говорить (наречие)
Безумно посмотрел (наречие)
Отчаянно закричал (наречие)
Внимание ребят рассеянно (прилагательное)
Ветром рассеяны семена по полю (причастие)
Медленно шел по городу (наречие)
Заснеженно белели крыши домов (наречие)
Подведение итога урока. Рефлексия.
— С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой?
— С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?
Источник